Картина Щедрина Окрестности Сорренто

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре

Композиция «Сорренто близ Неаполя» строится на контрасте высокого скалистого берега, с одной стороны и глади воды и простора неба – с другой. Чтобы придать картине занимательность, он дополнил изображение Колизея мотивом входящего в него крестного хода. Постепенно краски на полотнах Щедрина становятся более светлыми. Среди них особое место занимает «Автопортрет» исполненный 26-летним художником в 1817 году, незадолго до отъезда в Италию и находившийся в семье Щедриных. Ранним работам художника, относящимся к итальянскому периоду, еще не достает мастерства. Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Одной из таких работ является картина «Веранда, обвитая виноградом».

Шутка ли – в дореволюционном Русском музее не было ни одной картины художника. В ГТГ хранится один из самых ранних из известных ныне пейзажей Щедрина исполненный в 1815 году, – «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в С. -Петербурге». По-моему бы, лучше я бы ей отпустил море, скалы, утесы и прочее – но быть по сему. » Щедрин старался найти мотивы для своих картин в тех местах, куда, как он сам говорил, не ступала «ни одна ландшафтная нога». На протяжении всей своей творческой деятельности Сильвестр Феодосиевич уделял пристальное внимание художественным возможностям изображения предметов в зависимости от степени их освещения. Через 11 лет Щедрин окончил академию, написав программную работу «Вид с Петровского острова в Петербурге», за которую получил Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. Через 11 лет Щедрин окончил академию, написав программную работу «Вид с Петровского острова в Петербурге», за которую получил Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. На прохладном каменном полу лежат яркие пятна света и кажется, что они слегка колеблются.

Свет и цвет играют основную роль в изображениях знаменитых «террас», наиболее полно воплощающих творческое кредо Щедрина, стремившегося связать воедино естественность натуры и возвышенность художественного идеала. Столь же правдив и достоверен Щедрин в обозначении местоположения «террас» или «пергол». Предметом своей большой отчетной картины он решил сделать Колизей.

Описание картины 
Сильвестра Щедрина 
«В Сорренто»

Описание картины Сильвестра Щедрина «В Сорренто»

Из «террас» или «перголат», как называл их сам мастер, наиболее известна «Веранда, обвитая виноградом» 1828 года, купленная П. М. «От маленьких твоих картин все в восхищении» 5, – писал в Италию брат художника Аполлон. В Италии Щедрин попал в сложную художественную обстановку. Цветков, И. С.

Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. Нессельроде, просил принять все меры, чтобы наследие художника вернулось на родину. Мир его картин не знает драм и конфликтов, он полон гармонии, солнца и света. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе. Это сооружение он называл «перголатой», что в переводе с итальянского означает «навес из вьющихся растений». Почти жанровый характер имеют варианты «Террас», увитых виноградными листьями, прозрачные края которых пронизаны горячим солнцем.

Он бросился за кистью, красками, схватил палитру и начал создавать этюд. Эта картина по праву считается одной из жемчужин коллекции. Спрос на них был не менее велик, чем на изображения природы. Сильвестр Феодосиевич примкнул к передовому романтически-реалистическому направлению.

Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто. Они беседуют их позы свободны. Привлекали его также светотеневые контрасты.

Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. На первом плане Щедрин разворачивает бытовую сцену: в тени высоких деревьев укрылись от зноя люди. Первым русским мастером пейзажа, тяготеющего к реалистической передаче природного мотива был Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830). Вероятно, благодаря этому вид Ривьеры ди Кьяйя во многом сродни жанровой картине. Фигуры людей разбросанные вдоль линии берега, повторяя ее, так же и линяя скал.

Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения. Работе все сильнее мешала болезнь из-за которой он подолгу не мог брать кисти в руки. Спрос на них был не менее велик, чем на изображения природы. Но в его пейзажах пока нет индивидуального восприятия природы. В Италии он работал с живописцами «школы Позиллипо». Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес художников того времени к пейзажу.

  1. Музеи ЕвропыГосударственный Русский музей
  2. Картины — Щедрин, Сильвестр Феодосиевич
  3. Картины Щедрина к периоду пребывания в Неаполе
  4. Картина В Сорренто Сильвестра Щедрина
  5. Картина Щедрина Окрестности Сорренто

Ближе – обрывистый мыс Граделле, который часто появляется в картинах Щедрина. Данный мотив художник сам называл Вид Сорренто с Тассовым домом.

После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов – не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. В настоящее время имеется пять вариантов этого сюжета: по одному – в ГРМ, в Алупкинском дворце-музее, в Приморской картинной галерее (Владивосток), два – в ГТГ. На дальнем плане открывается вид на море. Щедрин создает романтический образ Италии как «рая земного», страны роскошной природы и цветущей жизни.

Академия «трех знатнейших художеств»: живописи, архитектуры и скульптуры – была основана еще Елизаветой Петровной в 1757 году, а в 1763 году преобразована Екатериной II в Императорскую Академию художеств. В своих пейзажах Щедрин потрадиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году. Терраса расположена высоко над морем, через залив виден отдаленный берег с Везувием. Быков, К. Т. Если в «Колизее» античные памятники были запечатлены на фоне городского пейзажа, то в «Замке Святого Ангела» они органически вливаются в реальный и современный вид города, являясь неотъемлемой его частью. Но главной его темой была природа. Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж Озеро Альбано в окрестностях Рима (1825).

  • Щедрин Сильвестр ФеодосиевичКартины и биография
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Вид Сорренто близ Неаполя (с домом Торквато Тассо)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА СИЛЬВЕСТРА ФЕОДОСИЕВИЧА ЩЕДРИНА
  • Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)

Капуччини близ Сорренто» (1827) или «Терраса на берегу моря» (1828). Обширная коллекция произведений Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), одного из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века, хранится сегодня в Третьяковской галерее. Третьяковым в 1868 году у петербургского коллекционера Д. Е. Остроухов, Н. Д. Из-за чего первый и второй план сливаются в единое пространство. У творческого наследия С. Щедрина непростая судьба.

Картина «Новый Рим. В том же стиле была написана еще одна работа – «Вид Неаполя», датированная 1820 г. В этих произведениях, объединивших в себе элементы пейзажа и жанровой живописи, отразились впечатления автора от пестрой и многоликой жизни южного города, виды которого вызывали у него искреннее восхищение. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, – он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое (Вид Сорренто близ Неаполя, Вид Амальфи близ Неаполя, обе 1826 Грот Матримонио на острове Капри, 1827 и др. ). И все же главную роль в развитии индивидуальности пейзажиста сыграл не Рим, а Неаполь, куда Щедрин впервые приехал летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь «тамошние виды». С. Ф.

Программная работа Сильвестра Щедрина выполнена в духе пейзажей Семена Щедрина. Вместе с тем подобный интерес к освещению говорит о склонности живописца к романтизму. В архиве ГТГ хранится несколько писем к П. М. Вечер, конец 1820-х Лунная ночь в Неаполе, 1828-29 и др. ). В картине «Грот Матроманио на острове Капри» (1827, ГТГ) художник мастерски передал контраст насыщенных теплых тонов внутренности грота с размытым высветленным колоритом дальнего плана.

  • Биография и творческая деятельность

Намного ближе для него было стремление писать «чистую» природу. Щедрин, профессор ландшафтного класса Академии. Это видение ознаменовало окончание эпидемии чумы в Риме. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг. ), произвела на современников огромное впечатление.

Принципы классицизма, сформулированные в трактате «Поэтическое искусство» французского поэта и критика Никола Буало (1636–1711), заключались в том, что искусство обязано исправлять нравы, виды искусства должны быть четко разграничены и ни в коем случае сюжеты произведений не могут быть почерпнуты из обыденной жизни. Но это не всегда было так. Тогда же Рим посетил великий князь Михаил Павлович. Полюбившиеся пейзажные мотивы Щедрин повторял изменяя, по его выражению, «воздух и тон» картины. В 1818 году он уезжает в Италию и остается там навсегда.

Музеи ЕвропыГосударственный 
Русский музей

В 1827--1828 годах Щедрин писал виды Капри. Вторая половина 1820-х годов – время блестящего расцвета творчества живописца. «. Здесь уже нет ни кулис, ни предметных вех, отмечающих глубину.

К этому времени его популярность значительно возросла. Одна из картин (самого большого размера) украшает экспозицию музея. Летом 1825 года Щедрин переехал из Рима в Неаполь. Художник уходит от классического понимания пейзажа и двигается в сторону романтизма. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В то же время природа в его картинах всегда оживлена и согрета присутствием человека. Вступив в 1823 году на стезю «свободного художника», он был вынужден работать в основном по заказам, продавая все то, что выходило из-под его кисти.

В 1544 в Сорренто родился знаменитый итальянский поэт XVI в. Торквато Тассо. Замок Святого Ангела (1823). Гораздо более важным событием в жизни Сильвестра Щедрина стала стажировка в Италии. Уже в тени оказалась часть неба, скалы и камни. Живое, реальное, проникнутое романтическим лиризмом восприятие природы, которое сложилось в процессе работы над «Водопадами», получило свое развитие в сюите видов «Нового Рима», созданию которой Щедрин посвятил три года, с 1823 по 1825.

Глядя на разбушевавшееся море, Щедрин сказал: «Оно очень пестро и неопрятно». Начиная с 1825 г. все летние месяцы Щедрин стал проводить в Неаполе, на Капри и в Сорренто. Третьяковым. Третьяковым, под названием «Водопад в Тиволи».

Когда графиня В. П. Шувалова заказала ему картину, он искренне сокрушался: «. В Риме Щедриным был написан вид Колизея, помещенный по повелению императора Александра I в галерее русских художников в Эрмитаже («Колизей в Риме», Государственный Русский музей). Художник трактует городской пейзаж как парковый, делая акцент на его декоративности. В 1800 году Щедрина-младшего приняли в Академию художеств, где он учился у М. М.

Щедрин любил писать пейзажи в условиях рассеянного света. Основное внимание художник уделяет изображению вида. Картина «Новый Рим.

По сравнению с римскими пейзажами живопись здесь становится более холодной и пёстрой, но зато более самостоятельной. Варианты-повторения «Вида Сорренто» находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, в Алупкинском дворце-музее. Наши художники создают полотно поэтапно, так как когда-то это делали мастера живописи. В многочисленных Террасах, написанных в 1825-28 гг. Обширная коллекция произведений Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), одного из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века, хранится сегодня в Третьяковской галерее. На первом плане этюда художник изобразил Колизей с его разрушенной стороны.

Если в «Колизее» античные памятники были запечатлены на фоне городского пейзажа, то в «Замке Святого Ангела» они органически вливаются в реальный и современный вид города, являясь неотъемлемой его частью. Ривьера ди Кьяйа – самая длинная и самая многолюдная из них. Именно в Неаполе созданы знаменитые полотна «Набережная в Неаполе», «Набережная Санта Лючия в Неаполе», «Неаполь. Здесь нет человека, который бы не знал его» Уважение местных жителей Щедрин приобрел не только как «Рафаэль по искусству», но и как добрый, отзывчивый человек, охотно помогавший бедным людям. В нем меньше декоративности. Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима. Следующий пейзаж – «Вид с Петровского острова на Тучков мост», написанный в 1815 г., свидетельствует о стремлении Щедрина преодолеть эту систему.

Дальний план передан исключительно живописными средствами. Интарсия (создание настоящих картин из дерева и по дереву, ручная работа) вообще является гордостьюСорренто, ей украшены многочисленные предметы мебели и интерьеры. Поэтичность этой картины нельзя отрицать. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, – он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое (Вид Сорренто близ Неаполя, Вид Амальфи близ Неаполя, обе 1826 Грот Матримонио на острове Капри, 1827 и др. ). Художник увлекся еще одним мотивом – увитой виноградом террасой с видом на море.

Варианты-повторения «Вида Сорренто» находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, в Алупкинском дворце-музее. В спасительной тени густых деревьев от палящего полуденного зноя спрятались люди. Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. За пять лет напряженной работы мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри. В собрании ГТГ находятся несколько пейзажей с видами Малой гавани в Сорренто.

В окрестностях Петровского острова он много работал на натуре. Но Сильвестр Феодосиевич не испытывал особенной любви к видам городской архитектуры. Третьяковым.

Художник писал разные набережные Неаполя: знаменитую Санта Лючию, Мерджеллину. Писались такие полотна, как правило, с одной целью — служить «стандартным», по тогдашней моде, элементом украшения интерьеров дворцов и особняков. Вдали, за тёмной скалой виден Амальфи. В ней, как и в других изображениях подобного рода, Щедрин сочетает «интерьерное» пространство самой террасы на первом плане и бескрайние морские дали в глубине.

Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно – тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще. Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. 1899 г. В одном из писем к родителям (от 1824 г. ) художник сообщает, что сейчас он пишет итальянских крестьян среди пейзажа. Данный мотив художник сам называл Вид Сорренто с Тассовым домом.

Дома же, виднеющиеся вдали, написаны лишь для того, «чтобы обозначилась вся его необыкновенная величина». Сильвестр Щедрин, как и другие выдающиеся представители пейзажного жанра (Семен Федорович Щедрин, Федор Михайлович Матвеев, Федор Яковлевич Алексеев, Михаил Иванович Лебедев) неизменно тяготел к типично русскому лирико-поэтическому истолкованию пейзажного образа. На набережной Ривьера ди Кьяйя». Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец. Однако в отличие от приверженцев классицистического направления Сильвестра Феодосиевича Колизей привлекал не столько как памятник античной архитектуры, сколько как интересное здание, которое он стремился изобразить реально и правдиво, не идеализируя его очертаний. Подготовленный в процессе работы с натуры этюд, на котором представлен «портрет» сооружения, превратился в самостоятельную картину.

Так, в результате наблюдений художника за природой и бытом простых итальянцев появилась серия «Гаваней в Сорренто», видов «На Капри» и т. п. Парусники бесшумно скользят по воде, по небу плывут легкие облака. Серия изображений водопадов в Тиволи, выполненных в 1821-1823 гг., свидетельствует о том, насколько возросло живописное мастерство Щедрина по сравнению с этюдом «Колизей». Здесь Щедрин написал несколько своих знаменитых холстов. Заходит невидимое солнце. Здесь он работал каждое лето начиная с 1825 года.

Исполненная в начале 1820-х годов, она поступила в Третьяковскую галерею в 1929-м из собрания И. С. Как выяснилось, на ней изображен монастырь Святого Бенедикта, расположенный на скале над водным потоком в окрестностях городка Субиако13. Еще во время его первого пребывания в Неаполе (1819–1821) появились первые признаки болезни печени, которая, по-видимому, стала причиной преждевременной смерти художника. В 1811 оставлен в Академии для усовершенствования. Рубежным в творчестве Щедрина признан «Вид на замок Святого Ангела», получивший впоследствии второе название – «Новый Рим». Еще в 1977 г., в результате проведенного исследования, специалисты Государственного Русского музея обнаружили на картине плохо различимые подпись Щедрина и дату «1816».

Прах Сильвестра Щедрина впоследствии был перенесен на городское кладбище Сорренто. На смену городским пейзажам в его творчестве пришли природные, главным образом приморские. Следы многих его полотен затерялись – ныне в относительно полном перечне работ художника, составленном на основе архивных публикаций, переписки и различных каталогов, против многих произведений значится печальное – «местонахождение неизвестно».

I. С. -Пб. Здесь все соразмерно человеку, согласно с ритмом его жизни. Ласково плещутся волны у прибрежных камней.

Среди лучших работ этой серии выделяется картина «Новый Рим. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра (Вид в окрестностях Сорренто. творчество Щедрина достигло своего расцвета. Его ранним пейзажам – таким, как «Колизей в Риме», «Новый Рим. Замок Святого Ангела». На крутом берегу возвышаются дома, стены которых освещены солнцем и вот таким образом выглядят исключительно нарядными среди зелени деревьев. Городские пейзажи, написанные Щедриным в Неаполе, приобрели необычайную популярность.

В том же стиле была написана еще одна работа – «Вид Неаполя», датированная 1820 г. В этих произведениях, объединивших в себе элементы пейзажа и жанровой живописи, отразились впечатления автора от пестрой и многоликой жизни южного города, виды которого вызывали у него искреннее восхищение. Следующий пейзаж – «Вид с Петровского острова на Тучков мост», написанный в 1815 г., свидетельствует о стремлении Щедрина преодолеть эту систему. Сильвестр Феодосиевич примкнул к передовому романтически-реалистическому направлению. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию. Нессельроде, просил принять все меры, чтобы наследие художника вернулось на родину. Иванова.

Пейзаж «Малая гавань в Сорренто» полон воздуха и весь пронизан светом. В настоящее время известно восемь вариантов исполненных Щедриным в 1823 – 1825 годах. На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ), возможно, является одним из тех видов, которые были исполнены по заказу великого князя Михаила Павловича.

Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его» 14. Одним из первых ранних пейзажей живописца стало полотно «Александр I у Шафгаузенского водопада». Щедрин на картине «Малая гавань в Сорренто» изобразил море с рыбачьими лодками, плывущими по его спокойной поверхности и отвесные скалы, застроенные домами. Из писем следует, что расстаться с семейной реликвией, значительно уступив в цене, Е. И. В 1818 г. в числе других пенсионеров Сильвестр Феодосиевич отправился в Германию. Не менее важным было соприкосновение Щедрина с народной жизнью, пробудившее в нем задатки жанриста и поставившее перед ним проблему органического взаимодействия человека с природой.

Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Произведения были отправлены брату живописца А. Ф. Еще одним излюбленным мотивом пейзажей Щедрина является терраса. Достаточно вспомнить такие его произведения, как «Терраса на берегу моря. Одним из первых ранних пейзажей живописца стало полотно «Александр I у Шафгаузенского водопада». Иванова.

Горожане занимаются своими повседневными делами. Первые восемь месяцев своего пенсионерства он провел в Риме, затем переехал в Неаполь. По-моему бы, лучше я бы ей отпустил море, скалы, утесы и прочее – но быть по сему. » Щедрин старался найти мотивы для своих картин в тех местах, куда, как он сам говорил, не ступала «ни одна ландшафтная нога». Некоторые жители удят рыбу стоя по колено в воде или сидя в лодке.

Художник, пораженный кипучим темпераментом неаполитанцев, увлеченно описывал их жизнь. Здание занимает всю высоту холста. Подготовленный в процессе работы с натуры этюд, на котором представлен «портрет» сооружения, превратился в самостоятельную картину. В 1818 году он уезжает в Италию и остается там навсегда. Полотно «Вид Сорренто близ Неаполя» (или «Малая гавань Сорренто близ Неаполя») является ярким примером изменений, происходивших с жанром пейзажа в первой половине XIX века. Первый и средний планы пейзажа заполнены сценками из жизни горожан. Ангела (1824) произвела на современников огромное впечатление.

– Ну, слава богу. Пространство вида обрамлено растительными «кулисами», на фоне одной из которых можно заметить фигурку живописца с папкой рисунков в руках. Произведения Щедрина уже в XIX веке высоко ценились у русских коллекционеров.

С «щедринских» точек зрения обнаруживается с большой полнотой прославленная архитектура гигантского эллипса Колизея, желтые стены которого словно изъедены временем, золотой купол Петра, празднично возвышающийся вдали за Тибром, непомерно мощный мавзолей Адриана с крошечным ангелом, подчеркивающим масштабы гигантского здания. Вот таким образом в его живописи часто встречается мотив грота («Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь»). Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. Всякий раз он изменял воздух и тон картины». «Терраса на берегу моря» оживлена фигурами людей.

Такие произведения, как «Малая гавань в Сорренто», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Большая гавань на острове Капри», написанные в 1826 и 1827 гг. и др., в первую очередь, конечно же, являются пейзажами. Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец.

Щедрин многого ожидал от Вечного города. По словам Щедрина, она была «похожа на театр, в котором множество лиц действуют, а еще большее число смотрят» 10. В 1811 году Щедрин был удостоен большой золотой медали за исполненную живописную «программу». Рим было принято писать как город-музей, полный классических древностей.

Такой видел Щедрин благословенную природу Италии. Кроме того, «Новый Рим. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (родился 13 февраля 1791 года в Санкт-Петербурге, умер 8 ноября 1830 года в Сорренто, Италия)– русский художник-пейзажист.

Летом 1825 года Щедрин переехал из Рима в Неаполь. Большую часть наследия Щедрина составляют пейзажи Италии. С большой убедительностью и реалистичностью изображена жизнь большого города на картине Сильвестра Феодосиевича «Набережная Мерджеллина в Неаполе», которая была создана в 1827 г. Уходят на промысел в море лодки рыбаков. В картине едины все три плана. С великолепным мастерством С. Ф. Юный Сильвестр Щедрин прекрасно прошел курс Академии художеств (1800—1811), которую окончил с большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Италию. Пластичная «осязаемость» каменных стен террасы, погруженной в глубокую тень, контрастирует с залитым солнечным светом и кажущимся почти нереальным водным и воздушным простором.

Здесь и ослик – непременный спутник небогатых путешественников. Художник заводил дружеские отношения с местными жителями, наблюдал их повседневный быт. Исчезает тёплый, "музейный" тон, больше чувствуются непосредственные впечатления натуры, свободные (или почти свободные) от влияния живописи старых мастеров. Данный мотив художник сам называл Вид Сорренто с Тассовым домом.

Картину «Новый Рим» (1824, Третьяковская галерея изображающую вид Тибра с башней Святого Ангела направо и громадой собора Святого Петра вдали, Щедрин повторил восемь раз, обогащая каждый вариант новыми колористическими наблюдениями. Он обожал Сорренто (город в тогдашнем Королевстве Обеих Сицилий) и целая серия его работ посвящена маленьким гаваням этого города. Не стал исключением и Павел Михайлович Третьяков. Один из них – «Лунная ночь в Неаполе» (1828) – находится в собрании ГТГ.

В настоящее время имеется пять вариантов этого сюжета: по одному – в ГРМ, в Алупкинском дворце-музее, в Приморской картинной галерее (Владивосток), два – в ГТГ. Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Это мальчик, который беседует с мужчиной в красном колпаке и мирно спящий оборванец. В окрестностях Петровского острова он много работал на натуре.

Возможно вот таким образом ландшафт Щедрина сохраняет свойства академического «сочинения». Художник мастерски строит пространство. После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Сорренто (итал.

В 1818 г. в числе других пенсионеров Сильвестр Феодосиевич отправился в Германию. И все же главную роль в развитии индивидуальности пейзажиста сыграл не Рим, а Неаполь, куда Щедрин впервые приехал летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь «тамошние виды». Щедрин, пожалуй, первым из русских художников предпочел изобразить не парадный «фасад» города, а одну из его окраин.

Сорренто (итал. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской школы Позилиппо. Окрестности Петербурга.

Легкая игра света подобна рассеянной улыбке замечтавшегося человека. Щедрина. Свою законченность эта тенденция приобрела в пейзаже 1817 г. «Вид на Биржу с набережной Невы». На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ), возможно, является одним из тех видов, которые были исполнены по заказу великого князя Михаила Павловича. Но работать практически не мог.

Мирно беседуют случайно встретившиеся знакомые, спят на песке оборванцы. (Во многих литературных источниках указывается, что молодой художник был награжден большой золотой медалью за картину «Вид с Петровского острова в Петербурге». Но эти работы Щедрина все еще являются традиционными пейзажами.

Щедрин умер, не достигнув возраста и сорока лет. В 1544 в Сорренто родился знаменитый итальянский поэт XVI в. Торквато Тассо. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

Щедрину удавалось передавать солнечный свет, состояние атмосферы и воздушное пространство, опередив в этом многих своих современников. Он вырос в среде художников, отец был скульптором, дядя – пейзажистом. В картине усиливается острота колористических сочетаний.

Он писал родным: «Это лучшее время моей жизни, что я нахожусь в чужих краях, между хорошими художниками всех наций, между товарищами и приезжающими русскими» 1. и др., в первую очередь, конечно же, являются пейзажами. В коллекции музея хранятся несколько видов острова Капри, в том числе картина «Большая гавань на острове Капри» (1827 – 1828), приобретенная П. М. Белые стены его каменных домов ярко сияют в лучах заходящего солнца.

Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, – он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое (Вид Сорренто близ Неаполя, Вид Амальфи близ Неаполя, обе 1826 Грот Матримонио на острове Капри, 1827 и др. ). Серия изображений водопадов в Тиволи, выполненных в 1821-1823 гг., свидетельствует о том, насколько возросло живописное мастерство Щедрина по сравнению с этюдом «Колизей». Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. Колизей (Амфитеатр Флавиев) в Риме, по словам Щедрина, был им написан с чердака монастыря Святого Бонавентуры, расположенного на Палатинском холме. Используя такой колорит, Щедрин с удивительной точностью передает естественные краски итальянской природы в картине «Храм Сераписа в Поццуоли», написанной мастером около 1828 г. Много занимательного в жизни неаполитанцев художник подмечал, глядя в окно, не выходя из своего дома.

Оленин, обращаясь к вице-канцлеру К. В. Оборванцы, которые нередко позировали для его картин, с глубоким уважением именовали мастера «доном Сильвестро», а Щедрин восхищался оптимизмом и жизненной силой этих отвергнутых обществом людей. Он с высокой горы живописно спускался амфитеатром к берегу Салернского залива под Неаполем. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Эту страну художник воспринимал как счастливый край земли, полный красоты, покоя и тепла. Это мальчик, который беседует с мужчиной в красном колпаке и мирно спящий оборванец.

Первым русским мастером пейзажа, тяготеющего к реалистической передаче природного мотива был Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830). Они устраивались по своему желанию, при этом дремали или разговаривали, продолжая во время позирования жить привычной им жизнью, полной близости к природе, которая, по словам автора, «ни с чем сравниться не может». Щедрину, передавшему часть из них в собрание Академии7.

(Обычно художники на пленэре делали эскизы, а над картиной работали уже в мастерской). Мотивы ночных пейзажей найдут свое развитие в полотнах И. Айвазовского, а затем А. Куинджи. Пишу все с натуры, отчего много требуется времени» 2, – сообщал он матери в Петербург.

Путешествуя по побережью, Щедрин чаще всего любил бывать в Сорренто. В отличии от картины классициста Матвеева «Вид Рима. Здесь были созданы многочисленные виды на замок Святого Ангела, принесшие их создателю европейскую известность.

Над проблемой колорита Щедрин работал с огромным упорством. В результате полотна мастера оказались распылены по многочисленным частным собраниям. Настоящая же слава пришла к нему все же в Италии.

С величайшим мастерством Щедрин передает изменение цвета моря в зависимости от освещения. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто. Обращение Щедрина к изображению водной стихии было не случайным. Еще один автопортрет пейзажиста присутствует на картине «Водопады в Тиволи».

Такие произведения, как «Малая гавань в Сорренто», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Большая гавань на острове Капри», написанные в 1826 и 1827 гг. Щедрин своими картинами завоевал популярность не только на родине – итальянцы не остались равнодушными к его таланту, присвоив ему звание почетного члена Неаполитанской Академии художеств. Сильвестр Щедрин, как и другие выдающиеся представители пейзажного жанра (Семен Федорович Щедрин, Федор Михайлович Матвеев, Федор Яковлевич Алексеев, Михаил Иванович Лебедев) неизменно тяготел к типично русскому лирико-поэтическому истолкованию пейзажного образа. Кто знает, как далеко пошел бы этот одаренный художник, если бы судьба дала больше времени. Художник увлекся еще одним мотивом – увитой виноградом террасой с видом на море.

