Картина Царство Флоры

Картина «Царство Флоры» уже второй раз выставляется в Москве. В картине «Царство Флоры» художник избежал самой печальной развязки, как, например, в его произведениях «Нарцисс и Эхо» (Париж, Лувр), «Венера и Адонис» (Кан, Музей изобразительных искусств) с изображенными на земле погибшими героями. Сохранился подготовительный рисунок к картине «Царство Флоры» (Виндзор, Королевская библиотека), где французский мастер наметил все основные элементы композиции будущего полотна.

Картина Николя Пуссена Царство Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. А. с. пушкина покажут картину «Царство Флоры» великого мастера XVII столетия, родоначальника стиля классицизм в живописи Николы Пуссена. Полотно «Царство Флоры» из Картинной галереи старых мастеров в Дрездене – одно из центральных произведений в художественном наследии Никола Пуссена (1594-1665). К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне приурочен показ картины Никола Пуссена «Царство Флоры» из собрания Дрезденской галереи.

Описание картины «Царство Флоры»

23 января 1628 года датирована первая сохранившаяся расписка самого Пуссена за «картину с разными фигурами». Более жизнерадостным является «Пейзаж с Диогеном», основанный на стаффажном эпизоде из трактата Диогена Лаэртского: увидев, как мальчик черпает воду горстью, философ-киник оценил согласие этого способа с природой и отбросил свою чашу как явное излишество133. Затем, в 1647 году он исполнил вторую серию по мотивам первой90. Действие дилогии происходило, соответственно, в Афинах и в Мегаре. Основным парижским заказчиком Пуссена, в конечном итоге, оказался кардинал Ришельё. 1630), «Царство Флоры» (ок.

Никола Пуссен (фр. Nicolas Poussin в Италии его именовали Никколо Пуссино (итал. Niccol Pussino) 1594, Лез-Андели, Нормандия— 19 ноября 1665, Рим)— французский художник, один из основоположников живописи классицизма. Фелибьен также подчёркивал уважение Пуссена к цветовым решениям венецианского классика. Это та же самая демонстрация, эпатаж.

Представление о Пуссене— провозвестнике и основоположнике академизма— было сформировано его биографом Фелибьеном и президентом Королевской Академии живописи и ваяния Лебреном вскоре после кончины художника. Пуссен оказывался в ситуации цейтнота, когда, вынужденный зарабатывать на жизнь, не мог себе позволить неторопливо осмысливать новые художественные впечатления49. Петра и Марцелла, где пять персонажей сидят за дуговидным столом рисунок подписан «Трапеза первых христиан».

Царство Флоры (картину 
называют также Метаморфоза 
растений)

Царство Флоры (картину называют также Метаморфоза растений)

Эразма» он получил гонорар в 400 скуди, «Смерть Германика»— 60, «Царство Флоры»— 100 и за «Чуму в Азоте»— 110 скуди (за «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона получил 200 скудо). Фигуры на холсте как бы выводятся на плоскость силуэтами, создавая причудливый узор. Марк Фумароли также не сомневался в искренности религиозных чувств художника, тогда как Тюилье полагал, что в собственно религиозных полотнах Пуссена отсутствует «благодать»189.

По мнению К. Богемской, во французской живописи XVII века возник жанр «идеального пейзажа», который представлял эстетический и этический ценный образ бытия и человека в их гармонии. Линии сходятся в центре, где находится голова воина на фоне базы правой колонны. Оригиналы писем хранятся во Французской национальной библиотеке2. 1629, Париж, Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Художественный институт). Эрмитаж) принесли Пуссену широкое признание. Ю. Золотов также считал, что искусство Пуссена противостояло Контрреформации, а накануне кончины он явно высказывал не христианские взгляды.

«Весна»— земной Рай, время перед Грехопадением и дарованием Закона «Осень»— Земля Ханаанская, живущая по Божественному Закону «Лето»— время отпадения от Закона «Зима»— конец времён и Страшный суд. музей, Лилль). Беллори описывал её как аллегорию Живописи (на что указывает диадема), а обнимающие её руки символизировали дружбу и любовь к живописи. Художник призывает к стоическому примирению с роком, к мудрому приятию жизни. Иоанн на Патмосе», ок.

Презентация – Богиня 
Флора на картинах 
художников

Презентация – Богиня Флора на картинах художников

По мнению Т. Каптеревой, картина «Вдохновение поэта» (написанная между 1635—1638 годами)— пример того, как отвлечённая идея реализовывалась Пуссеном в глубоких, обладающих силой эмоционального воздействия образах. Теория модусов предполагала определённые правила изображения для каждого типа сюжетов. учении о «модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность худож.

Действительно, сюжет полотна весьма многоплановый. Фигуры размещены свободно, а интервалы между ними ритмически выразительны. В то же время критики-классицисты считали этот цикл «трудным» и даже «недостаточно законченным», в чём видели творческий упадок художника на закате его дней.

Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешён исследователями. Истинно венецианской по красочной гамме, словно пропитанной насыщенными золотыми тонами, является дрезденская «Венера и пастухи» (конец. Ещё ранее, в 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук197. В королевской коллекции Пуссен впервые мог познакомиться и с античным искусством22. Миф об Орионе редко встречается в классической живописи, Пуссен объединил в одной картине два разных эпизода: Диана с облака смотрит на охотника-великана. Сразу после пассажа о покровительстве Даль Поццо в биографии Беллори идёт описание цикла «Семь таинств».

Репродукция картины 
Пуссен Никола на 
холсте – Царство

Репродукция картины Пуссен Никола на холсте – Царство Флоры

Цвет имел для него второстепенное после линии значение. Пуссен воплотил этот жанр как эпический, а Лоррен— как идиллический130. Сам Пуссен держит руку на папке, по-видимому, с рисунками— атрибуте его ремесла.

Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа. При этом в живописи Рафаэля господствовали пластические формы и линия. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. «Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) — это цветение мира, детство человечества. Первоначальный графический набросок с этим решением сохранился в Берлине.

Опишите картину 
,, царство Флоры 
"

Опишите картину,, царство Флоры "

Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно. Беллори утверждал, что Пуссен исполнил несколько иллюстраций для поэмы Марино «Адонис», сохранившихся в римской библиотеке кардинала Массими38. «Флора» — картина на сюжет из поэмы Овидия «Метаморфозы», где описываются всевозможные изменения, произошедшие с миром со времен его сотворения.

Используя мифологич. Пуссен подошёл к работе как истинный новатор, построив изображение чуда диалектически. Трагическая «Зима» — последнее произведение художника. Отставка Сюбле де Нойе и кончина короля Людовика XIII вызвали очень характерную реакцию Пуссена: он не скрывал радости.

На полотне трижды повторён мотив спасения ребёнка. Впрочем их общение не было близким и ограничилось всего тремя визитами. В процессе написания картины Пуссен пользовался услугами натурщиков158. Ю. Золотов отмечал, что сам момент чуда для современного зрителя отодвинут на второй план.

Цветовое решение «Вдохновения» вообще ближе всего «Триумфу Флоры», особенно эффектом золотистых бликов. Пейзаж на заднем плане, скорее, фон, нежели окружающая среда94.

Пуссен изобразил всех семерых нисейских нимф, поместив их перед пещерой Ахелоя. В этом же издании Ж. Тюилье поместил полный свод документов XVII века, в которых упоминалось о Пуссене198. Лувр), «Танкред и Эрминия» (Гос. Ниже располагается широкое дерево, обвитое зеленью и чистейшие струны фонтана.

Этот подход был представлен именами Э. Панофского и Э. Гомбриха. Юноша на переднем плане, склоняющийся над своим отражением в воде, – Нарцисс. Именно этот момент и запечатлел художник. Много позднее Кассиано даль Поццо даже призывал Пуссена «оставить в покое мраморы»50. —Это я купила специально, он нам еще пригодится.

В письме Пуссена от 28 апреля 1639 года впервые называется его будущий постоянный заказчик и корреспондент— Поль Фреар де Шантелу, по Фелибьену, в том же году и кардинал Ришельё заказал несколько картин на тему вакханалии74. темы, воспевающие поэтич. В то же время в «Битвах» сильно барельефное начало, что, по-видимому, не случайно: Пуссена привлекла возможность продемонстрировать анатомические познания.

В своей картине Пуссен изображает Флору в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Очевидно, что если бы Пуссен делал простую иллюстрацию к библейскому тексту, за «Весной» должна была сразу следовать «Зима», а «Осень» предшествовать «Лету».

Эразма» (1629. Это свидетельствует, по Ю. Золотову, не об эклектизме, а о крайней широте художественных интересов и гибкости мышления.

Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. Тем не менее, лебреновская трактовка осталась на века и была использована ещё в 1914 году в монографии В. Фридлендера, в которой отдельная глава была посвящена «модусам» Пуссена4. средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. «Смерть Германика» демонстрировала необычайно интенсивную эволюцию Пуссена как художника и мастера70. Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660—1664, Париж, Лувр). Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане. Композиция строго продуманная, симметрична и ритмически уравновешена.

Опишите картину 
,, царство Флоры

Опишите картину,, царство Флоры

Все они расположились вокруг богини Флоры, которая воплощает цветение и молодость. Дата рождения Никола Пуссена в точности не известна. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В диссертации Тодда Олсона (Мичиганский университет, 1994) доказывалось, что парижские неудачи Пуссена и его конфликт с кругом Вуэ имели не эстетическую, а политическую природу.

Если под «Я» понимать усопшего, главный смысл картины переносится в конфессиональную плоскость и она напоминает о вечном счастье в царствии Небесном. Нет сомнений, однако, что в «Четырёх сезонах» подчёркнутая необычность ландшафта раскрывает Христа, присутствующего во всём мироздании и каждой его детали. Шантильи. Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов».

Опишите картину,, 
царство Флоры

Опишите картину,, царство Флоры

Пуссену в ней посвящены 136 страниц in-quarto. Пуссен гордился тем, что по сравнению с первой серией очень оригинально решил «Покаяние», в частности описывал оригинальный сигмовидный триклиний. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце.

Ю. Золотов отмечал, что диспуты о живописи Пуссена во французской Академии живописи зачастую сводились к оценке, насколько сюжет картины точно передаёт литературный первоисточник, что именовалось «правдоподобием»4. Эти последние части— от художника и им нельзя научиться.

«Соборование» было начато в 1644 году, а в марте 1648 года был закончен «Брак», на котором завершилась и серия. Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нём представлял М. В. Алпатов), материалы которого были изданы в двух томах. Людовик XIII при встрече откровенно заявил, что Пуссен составит конкуренцию Вуэ (дословно он сказал: фр. Voil, Vouet est bien attrap, «Ну вот, теперь Вуэ попался»101), что вновь вызвало опасения художника. Одновременно его биограф Беллори разъяснял, что художник стремился написать книгу, в которой обобщил бы свой опыт, но откладывал это намерение к моменту, «когда не сможет больше работать кистью». и евангельские сюжеты, П. выражает (в духестоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека иокружающего мира («Св. Латинские надписи явно подчёркивают торжественность самого изображения. Это, по-видимому, свидетельствует, что Пуссена не интересовала теологическая символика. Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ вынуждают П. вернуться в Рим, не закончив исполнение заказов.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Важной составляющей отношений Даль Поццо и Пуссена была возможность для художника пользоваться «Музеем-картотекой»— собранием документов, памятников и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима86. Когда же сознание вернулось к нему, он бросился на собственный меч. В Евангелии и Библии он выбирает наиболее драматические и торжественные эпизоды, а в античной истории его интересует прежде всего стоическая мораль ее героев – Овидию он предпочитает рассказы о людях, чья воля торжествует над страстями (Кориолан, Сципион, Диоген и др. ). В полотнах П. с сер. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве.

Последний заказал Пуссену иллюстрации к своей поэме «Адонис». Шедевром живописи Пуссена этого периода явился второй вариант композиции «Аркадские пастухи» (ок. Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь. Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Секретарь и брат жены Жан Дюге получал вдвое меньше. Крупнейшей работой 1640-х годов для Пуссена стала вторая серия «Семи таинств», написанная по заказу того же Шантелу.

В это время художника привлекают главным образом философски значительные темы. Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Кавалер, как и Пуссен, недосягаемым образцом искусства считал творчество Рафаэля36. В 1626 году в его мастерской квартировали Пьер Меллен, братья Франсуа и Жером Дюкенуа. Vita di Pussino из книги Беллори была издана на французском языке только в 1903 году.

Описание картины 
Николы Пуссена «Царство 
Флоры»

Описание картины Николы Пуссена «Царство Флоры»

Для «Рукоположения» был избран эпизод вручения ключей апостолу Петру, а таинство брака было обручением Иосифа и Марии. Но первостепенное значение имела для Пуссена композиция. Ее одеяние зеленого цвета, а голову, как и положено, украшает цветочный венок. Картина «Парнас» явно исполнена под влиянием фресок Станцы делла Сеньятура. 1635 «Израильтяне, собирающие манну», ок.

Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Луки (её ректором был Пьетро да Кортона) и, вероятно, был одним из лидеров антибарочного движения в Риме, в которое входили и болонские академисты89.

Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим.

Эразма» предназначалась для собора Св. «Пейзаж с Полифемом» был исполнен для Пуантеля в 1649 году. дю Плесси де Ришельё («Вакханалия», 1636, Нац. трагедии с большим количеством персонажей («Похищение сабинянок», ок.

Таким образом, стиль и манера, по Пуссену, должны быть адекватны природе сюжета180. Образ Христа, который современники сочли едва ли не языческим, на самом деле был попыткой решить в классических формах традиционный (византийский, а не католический) образ Христа Пантократора и напрямую продолжал концептуальные эксперименты Пуссена, начатые в «Смерти Германика»105. Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией — увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии.

Шесть картин по заказу Даль Поццо Пуссен исполнил в Риме, а седьмую— «Крещение»— увёз в Париж и передал заказчику только в 1642 году. Равным образом, он отвергал перенапряжение форм и их конфликт впоследствии это легло в основу противостояния «пуссенистов» и «рубенсистов». 1660–65, Лувр), в котором путь человечества выявлен через судьбы библейских героев. Звукам мелодии внимают теплое южное море, могучие горы, тенистые рощи и населяющие их божества, нимфы и сатиры, пахарь за плугом и пастух среди стада. Пуссен мог читать на латинском языке (в том числе сочинения по философии и свободным искусствам), но не говорил на нём, однако, по утверждению Беллори итальянским языком владел так, «словно родился в Италии»123. Из сопоставления следует, что описание Беллори неточно.

Миф о самовлюбленном Нарциссе известен всем, а вот нимфу ошибочно называют Эхо. По Ю. Золотову, это заметно при созерцании картины «Моисей источающий воду из скалы», поздний вариант которой 1649 года был описан Беллори (с гравюры) и ныне хранится в Эрмитаже. Фаина увидела парней в голубых футболках, шагавших в обнимку, узрела своих приятельниц по клубу «Сто сорок по Фаренгейту».

  • Царство Флоры, Никола Пуссен, 1630-1631
  • Никола Пуссен, Царство Флоры, 1631
  • Презентация на тему: Царство Флоры 5 класс
  • Картина Царство Флоры Николя Пуссена
  • Презентация на тему "Царство Флоры "
  • Картина Никола Пуссена «Царство Флоры»: описание
  • Рисунок акварелью собирателя открыток

Смилака представлена с вьюнком, а Клития— с гелиотропом. В сохранившихся работах, примыкающих к «Битвам», композиции Пуссена точно так же лишены глубины, а передний план их перегружен фигурами. После откровенных угроз, последовавших в августе, 28 октября 1640 года Пуссен выехал из Рима, в сопровождении Шантелу и его брата. персонажей, как бы олицетворяющих разл.

Пуссен редко изображал страдания Христа. Картина освещена улыбкой Флоры и светом исходящим от Аполлона. Толпа, а точнее демонстрация, двигалась по Тверской мимо мэрии к Пушкинской площади.

  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Гастроли шедевра классицизма из Дрезденской галереи
  • Отправить запрос на изготовление копии
  • Слайды и текст этой презентации

Иными словами, невозможно говорить об упадке творчества Пуссена. В 1642 году Пуссен вернулся в Италию, где жил до самой кончины исполняя заказы французского королевского двора и небольшой группы просвещённых коллекционеров. 20-х гг. ).

Адонис (анемона) с копьем и охотничьими собаками отодвигает плащ, чтобы открыть свое раненое бедро. Первым важным заказом этого периода стало «Мученичество св. Контрастом стало увлечение Пуссена «Вакханалиями» Тициана, которые он видел в Венеции и несколько образцов которых хранились в Риме.

Точная дата прибытия Пуссена в Италию неизвестна. В собрании Даль Поццо было около пятидесяти картин Пуссена87. По-видимому, Пуссен был обычным для того времени клиентом, обязанным своему патрону «личным служением»37.

  1. Выставка: «Никола Пуссен «Царство Флоры»
  2. Никола Пуссен и живопись Классицизма
  3. Отзывы о ««Царство Флоры» в Москве»

Издание писем художника, выпущенное Дидо в 1824 году, биограф Пуссена— Поль Дежарден— именовал «фальсифицированным»3. Высказывалось предположение, что одним из источников Пуссена была гравюра Джованни Баттиста Фонтана «Диана, преследующая Ориона». Одним из наиболее загадочных для потомков и исследователей Пуссена полотен были «Аркадские пастухи» исполненные по заказу кардинала Джулио Роспильози— будущего нунция в Испании и Папы Римского79. По мнению Ю. Золотова, данная композиция развивала один из мотивов «Аркадских пастухов».

Пуссен стремится воплотить вечные идеалы красоты и героики. Пуссен не был педантом и доверял глазомеру, не применяя точной разметки полотна.

В этот момент их точно накрыло волной – внезапно, точно по мановению волшебной палочки, они оказались внутри людского водоворота, внутри небольшой, но ужасно шумной толпы, расцвеченной аляповатыми флагами, розовыми и голубыми воздушными шарами. Марино считал очевидным глубокое внутреннее сродство между живописью и поэзией и опубликованный в Париже в 1623 году «Адонис» в какой-то степени реализовывал эти постулаты.

Царство Флоры, Никола 
Пуссен, 1630-1631

По сравнению с ранними вариантами Пуссен увеличил формат картин и расширил их по горизонтали (соотношение длины к ширине 6:4 против 5:4 первой серии), что позволило сделать композиции более монументальными. Распродажей домашнего собрания Дюге занимался ещё в 1678 году149. Убийца хочет привлечь максимальное внимание, хочет напугать, устрашить. кредо П. выражено и в его мыслях об иск-ве (напр., в связанном с муз. Первоначально Пуссен был обласкан властями предержащими.

Сама площадка действия обрамлена перголой, типичным атрибутом сада того времени. Она кажется несовместимой с их цветущей жизненной силой и красотой, с красотой и умиротворяющей тишиной природы. Сюжет картины «Смерть Германика» основан на второй книге «Анналов» Тацита: славный полководец пал в Сирии от яда завистливого императора Тиберия.

В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). В Париже он подружился с итальянским поэтом Марине. Высказывалось также предположение, что поспешность отъезда Пуссена объяснялась отсутствием короля и всего двора в Париже— Людовик XIII совершал путешествие в Лангедок117. Безмятежна и природа. Фелибьен писал, что Пуссен не без раздражения говорил, что французские художники не понимают значения контекста, которому должны быть подчинены декоративные детали и прочее.

Картина была благосклонно принята не только заказчиками, но и простыми римлянами62. Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Он покинул Пуату и чтобы выплатить неустойку по контракту исполнил несколько пейзажей для замка Клиссон в Нижней Луаре изображения святых Франциска и Карла Борромео для церкви капуцинов в Блуа, а также «Вакханалию» для графа Шиверни в том же городе. Высказывалось предположение, что сюжет был навязан художнику заказчиком. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности.

Музей Кондэ), «Мученическая смерть Св. На фоне Рафаэля и Тициана учиться у болонцев было нечему, хотя установку на античные образцы сохраняли и болонские академики и Пуссен. Окончательное завещание было заверено 21 сентября 1665 года, оно аннулировало предыдущее, от 16 ноября 1664 года, составленное после смерти жены и заменившее волю 1643 года (там всё имущество переводилось на Анн-Мари Пуссен).

На берлинском автопортрете Пуссен явил себя в образе академика, на что указывает чёрная мантия, в руке он держит книгу, подписанную по-латыни «О свете и цвете» (лат. De lumine et colore). Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. Пуссен пошёл в этом контексте абсолютно другим путём— используя язык движений тела для раскрытия душевных импульсов. Судя по описанию, сделанному в мае 1665 года художником А. Брейгелем, Пуссен в последний год своей жизни не занимался живописью, но продолжал общаться с людьми искусства, прежде всего, К. Лорреном, с которым мог и «выпить стакан доброго вина».

Слева – царь Аякс, потерявший разум по воле Афины и пронзивший себя мечом (капли его крови превратились в белые гвоздики). Даже некоторая сложность интерпретаций не лишает полотно легкости восприятия. Микаэль Санто— куратор выставки «Пуссен и Бог» (Лувр, 2015) — замечал, что Пуссен в образе Христа на вечере представил не только Церковь, которая христианами понимается как Его тело, но и человека— первого священника и мученика, Спасителя всего человечества. Около 1618 года он отправился в Рим, но добрался лишь до Флоренции. произведений).

Как и обычно, это не мифологическая иллюстрация, а самостоятельная поэтическая структура. Писал картины на мифологические сюжеты в ярко выраженном классическом стиле. В таком случае следует допустить, что Пуссен глубоко изучал экзегезу Августина Блаженного. К наследию Микеланджело и Тинторетто Пуссен остался абсолютно равнодушен55. С точки зрения И. Е. Прусс, в парижских работах Пуссен «мучительно преодолевал собственные устремления» и это приводило к явным творческим неудачам109.

Венчание прошло 1 сентября 1630 года в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Возможно, что это одна из «Вакханалий», в которых совершенствовался художник.

Из Филострата был заимствован образ Пана играющего на флейте в роще наверху. Эвридика же отпрянула от змеи, отбросив кувшин, в позе её выражен страх. Фреар де Шамбре в 1650 году опубликовал трактат «Параллели между древней и современной архитектурой», в котором буквально превозносил Пуссена. В 1640-х годах Пуссен стал брать заметно больше церковных заказов, что могло быть граничит с его мировоззренческими исканиями (о которых ничего не известно), так и с конкретной ситуацией на рынке искусства. На полотне «Спящая Венера» (ок. Кураторы выставки «Пуссен и Бог» (2015)— Николя Милованович и Микаэль Санто— поставили вопрос о глубинной вере и побудительных импульсах живописи художника.

Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти. Цвет использовался крайне многообразно: передавая объём в натюрморте у нижнего края картины, моделируя тела и передавая оттенки зелени. Произведения демонстрируют и отличное знание работ Рафаэля на ту же тему, причём Пуссен даже воспроизвёл круглую форму щитов.

Он касается раны на своей голове, которую ему случайно нанес божественный друг. Если верить Шантелу, он долго рассматривал полотна, а затем указав на лоб, сообщил, что «сеньор Пуссино работает отсюда». Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Она изображена словно в танце, являясь воплощением легкости и красоты.

Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. П. Мариетт отмечал, что идей у художника всегда было великое множество и один сюжет рождал «бесчисленное количество замыслов» беглых эскизов было для него достаточно, чтобы закрепить то или иное решение. Пространство раскрыто в трёх направлениях, образуя как бы трансепт базилики, в один из нефов которой вдвинут Ковчег, а лестница и фигура в синем подчёркивают пространственный момент.

Аббат Фуке— брат сюринтенданта финансов — для украшения Во-ле-Виконта обратился к Пуссену. Пуссен получил возможность работать в больнице и изучать анатомию. Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию.

1644–45, Ин-т искусств, Чикаго). Оба автопортрета снабжены пространными латинскими надписями. При этом копирование идеальной модели осуществляется красками. Существенную информацию для исследователей наследия Пуссена предоставила рентгенография, применяемая с 1920-х годов. картин для кабинета кардинала Ришельё («Время спасает Истину отпосягательств Зависти и Раздора», ок.

По Беллори, поэт приютил художника в своём доме, «деятельно помогая ему в сочинении сюжетов и передаче эмоций» статус его при этом не определялся. Впереди плыли лозунги «Даешь парад любви. ». П. стремился выявить нравственные стимулы действия своих героев в драматич. Именно Лебрен первым заявил, что Пуссен соединил графическое мастерство и «естественное выражение страстей» Рафаэля с гармонией красок Тициана и лёгкостью кисти Веронезе. Строгий мечтатель — так можно было бы назвать Пуссена. Э. Блант также предлагал и символику четырёх времён суток, но она крайне неочевидна.

Классицистич. Искания Пуссена прошли сложный путь. Также выделяются благодарные старцы, приникшие к воде. галерея, Лондон и др. ).

Центральный персонаж— ослеплённый Орион— движется на ощупь, хотя им руководит поводырь. Впрочем, в счёт неустойки от контракта у Пуссена отобрали дом в Тюильри. Слабым местом подобных интерпретаций является то, что Пуссен явно не собирался нарушать порядок времён года в соответствии с библейскими сюжетами. Пейзаж отличается широтой замысла, в композиции скалы, деревья, поля и рощи с поселянами, озеро и дальний морской залив создают многогранный образ природы в пору своего расцвета.

Столичные художники не слишком терпимо относились к «чужакам», борясь с ними, в том числе путём штрафов и судебных исков. «Нарцисс и Эхо» (ок.

Геоцинт изображенный на картине с грустью рассматривает эти цветы. В самом конце 1640-х годов Пуссен исполнил два автопортрета. Как правило, дружеские визиты привязывались к утренним часам. Её главной целью был новый взгляд на религиозную живопись французского классика200. «Чума в Азоте» была одной из заметных удач Пуссена того времени: в Риме с картины была снята копия, а Беллори включил её описание в биографию художника.

Беллори утверждал, что в Вечном городе француз обосновался весной 1624 года. Впереди плыли лозунги «Даешь парад любви. ». Фаина увидела парней в голубых футболках, шагавших в обнимку, узрела своих приятельниц по клубу «Сто сорок по Фаренгейту». стихии, призвано раскрыть смысл истории человечества («Пейзаж с Полифемом», ок.

Сюжет вновь был ветхозаветным (1Цар. 5:1-6): филистимляне, захватив Ковчег Завета, поставили его в своей столице в капище Дагона, за что Господь Бог наслал на них чуму. Величайший французский художник XVII века Никола Пуссен говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. По-видимому, это должно означать, что обнажённый Юпитер в венке (но с дубинкой на плече) и мучители— язычники и варвары. В 1648 году по заказу Серизье Пуссен исполнил два пейзажа с Фокионом: «Перенесение тела Фокиона» и «Пейзаж со вдовой Фокиона».

1637–39, оба– Лувр и др. ). Оно должно быть благородным, ни одно из его качеств не может быть получено от мастера. В античной образной системе, творчески воспринятой Пуссеном, образность «Вдохновения» можно воспринимать как дифирамбическую. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Когда Бернини увидел эту картину (во Франции в 1665 году), она напомнила ему колористику и композиции Тициана.

Таким образом, это тип автопортрета для потомков, выражающий формулу non omnis moriar («нет, весь я не умру»)139. С точки зрения Ю. Золотова, качество этой картины не слишком высоко.

эстетикой 16в. Поскольку ведущим элементом стиля Пуссена всегда была композиция, Ю. Золотов отмечал, что в «Царстве Флоры» много перемен по сравнению с римскими работами предшествующего десятилетия. Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанная по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. По замечанию Т. Каптеревой, «художественная жизнь французской столицы отличалась в то время большой пестротой и отсутствием крупных и своеобразных живописцев»18. Примечательны строения на горизонте, одно из них явно напоминает римский Замок св.

Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. Смысловой центр композиции – танцующая Флора в тунике зеленого цвета. Для своих образованных заказчиков в 1630-х годах Пуссен исполнил значительное число полотен на античные мифологические и литературные темы, такие как «Нарцисс и Эхо» (Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Институт искусств) и цикл картин по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим»: «Армида и Ринальдо» (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). По завещанию, душу свою Пуссен препоручал Пресвятой Деве, апостолам Петру и Павлу и ангелу-хранителю шурину Луи Дюге оставлял 800 скуди, второму шурину Жану Дюге— 1000 скуди, племяннице (дочери сестры жены) 20 скуди и дом со всей обстановкой другой племяннице— 1000 скуди их отцу Леонардо Керабито— 300 скуди и так далее155.

Ю. Золотов отмечал, что «Битвы» характерны ещё и главенством декоративного принципа. Для Пуссена это бы отвлекало зрителя от основной темы картины. Действие картины происходит в саду на фоне фонтана и перголы (специального навеса для вьющихся цветов), которые образуют своеобразную сцену. Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена.

Цикл «Четыре времени года» рассматривается как своего рода живописное завещание Пуссена. Петра— главного храма католической церкви. Вряд ли найдется человек, знакомый с творчеством великого художника Николы Пуссена и при этом не слышавший о его «Царстве флоры». Ангела, над ним поднимаются клубы дыма. На первом плане Нарцисс любуется своим отражением в сосуде с водой, который держит нимфа.

После шести недель мучительной болезни Никола Пуссен скончался в полдень 19 октября 1665 года, в четверг и был погребён на следующий день в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина152. Картина упоминается в инвентаре 1722 г. Эта картина под названием «transformazione de fiori» подробно описана в книгах XVII века Беллори и Фолибьена. Первые биографии Пуссена опубликовали его римский друг Джованни Пьетро Беллори, который занимал пост библиотекаря королевы Христины Шведской и Андре Фелибьен, познакомившийся с художником в Риме, в период пребывания в должности секретаря французского посольства (1647 год), а далее— на посту королевского историографа. Обращаясь к античным, библейским и евангельским сюжетам, П. строго отбирает худож.

Рим. В письме 2 августа 1655 года упоминается, что в Риме нет художников, равных Пуссену, несмотря на «ошеломительную» стоимость его полотен. В 1640–42 работал в Париже, где ЛюдовикXIII назначил его руководителем всех худож.

Источником мифологического пейзажа явилась X песнь «Метаморфоз» Овидия. При этом фигуры на переднем плане даны в сопоставлении с античной статуей воина и трактованы так же, как она.

Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины. Это позволило сделать вывод о применении Пуссеном бифокальной перспективы, создающей иллюзию пространственной глубины. Особенно значителен цикл из 4 картин «Времена года» (ок. 1625–27, Лувр, Париж), «Ринальдо и Армида» (1625–26 или 1-я пол. На охоте его растерзал кабан и из капель его крови выросли анемоны. Сюбле имел прямое отношение к Фронде, с кругом либертенов (включая Нодэ и Гассенди) общался в Париже и Пуссен.

Все детали рождают чувство глубокого драматизма, что, видимо и имел в виду Беллори125. Кавалер дАженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне194. Образы объединены общими строем чувств.

Судя по сообщениям Зандрарта, Пуссен особенно близко дружил с Клодом Лорреном. 1622–24, Королевская б-ка, Виндзор). А. С. Пушкина). Конфликт Вуэ и Пуссена был и конфликтом официозного барокко, которое символизировало мощь совершенной монархии и камерного интеллектуального стиля, востребованного в среде «Республики учёных», чьи неформальные кружки и культурные интересы восходили к эпохе Ренессанса103.

«Мое естество, — отмечал он, — влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Это позволило художнику придать фигурам выразительность. Судя по размерам и композиции, пару ему составляет «Пейзаж с Гераклом» (хранящийся в ГМИИ), но о последнем не упоминается в источниках. Первым серьёзным заказом от Сюбле де Нойе было «Чудо святого Франциска Ксаверия» для новициата иезуитского коллежа. Однако вскоре Авис увёз Пуссена в своё поместье, где заказал ему оформление интерьеров, но у Никола не сложились отношения с матерью шевалье, которая смотрела на него как на абсолютно бесполезного нахлебника и использовала в качестве слуги. Наверху— на небесах— чудо по молитве святого совершает Христос.

Ее золотистые волосы повторяют танец богини, а голубая лента передает движение. Он писал мифологические картины, умышленно противопоставляя их современности. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой.

На следующий день Пуссену было отправлено личное королевское послание, в котором об условиях не говорилось, художнику предоставлялось лишь звание Ординарного живописца, а об обязанностях неопределённо утверждалось, что он должен «способствовать украшению королевских резиденций». Розовый шарик лопнул над самым ее ухом. По заказу Ватикана П. исполнил алтарный образ для собора Св. Впрочем, в окончательный вариант эти детали не вошли. Это позволяет понять соответствующие пассажи в переписке. художник и график. Даже Ноев ковчег («Зима») может интерпретироваться как Церковь, то есть Тело Христово147.

Его сопровождал Кассиано даль Поццо, впоследствии— один из главных покровителей художника. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр). Следующий этап – 40-50-х годы. В данном каталоге была сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился ещё в 1630-е годы199. В то время как Флора, окружённая амурами, рассыпая цветы танцует в центре картины, Аякс бросается на свой меч (у Гомера Аякс наделён неистово-воинственным характером).

Исследователи XXI века в большей степени склонны проводить христианскую интерпретацию творчества Пуссена, особенно его философских пейзажей, созданных на склоне лет «для себя», вне всякого влияния вкусов и требований заказчиков. Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств». –Это я купила специально, он нам еще пригодится.

Известности «Четырёх сезонов» способствовало то, что «Лето» и «Зима» были избраны для лекций в Королевской академии живописи в 1668 и 1671 году как наглядные образцы для обучения молодых художников. Это соотносится с его постоянным мотивом жизни по природе и разуму143. «Битвы» настолько отличались от прочих римских произведений Пуссена, что выдвигались теории, что он исполнил их ещё во Франции. В завершающем эту серию полотне «Зима» («Потоп») размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии. Среди них выделялся приапический идол, найденный у Порта Пиа.

Традиционно называемое в литературе 15 июня— условность, поскольку в Андели не сохранились церковные книги. По другой версии, знакомство с Куртуа произошло ещё в 1612 году21. Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. Перечисленное не исключало мистических и даже оккультных мотивов. По мнению П. Дежардена, это «настоящая агиография». Илер Падер в 1654 году посвятил Пуссену панегирик в поэме «Говорящая живопись» и в том же году Пуссен вошёл в число тех 14 академиков Святого Луки из числа которых выбирался глава Академии122.

Она не сохранилась, но в 1638 году мастер повторил полотно, хранящееся ныне в Вене. По Ю. Золотову, романтизированная версия биографии сглаживала «острые углы» парижской жизни Пуссена17. В «Соборовании» персонажи представлены в древнеримских одеяниях, как и в «Крещении».

После разметки делался первый подмалёвок жёсткой круглой кистью. Упрекали Пуссена и в «недостаточном богатстве» оформления175176.

1630-хгг. В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. Адонис смертельно ранен, но при этом довольно спокойно рассматривает своё ранение. Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые была отрефлексирована и реализована в СССР в 1955—1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем).

Уже в Париже он на сходный мотив исполнил фронтисписы к сочинениям Вергилия и Горация. С конца 1650-х годов состояние здоровья Пуссена непрерывно ухудшалось, а тон писем становился всё печальнее. Она стала подсолнечником (по латыни Helianthus annuus), который поворачивает свои цветки вслед за солнцем. В частности, ранняя картина Пуссена «Венера и Адонис» известна в трёх вариантах, ни один из которых не считался оригиналом. Другая влюблённая парочка, Крокос и Смилакс, расположилась справа на переднем плане.

По описанию Беллори, Пуссен вёл в Риме почти аскетический образ жизни. По-видимому, это намёк на текст Овидия— факел Гименея чадил, предвещая несчастье. Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Разочаровавшись в учителях, в 1623 уехал в Венецию, а в 1624 — в Рим. Петра– «Мученичество св. Марино был связан с неортодоксальными мыслителями Италии, в том числе Джордано Бруно и Джулио Ванини идеи последнего в какой-то степени повлияли на образный строй и содержание поэмы «Адонис».

1650–1655, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. ). «Весна»— это Эдемский сад с Адамом и Евой, «Лето»— моавитянка Руфь на поле Вооза, «Осень»— посланцы Моисея возвращаются из земли Ханаанской (Чис. 13:24), «Зима»— всемирный потоп. Цветовая гамма построена на зелёных и серых тонах и «отличается вялостью». Вся эстетика Пуссена прямо противостояла барокко, он не скрывал негодования от вошедших в моду плафонов, пространство которых «прорывало» свод. На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа.

Рядом стоит Гиацинт – друг Аполлона. 17 декабря все благополучно прибыли в Париж99100. Латинское название— буквально: «И в Аркадии я»— допускает множественное толкование. На портрете исполненном для Пуантеля (ныне в Берлинской картинной галерее, воспроизведён в начале статьи), Пуссен именует себя «римским академиком и первым ординарным живописцем короля Галлии». В «Танкреде и Эрминии» (30-е гг., Ленинград, Эрмитаж) контрапункт горячих и холодных тонов передает и драматическую взволнованность сцены, в которой еще слышатся отзвуки героической битвы и силу любовного порыва Эрминии.

Далее он перешёл к Жоржу Лаллеману, но также не сошёлся с ним характерами. 1630, Эрмитаж, С. -Петербург), «Спящая Венера» (ок.

За нею находятся знаменитые своей грациозной красотой юноши: возлюбленный Венеры Адонис (с копьём) и любимец Аполлона Гиацинт. В «Триумфе Флоры» (начало 30-х гг., Париж, Лувр), «Венере и сатирах» (30-е гг., Лондон, Национальная галерея), «Диане и Эндимионе» (начало 30-х гг., Детройт, Институт искусств), «Воспитании Юпитера» (начало 30-х гг., Лондон, Далидж-колледж), «Триумфе Нептуна и Амфитриты» (Филадельфия, Художественный музей), в многочисленных вакханалиях словно оживает языческая стихия древнего мифа. После кончины Пуссена эти картины видел Бернини. О детстве и юности будущего художника почти не осталось сведений.

Из ее правой руки рождаются цветы, а сам жест задает движение на картине. Здесь и Смилака, протягивающая руки к возлюбленному Крокусу и раненный Адонис, который, несмотря на это, остается предельно спокойным.

Она получила известность и привлекла внимание к художнику. Композиция строго упорядочена: «Нужно отбросить все мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа», – писал Пуссен пространство легко обозримо, планы располагаются параллельно холсту и четко следуют один за другим для действия отведена небольшая зона переднего плана. В 1640-х годах существенно поменялось жанровое соотношение в живописи Пуссена. Прижизненные воспоминания о Пуссене оставили также римский художник Джованни Баттиста Пассери (опубликованы лишь в 1772 году) и Бонавентюр дАргонн.

Сюжеты «Семи таинств» относятся к самой консервативной части католической иконографии. Предметом его первостепенного интереса были античные руины и скульптуры. Пуссен же представил себя с атрибутами ремесла, но в процессе творческого раздумья.

А. С. Пушкина». От переписки с коллегами-художниками также почти ничего не осталось170. «Причастие» трактовано как изображение Тайной вечери, причём апостолов Пуссен расположил на ложах, как и было принято в те времена. По сообщению Роже де Пиля (1699), около трёх месяцев молодой Пуссен провёл в мастерской фламандца Фердинанда ван Элле, но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах— жанре, который и впоследствии мало интересовал художника. Новизна «Чумы в Азоте» заключалась в том, что художник впервые включил в одно полотно множество главных и второстепенных эпизодов, свободно вписанных в единое пространство.

Свет на этой картине льётся от центра и Орион направляется навстречу нему. К нему обращены движения наяд, составляющие ритмическое взаимодействие. Только в середине XX века выяснилось, что «Замечания о живописи», то есть так называемые «модусы» Пуссена, — не что иное, как выписки из античных и ренессансных трактатов4. Но мысль о смерти не привносит диссонанса.

1641–42, Худож. Слева изображен Аякс Великий, герой Троянской войны. Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог». Один из этих рисунков, а именно «Рождение Адониса», был описан Беллори и послужил основой для идентификации этой серии.

Пуссен полностью отказался от темных фонов. Бородатый пастух указывает пальцем на высеченную на надгробии надпись «Et in Arcadia ego», его юный спутник в смятении, а пастушка— зрелая женщина— задумчива и серьёзна. В творчестве П. 1-го римского периода (1624–40) преобладают просветлённо-поэтичные картины на мифологич. Беллори именовал композицию «Счастье, подвластное смерти» и классифицировал сюжет как «моральную поэзию» не исключено, что такие интерпретации исходили от самого Пуссена.

Для последнего была написана серия картин «Семь таинств». Альберти, А. Дюрера, Леонардо да Винчи. Родился в деревушке Андели в Нормандии в семье мелкого землевладельца.

1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. В 1851 году по его инициативе был поставлен памятник в Париже, причём на открытии епископ Эвре отслужил мессу196. Вокруг нее порхают Амуры, осыпая всех сидящих прекрасными цветами.

По-видимому, в 1634—1637 годах Пуссен участвовал в дискуссии о барокко в Академии Св. Примечательно, что все детали (включая мраморную колонну) имеют соответствие в тексте поэмы93. Рыбак с удочкой, услышав крик Эвридики, оглядывается на неё. Эразма» для Собора св. Важнейшим следствием второго явления в столицу для Пуссена стало знакомство с Александром Куртуа (Alexandre Courtois), камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки. Консерваторы XIX века, начиная от аббата Аркилье и Шатобриана, пытались, напротив, вернуть Пуссену ореол истинно христианского художника.

С 1612 обучался в Париже в мастерских Ж. Лаллемана, затем Ф. ван Элле. Тогда цикл виден в правильной последовательности: «Весна»— Воздух, дыхание Бога, давшее жизнь Адаму «Лето»— Огонь, солнечное тепло, дарующее урожай «Осень»— Земля, чудесное плодородие земли Ханаанской Зима— Вода и всемирный потоп. По Ю. Золотову, данный сюжет был вообще чрезвычайно редким в живописи XVII столетия, но Пуссен явно им дорожил исполнив два варианта этой картины, сходное по сюжету полотно «Парнас» и ряд зарисовок. За ними – Адонис в сопровождении собак, он с удивлением взирает на кровоточащую рану.

Действительно, на этой гравюре охотник также показан на возвышении и окружён облаком. Убийца хочет привлечь максимальное внимание, хочет напугать, устрашить.

«Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. Зима изображает потоп, гибель жизни. В композиции можно найти известные параллели «Царству Флоры», а техническое решение уравновешивание сцен, с расположением их на дополнительных оптических осях, аналогично142. Датировка всех перечисленных событий крайне затруднительна, поскольку не подтверждается никакими документами в канонических биографиях даты также не приводятся27. Второй автопортрет датирован юбилейным 1650-м годом, художник охарактеризовал себя просто «живописцем из Андели».

Имеющиеся между ними параллели слишком общи и случайны, чтобы иметь решающее значение. Натурализм и «вещественность» Караваджо отталкивали Пуссена, Фелибьен цитировал фразу «он явился, чтобы погубить живопись». Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ринальдо и Армида» (ок. Каждый пейзаж имеет символическое значение. Толпа, а точнее демонстрация, двигалась по Тверской мимо мэрии к Пушкинской площади.

Этот круг объединяло тяготение к классической античности45. Работы этого периода носили печать современного ему искусства, главным образом Караваджо: «Избиение младенцев» (1628. В этом контексте было зачитано письмо Пуссена о «модусах», хотя сам художник не пытался приспособить теорию музыкальных ладов для иерархии произведений изобразительного искусства. 1630-хгг., ГМИИ), «Танкред и Эрминия» (ок.

Вдобавок итальянец стремился доказать влияние на Пуссена итальянской академической школы5.

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки74. Отмечаемая всеми без исключения «сдержанность» манеры Пуссена коренилась в его личности и выражалась на практике в отстранённости как от вкусов французского королевского двора, так и контрреформационного Ватикана причём отстранённость с течением времени только возрастала181. Нигде нет спасения. Очевидной чертой творческого процесса Пуссена была его осмысленность.

В этих акцентах находят выражение внутренние переживания героев. Огромную сумму в 2000 скуди он завещал наследнику семейству Даль Поццо— Фердинандо. В собрании Эрмитажа сохранился и набросок Пуссена с росписи из Катакомб св. На полотне два пастуха и пастушка обнаружили в лесной чаще заброшенную гробницу с черепом, лежащим на ней и смотрящим пустыми глазницами на героев. Об отношениях сына с родителями не осталось никаких свидетельств во всяком случае, уехав в Италию, он полностью порвал всякую связь с малой родиной, а родных именовал «грубыми и невежественными»13.

Также именно Лебрен пытался найти античные иконографические прототипы персонажам полотен Пуссена, заложив традицию академической «подгонки неабсолютной натуры».

При этом его интерес к Ветхому Завету и— особенно— Моисею, объяснялся именно экзегетической тенденцией истолковывать ветхозаветные сюжеты в свете Нового Завета. В одной композиции были объединены два источника: «Метаморфозы» Овидия и «Картины» Филострата, причём в овидиевой поэме данные мифологические события последовательно следуют один из другим и позволяют художнику построить сюжетный мотив на контрасте141. А картины «Разрушение Иерусалима», «Похищение сабинянок» (Париж.

В работах П. 2-го римского периода усиливается этико-филос. Тогда же в мае он обучал молодых художников, как обмерять античные статуи149. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). Муза, стоящая рядом с Аполлоном — живое олицетворение прекрасного.

Гастроль приурочена к 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи в ГМИИ им.

Веласкес в «Менинах» изобразил себя непосредственно во время творческого акта. «Рождение Адониса» демонстрирует все ведущие черты стиля Пуссена вообще. Пуссен, по-видимому, демонстрировал, что слава Христова просветлит всё человечество92.

Картина «Рождение Вакха» известна по описанию Беллори, который подчеркнул, что сюжет её двойной— «Рождение Вакха и смерть Нарцисса». По-видимому, не меньше, чем Писание, Пуссена вдохновляли «Метаморфозы» Овидия, в которых также сильны аллегории годичного цикла. Пуссен является создателем так называемого героического пейзажа, на фоне которого развертываются сцены жизни золотого века. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной.

Из его крови появились гиацинты. Пуссен делал выписки из сочинений Цакколини (приспосабливая его музыкальную доктрину к живописи) и Витело иногда теоретизировал в письмах. Тон Пуссена в последующих апрельских письмах 1642 года становился всё резче. Эразма» (1628–29, Ватиканская пинакотека).

Их полемика началась в связи с анализом картины «Аркадские пастухи». «Чума» стала во многих отношениях новаторской для Пуссена. Основой послужило Второе послание к коринфянам (2Кор. 12:2), но при этом решение сюжета было нехарактерным для Пуссена, зато имело множество параллелей в искусстве барокко, для храмовой архитектуры которого мотив прорыва в иную— высшую реальность— позволял достигать множества эффектов. Жесты воинов (один сдерживает плач) создают общую атмосферу суровой скорби.

Продолжая тему всеобщего цветения, в центре картины изображена Богиня весеннего цветения Флора. Можно даже заметить некоторое влияние мастеров Кватроченто: тонкие деревца с ажурными кронами на фоне горизонта любили изображать мастера итальянского XV века, в том числе молодой Рафаэль136. Жан Дюге описал и художественные произведения, оставшиеся от Пуссена. Спереди справа изображена пара: белокурый юноша Крокус и Смилака, ставшая вьюнком. поэта Дж. Марино (бистр, перо, ок. Согласно К. Кларку, композиция «Аполлон, коронующий Вергилия», предписанная заказчиком изначально была такова, что даже талант Пуссена-рисовальщика «не мог сделать этот тип тела интересным»106.

В «Аркадских пастухах» символы смерти волновали героев, в «Рождении Вакха» поющие нимфы не замечают ни гибели Нарцисса, ни трагедии Эхо. Центральный эпизод здесь типологически близок картине «Пейзаж с человеком, убитым змеёй».

Эти решения, описанные в письме 1642 года Сюбле де Нойе, Ю. Золотов предлагал называть пуссеновским «конструктивизмом». Основой сюжета вновь послужили овидиевы «Метаморфозы»: герои, погибая, обращаются в цветы. Собственно королевские заказы были чрезвычайно неопределёнными. Это— золотая ветвь Вергилия, которую никто не может ни найти, ни сорвать, если его не приведёт к ней судьба150. Никола Пуссен — одно из главных действующих лиц французского классицистического искусства. Для археологических изысканий Пуссен обратился к трактату А. Бозио «Подземный Рим» (1632).

воск оказывается в слое идеальности, которому он культурно не принадлежит. Это та же самая демонстрация, эпатаж. В списке упоминаются около 400 графических произведений и эскизов. Документы также свидетельствуют, что Пуссен хорошо зарабатывал: за «Мученичество св. После этого французский художник решительно отказался от монументального жанра и полностью перешёл к так называемой «кабинетной живописи», рассчитанной на частных заказчиков.

ПУССЕН (Poussin) Николa (июнь 1594, Лез-Андели, Нормандия– 19. 11. 1665, Рим), франц. В итоге он вернулся в родительский дом и, видимо, вновь поступил к Варену. 1628, Ин-т искусств, Миннеаполис). Тем не менее, нельзя отрицать, что выбор как минимум трёх сюжетов тесно связан с христологией: Он— новый Адам («Весна»), Сын человеческий, сын Иессея, внук Руфи («Лето»), а равно сын Давида, владыки Ханаанского («Осень»). для кардинала А. Ж.

С конца 1642 по 1645 год в Риме жил Шарль Лебрен— будущий глава Академии живописи, который также активно искал ученичества и консультаций у Пуссена, особенно испытывая затруднения в копировании произведений античного искусства. и лит. С 1623 жил в Италии, вначале в Венеции, с весны 1624 вРиме. Петра, теперь она заменена мозаичной копией. Естественно, что эта работы вызвала нападки.

Небо заволакивают тёмные облака их тень ложится на гору, озеро и деревья135. Похожим образом было исполнено и «Вознесение Богородицы» 1650 года. Об аналогичных трудностях писал и сам Пуссен, обращаясь к Шантелу. Писанием копий полотен Пуссена занимался некто Кароселли73.

В «Царстве Флоры» цвет по-весеннему радостен, чист и прозрачен. Ватиканская пинакотека). Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство художника-творца проникнут автопортрет П. (1650, Лувр). В письме от 8 августа, адресованном Кассиано даль Поццо, Пуссен не скрывал радости: он испросил разрешения вернуться в Рим, чтобы забрать жену и был отпущен «до следующей весны»115. В московской картине «Ринальдо и Армида» (1625-1627) глубокие красные, золотисто-желтые и контрастные им синие тона напоены ликующим счастьем страстного чувства, пробудившегося в героях.

Однако на «Похищении сабинянок» обнаружены следы перспективной разметки свинцовым карандашом. Фелибьен изложил хронологию творчества Пуссена, основываясь на рассказах его шурина— Жана Дюге. Но прежде всего— о содержании. В 1626 года в расчётных книгах кардинала Франческо Барберини впервые фиксируется имя Пуссена в связи с получением гонорара за картину «Разрушение Иерусалима».

Обстоятельства его жизни после возвращения из Франции неизвестны, неизвестно и по какой причине, ещё не достигнув 50-летия, он составил завещание (30 апреля 1643 года). В 1658 году для Пассара был исполнен «Пейзаж с Орионом». Решение сюжета было целиком авторское, античных атрибутов здесь представлено немного66. Значительную часть активной творческой жизни провёл в Риме, в котором находился с 1624 года и пользовался покровительством кардинала Франческо Барберини. Он носил с собой записную книжку и в момент появления замысла делал первичный набросок.

Во второй половине 1930-х годов ярко проявилась иконологическая школа искусствознания, трактующая живопись как грамматический код. Пуссена также представили маркизу Саккетти, но он не проявил интереса.

Развитие мастера очевидно: несколько «Вакханалий» демонстрируют тонкость цветовых решений— явное влияние венецианской школы61. Пуссен стремился в Италию изучать античное и ренессансное искусство.

1631–1632, обе– Дрезденская КГ).

На грунт наносились углем или мелом общие контуры фигур, групп и архитектурных деталей. А из его крови появились белые гвоздики. Его покровительство позволило 30-летнему художнику спокойно работать и развиваться3435. Все действующие лица расположены подобно рельефу.

Гиакинт (гиацинт) поднимает руку к своей голове. «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» не упоминается в биографических источниках. Хотя изначально она замышляла убийство рыцаря, волшебницей овладевает страсть. Цветовая гамма насыщенная, но сдержанная, её определяют тёплые золотистые тона. Жрец в белых одеждах показывает на обломки ложного бога, а живые торопятся убрать мёртвых.

У фонтана помещена герма Приапа, отсылающая к овидиевым «Фастам», где, собственно и описан сад Флоры77. 1634, Москва, ГМИИ им. В письме Шантелу от 20 ноября 1662 года он заявил, что посылаемое ему полотно «Христос и самарянка» является последним. Центральное действо обрамляют слева и справа группы из трёх дев, беседующих между собою. Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии8.

вдохновение, гармонию природы и человека они отмечены особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы, – «Нарцисс и Эхо» (ок. Его картины стали цениться и многие желали иметь у себя хотя бы повторение. Вокруг нее те персонажи мифа, которые, умерев, превратились в цветы. Беллори утверждал, что Пуссен сам признавал, что являлся «студентом» Даль Поццо и музея и даже исполнял для собрания зарисовки античных памятников.

Пологу вторит строгость архитектурного фона, но показательно, что Пуссен не вполне справился с перспективным построением: правая стена как бы вывернута (по Ю. Золотову) на плоскость, а капители пилястров размещены несообразно замковому камню арки. В основе теории Пуссена лежали принципы гармонии и соразмерности художественного произведения соответственно урокам природы и требованиям разума178. С кардиналом они сотрудничали до самого отъезда художника в Париж в 1640 году75. Ренессансные интересы Пуссена были сосредоточены на творчестве Рафаэля и Тициана.

С их точки зрения, Пуссен— «художник-художник, сила души которого проявлялась в споре аскетичной манеры и творческой свободы гения кисти»189. Когда в 1782 году Пуссену был установлен бюст в Риме, на постаменте была помещена латинская надпись— «художнику-философу»195. «Мученическая смерть Св.

Особой известностью пользовалась серия «Вакханалий» исполненных в сер. Все фигуры составлены в тесную группу, занимающую практически всю композицию полотна. Гравировал их Клод Меллан. Друзьям он откровенно писал, что, кажется, совершил безрассудство98.

В 1642 из-за интриг Пуссен возвратился в Рим. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи» (1632–1635, Англия, Чезуорт, частное собрание), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). Костелло187188. «Царство Флоры» сам автор именовал «Садом» богини Беллори называл картину «Превращением цветов». Царлина, перенести на живопись177.

Идол же при этом был чудесным образом разбит на куски. Это открывало простор для самых фантастических интерпретаций: так, в сложном символизме картины «Et in Arcadia ego» различные авторы усматривают близость Пуссена к хранителям тайны крестной смерти Христа, которую он зашифровал или что он являлся посвящённым, которому было известно местонахождение Ковчега Завета193. Эпитафию на надгробии составил Беллори153. Сфинкс олицетворяет «неясность вещей загадочных». Краски накладывались от тёмной к светлой, небо и тени фона исполнялись так, что сквозь них просвечивал холст, светлые места писались плотно. Ныне они интерпретируются как эскизы для овидиевых «Метаморфоз»— это самые ранние сохранившиеся произведения Пуссена.

Нарцис смотрит на зеркальную поверхность воды в сосуде, который держит нимфа Эхо. 1649, Эрмитаж «Орион», ок. Художнику были заказаны две картины для его парадного кабинета, в том числе аллегория «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора». 5 ноября президент Академии прочитал пространную речь о картине Пуссена «Сбор манны», которая окончательно ввела римского затворника в академическую традицию, связав его с Рафаэлем в преемственности.

обстоятельствах, что предвосхитило суровую гражданственность позднегоклассицизма («Смерть Германика», ок. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. 1650, Париж, Лувр).

Идея неотвратимой смерти не должна нарушить гармонической ясности духа. Однако М. Алпатов и Ю. Золотов критиковали иконологический подход, как восходящий к традиционной академической трактовке Пуссена как «послушного иллюстратора»186. Мать— Мари де Лезман (Marie de Laisement) — была вдовой вернонского прокурора, у неё была дочь Маргарита.

В коллекции Виндзорского замка сохранились 11 графических листов (9 горизонтальных и 2 вертикальных) и 4 батальные сцены. работ в королевских дворцах (прежде всего в Большой галерее Лувра) П. исполнил также серию аллегорич. На луврской картине сюжет решён весьма торжественно, что легко объяснимо: путто держит в руках «Одиссею», а у его ног лежат «Энеида» и «Илиада» муза, таким образом, — это Каллиопа. Существует также версия, что на ритмическое построение композиции сильно повлиял так называемый «Саркофаг Мелеагра», который Пуссен мог видеть на Римском Капитолии68. За Нарцисоом мы видим Клитию, которая по преданию была наказана отцом за прелюбодейство.

По этой причине чрезвычайно сложно судить о мировоззрении Пуссена. Однако круг общения Пуссена был иным— более «эзотерическая» культурная среда, наследники классических гуманистов. Первые годы в Италии были временем поиска. Сюжет «Пейзажа с Полифемом», по-видимому, также восходит к «Метаморфозам» Овидия— их XIII песне, в которой Галатея рассказывает о влюблённом в неё Полифеме. Все это полнится жизнью и беззаботностью. С собой он также взял шурина Жана Дюге, но жену оставил в Вечном Городе на попечении Даль Поццо. Аллегории Пуссена адресовались напрямую властям как эталоны надлежащего поведения и справедливого правления и их символическое восприятие иногда не имело ничего общего с замыслом самого автора118.

Четвёрка лошадей бога солнца, на которую смотрит Кифия, виднеется над облаками в зодиаке. Крупнейший представитель классицизма 17в. Достаточно одного взгляда на нежнейшее небо, облака которого величественно рассекает Апполон на своей колеснице, чтобы прочувствовать этот свет. По-видимому, выбор «Метаморфоз» имел глубокое мировоззренческое значение.

Причины, по которым между 1648—1651 годами Пуссен обратился к пейзажному жанру, неизвестны однако количество и качество исполненных работ таково, что используется термин «пейзажный взрыв». Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно исключительно в одиночку19.

Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна. В 1612 Пуссен отправился в Париж и там его учителем стал Ж. Ааллеман. Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. Беллори считал главным достоинством этой картины «размышление над естественными действиями (итал. azione)». 1627).

Сразу за Нарциссом стоит Клития, которая наблюдает за колесницей Аполлона. Вместе они в 1616 году вновь прибыли в Париж. Неопределённое положение Пуссена продолжалось до 1655 года121. Фабулы как таковой у картины нет, в неё главенствует мотив созерцания. В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир.

За влюбленной парой мы видим Адониса с собаками, он держит в руках копье. Тяжёлая работа привела к болезни, от которой Пуссен оправлялся почти год. По-видимому, в этой многофигурной композиции Пуссен отталкивался от работ фламандских мастеров— Зегерса или даже Рубенса.

Все эти картины утрачены2324. На пересечении диагоналей помещён некий монумент, смысл которого неясен исследователям. В тот момент в Риме находилось множество французских художников, в том числе Клод Лоррен. Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками.

развёрнутое повествование напоминает сцену из классич. Зрелый Пуссен назвал этот метод «алфавитом живописца»39. Датировки всех этих полотен и их повторений чрезвычайно различны.

Первое время Пуссен общался с двумя скульпторами, с которыми вместе снимал мастерскую: Жаком Стелла и Алессандро Альгарди46. Первым было написано «Вознесение святого апостола Павла», второй вариант того же сюжета на увеличенном холсте был написан в 1649—1650 годах для Лувра. Сюжет картины «Армида и Ринальдо» извлечён из XIV песни поэмы Тассо: Армида находит Ринальдо спящим на берегу Оронта. По-видимому, речь шла о выражении благодарности семейству его патрона, которое опекало семью и имущество и, по-видимому имело отношение к возвращению художника в Италию.

Согласно Ю. Золотову, поездку Пуссена именно во Флоренцию навряд ли следует считать случайной, так как благодаря королеве Марии Медичи связи парижских и флорентийских художественных кругов были регулярными. Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. Из ранних работ П. достоверны лишь рисунки на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия исполненные для итал. 1630-хгг.

В центре картины перед нами, в грациозном танце с прекрасным цветочным венком на голове, престала богиня весеннего цветения Флора. Хотя ещё Беллори отметил влияние на Пуссена «Чумы по Фригии» Маркантонио Раймонди, к которому восходят и глубинная композиция с лестницей и жесты отчаяния изображённых персонажей, объяснения требует мотив такого обращения. Скончался и похоронен в Риме. Апполон, находясь в горе превратил капли крови своего друга в геоцинт.

Однако и Беллори и Фелибьен были апологетами академического классицизма. Сложившаяся версия утверждает, что родители не желали для сына карьеры живописца и в возрасте 18 лет Никола сбежал из отчего дома в Париж16. На другом холсте изображена женская фигура, о смысле которой ведутся споры. Курьёзный случай произошёл с картиной «Ревекка у колодца», которую критик упрекнул в том, что на полотне отсутствуют верблюды из канонического первоисточника при этом на данном обсуждении присутствовал лично основатель Академии Кольбер. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое. Подход Пуссена к библейским сюжетам, несомненно, был вдохновлён христианской экзегезой.

Перед ней мы видим и других мифических героев. Пространство в картине решено сложно: Орион движется от гор к морскому берегу и как раз находится у начала крутого спуска (его масштаб передан фигурами двух путников, виднеющихся только наполовину). Своеобразие живописи Пуссена, несомненно, отчасти граничит с тем, что в ней сохраняются следы двух противоположных движений (в сторону идеальности и в сторону натуралистической имитации) и того материала, в котором движение к идеальности осуществляется и для которого он не предназначен, — воска54. Однако Беллори утверждал, что «Я» в сочетании с черепом означает Смерть, которая властвует повсюду, даже в блаженной Аркадии.

Послание кардинала Пуссену не сохранилось, но во фрагменте ответного письма Пуссен излагал свои условия: 1000 экю годового жалованья, столько же на переезд в Париж, сдельный гонорар за каждую законченную работу, обеспечение «подобающего жилища», гарантия, что художника не привлекут к росписям плафонов и сводов, контракт на 5 лет. Розовый шарик лопнул над самым ее ухом. Окончательным центром композиции стал сам Германик, к которому обращены все остальные фигуры их жесты и движения (у изголовья— жена и дети, слева— воины). Рим-Париж, 1580—1660».