Картина Христос И Грешница

Христос и грешница (картина Поленова)

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель. Из Рима он едет в Париж, где И. С. Тургенев ввёл его в салон Полины Виардо. Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Природа дышит покоем и умиротворенностью. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям.

Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. никто не осудил тебя. Вот как писал об этом сам Поленов: «Сегодня на выставке был государь. Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно».

В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». Поездка дала Поленову большой запас впечатлений, связанных с природой и архитектурой Палестины, а также с обликом и обычаями её жителей. Огромное полотно демонстрировалось в Петербурге и Москве, а для передвижения по провинции использовали копию (чуть меньшего размера), которую сделал с картины ещё в доме Мамонтова С. А. Коровин, Поленов же прописал на ней головы. Красота живописи словно гасит эмоциональный накал происходящего.

Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями».

«Христос и грешница»: 
Любопытные факты 
о картине Василия

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. Для воссоздания исторически правдивой обстановки событий, связанных с жизнью Христа, Поленов отправляется в Египет, Сирию, Палестину, по пути посещает Грецию. Перед аукционом, в октябре 2011 года, это авторское повторение экспонировалось в Третьяковской галерее на предварительном показе лотов4. Также скажется в его работах и участие в 1876 году в составе русской добровольческой армии в борьбе сербов за освобождение от турецкого ига (он напишет несколько батальных сцен). А утром опять пришел в храм и весь народ шел к нему.

Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). где твои обвинители. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же».

Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года78. Тем не менее, он отмечал, что у художника «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Почему он это сделал.

Описание картины 
Василия Поленова 
«Христос и грешница»

Описание картины Василия Поленова «Христос и грешница»

Но в его последующих картинах ощутится и близость к передвижничеству (после заграничной поездки, отдыхая в Имоченцах, он написал портрет сказителя былин Никиты Богданова). Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. В нем не было ни напряженной драматичности Н. Н. Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И. Н. Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В. Г. Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879). И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее». У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее.

По свидетельству писателя и критика Михаила Чехова, лицо Христа Поленов писал с художника Исаака Левитана4344. Но хитрость законников не удалась. Сам автор испытывал ощущение художественной недостаточности, потому будет стремиться раскрыть исторический образ Христа, передать красоту и гармонию, наивность и чистоту христианского учения в последующих картинах: «На Тивериадском озере», «Среди учителей». И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата.

Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть.

Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. Осознанное внесение этой неточности можно было оправдать символическим значением и важностью Елеонской горы в контексте того периода деятельности Иисуса38. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал. Поленов не первый и не последний совершал ошибку, характерную для рационального сознания: справедливо не принимая «отвлечённый, почти мифический образ» Иисуса Христа, сложившийся позднее, он отсекает от первообраза метафизическую, сакральную составляющую (Сына Божьего), стремясь привнести в современный мир «человечный и земной» образ Спасителя (Сына Человеческого).

По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова. «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту человечность, которой насквозь проникнуто всё учение Христа».

Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах. В основу сюжета картины было положено изречение Христа Кто из вас без греха. Для этого ему недостает страстности. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».

Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. На большинстве эскизов и этюдов, выполненных для картины, Христос изображён в белой шапочке.

«Христос и грешница»: 
как Поленов видел 
Спасителя

«Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя

Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с него обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата. Работу он на время отложил.

Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова55. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. Его роль еще не началась.

Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Спутниками Поленова по путешествию были лингвист и археолог Семён Абамелек-Лазарев и искусствовед Адриан Прахов18.

Они горят не своим огнем все дало им общее возбуждение как стадо овец, они готовы шарахнуться за первым, на кого более других подействует внешняя причина. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа». В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти.

На переднем плане, у плетёных корзин, сидит Мария — мать Марка, а рядом с ней — её служанка Рода. Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою. У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей20. «Слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем.

«Для меня Христос и Его проповедь – одно, а современное православие – другое», – признавался Поленов. Поленов же изображает этот сюжет абсолютно иначе. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули его на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку в этот период он практически не работал над эскизами и этюдами для неё19. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Но дело было не только в этом.

Атмосфера согласия родственных душ, гармония человеческих отношений среди гармонии природы станут смыслом и многих картин цикла «Из жизни Христа», над которым станет работать художник. Перед аукционом, в октябре 2011 года, это авторское повторение экспонировалось в Третьяковской галерее на предварительном показе лотов. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4552. Но Поленова остановила цензура. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины.

Картина Поленова 
Христос и грешница 
продана за рекордные

Картина Поленова Христос и грешница продана за рекордные 4, 07 млн фунтов

По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения». В создании храма было много приятных моментов для совместной работы: известно, что даже дети соработничали художникам. Иисус сказал ей: и Яне осуждаю тебя иди и впредь не греши».

Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно. И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами19. Сам Поленов не видел жизни вне творчества.

Картина Христос 
и грешница Василия 
Поленова

Картина Христос и грешница Василия Поленова

Так как считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное. Она отвечала: никто, Господи. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь).

Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36. На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7).

При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»40. Поленов стремится воссоздать «фактуру» исторического евангельского времени: место действия и его участников. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12.

Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком.

Вот таким образом пёстрая толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков, примыкающих к стенам храма. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию»22. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины.

В одном из своих писем он объяснял: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова. В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова.

Блудница перед Христом. Аскназий Исаак Львович. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной.

Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи». где твои обвинители. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)». Постепенно люди стали расходиться и ни один камень не был брошен в женщину. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10.

Большинство толпы – равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить – будут бить, велит плакать – будут плакать, велит кричать «осанна. » и подстилать одежды – будут сами ложиться под ноги грядущего. Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик — фарисей Гамалиил, учёный раввин, который впоследствии, после казни Христа, заступится в синедрионе за его учеников-апостолов. Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа.

Несмотря на то, что Поленов к тому времени вполне успешно работал в пейзажном жанре, он исполняя данное сестре обещание, вернулся к исторической живописи121516. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что, отказавшись от официальной религии и церковности, Поленов реалистически трактовал как самого Христа, так и всю евангельскую историю. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь». Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»41.

Христос и грешница 
– художник Поленов

Христос и грешница – художник Поленов

Им выполнен эскиз иконостаса и несколько живописных работ для него. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния и спросили его: «Что же делать с ней. » – ведь Моисей учил таких грешников бить камнями. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым726. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником.

Интересная история названия картины. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»58. режиссер: Окунцов В. Ф. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно».

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, но при этом чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. Он сел и учил их. Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»66. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях.

Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым. Этот образ он считал истинным. 10Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина. Воплощение замысла далось непросто и заняло больше пятнадцати лет. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

Над этой картиной художник работал почти 20 лет. Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом. Этюды к этой картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12.

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина. никто не осудил тебя. Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира).

Этюды к картине 
Христос и грешница

Этюды к картине Христос и грешница

По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»69. Когда я занялась исследованием искусства Поленова, я долго думала, что может означать эта картина, почему он именно таким образом ее пишет — и почему так обстоятельно над ней работает. Подойдя к моей картине, сказал: «Интересно, но жаль, что картина плохо освещена».

По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения»23. Исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — под страхом смерти не допускались язычники и иностранцы.

Напишите отзыв о 
статье Христос и 
грешница (картина

Напишите отзыв о статье Христос и грешница (картина Поленова)

Для него это было счастливое время. 1Иисус же пошел на гору Елеонскую. При этом художник старался подчеркнуть человеческую сущность Христа, сделать его облик похожим на окружающих его обычных людей40.

Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции. А если Христос помилует грешницу, то нарушит закон. Незадолго до смерти Поленов вел переписку со своим другом, молодым человеком, который годился ему в сыновья, Леонидом Васильевичем Кандауровым, с которым он путешествовал по Палестине в 1899 году. Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз. По словам искусствоведа, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями». «Я встречал много интересных людей у Виардо и очень жалею, что не записывал тогда, что они говорили», – вспоминал художник на склоне лет. Существенное влияние на трактовку сюжета оказала книга французского философа и писателя Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой подчёркивалась человеческая сущность Христа.

По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. А в музее Александра III её назвали «Блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно9. Он сел и учил их. Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной.

Отрывок, характеризующий 
Христос и грешница 
 (картина Поленова)

Отрывок, характеризующий Христос и грешница (картина Поленова)

" Когда-то Одиссей, спасая себе жизнь, сказал, что по закону, амазонки должны исполнить последнюю волю приговоренного к смерти, а потом спокойно заявляет: "Пусть меня убьет самая безобразная из вас. Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь. Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами.

У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»41.

Христос Поленова – спокоен и самоуглублен. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Четырнадцатилетним подростком Василий Поленов увидел на выставке в Академии художеств картину Александра Иванова «Явление Мессии». По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в. никто не осудил тебя. В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница».

