Картина Конец Кукрыниксы

Картина Кукрыниксов «Конец» была написана в 1947-1948 годах и по праву считается самым высшим достижением в живописи известного творческого коллектива, чье искусство широко развивалось в советское время, начиная от политического плаката и заканчивая жанровыми произведениями. Картина Конец – вершина в живописи Кукрыниксов. Картина «Конец» – вершина в живописи Кукрыниксов.

Что вытворяли Кукрыниксы, работая над картиной о позорной смерти Гитлера

Их сила — в сплоченности. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Участник выставок с 1929. Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины.

Такого рода произведения – яркие свидетельствамирового значения советского искусства. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. Тогда ему говорят: возьми и нарисуй, как ты это себе представляешь.

За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. Но более всего Кукрыниксы известны как замечательные мастера политической сатиры. Перед третьим фашистом – фигурой зловещей и готовой к реваншу – недопитый бокал вина он что-то замышляет и машинально барабанит по столу отвратительными, хищными пальцами.

Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Такого рода произведения – яркие свидетельства мирового значения советского искусства. Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение.

Перед зрителем на фоне бронепоезда – окруженная усиленной охраной, согбенная фигура Гитлера в длинном черном плаще из-под которого робко высовывается левая рука для рукопожатий, правая после покушения не действует». Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

Живопись отошла на второй план и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики. Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг. Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки. И в то же время в изданиях 1930-х гг.

очень нужен анализ 
одной из картин 
союза Кукрыниксов

очень нужен анализ одной из картин союза Кукрыниксов

Для «Окон ТАСС» писали тексты известные поэты. Художники перепробовали множество вариантов такого построения картины и, в конце концов, отказались от него. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг. При этом каждый художник творит и самостоятельно.

Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927). В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Среди работ этого плана картина Конец.

Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. «Книжка о зиме — и черная.

Генерал на первом плане парализован страхом. Работаем ночами, дня не хватает.

Уже в оформительской практике начала 1930-х гг. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя.

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). Надвигается заслуженное возмездие – полное торжество победителей, освобождающих мир от фашизма. «. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда.

Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков. Художники 1920-1930-х гг. Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. Их создавали разные хорошие художники. Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико.

В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма).

Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. На Нюрнбергском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу.

Фантазия и изобретательность поразительны. «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего». На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией.

Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. «Ведь стрела, —говорит он, —только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго». — Большие листы бумаги, баночки с гуашью, тушью, кистями, фотографии с Гитлера, Геббельса, Геринга. Без него жизнь теряет половину своего обаяния».

Народный художник СССР. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926). Кукрыниксы (псевдоним художников М. Куприянова, П. Крылова, Н. Соколова) работали методом коллективного творчества.

Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей». Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное. По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского.

Анализ картины Кукрыниксы 
«Конец»

Анализ картины Кукрыниксы «Конец»

По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов. Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Именно в эти годы в этом издательстве начинал свой творческий путь известный художник Е. Рачев.

Народный художник СССР. КРЫЛОВ Порфирий Никитич (1902, деревня Шелкуново Тульской губернии – 1990, Москва)Художник, график. В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР. Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. 19, 4 х 23, 8 Государственная Третьяковская галерея (инв. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков.

еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими. Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др. ) появились в 1932. Ее мрачный колорит богат. Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа.

За его спиной едва заметен перепуганный Геббельс. В 1940–60-е гг. В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе.

Широко известны иллюстрации к сказкам, созданные им в последние годы жизни, но не меньший интерес представляют его ранние работы. Они кричали, плакали, упирались, симулировали сумасшествие. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников.

О том, как создавалась 
картина Конец Кукрыниксов

О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов

Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «. Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей. Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом. Генерал на первом плане парализован страхом. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Оригиналы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» занимают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых.

Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931). Но развить, воспитать. Осмеркина, А. В.

Нет, нет и еще раз нет. Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. Это он – Геринг.

В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги. С тех пор он постоянно чего-то боялся. И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.

Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). В рисунках Усто-Мумина (А. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам. Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931).

Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов.

Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, матери с детьми, с вещами Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспоминаний Кукрыниксов). Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»).

Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933). Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет.

Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Бурно реагируют на происходящее и животные: лошадь смеется, рыбы и лягушки ликуют, мышь под шумок ворует еду.

Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг. Когда рисунок готов, все вместе его обсуждаем и можем сказать: ты прав, надо так делать. не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол».

Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры. Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами.

