Картина Сельская Школа 1895

Рачинский на картине «Воскресное чтение в сельской школе», 1895. Рачинский на картине «Воскресное чтение в сельской школе», 1895. В народной школе С. А. Рачинского», а нарисовал эту картину в 1895 году тот самый сельский мальчик, который стоит на картине на первом плане. В народной школе С. А. Рачинского», а нарисовал эту картину в 1895 году тот самый сельский мальчик, который стоит на картине на первом плане.

Описание картины Николая Богданова-Бельского «Устный счет»

Но, увы им не передались достоинства Татевской школы. Некрашеный деревянный пол натерт до блеска. На одном из подоконников мирно дремлет кошка. Лишь на тринадцатом году попал в народную школу Рачинского.

«Я так много лет провел в деревне, – говорил художник, – так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин», - писал художник. Там, в селе, уже была школа для крестьянских детей. В школе удивительная чистота. За картину «Будущий инок» он получил Большую серебряную медаль и звание «классного художника». Для практики в языке Рачинский рекомендовал детям наниматься читать Псалтирь над покойниками (sic. ).

(365 365)/365 2. Особым дружеским чувством объединены герои картины «Между уроками». Его учебнику «1001 задача для вычисления в уме» и сегодня сложно найти аналог. Внизу, возле кресла (с какой простотой, несколькими светлыми мазками оно характеризовано. ), папка с рисунками, видавший виды цилиндр. Розанов был духовно наставляем в вопросах сочинительства.

Многих из них он «выведет в люди», оказывая ребятам материальную поддержку, ходатайствуя об их принятии в те или иные учебные заведения. Душа его рвалась от мира, житейских радостей и забот. Экзамен происходил на виду всей школы. Кстати, художник Богданов-Бельский и сам был учеником Рачинского.

Проект Экскурсия 
по картине Богданова-Бельского 
Устный счет

Проект Экскурсия по картине Богданова-Бельского Устный счет

Толстым Рачинского связывали дружеские и родственные отношения, так как племянница Сергея Александровича, дочь его брата ректора Петровской (ныне Тимирязевской) академии Константина Александровича Рачинского – Мария была женой Сергея Львовича, сына Толстого. Так, полезно помнить, что 10, 11, 12, 13 и 14 — это «последовательность Рачинского», ряд чисел, в котором сумма квадратов первых нескольких равна сумме квадратов остальных. Учитель – реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902), ботаник и математик, профессор Московского университета. И в Риге творчество Богданова-Бельского оказалось востребованным. Нищий мальчик с котомками и палкой-посохом робко и несмело стоит на пороге класса.

И вот мы уже там, в этой простой классной комнате, освещенной солнцем. Чаровал дам «Сомнением» Глинки. «Он стоит к нам спиной и хотя лица его не видать, но из одной позы, наклоненной спины и снятого картуза можно понять, какое у него внутри почтение и какая жажда самому бы в школу попасть», – писал В. В. В книге «С. Повторение картины было выполнено для П. М. Сергей Александрович взял рисунок и отнес к своей матери.

Рачинского вместе с его учениками именно на уроке устного решения задач. Но ведь людей, как лошадей нельзя селекционировать. Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Сами школьные занятия занимали 5–6 месяцев в году, а в остальное время Рачинский индивидуально занимался с детьми постарше, готовя их к поступлению в различные учебные заведения следующей ступени начальная народная школа не была прямо связана с другими учебными заведениями и после нее нельзя было продолжить обучение без добавочной подготовки.

Это тепло излучает дерево из которого сделано все вокруг: и пол и стены и потолок и нехитрая мебель. Это для кого же русский язык не родной для потомка настоящего русского интеллигента, более русского по воспитанию и ментальности чем многие русские по крови. Уясните, наконец, эти понятия, ведь живём -то уже в 21 веке. Ю. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника. «Я так много лет провел в деревне, – говорил художник, – так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин», – писал художник. Нет у него и любимой передвижниками социальной критики и обличения, привычного для русской живописи тех лет «бичевания пороков». Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы».

