Илларион Прянишников Картины

Через два года, в 1864 году, за картину «Чтение письма в мелочной лавке» Илларион Прянишников был награждён Малой серебряной медалью. Прянишников Илларион Картины и биография Иллариона Прянишникова Прянишников Илларион Михайлович, русский художник-жанрист, действительный член петербургской АХ (1893). В училище Илларион Прянишников подружился с Василием Перовым, молодые люди помогали друг другу (Прянишников, например, позировал Перову при создании картины «Приезд станового»), а в 1862 году они вместе провели всё лето в Троице-Сергиевой лавре.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. В 1871 – 1872 годах наряду с В. Е. В 1880-1890-х гг. С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан. Его преподавателями были С. К. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883).

Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И. М. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865).

Гостиный двор в Москве" (1865) – сразу принесла ему широкую известность. Уже в первых работах начала 1860-х гг. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения.

«В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Он изображал убогие развлечения городского люда, толпящегося у двери балагана, на которой написано Въ хоть в Тиатръ Марийанеток (У театра марионеток, 1867) страдания бездомных нищих (Калики перехожие, поющие Лазаря, 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц (Швея, 1870). В то же время (и это тоже типично для шестидесятников) художник любил и внимательно изучал искусство старых мастеров, прежде всего голландских и испанских живописцев 17 века.

Ученики оставили теплые отзывы об учителе. блаженно улыбался. Одной из первых работ исполненных Прянишниковым в годы обучения, стала копия с картины Приезд станового на следствие В. Перова (1857), уже тогда возглавившего обличительное направление в русской живописи. Коровин.

  • Прянишников, Илларион Михайлович
  • Художник Илларион Прянишников (1840 – 1894)
  • Прянишников Илларион Михайлович – русский художник-передвижник
  • Прянишников ИлларионКартины и биография

Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: Спасов день на Севере (1887, Третьяковская галерея, Москва), Общий жертвенный котел в престольный праздник (начало 1890-х). В 1880-х гг. Широкую известность приобрела картина Прянишникова В 1812 году.

Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Новый директор стал приказывать и турять. Когда в школу после К. А. Трутовского назначили в директора Виппера, то многое изменилось.

Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Коровин. Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам («Чтение письма в мелочной лавке», «Мальчик-коробейник»). Эти полотна отличаются сочными цветами исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). «И кишки», – с досады ответил Евграф Семенович.

Гостиный двор в Москве» (1865). Сорокина и С. К. Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок. Маковским, Г. Г. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).

Уже в первых работах начала 1860-х гг. Помню однажды спор. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты.

  1. Прянишников Илларион Михайлович
  2. Прянишников, Илларион Михайлович: биография
  3. Прянишников, Илларион Михаилович
  4. Энциклопедия мировой живописи (очередной 270 выпуск)
  5. ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович
  6. Русские художники: Прянишников Илларион Михайлович

Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Сорокин говорил, что надо делать всю конструкцию, даже внутренних органов. Выставка не прошла мимо внимания Чехова. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года» (1874).

Учился в Московском училище живописи и ваяния (1856-1866) у Е. С. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Произведения Прянишникова 1870-х гг.

  • Картины — Прянишников, Илларион Михайлович
  • Картины художника Иллариона Михайловича Прянишникова
  • Картины художника Андерса Цорна ( )
  • Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)
  • Детские образы в творчестве Прянишникова

Прянишников построил живописное решение картины на богатых соотношениях различных оттенков черного, серого и коричневого цветов, выделив на фоне общей холодной гаммы теплящуюся перед мерцающей иконой лампадку, как бы напоминающую о попираемых гостинодворцами элементарных основах нравственности, о милосердии. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890).

Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Педагог. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные герои Отечественной войны, в отношении к которой Прянишников близок Л. Толстому (роман Война и мир был полностью опубликован в 1868 го-ду, когда художник сделал первые эскизы картины). Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

  • Напишите отзыв о статье Прянишников, Илларион Михайлович
  • Отрывок, характеризующий Прянишников, Илларион Михайлович
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Словари и энциклопедии на Академике

В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Иванова, Н. А. Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874).

Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». Прянишникова — истинные герои войны с французами. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. В картине Любитель (конец 1860-х) художник едко высмеял тип сластолюбивого богача-сибарита, поклонника изящных искусств. Касаткина и других. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1894), среди его учеников – В. К. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С. К.

Архипова, С. В. Как шакалы».

  1. Коллекция Государственного Русского музея
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Сюжет картины был навеян одноименной пьесой А. Островского, в 1864 году опубликованной в журнале Современник и поставленной на сцене Малого театра. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. Зарянко. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870).

В работах второй половины 1860-х – начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856—1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: «Мальчик-коробейник» (1864), «Чтение письма в овощной лавке» (1864), «Шутники.

Прянишников, Илларион 
Михайлович

В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Зарянко.

В 1880-90-х гг. В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. А рядом в его творчестве возникали камерные, «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893). Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. В самостоятельных работах Прянишникова начала 1860-х годов (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) уже достаточно ярко проявились характерные черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым, точным социально-психологическим характеристикам, сочная цветность живописи. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни.

В 1880-90-х гг. (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Работал в социально-бытовом (Шутники. День выдался пасмурный и ненастный. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. В 1856 году он возобновил учёбу. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки.

Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). Перов. А рядом в его творчестве возникали камерные, сумеречные по настроению образы и сюжеты В мастерской художника (1890), В провинции (1893).

Особенно удачна последняя изображающая возвращающийся зимним вечером из города в деревню обоз. В это время в училище занимался брат Чехова Николай, друзьями Антона Павловича стали учившиеся с Николаем И. И. Левитан, К. А. Коровин, архитектор Ф. О. Шехтель. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Зарянко и Е. С.

Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Гостиный двор в Москве, 1865 Порожняки, 1871, обе – в ГТГ) историческом и батальном жанрах (В 1812 году, 1874, Государственный художественный музей Белоруссии). А. Архипов и В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля и С. Иванов, Н. Касаткин и братья К. и С. Коровины, М. Нестеров и А. Степанов высоко ценили мастерство и советы Пряника (как они его ласково называли), его веру в значимость личности художника. «Это был честнейший человек, человек свободы и силы Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник», – писал К. А. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века.

Всё одно, как запой. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре. Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку. А рядом в его творчестве возникали камерные, сумеречные по настроению образы, проникнутые грустными интонациями (В мастерской художника, 1890 В провинции, 1893). В лучших из охотничьих картин ему удалось достичь естественности и поэтичности сочетания человека и пейзажа (Конец охоты, На тяге), органично соединить мягкий юмор бытовых зарисовок и чувство красоты летнего дня (Охота пуще неволи).

Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. Уже в первых работах начала 1860-х гг. А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники. В 188090-х гг.

Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В. Г. «И кишки нужно. » – спросил Илларион Михайлович. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.

Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). А с появлением в 1865 году картины Шутники. Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Симпатии к преподавателю не могло помешать и то, что (как часто бывает в отношениях отцов и детей) не все поиски молодежи оказывались Прянишникову понятными и близкими.

Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). Гостиный двор в Москве, за которую он получил большую серебряную медаль (в том же году Прянишников закончил обучение в Училище), он прочно занял одно из первых мест среди художников-реалистов того времени. Полотно "Эпизод из войны 1812 года" (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И. М. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». «Ну, хорошо, я буду писать тебя в шубе. Прянишникова — истинные герои войны с французами. Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года».

С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Действительный член Академии художеств (с 1893). Мясоедовым, В. О. А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники. Родился в Калужской губернии.

Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (начало 1890-х). Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. Иванов, С. А. Влияние рассказов Толстого ощущается в серии картин Прянишникова, посвященных обороне Севастополя (1871-72). С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного.

Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник. Спасибо вам». В юные годы испытал глубокое воздействие творчества В. Г. Перова. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.

По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. фуй. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания.

Уже в ранних работах отчетливо проявились черты его таланта – наблюдательность, живость и точность психологических характеристик, сочность колорита. Картины Прянишникова посвящены жизни «униженных и оскорбленных» : «Шутники» (1865), «Погорельцы» (1871) и «Порожняки» (1872). отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники.

Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности2. В 1880-90-е годы Прянишников работал и над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни (Спасов день на Севере, 1887 Общий жертвенный котел в престольный праздник, Крестный ход – начало 1890-х). Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», «Порожняки». Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать Порожняки изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу.

Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Особым талантом художника стала его наблюдательность. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). Годы жизни:1840-1894. Академии художеств. Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре».

А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники. В облике главного героя ясно читаются черты Прянишникова, позировавшего Перову. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность.

Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев – С. В. Родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. С 1893 г. – д. чл. Эта тема возникла в творчестве художника не без влияния Перова (первая в этом ряду – картина Художник Перов на охоте – написана в 1871 году, когда появились знаменитые Охотники на привале). Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.

И Анюта покорно отправляется к художнику. Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Бялыницкий-Бируля, СВ. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.

Сорокин. Гостиный двор в Москве», созданная в первый год обучения. Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Произведения Прянишникова 1870-х гг.

Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, «чеховского» поколения. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин.

О ней с восхищением отзывался Стасов. создал ряд лирических жанровых картин, охотничьих сцен (Жестокие романсы, 1881 Охота пуще неволи, 1882, обе – в ГТГ). В других живописных новеллах Прянишникова проявились его сатирические наклонности (Жестокие романсы, 1881).

Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени. Известность Прянишникову принесла картина «Шутники. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью.

Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй. Дружба художников (они вместе работали, вместе бедствовали, порой деля одну шубу на двоих) продолжалась до конца жизни Перова (1882), чье влияние помогло Прянишникову утвердиться на позициях критического реализма. Прянишниковым исполнено 18 полотен, при работе над которыми он опирался на рассказы «поживших геройской жизнью» офицеров и моряков. С 1873 года до конца жизни он преподавал в МУЖВЗ, где был педагогом А. Е.

Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870).

Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Главную оппозицию держал Ларион Михайлович. Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки» изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Прянишников работал над полотнами изображавшими многоликую народную массу («Спасов день на Севере», 1887 и др. ). Обращался он и к историческому жанру. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении».

Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890).