Голгофа Репин

Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее. Картина Ильи Репина Голгофа: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер Голгофа (Распятие Христа), художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Голгофа – не единственная в своей идеологии работа Репина.

Прошло два года. Мать упала от изнеможения. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Сохранился и эскиз к этой картине исполненный пером и кистью.

Народная толпа бесчисленна. «Например, – писала критик, – в «Двойном портрете украинца» нет и следа усталости.

Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Произведения Репина, представленные на выставках 1920-х годов, разошлись по всему миру. В письме к А. Ф. Кони художник подробно описывал композицию своей будущей картины: «Он (Христос, вышедший из гробницы – Т. Б. ) поднялся к дороге, огибающей стену Иерусалима это совсем близко, тут же и Голгофа и налево хорошо были видны кресты с трупами разбойников, а посреди и его – уже пустой крест, сыто напитанный кровью, внизу лужа крови. Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину.

«Вера меня так обрадовала известием, что вы живы и читаете лекции. «Я долго собирался. «В них, – пишет он, – живет дух больших времен и интересно заметить, как они примыкают к, так сказать, тому стилю, представителем которого был немецкий мастер Менцель».

  • Описание картины Ильи Репина «Голгофа»
  • Голгофа (Распятие Христа) — Илья Репин
  • Библейские сюжеты в русской живописи
  • Художник: Репин Юрий ИльичГолгофа
  • Взгляд со стороны/К 165-летию со дня рождения Ильи Репина

Эта работа Репина свидетельствует о его молодом творческом темпераменте. Он собирается из разных картин и у каждой свой сюжет. Из картин 1919 года поражает «Женская голова» в акварели. Полотно изобилует различными недвусмысленными знаками, например, могилой, только что вырытой, бегающими вокруг толпы собаками, человеческими следами, окроплёнными кровью.

Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Ведь в не менее известной картине Репина «Бурлаки на волге» также прослеживается попытка изобразить страдания народа. Они олицетворяли жестокость. На камне слева от фигуры Христа подпись и дата: «1922. От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем.

—Я не соблюдал этих правил. Известно, что мастер не любил церковь, не признавал её. Она не столь большая — всего метр шестьдесят на метр тридцать. Из других пенатских картин надо остановиться на сравнительно небольшом холсте, тоже на библейскую тему — «Отрок Христос в храме». Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их.

  1. Илья Репин: религиозная живопись
  2. Религиозная тема в творчестве Репина
  3. Сочинение-описание картины Репина «Голгофа»
  4. Религиозная живопись Ильи Ефимовича Репина
  5. Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». —Я нарисовал целую эпопею «Россия распятая». Хорошо выученные в России, они имели грандиозный успех.

Картина доказывает, что художник снова стал основательно обдумывать вопросы религии и что в нем, несомненно, жив тот же религиозный дух, что и у великих русских писателей, например, у Достоевского». Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. Так же и остальные картины последних лет: «Грузинская танцовщица», «Akt», свидетельствуют о напряженной жизни этого пожилого представителя реализма». С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники.

Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Эта картина уже готова почти». Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя и как это поразило всю семью. Этот фон нужно иметь в виду, рассматривая новейшие произведения Репина.

  1. «Рукописи не горят, но все же стоит чаще делать резервные копии»
  2. Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: черно-белая репродукция
  3. Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: цветнаярепродукция
  4. Сочинения по картинам 5-9 класс

Написал. Шаляпин очень помогал. В последние годы у Репина бывало мало гостей. Благодетельная темнота затмения.

Все галереи обошел, предлагая свои картины. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. А кушать-то надо. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

Он к нам приехал и сразу купил несколько моих работ. «Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило. «Ибо подобно псам они могут попрать их своими ногами и возвратившись растерзать их самих». Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры.

«Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Эдвард Рихтер, корреспондент газеты «Хельсингин Саномат», в одной из своих статей о Репине, расценил подарок художника, «как выражение его преданности Финляндии». Что он вытворял на рынке искусства. Кстати, эта была последняя выставка, после которой Репин умер. «Голгофа» обозначает возврат к религиозной сфере, случившийся в то время, когда вихри революции и связанное с ней возникновение ненависти к религии взволновали старого мастера.

Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Солнечное затмение. В законченной композиции крест Христа лежит упавшим. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Через 2 дня пришел ответ. У него есть потрясающее «Верую». В стороне еще две фигуры учителей в восточных одеяниях. Среди этих людей много зевак, но больше всего истинно переживающих.

Технику я делал сам, растирал краски. Христос одет в русскую крестьянскую рубаху белого цвета. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Иоанн тебе заменит сына.

Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя и как это поразило всю семью. Деньги быстро кончаются. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства.

Описание картины 
Ильи Репина «Голгофа»

Ваши выставки здесь – праздник искусства». Он пишет: «Толстой знал, что самая реальная сила – бог. Тогда русских танцующих ребят была там много — наверно, треть. Картина «Голгофа» выставлялась в Хельсинки.

Репину был оказан очень теплый прием. Подтекст этого художественного решения является намёком на всенародные страдания русских людей. Картина представляет изображение многолюдной толпы народа, стоящего под низко нависшим, сердитым, тяжёлым небом. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. По мнению критика, «в «Мужском портрете» он до совершенства владеет формой и красками, хотя это произведение принадлежит к самым позднейшим. Народ толпился.

Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с «революционными вихрями». Изумилась она, когда его узнала. Репину был оказан очень теплый прием. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения.

«Голгофа» была выставлена в церкви и произошло необъяснимое: люди ставили к ней свечи, молились иные плакали. Наряды с другими работами (Грузинский танец, Священник). В 1870-80-е гг. Эта работа Репина свидетельствует о его молодом творческом темпераменте.

Потом сделал персональную выставку. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Голова Магдалины писана с Веры, но черты лица значительно утончены и облагорожены. И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось.

И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось. По колориту изысканности линий она удивительно красива и свежа. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым.

Самая пессимистическая. Жизнь повернулась круто. "Боже, Боже, за что же Ты меня оставил. ». Она состоит из нескольких частей. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира».

I. Перт». Рецензия Шаумен на выставку Репина 1925 года была опубликована в газете «Svenska Pressa», выходившей на шведском языке. «Голгофу» по праву считают одной из лучших картин художника. Выставки Репина послереволюционного периода не претендовали на цельность и полноту.

И вот – наконец-то передо мною холст. Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». «Бурлаки».

Картина живая, с сильной композицией, фигуры людей выписаны необыкновенно четко и ярко. Произведения Репина, представленные на выставках 1920-х годов, разошлись по всему миру. В ней можно увидеть и воинов и простолюдинов. Он им обрадовался. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник.

Ничего, кроме этих полотен, в ту пору я делать не хотел. С удовольствием». До сих пор, несмотря на все усилия, не удается. Они так значительно выделяются на фоне всего другого – какое знание жизни и ее форм.

В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста. До сих пор, несмотря на все усилия, не удается. Назначили встречу. И в декоративном отношении выделяется среди репинских произведений. В Священном Писании псы – нечистые животные.

Прокормить всех оказалось очень трудно, возникали серьезные проблемы с продовольствием. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Художник показывал то, что хранилось у него в «Пенатах» и, несмотря на это, в Финляндии экспонирование его картин становилось художественным событием. Кроме того, финны опасались проникновения в их страну большевистских шпионов. Вот таким образом, несмотря на то, что Репин был знаменитый художник, за ним, также как и за другими русскими, был установлен полицейский надзор. Картина была выставлена в 1927г. —Ничуть.

Живопись ее несколько особенная, не имеющая аналогии с остальными из перечисленных картин. Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Напротив, маленький дамский портрет, написанный только в этом году (портрет Мери Хлопушиной 1927 года – Т. Б. ) доказывает как у этого необыкновенно жизнедеятельного человека художественная способность и творческое рвение еще живы. Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем. Однако и работа Эрнста остается в рамках биографического очерка, лишь в общих чертах намечая историю творчества и мало места уделяя анализу отдельных вещей и тем менее касаясь общей проблематики творчества передвижников.

Я жил аскетом в мастерской, никуда не ходил. Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. «Ибо подобно псам они могут попрать их своими ногами и возвратившись растерзать их самих». —Появился я там тридцатилетним наивным мальчиком — и сейчас еще сохранил эту наивность. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. И дом и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило. Картина живая, с сильной композицией, фигуры людей выписаны необыкновенно четко и ярко.

«Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски. Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. Они оказались трудно доступными для исследования. Я ответил: «Конечно.

И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. Выставки Репина послереволюционного периода не претендовали на цельность и полноту. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Он считал, что «хотя Репин и кажется одинокой фигурой, но его можно сравнить с родоначальником немецких реалистов Адольфом Менцелем, который создавал композиции так же хорошо, как и наблюдал».

В законченной композиции крест Христа лежит упавшим. Один раз упал, хорошо, что не с самой большой высоты, но ребра поломал. Не хотелось никого видеть. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.

Этот фон нужно иметь в виду, рассматривая новейшие произведения Репина. Работал в поясах. Заканчивался век. Маргарет внимательно всмотрелась в пейзаж и сказала: «Господи, какая прелесть.

По колориту изысканности линий она удивительно красива и свежа. Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. Боже, Боже, за что же Ты меня оставил. ». Рецензия Шаумен на выставку Репина 1925 года была опубликована в газете «Svenska Pressa», выходившей на шведском языке. Но почему очень многие картины художника исполнены религиозных сюжетов. Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств». —Такие работы случаются раз в жизни. Всё это было очень ново для авторского стиля Репина и поразило его поклонников. Симпатичный каноник все взял на себя.

Репин изобразил Голгофу с распятиями, увиденную глазами воскресшего Христа. Тьма. Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. Более месяца сначала я компоновал картину: переставлял фигуры изменял их движения и главным образом искал красивых линий, пятен и классических форм в массах.

Как музыки, хотелось рыданий. Воистину, всякому пожелаешь такого здоровья. ». Страха ради, они не смели подойти ближе. Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И.

Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. Эта работа внушает мысль, что Репин, раньше – мастер преимущественно психологии и формы, лишь теперь, во время своего последнего периода, более серьезно углубляется в композицию красок». Для критика оказались интересны и выставленные рисунки. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли».

И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. Е. Репин был учителем Грабаря, который слышал из его уст немало рассказов биографического характера, приведенных им в монографии. Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. Моя будущая жена мне посоветовала написать одному из самых блистательных галерейщиков мира. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». На эскизе Христос сидит рядом с матерью. Мне необходимо было в этот момент что-то совершенно противоположное, легкое — девочки, сисечки-писечки И я пришел в «Мулен Руж».

Работа над картиной меня здорово вымотала. Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Ее купил известный коллекционер и выставил публично со всеми эскизами. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались.

Написал ее по велению сердца. «Не давайте святыни псам», – говорил он. Старый мастер продолжает много работать, курит крепчайшие сигары и даже купается в море. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Как и в молодые годы, художник сохраняет способность познавать вещи не только умом, но и чувством.

Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. И как писала видевшая картину дочь Репина Вера: «здесь оригинально и интересно освещение темного рассвета». Но замыслы рождаются трудно. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Срывался, но веревки меня удерживали.

В последние годы у Репина бывало мало гостей. Шпионы интриги, вот их изучение человеческих принципов». «Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер. Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны. Я не верил в результат.

И сам Ленин и его компания со всеми примадоннами, все это – чердачные мечтатели времен студенчества, впервые узнавшие из книг о социализме и коммунизме и сейчас же попавшие на службу в дело организованного шпионства в Германии – специально для России, – разве они могут верить теперь в возможности коммуны у воров – грабителей. В последние годы у Репина бывало мало гостей. Маргарет тогда уже не была премьер-министром. После этого верхолазы сделали мне крепления.

Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с «революционными вихрями». Это картины маслом, акварели, многочисленные рисунки. Иоанн тебе заменит сына.

Это крест неправильной формы, какой бывает на братских могилах. И как писала видевшая картину дочь Репина Вера: «здесь оригинально и интересно освещение темного рассвета». Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Пришлось принять на себя много отрицательной энергии.

Картина вышла очень страшная. В нем букетов 40 поместилось. Однако, к чему такая параллель. Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Конечно, Репин неспроста изобразил его в русской одежде. Он им говорил и успокаивал их: Не горюй, мать.

Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны. И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его. Как не радоваться. Учредилки, расстрелы, вот их средства, наемные латыши, китайцы, вот их опора. Из картин 1919 года поражает «Женская голова» в акварели.

Грабарь широко использует эту переписку. Все хотят увидеть казнь и сходятся в назначенном месте. Те, кто знаком с книгой воспоминаний художника, отмечают, что он действительно томился сюжетом «Голгофы», переживал душой и сердцем за него. Как-то меня спросили, хочу ли я написать портрет Маргарет. Сначала у меня была картина «Голгофа».

Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. И слушал музыку: Баха, Вивальди, церковную, православную музыку. Речь идет о его религиозной живописи. Эта картина прожила напряженную жизнь. Но чем черт не шутит. Испугавшаяся стража соскочила в овраг. Страха ради, они не смели подойти ближе.

Репин будто бы сам слышал, как плачут люди, трагически переживавшие смерть Христа. «Голгофа» обозначает возврат к религиозной сфере, случившийся в то время, когда вихри революции и связанное с ней возникновение ненависти к религии взволновали старого мастера. И эта радость дала мне идею картины. Он им говорил и успокаивал их: "Не горюй, мать.

Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. Она высказала мнение, что эта работа лучше других демонстрирует присущее Репину замечательное чувство цвета. В Священном Писании псы – нечистые животные. За другим покрывалом была «Голгофа». Крестный ход — против болезней.

Вот таким образом для нас очень ценны и интересны мнения современников имевших возможность видеть работы Репина позднего периода. Все эти события, так же как и последующие выставки имели для Репина хорошие последствия. По мнению критика, «в «Мужском портрете» он до совершенства владеет формой и красками, хотя это произведение принадлежит к самым позднейшим. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину.

Эдвард Рихтер, корреспондент газеты «Хельсингин Саномат», в одной из своих статей о Репине, расценил подарок художника, «как выражение его преданности Финляндии». Надвигающаяся гроза и сгущающиеся чёрные тучи на небе показывают неизбежность наказания людей за совершённый великий грех.

Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств». Все три страдальца, всех громко и страшно поражает молитва самого Христа. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Те, кто знаком с книгой воспоминаний художника, отмечают, что он действительно томился сюжетом «Голгофы», переживал душой и сердцем за него. Но слышал «нет». Они оказались трудно доступными для исследования. Мать упала от изнеможения.

Благодетельная темнота затмения. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Курил очень много.

Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной. Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам. Сейчас я ее разобрал — места в мастерской почти не осталось. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там.