Картина Мистерия Хх Века

А затем художник решил потревожить души знаменитых покойничков и исторических деятелей всего мира, осветив мрак подземного царства ярко-красным заревом цвета крови на картине МИСТЕРИЯ ХХ ВЕКА. Мало ему было мрака на этом свете, так ему нужно было еще и разворошить подземное царство Аида и потревожить души известных людей и исторических деятелей России, собрав мертвое царство сначала на картине «Вечная Россия», а затем в Мистерии ХХ века.

«Мистерия века» – самая сенсационная картина Ильи Глазунова (11 фото)

К своей последней в ХХ веке московской выставке Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом всемирно известной «Мистерии» Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века («перестройка», крушение СССР, приватизация и воцарение демократии в России), что естественно, потребовало и увеличения размера картины. В его иллюстрации, например, к "Неточке Незвановой" (1970) заметно влияние мирискусников (достаточно вспомнить рисунок княжны Кати с арлекином). Не пройдет. По какому праву издеваетесь над товарищем Лениным.

Во всяком случае, художник сделал свой двойной автопортрет – в молодом возрасте (слева) и уже в преклонном возрасте – справа. Господин Пишнер скривился, словно проглотил лимон без сахара: «Только не это. Глазунов создает в картинах мир по законам собственной поэтической логики. Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. С остальным все не столь здорово.

О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. Неугодную правительству картину Айвазовский вовремя своего визита вСША подарил вашингтонской Corcoran Gallery ofArt (вместе скартиной «Корабль помощи» стемже сюжетом). Всё что находится между ними – история. Во всех областях жизни и искусства утверждалась строжайшая регламентация. Рядом с фигурой царя – люди, чьи имена в предреволюционные годы были на устах у всей России: Лев Толстой как «зеркало русской революции», по определению ее вождя Петр Аркадьевич Столыпин, великий национальный реформатор, признанный на Западе выше Бисмарка, павший жертвой революционного террора ибо успех его реформ означал бы конец революции Распутин – олицетворение темной, до сих пор до конца не разгаданной силы, сыгравшей свою роль в крушении царского престола (хотя ныне его личность в ряде исследований трактуется по-иному). Много лет во мне жила идея воссоздать на Мясницкой улице в Москве славное училище живописи, ваяния, зодчества, где до революции обучались и преподавали выдающиеся русские художники Левитан, Саврасов, Васнецов, Перов, Коровин После большевистского переворота в октябре 1917-го учебное заведение закрыли, на его месте возник некий ВХУТЕМАС.

С картиной «Мистерия ХХ века» можно совладать, держа в голове её реперессивную направленность. Идаже ниукого изсоветских. Мой собеседник удовлетворенно взмахнул руками: «Пожалуйста. » На следующий день с разрешения посла Абрасимова я подписал с театром контракт. Сегодня уже не жалею. И вот вместе с эскизами я переправил в Германию «Мистерию». Аведь свет потрадиции отождествляется сдобром, атьма— созлом.

Это была картина «Мистерия XX века» (1977г. ), в которой он выразил свой самобытный взгляд на трагичный апокалипсический век. Потом и он приказал долго жить. Это перестало что-либо значить.

В последний раз буквально за день до отставки. Публика— или, скажем, массовая публика— боготворила. Изаменьшие грехи людей сосвета сживали. В центре композиции «Мистерии» – образ необычайной выразительной силы, развивающий тему революции и концентрирующий основные коллизии мировой истории на переломе века. Неудивительно, что ееубрали свыставки. Неугодному художнику был вынесен строжайший вердикт: выехать в Сибирь на БАМ, писать портреты передовиков строительства.

Создание «Мистерии», положившей начало величественному триптиху, обозначило новый этап и уровень творчества художника. И действительно, можно вспомнить массовые театральные инсценировки мистериального плана, разыгрываемые на площадях городов в первые годы революции, темой которых являлась «всемирная история освободительной борьбы угнетенных». Ленинградский мальчик из интеллигентной семьи, где мама с бабушкой переходили на французский, если хотели обсудить вопросы, не предназначенные для ушей ребенка (а в 1930-е таких вопросов было немало), потерявший в страшную блокадную зиму 1941-1942 не только родителей, но и почти всех родственников (в каждой из четырех комнат лежали окоченевшие тела умерших), Глазунов спасется благодаря тому, что его, 11-летнего, вывезли через Ладожское озеро по "дороге жизни". Запечатленный с лагерным номером, он как бы составляет основание известной скульптуры «Рабочий и колхозница» – ставшей официальным символом «свободного, раскрепощенного, социалистического» труда и «монолитного союза» двух основных классов нового общества – рабочих и крестьян.

Илья Сергеевич Глазунов всегда был художником, чье творчество вызывало яростные споры. Как известно, эксцентричность поведения свойственна многим деятелям западной культуры. Ельцин остался доволен, неоднократно благодарил. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Есть даже знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича. «Не совсем понятно, – недоумевал корреспондент газеты «International New York Times», посетивший тогда мастерскую художника, – зачем понадобилось Глазунову рисковать своим трудно заработанным успехом, посвятив два года своей жизни написанию монументальной работы, пока не принесшей ему ничего, кроме официального порицания». С официальными заказами от родного государства и того хуже.

Картина недели: 
«Мистерия ХХ века» 
Глазунова

Картина недели: «Мистерия ХХ века» Глазунова

Косвенных доказательств тут— хоть пруд пруди. Архитектор перестройки упорно уклонялся от встреч. Сюжеты для мистерии средневековые лицедеи брали с Библии и "наполняли" комическими сценками, взятыми с жизни. Даже больше. За первый эпизод благодарен Андрею Громыко, доверившему проект посольства в Мадриде. Даже больше. Вот что нужно. » Пал Палыч тут же позвонил: «Сергеич, поздравляю.

Кто-то привел Горбачева вместе с другими делегатами в мою крохотную мастерскую на Кутузовском проспекте, которую мне помог снять. Узнал этих людей, эти купола, эти имперские артефакты, этих душегубов. Царь выбрал твой проект, комиссия его поддержала». Почему, например, Эйнштейн изображен с высунутым языком. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Может раньше имел— асейчас неимеет, нужда отпала».

Завтрак у тебя отберу и главному расскажу чтобы в культурные не записывал. Сегодня уже не жалею. Когда рандеву все же состоялось, Яковлев объяснил причину задержки: «До меня доходили сведения, будто вы, товарищ Глазунов, являетесь основателем общества «Память», объединяющего наиболее ярых националистов и шовинистов. Я постарался в точности передать на холсте простое русское лицо Клавдии Васильевны. В том числе к роману "Идиот" Достоевского, к рассказам Куприна и поэме "Мцыри" Лермонтова. Причем все иправые илевые.

Мистерия века: 
Об одной из самых 
известных картин

Мистерия века: Об одной из самых известных картин Ильи Глазунова

Мои коллеги и друзья не верили, будто из затеи с возрождением училища что-то получится. Борис Николаевич заметил меня среди гостей, подошел, обнял и сказал: «Илюша, спасибо. О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. Ифункционеры Академии Художеств игонимые авангардисты. Досих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа наего выставку. Может, выберете что-то другое. » Я не стал упираться: «Тогда — «Князь Игорь».

Впрочем, сегодня это уже несуть важно. Господин Пишнер скривился, словно проглотил лимон без сахара: «Только не это. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой.

«Мистерия ХХ века» 
Ильи Глазунова- 
Часть 2 Образ и

«Мистерия ХХ века» Ильи Глазунова- Часть 2 Образ и сюжет картины

До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. Сегодня очевидно, что как художник Илья Глазунов был во многом дитем "оттепели". Мой собеседник удовлетворенно взмахнул руками: «Пожалуйста. » На следующий день с разрешения посла Абрасимова я подписал с театром контракт. — Не скажу, будто мы много общались. Написал картину русский художник НиколайГе (1831–1894). Всякое отступление от официальной догматики немилосердно каралось.

Скандал, поднятый «Мистерией XX века», разгорелся до небес. Из страны «Мистерию» я смог вывезти вместе с эскизами для берлинской оперы, куда меня пригласили в качестве художника-постановщика оперных спектаклей. В самом центре – над историей – Христос. Автор: И. С. Глазунов. Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Борис Николаевич шел мимо расставленных вдоль стен стендов и забраковывал один за другим: «Говно Говно Говно» И вдруг остановился: «О. Словом, Ганс Пишнер, а именно так звали человечка, который, как я выяснил позже, возглавлял Берлинскую государственную оперу, не теряя времени перешел к сути: «Назовите любое произведение русского композитора— и будете его оформлять». Может, выберете что-то другое. » Я не стал упираться: «Тогда — «Князь Игорь».

Не узнал — ты неотесанная скотина. Ганс Пишнер при этом спросил: «С кем из советских режиссеров предпочли бы работать. » Я назвал Покровского. На Бранденбургских воротах покоится гроб продолжателя дела Ленина, омываемый морем крови загубленных в годы «революционной перестройки» страны и на фронтах Второй мировой войны.

Хочу обсудить серьезный вопрос» И изложил суть проблемы, связанной с училищем. Второй вариант "Мистерии ХХ века" Глазунов написал в начале в 1999 году. «Такой фантастической репутации небыло ниукого изрусских живописцев. Невозникало— даисейчас невозникает— повода для дискуссий. Рядом с ещё молодым Глазуновым – падение империи, Столыпин, Николай Второй, Распутин. Картина надолго пропала извиду, нов1999г., когда режим пал ипоявилась возможность выставить полотно, художник представил 2-й вариант «Мистерии ХХвека» сдобавленными историческими лицами ипостперестроечными эпохальными событиями. наверное, могу не продолжать фразу, вы уже догадались.

«Мистерия века» 
Ильи Глазунова: 
картина-пророчество,

«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»

Мистерия (от латинского «церемония») – это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах. В России напечатать «Мистерию» первым решился «Московский комсомолец». Итак все ясно. Я настойчиво добивался встречи с ним и имел на то вескую причину.

Словом, расстались если не единомышленниками, то людьми, хорошо понимающими друг друга. Та же тема получает развитие и в образе представителя новой советской интеллигенции – писателя Солженицына с героиней его рассказа «Матренин двор». И это была чистая правда.

Так вот, возвращаюсь к Андропову. Мы пробовали ставить оперу Мусоргского, получилось ужасно. Краснеть будешь, как пачка американского «Мальборо». В самом центре над этим всем хаосом – Христос, занесший руку для благословения. Борис Александрович согласился на участие в проекте. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии.

"Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. Портретист всея элиты (отнюдь не только советской, на его счету – портреты Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды, Индиры Ганди) и молодых строителей БАМа и рязанских колхозников. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. Здание архитектора Баженова делили между собой два десятка советских контор и организаций. Ельцину не понравились варианты, предложенные остальными архитекторами, потом ему на глаза попались мои эскизы и он их оценил. Он как бы над всем этим, кротко взирает вниз и возносит руку для крещения.

Итальянская La Stampa опубликовала репродукцию, сопроводив ее заголовком: «Картина, которую никогда не увидят русские». Ганс Пишнер при этом спросил: «С кем из советских режиссеров предпочли бы работать. » Я назвал Покровского. Вот как показывает это явление известный писатель-эмигрант Марк Алданов на примере одного из красных палачей, начальника петроградской «чрезвычайки» Урицкого, опьяненного безграничной властью над жизнью миллионов людей. Представьте, что Глазунов — не благообразный старик и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а школьник-хулиган, который ловит другого, помельче и просит того ответить за прикид с широкими штанами и назвать десять рэперов, чтобы доказать хулигану, что он настоящий поклонник хип-хопа, а не ряженный какой-то.

«Мистерия века» 
Ильи Глазунова: 
картина-пророчество,

«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят

Мои коллеги и друзья не верили, будто из затеи с возрождением училища что-то получится. Горбачев хитро прищурился: «Лукавишь, Илюха. 30 декабря 1999 года в Кремле проходил традиционный предновогодний прием. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии. Репина в 1957 году, мастерскую Бориса Иогансона.

Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. И уже не клюквенным соком, как у Блока истекают отдельные герои, а целые моря крови захлестывают картину. Горбачев, надо отдать должное, с ходу поддержал идею.

7картин знаменитых 
художников, которые 
запретили кпоказу

7картин знаменитых художников, которые запретили кпоказу

В Ленинграде же он окончит Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Написанная в 1977 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее. Феерическое зрелище.

А в романтике "Мечтателе" (1970) – из серии иллюстраций к "Белым ночам" – можно увидеть черты автопортрета. Ихотя сейчас она находится вТретьяковской галерее (попросьбе самого Льва Толстого), нонамомент своего создания картина навлекла насебя много критики как состороны Священного Синода, так исостороны государственных мужей ивитоге еесняли свыставки Товарищества передвижников в1890г. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова. Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании сантисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XXвека». Орденоносец, народный художник СССР (1980), лауреат Госпремии Российской Федерации (1997) и почти диссидент, дело которого рассматривалось на Политбюро ЦК КПСС в связи с тем, что среди героев Мистерии ХХ века был и портрет Александра Солженицына. И неслучайно символом разрушения классической культуры, последовательно творимого революционными новаторами не только в искусстве, но и в области морали, принесшими этот вирус распада и на Запад (ибо Кандинский, Малевич и другие стали там основоположниками главных модернистских течений), видится фигура поверженного героя из разрушенного алтаря Зевса в Пергаме, считавшегося некогда одним из семи чудес света.

«Мистерия века» 
Ильи Глазунова: 
картина-пророчество

«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество

Вот позвоню сейчас министру культуры, он твои регалии и перечислит. Образ-метафору, образ-символ. Форма мистерии была использована в построении первой советской пьесы – «Мистерия-буфф» Маяковского. Говорят, в годы войны в подвале дома даже располагалась секретная лаборатория. Может вызвать некоторое удивление необычность изображения того или иного персонажа. И это была чистая правда. Я долго думал, колебался, но все-таки согласился.

Художник в данном случае воспользовался любимой фотографией ученого, на которой он запечатлен в такой позе. Меня не проведешь, легко могу проверить. Причем все и правые и левые. Здесь же в лицах конкретных исторических деятелей, обобщенных персонажей, различных аксессуарах массовой культуры представлены стандарты западного образа жизни. — Да, впервые я встретился с Михаилом Сергеевичем полвека назад. Борис Александрович согласился на участие в проекте.

Связях, обеспечивающих его карьеру. Глазунова чуть несослали вСибирь (ему чудом удалось этого избежать), авсе из-за того, что онотказался менять изображение Солженицына (известного врага власти) наБрежнева. Попытки художника показать ее на открывавшейся персональной выставке встретили резкое противодействие властей. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. Аесли иговорят, тогрубо. Но именно вот таким образом он оказался одной из самых неординарных ярких фигур в культуре России второй половины ХХ века.

Картина насчитывает 2342 образа и символа имеющих свою роль в исторической мистерии. Но в Россию картина всё же попала. Ни одной премии. Вот, точно так же и Глазунов требует от зрителя исполнения культурной повинности. Конечно же, для социальных потрясений в России имелись и свои внутренние причины.

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ 
ТРАГЕДИЯ ХХ ВЕКА 
ИЛИ ВОТ ТАКАЯ ВОТ

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ХХ ВЕКА ИЛИ ВОТ ТАКАЯ ВОТ МИСТЕРИЯ (О картине Ильи Глазунова Мистерия ХХ ВЕКА)

Взяв секундную паузу, я произнес: «Борис Годунов». Ни богатства, ни наград». Я запомнил, что Горбачев много шутил, с интересом разглядывал мои картины искренне удивлялся, увидев старинные иконы Потом мы не общались несколько десятилетий и снова увиделись, когда Михаил Сергеевич уже стал генеральным секретарем ЦККПСС. Потом и он приказал долго жить.

Так мы поставили сначала «Князя Игоря», а потом «Пиковую даму». — Да, впервые я встретился с Михаилом Сергеевичем полвека назад. Рано или поздно нечто подобное должно было случиться. Говорят, в годы войны в подвале дома даже располагалась секретная лаборатория. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре.

Я сказал: «Воля ваша, звоните». Надо полагать, портрет ему понравился, поскольку потом Борис Николаевич дал фотокарточку мамы и попросил нарисовать ее: «Сделай, Илья» Снимок был крошечный, видимо, с паспорта. И вот вместе с эскизами я переправил в Германию «Мистерию». Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже. Михаил Сергеевич принял меня на Старой площади на удивление радушно, как хорошего знакомого: «Привет, Илья. » И тут я допустил ошибку, ответив в той же тональности: «Добрый день, Миша. » Никто из больших начальников — коммунистических или демократических, значения не имеет — не любит, когда люди ниже рангом держат себя с ними на равных, апеллируя к прошлым отношениям. Далее мы видим воздушную фигуру балерины Большого театра, а ниже – танцующих колхозниц, кормивших страну в годы войны, когда мужская часть населения истреблялась на фронтах. Глазунов тоже когда-то объявил себя главным художником России и это сработало.

Все решилось моментально. Как, например, в средневековом мистериальном действе или у Шекспира («весь мир – театр, люди в нем – актеры») или у Блока в пьесе «Балаганчик». Проходи, Царствие Небесное прямо и налево. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Здание архитектора Баженова делили между собой два десятка советских контор и организаций.

обои для рабочего 
стола Рисованное 
Илья Глазунов Мистерия

обои для рабочего стола Рисованное Илья Глазунов Мистерия ХХ века

Ныне уже ни для кого не секрет, что революция в России как великий социальный эксперимент была выношена Западом, свершалась по выработанной там коммунистической программе, цели которой осуществлялись совместно с российскими революционерами – уничтожение России, как великой державы, русской православной культуры и ее творца – русского народа, – и мечты их зарождались «в парижских и женевских конспирациях». Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. Будучи в отношениях, которые складываются у художника с его «Мистерией», он походит на другого хип-хоп-деятеля, но уже не на сопливого школьника, описанного выше, а самого Канье Уэста, который возомнил себя Апостолом Павлом (жаль, не Петром, стоящим на фэйсконроле в Рай, было бы совсем стройно).

Из страны «Мистерию» я смог вывезти вместе с эскизами для берлинской оперы, куда меня пригласили в качестве художника-постановщика оперных спектаклей. Наодном холсте портреты Гитлера, Солженицына, Ленина, картину стреском снимают свыставки, аавтор едет заграницу писать Индиру Ганди или Папу Римского. Творцы исторических событий – вожди и правители стран, выступают в главных ролях этой застывшей трагедии. Рано или поздно нечто подобное должно было случиться. Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу. В «Мистерии» развертывается панорама некоего всемирного кровавого балагана, заставляющая вспомнить о классической традиции рассмотрения явлений жизни с позиции «мир – театр».

«Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии. Вторым обязан Павлу Бородину, позвавшему реконструировать Большой Кремлевский дворец. Как будто испорить неочем. Мы пробовали ставить оперу Мусоргского, получилось ужасно. Конец 70-х годов обозначил кульминацию «застоя» советской системы.

Удивительный мир 
страстей картин 
Ильи Глазунова

Удивительный мир страстей картин Ильи Глазунова

В наиболее законченном воплощении этот метод выразительности проявляется у художника в «Мистерии XX века» и других частях триптиха. Да-да, Сергей Михалков. Я долго думал, колебался, но все-таки согласился. Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Феерическое зрелище. ", - эти слова публициста Дмитрия Хмельницкого четко дают определение художнику и его творчеству.

Так мы поставили сначала «Князя Игоря», а потом «Пиковую даму». Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские».

Гигантские картины Ильи Глазунова

Но если в блоковской пьесе мистерия оборачивалась шутовским маскарадом, лицедейством, народным балаганом, то в глазуновской «Мистерии» представлен истинно трагический балаган в мировом масштабе, в который вовлечены целые народы. Я позволил себе пошутить: «Как говорит мой друг Кобзон, люблю Россию без памяти» Потом мы обсудили изданную в Австралии и запрещенную в СССР книгу Сергея Лесного «Откуда ты, Русь. ». Буквально за два месяца мы подготовили необходимую документацию и начали работать. Театральность его работ, в которых открытая публицистичность соединяется с желанием вслед за любимым им Достоевским искать ответы на "вечные вопросы", а традиция иконного повествования – с однозначностью плаката, способствовали успеху его работ на выставке 1978 года в Манеже, на которую стояли огромные очереди. И, наконец в новом варианте автор написал свой портрет уже справа в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет). Когда мозг знает, что его пугают специально, ему не так страшно.

Михаил Сергеевич в самом деле взял трубку, начал разговор и лицо его вытянулось: «Что. Вот так художник служит маленькому человеку проводником к создателю. Лет в семь или восемь меня отвели на спектакль в Театр Ленинского комсомола, где когда-то пели Шаляпин и Вертинский, я долго еще потом бредил подмостками, рисовал в воображении декорации.

Антисоветчину удумали разводить. Эйнштейн, Армстронг, Чаплин. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой.

Илья Глазунов – 
гений своего времени 
и на все века

Илья Глазунов – гений своего времени и на все века

Взяв секундную паузу, я произнес: «Борис Годунов». Его репутация состоит какбы изнескольких слоев. Публика – или, скажем, массовая публика – боготворила.

За всю жизнь ко мне обратились лишь дважды. «Бешеная жажда игры, лицедейства, позы» захватила и литераторов и людские толпы и особенно революционных вождей. Обещаю» Действительно, вскоре я стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени, но важнее, что Михаил Сергеевич дал ход делу создания на базе бывшего училища живописи, ваяния, зодчества одноименной новой академии. Павел Гусев, мой старинный друг и главный редактор газеты, не убоялся. Художник почти весь свой творческий путь прошел в атмосфере травли за «пропаганду достоевщины и религиозного мистицизма», за увлеченность «проклятым прошлым» России.

Словом, Ганс Пишнер, а именно так звали человечка, который, как я выяснил позже, возглавлял Берлинскую государственную оперу, не теряя времени перешел к сути: «Назовите любое произведение русского композитора — и будете его оформлять». Я настойчиво добивался встречи с ним и имел на то вескую причину. И даже ни у кого из советских. Она выставлялась в разных залах, пока коллекционер из Гамбурга по фамилии Винтер не предложил мне продать ему картину.

Да-да, Сергей Михалков. Фрагмент полотна «Мистерия XX века». Инеоживописи, аосамом Глазунове. А ведь я в какой-то момент даже преподавал историю искусств в академии МВД.