Описание картины 
Кукрыниксов «Конец»

Описание картины Кукрыниксов «Конец»

«Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. ссылкаIronieВысший разум (262697)Вас не смущает, что зачет, автор вопроса, сдавала годназад. Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг. Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве. Вероятно, задумав картину «Конец» Кукрыниксы хотели окончательно закрыть для себя тему Гитлера и краха нацизма. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46 к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39 стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69 и др. ). Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ.

Три художника работали методом коллективного творчества. В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929). Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. Но большинство плакатов и карикатур Кукрыниксов создано в соавторстве с С. Маршаком. Результаты совместного творчества поэта и художников представлены в коллекции Мамонтовых: оригиналы плакатов «Против молодца — сам овца», «Смерть за смерть», «Дрожит фашистская империя», эскиз плаката «Паразит на паразите», карикатуры «Роммелевский марш», «Минеральные воды», «Беспокойный покойник» иллюстрации к сборникам военных стихотворений «Урок истории», «Черным по белому», «Капут. » и другие.

  1. Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история
  2. Русский музей Дополненная реальность
  3. О творчестве художников Кукрыниксы
  4. Карикатуры Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны
  5. Карикатуры Кукрыниксов: искусство разоблачительной метафоры
  6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи.

В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «. Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета). Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. чувство юмора необходимо.

В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте».

  • Бог троицу любит: как появились "Кукрыниксы"
  • Карикатуры художниковКукрыниксов
  • ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  • Художественный метод Кукрыниксов
  • Значительные работы Кукрыниксов

Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. С развитием военных действий -жалкий неудачник. Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

«Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Кончаловского. Обиды здесь не может быть.

  • Выставки и наследие Кукрыниксов
  • Творческий путь Михаила Куприянова
  • Творческая биография Николая Соколова
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • 5 простых способов продлить себе жизнь
  • Лучшие художественные фильмы о продажах
  • Забавные комиксы для любителей интеллектуального юмора

В 1920-х гг. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. При этом некоторая ирреальность происходящего не утрируется, напротив, привычная для Дейнеки грубоватая манера рисунка придает каждой сцене иллюзию достоверности. Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий. Фигуры четвероногих персонажей обозначаются монолитными цветовыми пятнами, отдельные детали оттеняются заливками. он «.

Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах). Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения – насмешливые и язвительные. Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов.

Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг.

В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Перед войной в период репрессий Порфирия Крылова вызывали на Лубянку, где в ультимативной форме предложили доносить на товарищей. Крылов (1902—1990) и Н. Александрович Соколов (1903—2000).

  • Знаменитости до и после посещения России
  • Цветные фотографии США начала века
  • Уникальные цветные фотографии времен Второй Мировой Войны
  • Шокирующие фото теракта 11 сентября 2001 года
  • Недельный рацион семьи в разных странах мира

Этот залп заставил выскочить из своего личного бункера бесноватого фюрера. Жители выходили нам навстречу из землянок. Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе». Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Изображение и слово совмещались независимо от того, что из них рождалось первым. Куприянов, Крылов и Соколов с увлечением рассказывают, как они входили в роль действующих лиц, как одевались в мундиры и сообща искали выразительные позы и жесты. с детскими издательствами. Затем так же внезапно на пороге двери показалось нечто еще более страшное.

Картина художников 
Кукрыниксы «Конец» 
и её творческая

В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В 1945-м, будучи участникомНюрнбергского процесса, не выходил на улицу один.

Видное место в детских изданиях 1930-х гг. И угрюмый трубочист и коварная Баба Яга явно теряются при общении с наглыми, самоуверенными подростками. На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка. получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран.

В начале войны — свирепый завоеватель. Львова, П. В. Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи. Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца.

Карикатуристы—художники абсолютно особого склада. художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости.

Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов.

Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников.

Через день эти плакаты появлялись на улицах. Позы остались прежние, но художник стал рисовать углем с натуры все заново и уже объемно, цветно. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств.

Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Отточенное острие художественной сатиры.

Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег. И в детской и во взрослой книге стал насаждаться тип иллюстрации, почти ничем не отличавшейся от детально проработанной станковой картины. Однако по стечению обстоятельств Гитлер остался жив, что в конечном счете привело к провалу заговора.

Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931). В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков. Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. Один из ближайших учеников В. Фаворского, Гончаров в какой-то степени использует здесь сложную систему построения книжного ансамбля, разработанную его наставником, но делает это ненавязчиво, со скидкой на возраст читателя.

Все идет прахом. Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941 и др. ). — изумился Жаров, — что можете. ». Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова. Это он – Геринг».

Но в изданиях тех лет были и попытки передать патетику производства новых вещей через образы их создателей. Оформитель отказывается от единства приемов играет с различными мерами условности, постоянно меняя правила этой игры: плотная, объемная фигура туземца держится за бесплотную, едва намеченную слабыми линиями пальму. Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем.

В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны. Резкость светотени, нарочитая мертвенность общего тона соответствуют мрачности темы, содержанию характеристик. Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ). В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади.

Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Картину мы пишем сразу втроём, переходя от одного места к другому, меняясь местами. Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930). Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение.

Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш. Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни.

На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле. Живопись пастозна, материальна, красива. Участник выставок с 1927, совместных с 1929.

За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934). Мы прислали танкистам трафарет и они смогли восстановить рисунок.

Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. Типичные представители военной гитлеровской машины во главе с фюрером поставлены художниками в обстоятельства, при которых банкротство фашизма выступает в убийственно комическом виде. Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС».

характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). Митурича. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Он отказался и ему пригрозили.

В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия.

Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Остроумие Кукрыниксов неисчерпаемо. Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина Конец (1947-48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. Кукрыниксы рассказывали, как они впервые столкнулись с главарями фашистов в Нюрнберге: Мы рассматриваем пока еще пустой зал суда, как вдруг из выдвижной двери боковой стены внезапно появляется знакомая фигура.

В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия. Спустя месяц он покончил с собой. А остовцы широко и свободно перенесли в издания для маленьких гротескную остроту своих журнальных иллюстраций и сатирических рисунков, лаконизм плакатов, живую беглость натурных зарисовок. ». Ее мрачный колорит богат.

«Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Они зарисовывают живых гитлеровцев, делают этюды, размышляют, обмениваются мыслями друг с другом, с бойцами и офицерами – героями боев, пишут портреты советских генералов, присутствовавших на церемонии капитуляции. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге». На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

«Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. без поправок, без ретуши. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского.

Живопись пастозна, материальна, красива. Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов.

Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение.

Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова. Член Президиума Академии художеств (1947–1949). Форма рождается из памяти.

Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства». Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу. рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения.

Чуйкова на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН) – Москва, 1921–1929 у Н. И. И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. Участник совместных выставок с 1929.

Куприянова, П. В. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. «Все трое. Он виртуозно работает пером и кистью, простейшими средствами достигая удивительного разнообразия фактуры рисунка: второстепенные персонажи намечены лишь тонкими контурными линиями, фигуры главных героев проработаны артистичной штриховкой, с помощью заливок тушью расставляются важные ритмические и смысловые акценты. Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2). И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве. Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти сверхчеловеки с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. Сталин и В. М. Сколько раз предрекали советские карикатуристы конец кровавой авантюре, сколько раз отмечали разваливание рейха.

Зрителю сразу становится ясно, что этот человек оцепенел от ужаса. И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года. Зачастую несовершенные герои наделялись несвойственными им в реальной жизни добродетелями, с младенческого возраста осваивали самые нужные и перспективные профессии, проявляли повышенную политическую активность и это не могло не отразиться на их внешнем облике. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Год выпуска: 1943 Художник: Кукрыниксы Плакат: И в хвост и в гриву.

Но самим художникам этот марафон дался нелегко. Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропусками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком. Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало.

Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения. Куприянова, П. И. найдет нужный графический язык, который сумеет сочетать ощущение правдивого, взаправдашнего, реального с фантастикой». Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми. Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей.

Все пять лет войны они трудились ежедневно. Потерял интерес к работе.

Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой. Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры. Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко. Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя» чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда. потирает руки и притопывает ногами.

Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929). Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

Нет сомнения, что победоносное завершение войны было сильным толчком, определившим тему произведения, которое отразило разгром злобной социальной силы, залившей кровью полмира и понесшей заслуженную кару. Соколов. Девять месяцев не выходил из мастерской. По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты. Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись.

Щеглова в Высших художественно-технических мастерских – ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Москва, 1923–1929) у Н. Н. Автор статьи: Дмитрий Фомин. Технология этого процесса подробно излагается в специальном руководстве, адресованном, правда, не самим детям, а родителям и педагогам. Художники работали с удивительной самоотдачей.

В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу.

Для украинского искусства книги 1920-х гг. Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин. Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным.

Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930). Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. Вот таким образом неудивительно, что многие известные карикатуристы плодотворно сотрудничали в 1920-1930-х гг. Увы именно такая участь постигла большинство наркомов, с такой симпатией и тактом изображенных Ротовым и Елисеевым в книге 1926 г. В 1930-х гг.

Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Он при последнем издыхании. С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова. Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается.

Снова набросок, опять не то. Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты. Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам.

чем сбиться с ритма». Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица».

В качестве ответной акции Гитлер отдал распоряжение о вводе в Италию дополнительного контингента войск, разоружении итальянской армии и оккупации страны. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его. », «Доигрался») визуализируют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца») самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека) используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. Художникам дозволялось иронизировать лишь над внешностью деятелей культуры и всевозможных врагов, прежде всего — лидеров капиталистических государств.

В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Этот тонкий и остроумный художник был человеком разносторонних дарований одно время он примыкал к немногочисленной группе литера-торов-экпрессионистов, а позднее получил известность как авторитетный москвовед, умевший воскрешать в своих книгах, рисунках, устных рассказах облик давно исчезнувших домов и улиц. Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей.

В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером. Творческий коллектив советских художников — графиков и живописцев, в который входили М. В. Куприянов (1903—1991), П. Н.

Известно, что главари фашизма, приговоренные к смертной казни международным трибуналом, не сумели встретить приговор с достоинством. Учился в изостудии рыбинского Пролеткульта (1920–1923) у М. М. были объявлены вне закона и преданы анафеме. Вот таким образом абсолютно естественно и закономерно возникло у художников в дни победы над фашистской Германией желание показать в своей новой картине со всей достоверностью заслуженный конец «героев» своих карикатур. «А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. Кукрыниксы — единственное в своем роде тройственное содружество художников.

Он при последнем издыхании. Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности «атлантического вала» (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен. Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами. Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде. В плакате, «Окнах ТАСС», на страницах журналов и газет в годы Великой Отечественной войны появлялись их карикатуры, беспощадно клеймящие Гитлера и его приспешников, моральное ничтожество, звериную сущность этих горе-завоевателей.

Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяли их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения. Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатного и сатирического искусства. Организованная в музее небольшая группа ребят. И это в декабре, в самые морозы.

Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Шла война Во время воздушных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки.

изживает себя. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. КУПРИЯНОВ Михаил Васильевич (1903, деревня Теннеши Казанской губернии – 1991, Москва) Художник, график. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. Издания такого рода строились по-разному, но в любом случае от ребенка требовались некие активные действия, он должен был проявить инициативу, а не просто читать текст и рассматривать иллюстрации. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении.

Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок.

Может быть, потому, что черное и белое. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника». Он явно почти не пил, перед ним стоит недопитая рюмка, он сосредоточен и что-то замышляет. «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Активное, волевое, конструктивное искусство.

С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Надписи были сделаны на немецком языке. Авторы больших тематических живописных холстов, они пишут и камерные лирические пейзажи (каждый отдельно) иллюстрируют произведения классической литературы. Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации. Разумеется, трудоустройство состоялось.

На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России» протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. Или наоборот: нет, это не убедительно потому-то и потому-то. Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934). Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Кукрыниксы известны также и как художники.

Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. Карикатура—искусство чистого представления. Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа».

Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков. Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики. Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства». Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика.

К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения. Молотов», «И. В. Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях.

В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). Ее мрачный колорит богат.

В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное.

Кажется, сквозь толщу бетона доносятся раскаты взрывов. Митурича.

Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Однако, в начале 1930-х гг. Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом.

мешке изолированной от немецкого народа. Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг.

Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Уже в Москве написали полную картину «Таня». На заседания шел с товарищами не с краю, а в середине. Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка. Здесь предпочтительнее ошибаться. В. Сталин и В. М. Молотов», «И.

Все трудятся Взаимно волнуемся: он — за рисунок, мы — за стихи». «С увлечением отдается художник. Выспренные речи гитлеровских заправил о чести, о великой Германии развеяны в прах их никто теперь не вспоминает. Тупо и бессмысленно уставился генерал в пространство, уцепившись руками за стол и за спинку кресла. Круг деятельности Кукрыниксов весьма широк и многообразен. Шевченко, там же в аспирантуре (1928–1929) у П. П. В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина).

Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). А на холсте началось все сначала. Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Учился в Туле в художественной студии при патронном заводе (1918–1921) у Г. М.

Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ. Эти фильмы помогли художникам так убедительно изобразить Гитлера с его резкой жестикуляцией, с его искаженной страхом физиономией.

20 июля 1944 г. в ставке Гитлера «Вольфшанце» во время совещания взорвалась подложенная бомба. Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов. Однако не психологические портретысами по себе интересуют художников. Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Когда приносили наброски карикатур, говорил: «Делайте что хотите, я согласен».

Особенности подхода графиков ОСТа к оформлению детских книг наглядно прослеживаются при сравнении с работами иллюстраторов других направлений, посвященными сходной тематике. Нельзя научить человека быть остроумным, веселым. Ее историческое значение бесценно.

Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «. Шегаля в Высших художественно-технических мастерских – ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Москва, 1921–1928) у А. А. сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». Брал бинокль и в щелочку между шторами смотрел на противоположную сторону улицы.

Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины. На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Изобретательность художника проявляется не только в самих рисунках, но и в их размещении в пространстве книги: полосные, полустраничные иллюстрации и рисунки на полях представляют собой единую систему сообщающихся сосудов. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». Вводя гротесковую черточку, Кукрыниксы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты.

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. Учился в ташкентских Центральных художественно-учебных мастерских (1920–1921) у С. А. Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». Статус «нейтралитета» оказался вынужденным.

Художники прибегали даже к гриму, чтобы лучше войти в роль они вылепили фигурки из пластилина и пользовались ими в поисках наиболее выразительного решения светотени в композиции. Глубокий историзм, вскрывающий классовую сущность явлений, острая социальная коллизия, яркие психологические характеристики персонажей, острый драматизм ситуации и притом ярко выраженное партийное, народное отношение художников к изображаемым явлениям – вот что вводит «Конец» в ряд магистральных произведений живописи социалистического реализма. Явившись итогом пережитого, картина «Конец» знаменовала собой новый этап в искусстве Кукрыниксов, вершину их живописного мастерства. В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом. — Для меня он стал настоящим учителем, приобщившим меня к пониманию детской литературы и особенностям иллюстраций для детей. Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу.

занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». С острой выразительностью художниками передано смятение фюрера и его приспешников. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров.

К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. «Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление. В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины.

Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда. Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище. Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города.

Только тогда художник. В издательской практике начала 1930-х гг. Они зарисовывают живых гитлеровцев, делают этюды, размышляют, обмениваются мыслями друг с другом, с бойцами и офицерами – героями боев, пишут портреты советских генералов, присутствовавших на церемонии капитуляции. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности. Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. Экспрессия рисунков усиливается тем, что на одном развороте сталкиваются изображения разных масштабов иногда даже детали одной композиции словно увидены с разных точек зрения.

Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус «невоюющей стороны». «В основном женщины, дети, старики. конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства. Свободное рисование пером теснит гравюру, живая непосредственность на лету схваченных впечатлений противостоит угловатой схематичности кубизированных фигур».

Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно выразительна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др. ). Даже Геринг просил о помиловании. Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

Рассматриваем черновые рисунки трёх, выбираем наилучшее решение, кладём его в основу. потирает руки и притопывает ногами». Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим. Ее эмоциональные характеристики — искренность и страстность.

Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. В окончательном варианте Гитлер изображен в тот момент, когда, гонимый страхом, он появляется, как привидение, на пороге убежища. за оформление детских книг.

Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеенные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боролись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечности. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). Бумага, тушь, литографский карандаш. Все идет прахом. Так, плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагает по трупам женщин и детей, был создан менее чем через сутки после появления в печати стихотворения К. Симонова «Убей его. ».

Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. Генерал на первом плане парализован страхом. Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым. Живопись пастозна, материальна, красива.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можно было думать о бегстве. Народный художник СССР. СОКОЛОВ Николай Александрович (1903, Москва – 2000, Москва)Художник, график. Кукрыниксы запомнили, как фюрер, задыхаясь в бесконечных речах, рвется к власти, как, захватив ее, неистово торжествует, лихорадочно строит планы разгрома мира.

А мне Ваше советы нужны как зайцу стоп-сигнал. Отсутствие опыта дебютанты стремились компенсировать обращением к наследию своих любимых западных мастеров. Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В.

И все же от карикатур до большого, монументального полотна дистанция огромного размера. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937).

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»). Сами художники считали свое творчество «противостоянием». КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу.