Христос В Пустыне Иван Николаевич Крамской

В дебютном выпуске программы ведущая Анна Коликова расскажет о картине Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне».

Христос в пустыне (картина Крамского)

Нет. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863).

Но как рассказать. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18.

Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Он отчаянно спорил с ним о вере. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Что сделать, чтобы быть понятным. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров — бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни). Пустыня у Крамского символизирует неживое леденящее пространство, в котором фигура Христа кажется окаменевшей от своих дум.

Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Неужели это та самая книга. Но теперь. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Начал философствовать.

Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Перед нами – целая галерея типов и характеров. Представители духовенства не приняли это произведение.

Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Ж-998)29. Но теперь. Внешность изображенного совпадает со студентом Медузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Наполнены непостижимой мудростью. Картина Христос в пустыне появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры.

Изображаемая на картине ругань братьев и их жен над делимым при живом отце хозяйстве (на полу демонстративно разбросаны штуки ткани, скарб) вряд ли была возможна. Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» — или, по-другому, точного «контекста».

Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Батальный жанр (от франц.

В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов». В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Но потом мне вдруг стала ясно и живо представляться эта глубокая драма на земле, эта действительная жизнь для других.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

И тут же превозносили. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Другой дьячок отошел чуть поодаль и с видимым удовольствием заталкивает в нос понюшку табака. Почему. На полотне «Что есть истина. » Христос и Пилат» (1890) Ге представляет зрителю конфликт двух личностей, двух мировоззрений – Пятого прокуратора Иудеи Пилата и осужденного им на смерть Иисуса Христа.

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее). Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63.

Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Но никто не говорит ничего важного.

Вдали на пригорке стоит надсмотрщик в картузе, поддевке и красной рубахе навыпуск. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Прогрессивная тенденция в развитии Батальный жанр 19—20 вв. Третьяковым. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом».

Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Мои-сеенко, Г. Коржева и др. ). Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Мне очень странным показался тон, которым он начал говорить о Христе – он говорил о Нем, как о близком человеке. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного. Он невозмутимо встречает решительный, даже где-то резкий и насмешливый вызов – вопрос прокуратора: «Что есть истина. ». А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». П. М. Вся жизнь и творчество Крамского — ответ на этот вопрос.

Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Вот, на первый взгляд и все что там изображено. Но никто не говорит ничего важного. Воодушевившись всем увиденным Крамской возвращается в Россию и посещает Крым, для натуры лучше всего подошли районы Бахчисарай и Чуфут-Кале напоминавшие пустыню Палестины.

В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля.

Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Англия. Крестьянские образы подкупают достоверностью, правдой переживания. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Главное место в Батальный жанр занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Батальный жанр присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Батальный жанр с историческим жанром.

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым – в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.

«Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».

Христос в пустыне, 
Иван Николаевич 
Крамской

Христос в пустыне, Иван Николаевич Крамской

Он отчаянно спорил с ним о вере. В небе клубятся белые тяжелые облака. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Однако парень держит форс.

Едва ли. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич.

Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. «Никто не отнимает ее (жизнь. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Вот везет тяжело груженную тачку рабочий с белым платком на голове. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь.

Описание картины 
Ивана Крамского 
«Христос в пустыне»

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. В зале было немыслимое количество народу. Так и получилось.

Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление15. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину.

По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. Скверная штука жизнь. ». В зале было немыслимое количество народу.

Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». Сюжеты в равной степени они черпали из литературы художественной, обращаясь к Шекспиру и Данте. Начав работу над картиной Христос в пустыне, по началу художник решил писать картину в вертикальном формате, но быстро поняв, что пустыня лучше будет смотреться в горизонтальном положении, с широким охватом панорамы на фоне, которой в испытании своей судьбы в искушении отражен Иисус Христос. Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Его картина висела последней.

Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Очевиден обличительный смысл (тогда это было почти обязательным требованием к произведению искусства) — суеверие и непросвещённость крестьянства. Христа совсем не вижу. Чем, каким способом я могу быть понят. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Откуда же такая творческая противоречивость.

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

«Картина моя, – вспоминал Крамской, – расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть.

Он отказывается. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Ж-5724)495051. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9.

По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Повозку окружили крестьяне, пришедшие поклониться святыне. Начал философствовать. Наполнены они смирением перед волею Божьей ибо судьба Его ему известна. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны и беззащитность и кротость – с другой. 4:13).

4:2). Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Над их головами, в открытом окне буфетной, виден лакей, протирающий посуду для «благородных» представителей земства. Мясоедов не акцентирует критический аспект, ему важно показать сцену объективно, выводы зритель сделает сам. Художники-жанристы 1870-х отказывались от прямолинейности в изображении бытовых сцен, от «указующего перста» на явления социальной несправедливомсти.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

", – вспоминал художник. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Это было объединение художников идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант.

Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Впрочем, критика им была и не страшна. В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи — вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными.

Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».

Чем, каким способом я могу быть понят. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие.

Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Его картина висела последней.

Садовского на сцене Малого театра. Крестьяне, находящиеся близко к иконе, самозабвенно молятся.

Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Хотя на душе пакостно, погано: только намедни хозяин ни за что расквасил ему нос.

Храм Тихвинской 
иконы Божией Матери 
в Алексеевском –

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Разве можно это написать. Неужели это та самая книга. Неужели это та самая книга.

Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10.

Иван Николаевич 
Крамской Христос 
в пустыне

Иван Николаевич Крамской Христос в пустыне

На земле расположились крестьяне их обед – кусок хлеба и лук. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин. Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».

А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Длинные волосы, мягкая шляпа и плед подчеркивали принадлежность владельца разночинной среде, выражали протест «партикулярного» человека человеку казенному, чиновнику, официальному стилю. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина.

Иван Николаевич 
Крамской, «Христос 
в пустыне»

Иван Николаевич Крамской, «Христос в пустыне»

Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Но как рассказать. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».

Крестьянская тема была ведущей в творчестве художника. 1848 год. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Его могучие руки, широкие плечи, уверенные движения выдают огромную силу.

Иван Николаевич 
Крамской «Христос 
в пустыне»

Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»

И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. Наверняка, картины этих стен никого не оставят равнодушными. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.

– Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.

автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.

Безысходность, скорбь в ее согбенной фигуре. Маленький жанр. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Психологически достоверно показал В. Маковский изумленные и возмущенные лица людей. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на Родину, совершает поездку в Крым, в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.

Христос в пустыне 
 (Иисус в пустыне)

Христос в пустыне (Иисус в пустыне)

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Бездна острых наблюдений, мастерства в этом полотне. (Д. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца.

Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. И только один – делец, причастный к бесчестным махинациям банка, – радостно потирает руки, предвкушая солидный куш. В картине «Крах банка» В. Маковский выступил не только как знаток современной жизни, но и как вдумчивый психолог. Но это только на первый взгляд кажется, что мастер обеляет римского наместника. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли.

Он готов обругать, а то и ударить каждого, кто на минуту замешкается, остановится, распрямит спину. Картина была принята очень неоднозначно. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта.

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Протопоп, который с трудом вылезает из кибитки, наделен отталкивающими чертами. Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера. Прерафаэлиты предпочли второе.

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Тачка, лопата, молот да собственные руки и плечи – других "механизмов" у них не было. «Голгофа» осталась неоконченной.

Они. Ноги Христа изранены об острые камни, фигура согбенна, руки мучительно стиснуты, над склоненной головой, не замечаемое им, течет и течет время. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.

Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» — или, по-другому, точного «контекста». Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя.

И к чему тогдапустыня. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Его картина называется "Ремонтные работы на железной дороге". Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала.

Крамской получил несколько предложений продать картину. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем.

Влияние «Христа» 
Крамского на живопись

Влияние «Христа» Крамского на живопись

– Это я взял заказ писать образ Христа. Я назвал свою картину «Христос в пустыне», но эта картина про жизнь каждого человека». На мой взгляд, Ивану Крамскому в этой картине удалась довольно сложная и безусловно глубочайшая задача изобразить душу человека. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». – Примеч. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф.

Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели. Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII—XVIII вв. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. bataille — битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.

За свой труд они получали гроши. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62.

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Пройдет несколько лет и Илья Ефимович услышит от своего старшего товарища уже несколько иные речи. Эстетика картины находится в границах эпохи. Именно тогда он сделал первый набросок композиции. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. А все-таки не отходит». Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».

Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. – Это я взял заказ писать образ Христа. В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну — Артель художников. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского.

Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. В 1857 году поступил в Академию Художеств. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной.

Картина впервые была представлена зрителю на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из идейных вдохновителей и организаторов которого был сам Крамской. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Несколько человек бегут по дороге из деревни, боясь опоздать. По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин.

Посмертная выставка замечательного художника

Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. Звание профессора Крамскому не было присуждено. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Именно вот таким образом это произведение и сейчас кажется очень современным. Они наполнены болью, болью за всех нас.

Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. И тут же превозносили.

«Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской. Шла вторая выставка передвижников. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Рабочие копают и возят землю. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Все это создает вокруг студента атмосферу конспиративности. Непонятно, как такую картину позволили выставить. В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году – первый вариант картины, который его не удовлетворил. Известно, что для этой картины ему позировал конкретный человек — крестьянин Строганов из слободы Выползово Переславского уезда Владимирской губернии323.

Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. «Под влиянием ряда впечатлений, — пишетвпоследствии художник, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Что ж после этого.

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. Второй вариант картины был написан за год. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. В 1878 году картина была в составе российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже, куда были отправлены многие известные полотна из Третьяковской галереи и других собраний4445.

Композиция полотна очень проста. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Сюжет картины не сложен. Я не знаю. Удивительно, как мастеру удалось в одной картине показать огромнейшую палитру красок. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий – между парижским эскизом и полотном "Богатыри" (1898), венчающим героический цикл работ живописца. В апреле 1898 года, в Москве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, которая была куплена П. М. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.

Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Противостояние этих людей решается художником через контраст образов. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Неслучайно в толпе, окружившей икону, большинство женщин, стариков, ребятишек.

Записки переводчика 
с Андреем Десницким

Записки переводчика с Андреем Десницким

Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Христа не кончил»32. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа.

Таким увидел на картине Христа этот писатель. Разве можно это написать. Начал философствовать. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа.

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Новаторское по форме произведение имеет глубокий нравственный смысл. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. «Бывало, вечером уйдёшь гулять и долго по полям бродишь, до ужаса дойдёшь и вот видишь эту фигуру На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко, крепко сжаты, ноги поранены и голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что весь он уже как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. В 12 лет он окончил уездное училище с похвальными листами по всем предметам, но, потеряв в этот же год отца, не смог поступить учиться в гимназию из-за недостатка средств. П. М.

В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Время суток, рассвет, тоже выбрано не случайно: тонкая розовая полоска на горизонте – это символ заканчивающейся ночи и рождения нового дня, новой жизни. Возят и копают – и все. В каком-то смысле критики были правы. – Это я взял заказ писать образ Христа. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Шили строители, как кроты, в темных, наскоро вырытых землянках.

В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. А все-таки не отходит». Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».

И вот я однажды. Прерафаэлиты были в авангарде и здесь, ведь они сделали религиозный сюжет важной темой своей живописи и художественной стратегией. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.

Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327.

Иван Николаевич 
Крамской Христос 
в пустыне (1872)

Иван Николаевич Крамской Христос в пустыне (1872)

Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра.

Нет. Но никто не говорит ничего важного. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник.

Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли.

Именно тогда он сделал первый набросок композиции. Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Что ж после этого. Труд рабочих, строителей "железки", показал художник Савицкий.

В 20-30 годы XIX века в Британии в среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи, христианского искусства и религиозного сюжета. О чем думает его Христос. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий).

Андрей Петрович 
Рябушкин «Исцеление 
двух слепых» 1888

Андрей Петрович Рябушкин «Исцеление двух слепых» 1888 г

Среди таких его работ — ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Когда зритель смотрит на картину Ярошенко, то он может предположить в студенте будущего ученого, члена тайного кружка. были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. А что движет нами и по какому пути мы идем.

Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. К тому же на всём лежит некий отблеск страшной сказки. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Это было искупление грехов всего людского рода через личную жертву. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку.

В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

Бруни Федор Антонович 
Медный змий (1841)

Бруни Федор Антонович Медный змий (1841)

В картине нет места ясным и радостным тонам, как но места наивной светлой вере. Эстетика картины находится в границах эпохи.

Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Видно, он и душою крепок, никакой труд не сломит его, не согнет. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».

  • Ощущения художника при написании полотна
  • Суть и итог многолетних раздумий и исканий
  • Как художник Крамской артель создал
  • Код географического местонахождения картин

И это, наверно, тоже не понравилось газете. Ге же осмелился изобразить Господа в лохмотьях, стоящим в тени измученным и истерзанным. Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но порой в своих произведениях они разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее (П. На его сером, стертом лице с бесцветными глазами ни проблеска мысли или чувства.

Лямка глубоко врезалась в худые плечи мальчика. Богатыри стоят на границе поля и леса. Звание профессора Крамскому не было присуждено.

«Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Каждый найдет своё, то что сольется с таинственными нотами его души. Мою же душу затронула картина Ивана Крамского «Христос в пустыне». Холодные серые камни, бескрайняя пустыня, одинокий человек, тяжелы его мысли. Но, может быть, не очень хорошо проработанный серый пейзаж сделан таким специально, чтобы акцентировать внимание зрителя на лице и фигуре Христа, чтобы противопоставить эту серую каменистую безнадежность розовой ленте рассвета, началу новой жизни. А все-таки не отходит».

Ощущения художника 
при написании полотна

Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его.

Он отказывается. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Среди самых известных полотен художника – картина «Крах банка», написанная в 1881 году. Она повествует о трагическом факте имевшем место в середине 1870-х гг., – разорении частного московского Ссудного банка. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».

Таким образом, работе над этим шедевром художник посвятил в общей сложности около десяти лет своей жизни. А вокруг нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока И он всё думает, думает, страшно становится Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Что ж после этого.

Это какой-то нигилист. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой.

Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Там Иисус Христос должен был приготовиться к своему общественному служению постом и молитвою. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. Жертвами коммерческих махинаций стали в основном представители среднего класса. Своим произведением В. Маковский выразил сочувствие и сострадание обманутым людям.

Разве можно это написать. Самая известная картина Василия Максимовича Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г. ). Безусловно, я говорю сейчас о палитре, позволяющей увидеть нечто новое в нас самих. "Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью. Художник показывает неравноправное положение членов земской управы простым сюжетным ходом – «земство обедает» соответственно своему социальному положению. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом».

Но теперь. Игра света и тени в плохо освещённой избе усиливает зловещее впечатление и приобретает значение символа (молодожёны — в световом пятне, а колдун как бы распространяет вокруг себя тьму). Публика увидела ее уже после смерти мастера. Коллекционер без торга принял назначенную художником цену (6000 рублей).

«Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.

Кто это был. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить».

(от фр. И к чему тогда пустыня. Крамской получил несколько предложений продать картину. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной.

Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Протопопа поддерживает рослый дьячок, равнодушно-угрюмого вида, зажавший под мышкой кружку для пожертвований.

Она читается везде, особенно в его глазах. Крестьяне шли строить "железку" – так называли они железную дорогу. Но сколько раздумий, какая публицистическая наполненность. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Вглядитесь в образ крестьянки.

Но все же сорокадневный пост и искушение были направлены вовсе не на то, чтобы Христос сделал свой выбор как Человек, а на то, чтобы показать дьяволу, что выбор Сына Божия уже сделан. В руке у него палка. Существует его описание, оставленное Ю. М. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы (длинноволосый студент – так тогда их называли). Амбиции молодых людей вполне можно понять.

Он отчаянно спорил с ним о вере. Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическому типу. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне.

Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Наигрывает на гармошке модную кадриль. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Он отказывается. Шла вторая выставка передвижников. И тут же превозносили. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Получив решительный отказ, Крамской от лица четырнадцати выпускников обратился к совету с вежливым, но твердым заявлением о том, что, не смея оспаривать решений начальства, выпускники желают немедленно покинуть стены академии. Показанная на Второй выставке ТПХВ, эта картина вызвала громкие споры. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».

Скверная штука жизнь. ». Темные узкие складки, словно веревки, опутывают Пилата. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.