В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить. Они с женой Натальей изучали земную жизнь Христа и археологию Иерусалима, читали «Vie de Jеsus» («Жизнь Иисуса») Ренана и были вечера, когда супруги, по словам художника, «чуть не захлёбывались от настроения». И ему удаётся добиться «правды среды и быта», создать образ Христа-человека. Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма». В Русском музее сейчас картина имеет два названия – авторское и то, на котором настаивала цензура.

А утром опять пришел в храм и весь народ шел кНему. На храмовых ступенях и возле храма – торговцы со своими товарами, паломники и нищие. Увидев меня, обрадовался, подал руку, спросил, отчего я совсем не бываю в Петербурге. Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки.

Он был необыкновенно мил и деликатен.

Картина поленова христос и грешница

И опять, наклонившись низко, писал на земле. Толпа передана художником живою. Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества.

Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». В итоге сошлись на нейтральном – «Христос и грешница». Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. И люди того поколения, к которому принадлежал Василий Дмитриевич Поленов, верили в это: не может быть ничего сверхъестественного.

В два часа дня на выставке появился Владимир Александрович, а минут через двадцать после него приехал Александр III с женой Марией Фёдоровной, которых сопровождали великие князья Георгий Александрович и Константин Константинович. Но дело было не только в этом. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75 см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22 см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»71. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»53. Нет никакого особого выражения и в лице Спасителя. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

  1. ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА ХУДОЖНИКА ПОЛЕНОВА
  2. Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
  3. Записки переводчика с Андреем Десницким
  4. «Ваша миссия в веках Вам не понятна»
  5. «Религия — тот же творческий акт»
  6. О том, как время все расставило по своим местам

Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года32. Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода. Его нет. Замысел будущего полотна «Христос и грешница» начал формироваться у Поленова в 1868 году1112, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу».

В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна». По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника». 2017«Христос и грешница»в произведениях русских художников. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3.

ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА 
ХУДОЖНИКА ПОЛЕНОВА

На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36. Поленов участвовал в создании нескольких храмов. 8И опять, наклонившись низко, писал на земле. Евангелие от Иоанна 8:311. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. В 1881 году Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница».

Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Он сел и учил их. Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши.

Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. За несколько дней до открытия выставки представленные на неё картины были осмотрены цензором Никитиным27. Поленов, а ваша картина свободна. » – «Никому не принадлежит, Ваше императорское величество».

Именно тогда он возмечтал не только стать художником, но и продолжить дело великого мастера и, как скажет он об этом позже, «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего Свой путь среди народа». Но где же у Поленова Воскресший Господь.

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова. После смерти сестры Поленов совершает несколько путешествий в Египет, Палестину и Сирию для изучения быта, нравов и колорита местности. Женщина, уличённая в грехе, для фарисеев и ослеплённой толпы была лишь поводом, главная цель – спровоцировать проповедника на принятие решения, которое расходилось бы с Его проповедью или нарушило бы иудейский закон: если Он согласится с требованием закона, они могут сказать: «Вот смотрите. Тем не менее, сравнивая это полотно с одноимённой картиной художника-академиста Генриха Семирадского, Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее», а также что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10. «Последнее, тринадцатое издание Ренана, переработанное им и дополненное критическим разбором четвёртого Евангелия, столько проливает света и столько даёт теплоты, что я давно не испытывал таких живых впечатлений от чтения книги ты абсолютно переносишься в далёкое прошедшее, в эту тёмную минуту, где происходит событие, последствия которого неисчислимы для человечества».

Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

И. Е. Репин отмечал, что Поленов всё Божественное и церковное снял с Христа, «сделав Его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником». Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. Судя по розовым отблескам на стенах, длинным теням на земле, время суток – ближе к вечеру. Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа.

Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно. Да, визуальная достоверность обстановки подавила сакральные смыслы евангельского события. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно.

По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». Она отвечала: никто, Господи. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»64. Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения. Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств56, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля57. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23.

По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но дело было не только в этом. 2А утром опять пришел в храм и весь народ шел к Нему.

Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. 11Она отвечала: никто, Господи. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина.

Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее59. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Простота, обыденность в трактовке сакрального персонажа вызывала наибольшее неприятие у ряда зрителей и критиков (Л. Н. Толстой назвал Его «полотёром»). И ему удалось это сделать. Поленов отказать сестре не мог и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом.

Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств61, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля62. Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо.

Этюд «Олива в Гефсиманском саду», сделанный для этой части картины, принадлежит к шедеврам пейзажной живописи. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха. » – такова была основная, цементирующая идея картины. Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме.

Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее54. где твои обвинители. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев21. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Огромное полотно поразило его.

6Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха. )» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Оно и не моё и не соответствует евангельскому рассказу».

Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница». В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. » – после чего молча продолжил писать на земле.

В их числе был и молодой художник Василий Поленов. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру.

Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Да, они достойны осуждения за своё лицемерие. Из этого описания, в частности, следует, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это Марк, один из будущих евангелистов.

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова60. Он – скорее мудрец, чем пророк и страдалец. Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад. Но Поленов не был доволен результатами.

Встреча с Ренаном, а затем и чтение его книги «Жизнь Иисуса» станут решающими факторами в формировании поленовской концепции евангельских событий и их отражения в искусстве. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма». В этом был её смысл. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной».

Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. где твои обвинители. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4247.

«Иисус же пошел на гору Елеонскую. Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». В книге Ренана Иисус Христос представлен реальным человеком – философом и проповедником этики, смягчающей жестокие нравы.

И это исторически достоверно, поскольку во внутренний двор храма («двор Израиля») не смел проникнуть иностранец, язычник и повседневная жизнь протекала за его пределами. О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие.

Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Говорили же это искушая Его, чтобы найти чтонибудь к обвинению Его. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года. Конфликт и контраст (столь необходимые для драматургии исторического полотна) – в противостоянии спокойствия Христа и разъярённой толпы, влекущей на судилище несчастную женщину, уличённую в прелюбодеянии. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см).

В настоящее время эта копия хранится в Иркутском областном художественном музее. Умирает его сестра Вера Дмитриева, с которой они очень дружили. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками женщину, уличенную в грехе и спросили его: «Что же делать с ней. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ». «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью».

Художник изображает кульминацию события: только что Христос произнёс слова «кто из вас без греха» – и толпа застыла в стремительном порыве, напряжённое внимание охватило свидетелей происходящего. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Потом подошла государыня и заметила, что выражение лица у Христа превосходно. Во время путешествия им создано множество этюдов имеющих самостоятельный характер. Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах13.

Художник дал картине название «Кто из вас без греха» – и это было для него принципиально, поскольку делало акцент на идее не осуждения, а милосердия. Картина имела успех, но были и критические отзывы. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь).

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти.

Через год Поленов снова отправится на фронт – теперь уже болгарско-турецкой войны – художником при штабе наследника, великого князя Александра Александровича. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Она отвечала: никто, Господи.

Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это только кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно33. Не найдя достоверных сведений о Его внешности, художник сделал вывод, что «изображение лица Его относится к области творчества». Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»42. Тогда известный русский художник Василий Поленов сделал первые эскизы и зарисовки. Первые шаги к написанию задуманной картины Грешница и Христос исполненной воспитательного значения, художник Поленов сделал во время учебных поездок за границу в начале 70-х годов (1872 и 1876).

Здесь Поленов знакомится с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном. Так название и осталось. «Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться», – писал Василий Дмитриевич. ».

На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». – «В таком случае я оставляю её за собой». «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». Перед аукционом, в октябре 2011 года, это авторское повторение экспонировалось в Третьяковской галерее на предварительном показе лотов. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит».

С 1881 года художник полностью отдается работе над полотном. Картина была закончена в 1887 году. Многие, быть может и не знают, кого ведут и за что будут бить. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37. Писатель В. Г. Короленко увидел в поленовском Христе «странствующего восточного проповедника», человека сильного, мускулистого, с крепким загаром. В. В. Вересаев считал, что картина «даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой». Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена».

Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 4 073 250 фунтов или примерно 5 381 742 долларов (холст, масло, 118 239 см). В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши. Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата.

После того как стало известно, что картина приобретена императором, отношение к ней сразу изменилось.

Пройдёт чуть более четверти века – на свет появится картина «Христос и грешница». Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Во время Великой Отечественной войны часть картин из собрания Государственного Русского музея была эвакуирована в г. Молотов (Пермь). Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши». Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице».

Как это возможно. Никто не осудил тебя. Он возвратится домой с черногорской медалью «За храбрость», сербским золотым орденом и многочисленными этюдами, зарисовками, сделанными на полях сражений. Ко времени, когда Поленов начал свою работу над картиной, в русской живописи уже существовали такие известные полотна на евангельскую тематику, как «Тайная вечеря» Николая Ге и «Христос в пустыне» Ивана Крамского13. И уже тогда стал формироваться дружеский художественный кружок, вошедший в историю как «мамонтовский» или «абрамцевский». Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме.

Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее».