Картина Кукла Мстислава Добужинского

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен.

Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна.

Плоскость листа строго блюдется. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. Он любил их обоих, а они жили в разных городах из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом.

Художник: Добужинский 
Мстислав ВалериановичЭтюд 
к картине «Деревянные

Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичЭтюд к картине «Деревянные куклы»

Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. В 1923–1924 гг.

Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной.

Мстислав добужинский 
картина кукла содержание

Мстислав добужинский картина кукла содержание

С. 299 – 300). Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой».

Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала.

мстислав добужинский 
картина кукла содержание

мстислав добужинский картина кукла содержание

Долгое время его домом былПетербург. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Русский художник Мстислав Валерианович Добужинский получил художественное образование в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «абсолютно романтическим чувством». На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.

Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой.

Стоимость печати 
постера – картины

Стоимость печати постера – картины

Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С. П. Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами работал также как художник кино. 1956. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Но так как внешних событии почти нет, то первый и третий фронтисписы малосодержательны и по существу излишни.

Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг. и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова).

Мстислав Добужинский: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Мстислав Добужинский: самые популярные картины (топ 12)

Скупой рыцарь» усердно украшен. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок.

Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его и именно там, где средства последнего ограничены. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей.

Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей.

Под ней — сердце между белых крыльев. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».

Мстислав Добужинский 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Мстислав Добужинский – картины с названиями и описанием по алфавиту

Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». С. 103). В 1939 г. Добужинский переехал в США.

На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства».

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). 44. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Внизу — песочные часы и черные крылья. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884–1885), а также (1899–1901) в Мюнхене у А. Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш. Холлоши в 1901 изучал гравюру под руководством В. В. Матэ. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами.

  1. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  2. Добужинский Мстислав Валерианович
  3. «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
  4. Добужинский Мстислав Валерьянович

На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Необходимо отметить еще значение концовок. Был в Гааге на открытии персональной выставки.

Первый рисунок играет роль фронтисписа. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Таким образом создается редкая по органической цельности вызываемых переживаний иллюстрированная книга. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа.

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский («Новый Журнал». Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров среди них – оформление Белых ночей Ф. М. Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю. К. Олеши (1925).

  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  • Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович рассказ о родителях «Матери и отце»
  • Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
  • Выберите размер и материал репродукции
  • Картины (репродукции) изготовленные на печатном оборудовании

Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Иллюстрации же рисует редко. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Добужинский занимался и станковой графикой и живописью, успешно преподавал – сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа.

Изображенные предметы упрощены в своих очертаниях, но не всюду с достаточной последовательностью. 1963. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ».

И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Различны и системы иллюстрирования. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях – «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Андерсена и многие другие.

  1. Примеры оформления "галерейная натяжка" (заказывается дополнительно)
  2. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  3. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  4. Западноевропейская и антикварная живопись
  5. Декоративно-прикладное искусство

В эмиграции он много работал как театральный художник. Но это не вся правда о его творчестве. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником».

Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Создал декоративное убранство зала для праздника Дягилевского балета в брюссельском Дворце изящных искусств. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере.

И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Замечательны сами приемы графики. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы.

Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол».

Май. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства.

  1. Багетные работы (рама, подрамник)
  2. О знаменитости:русский художник
  3. артины нахолсте красивый, современный арт подарок

Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. 1949. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.

После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. 71. 21. В Париже проходят его персональные выставки. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым).

Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Отдельные образы воссозданы смело и ярко вне прежнего робкого реализма и без неуместной стилизации. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного.

Художник Мстислав 
Добужинский (1875 
— 1957)

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987). Овсей Дриз писал стихи для детей в период, когда в Советском Союзе уже почти не осталось детей, которые могли бы прочитать эти стихи. Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями.

он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

«У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. И таким он действительно был на языке оригинала. В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия».

Си Клиф), писал пейзажи. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником».

Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Но в целом, повторяем и по замыслу и по выполнению — это одно из самых совершенных созданий Добужинского.

С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Так всегда. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.

Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 – 1929 гг. ). С. 160 – 161). И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е. Н. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Март. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь.

Типичные для его пейзажей 1900–1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука «Золотое руно», 1907) помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе».

И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Живёт в Нью-Йорке. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия).

Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату.

«Меня интересовала больше всего «изнанка» города Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало За парадный С. -Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 – 4 г. : большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. Исполнил ряд графических заказов для советских издательств. Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету – Человек в очках (портрет поэта и критика К. А. Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905–1906, Третьяковская галерея). Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра.

Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г. и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г. ), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г. ), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Но уже примерно с 1916-1917 гг.

Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Закрыл собственную художественную студию. Октябрь. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи.

Сентябрь, 6—октябрь, 5. Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть».

На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875–1957), русский художник. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст.

Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу. И надо ли говорить, с какой проникновеннейшей любовью и именно в духе раннего Достоевского воспроизведен Петербург сороковых годов. В 1885 – 1887 гг. В рамке изогнутой согласно вкусам конца XVIII в. изображен Карамзин на берегу Лизина пруда.

Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Он – поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни.

С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Апрель. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть.

Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». Мстислава Храброго. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».

Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Член «Мира искусства» с 1902. 120. В 1950-е гг. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале.

В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Что здесь иллюстрировать.

Апрель—май. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.

загадочных приключений «Ночного принца». Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Контрастов черного и белого нет. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция.

Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

Душевный мир одинокого мечтателя невыразим, внешние события мало интересны и так однообразны. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. 1975.

С. 174 – 175). Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости.

Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения.

Какой-то немецкой кажется вся книжка. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.

Добужинский был и выдающимся сценографом. Таким его знали на русском и на других языках. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и По звездам Вячеслава Иванова».

Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909).