Иван Николаевич Крамской Автопортрет

Последний автопортрет с дочерью Крамской

«Голгофа». И все же портрет Самойлова каким-то чудом остался в доме артиста. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром. Всю жизнь Крамской пишет трогательные письма к «милой Сонечке», создает ее портреты, делает ее героиней своей картины «Неутешное горе».

Этот скандал получил широкую огласку. В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Его знают все. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. «В парке. Шишкин разный на разных портретах не только потому, что талант Шишкина, его человеческая значительность развивались, усиливались с годами и его поздние работы значительно весомее, значительнее ранних.

Это скорее портрет-картина, представление художника об идеальной красоте. А того не поймут, что великие техники меньше всего об этом думали, что муку их составляло вечное желание только (только. ) передать ту сумму впечатлений, которая у каждого была своя особенная. «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. А вот Гончарова написав, Кольцова так и не закончит.

  • Описание картины Ивана Крамского «Автопортрет»
  • Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
  • Крамской Иван Николаевич – биография и картины
  • Картины — Крамской, Иван Николаевич
  • Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887)

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Именно эти его качества очень хорошо переданы в его творении под названием «Автопортрет».

Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Своего рода «Вишневый сад», написанный разночинцем с удивительной для человека иного класса печалью по поводу обреченности и «дворянского гнезда» и уходящей с ним и со сменой владельца эпохи. В последствии их назовут «передвижниками», т. к. свои работы они выставляли в самых разных городах России, желая привлечь к высокому искусству живописи и простой народ тоже. И. Н. Крамской – это русский художник известный тем, что в 1863 году стал руководителем известного «бунта 14-ти», когда 14 молодых художников демонстративно покинули художественную школу, отказавшись рисовать то, что им было положено. Вот и Крамской записывает: его герой – один из тех, в ком «глубоко засело недовольство, граничащее в трудные минуты с ненавистью». оказавшись в безвыходном положении. И это оче-видный «Чернышевский» сюжет в судьбе художника – вспомним артель Веры Павловны. А он о живописи мечтает. Друзья упрекали художника в чрезмерной эффектности и салонности.

  • Портрет Софьи Николаевны Крамской
  • Христос в пустыне (1872) Крамской
  • Портрет художника в интерьере эпохи ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ
  • Художник: Крамской Иван НиколаевичАвтопортрет
  • Иван Николаевич Крамской – художник-реалист второй половины века

Однако Крамской занят (хотя он и ссылается на нездоровье, на то, что «не достоин» украсить знаменитую галерею, причина в другом, – он страшно занят)– готовится Первая передвижная выставка, укрепляется Товарищество художников, Крамской во главе движения, охватывающего все больше и больше просвещенных людей русского искусства С Гончаровым не везет. Иначе вышло с Салтыковым-Щедриным. Один к этому времени научился слушать музыку природы, другой – мысли человека.

Перед нами не случайное сборище людей, не серая безликая масса, а галерея ярких личностей. Иван Николаевич Крамской — великий русский художник жанровой, портретной живописи.

В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну – Артель художников. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее). И. Н. Крамской приветствовал все новое и передовое, что появлялось в русском искусстве 70 – 80-х гг. Словом, это портрет конкретной, не очень привлекательной женщины, а на картине Крамского «Неизвестная» – красивая, загадочная, чувственная женщина.

  • Крамской Иван НиколаевичКартины и биография
  • Крамской был одним из организаторов и идеологов Товарищества передвижных выставок
  • Основатель Товарищества передвижников
  • Иван Крамской: последние новости
  • Биография и творческая деятельность
  • Картины Ивана Николаевича Крамского

Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883).

О нем одном можно написать целую монографию. Да и в живописи поначалу робел, – успехи были не выше, чем у остальных. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Рисунок в тесном смысле — черта, линия, внешний абрис, в настоящем же смысле это есть не только граница, но и та мера скульптурной лепки форм, которая отвечает действительности. А лоб — большой, умный интеллигентный лоб, это не простак. Данное полотно было написано в 1867 году.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Биография художника Ивана Крамского
  3. «Товарищество передвижных художественных выставок»
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Великий русский художник Крамской картины
  6. Крамской Иван Николаевич – великий российский портретист

На вторую золотую медаль он берет тему историческую – «Поход Олега на Царьград». Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Проблемы дали о себе знать буквально на следующий день после возникновения «Артели». В 20 лет, не имея художественного образования, подал документы в Петербургскую Академию художеств и был принят. Его знаменитый портрет кисти Крамского 1879г.

Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. «Христос в пустыне» (Крамской). :– Иисус был отправлен в пустыню для испытания дьяволом. Он работал неустанно, до последнего мгновения своей недолгой жизни.

Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Также следует обратить внимание на необычное изображение глаз художника.

Тем более, что Крамскому известны весьма лестные отзывы о нем самого писателя. Крамской же оставаясь верным себе пишет не просто салонную вещицу, «кокотку в коляске», а разворачивает перед зрителем драму молодой женщины, презираемой обществом. Товарищество передвижных художественных выставок возникло в 70-е годы 19-го столетия.

Работа художника была долгой и мучительной. Крамской сделал эту картину максимально естественной. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя.

Мы редко наедине с собой бываем похожи на тех, кого привыкли видеть окружающие нас люди. Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. За Крамским был установлен полицейский надзор. Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. А лицо Гоголя на самом деле запечатлено в бессмертном произведении Иванова.

Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало недоброжелателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самосовершенствованию. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Именно он руководил в 1863 году бунтом под названием «Бунт 14-ти». Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). Русский художник Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в городе Острогожске Воронежской губернии. (не только о дворянской чести, об этике эпохи), стоит почаще вспоминать этот ответ небогатого художника.

Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина осталась неоконченной Он берет религиозный сюжет – «Моисей источает воду из скалы». К 1880г. Тишина.

  • 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 год, Воронежская губерния, Острогожск – 24 марта (5 апреля) 1887 год
  • Известные произведения Крамского Ивана Николаевича

П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. Летом 1873г. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Нашел хороших натурщиков, подлинные исторические вещи. В ту пору — в 60—70-е гг. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях».

И художников – Шишкина, Васильева, но писателей – прежде всего. Бросив «Артель», Крамской не пустился в «автономное» плавание – он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем «Товарищество передвижных художественных выставок». Крамского просили объяснить свое произведение. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, — дымок парохода).

Неудача не единственная. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Иван Гончаров отозвался о картине так: «Художник глубоко уводит вас в творческую бездну, где вы постепенно разглядываете, что он сам думал, когда он писал это лицо измученное постом, много трудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира, – но добывшее себе силу на подвиг». И третий портрет Шишкина – очень хорош как раз в силу его простоты и естественности. Картина хранит множество тайн.

Описание картины 
Ивана Крамского 
«Автопортрет»

Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства — загадочностью обстоятельств работы над нею). Развивался и сам Крамской. Для создания полотна Иванов подготовил более 600-та набросков и этюдов. «Мимолетное» его не интересовало – он ощущал себя пророком, бьющим в набат и страшно огорчался, когда ему казалось, что его не слушают. Кончалось все согласием. На картину холил смотреть чуть ли не весь Петербург, о ней писали восторженные современники («лама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа. »), но никто так и не разлагал ее тайну.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Иван Николаевич верил и жил искусством. Эта пишется уже в XXIв. – другое тысячелетие, другое понимание прошлого.

Крамским в 1880 г. Летняя ночь. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба.

Еще раньше в 1863 году, когда был опубликован роман Н. Г. Чернышевского «Что делать. », где описана некая идеальная артель, Крамской осуществил этот идеал на практике, возглавив «бунт четырнадцати». Так и сам Крамской на своем знаменитом автопортрете 1867г. Ну а если кто-то упрямился, Третьяков решительно подымал цену – иначе говоря, бил рублем.

была бы для историков неполной без портретов писателей кисти Крамского. Крамской открывает нам силу духа «певца гражданской скорби», до последнего мгновения служившего своему обездоленному народу. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму. Впрочем и дружба их не была безоблачной. Та книга о XIXв. Куинджи и Ф. А.

Впереди — «коренники» (название-то лошадиное. ), самые опытные и сильные бурлаки, возглавляющие ватагу. Вот Канин, поп-расстрига, все повидавший на своем веку, все переживший рядом с ним кудлатый, нечесаный, весь заросший бородой добродушный бурлак. Но не сошлись во взглядах – и на русскость и на задачи искусства. «Хохот» был замыслен как монументальное произведение. Заказ на портрет Гончарова.