За пять лет напряженной работы мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри. Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения. Желающим приобрести выполненный живописцем пейзаж приходилось записываться в очередь. После смерти М. М. Иванова, который возглавлял в Петербургской академии художеств пейзажный класс, Щедрину предложили занять его место, но так как последний не чувствовал призвания к педагогике, от предложения он отказался. Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течёт повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная.

Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. И добавлял: «Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может» 16. Уже в тени оказалась часть неба, скалы и камни.

Новая живописная манера начала складываться у Сильвестра Щедрина в 1826 году. Окрестности Петербурга. У скал оно светло-коричневое, а там, где на него падает тень, – зеленое.

Используя такой колорит, Щедрин с удивительной точностью передает естественные краски итальянской природы в картине «Храм Сераписа в Поццуоли», написанной мастером около 1828 г. Много занимательного в жизни неаполитанцев художник подмечал, глядя в окно, не выходя из своего дома. У Щедрина цвет переосмысливается, он становится сложным, тонким, продуманным и насыщенным. Он был уже юношей, когда Россию потрясли события, полностью изменившие жизнь страны. П. Петров // Русское искусство. Замок Святого Ангела». Иванова и Ф. Я.

В первой половине XIX в. новое развитие получает жанр пейзажа. Гатчина. Именно усадебные сады и парки были темой творчества дяди Щедрина — Семена Федоровича. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе. Пространство вида обрамлено растительными «кулисами», на фоне одной из которых можно заметить фигурку живописца с папкой рисунков в руках. Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его» 14.

Перед Колизеем видна арка Константина, левее неё – остатки античного фонтана Мета Судане (Meta Sudans), вдали – купол церкви Святого Петра в цепях. Я должен написать что-нибудь дамское, то есть городской видик, где много человечков. Перед Колизеем видна арка Константина, левее неё – остатки античного фонтана Мета Судане (Meta Sudans), вдали – купол церкви Святого Петра в цепях. Они счастливы в своей безмятежности, в своем мире окруженном с одной стороны скалами, как защитной стеной, с другой спокойным и таким же безмятежным морем.

В своих пейзажах Щедрин потрадиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году. Среди лучших работ этой серии выделяется картина «Новый Рим. Конкретность наблюдений проступает за традиционной классической схемой в деталях картины. Он бросился за кистью, красками, схватил палитру и начал создавать этюд. С большой убедительностью и реалистичностью изображена жизнь большого города на картине Сильвестра Феодосиевича «Набережная Мерджеллина в Неаполе», которая была создана в 1827 г. Уходят на промысел в море лодки рыбаков.

Бернардаки. Мотивы ночных пейзажей найдут свое развитие в полотнах И. Айвазовского, а затем А. Куинджи. Картину «Неаполь. Выработал свой собственный тип пейзажа. Художник, пораженный кипучим темпераментом неаполитанцев, увлеченно описывал их жизнь. С особенным восторгом в своих письмах на родину он описывал набережную, где жил и откуда, как на блюдечке, был виден Везувий и «беспрестанное движение народа, гуляющего и трудящегося».

Санта Лючия, Вид Сорренто близ Неаполя, Рыбаки у берега, Большая гавань в Сорренто, Малая гавань в Сорренто (последние два в нескольких вариантах), На острове Капри и др. После смерти художника многие картины так и остались за пределами России. Из-за военных действий в Европе Щедрин отправился в Рим только в 1818 г. В это время в Риме жил и работал Орест Адамович Кипренский, а с 1822 г. и Карл Павлович Брюллов. Щедрин поселился в Риме и приступил к работе над городскими пейзажами.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто)Художник-пейзажист. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) родился в городе Санкт-Петербурге. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию. На подобных персонажах останавливал внимание и Гоголь в своих описаниях итальянского быта: аббат «с треугольною шляпой, черными чулками, башмаками» и «нечистый рыжий капуцин, вдруг вспыхнувший на солнце светловерблюжьим цветом» и итальянские простолюдины, характерные обитатели «гаваней» и «террас», «этот живой, неторопящийся народ, живописно и покойно расхаживающий по улицам».

С. Ф. Прянишников, И. Е. Шутка ли – в дореволюционном Русском музее не было ни одной картины художника. Художник очень наблюдателен и умеет выбирать натуру.

Щедрин много работал. Капуччини близ Сорренто» кажется наудивление воздушной. Однажды во время плавания на корабле ему пришлось пережить сильную бурю.

В картине «Грот Матроманио на острове Капри» (1827, ГТГ) художник мастерски передал контраст насыщенных теплых тонов внутренности грота с размытым высветленным колоритом дальнего плана. Первый и средний планы пейзажа заполнены сценками из жизни горожан. Достаточно вспомнить такие его произведения, как «Терраса на берегу моря.

Вероятно, вот таким образом он предпочитал бурной стихии спокойную и тихую водную гладь. Тончайшими переходами тонов Щедрин передает игру света и воздуха, прозрачность и глубину моря. Полотно «Вид Сорренто близ Неаполя» (или «Малая гавань Сорренто близ Неаполя») является ярким примером изменений, происходивших с жанром пейзажа в первой половине XIX века. Одним из любимых мест художника в Италии был маленький городок Амальфи.

В целом, уже сама прогулка по городу принесет массу удовольствия. Художник заводил дружеские отношения с местными жителями, наблюдал их повседневный быт. Очевидно, художник каждый раз писал вид с натуры в различное время дня. В этом переломе сыграла роль и сама природа Неаполя: море, водные просторы, влажный воздух. Его тянуло к морю, на неаполитанские набережные, в пёструю толпу. Освещенная солнцем морская поверхность вдали кажется жемчужно-голубой. «Терраса на берегу моря.

С раннего детства будущий художник был «погружен» в мир искусства. Кроме того, «Новый Рим. Художник изобразил навес, увитый виноградом и поддерживаемый мощными каменными столбами. Алексеева (1806–1811). Неаполь оказал гораздо более сильное творческое воздействие на художника, чем Рим.

Оборванцы, которые нередко позировали для его картин, с глубоким уважением именовали мастера «доном Сильвестро», а Щедрин восхищался оптимизмом и жизненной силой этих отвергнутых обществом людей. Сильвестр Щедрин был выпускником именно этого класса Академии художеств.

Прекрасен и другой пейзаж с тем же мотивом – «Терраса на берегу моря». Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течёт повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная. По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз. Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в Италии 27 октября 1830 г. Зрелые пейзажи художника характеризуются яркой цветовой палитрой и теплыми тонами, а в более поздних работах («Лунная ночь в Неаполе» и «Ночь в Неаполе») можно заметить растущую тенденцию к романтической эмоциональности и более сложным световым эффектам. Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. Картина «Неаполь. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб.

Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, Вид Колизея (1822). Следы многих его полотен затерялись – ныне в относительно полном перечне работ художника, составленном на основе архивных публикаций, переписки и различных каталогов, против многих произведений значится печальное – «местонахождение неизвестно». В действительности дом, где родился Торквато Тассо (1544–1595), еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. Привлекали его также светотеневые контрасты. У творческого наследия С. Щедрина непростая судьба. Освещенная солнцем морская поверхность вдали кажется жемчужно-голубой. Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал.

Он вырос в среде художников, отец был скульптором, дядя – пейзажистом. Но Сильвестр Феодосиевич не испытывал особенной любви к видам городской архитектуры. Президент ИАХ А. Н.

И все же конец 1820-х годов стал для Щедрина временем выдающихся живописных достижений. Непосредственных учеников и прямых продолжателей у Щедрина не было. В Третьяковской галерее находятся три из них15.

Одной из последних работ пейзажиста, в которой он еще строго следует классицистическим канонам, является картина с символическим названием «Старый Рим» (1824), также приобретенная П. М. По его мнению, продажа картин в Неаполе могла бы стать «большою потерею для России». В действительности дом, где родился Торквато Тассо (1544 – 1595), еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. Название и композиция пейзажа вполне соответствуют его «историческому» содержанию (на среднем и дальнем планах изображены Колизей и сооружения Римского форума). Однако, точно повторяя визуальную «картинку», они не способны передать ту энергетику, которой обладает авторская работа.

Картины пейзажиста находились в собрании Эрмитажа и Академии художеств. Их немного – всего три. В изображенной уютной бухте, которую полукольцом огибают дома-скалы.

Замок Святого Ангела (1823). Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто)Художник-пейзажист. Родился в Петербурге в семье скульптора Ф. Ф. Именно в морских пейзажах 1825-1827 гг. Солдатенков.

В 1822 г. Сильвестр Феодосиевич написал картину «Колизей в Риме», которую выполнил в традициях классицизма. «Сорренто – земля прелестнейшая», – писал он Гальбергу. Когда графиня В. П. Шувалова заказала ему картину, он искренне сокрушался: «.

Щедрин выбрал вид на набережную Тибра недалеко от дома, где жил. Следует отметить, что данную работу часто путают с картиной имеющей похожее название «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге», созданную в 1815 г. ). По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз. Его первым учителем был дядя – С. Ф. Сильвестр Щедрин умер в возрасте 39 лет в Сорренто и был похоронен в иезуитской церкви Св.

Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Здесь молодой художник познакомился с творчеством великих мастеров. Картины пейзажиста находились в собрании Эрмитажа и Академии художеств.