Картина Трубачи Первой Конной

Картина «Трубачи первой конной армии» была закончена в 1934 году. Трубачи Первой Конной армии — картина художника Митрофана Грекова, написанная в1934 году к персональной выставке, посвящённой 15-летию 1-й Конной армии. Одной из ярких примеров работ этого направления является картина «Трубачи первой конной армии».

Описание картины Митрофана Грекова «Трубачи первой конной армии»

Обстановка на культурном фронте была далеко не идеальна. "Апочему вы нас не хотите изобразить, Митрофан Борисович. В первую мировую войну Митрофан Борисович ушёл на фронт, где получил тяжёлое ранение. Завершить же свою живописную летопись он хотел картинами обобщающего характера, приподнятыми по настроению, мажорными по цветовому звучанию. Он много работал над эскизами панорамы «Оборона Царицына», затем пришел к идее создания комплекса диорам к 15-летию Первой Конной армии.

А уж с какой готовностьюони позировали. Его знаменитая «Тачанка» (1925), «Отверженные» (1922), «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Кавалерийская атака» (1927), «Бой под Егорлыкской» (1928), «Трубачи Первой Конной» (1934), «На Кубань» (1934) и другие картины давно уже стали классикой советской живописи. Мы не прочитаем также, что в белогвардейском Новочеркасске Грековым были написаны картины на тему белого движения «Смерть Л. Г. Корнилова» и «Бредут», последняя из которых летом 1919 года демонстрировалась в столице кубанского казачества городе Екатеринодаре (Краснодаре) в здании Дворянского собрания. Грекова внесла значимый вклад в борьбу с врагом.

Советский художник-баталист, 
автор картины «Трубачи 
Первой конной» (6

Советский художник-баталист, автор картины «Трубачи Первой конной» (6 букв)

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. «Приходилось делать выбор», – вспоминал впоследствии художник. Нежно любимая им Донская земля, где он родился и рос, степной раздольный пейзаж стали в его произведениях тем фоном, на котором стремительно развивается сюжетное действие. Установкой огромной картины занимался сам Греков. Присутствуют в картине и люди: направляющийся к берегу мужчина и входящая в дом женщина. В степь, к станции, где стояли извозчики.

Как заставитхудожник. Володарского в Новочеркасск» (1920), чтобы усомниться в надуманных рассуждениях идеологических натяжках по поводу их содержания. Поначалу он занимается рисованием самостоятельно.

На полу так, чтобы было видно через отодвинутую дверь, разбросали солому, предметы солдатского обихода: винтовки, скатки, котелки. Он сделал свой выбор и должен был принять новую власть. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога – Оборона Севастополя (1907) и Бородинская битва (1911). В 1911 г. Греков выполняет конкурсную работу Волы в плугу, за которую удостаивается звания художника. Правда, все чтото мешало, да и другие сюжеты отвлекали от нее. В конце 1920-х годов он совершил свое первое плавание, трудное и опасное, в Гренландию.

Правую часть диорамы – разгружающуюся из эшелонов и строящуюся пехоту – писал Шухмин. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Вот таким образом сложилось мнение, будто империалистическая война не вдохновила художника «ни на одно картинное полотно». М. Греков отмечает и яркие блики, оживляющие сплошную густую тень под ногами коней. В 1917 году по состоянию здоровья Греков был демобилизован.

Выезд на позиции") и фрагмент диорамы "Оборона Царицына". Только-только прозвучала команда: Пулеметам продвинуться вперед. Оказавшись в годы революции в центре развернувшейся гражданской войны на Юге России, Митрофан Борисович Греков (1882-1934) создал целый ряд батальных картин. Как справедливо отмечал С. М. Буденный, не только сама тематика гражданской воины являлась для живописца «близкой, кровной, родной», в его работах «правда исторической действительности предстает перед нами окрыленной творческим воображением художника».

Советский художник-баталист, 
автор картины «Трубачи 
Первой конной»

Советский художник-баталист, автор картины «Трубачи Первой конной»

Особенно много хлопот доставило небо – оно упорно сохраняло блеск. Идей было много, а в единое целое они не сливались.

На его взгляд был недостаточно освещен начальный период её истории. Но борозда ложится за бороздой. Прав был Рубо, когда говорил, что пейзаж подсказывает художнику-баталисту композицию. С невозмутимым спокойствием взирают обозные верблюды на солдат, мечущихся с безумными глазами среди брошенных орудий и повозок. М. Греков ведет свое эпическое повествование на языке живописи и доводит здесь до совершенства свой неизменный прием «дымки», окутывающей и фигуры бойцов и степную даль и голубое небо и разогретую дорожную пыль на белых конских телах, на их сбруе и на музыкальных инструментах.

  1. Художник Митрофан Греков – летописец гражданской войны
  2. Трубачи Первой Конной глазами Грекова
  3. Митрофан Борисович Греков (1882—1934)
  4. Художник 1-ой Конной армии (о Митрофане Грекове)
  5. ТРУБАЧИ ПЕРВОЙ КОННОЙ Митрофан Греков
  6. БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ Джакопо Тинторетто

Оказывается, художнику нужен был белый конь, хотя у него было уже много этюдов коней — и чалых и вороных и белых. Во всем его облике столько доверия, что становится ясно – тревожиться нечего. Буденного.

А уж с какой готовностью они позировали. В «Автобиографии» Греков называет себя «сторонником революции», но, будучи очевидцем карательных экспедиций красногвардейских отрядов, «пришельцев», по его собственному выражению, по казачьим хуторам и станицам, вряд ли мог так безоговорочно стать на классовые позиции большевиков, как это утверждают его биографы. Правда, все что-то мешало, да и другие сюжеты отвлекали от нее. Вмучительных поисках художественного решения сюжета "Трубачей" пролетела зима, а весной 1934года М. Греков тяжело заболел и поехал в Евпаторию навестить семью брата и подлечиться. Погода стояла мягкая, под голубым небом сверкало голубое море, зеленела весенняя степь всятакая светлая, словно озаренная радостными отсветами моря и неба.

В начале января 1923 года М. Б. Но живописность этой группы, синь неба и золото труб его будоражили. На его долю выпала левая. После демобилизации он вернулся на родину в Донскую область, в Новочеркасск. Пулеметам двигаться вперед. Но М. Грекову нужен был белый конь именно под крымским небом.

От коней на землю упали резкие, почти черные тени. Так, пейзаж, который вначале казался плоскостным, обретает свою глубину. Живописные произведения художника, относящиеся к событиям первой мировой войны 1914 – 1918 годов, долгое время оставались неизвестны исследователям (местонахождение ряда из них не выяснено до сих пор). Отступление корниловцев (1922). В процессе работы первая из тачанок укрупнилась, сделалась ядром композиции, выразительницей настроения, очень мажорного, пафосного. Навстречу зрителю по степной дороге под знойным небом движется колонна красной конницы.

Отсутствие холодной рассудочности и живописной театральности, а также антимилитаристская направленность раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства В. В. Верещагина. В 1923 г. художник завершает картину В отряд к Буденному имевшую определенный успех у военного руководства Красной Армии. На картине «Трубачи 1-й Конной армии» изображена колонна конников-красноармейцев на марше. В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Рубо. Буквально это переводится как «Курс к северу вдоль востока».

  1. Художественная галерея : Греков Митрофан
  2. Греков (Мартыщенко) Митрофан Борисович (Павлович)
  3. : поиск слов по маске и определению
  4. Отправить запрос на изготовление копии

Греков был представлен К. Е. Впечатление от картины было потрясающее. Сделав первую в советской живописи диораму «Взятие Ростова» (1929), Греков оказался всецело поглощенным замыслом создания панорамы, которая дала бы, по его словам, «живое, полноценное зрелище массовому зрителю». Особенно на меня произвела большое впечатление его панорама Покорение Кавказа (Штурм аула Ахульго). И это, кстати, одно из важнейших отличий живописи от фотографии.

Даже возникло предание о том, будто Греков был художником-солдатом, «с винтовкой на одном плече и с, этюдником на другом», совершившим с красной конницей весь ее боевой путь. Собирая материал к этим грандиозным баталиям. Хотя настроение картины — праздничное. До вернисажа, намеченного на ноябрь 1934 года, оставалось ещё больше года.

  • Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ведь как горит, как вспыхивает солнце на меди начищенных до блеска труб. По его совету Греков приступает к созданию дипломной картины Лейб-гвардейский Казачий полк в Бородинском сражении (ныне она находится в доме-музее художника в Новочеркасске). В правой части соорудили пакгауз. Первые этюды для «Трубачей» Греков подготовил ещё в 1927 году на Высших кавалерийских курсах в Новочеркасске, где для него позировали местные курсанты, однако дальше зарисовок дело не пошло.

На дону устанавливается Советская власть, которую художник восторженно приветствовал. Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии.

В расцвете сил, на гребне славы. При жизни художник смог реализовать только одну диораму — «Взятие Ростова» (1929), которая погибла в годы Великой Отечественной войны. В цикл работ о 1-й Конной армии вошли картины «Красногвадрейский отряд в 1918 году», «Отряд Будённого в 1918 году», «Красное знамя в Сальских степях», несколько потретов героев 1-й Конной армии, «Тачанка» и «Бой за Ростов под Большими Салами»1. В это же утро он сделал карандашный набросок одной из лучших своих картин – Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск.

Жарко. Из снегового вихря вырываются сплоченной массой красные конники. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

7 июня 1903 года Греков получил аттестат об окончании училища, а также рекомендацию, позволившею без экзаменов поступить в Императорскую Академию художеств. Бывая на передовой, он торопливо заносил в походные альбомы (несколько их сохранилось в Москве в ЦГАЛИ – Центральном государственном архиве литературы и искусства) всё самое характерное: линии вражеских укреплений, ряды колючей проволоки изломанные колена русских траншей, блиндажи, орудия, а главное – рисовал солдат, товарищей по оружию. Реализм своего творческого метода баталист постоянно подкреплял работой с натуры. Изображение этого грандиозного ландшафта зритель видит и на картине Р. Кента «Ноябрь в Северной Гренландии». Рубо отсутствовал, занятый работой над панорамой Бородино. Под попечительством Франца Алексеевича он изучал законы и приёмы батальной живописи, получал навыки в создании масштабных полотен, помогая Рубо в работе над панорамами «Оборона Севастополя», «Штурм хутора Ахульго», «Бородинская битва».

Художник Митрофан 
Греков – летописец 
гражданской войны

Там Греков постепенно поправился и приступил к работе. Рубо, Греков боролся за утверждение реализма в советской живописи. Несла она фельд-егерскую службу – беспокойную и хлопотную. Собранные вместе, они сложились в грандиозную по масштабам и впечатляющую по силе эмоционального воздействия панораму революционных событий на юге России.

Чувство огромной гордости за Красную Армию вызывает полотно Митрофана Грекова «Трубачи Первой Конной армии». Картина была навеяна рассказами С. М. Творчество Грекова востребовано зрителем и по-прежнему служит вдохновляющим примером для художников.

Овечкина (1929-1993). Здесь осенью 1917 года его застало известие об Октябрьской революции. За ними — молодость, для которой нет непреодолимых преград.

Художник создал цикл картин «Гражданская война». Он подновил живопись, заново обустроил натурный план. Николай Васильевич — автор многих диорам в России, в Белоруссии, в Украине, самой большой панорамы в Европе — «Плевенской эпопеи» (1977) в Болгарии.

Чуть сбоку от неё спешились командиры. А в центре, перед живописным полотном, положили рельсы, обозначавшие железнодорожные пути. Немногие, даже самые талантливые ученики Академии, удостаивались такой чести. Трубачи — вестники победы. Здесь же Греков выступает в качестве организатора художественной студии ОМ АХРР. У каждого музыканта — свой характер, при этом каждого переполняет ликование.

В этот цикл вошли такие полотна как «Красное знамя в Сальских степях», «В отряд к Буденному», «Разгром корпуса генерала Кржижановского», «Взятие Новочеркасска», «Тачанка», «Вступление частей Первой Конной армии в село Шаблиевку», «Удар Первой конной под Воронежем», «Бой под Егорлыкской», «Трубачи Первой конной» и многие другие. Чтобы подчеркнуть суровость событий, требовались драматические краски. В названии книги используется морской термин, обозначающий направление движения бота от берегов Лабрадора к цели путешествия. учится в живописной мастерской И. Е. Репина, а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо.

26 августа 1812 года, Лейб-гвардейский Павловский полк в сражении под Фридляндом. В пламени вспыхнувшего пожара творение Грекова погибло. Открылось и другое – новаторство Грекова. Но живописность этой группы, синь небаи золото труб его будоражили.

Детство я провел в трудовой семье земледельцев. Во всяком случае, они бы не дошли до широкого зрителя. Эта картина, экспонировавшаяся на Весенней выставке в Академии художеств, принесла Грекову заслуженный успех.

Душно. Жизнь и творчество Овечкина тесно связаны с Новочеркасском. В советское время не могло быть и речи о написан ном художником портрете выборного атамана Войска Донского генерала А. М. Каледина, а также об инициативе Грекова по созданию «Музея гражданской войны 1918 года» в «гнезде контрреволюции», в Новочекасске. М. Греков отмечает и яркие блики, оживляющие сплошную густую тень под ногами коней. После окончания Гражданской войны М. Б.

Вскоре он и вовсе покинул мастерскую. Трагическое поражение Добровольческой армии и ликующую победу Красной армии. Безлесые равнины у селенья Генеральский Мост многое поведали Грекову. Ученик К. К. Костанди, И. Е. Репинаи Ф. А. Над ними знамя — знамя будущего.

А потом описал свою морскую эпопею в книге «Курс N by E» с таким юмором, что его порой совсем не веселые приключения выглядят очень романтичными и увлекательными. Несмотря на крайнюю определенность его приемов (даже некоторый их деспотизм), Р. Кент во имя своих творческих целей никогда не совершает насилия над природой. Форма каждой из них неповторима и в целом, как пишет искусствовед Т. А. Метет поземка.

Впоследствии у меня развилась любовь к рисованию с натуры. У художника к этому времени было уже три больших картины — «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет Левандовского — помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Действовали они перекатом. Часто работал он также и над эскизами из хорошо знакомой ему жизни донского казачества.

О художнике издано несколько капитальных монографий, написаны многочисленные статьи. Это наиболее мажорное по цвету произведение художника. Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии. Она передала в Новочеркасский музей и в Ростовский областной музей краеведения картины, в основном раннего периода, большое количество этюдов (свыше 800), личные вещи баталиста. А победа красных неизбежна. Вот таким образом грековское творчество гораздо сложнее, значительнее и масштабнее, нежели представлялось до сих пор.

Но в Пятигорске эшелон попал под ожесточенную бомбардировку. Виной тому была краска. им создаются Тачанка. Разница лишь в том, что на полотне изображена поздняя осень, а не лето. Зритель становится путешественником и отправляется исследовать далекие и неведомые земли.

Претерпел изменение и колорит. Небольшую по размерам картину «Отступают» вообще можно принять за своеобразную иллюстрацию к «Тихому Дону» М. А. Шолохова, не зная, что роман тогда еще не был написан и художник о нем ничего не слышал. Спустя три года он опять вернулся к "Трубачам" – и опять неудача.

А в августе 1934 года в Москве открылась выставка на которой было представлено 11 диорам, среди которых были также представлены эскизы к панораме «Взятие Перекопа». В 1898 году Митрофан Борисович поступает в Одесское художественное училище. Когда же позволяла обстановка, он брался за акварель. Он рисовал с натуры и преподавал рисование в Ростовской гимназии.

Однако живым и действенным осталось искусство Грекова имя его звучит и сегодня. Яркими переливами сверкает на солнце звонкая медь духовых инструментов. Греков выехал на место событий. Поднятая при движении пыль подернула небесную синь, заволокла горизонт.

приступает к реализации давней мечты, а именно создания первой советской диорамы «Взятие Ростова». Именно такую идею и ждали от художника в 1930-е Первая конная к тому времени стала государствообразующей легендой, её воспевали, на неё равнялись со школьных лет Вскоре после триумфа «Трубачей» художник скончался. На извозчике-ломовике доставил их в Дом Красной Армии. А центральную – станционные постройки и бронепоезд – Авилов.

В фондах музея собрана коллекция произведений художников-грековцев, в том числе и работы Народного художника СССР Н. В. Костанди и Г. А. Понуро-скорбно они направляются в тыл. В воздухе как бы разлита настороженность.

Но приступить к её созданию не удалось – помешала война. Вместе с композицией Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника идеи, за которые боролась Красная Армия. В то время как масса солдат одета разношёрстно, музыканты по-щёгольски едут на одинаковых, подобранных в масть конях, создавая мажорный образ победоносной Красной Армии. И куда же они отправились. По свежему впечатлению он набросал акварельный эскиз. В 1930 году Греков вернулся к работе над «Трубачами», но художника вновь постигла неудача. Натурой были гипсовые орнаменты, казавшиеся мне очень скучными.

В разгар подготовки к работе над диорамой «Перекоп» Греков скоропостижно скончался в самом расцвете своего дарования. В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь», — и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения. Перешли к натурному плану. Не оказывалось свободной лошади — усаживались верхом на табурет. Только в очень редких случаях, у самых лучших мастеров фотографии (работы этих мастеров и дают сегодня право называть фотографию тоже искусством), снимок не кажется нам мертвым. Однавременно рождаются многочисленные этюды из фронтовой жизни. Впервые занесколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей.

Когда одна тачанка вела пулеметный огонь, другая выдвигалась на удобную позицию. Я хотел изучить у Рубо приемы овладения большими холстами. Писалась картина в неблагоприятной обстановке.

Грекова. ", а также картину "Бой за Ростов под Большими Салами". Он берется за другую тему, которая по-настоящему воодушевляет его. В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация Художников Революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии.

Солнечный колорит хорошо передаёт настроение радости, торжества победы. Репину, где к нему приходит первый успех – на академическом конкурсе эскизов его работа «Охота на лисицу» была отмечена первой премией и наградой в сто рублей. Свистит ветер.

А ещё — вдохновенные кони и музыканты. Будто бы в них художником отчетливо выражена идея «военного и морального разгрома белойармии», «враждебной народу».

Потом у меня выправился рисунок с натуры. После её перевезли в Ростов, поближе к месту событий. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Отстав от неё, по полю бредут два дезертира – кони, потерявшие хозяев. Митрофан Борисович Греков, урождённый Митрофан Павлович Мартыщенко (3 июня 1882 – 29 ноября 1934), родился на хуторе Шарпаевка Яновской волости, Донского округа, Области Войска Донского в семье отставного казачьего офицера. He пропускались на крупные московские выставки и работы Грекова, считавшиеся в чиновничьей среде «устаревшими» и «маловыразительными».

Они создали множество выдающихся произведений искусства. Его творческая фантазия нарисовала яркую, захватывающую картину боя. Изображенный на первом плане картины раненый молодой офицер, погруженный в свои невеселые думы, напоминает Григория Мелехова, а сидящий на следующей за ним подводе седобородый старик — Пантелея Прокофьевича, его отца.

Достаточно внимательно проанализировать ранние картины Митрофана Грекова — «Корниловцы на привале» (1919), «Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами» (1919), «Отступают» (1919) или «Вступление полка им.

Если художник иногда изображал в своих батальных картинах военачальников Красной армии, то это непременно было обусловлено правдивостью избранного им сюжета. На Белорусском вокзале Греков получил несколько стенок и дверей от старых, отслуживших свой срок теплушек, а также рельсы и шпалы., как навстречу врагу рванулись тачанки – всхрапывающие кони грудью разрывают воздух. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Грекову от Первой конной армии».

Греков был представлен К. Е. Художник в ответ только посмеивался, хотя тема «Трубачей» его уже давно интересовала. Завершить же её живописную летопись. Не оказывалось свободной лошади усаживались верхом на табурет.

"Вы меня сегодня окончательно оглушили", покачивая головой, говаривал художник. Именно в Гренландии живописная манера Р. Кента достигает своей законченности. Детство и юность будущего художника прошли на Дону. «Здесь, в северных условиях, наблюдая жизнь из своего окна, я как будто впервые стал ощущать красоту мира. » — говорил художник.

В степь, к станции, где стояли извозчики. Бойцы одеты непарадно: мы видим их пропотелые гимнастёрки. "Трубачи" построены на полнозвучных, радостных, сильных цветовых тонах. отвечали они.

Но вот уже от крайнего домика по пробитой в снегу тропке заспешил старик. «Трубачи» построены на полнозвучных, радостных, сильных цветовых тонах. Этот фрагмент придал картине убедительность документа. У противоположного берега мы как бы «выбираемся» на сушу и внимательно рассматриваем горы, очертания которых напоминают форму айсбергов. Его имя по праву стоит в ряду великих мастеров батального жанра в мировом искусстве.

В конце 1920-х гг. Он великолепно чувствует избранную и любимую им натуру. Творческая деятельность Студии имени М. Б. Прямо из этого окна он писал этюды, которые здесь же экспонируются.

Несколько слов о дальнейшей судьбе диорамы Взятие Ростова. Здесь предстояло изобразить эвакуацию раненых в тыл. Навыставке— эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана. Веселые краски весенней степи оказались чересчур легковесными. Как заставит художник.

Это потом метод превратился в идеологический пресс. Целый месяц Греков писал натурные пейзажи, а затем сосредоточился на «Трубачах». Передовые схлестнулись в жестокой рубке. К. Ворошилов на это ответил: "Гражданская война – явление грандиозное. Однако в мае 1918 года на донскую землю пришла контрреволюция.

И куда же они отправились. В этом отношении очень показательна картина Ушли из боя. В другой раз М. Грекову понадобился красный флаг. Его наставниками в Одесском училище были два замечательных художника – К. К.

Нашли такого. Художник получает заказы на новые батальные полотна. Скромная обстановка уютных комнат, просторная мастерская с его произведениями на стенах. После его окончания в 1903 г. Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую АХ, где в 1905-07 гг.

Греков, как и многие великие мастера прошлого, сохранял творческую независимость. Большую роль в полотне играют свет и цвет. Рокуэлл Кент размещает на своей картине все предметы и формы таким образом, что, несмотря на кажущийся беспорядок, мы легко отыскиваем «тропинку» для взгляда.

Здесь, на берегу Дона, приучая глаз к контрастным сочетаниям цветов, он с увлечением работал в течение нескольких недель. Ведь как горит, как вспыхивает солнце на меди начищенных доблеска труб. Тяжелая болезнь помешала Грекову своевременно уехать в Петроград. С эскизами у меня пошло лучше, мне дали стипендию имени художника Судковского. Рубо.

Что касается бедноты, «Греков был «своим», ему доверяли», а «офицеры-дворяне оскорбительно напоминали живописцу о своем происхождении». Везде содержится характеристика баталиста как «певца Первой Конной армии». Два года она демонстрировалась в Москве.

В начале января 1923 года М. Б. Уже тогда Греков задумывался о создании «своей» панорамы. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, – Бредут, Корниловцы (обе 1919), Отверженные., Взятие Новочеркасска (обе 1925), Красные части занимают хутор (1926), Кавалерийская атака (1927), Бой под Егорлыкской (1927-29). К. Ворошилов на это ответил: «Гражданская война — явление грандиозное. Без этого, наверное, баталист не создал бы такого количества первоклассных произведений.