Картина Менины Веласкеса

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса.

Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом.

Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Вся картина построена на парных противопоставлениях. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с бога-ми. С точки зрения каждой меняется значение целого. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.

Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Фигура карлицы.

История одной картины: 
«Менины» Веласкеса

История одной картины: «Менины» Веласкеса

Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Это они отражены в далеком зеркале, к ним почтительно обращены взоры придворных им предназначен не лишенный детского кокетства взгляд маленькой инфанты, в них отступив от полотна, вглядывается художник. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам.

Глаза художника расположены выше точки схода, пол находится выше пола, на котором стоит зритель и этим мир картины поднимается над миром обыденным. В сцене изображенной Веласкесом, участвуют две фрейлины – это тоже реальные персонажи имена которых известны. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Оба произведения выполнены в разных манерах. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.

Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Инфанта, напротив, ярко освещена. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански менины, которые дали название всей картине. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Разумеется, нет. Веласкес очень тонко переплетает между собой бытовую зарисовку и мифологический сюжет, а также искусно играет глубиной и многоплановостью композиции. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи.

В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». За пределами холста или внутри него.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Однако это положение требует оговорок и поправок. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты.

Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».

На это указывает отражение в зеркале. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.

Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).

Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Дело в том, что наследник престола инфант Балтасар Карлос умер совсем молодым за пять лет до этого и вся Испания с нетерпением ожидала мальчика. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Полотно хранится в музее Прадо в Риме. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Короля и королевы не видно.

Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Картина оказывается местом скрещения двух сфер.

Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

5 главных картин 
Диего Веласкеса

5 главных картин Диего Веласкеса

Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Ясно, что Веласкес обращается к понимающему зрителю, способному извлечь смысл из всей совокупности точек зрения из соединения позиций, то есть из композиции как таковой. Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса.

Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором художник показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности.

Любопытное о картине 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Но даже королевская чета не абсолютна. Не стал исключением и Диего Веласкес. Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией.

Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса

Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Полотно хранится в мадридском музее Прадо.

Но что он рисует. Все зависит от точки зрения. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита.

  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • Словари и энциклопедии на Академике

Однако то, что он изображен именно как художник, в самом процессе творчества, позволяет иначе истолковать его действительную роль, в которой он выступает господином положения, тем, благодаря кому все существующее на холсте и обрело зримо действительное существование. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта.

Это Веласкес. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи.

Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. И творчество побеждает.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Нац. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости.

Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Инфанта держится с несвойственным ее возрасту спокойствием, ничем не выдавая радость находиться рядом с родителями или интерес от необычной обстановки в мастерской художника. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Скорее всего это портрет королевской четы.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Инфанта являемся функцией короля.

Но не это главное в полотне. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Ему достаточно было подчеркнуть наличие различных сфер, овладеть различными степенями реальности, столкнуть их друг с другом.

Лондон. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту.

Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины».

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. Это была находка художника, при помощи которой он мог правдиво выразить то представление о жизни, которое было для него правдой. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта.

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель23. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.

В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. А почему в мастерской находится инфанта. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Но смотрит и художник. А с другой – сам бросает вызов богам.

Малоплодотворен также спор о том, какими бытовыми мотивами оправдано появление светских дам, что значат в нише виолы, какие из эскизно намеченных фигур стоят перед ковром в нише, какие вытканы на нем. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.

Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Картина «Менины» явным образом построена. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины».

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Два светлых пятна на полутемной стене: открытая дверь уводит вдаль, за пределы сумеречного зала, зеркало ловит отблеск из мира, находящегося перед холстом.

– девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Каждая обладает своей правомерностью. Находится в музее Прадо в Мадриде. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Разглядывая группу, мы обнаруживаем лица, представленные чистым профилем, в трехчетвертных поворотах и, наконец, ориентированные прямо на нас обнаруживаем светлые и темные силуэты, соотносимые как позитив и негатив фигуры, обозначенные сильным рельефом, борьбой света и тени и, наконец, фигуры, погруженные в полумрак. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных.

Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. И в этом особенный трагизм. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом.

В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. светотенью, красками.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола.

Картина хранится в мадридском музее Прадо. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.

Ему 57 лет. Итак, время действия – 1656 год. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».

Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. В «Венере с зеркалом» (ок.

В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Нижняя половина картины занята фигурами. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).

Тем не менее, живая, общительная девочка с роскошными светлыми волосами скоро стала всеобщей любимицей в королевском дворце Алкасар. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.

С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.

Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. Она вызвала на состязание Афину. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Быть может, то, что вижу, — сон. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Вытканные на коврах мифологические фигуры смешиваются с прогуливающимися перед коврами дамами, как бы выходят за пределы рамы, а амуры над Европой сливаются с солнечным лучом, словно резвятся в его золотой пыли. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.

В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Но, может быть, это «Менины». Зеркало – место встречи, столкновения, острого диалога, состязания, как это блестяще показала Мельшиор-Бонне.

В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Загадка заключается в другом. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Но здесь возникают новые вопросы. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. В конных портретах Филиппа и Анны фоном служил пейзаж, однако развесистые деревья на фоне этих портретов выглядят всего лишь как условные кулисы, декорации. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.