Картина Грачи Улетели

Картины (живопись) : Грачи улетели

Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п. За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта.

В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Это несколько голых берез, часть из них— кривые и изломанные. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе.

Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Это скорее эскиз по памяти.

Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Автор этой статьи Б. В. Затем в 1882 году его уволили с работы. Но эта заурядность кажущаяся.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности.

«Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Зеленый – цвет спокойствия и жизни, а белый – чистоты и пространства. Мы видим неспешное пробуждение природы, только – только пришла календарная весна.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Это достигается через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега27, который написан с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов62. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок.

В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон.

Б. В. Но и тут мы делаем вывод, что весна вот-вот постучится к нам в дверь, свет еще блеклый, солнце неяркое. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна.

Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. РЖ-627)90.

Это было настоящей трагедией для него. В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Это можно определить по тени на картине под деревьями. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.

Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. На их макушках уже сидят грачи – вестники весны, некоторые из них летают в небе. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.

Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов.

Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны.

И тем не менее в появившейся на первой передвижной выставке картине многие современники увидели что-то новое, заставляющее совсем по-иному воспринимать привычное явление. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. На среднем плане мы видим серое пятно. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина.

Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. На каждой выставке их можно увидеть десятками. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».

Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516.

До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Он хорошо чувствуется, его свежесть и легкость исходят от картины. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. боярином Г. И. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг.

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. В изданной в 1871 году брошюре о Костромской губернии эти места описывались следующим образом: «Местоположение Молвитина красивое. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27.

В нижней части этюда была подпись: «А. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.

Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Необходимо основательно к этому подготовиться. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ).

В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.

Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Саврасова в Молвитино. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.

В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Краевед Николай Зонтиков считал эту версию более правдоподобной— в том смысле, что Саврасов вряд ли отправился бы в такое отдалённое место один, без знакомых, — но при этом отмечал, что вряд ли целью этой поездки был осмотр сусанинских мест, которые находились не в Молвитине, а в районе села Домнино, деревни Деревеньки и Исуповского болота43.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.

Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Зима еще не отступила. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Небо еще пасмурное, потихоньку темные и грузные тучи рассеиваются и на их замену приходят пушистые облака. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова.

По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12.

Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей.

Сочинение на тему 
Грачи грачи улетели 
картина

Сочинение на тему Грачи грачи улетели картина

Саврасовъ. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Ужаснее картину представить трудно. Также на них заметны птичьи гнезда. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8.

За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Несколько голых берез – кривых и изломанных. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». Все еще низкое серое небо покрыто облаками.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Вдалеке раскинулось черное поле. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины.

Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

Ярцев: грачи прилетели, грачи улетели

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». 27192)386. Склонённые ветки боковых деревьев, стволы которых частично обрезаны краями холста, уравновешивают центральную группу справа и слева59. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.

Вот так жил и творил Саврасов. В подтаявших лужах воды проглядывает земля и отражается небо тени, упавшие на снег от деревьев, выглядят легкими и полупрозрачными. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».

Каждый хотя бы раз в жизни видел картину «Грачи прилетели», это известнейшая картина Саврасова. л – К великому сожалению, в процессе реставрации храма был совершён, по сути дела, акт вандализма. Как гласит народная примета, если прилетели грачи, значит уже точно весна не за горами. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало».

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.

Центральная группа берёз является основой композиции. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

(. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. – Оденешь его – опять пропьет все. На переднем плане – рыхлый грязный снег.

Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.

Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Какая простота. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. Церковь стоит на фоне синего неба. Салтыков). Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. А потом все-таки сбежит.

Замысел картины Грачи прилетели (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Однозначно ответить нельзя. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.

По этому поводу высказывались разные версии. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49.

Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. На самом же деле эта обыденность мнимая. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.

Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский.

В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Молвитино»36. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы.

Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях.

Саврасов – Грачи 
прилетели (сочинение 
по картине)

Саврасов – Грачи прилетели (сочинение по картине)

Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Дочь московского купца Карла Эрдмана Герц, девица, домашняя учительница Аделаида Софья Карловна Герц, 30 лет, евангелического лютеранского вероисповедания, жительство имеет в приходе Большого Вознесения, что на Малой Никитской в доме поручика Петра Степановича МихайловскогоПоручителями были сверх означенных жениха и невесты. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.

Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».

Внутреннему содержанию картины при внешней простоте соответствуют точно взвешенная композиция и виртуозная живописи избегающая внешних эффектов. Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц.

Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.

  • Картина Алексея Саврасова Грачи прилетели
  • История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
  • Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
  • Картина Саврасова "Грачи прилетели"
  • Давид Самойлов «Грачи прилетели»
  • Творчество, заказы известных людей
  • Работа и страсть к путешествиям

Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».

Продолжим осматривать картину. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Как они красивы».

На той же выставке присутствовали работы таких известных мастеров пейзажного жанра, как Алексей Боголюбов, Михаил Клодт и Иван Шишкин. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. На нем много следов, маленькие веточки деревьев лежат на нем. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели».

К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться. Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».

Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. И в этой обстановке вдруг чувствуешь, как по холодной, сырой и бесконечно мертвой мгле проносится слегка уловимое, мягкое и легкое дуновение жизни и теплоты.