Исаак Левитан Озеро Русь

«озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах.

Исаак левитан озеро русь описание

В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819. Слободка», «Лунная ночь.

Это одно из вершинных творений И. И. Левитана. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом.

Во всем – красота изобилие, спокойная и свободная мощь. Все о Левитане. Художник соединяет в одном пейзаже все, чем богаты лето и осень, чтобы выразить то, что он вкладывал в понятие «Русь».

По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. Исаак Ильич Левитан картины с описанием. Сложно и богато цветовое решение картины. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Русь» (не закончена).

Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины. Эскиз. В Богородском Левитан написал ряд пейзажей, среди которых, в частности, была картина «Озеро. Озеро. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета». Художник Исаак Ильич Левитан Левитан картина Озеро.

Ещё один этюд, «Озеро. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов.

  1. Пейзаж: Озеро, Русь – Левитан Исаак Ильич
  2. Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения
  3. Описание картины Левитана Озеро

В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 1898 или 1898 – 1899, 48, 6 69, 7 см). Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. Описание этой работы пока отсутствует. Озеро. Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл.

По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Русь» была очень высоко оценена критиками.

Пейзаж: Озеро, Русь 
– Левитан Исаак 
Ильич

Синтезом всех впечатлений и наблюдений Левитана над природой родной земли стало его последнее монументальное произведение – «Озеро Русь». Левитан (1860-1900) начал работать над этим полотном в 1899, но путь к окончательному воплощению образа лежал через многие предшествующие годы размышлений и наблюдений, выраженные в десятках этюдов, эскизов и вариантов будущей картины. Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник.

Солнечный день, его невероятная свежесть и особенная яркость, переданы с особой непосредственностью, которая почти импрессионистская. Описание картины Левитана Озеро. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер.

Художник умер, не успев завершить данную работу. Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. Как много. Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» – «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898 – 1899, 14 18 см инв.

Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. Большая картина "Озеро" является главным произведением позднего Левитана. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898 – 1899, 27 36, 5 см инв. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в. Последняя его работа «Озеро. Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. «Озеро». Русь» считается одной из самых крупных картин художника. Русь, 1899 – 1900 г. Иллюстрация к новости Что получилось, когда царь позавидовал купцу. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59 см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро». Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, – именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью».

В изображении камышей мы видим также сложные соотношения желто-коричневых и зеленоватых тонов. В целом художник старался использовать яркие и чистые цвета, при этом даже белые облака были написаны им в разных тонах – желтоватых в освещённых местах и фиолетовых в затенённых. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Изображая природу в ее осеннем «очей очаровании», в золотом уборе деревьев и сжатых полей, Левитан помещает в картине небольшие кучевые облака, которые характерны для летней поры. Мастер вложил в полотно свою любовь к природе родной страны, пронесенную через всю жизнь.

Последняя работа «Озеро. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.

На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Ж-552). Левитан хотел назвать картину «Русь», но сомневался и говорил одному из своих учеников: «.

В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». На картине так же изображены деревья и сочные луга.

Лунный пейзаж Исаак Ильич Левитан. Озеро. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44. Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. Деревня» и «Тишина». Цвета художник использовал очень яркие и сочные. 22 июля 1900 Исаак Ильич Левитан, не дожив до сорокалетнего возраста несколько дней.

Русь и под таким. 1899-1900, Исаак Ильич Левитан. По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52. Русь Исаак Ильич Левитан.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. Картина «Озеро» принадлежит к замечательным творениям Левитана, хотя он сам и остался ею не удовлетворенным. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками.

Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне – в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов.

Озеро. 1893. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Он ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти.

Русь». Русь., 1900 by Исаак Левитан. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». Русь». Работа «Осока и водяные лилии», художник Исаак Ильич Левитан. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. 1899-1900.

Одновременно основная для позднего периода Левитана. Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год 22 июля (4 августа). По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43.

С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Исаака Левитана (1860–1900) называли певцом русской природы. Последняя его работа «Озеро. Исаак Левитан художник Сенеж.

Это позволяет передать ощущение полноты и расцвета жизни. По некоторым сведениям Левитан начал работу над этой картиной под впечатлением от Пушкинской поэзии. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо. Русь» и экспонируется в Государственном Русском музее. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22.

Исаак Левитан. Одна ты несёшься по ясной глазури»). Этюд для картины. Исаак Ильич Левитан (1860 1900) художник Российской Империи, мастер. Деревня» и «Тишина»40.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. 1899-1900. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

«Озеро» – не реальный, а сочиненный образ природы. По свидетельству одного из учеников, Левитан всю жизнь очень ценил Александра Иванова как пейзажиста, Васильева и своих учителей — Саврасова и Поленова, ориентируясь на большое искусство пейзажа. Чехова.

По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27. Государственный Русский музей. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. 1884, Исаак Ильич Левитан. 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи. Это полотно стало "лебединой песнью" Мастера – художник умер, оставив его незаконченным. Русь, 1900.

«Озеро. Русь» осталась незаконченной. Полное описание картины Озеро. Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. «Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры.

Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось – он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. «Над вечным покоем». Русь. Последняя картина Левитана. Это Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Данная картина заражает своей лиричностью. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49.

Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. Осиновая рощица. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21.

Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62 см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80 см, Ростовский областной музей изобразительных искусств). Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью».

И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». Озеро. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера.

«Небо». По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний». По светло-зеленому лугу движется темно-зеленая тень. 149x208 см. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде.

Это -Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего». Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край.

Русь. Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»).

Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324. Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Russia.

Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. Чувство глубокой метафизической родственной связи души и судьбы человека с родной русской природой стало характерным качеством московской школы живописи и в 1860-1870-е годы, когда ее лицо во многом определяли учителя Левитана – Алексей Саврасов и Василий Перов. Картина написана в 1895году. На высоком берегу заметны колокольни белого цвета.

Давно Левитан хотел написать о Руси и так, чтобы при одном взгляде на. Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв.

По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Дед его был раввином. Он отметил стремление художника запечатлеть переменчивость мира игру красок, движение воздуха.

За озером, на дальнем берегу, панорама деревень, пашен, лесов. Серый день. Слободка», «Лунная ночь. По фамилии Третьяков. Русь» осталась незаконченной.

Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни». Имение принадлежало семье Олениных – Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина – государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной. только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь».

Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы. 1893. Великий русский художник Исаак Левитан.

Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок». Ж-552). Русь» (1900). Русь Тихая обитель Вечерний звон. В картине «Озеро.

Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого. Весна – большая вода Июньский день Март Золотая осень Озеро. Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок. Работа «Озеро. Рассказывали, что иногда ему даже негде было ночевать. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132.

По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Исаак Ильич Левитан. Государственный Русский музей, Санкт- Петербург. Озеро (Русь).

9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3 см инв. Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее. Исаак Ильич Левитан» Лучшие картины, пейзажи» Озеро.

Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне – «лебединой песне» Левитана – художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть». Они выкрашены в золотистый цвет. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33. Размер 149 208 см.

Левитан даже собирался назвать картину Озеро. 149х208. «Озеро. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности». Русь и под.

Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. Это полотно стало лебединой песнью Левитана. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро».

От него не скрывали серьезности положения. Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728. Ещё один этюд, «Озеро. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба».

Картина «Озеро. 1 История и описание 2 Отзывы 3 См. Композиция построена по трём планам.

По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода». Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128 см, ГРМ).

Русь – Исаак Ильич Левитан. «Озеро» картина русского художника Исаака Левитана (1860 1900), над которой он работал в 1899 1900 годах. Левитан работал очень вдохновенно.

Русь. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30. Небо также превосходное. Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Русь».

Озеро. На картине изображен солнечный осенний день.

На написание данной картины было потрачено много времени. Картины Левитана. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435. Осиновая рощица.

На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. В своей «лебединой песне» Левитан вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство на протяжении всей жизни. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. «Озеро.

В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163 см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева). Незадолго до смерти Левитан приступает к работе над большим, монументальным произведением — «Озеро» («Русь», 1899-1900, ГРМ). В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Краткое описание. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826.

Шедевры русского лирического пейзажа, фото. пейзаж. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20. В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206 см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка).

По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Она – важная часть пейзажного образа и средство его выразительности. После этого он побывал в коллекциях И. И. Трояновского, К. И. Трояновской, В. Н. Виноградова и О. Ф. Виноградовой, а в 1968 году был приобретён Третьяковской галереей11. Isaac Levitan. Реализм. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»).

Стремление к целебной близости с природой жило в XIX веке и в московской литературе, поэзии, музыке (лучший пример – симфонии из серии Времена года Чайковского), даже в драматургии (вспомним Снегурочку Островского с ее заклятием стужи чувств солнечным теплом, радостью весеннего обновления жизни). Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки. Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. Также употребляется другое название картины «Озеро. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ)121516. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями.

Левитан даже собирался назвать картину Озеро. Он называет это пронизанное солнечным светом полотно «Русью», трактуя его как синтетический образ родной страны, утверждая в нем свою веру в торжество светлых начал жизни. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Вот здесь-то юный Левитан, выждав последний обход училища солдатом Землянкиным, прозванным Нечистая сила, оставался один коротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе. В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека.

На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. Исаак Ильич наставлял молодых художников: «Пишите. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Холст, масло. Искусство Левитана составило эпоху в развитии русской. На этом новом творческом подъеме и обрывается его жизнь.

также 4 Примечания. Ж-4262). Композиция построена по трём планам.

The Lake. Холст, масло. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х – начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это – приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь». Березовая роща.

Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. Последняя работа художника. Русь – было создано художником в 1900 году, фактически. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Художник так и не завершил это творение, так как умер. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2 см инв. «Озеро» – эскиз последней картины Исаака Ильича Левитана, которая называется «Озеро. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв.