Картина Поленова Иисус И Грешница

Христос и грешница (картина Поленова)

Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. Да, визуальная достоверность обстановки подавила сакральные смыслы евангельского события. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца.

Постепенно люди стали расходиться и ни один камень не был брошен в женщину. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова.

Так название и осталось. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова.

У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей. Четырнадцатилетним подростком Василий Поленов увидел на выставке в Академии художеств картину Александра Иванова «Явление Мессии».

Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города. В 1881 – 1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. Легенда о грешнице стала сюжетом для этой картины.

В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь». В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»58.

«Христос и грешница»: 
Любопытные факты 
о картине Василия

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в. Уже и речи не было о том, чтобы не допускать её на выставку более того, её перевесили в другое, лучше освещённое место. Но в его последующих картинах ощутится и близость к передвижничеству (после заграничной поездки, отдыхая в Имоченцах, он написал портрет сказителя былин Никиты Богданова). При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. – «В таком случае я оставляю её за собой». А утром опять пришел в храм и весь народ шел к Нему.

Многие, быть может и не знают, кого ведут и за что будут бить. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения». По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница». На что Иисус ответил: Если есть безгрешный среди вас, пусть бросит в нее камень.

Описание картины 
Василия Поленова 
«Христос и грешница»

Описание картины Василия Поленова «Христос и грешница»

Таким образом, в 1883 – 1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. Художественные коллекции, удобные мастерские, масса натурщиков, много света и солнца – всё располагало к труду. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником.

Но хитрость законников не удалась. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. На данной картине автор смог передать в первую очередь человеческие чувства сына Бога. Картина имела успех, но были и критические отзывы. Увидев меня, обрадовался, подал руку, спросил, отчего я совсем не бываю в Петербурге. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния и спросили его: «Что же делать с ней. » – ведь Моисей учил таких грешников бить камнями.

Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же». Все это позволило приблизить сына Божьего к простому человеку. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств61, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля62. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Огромное полотно демонстрировалось в Петербурге и Москве, а для передвижения по провинции использовали копию (чуть меньшего размера), которую сделал с картины ещё в доме Мамонтова С. А. Коровин, Поленов же прописал на ней головы. По словам искусствоведа, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями». Но дело было не только в этом.

Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». И опять, наклонившись низко, писал на земле. Ведь Паленов сумел сосредоточиться, прежде всего, на его человеческих качествах. В той же переписке он рассуждает о том, чем человек отличается от животного: прежде всего тем, что человеку дан дар творить.

Поленов же изображает этот сюжет абсолютно иначе. То рисунок, то стихи В этот раз он стал писать симфонию. Но дело было не только в этом.

«Христос и грешница»: 
как Поленов видел 
Спасителя

«Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя

И это исторически достоверно, поскольку во внутренний двор храма («двор Израиля») не смел проникнуть иностранец, язычник и повседневная жизнь протекала за его пределами. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно33. Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки.

Из Рима он едет в Париж, где И. С. Тургенев ввёл его в салон Полины Виардо. Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. Именно тогда он возмечтал не только стать художником, но и продолжить дело великого мастера и, как скажет он об этом позже, «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего Свой путь среди народа». Поленов, а ваша картина свободна. » – «Никому не принадлежит, Ваше императорское величество». Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова.

Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества. И Поленова захватила идея показать Спасителя не как сакральный персонаж, а как живущего на Земле человека, щедро наделённого состраданием, любовью к ближнему, чувством справедливости и милосердия. Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер. И. Е. Репин отмечал, что Поленов всё Божественное и церковное снял с Христа, «сделав Его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником». Среди тех, с кем он советовался во время написания полотна, помимо родных и Саввы Мамонтова, были художники Константин Коровин и Виктор Васнецов, а также физиолог Пётр Спиро2425.

Эта картина разрушила традиционные принципы художественного образа Иисуса. Но Поленова остановила цензура. никто не осудил тебя. Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин.

Красота живописи словно гасит эмоциональный накал происходящего. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75 см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22 см) – в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев21. Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал.

Приведшие её мужчины хотели поступить по завету Моисея (забить камнями до смерти). По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме.

Он продолжил писать, а мужчины, хотевшие наказания, начали постепенно уходить. Над этой картиной художник работал почти 20 лет. «Я встречал много интересных людей у Виардо и очень жалею, что не записывал тогда, что они говорили», – вспоминал художник на склоне лет.

Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию»22. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма». И с тех пор Поленовы жили ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург. Она отвечала: никто, Господи. Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо.

В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». Здесь Поленов знакомится с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном. Судя по розовым отблескам на стенах, длинным теням на земле, время суток – ближе к вечеру.

Огромное полотно поразило его. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. Так как считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное. Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Христа, – фарисей Никодим, один из тайных последователей Христа.

Оно и не моё и не соответствует евангельскому рассказу». режиссер: Окунцов В. Ф. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года.

А затем для тех, кто всерьез начинал искать ответы, постепенно раскрывался и смысл Евангелия и христианской жизни. Писатель В. Г. Короленко увидел в поленовском Христе «странствующего восточного проповедника», человека сильного, мускулистого, с крепким загаром. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь).

Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). Художник дал картине название «Кто из вас без греха» – и это было для него принципиально, поскольку делало акцент на идее не осуждения, а милосердия. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина. Когда я занялась исследованием искусства Поленова, я долго думала, что может означать эта картина, почему он именно таким образом ее пишет — и почему так обстоятельно над ней работает. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное – с этим замечательным выражением лица, – тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью».

Христос и грешница 
– художник Поленов

Христос и грешница – художник Поленов

Уже и речи не было о том, чтобы не допускать её на выставку более того, её перевесили в другое, лучше освещённое место. Христа он написал не – не как Бога, а как странника, мудреца и философа. И ему удалось это сделать. Поленов участвовал в создании нескольких храмов. И уже тогда стал формироваться дружеский художественный кружок, вошедший в историю как «мамонтовский» или «абрамцевский». Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа».

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Так звучало первоначальное название картины, которое дал ей сам художник. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года. Умирает его сестра Вера Дмитриева, с которой они очень дружили.

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Несмотря на то, что Поленов к тому времени вполне успешно работал в пейзажном жанре, художник исполняя данное сестре обещание, вернулся к исторической живописи121516. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. вы можете запросить все в системе с коробкой. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4552.

Однако на самом деле нужно подумать и о том, что Иисус одержал здесь победу, заставив исполнителей закона усомниться в своей правоте и задуматься над собственной нравственностью. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Воплощение замысла далось непросто и заняло больше пятнадцати лет. Его роль еще не началась. Почему он это сделал.

Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»71. И отпустил женщину домой. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова.

Образ Иисуса, каким он представлялся ранее, был разрушен в художественном смысле. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Художник изображает кульминацию события: только что Христос произнёс слова «кто из вас без греха» – и толпа застыла в стремительном порыве, напряжённое внимание охватило свидетелей происходящего. Нет никакого особого выражения и в лице Спасителя.

Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, – «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым. Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города. Весной 1883 года, уже будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Поленов, наконец, взялся за работу над большой картиной.

В два часа дня на выставке появился Владимир Александрович, а минут через двадцать после него приехал Александр III с женой Марией Фёдоровной, которых сопровождали великие князья Георгий Александрович и Константин Константинович. На храмовых ступенях и возле храма – торговцы со своими товарами, паломники и нищие. Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». В каталоге Государственного Русского музея упоминается ещё одно авторское повторение, 1907 года, которое в 1924 году экспонировалось на выставке русского искусства в США. Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах.

В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова. Назвав картину серьёзной и интересной, Победоносцев, тем не менее, запретил печатать каталог выставки. А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна».

Женщина, стоящая на ступенях храма, – евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). Его нет.

Но все же эта картина наиболее ярко и красочно оживляет древнюю евангельскую легенду. В их числе был и молодой художник Василий Поленов. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника». В 1881 году Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница». Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Христос Поленова – спокоен и самоуглублен. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»69. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее59.

Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. «Иисус же пошел на гору Елеонскую. Полотно вызвал довольно много споров среди критиков. «Слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно».

Он – скорее мудрец, чем пророк и страдалец. Таким образом, он максимально приближается к простому человеку. О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет. Но Поленов не был доволен результатами.

При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма – на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма». Встреча с Ренаном, а затем и чтение его книги «Жизнь Иисуса» станут решающими факторами в формировании поленовской концепции евангельских событий и их отражения в искусстве. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». Потом подошла государыня и заметила, что выражение лица у Христа превосходно.

Картина Поленова 
Христос и грешница 
продана за рекордные

Картина Поленова Христос и грешница продана за рекордные 4, 07 млн фунтов

Сам император Александр III купил эту картину на Петербургской выставке. Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. На картине запечатлён кульминационный момент евангельского события: только что был задан провокационный вопрос о том, что же делать с грешницей в ожидании ответа Христа замерла толпа, ждут реакции Христа и его ученики. В семье был настоящий культ Иванова. В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить.

Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор – так называемый «двор Израиля» – язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Вот как писал об этом сам Поленов: «Сегодня на выставке был государь.

Картина Христос 
и грешница Василия 
Поленова

Картина Христос и грешница Василия Поленова

В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04 073 250 фунтов или примерно 05381742. 05 381 742 долларов (холст, масло, 118 239 см). Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница».

Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши. В нем не было ни напряженной драматичности Н. Н. Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И. Н. Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В. Г. Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879). По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника». У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей20.

Этюды к картине 
Христос и грешница

Этюды к картине Христос и грешница

Сам Поленов не видел жизни вне творчества. Отец познакомился с ним в Италии. У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца.

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина.

И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно. В одном из своих писем он объяснял: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». У Иванова никого не было в столице.

Христос и грешница 
 (картина Поленова) 
Информацию О

Христос и грешница (картина Поленова) Информацию О

Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата. «Для меня Христос и Его проповедь – одно, а современное православие – другое», – признавался Поленов. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь).

Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода. Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. И ему удаётся добиться «правды среды и быта», создать образ Христа-человека.

  • Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • «Ваша миссия в веках Вам не понятна»
  • «Религия — тот же творческий акт»

Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37. Художник вывел на первый план его человеческую натуру, оставив божественное и мистическое вне своего произведения. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Весной 1883 года, уже будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Поленов, наконец, взялся за работу над большой картиной. Он предстал перед нами не как божество, а как странствующий мудрец и философ. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее».

«Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». Толпа передана художником живою. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами.

  1. О том, как время все расставило по своим местам
  2. Этюды, эскизы и повторенияправить

Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». А Иисус у Поленова максимально приземлен: спокойно сидит в немного усталой позе, одет, как обычный человек (знакомый художника, которого он встретил на Востоке). Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины.

Общественный центр 
ИППО по защите христиан 
на Ближнем Востоке

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. В этом был её смысл. Он сел и учил их. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши. Вспоминали детские годы.

Для него это было счастливое время. А если Христос помилует грешницу, то нарушит закон. Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

Поленов отказать сестре не мог и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом. Им с Верой было по тридцать шесть. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. Да, они достойны осуждения за своё лицемерие.

Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года32. Как это возможно.

Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи». Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев. Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины. Этюд «Олива в Гефсиманском саду», сделанный для этой части картины, принадлежит к шедеврам пейзажной живописи.

Этот образ он считал истинным. Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. где твои обвинители. Атмосфера согласия родственных душ, гармония человеческих отношений среди гармонии природы станут смыслом и многих картин цикла «Из жизни Христа», над которым станет работать художник.

Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»42. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах.

Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Во время путешествия им создано множество этюдов имеющих самостоятельный характер. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев. Восторженно рассказал об удивительном труде этого этого гениального художника. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ.

Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи». Автор несколько раз ездил на Восток, чтобы написать это произведение. Большинство толпы – равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить – будут бить, велит плакать – будут плакать, велит кричать «осанна. » и подстилать одежды – будут сами ложиться под ноги грядущего. Сам автор испытывал ощущение художественной недостаточности, потому будет стремиться раскрыть исторический образ Христа, передать красоту и гармонию, наивность и чистоту христианского учения в последующих картинах: «На Тивериадском озере», «Среди учителей». Было решено, что он остановится у них.

Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь – всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.

Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию.

Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). ». По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3.

Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Работу он на время отложил. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения»23. Конфликт и контраст (столь необходимые для драматургии исторического полотна) – в противостоянии спокойствия Христа и разъярённой толпы, влекущей на судилище несчастную женщину, уличённую в прелюбодеянии.

И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее». (Иоан. 8:3-8). Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. Подойдя к моей картине, сказал: «Интересно, но жаль, что картина плохо освещена». Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья.

Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит».

Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. Очевидно, он вёл с ними беседу, которая была прервана шумом появившейся группы людей вместе с грешницей. Природа дышит покоем и умиротворенностью. Приехал.

И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». Также скажется в его работах и участие в 1876 году в составе русской добровольческой армии в борьбе сербов за освобождение от турецкого ига (он напишет несколько батальных сцен). Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик – фарисей Гамалиил, учёный раввин, который впоследствии, после казни Христа, заступится в синедрионе за его учеников-апостолов. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10.

Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. В итоге сошлись на нейтральном – «Христос и грешница». Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. В книге Ренана Иисус Христос представлен реальным человеком – философом и проповедником этики, смягчающей жестокие нравы.

Вот таким образом пёстрая толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков, примыкающих к стенам храма. Кто из Вас без греха. Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати. Поленов стремится воссоздать «фактуру» исторического евангельского времени: место действия и его участников. Интересная история названия картины.

Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа. Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье. Назвав картину серьёзной и интересной, Победоносцев, тем не менее, запретил печатать каталог выставки30.

Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. Так соединились в доме Поленова живопись и архитектура, музыка и театр, прикладное искусство. Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице».

Однако они пришли к Христу с вопросом, каково должно быть ее наказание. Простота, обыденность в трактовке сакрального персонажа вызывала наибольшее неприятие у ряда зрителей и критиков (Л. Н. Толстой назвал Его «полотёром»). Поленов не первый и не последний совершал ошибку, характерную для рационального сознания: справедливо не принимая «отвлечённый, почти мифический образ» Иисуса Христа, сложившийся позднее, он отсекает от первообраза метафизическую, сакральную составляющую (Сына Божьего), стремясь привнести в современный мир «человечный и земной» образ Спасителя (Сына Человеческого). И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно.

Они с женой Натальей изучали земную жизнь Христа и археологию Иерусалима, читали «Vie de Jеsus» («Жизнь Иисуса») Ренана и были вечера, когда супруги, по словам художника, «чуть не захлёбывались от настроения». Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха. » – такова была основная, цементирующая идея картины.

Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». Для этого ему недостает страстности. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам. Мне жаль, что у Христа короткие волосы – вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь».

После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница».

Им выполнен эскиз иконостаса и несколько живописных работ для него. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад. В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница».

Поездка дала Поленову большой запас впечатлений, связанных с природой и архитектурой Палестины, а также с обликом и обычаями её жителей. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. В. В. Вересаев считал, что картина «даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой». Он был необыкновенно мил и деликатен. Мама занималась живописью и детской литературой.

Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым726. С другой стороны, помещая действие с внешней стороны храма, Поленов получал возможность изобразить пейзаж вокруг. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами. Никто не осудил тебя.

Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно9.

Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям. Существует икона Преполовения Пятидесятницы, где в центре на троне изображен Христос-отрок, а вокруг него сидят учителя. Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ». Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Из этого описания, в частности, следует, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, – это Марк, один из будущих евангелистов. В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера.

Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно. Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36. Он побывал в Константинополе, Александрии, Каире, Асуане, посетил Палестину и Сирию, а также заехал в Грецию. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)».

Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года78. Пройдёт чуть более четверти века – на свет появится картина «Христос и грешница».

Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. А в музее Александра III её назвали «Блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»41. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова60.

Среди тех, с кем он советовался во время написания полотна, помимо родных и Саввы Мамонтова, были художники Константин Коровин и Виктор Васнецов, а также физиолог Пётр Спиро. У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей.

Чтобы восполнить этот пробел, Поленов взял в училище годичный отпуск и вместе со своей женой, Натальей Васильевной, в конце октября 1883 года отправился в Рим, посетив по пути Вену, Венецию и Флоренцию6. Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма». Женщина, уличённая в грехе, для фарисеев и ослеплённой толпы была лишь поводом, главная цель – спровоцировать проповедника на принятие решения, которое расходилось бы с Его проповедью или нарушило бы иудейский закон: если Он согласится с требованием закона, они могут сказать: «Вот смотрите.

где твои обвинители. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. » – после чего молча продолжил писать на земле. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха. )» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие.

Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Выше: что вы искали. В настоящее время эта копия хранится в Иркутском областном художественном музее. Не найдя достоверных сведений о Его внешности, художник сделал вывод, что «изображение лица Его относится к области творчества». Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть.

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В июле 1876 года Поленов возвращается в Россию и в сентябре отправляется добровольцем в Черногорию, которая тогда вместе с Сербией воевала против Турции. Но где же у Поленова Воскресший Господь. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть. «Последнее, тринадцатое издание Ренана, переработанное им и дополненное критическим разбором четвёртого Евангелия, столько проливает света и столько даёт теплоты, что я давно не испытывал таких живых впечатлений от чтения книги ты абсолютно переносишься в далёкое прошедшее, в эту тёмную минуту, где происходит событие, последствия которого неисчислимы для человечества».

Но дело было не только в этом. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной». Если бы она была запрещена цензурой – а так вполне могло случиться, окажись она у Третьякова, – то её нельзя было бы выставлять в его галерее.

Иркутское полотно – уменьшенный вариант картины, хранящейся в Русском музее. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. Поленов писал Христа с одного из своих знакомых, которого он встретил, когда путешествовал по Востоку, вот таким образом он сидит в непринужденной позе, возможно, немного устал, одеяния его не отличаются от остальных людей.

Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами19. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собрания Государственного Русского музея была эвакуирована в г. Молотов (Пермь). Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). У них было замечательное детство.

Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной». По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения». «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту человечность, которой насквозь проникнуто всё учение Христа».

В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же».

Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями». На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие. Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». Он возвратится домой с черногорской медалью «За храбрость», сербским золотым орденом и многочисленными этюдами, зарисовками, сделанными на полях сражений.