Иисус Христос В Пустыне Картина

Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин. В удивительной картине «Христос в пустыне» Иван Крамской изображает Иисуса посреди пустыни. Картина «Христос в пустыне» посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу, к образу которого Н. К. Рерих неоднократно обращался в своем творчестве в разные годы, глубоко и всесторонне осмысливая евангельские сюжеты.

Христос в пустыне (картина Крамского)

Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. Но создавали их совсем не для церкви, как было в эпоху Возрождения, а для частного пространства.

Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314.

Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет. Разве можно это написать. Ну что ж после этого.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Он исцелял болезни и совершал другие замечательные действия. «Никто не отнимает ее (жизнь. И где-то вдали небо начинает светлеть. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31.

И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Он не замечает смены дня ночью и нового наступления дня. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. 4:13).

По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, дать ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу.

Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. Едва ли. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Три года после этого Он провёл странствуя и открыто проповедуя. Большинство Его учеников жили вместе в уединенной местности.

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

«Не тем люди живут. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

«Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Впрочем, критика им была и не страшна. Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Но каждый зритель видел в Христе Крамского настолько разные смыслы и образы, что сам автор был сбит с толку.

Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Начал философствовать. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. Что ж после этого. Новаторством было вписать исторические образы в современный контекст, максимально приблизить их к настоящему времени. Поправде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28.

Почему они оторваны от Бытия вечного, которому принадлежат. » Такое Учение сущности затмевало магические приёмы. Искушение Христа (1933). И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить.

Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал.

Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. День новый непреложно настаёт. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Но теперь.

Амбиции молодых людей вполне можно понять. В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич.

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Там нет пустыни, наоборот, огромная толпа народу, воины, смеющиеся над Христом, но Христос на этом полотне не менее одинок, чем в той серой пустыне, которая была написана Крамским в 1872 году. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Человек уставший в изнурительной дороге, присел на серые камни, склонив голову, размышляя о жизненных трудностях о роде человеческом.

Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской.

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Но как рассказать. Крамской стремился к справедливости, отстаивал свободу от творческих ограничений извне и часто отказывался от материальных благ и удобств ради своих идей. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

И он всё думает, всё думает. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Как говорилось выше, эскизов к большому и такому сложному полотну было необычайно мало: одна глиняная голова, несколько этюдов головы с натуры, несколько рисунков рук и набросков драпировок и 12 небольших набросков самой композиции. Скверная штука жизнь. ».

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9. В зале было немыслимое количество народу. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы. Кроме того, в образе Христа воплотился психологический облик современного Крамскому человека, в котором эпоха ломки породила множество «проклятых вопросов» и к разрешению их он шел путем мучительнейших поисков, сомнений и колебаний. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание.

Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. «Так начнём описание Его жизни, чтобы неизвращённое слово было записано на земле. Мне очень странным показался тон, которым он начал говорить о Христе – он говорил о Нем, как о близком человеке. Чем, каким способом я могу быть понят.

Описание картины 
Ивана Крамского 
«Христос в пустыне»

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

А все-таки не отходит». Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место.

Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым – в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. Но как рассказать.

Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. В каком-то смысле критики были правы. Чем, каким способом я могу быть понят.

Таким увидел на картине Христа этот писатель. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Первый вариант картины экспонировался на посмертной выставке Крамского, проходившей в 1887 году в Санкт-Петербурге его местонахождение в настоящее время неизвестно1. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев.

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его.

Картина Крамского 
Христос в пустыне

Картина Крамского Христос в пустыне

«Под влиянием ряда впечатлений, — пишетвпоследствии художник, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Учение Его устремляло людей к возможности духа. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф.

Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Страшно станет.

Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть.

«Итак, это не Христос, – говорил художник. – То есть я не знаю, кто это. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. Такая художественно-эстетическая концепция таила для Рериха большие возможности в решении собственных представлений о сущности человека. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем.

Библейские сюжеты 
в русской живописи

Библейские сюжеты в русской живописи

В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока, да несколько волосков по воздуху стоят горизонтально от ветерка. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен».

О чем думает его Христос. Но никто не говорит ничего важного. В Христе Крамского отразилось присущее русской народнической интеллигенции стремление «очиститься от наследных грехов» (Чернышевский), преодолеть в себе все эгоистическое и посвятить себя высокому идеалу служения общенародному делу.

Христос в пустыне, 
Иван Николаевич 
Крамской

Христос в пустыне, Иван Николаевич Крамской

В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа.

4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Он вынужден был пойти по стопам отца и несколько лет служил канцеляристом-переписчиком в городской думе. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный.

"Христос в пустыне" 
– удивительная история 
картины

"Христос в пустыне" – удивительная история картины

По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов.

Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно.

Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Сколько раз плакал я перед этой фигурой. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».

За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Чтоже доэффекта, который «Христос впустыне» произвел напочтенную публику, тообэтом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей наогромное число разноречивых мнений. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Христос в пустыне 
— Иван Крамской

Христос в пустыне — Иван Крамской

Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что у него все члены уже как будто окоченели от продолжительного и неподвижного сидения. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Ж-998)29. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками.

В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Увидя чистые глаза, Он спрашивал – что знаете о Боге. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21.

Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи.

Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Ибо вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.

На вопросы, которые задавали зрители художнику: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету.

Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, он, однако, выделяет ту мысль, что почти ни в одном из них не затронуто то место Евангелия, где говорится о смысле искушения. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Когда глядишь на Христа, на его ссутулившуюся фигуру, на спутавшиеся пряди волос, на его невидящие глаза, чувствуешь такое самоуглубление, такую погруженность в решение огромной важности вопроса, при которой «глаз, будучи открытым, не передает уже никаких световых впечатлений мозгу» (Крамской). «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

Он был уверен в том, что, на самом деле, его друг лучше, чем хочет порой казаться окружающим. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Картина впервые была представлена зрителю на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из идейных вдохновителей и организаторов которого был сам Крамской. Второй вариант картины был написан за год. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В.

Почему. Родители Его были бедны, но происходили из благородного рода. Но вот занимается заря еще одного дня. автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

Это было объединение художников идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант. Так и получилось. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53.

Влияние «Христа» Крамского на живопись

У нас не возникает сомнений в том, что изображенный человек сидит так уже очень давно. И к чему тогда пустыня. Он отчаянно спорил с ним о вере. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Ж-998)29.

По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Только думаю, что и стоны и страдания останутся со мной и нет им исхода И вы и я, вероятно, не одиноки есть много душ и сердец, находящихся в мятеже Ужасное время, страшное время. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.

Вот в этом и проявилось огромное мастерство Крамского. Композиция полотна очень проста. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты».

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Ноникто неговорит ничего важного.

Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Картина была принята очень неоднозначно. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Его картина висела последней.

Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ, КП 5583II), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ, КП 5564II), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк), «Исса» (1939, кат. Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

– Примеч. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Интересно, что для итогового варианта полотна не потребовалось много эскизов, что очень странно для картины такого размера: известны одна глиняная голова Христа, несколько картонов-этюдов голов с натуры, лист с композиционными поисками и немного отдельных набросков рук, драпировок одежды, каменистой почвы пустыни. Потому Волхов не было около Него, но лишь по звёздам знали о Нём.

В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). В 1878 году картина была в составе российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже, куда были отправлены многие известные полотна из Третьяковской галереи и других собраний4445. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Кто это был. Тридцать лет ходил Он, повторяя чтоб отдать тем, кто не примет.

Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Это есть выражение моих личных мнений». Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца.

Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. И вдруг странное признание: «Какая тоска и муки охватывают мою бедную мать, она никак не может переварить, как это можно не почитать Бога, не ходить в церковь, не слушаться священников, не поститься даже в Великий пост. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель.

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление15. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».

Посмертная выставка 
замечательного художника

Посмертная выставка замечательного художника

Христа совсем не вижу. Что ж после этого. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». По возвращении в Россию Крамской продолжает искать.

Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Чем, каким способом я могу быть понят.

«Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы.

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна.

Они отправляют сына в пустынную область Южной Иудеи для обучения в общине Евсеев. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».

Записки переводчика 
с Андреем Десницким

Записки переводчика с Андреем Десницким

Это какой-то нигилист. Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. Христа не кончил»32. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Он отказывается. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал – не ты ли несёшь для Меня.

Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Своё высшее Посвящение Иисус получил в Гималаях. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20. Непонятно, как такую картину позволили выставить.

е. увидеть, как писали Христа величайшие европейские мастера), художник уезжает в Германию, затем в Вену, Антверпен, Париж. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Павел Михайлович догадался, что с Крамским произошел один из тех редких случаев, которые приключаются иногда с действительно талантливыми художниками или поэтами.

Неужели это та самая книга. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. Послужить Его Учению решили мы тогда».

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Откуда же такая творческая противоречивость. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.

Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Он не замечает ничего вокруг Себя.

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. И тут же превозносили. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба.

Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме.

В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Под влиянием ряда впечатлений, – говорил впоследствии И. Крамской, – у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. Шла вторая выставка передвижников. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания».

художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Ж-5724)495051.

Напишите отзыв о 
статье Христос в 
пустыне (картина

Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)

Что сделать, чтобы быть понятным. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед Узнавал Он на скрещениях путей. Аведь «Христос впустыне»— это моя первая вещь, над которой яработал серьёзно, писал слезами икровью она глубоко выстрадана мною она— итог многолетних исканий». 1848 год. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Разве можно это написать. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. На нем печать глубокой думы. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».

Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. В 20-30 годы XIX века в Британии в среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи, христианского искусства и религиозного сюжета. Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж.

Отрывок, характеризующий 
Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)

Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. Прерафаэлиты предпочли второе.

«Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». Мы знали многое, Он же мог всё. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.

Как могу открыть небо людям. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

3. 1. 41/40) и др. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов и только время от времени брови шевелятся, повинуясь законам мускульного движения. Этот сюжет не самый редкий в мировой живописи, к нему обращался не один европейский художник.

  • Ощущения художника при написании полотна
  • Суть и итог многолетних раздумий и исканий
  • Как художник Крамской артель создал

Вокруг Него собралась небольшая группа учеников, которых Он учил более глубоким истинам духовной жизни. И, судя по тому, насколько серьезно и глубоко задумался Он на картине, этот выбор для Него весьма мучителен. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Нет. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Разве можно это написать.

Ощущения художника 
при написании полотна

Три студента Королевской Академии художеств объединились в братство, чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213.

Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». За Ним расстилается бескрайняя пустыня. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Здесь он подвергся многократным искушениям сатаны. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.

Ж-5724)495051. Как могу прекратить губительную бурю. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. И к чему тогдапустыня. Я не знаю. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. Но как рассказать. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой.

Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Сам Крамской говорил, что в его картине изображен момент переходный (имея в виду переход от сомнений и колебаний к твердой решимости «не сделать того, куда влекут его животные наклонности»). Англия. Но никто не говорит ничего важного. – Это я взял заказ писать образ Христа. И в-третьих, пустыня несет религиозно-философский контекст: это место борьбы человека с собственной совестью, со своими страстями, место нравственного и духовного выбора.

Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. 4:2). Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна.

Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов». И вот я однажды.

увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21. Это какой-то нигилист.