Картина Мать Дейнека

В картине Мать Александр Дейнека извечную тему материнства в изобразительном искусстве решает в новом образном ключе. Работы Дейнеки очень скульптурны и монументальны и на мой взгляд несколько холодноваты за исключением картины "Мать". Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина Мать. Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года.

Картины «Мать и дитя» художников В. Буржеро, А. Дейнеки, Д. Риверы, М. Виже-Лебрен, М. Шагала, П. Ренуара, В. Ван-Гога, З. Серебряковой и многих других украшают частные коллекции и музеи мира. Художник Александр Дейнека написал картину теплыми красками, её теплый колорит передаёт теплоту материнской любви, её заботу. Картины, подобные работе А. Дейнеки «Мать», вновь сделали привлекательным здоровое материнство.

Описание картины Александра Дейнека «Мать»

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.

Сейчас перед вами ранняя работа гения Возрождения Рафаэля Санти. С любовью и нежностью отображает на картине мать и дитя блестящий художник. Трава блестит, сверкает, как будто в звездах. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.

Как невероятно, непостижимо сложна эта пластика при всей кажущейся доступности и простоте. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.

Наверное и то и другое и третье. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Весна набирает силу. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.

Картина «Окраина Москвы. Народный художник СССР. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию.

Матери на картинах 
русских художников

Матери на картинах русских художников

Но картина не была одинокой удачей. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью. На ней изображен героический подвиг женщины в годы войны. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.

Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). На картине «Петроградская Мадонна» молодая женщина с грудным ребёнком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. А она, не глядя ни на кого, делает свою вечную работу – кормит ребенка. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Какие чудеса происходили.

Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Глядя на эту работу, невольно вспоминаешь «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого самой левой среди правых группировок, Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы производственного искусства. Действительный член Академии художеств СССР.

Портрет матери — 
Александр Дейнека

Портрет матери — Александр Дейнека

В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Она сидит, кормит грудью ребенка. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. По требованию жены его стиль становится классическим.

В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Лицо Богоматери печальное, она скорбит о предстоящих ее сыну испытаниях. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».

В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Конечно, можно на все закрыть глаза и опираться на традиции. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Он родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. А перед ней в вазе букет нежных незабудок. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925 – 1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор») и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы.

Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Мать с ребенком – эта тема неоднократно повторяется в творчестве гениального испанца. Солнечный свет заливает небольшую комнату. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.

Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода визитной карточкой художника – по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика (Кутерьма Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро Маяковская, 1939, Новокузнецкая, 1943), но и более поздняя живопись (Окраина Москвы, 1941 Оборона Севастополя, 1942 У моря, 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. От полотен на эту тему исходит особый свет. В ней мы видим замечательного мастера рисунка и колориста. У каждого ребёнка, который появляется на свет, есть свой ангел и зовут его просто – мама. Пока есть дети – выживет страна.

Она и Земля – единый образ гармонии бытия народного. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно.

«Мать и дитя»: картина 
мира, покоя, счастья

«Мать и дитя»: картина мира, покоя, счастья

Русская рать (воины) всегда возвращалась с победой, богатой добычей. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Они освещены золотистыми лучами солнца.

Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Она считается покровительницей, защитницей Русской земли.

Необычна, удивительна судьба Александра Дейнеки. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).

Когда человека внезапно настигает беда, его родные и близкие часто получают некий сигнал о несчастье. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Картина несёт в своём названии символику: утро – это время суток, о чём можно судить и по одежде женщины и по виднеющемуся через окно в дымке городу, утро – в природе, расцвет её (на окне в стакане цветущие нарциссы) утро – это и начало новой жизни и начало материнства. В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда.

В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит и духовной гармонии нового человека. Взор женщины полон заботы. Легкое серебряное кружево берез.

Холст написан в Париже. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.

Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В ней сейчас тепло и камин не разожжён. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.

– Тут Дейнека усмехнулся. В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. И в названии у нее добавилось слово – «Минская». Исследования, книги, выставки.

Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Мать и дитя – картина, которая всегда умиляет человека, видящего эту пару. Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей.

Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Бутуз одет в нежно-голубую рубашечку. Но это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.

Вот почему икона является защитницей и покровительницей Русской земли. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.

Предельно простой мотив, благодаря «крупному» смотрению художника и пластической обобщенности формы, достигает силы монументального звучания. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Она горстями набирает воду, чтобы полить мальчугана.

Особенности работы 
над картиной

Особенности работы над картиной

Учился живописи у художника-реалиста Петра Келина. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Позже, когда художник расстанется со своей музой, он вернется к кубизму. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941)., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей.

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Его картины не красочны — динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность («На стройке новых цехов», 1926 «Оборона Петрограда», 1928 «Лыжники», «Бег», обе 1934). Наверное, в каждой стране с почтением и любовью дети относятся к своим мамам. Она – сама надежда, Надежда на доброту, на счастье, на жизнь. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).

Рекорды продаж, 
стоимость картин 
Дейнеки

Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Ноябрь 1941 года (1941).

Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). И вдруг страшная тишина родного города. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Набережная Сены, Париж.

Картина Пикассо «Мать и дитя» дышит гармонией и миром. Она нежно и бережно прижимает к себе очаровательную малышку. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.

Сочинения по картинам 
известных художников

Сочинения по картинам известных художников

Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.

В ней мы видим замечательного мастера рисунка и колориста. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.

  1. Дейнека Александр Александрович
  2. Дейнека, Александр Александрович
  3. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
  4. Александр Александрович Дейнека
  5. Дейнека Мать Портрет Дети Материнство Живопись Соцреализм 1960

Наверное, в каждой стране с почтением и любовью дети относятся к своим мамам. Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Кто она.

О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964), художник и график, мастер книжной иллюстрации) в картине «Мать партизана» (1943). Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.

  1. Материнство в русской живописи ХХ века
  2. Конспект занятия по художественному творчеству к Дню Матери «Материнская любовь и нежность в творчестве художников»
  3. Творческие периоды в работе Дейнеки
  4. Ударник, будь физкультурником, 1930
  5. Картины «Мать и дитя» русских художников
  6. Сетевой проект 70-летию Великой Победы
  7. Интернет – технологии в дошкольном образовании

На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». А как же живопись.

Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Ноги босые – фашисты вытолкнули ее из дома и обуться не успела.

  • Большое мультипликационное путешествие по России
  • Сетевой проект В гостях у Географочки – 2015
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Молодая мать полна неизъяснимой прелести. Идем босые по розовым от зари лужам. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Дейнека был неразговорчив. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).

Дейнека Александр 
Александрович

Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Перед нами человек, показанный вне каких-то конкретных бытовых отношений. Мария придерживает левой рукой младенца, словно пытаясь робко защитить его от уготовленной ему судьбы.

Малиновый звон праздничных колоколов. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Долгие часы проводил художник в Эрмитаже перед полотнами старых мастеров и вдохновенно, по-рафаэлевски «не боясь композиционного канона», создавал своих «мадонн» в первые послеоктябрьские годы. И даже сама смерть была лишь финалом его творчества.

Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. После Февральской революции занятия в училище прекратились.

Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Но картина не была одинокой удачей. Выгорели, выцвели когда-то ярко-красные двери мастерской. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.

Этот и множество других подобных ему случаев описаны в книге Л. Васильевой «Внушение на расстоянии». Не случайно она повернулась спиной к городу. Нас провожали в путь и вдохновляли боевые марши, песни. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Она горстями набирает воду, чтобы полить мальчугана.

Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Время. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.

Только Кирюша пытается повторить движения своей мамы: он тянет ручки к воде. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Потому почти у всех появился праздник – День матери. Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Его небоскребами, движением автомобилей. Конечно, абсолютно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.

Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.

Его выловили и было решено ничего не сообщать матери, чтобы зря ее не беспокоить. В образе матери воплощается израненная войной родная страна Беларусь. Русская Мадонна двадцатого века. У Рафаэля преклонил колени перед Марией старый Сикст. Рассмотри их подробнее.

Своими картинами художники возвращают зрителя в его собственное детство. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Образ матери с ребенком на руках по-прежнему волнует художников. В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.

Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Она, как и предыдущая несет в себе отношение художника к матери. И собственно на таком ярком фоне тёмная фигура девочки достаточно хорошо прорисовывается. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Ведь Владимир Владимирович был широко образованным человеком. Это коверкало, ломало жизнь. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).

Лауреат Ленинской премии. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в такой его картине, как «Богоматерь Умиление злых сердец». 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).

И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.

Потому почти у всех появился праздник – День матери. На голове – платок. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».

Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Вот перед Вами автопортрет художницы М. Виже-Лебрен в тюрбане с её дочерью Жюли (1786 год). Курск занят белыми. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). И художник вновь справляется с вызовом.

В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Она считается покровительницей и защитницей Русской земли. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.

Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. На руках молодой женщины спит малыш. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Картина «Мать» (1915) представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Да, Отечественная война требовала жертв.

Он был истинным патриотом и гражданином и отлично разбирался в свете и тенях Запада. – Понимаешь, чего стоит истинное обобщение. Мать, держащая заснувшего младенца на руках изображена «крупным планом», на нейтральном коричневом фоне. Он знал наизусть «Евгения Онегина», «Полтаву», «Медного всадника», почти всего Лермонтова, Некрасова, Блока. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Без эффектных действий и фраз, он прост и неизбежен, как сами военные будни.

Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Но картина не была одинокой удачей. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.

Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Вот современная мадонна в поэтической картине «Утро» (1978). В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Член-корреспондент Академии. Картина «Мать» 1932 года – это суровый образ нежности.

Член-учредитель ОСТ. Сюжет вечный. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Это обычные женщины, которым знакомы «все земные печали», работницы в ситцевых платьях и пролетарских красных косынках, но в этих образах чувствуется волнующее соприкосновение современности с вечностью. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Резкий порыв ветра доносит шум мотора самолета. «Мать». Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.

Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет – середины 1930-х годов – будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Правда, Маяковский со временем «реабилитирует» Рембрандта, по чего это ему стоило и через какой вой, визг и гам своих «друзей» пришлось ему пройти. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Холст написан в Париже. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). – Ты знаешь, меня приучил к чтению стихов Маяковский. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. Бутуз одет в нежно-голубую рубашечку.

И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Мать не сводит глаз с мальчугана, трогательно прильнувшего к ее плечу. В повороте ее головы, в пластике тела чувствуется огромная внутренняя сила.

Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.

Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Позже, когда художник расстанется со своей музой, он вернется к кубизму. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).

Картины «Мать и дитя» художников В. Буржеро, А. Дейнеки, Д. Риверы, М. Виже-Лебрен, М. Шагала, П. Ренуара, В. Ван-Гога, З. Серебряковой и многих других украшают частные коллекции и музеи мира. И этот труд, этот подвиг был лейтмотивом всей его долгой жизни. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.

Художник видит самого себя среди шагающих солдат революции. Глухая ночь. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Это – возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе.

А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. В России его отмечают в последнее воскресенье ноября. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника.

Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

Но ведь люди каждый день видят Человека — в цвете, крупным планом, в движении, в сложнейших ракурсах, психологических состояниях на экранах кино и телевизоров, да еще с текстом и музыкой. На переднем плане картины изображена женщина – мать партизана – и немецкого карателя. Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой.

Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Александр Дейнека был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова.

Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа — «техницистов», вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.

По возращении в СССР из заграничного турне Дейнека, вдохновленный монументальными работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берется за заказы на плафоны, панно и мозаики. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Нам пришлось на ходу переучиваться и забывать провинциальные приемы. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.

Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). На нём стоит ваза с хризантемами. Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода «визитной карточкой» художника — по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика («Кутерьма» Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро «Маяковская», 1939, «Новокузнецкая», 1943), но и более поздняя живопись («Окраина Москвы», 1941 «Оборона Севастополя», 1942 «У моря», 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики.

Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Весело. Эти картины напоминают нам, взрослым людям, о простых радостях и наполняют жизнь солнечным светом. Перед нами человек, показанный вне каких-то конкретных бытовых отношений.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Лицо Богоматери печальное, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Пухленький белоголовый малыш сидит совершенно спокойно.

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

Поют скворцы. Ленинская премия (1964). Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.

и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Пассажир должен забыть про колоссальные перекрытия, под которыми он находится. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В начале 1950-х гг.

По левую сторону от матери – ее сын – партизан. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).

– Помню, как-то собрались мы с ребятами на Тускарь удить рыбу. Лицо карателя налилось кровью от злости и бессилия. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Но он творил. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.

Это – гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.

И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Вот перед Вами автопортрет художницы М. Виже-Лебрен в тюрбане с её дочерью Жюли (1786 год). Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. У финиша, 1927).

Сейчас мы представим вам некоторые из них. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Дейнека. Приметы трудного времени (например, очередь за хлебом) привлекают внимание зрителя не сразу, прежде всего взгляд останавливается на лице героини.

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Вся его дальнейшая творческая жизнь, все его великолепные полотна, фрески, мозаики, витражи, скульптуры, графические листы – превосходное подтверждение известного положения, высказанного большим французским мастером Домье: «Художник должен принадлежать своему времени». Их квартирка не велика, но уютна и опрятна.

Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.

Лишь на минуту задержался около нее молодой партизан, может муж, может брат. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Художнику удалось найти обобщенный образ своего современника и мы с радостью восклицаем: «Дейнека. », когда видим юных, молодых спортсменов, летчиков, людей труда. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Художник много работает и в области монументально-декоративного искусства. Ровесник века, он пережил вместе с любимой Родиной все ее радости и печали.

Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Всё вызывает у зрителя радость от этой милой домашней обстановки. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

Картина «Мать» написана художником в 1932 году (хранится в Государственной Третьяковской галерее). На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В облике молодой матери сочетаются чистота, самоотверженность и воля. Вдруг в омут провинциального быта ворвалась медь.

Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). «Владимирская икона Божией матери» создана очень давно и находиться в Государственной Третьяковской галерее. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.

С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Всё вызывает у зрителя радость от этой милой домашней обстановки. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.

Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Дейнека, абсолютно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Помню, как в Курске я и мои друзья выпускали свои первые «Окна РОСТА», пользуясь стихотворными подписями Маяковского. Нежен колорит картины. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Полетико. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах Безбожник у станка, У станка, Прожектор) и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы.

Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.

Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн. Скорее он был молчалив.

И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». От нее исходит волна надежды и покоя. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Но в 20-х годах, когда он, наконец, женился на Ольге Хохловой, балерине дягилевского балета и у него родился сынишка Пауло, всё меняется. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Поражают своей красотой, величественной простотой и силой образы матери в живописных полотнах М. Савицкого (1922-2010).

Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. —Писать о живописи сложно, — продолжает Дейнека. — Но нужно. Но это будет уже позже, в 30-е и 40-е годы, когда у него появится еще трое детей. Мы с архитектором Душкиным спускались в шахту в обычной клети, знакомой шахтерам. Женщина, прижавшая к себе ребенка, стоит на балконе. Дейнека встал. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).

Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. создает не портрет конкретной женщины, а определенный тип. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

Ярким и необычным явлением в эпопее о Великой Отечественной войне стала картина «Партизанская мадонна» (1967). Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Река Тускорь, 1945). В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.

Пережитые ужасы войны оставили глубокий след в его творчестве. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого «самой левой среди правых группировок», Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы «производственного искусства».

И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей – Будущие летчики (1938, ГТГ). Художники давали своим произведениям разные названия и писали их во все века. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Он видел людей, сидевших целыми днями в барах. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.

Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Мать и дитя – картина, которая всегда умиляет человека, видящего эту пару. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. И вот Маяковский вдруг призывает уничтожить Рафаэля. Название растения незабудка у разных народов и на разных языках является синонимом понятия «не забывай».

Скрип сверчка. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Скрип солдатских шагов.

Смотрел на танцевавших. Однако столь нежных портретов художник больше никогда не создаст. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.

С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). Вертикальный формат полотна, недетская серьезность ребенка на руках у матери. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности.

Его картины не красочны – динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность (На стройке новых цехов, 1926 Оборона Петрограда, 1928 Лыжники, Бег, обе 1934). И я рад, что ты серьезно занимаешься этим Наша жизнь стремительно меняется. В голубой и розовый период его картины полны меланхолии и грусти (1900- е годы). Когда Серов умер, произнес у него на могиле прочувствованную речь. Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции».

То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. В центре ее – образ молодой крестьянской матери с крепкими босыми ногами и загорелыми натруженными руками. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Надрывные скрипки ресторанных оркестров.

Сейчас мы представим вам некоторые из них. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Пухленький белоголовый малыш сидит абсолютно спокойно.

Графика отошла на второй план, но полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Голова туго повязана темно-синим платком.

И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.

Они освещены золотистыми лучами солнца. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит и духовной гармонии нового человека.

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.

Вслушайся. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957).

Художник говорит об этом очень скупо, лаконично, но сколько любви и материнской гордости в выражении лица женщины. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.

В кафе, Париж. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Новорожденный.

Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Ее главные заботы – заботы о ребенке, о его настоящем и будущем.

Кричат грачи. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.

Сколько жизненных драм прошло перед её очами, сколько слез было пролито перед нею.