Дети в живописи: 
учеба, школа, успеваемость

Дети в живописи: учеба, школа, успеваемость

У современника Богданова-Бельского писателя Михаила Пришвина есть прекрасный образ – «мирская чаша». А как играл на балалайке. Обустройству учебного заведения уделяли не мало значения. В одном классе учатся и девочки и мальчики, что говорит о глубокой демократичности школы. Видя талант мальчика к живописи, Рачинский помог ему поступить сначала в рисовальную школу при Троице-Сергиевой лавре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Петька умеет считать до 10, Акулина умеет считать до 30, Михей до 100 умеет считать. В школе удивительная чистота. Писал иконы, портреты монахов, сдружился с «послушником Филиппом», будущим художником Ф. А. Смешливые ребятишки были. Данное ограничение этих агрегатов было отличным подспорьем в решении.

В письме С. А. В Удомельском крае Богдановым-Бельским были написаны картины «Девочка с фонарем» (1908), «Дети» (1910), «Девочка среди берез» (1919) и другие. Из небольших оконцев льется солнечный свет. Помогал их родителям, на свои средства строя больницы, учредил общество трезвости. Баратынского и семья Рачинских тесно общалась со многими представителями русской культуры.

Устный счет : картина 
из жизни (часть1)

Устный счет : картина из жизни (часть1)

Переодевали их в чистые рубахи. Рачинский разрабатывает новаторскую, необычную для того времени, систему обучения детей. Бедная, даже убогая обстановка. В 1868 году С. А Рачинский решает «уйти в народ».

Рачинский вместе с воспитанниками совершал паломничества в Нило-Столобенскую пустынь. Итак, главным героем сегодня была картина «Устный счет». Но для того времени это был большой облом.

напишите пожалуйста 
сочинение по картине 
богданова-бельского

напишите пожалуйста сочинение по картине богданова-бельского устный счет

Рачинский (1833-1902), представитель древнего дворянского рода, родился и скончался в селе Татево Бельского уезда, а был меж тем членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, посвятившим свою жизнь созданию русской сельской школы. Особенно хорошо получалась у него песня «Ивушка моя зеленая всю ночь прошумела». Так создается образ светлого, солнечного завтра, на пороге которого замер мальчик. Рачинский строил свою педагогическую систему на уважении личности каждого.

Уроки природоведения проводились в саду, в поле и на лугу. Не случайно дипломной работой Богданова-Бельского в Московском училище живописи стало полотно «Будущий инок», еще ученическое, скованное по цвету, но наполненное искренним чувством. В юности она знала А. С. На выставке в Городском художественном музее в Риге художник представил около 80 работ, посвященных Латгалии: «На плоту», «Деревенские мальчики», «Ребятишки на заборе», «В лодке», «На весеннем солнышке», «Лесная глушь», «Летний день» Один из критиков писал об этой выставке: «Кажется, будто вся земля, как цветами испещрена и населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью». Он происходил из древнего дворянского рода польских корней.

Мы вместе с мальчиком заглядываем внутрь комнаты. Именно он покинул университетскую кафедру, чтобы стать сельским учителем. Учитель изображённый на картине, вполне реальное историческое лицо. Приятно было узнать, что школа жива, активно действует и во многом превосходит столичные школы.

Группу детей пытающихся решить пример от учителя. Не случайно, художник изобразил C. A. Александр, О чём вы"баите", любезный., с таким прозрачным намёком целясь человеку в сердце. Малявиным. К слову, автор упомянутой выше картины Николай Богданов – Бельский вышел из бедноты и был учеником Сергея Александровича, создавшего за тридцать лет на свои средства около трех десятков сельских школ и на свои же средства помогавшего профессионально реализоваться наиболее ярким своим ученикам, которые становились не только сельскими учителями (около 40 человек. ) или художниками-профессионалами (3 воспитанника, включая Богданова), но и законоучителя царских детей, выпускника Петербургской духовной академии протоиерея Александр Васильев и монахом Троице-Сергиевой лавры, как Тита (Никонова). Один из современников вспоминал о Рачинском: «Это был идеалист, светлая личность. Она захотела меня видеть и вот крестьянский мальчик попал в роскошные хоромы богатого дома.

Описание картины 
Николая Богданова-Бельского 
«Устный счёт»

Описание картины Николая Богданова-Бельского «Устный счёт»

С некоторым размахом, но все в меру. Многие думают, что в мальчике изображенном на переднем плане картины художникизобразил самого себя- на самом деле это не так, этот мальчик Ваня Ростунов. В школьном музее берегут реликвии связанные с историей создания этой школы.

Чайковского, который прислушивался к его советам и рекомендациям и посвятил Рачинскому свой первый струнный квартет. Прочувствованные в детстве переживания одинокой души ребенка и весь душевный жар нереализованного отцовства воплотились во множестве картин, в которых живут дети. Двое детишек, в правой части картины, отвлечены беседой. Счастливые часы проводил я в их обществе. К слову, автор упомянутой выше картины Николай Богданов (Бельский – приставка-псевдоним, поскольку родился художник в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии) вышел из бедноты и был как раз учеником Сергея Александровича, создавшего за тридцать лет на свои средства около трех десятков сельских школ и на свои же средства помогавшего профессионально реализоваться наиболее ярким своим ученикам, которые становились не только сельскими учителями (около сорока человек. ) или художниками-профессионалами (три воспитанника, включая Богданова), но и, скажем, законоучителем царских детей, как выпускник Петербургской духовной академии протоиерей Александр Васильев или монахом Троице-Сергиевой лавры, как Тит (Никонов).

Много читали и духовной литературы. Пушкина. Сейчас эта проблема еще более актуализовалась, к ней приросла теперь и наркомания. Мир всегда делится на тех кто творит своё и на тех, кто поправляет чужое.

«Богдаша», как звали его товарищи, был очень добрый и жизнерадостный человек. Свой богатейший педагогический опыт он обобщит в книге «Сельская школа», по выходе которой будет избран членом-корреспондентом Академии Наук по отделению русской словесности. Пример. Рачинского» (1895), станут фронтовиками и партизанами в Великую Отечественную войну, а сын одного из них станет героем Афганской войны.

Работали в школьном огороде и на пасеке. Ему хотелось учиться. Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему я стал отдавать свое внимание». Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (например, крестьянский художник).

У нас в вузе контрольные по диффурам проходили в компьютерном классе, где на каждом столе стояли этакие калькуляторы 80-х годов. Несколько мальчишек принесут, например, продавать раков, сотню или полторы. Успех этот во многом был предопределен искренней и глубокой верой в Христа самого художника. Внучка Ростунова до недавнего времени работала учительницей в Татевской школе.

Четыре страницы 
из жизни картины

Четыре страницы из жизни картины

Здесь трепетно хранят память о своем основателе. Но не осталось больше сил бороться, слишком многое было пройдено и выстрадано. С благоговением слушали старики, дети, молодые «Капитанскую дочку» и «Дубровского», «Бориса Годунова» и «Русалку» Пушкина, «Тараса Бульбу» и «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Ундину» Жуковского, «Семейную хронику» Аксакова, сочинения Лажечникова, Загоскина, Даля. Ростунов имел семерых детей.

По выходным на традиционные воскресные чтения в школе собиралось все село. И немного на рояле мог. За неимением почтовой сумки, до войны письма разносил в кепке.

Во многом автобиографична знаменитая картина «У дверей школы». Рачинского. Палец покажешь – смеются. Нашли сходство. Возможно, это юные друзья самого художника пришли ему позировать. Его мать была родной сестрой поэта Е. А.

Картины про школы 
и школьников за 
границей

Картины про школы и школьников за границей

Говорил мне: «Беги в Клопинино (была такая бедная деревня), позови ребятишек позировать». Его картины покупают царская семья и П. М. А. Похоронен он был на русском кладбище в Берлине. Одна из его постоянных натурщиц, Агафья Ниловна Семенова, тогда просто Агаша, позже вспоминала: «Картину «Именины учительницы» Николай Петрович писал в саду дома Ушаковых. Но ведь людей, как лошадей нельзя селекционировать. Он сосредоточенно вспоминает объяснения Рачинского: «Сумма трех первых двузначных чисел, возведенных в квадрат, равняется сумме двух последующих чисел в той же степени».

Рачинский вел активную переписку с Л. Н. Толстым, дружил с Ференцем Листом, П. И. Указали на меня как на любителя исписывать все своими рисунками. Сочетание теоретических и практических занятий становится основой этой системы. Некоторое время он жил на Афоне, в Свято-Пантелеймоновском монастыре. Те мальчишки, что толпятся возле учителя на картине «Устный счет.

Идет урок математики. Над темой выпускной картины Николай долго размышлял и подсказал ее Рачинский. Священники школьным делом интересовались мало, управляли школами из–под палки, сами в этих школах не преподавали, а учителей наняли самых третьесортных и платили им заметно меньше, чем в земских школах. В его настойчивом стремлении писать детей, мир детства, где все по-настоящему, без лукавства и фальши, также отчетливо просматривается: «если не будете как дети, не войдете в царство небесное». Но это все будет позже, а пока – вот он, Коленька Богданов, стоит прямо перед нами, высчитывая в уме: «102 100 112 121 122 144».

Все они учились в Татевской средней школе. (Письмо пятое). Серьезно и красиво лицо деревенской девочки, размышляющей над книгой. Записанный на доске арифметический пример на возведение в квадрат, сложение и деление.

Галереи, серии картин, портретов

По приглашению своего друга Богданов-Бельский переезжает в Ригу. Какой прекрасный след он оставил в судьбе и в душе каждого своего ученика. Гордость школы – церковный хор и иконописная мастерская. «Я так много лет провел в деревне, – говорил Богданов-Бельский, – так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Чайковскому посылал записи народных песен.

В общении прост. И это мне кажется самый главный успех художника картины. Но об этом отдельный рассказ. Учитель изображённый на картине, вполне реальное историческое лицо. Ростунов имел семерых детей. Какие точные и верные слова.

Он был доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. Очень часто гостила у Рачинских их родственница, баронесса Дельвиг, сестра друга Пушкина. Мальчик за ним пытается расслышать о чём шепчет его рыжий товарищ. «Как выйдет с ящиком красок, так вокруг толпа собирается, вести задушевные разговоры». Кстати, первому решившему задачу ребенку Рачинский выдавал пряник (в буквальном смысле слова, кнута же у него не было).

Мальчики учились столярному делу и переплетному ремеслу. «В поле за карандашом и бумагой не побежишь, надо уметь считать в уме», — говорил Рачинский. Маковский, мастерскую И. А. Он держит экзамен на звание учителя начальных классов. Сергей Александрович был автором либретто к двум операм П. И.

Рачинский был настоящим энтузиастом. Но особое внимание, на картине, уделено двум ребятам на переднем плане. В таких семьях детям обычно не уделяют времени на учебу и занимают их работой. Прянишников и В. Е. Все это очень пригодилось Рачинскому в будущем. И чаще всего те, кто поправляют- завистливые и недобрые люди.

  • Картина «Устный счет» Богданова-Бельского
  • Культурный код: прикладная математика
  • Тяга к знаниям в живописи Богданова-Бельского
  • Ученики Сергея Рачинского на полотнах Николая Богданова-Бельского
  • Богданов-Бельский Николай ПетровичКартины и биография
  • О квадратах двузначных чисел и не только о них
  • Юмор и пародийные интерпретации

В семье родителиуделяли большое внимание всестороннему образованию своих детей. Не понаслышке знал, что такое обделенность. Будущий сельский учитель занимался литературным творчеством, писал стихи и прозу, в совершенстве играл на фортепьяно, был собирателем фольклора – народных песен и кустарных ремёсел. Его Ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы.

Великий композитор посвятил Сергею Александровичу Первый струнный квартет. Да, . Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884—1889), в Академии художеств у И. Репина. Изобразительному искусству Богданов – Бельский учился вначале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882 – 1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884 – 1889), в Академии художеств у И. Репина, повышал свое мастерство Париже, бывал в европейских столицах и на Афоне. Мне давали записку и деньги, чтобы я купила баранок для детей. И чаще всего те, кто поправляют- завистливые и недобрые люди. На волне народничества в начале 1870-х годов он, покинув Москву и обожавших его студентов, уехал в глушь, пусть и родную – в село Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области) – и посвятил свою жизнь образованию крестьян.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • ВСЯ ГОРДОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УЧЕНИКАХ
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы

В мае минувшего года исполнилось 180 лет со дня рождения этого выдающегося русского человека, подлинного подвижника (имеется инициатива по его канонизации как святого Русской православной церкви), неутомимого делателя, забытого нами сельского педагога и поразительного мыслителя, у которого Л. Н. После прихода к власти революционно настроенного правительства официальным искусством становится «левое». «Ты хоть их не смеши», – говорил мне Николай Петрович». В народной школе С. А. Какая высокая миссия выбрала его (или он её) на этой Земле- быть просветителем., учителем крестьянских детей (а ведь он до этого преподавал в высшем заведении, был в среде лучших учёных и художников своего времени. Художник писал в 1905 году: «После Парижа (где Богданов-Бельский учился в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси, работал с Бенуа и Лансере – О. К. ) я увлекся пленэризмом. Здесь 2 мая 1833 года и родился будущий педагог.

Картина «Устный 
счет» Богданова-Бельского

Многое повидали за эти годы. Толстым Рачинского связывали дружеские и родственные отношения, так как племянница Сергея Александровича, дочь его брата ректора Петровской (ныне Тимирязевской) академии Константина Александровича Рачинского – Мария была женой Сергея Львовича, сына Толстого. До революции открытки с репродукцией «Будущего инока» были почти в каждом доме. Крамской, И. Е. В такой школе учили тогда 3–4 года (а в двухклассных школах — 4–5 лет, в трехклассных — 6 лет). Для героя Богданова-Бельского жизнь во Христе благостна, правильна, овеяна романтикой.

А вам, дорогая Наташа., счастья и здоровья на долгие годы. Богданову-Бельскому удалось мастерски передать это и в полотне «Устный счет» и в замечательной картине «У больного учителя». А еще пел он хорошо, заслушаешься. Мать его, урожденная Баратынская, была родной сестрой знаменитого поэта. И Рачинский превратил ее в школу-интернат нового типа с собственной системой преподавания: теоретические занятия дополнялись практическими (детей обучали ремеслам и навыкам, полезным для сельской жизни), а также эстетическим воспитанием. Задача учителя – не «набивать голову ученика сухими познаниями», а «возбудить добрую волю».

С Л. Н. На уроках детей обучали различным ремеслам необходимым крестьянам. На одной из выставок к художнику подошла зрительница: «Вы у нас один. «Заядлый был охотник, но неудачник.

Рачинскому Богданов-Бельский писал: «Всю службу с 6 вечера до 6 утра стоял я в оцепенении и был потрясен, когда на середину монастырского Собора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажженными свечами». Нежная, лиричная, напевная. Многие картины Богданова-Бельского изображающие сельскую ребятню, автобиографичны. Художник писал портреты аристократов, царскую фамилию, представителей творческой интеллигенции, «сильных мира сего», но изображение деревенских детей станет определяющим в его творчестве. Под ее покровительством прошло все мое дальнейшее воспитание».

Бог не дал ему и своих детей. Пример на доске можно решить в уме несколькими способами. В своем родовом имении – селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии, Сергей Александрович, на свои средства, строит сельскую школу.

Богданов-Бельский рос без отца, воспитывался в семье дяди и был, по его собственным словам, «лишним ртом». Рачинский разрабатывает новаторскую, необычную для того времени, систему обучения детей. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Поленов, И. М. Чисто русский тип, высокий, плотный, с умными светлыми глазами.

Тот написал в ответном письме: «Это первый шаг к моему бессмертию». Репина в Академии, он стремительно выдвигается в ряды популярных живописцев, вступает в Товарищество передвижников, становится действительным членом Императорской Академии Художеств, обретает немалый материальный достаток. При этом 102 112 122 132 142 365. Светлая ему память во многих поколениях его потомков.

на холсте «Ученицы». Так, значит, если 100121144 365, то ответ будет 2. Школа была одноклассной, что отнюдь не значило, что в ней учат один год.

Третьякова и Стасова. К слову, автор упомянутой выше картины Николай Богданов – Бельский вышел из бедноты и был учеником Сергея Александровича, создавшего за тридцать лет на свои средства около трех десятков сельских школ и на свои же средства помогавшего профессионально реализоваться наиболее ярким своим ученикам, которые становились не только сельскими учителями (около 40 человек. ) или художниками-профессионалами (3 воспитанника, включая Богданова), но и законоучителя царских детей, выпускника Петербургской духовной академии протоиерея Александр Васильев и монахом Троице-Сергиевой лавры, как Тита (Никонова). Спасибо Leonid. Но интересен этот пример не всем.

Школа стала всей его жизнью. Он уверен: сложная задача его ученикам по плечу – и терпеливо ждет правильного ответа. Крестьяне церковно–приходскую школу невзлюбили, так как поняли, что полезному там почти не учат, молитвы же их интересовали мало.

Школа была одноклассной, что отнюдь не значило, что в ней учат один год. Здесь не было повсеместно распространенного в России отношения «барина» и «малых сих», не было подобострастия и заискивания. Пример на доске: (102 112 122 132 142)/365. Родился ИванЕвстафьевичРостуновв 1882 году в деревне Демидово в семье неграмотных крестьян. Некрашеный деревянный пол натерт до блеска. Уровень сложности задач, с которыми легко справлялись ученики Рачинского, был уникален: в сельских церковно-приходских школах степени не проходили.

А мальчуган справа от учителя просто считает ворон. Константы всегда должны были получиться целыми от 0 до 99. Сердился, а остальные над ним посмеивались, ну, что мол, опять промазал.

Рачинский говорил, что «школа, которая не оказывает влияния на нравственный строй последующей жизни учащихся, является более вредной, нежели полезной». Грамматику начинали изучать с церковно-славянского языка, по арифметике Рачинским был разработан учебник «1001 задача для устного счета», которому и сегодня сложно найти аналоги, а ботанику дети изучали по редким растениям, привезенным Рачинскими из разных стран и высаженным в усадебном парке.

Но никто не захочет заменить меня здесь». Она в ритме, в изысканном сочетании цветов и оттенков, в мягком тональном строе полотен. Многим, если не всем, я обязан этой семье.

3. Уроки природоведения проводились в саду, в поле и на лугу.

Сергей Александрович дал задание срисовать с натуры одного учителя. Это подчеркивается и в названии полотна, высоко оцененного Стасовым: «талантливый художник прямо со школьной скамьи» – сказал он про Богданова-Бельского. Стасов о картине. «Я всем, всем ему обязан. » — говорил впоследствии Богданов-Бельский. Наталья Антоновна, жена Николая Петровича, говорила мне: «Грей скорее самовар для ребят». Небогатая сельская школа.

В последствииработал в колхозе счетоводом, шорником, почтальоном. Дети были разного возраста, одновременно читалась программа для разных «классов». В такой школе учили тогда 3–4 года (а в двухклассных школах — 4–5 лет, в трехклассных — 6 лет). Какая высокая миссия выбрала его (или он её) на этой Земле- быть просветителем., учителем крестьянских детей (а ведь он до этого преподавал в высшем заведении, был в среде лучших учёных и художников своего времени. Да, . такой выбор мог сделать только патриот своего Отечества и настоящий русский интеллигент, думающий о будущем России. Какой прекрасный след он оставил в судьбе и в душе каждого своего ученика. Работали в школьном огороде и на пасеке.

Каждый крестьянский мальчик, каждая девочка умеют считать до известного числа. Он всеми силами старался разбудить душу человека, как маленького, так и большого.

Кстати, первому решившему задачу ребенку Рачинский выдавал пряник (в буквальном смысле слова, кнута же у него не было). Впервые мне с натуры пришлось рисовать человека. Кстати, Чайковский переложил его статью «Цветы и насекомые» на музыку, назвав свое произведение «Хор цветов и насекомых».