Стоит приглядеться и можно увидеть ту страсть, которой полон взгляд художника. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. Достаточно напомнить о драме исторической личности, как она представлена у Репина, о трагедии народного бунтарства у Сурикова (примеры широко известны), о необычайно остром внимании к человеку, его психике в моменты больших потрясений. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле».

Когда ему становилось грустно, Крамской приходил к жене и детям. Но работа не давалась. Софья не покинула художника, даже когда у него открылась тяжелая стенокардия или, как тогда говорили, «грудная жаба». Потом Попов уехал за границу и репутация молодой женщины «пала». Не терпя грубой обработки фотографий, он поручал эту работу художникам – в частности и Крамскому, который пришел к Деньеру в 1857 году и вскоре прослыл «богом ретуши».

Ге так разъяснял свой замысел: «Трех страдальцев только что привели на Голгофу. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Но к исканиям новейшей живописи он остался равнодушен. В последние годы жизни Крамской создал ряд картин, по-новому открывших его живописное Дарование: «Лунная ночь» (1880), «Неутешное горе» (1884 все в Государственной Третьяковской Галерее).

наверняка хорошо знаком читателям. Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в котором через индивидуальное, присущее, казалось бы, только модели, передано нечто, всеобщее, закономерное, характерное для всех лучших людей эпохи. Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского. Вот таким образом он решает поступить в училище рисования союза поощрения художников, где усиленно работает над собой в рисунке и других направлениях, через три месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно проходит и за годы обучения 1869 по 1875 г. с успехом наверстывает то очем мечтал, заслуженно получая за свои работы различные награды. Впервые знаменитый галерейщик обратился к прославленному художнику в конце 60-х.

Однако назвать их можно так: «Оскорбление и обида», «Унижение и боль» и «Ненависть». Он одновременно пишет позирующего ему писателя как бы с разных ракурсов, портреты разной величины, хотя граф – в одной позе. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, Государственная Третьяковская Галерея) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, Государственный Русский Музей этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев). Об этой незавершенной картине один из критиков-современников верно писал: «Картина перехода одной исторической эпохи в другую: тут дореформенная Россия с помещичьим бытом и поминки по нем».

1867 год – первый неудачный вариант картины. На самом деле «заведение» было одним из первых российских фотоателье. Спустя почти сто лет, в конце 60-х начале 70-х гг. На почетных условиях, с экспонированием в галерее. Нежные полутона картины прекрасно подчеркивают обаяние юности.

Крамские прожили вместе 25 лет. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. Работа ученическая. Истоки этой настороженности видны в замечательном портрете матери художника 1859г.

Еще два года назад группа художников учинила в Петербургской Академии художеств «бунт». Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Тогда и был сделан первый набросок композиции.

Удивительно, но судьба распорядилась так, что сам художник взял в жены «девушку с прошлым», с разрушенной в глазах общества репутацией. три семьи известных русских художников живут вместе на даче под Тулой. Все же именно в 1880-х гг.

Ответ был короток: «Портрет CH. Этот портрет 1873г. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен.

В 1863 году Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Художник откладывал ее на время, писал другие картины, портреты. Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Так на картине были созданы великолепные по своей красоте образы набожных евреев. Одного разбойника бьет лихорадка, другой убит горем оттого, что жизнь погана и вот до чего довела». Картина Николая Ге «Голгофа» является незаконченным произведением. В нем Крамской мечтал как бы продолжить мысль о трагичности судьбы человека, посвятившего жизнь поискам истины.

Она родила шестерых детей, хлопотала по хозяйству и вместе с этим успевала заниматься Петербургской артелью художников, которую Иван организовал для бедствующих коллег. И все же есть в автопортрете Ивана Крамского 1867 важнейшая примета эпохи, черта времени. С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника. В Христе Крамского современники легко угадывали лицо человека своего времени. С. М. Толпа людей на каменистом берегу священной реки Иордан. Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту.

Это были «Оскорбленный еврейский мальчик», «Мужичок с клюкой» и «Полесовщик». В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета. Сложилось впечатление, что передвижники стремились социальным сюжетом, «анекдотом» подменить творческую беспомощность и нежелание решать чисто живописные проблемы. И Васильев умер. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). Он не был сторонником эмансипации идеальная женщина для него – заботливая мать, хозяйка дома, верная супруга, но по иронии судьбы именно «Неизвестная», всегда окруженная ореолом таинственности стала одним из самых популярных картин Крамского, да и русской живописи в целом.

В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Господи, твоя воля. Картина была написана полностью в 1895 году. Картина Русалки (Майская ночь), написанная на сюжет одноимённой повести Гоголя, была первой из предполагавшейся серии для иллюстрации Вечеров на хуторе.

Портрет жены и дочери» (1880) – одна из таких работ. Вот так вот. Может показаться, что глаза полны холода, но это не так. На самом деле – разные люди, разные взгляды.

Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб.

Полная нелепость. Все же именно в 1880-х гг. Один из самых первых «передвижников», вдохновитель движения. Написал плохо.

Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. писалась в начале 90-х гг. Сходство натуры, модели безусловное. «Искусство обширно и неисчерпаемо. должен остаться детям.

Но об этом чуть позже. Иоанн Креститель протягивает вдаль руки, указывая людям: вот идет Иисус Христос, Он принесет вам счастье. Третьяков просил Крамского продать портрет жены художника – Софьи Николаевны. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле».

Толпа состоит из самых разных людей: добрых и злых, смелых и трусливых, богатых и бедных. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности. Но должно быть знал Третьяков, что талант «одушевить» портретируемого есть в наибольшей степени именно у Крамского. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны.

Они организовали коммуну под названием «Артель художников», старое-той и вдохновителем которой стал Крамской. Картина Лунная ночь написана И. Н. Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. Несколько раз Крамской ездил за границу – в последний раз это случилось в 1884 году.

Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Голгофа– место страданий, мучений (по названию холма близ Иерусалима, где, попреданию, был распят Иисус Христос). Взойти на Голгофу – принять страдания, муки. Портреты Крамского стоили немало. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Крамской же продолжал напряженно работать.

Да сам Толстой против.

Мальчик сам пытается писать. Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. Я не знаю, кто это. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. «Автопортрет» создан в лучших традициях реалистичного стиля.

Отсюда сложность звучания образа «Неизвестной», созданного рукой большого мастера. Женщине, сидящей на скамейке и погружённой в свои мысли, автор придал сходство со второй женой Сергея Третьякова Еленой Андреевной (урождённой Матвеевой). Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885).

Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Впрочем, «Артель» возникла за два года до написания портрета – в 1865г. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Что касается второго портрета — «Неизвестной», до сих порне знают, с кого он писан, хотя по поводу модели было много предположений.

Требования автора к себе все возрастали. Три месяца Крамской живет у Третьяковых, – портреты удались. Без этих портретов история искусства в России второй половины XIXв.

В начале 1880-х годов его отношения с Товариществом уже напоминают жесткую конфронтацию. На протяжении одиннадцати лет он трижды писал Шишкина.

Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Понимание связи времен приходит не сразу. Да что все романы и все истории перед этой фигурой. Изображенная во взгляде страсть – отношение Крамского к живописи. Правда иногда это «исполнительство» несколько походило на кабалу, но, ска- жем так, «кабалу» дружественную, теплую, основанную на взаимопонимании. Товарищи последовали его примеру.

Эти личностные характеристики, а также эмоциональное состояние художника, было передано им же самим в «Автопортрете», написанном в 1867 году. А гениальный художник умеет еще и вытащить из позируемого нечто сокровенное – из прошлого, а то и из будущего. В эти годы Крамской сблизился с П. М. Третьяковым.

Это и модное бархатное пальто «Скобелев», шляпка «Франциск», украшенная страусовым пером и брошью с крупными жемчугами, «шведские перчатки», тяжелый золотой браслет. Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. В этом полотне вы не найдете отвлекающих взгляд штрихов и контуров.

Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. Неудивительно, что, высоко ценя Крамского, заказывая ему портреты выдающихся писателей и благодаря его таланту открывая их для себя заново, Третьяков именно Крамскому заказывает свой портрет и портрет жены, Веры Николаевны. Кто изображен на портрете.

Когда мы говорим об этике человеческих взаимоотношений XIXв. В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил.

Иисус сказал в ответ: «Не хлебом единым жив человек» Потом дьявол предложил Иисусу броситься вниз с высокого храма. Ничто не нарушает тишину. На «третьяковском» портрете Толстой открыто словно бы демонстрирует своим читателям свою значительность.

Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Одна из размолвок очень точно характеризует обоих, так что напомнить о ней читателю стоит. Таких не выдумаешь их надо было найти, узнать, понять и только потом написать. Создание его портрета затянется на пять лет.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Переехав в Москву, ему поручат роспись фресок в храме Христа Спасителя. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877 оба – Государственная Третьяковская Галерея). Отец художника был писарем. Это было большим моим праздником.

В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. И. Н. Писал очень медленно, никому не показывая полотно.

(Александру Иванову и его картине уделено наибольшее внимание, так как именно она послужила образцом для нового прочтения образа Иисуса Христа в русской живописи 19-говека. ) Перед вами полотно выдающегося художника первой половины 19-го века Александра Иванова. Странная это штука – портретная живопись, да и вообще – живопись. Он явно на перепутье.

Она может показаться модно одетой аристократкой, но это не так. Некоторые ее участники скрывали свои доходы (декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы). Ведь именно благодаря этому выбору он обрёл большую и крепкую семью. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Некрасивая получилась история. Здесь же он являлся участником известного Бунта Четырнадцати, когда ученики взбунтовались против навязывания темы для рисования к конкурсу, основанной на сагах Пир в Валгалле. Сам Крамской так говорил о своей картине: «Это не Христос.

Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой.

А что с ней делать. Через несколько лет Крамской, художник, наиболее известный по своим портретам, переехал в Петербург, где и началась его плодотворная творческая карьера, продолжавшаяся вплоть до внезапной смерти в 1887 году. Как бы «денег не было», а – «мне нельзя».

Они хотели изображать живую жизнь. Картина произвела на современников небывалое впечатление. И вот я добрался до вершины сей моей бурлацкой эпопеи: я писал, наконец, этюд с Канина. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Были и размолвки и непонимание.

Уездное училище. Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Хотя и достаточно трудно создавались. Это три портрета людей, живших в 1870-е гг., в достаточно мирной и благополучной России. В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». Как использовать. Всех громко и страшно поражает молитва самого Христа. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.

Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. «Без идеи нет искусства, – утверждал он, – но в то же время без живописи живой и выразительной нет картин, а есть благие намерения». Рисунок чаще достигает объективности, нежели краска. Вся жизнь и творчество Крамского – ответ на этот вопрос. Жизнь его была нелегкой, приходилось постоянно искать источники пропитания. Образованному человеку и в живописи легче, чем невежде. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Он дружил с И. И. Шишкиным, хорошо знал его, любил, понимал.

Художник в конце концов изнемог в безнадежной борьбе за «нравственное единство» и в 1870 году покинул «Артель» (она вскоре после этого распалась). Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Но это та женщина и не та. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась.

Коли нет этого, то и писать без толку. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Кисть, выскользнувшая из рук живописца, забрызгав холст, упала на пол.

Так охарактеризовал Крамского бывший художественный критик «Современника» и «Отечественных записок» П. Ковалевский. Впрочем, создатель этих, ставших родными друг другу портретов называл себя лишь добросовестным исполнителем. Но нет еще полного постижения личности портретируемого. Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути.

Впрочем, в реальности все оказалось не столь гладко. Говорят, например: «Поеду поучусь технике».

В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст). Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой.

Картина «Н. А. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Крамской тогда явился не только душой «Артели», организатором первой художественной выставки вне столицы – в Нижнем Новгороде. Для картины на вторую серебряную медаль Крамской выбирает литературный сюжет: «Смертельно раненный Ленский». А Крамской ищет натуру для задуманной им картины об уходящей России.

Вещь совсем ученическая, если бы и сохранилась, гордиться не пришлось бы. Его участниками были художники, которые обучались художественной школе. Бытовыми вопросами в «Артели» занималась жена Крамского, Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова).

Крамской делал все для того, чтобы люди поверили в силу искусства. В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов. Он этого не мог понять, что личное счастье не наполняет жизни. » «Оттепель» (1871) кисти Ф. Васильева, к которому Крамской всегда относился с почти отцовской заботой.

Среди бунтарей был Николай Ге. Новые идеи носились в воздухе, молодежь зачитывалась «Современником», а Чернышевского числила гением и пророком. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883). Так и не написал он портрет Ивана Сергеевича Тургенева, также заказанный Третьяковым. Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе.

Для его правдивой, честной и благородной души не было чужого горя. Крамской делал эскиз за эскизом и сам же отвергал их. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены.

Софья, как и обещала, действительно всегда была рядом с мужем. Продолжение темы в картине «Хохот» окончилось поражением: работа так и не была завершена. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Передо мной мой возлюбленный предмет — Канин. Отговорился под предлогом, что все ранее написанные портреты другими художниками «в равной степени хороши».

Находящаяся в Третьяковской галерее работа без конца тиражируется, ее воспроизводят на шкатулках, блокнотах, значках. Казалось бы, возгордись и пиши.

Серебристый лунный свет. Присмотритесь к человеку изображенному на полотне. Иван Николаевич Крамской – это известнейший русский художник. С радостями в жизни одного из крупнейших художников-реалистов столетия было небогато.

Васильева. Но также было известно, что Третьяков в сговоре с Крамским. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». А мне выражение лица Крамского на автопортрете чем-то напоминает выражения лиц крестьян, также получивших незадолго перед тем «свободу», – после реформы 1861г. Именно он создал в 1870 году Товарищество выставок-передвижников. В. Стасов писал: «Кокотка в коляске».

Образы Ивана Крамского – своего рода семья, живущая нынче в музее, как в своем доме. Однако ж что-то в нем понял, – и портрет получается.

Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. Книгу как о Крамском, так и о его «модели».

Два портрета крестьянина Игнатия Пирогова, портрет мужика с клюкой Есть у него и портреты крестьян другого времени – старика украинца, мужика с дубинкой («Полесовщик») Портреты «социальные». Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Брак оказался счастливым – Софья Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, правда, умерли в детстве) и всегда была его ангелом-хранителем. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. И это еще один «чернышевский» сюжет его жизни. Дерзкая новизна картины Крамского была именно в том, что он трактовал евангельский сюжет с позиций реальной жизни: в фигуре Христа Иванова властно проступает божественная природа, в Христе Крамского еще и – человеческая. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», – писал он.

Знания пока неглубоки, да и мастерства не хватает. В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888). На широко известном автопортрете 1867г., даже спустя несколько лет после «бунта», – на его лице все еще выражение страха и неуверенности. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. Вероятно, Крамской женился не сразу и первые дети появились вне брака.

Это полотно создавалось в течении десяти лет. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». В 60-е гг. такой, каким станет, когда возглавит «Артель художников», движение передвижников.

С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. Это он, согласно библейскому сюжету, обещал людям пришествие Спасителя. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский».

Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). Крамской о Русалках написал: Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломал себе шею.

Любящий муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью. А вот мук хватало. Сам художник называл свою картину «Явление Мессии»название, под которым картина известна сейчас, появилось в статье Гоголя «Исторический художник Иванов» да так и сохранилось за произведением. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Они еще не знакомы, так что коллекционер действует через посредника. И, наконец, на предложение дьявола владеть всеми богатствами мира, а за это поклоняться ему искусителю, Иисус отвечает: «Господу Богу лишь поклоняйся». Да и попасть в знаменитую коллекцию – все равно что обрести бессмертие.

Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. Чрезвычайно выразителен и трагичен другой портрет, точнее, портрет-картина «Некрасов в период «Последних песен» (1877), написанный художником у постели умирающего поэта. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. История культуры XIXв. Попов был женат, обещал развестись, но в результате уехал и оставил ее одну.

Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Картина была восторженно встречена общественностью и даже была направлена на выставку во Францию, где демонстрировалась в Париже в 1890 г. и награждена именной медалью. Собственно, о данной работе и нельзя говорить только как о портрете конкретного лица. При этом художников интересует не только психология героя, но и психология человека вообще, обыкновенного смертного (с предпочтением момента страдания, пессимизма в оценке хода исторических событий для судьбы личности).

Разные не по ракурсу, а по настроению. вбиблиотеке «История государства Российского» издатели, не согласовав со мной, включили в сопровождавший текст «альбом» с вынесенным за скобки названием «Лица России» среди других работ Крамского три его вещи, которые, как мне на первый взгляд показалось, в меньшей степени характеризовали творчество Крамского и не до конца отвечали концепции «альбома» – показать, как менялось настроение в лицах прежде всего разных слоев русского общества на протяжении целого века. Она воплотила его идеал женственности. Психологически он в чем-то неточен. Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

Однако ж, в конце концов, как следует из письма Толстого, – «приехал этот Крамской и уговорил». 14 из 15 претендентов на Большую золотую медаль отказались писать конкурсные полотна на мифологический сюжет. Он (а вслед за ним еще 14 студентов) поднял бунт против академических канонов, заявив свое право писать сюжет выпускной картины по собственному выбору. Какие сильные и цельные характеры, сколько в них жизни и своеобразия. Критики были единодушны в том, что Крамской изобразил дорогую содержанку, «исчадие больших городов», в ней находили отзвук «Дамы с камелиями» и упрекали художника за выбор в качестве модели одной из «женщин, презренных под их нарядами, купленными ценой женского целомудрия».

Однако, при внешней некрасивости это лицо приковывает к себе и обращает внимание зрителя на складку между бровей, на упрямые губы, а главное – на умные, пронзительные глаза – все это говорит о великом уме и мудрости писателя. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. Слева и чуть сзади от Канина — Илька-моряк. Как напишешь, если Пушкина не знаешь. Художник усадил обоих в их собственной галерее, рядом со своими детьми.

И все же в лице Крамского с его «Автопортрета» есть недобрая жесткость, словно застыла в чертах собранного круто лица старая обида от унижений бедности и социальной униженности. Тут пригодились Крамскому навыки, приобретенные в прежних скитаниях. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. и начала 20-го века. Павел Михайлович Третьяков – не писатель.

Эта картина получила на 11-й выставке ТПХВ широкую огласку, сопровождалась почти скандалом. Картина потрясла всех – и друзей и недругов художника. Художник Крамской, картины которого уже в ранний период его творчества стали знаковым событием в культурной жизни империи, стал одним из организаторов и идейных вдохновителей этой организации. Творчество В. И.

Большинство передвижников обвиняет его во всех смертных грехах – и в том, что его работы стали «неискренними» и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи и в панславизме и в роскоши, в которой он якобы погряз и даже в том, что он носит модные красные чулки. По собственному его признанию, в нем комом в горле застревала «лакейская паника перед каждым студентом университета». В начале 1870-х их знакомят – и снова переговоры о портрете Гончарова. После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения.

В этот момент ей и протянул руку Крамской, взяв «на свой счет» все негативные оценки поведения его избранницы. А ведь были у Третьякова портреты писателя кисти Ге, К. Маковского, Перова. В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). В 1870 году он организовал Товарищество передвижных художественных выставок, тем самым еще больше укрепив веру в силу искусства, а точнее – в его способность преобразовывать все, к чему оно прикасается. Иван не раз признавал, что без неё он бы никогда не справился, а его знакомые с улыбкой вспоминали «артельный» самовар, который всегда кипел благодаря Софье.

уже XX века в Чехословакии обнаружили этюд к этой картине. Следующий этап также историческое полотно картина Степан Разин с казаками плывут на большой лодке. Портрет последнего он создает «по воспоминаниям современников».

В отличие от картины Крамского под рабочим названием «Осмотр старого барского дома» роман «Анна Каренина» у Толстого продвигается успешно. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Спустя всего три месяца после того, как была закончена картина «Христос в пустыне», он писал художнику Ф. А. Васильеву о вновь задуманном полотне «Хохот». Для Христа изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. сегодня хрестоматиен.

Ищет старый, заброшенный барский дом. Бедственное положение не позволило художнику совершить путешествие. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Картина «Н. А.

Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею). Устав Товарищества так формулировал его цели: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». В центре изображенный в профиль, Иоанн Креститель. И последнее. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».

Картина была написана к 1881 году, году вступления в ряды товарищества передвижников, где Суриков выставляет свои работы на показ широкой общественности. Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Итак, сюжет первый – «Явление Христа народу».

Эволюция исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв. ). И сразу большую по сюжету картину – «Смерть Ивана Сусанина». А вот Лев Толстой: «Повесьте у себя эту картину – она вечно будет тревожить вашу душу». – Этими средствами на картине передано вселенское одиночество ИисусаХриста в пустыне:Холодные серые безжизненные камни необычный пейзаж больше напоминает лунный холодное голубовато-бирюзовое небо бесконечность пространства и много воздуха.

В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. В 1851 году Андрей Деньер, окончивший Академию за два года до этого, открыл собственное «дагерротипное заведение». У нее простое, милое, доброе лицо – чем не ангел-хранитель. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин — рисование с гипса. Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы.

Долгожданная свобода наконец получена. Возможно, неудачна сама идея написать пейзажиста на фоне любимого им пейзажа. Женщина на пражском портрете-находке прежде всего некрасива, необаятельна, совершенно лишена загадочности и скрытой порочности, которые есть в «Незнакомке». Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. Поза естественна и грациозна.

В юноше портретное сходство с Н. В. Гоголем Картине «Явление Христа народу», которую Иванов создавал в Италии, художник посвятил без малого 20 лет. Третьяков купил картину сразу после её написания. «Не искушай Господа Бога твоего», – были слова Иисуса. Почему же на портрете выявилась настороженность и жесткость.

В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему – «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. То из чего спустя десятилетия родится октябрьский переворот. В 1870г. была бы безликой. И в то же время, по мнению многих историков искусства, – это портрет романтика, портрет «нового человека» пореформенной России. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске».

XX в, а вышла из печати в 1995-м. XIX в. — идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Однако это действительно была большая любовь и впоследствии счастливая семья, в которой родилось шестеро детей. Особенно ее полюбили в Японии, где почитают выше «Джоконды», вокруг нее создана целая сувенирная индустрия, а в Китае и Корее без нее не обходится ни одна выставка русского искусства. И действительно герой «Полесовщика» из тех, кто выходит на баррикады.

В 1857 году поступил в Академию Художеств. Крамской заново открыл тему Христа, по его следам пошли В. Поленов, В. Васнецов, И. Репин, В. Верещагин. Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». нечто фантастическое вышло. С 1870 г. Крамской – учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве.

Это один из самых трагических эпизодов мировой литературы в целом. Это мало успокаивает. Если они после моей смерти его продадут их дело амне нельзя, как бы нужно денег ни было». он рисует M. М. Панова, Н. А. Кошелева, Г. Г. Мясоедова, Н. Д. Дмитриева-Оренбургского. Из шести работ на эту тему «творение» Крамского признано лучшим. Летом 1874г, когда русское общество охватила мода на «хождение в народ», Крамской тоже идет в народ.

Это есть выражение моих личных мыслей». Интеллигент-разночинец идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир, – таким предстает художник в «Автопортрете» (1867, Государственная Третьяковская Галерея). Одно из самых необычных произведений Крамского «Неизвестная» (1883), до сих пор волнует критиков и зрителей своей загадочностью. Их позы унылы, лица бледны и полны безысходной тоски.

Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. Приговоренного к смерти Христа ведут на место казни – Голгофу. Сам Крамской писал, что пытался показать тех своих соотечественников, кто «своим умом дошел до понимания несовершенства окружающей его жизни». Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками.

Ему и его товарищам кажется, разрешат самим выбирать тему – все станет на свои места. Но это только на первыйвзгляд. В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888).

В мрачный, дикий ландшафт каменистой пустыни словно вросла неподвижная фигура сидящего человека. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель, он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность.

Да тот не столько учит, сколько воду для огорода заставляет таскать. О том событии Крамской скажет: «Единственный хороший день в моей жизни, честно и хорошо прожитый». Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Однако за это время Крамской напишет Тараса Шевченко, Кольцова, Грибоедова.

После сорокадневного поста, Иисус не выдержал и взмолился. Сложилось так, что замечательный образ «Неизвестной», созданный Крамским в 1883 году, сегодня воспринимается многими едва ли не идеалом русской женщины. Подлинными их родителями, крестными отцом и матерью считал супругов Третьяковых. Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности. Действительно, здесь с упоением написаны очень красивые аксессуары.

После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники). Крамской был великим тружеником. В 1863 – 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. По словам Крамского и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению абсолютно современных им страстей и мыслей. И эскиз и картина были написаны.

Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Итак, 1863 год – знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников Академии во главе с Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив вместо этого очередную мифологиче-скую историю, отказались соревноваться за Большую зо-лотую медаль и хлопнули дверью.

Однако срывы были и у него. На яснополянском – он не позирует, словно бы он такой, какой есть, – а есть он значительно самоуглубленнее, самодостаточнее, замкнутее, чем хочет казаться и чем предстает на парадном «третьяковском» портрете. В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала.

«Русским гражданином» назвал его И. Е. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при совершенной невозможности для него поступать иначе. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Христа распинают между двумя разбойниками. Не все ладно было в самом Товариществе. Иван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу.

И на первом потрете сразу ощутимо сходство с оригиналом. Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства.