Камеристка Рубенс

Рубенс любовно выписывает каждую деталь портрета: пряди темно-золотистых волос нежный овал, очерченный плавными линиями белоснежный кружевной воротник, подчеркивающий теплые краски лица камеристки. Никто не знает, каким образом, когда и почему на нем появилась надпись, сделанная рукой НЕ Рубенса Камеристка инфанты Изабеллы. В 1625 году Рубенс создал карандашный портрет камеристки. Никто не знает, каким образом, когда и почему на нем появилась надпись, сделанная рукой НЕ Рубенса Камеристка инфанты Изабеллы.

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование. Полная сил, юная и прекрасная, Елена появлялась в его античных и библейских композициях. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком».

На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы».

Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы, 
Рубенс

Портрет камеристки инфанты Изабеллы, Рубенс

барокко и имело огромное значение для развития всей европ. В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. И Рубенс писал эти портреты. В 1611–18 по собств. В 1620-е гг. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы.

Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». В 1589 переселился вАнтверпен, где обратился в католицизм и получил гуманистич.

В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.

Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Тема кипящей страсти сменяется в полотне «Персей и Андромеда» (начало 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) повествованием о только зарождающемся чувстве. Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. В своем прекрасном доме на берегу моря Питер Пауэл принимал друзей и писал картины, которые заказывали ему аристократы и представители церкви многих европейских государств. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.

Описание картины 
«Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы»

Описание картины «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»

Некоторые исследователи творчества Рубенса связывают его знаменитый шедевр — «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (середина 1620-х, Эрмитаж Санкт-Петербург)— с именем дочери художника, Клары Серены. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника.

Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. «Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», — в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Рубенса интересовало другое.

Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии». В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Не это ли первый и главный признак шедевра. 1627, Национальная галерея, Лондон).

Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. 1615, КГ, Берлин). Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).

Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения. И в том, что Рубенс, подобно Караваджо избрал для себя путь максимального приближения к реальности, решая антиномию барокко — «трансцендентальное» или «природное», видна поступь века, торжество нового видения художником окружающего мира. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89.

Конечно, фантазия художника опирается на воспоминания об увиденном в самой жизни, на впечатления от реальной природы. 1630—1640, Вена, Музей истории искусства). Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.

Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем. Он пробыл в этой стране восемь лет.

В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Он сидит на стуле, небрежно закинув ногу на ногу и сгибая руками тугой хлыст. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526.

Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы 
Рубенса

Портрет камеристки инфанты Изабеллы Рубенса

В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Он изображает свою молодую красавицу-жену то в облике Венеры, то одной из граций (Три грации, 1638—1640, Прадо), в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (1615—1616, Флоренция, Галерея Уффици 1612—1613, Виндзор, Королевские собрания 1625—1626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства). Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. 1626, галерея Уффици, Флоренция). Портрет этот — единственный в своем роде.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Парис решил похитить Елену. В пышных золотых волосах Елены — белый цветок. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»).

Все это я вычитала в аннотации к картине. «Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», — в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры. По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции — триптихи «Воздвижение креста» (ок. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В 1610-е гг. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. придворного живописца эрцгерцогов Изабеллы и АльбрехтаVII Австрийского. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.

Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Все это — приметы парадного барочного портрета, хотя естественная поза художника и сидящей у его ног супруги совсем не в духе торжественных портретных изображений исполненных в стиле барокко самим же Рубенсом.

Женский портрет: 
камеристка инфанты 
Изабеллы

Женский портрет: камеристка инфанты Изабеллы

Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (1615—1616, Флоренция, Галерея Уффици 1612—1613, Виндзор, Королевские собрания 1625—1626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства). Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. 1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).

Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Уже в ранних портретах художника перед зрителем предстают образы простых людей: развлекающая девочку добродушная нянька («Кормилица с ребенком», ок. История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.

Вернувшись в Антверпен, Р. занял место гл. картины исполненные по заказу исп. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.

формулы с помощью элементов др. Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Вскоре его назначили придворным художником испанского короля Карла V. Монарх присвоил Рубенсу титул графа и пожизненную пенсию. Кажется, что в этот портрет мастер вложил всю свою страсть и свой восторг. Исторические персонажи непринужденно окружены Рубенсом аллегорическими фигурами.

  • «Портрет старика в красном» Рембрандта
  • ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
  • Лекция: ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
  • Несколько неприличных картин Рубенса в Эрмитаже
  • Копия картины Рубенса для каминного зала
  • «Камеристка»: жизнь после смерти

Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Чтобы придать образам непринужденность и задушевность, мастер показал себя и свою молодую жену не на фоне драпировок или архитектурных декораций, а среди буйно цветущей жимолости. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Все это я вычитала в аннотации к картине. Популярность художника возрастала с каждым днем.

Творчество Р. стало одним из наиболее ярких воплощений европ. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Спустя год была создана еще одна картина, рассказывающая о счастье немолодого художника, — «Прогулка» («Рубенс и Елена Фоурмен в саду», 1631, Старая пинакотека, Мюнхен), сочетающая элементы портрета и жанровой сцены.

Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. Этот брак был не менее удачным, чем первый. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Последние комментарии (всего 6)
  • 5 Питер Пауль Рубенс в Эрмитаже
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Область основной боковой панели

Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Голландию (1627), Испанию (1628–29), Англию (1629–30), где также создавал живописные произведения. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В списке названы также и копии, сделанные Рубенсом с портретов других мастеров (в частности, Тициана). 1620, музей в Далеме, Берлин) продающий селедку старик («Портрет Питера ван дер Морсха»), сидящая в кабаке красотка, которая пытается привлечь внимание приглянувшегося ей молодого человека («Веселое общество», 1616–1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. В левом верхнем углу полотна на крыше дворца едва заметно изображена фигура царя Давида, а Вирсавию Рубенс показал за туалетом на площадке, ведущей в бассейн.

«Портрет старика 
в красном» Рембрандта

Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Главным действующим лицом его произведений стал человек. РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (Пауэл) (28. 6. 1577, Зиген, ныне Германия– 30. 5. 1640, Антверпен), флам.

Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. 1620–1621, собрание Альбертина, Вена этюд головы девочки (Клара Серена Рубенс), собрание князя Лихтенштейна, Вадуц портрет Изабеллы Брандт, ок. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Иногда на заднем плане художник помещал колонны или другие архитектурные сооружения. Обнаженная белокурая Елена олицетворяет идеал женской красоты художника с искренностью и полнотой выражено в этом портрете чувство автора.

образование. 1626–1628). мастеров портрета, Р. обогатил нидерл. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. 1638), одной из трех граций (ок. Естественно, такой Марию Медичи Рубенс не мог показать в своих живописных композициях.

живописи 17–19вв. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Значит. Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем.

В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.

Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. иск-ва на традиции старонидерландской живописи (П. Брейгель Старший и др. ). На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь.

пластики («Мученичество св. Художник стремится показать не только красоту своей избранницы, но и ее душевные качества: обернувшись к своему пасынку, она приветливо разговаривает с ним. Ее он писал и на многочисленных портретах. Одна из самых известных картин художника — «Вирсавия» (ок.

музей, Вена), где художник мастерски объединил мифологич. Возникли в 15-16 веках. Это предположение по-прежнему остается в разряде гипотез, так как, кроме некоторого внешнего сходства, других доказательств того, что на «Портрете камеристки инфанты Изабеллы» изображена именно дочь Рубенса, в настоящее время нет. Немалое место в творчестве Рубенса занимали декоративные работы. В 1598 году Рубенс завершил обучение и был принят в антверпенскую гильдию Св. Наиболее ярко талант Ф. Халса как художника-портретиста раскрылся в 1650–1660-х годах.

Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность. Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний.

Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Существует предположение, что черты лица камеристки сходны с об ликом рано умершей дочери Рубенса – Клары-Серены.

На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598. в руках модели — инструменты для измерения.

Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. 1635, Картинная галерея, Дрезден). Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. 1622—1625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей. На последнем автопортрете, написанном за год до смерти (1639, Музей истории искусств, Вена) зритель видит немолодого, усталого человека, глядящего на мир грустно и немного презрительно.

традицию приёмами итал. Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы.

Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). 1630—1640, Вена, Музей истории искусства). На ее цветущем лице светятся счастьем голубые глаза. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора.

Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». 1615– 1616, Старая пинакотека, Мюнхен). Еще по возвращении из Италии Рубенс занял видный пост придворного художника испанских правителей Южных Нидерландов, женился на Изабелле Брандт, дочери состоятельного бюргера. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.

В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Уже для первых картин этого времени характерно наложение впечатлений от итал. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. На более позднем портрете тот же коммерсант (начало 1640-х, Картинная галерея, Брюссель) выглядит совершенно по-другому. В 1600–08 находился на службе у мантуанского герцога ВинченцоI Гонзаги, что позволило ему близко познакомиться с живописью мастеров венецианской школыи Корреджо, совершить путешествия в Рим (где Р. изучал иск-во античности, произведения Микеланджело, Рафаэляи Караваджо), Геную, а также в Испанию создал ряд парадных портретов (в т. ч. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.

Перед нами не пылкий юноша в объятиях молодой возлюбленной, но зрелый, умудрённый жизненным опытом и всё же, невероятно счастливый Рубенс. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».

В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. В портретах Марии Медичи (ок. 1639, Прадо и др. ), сюжетно и стилистически перекликаются с «поэзиями» Тициана иногда являясь копиями его работ.

Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую поверхность кожи, румянец на щеках. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности.

Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13.

Печальная улыбка и умные грустные глаза свидетельствуют об усталости и разочаровании. 1623–1625, обе — в Государственном музее западного и восточного искусства, Одесса). Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.

Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.

Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». 1611, Институт искусств, Детройт), антверпенского бургомистра Николаса Рококса (1613–1615, Музей искусств, Антверпен), с которым его связывали дружеские узы, государственного секретаря Каспара Гевартса (Музей искусств, Антверпен), Людовика Нуньеса (ок. Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж).

Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». художник, график. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок.

Рубенс не был великим портретистом. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. 1630-1640, Музей истории искусств, Вена). В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Рубенс тяжело переживал эти утраты. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).

портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Лицо человека на «Портрете мужчины с перчаткой в руке» (1640-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург) выражает некоторую надменность, в его глазах и улыбке угадываются лукавство и хитрость. 1660, Картинная галерея, Кассель) и два групповых портрета регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме (1664, музей Франца Халса, Харлем). Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии.

Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского.

короля ФилиппаIV («Суд Париса», ок. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. За ее спиной — синее небо, балюстрада с колоннами и тяжелая портьера из бордового бархата. и аллегорич. Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским».

Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». Так же скрупулезно Рубенс показывает красивое платье своей жены.

Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. В 1603 году он посетил в связи с одной из таких миссий Испанию, где познакомился с живописными собраниями и написал конный портрет герцога Лермы (1603, Мадрид, Прадо) изображения святых и античных философов.

Вскоре после бракосочетания появилась картина «Елена Фоурмен в свадебном наряде» (1630–1631, Старая пинакотека, Мюнхен). В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Художник уделяет большое внимание одежде моделей. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.

1635–36, Лувр). Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Лицо камеристки кажется трепетным, живым. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо.

1591–94), О. Вениуса (ван Вена, ок. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Художник исполнил портрет своего старшего брата, гуманиста Филиппа Рубенса (ок. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий.

Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В посмертной описи его картин перечислено свыше тридцати произведений этого жанра.

(Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности. организовал большую мастерскую, выполнявшую монументально-декоративные серии– «Триумф ГенрихаIV» (не окончена), «История Марии Медичи» (ок. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность.

портретистов эпохи Возрождения, свободно варьируя композиц. В творческом наследии Рубенса множество портретных работ. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. С 1625 Р. с дипломатич.

Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.

Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Работа не подписана автором2. 1620 «Пейзаж с радугой», ок. Себастьяна», ок.

Этими же качествами отмечены и монументальные сцены нар. жанров (пейзажного, бытового), а также символики. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины.

С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. 1635, КГ, Дрезден), а также в портретах, среди которых наиболее выдающимся является «Шубка» (ок. Скульптурная трактовка формы ощущается во многих мифологич.

Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. 1594–98) мастер с 1598. Правда, только однажды. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.

А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. В сложной эмблематике этого полотна заключена высокая эрудиция ученого-гуманиста. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок.

Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Затем он перешел в мастерскую О. Вениуса. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Работа над картиной была надёжно отлажена. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр.

относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). его творчества. Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца3. Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600—1608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».

Так, с портрета преуспевающего купца Виллема Хейтхейзена, написанного в начале 1630-х годов (галерея Лихтенштейн, Вадуц), на зрителя смотрит всего лишь зажиточный человек в парадном костюме. Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец психологического портрета. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. иск-ве.

К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». С помощью различных атрибутов Рубенс старался подчеркнуть социальное происхождение модели.

Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. К этому сюжету он обращался не раз (ок. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. В портретах Марии Медичи (ок.

В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Работа не подписана автором. Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в эрмитажном «Портрете камеристки». Слишком скудно.

Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Лицо камеристки кажется трепетным, живым. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. маньеризма в нём он разместил ценную коллекцию картин и памятников античного иск-ва. Но что-то дрогнуло во мне. В этом лице — впервые у Рубенса.

Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. 1622—1625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.

Она стала настоящей музой художника. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Но такого Рубенса мы увидим.

Многочисл. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления. Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями.

Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. образ Венеры сприёмами парадного и интимного портретов, создав один из самых чувственных женских образов в европ. На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12.

1620, Эрмитаж). Учился живописи у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).

Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. На двух более поздних автопортретах (1615–1618, галерея Уффици, Флоренция 1622–1623, королевское собрание, Виндзорский замок) перед нами — человек зрелый и опытный известный художник и дипломат. Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574 – 1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Строгие, резкие линии силуэта ее темного платья, узор плотных складок крахмального кружевного воротника подчеркивают нежность и хрупкость поэтичного облика девушки, мягкий женственный овал ее лица, гладкую прическу с легкими прядками выбивающихся на висках светлых волос.

Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Молодая женщина, одетая в роскошное платье, сидит в кресле. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Сначала Рубенс делал красками эскиз.

Оттиски также называют гравюрами. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой). Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). «Камеристка» не нуждается в них.

У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Рубенс и себя не раз писал в ней. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью.

Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Изображая представителей знатных итальянских фамилий, Рубенс располагал модели на нейтральном фоне или показывал их перед драпировками из тканей («Портрет А. Спинолы», музей герцога Антона-Ульриха, Брауншвейг «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606–1607, Национальная галерея, Вашингтон).

1635–39, Худож. -историч. Цикл был решен не в форме светского апофеоза, а восходил к традиции исторических хроник. Работы, относящиеся к этому периоду, отличаются усложненной психологической характеристикой модели, более эффектным сочетанием красок, преобладанием желтовато-розовых, белых и черных тонов. В 1620–30-е годы Ф. Халс создал целую галерею выразительных образов своих современников: теплом и нежностью проникнут «Портрет молодой матери с ребенком» (1620, Государственные музеи, Берлин), светлыми тонами отмечен портрет «Смеющийся кавалер» (1624, собрание Уоллес, Лондон), оригинальностью и живостью — «Портрет молодого человека с черепом в руке» (ок. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.

На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Персы же, придя, перебили многих из них, а еще больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами имя которого было Спаргапис. Любовь и красота как высшие жизненные начала прославляются Рубенсом и в полотнах на тему «Суд Париса».

Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. 1623–1625 «Евангелист Лука», ок. Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.

Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. конный портрет герцога Лермы, 1603, Прадо, Мадрид). На тщательно загрунтованный холст Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому (на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии композиции и цветовые пятна. Красивого, полного сил и энергии юношу видят зрители на «Автопортрете с мантуанскими друзьями».

Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. 21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия.

Один из самых пленительных образов Елены Фоурмент создан в полотне «Шубка» (ок. 1594-1598). Молодая красавица, нежное тело которой благодаря трепетной, мерцающей живописи сияет, выступая из полутьмы, запрокинула голову и в ужасе смотрит на старцев. изобретательностью («Охота на крокодила и гиппопотама», ок. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.

Луки, что давало ему звание свободного художника. Луки. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.

Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»). Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом.

1622–25, Лувр, Париж), плафонная живопись для «Банкетного зала» в Лондоне (1635) и др. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Рубенс тяжело переживал эти утраты3.

1610) и «Снятие с креста» (1611—1614) в соборе Антверпена. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа».

Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Особое место в позднем творчестве Р. занимают пейзажи («Возчики камней», ок. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.

Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии». Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Показательными в этом плане являются такие произведения, как «Мужской портрет» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Портрет мужчины в широкополой шляпе» (ок. 1750).

В 1620-егг. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. 1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком. Наряду с Караваджо, Пуссеном, Веласкесом, Рембрандтом, Рубенс принадлежит к плеяде крупнейших живописцев XVII столетия, глубоко индивидуально выразивших два главных стилевых направления времени — барокко и классицизм. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.

национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ). Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 1619—1622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. В Антверпене Р. писал алтарные картины, портреты и мифологич.

В 1598 он был принят в гильдию св. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. В этом портрете пока еще нет того чувства душевной близости, которая ощущается в «Жимолостной беседке». Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.

Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия. Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в эрмитажном «Портрете камеристки». К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Не нарушая принципов зрелого стиля барокко, Рубенс сделал основным содержанием творчества прославление жизни в её стихийных проявлениях он передавал в своих произведениях впечатление неограниченного пространства, разрушал изолированность отдельных изображений, делая их как бы отрезками вечно меняющейся, бесконечной вселеннойВселенная — весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития.

Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.

Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. В большом полотне «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец психологического портрета.

В них начисто отсутствует мистика. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Николас Рубенс с коралловыми бусами», ок. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.

ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Она датирована примерно 1616—1618 годами. И Рубенс писал эти портреты. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии. Мастерская Р. стала школой для работавших в ней мн. флам. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526.

и библейских композициях («Вирсавия», ок. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

проекту Р. построил свой дом в Антверпене в стиле итал. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую поверхность кожи, румянец на щеках. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.

Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. 1617—1618, Мюнхен, Старая пинакотека) с выразительной пластикой и динамикой борьбы крупных тел передана группа — полные страсти братья Диоскуры с их вздыбленными конями и белокурые красавицы. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.

художников– А. ван Дейка, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса и др. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. «Жимолостная беседка» представляет полного собственного достоинства и уверенности в себе молодого человека. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Это «Портрет мужчины 26 лет» (собрание Д. Лински, Нью-Йорк).

По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции — триптихи «Воздвижение креста» (ок. В эти годы портретное искусство Ф. Халса приобретает более глубокое содержание. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским».

Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Она чувствует силу своего очарования, повергающего к ее ногам и слуг и властителей. В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино. Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира. Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника.

Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Но она воплотила идеал в действительность. Слишком скудно. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.

празднеств («Кермесса», ок. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600—1608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. миссией посетил ряд стран, в т. ч. Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. мифологич.

И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.

Работа не подписана автором2. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Среди его друзей были и ученые иезуиты, также изображенные на портретах («Францисканский монах», Старая пинакотека, Мюнхен). Но портрет камеристки наводит и на другие мысли.

— нет определенного выражения, то есть того состояния души, которое можно было бы определить одним, даже очень точно найденным словом, но в нем есть движение многих чувств, многих состояний души. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11.

Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. сцены. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.

Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Полагают, что на картине изображен архитектор или географ, т. к. В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо.

В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). Глубину дарования Рубенса здесь можно сравнить с исполнительским мастерством Веласкеса и Вермеера. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Портрет этот — единственный в своем роде.

Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 1619—1622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Не это ли первый и главный признак шедевра. В 1600 году по совету Венуса Рубенс отправился в Италию. Увеличилось и количество заказов («Евангелист Матфей», ок.

В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. КОНТИНЕНТЫ.

Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование. В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Здесь Питер Пауэл начал учиться живописи у Т. Верхахта и А. ван Ноорта.