Картина Веласкеса Инфанта

Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. Картину Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты» можно увидеть в Лувре — известнейшем музее Европы и всего мира.

Самая знаменитая испанская девочка на шести портретах Веласкеса: Печальная судьба инфанты Маргариты Терезы Испанской

Ему 57 лет. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Холст, масло. Она по-прежнему опирается на стол.

Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. Девчушка еще так мала, что одета в платьице без кринолина, но богато отделанное. Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии. Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые осели после изгнания в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1659 году, спустя три года после написания картины. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

Прадо. Веласкес поднял на необыкновенную высоту культуру живописи. Лица обеих групп реальны. Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни.

К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Но здесь возникают новые вопросы. Когда же появилась в Киеве уникальная картина. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Жанр портрета в то время был одним из самых популярных художественных жанров в Европе.

Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла. Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Скорее всего это портрет королевской четы. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Родители и близкие так ее и звали – ангелочком, а король в письмах – «моя радость».

Портрет инфанты 
Маргариты, дочери 
Филиппа – Диего

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа – Диего Веласкес, 1655

Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина). Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества. Быть может, то, что вижу, — сон. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Её должны были видеть в разном возрасте.

К тому же, воспитанная при королевском дворе в Мадриде инфанта, став императрицей, осталась горячей испанкой. Леопольду было двадцать шесть Он был ее дядей по материнской и кузеном по отцовской линии императора Священной Римской Империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он ее Гретль (дядя был австрийцем, видимо, это имя было ему привычнее). Итак, время действия – 1656 год. Она так и не выучила немецкий.

Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение и отчаяние и упрямство. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Присмотревшись к портретам дяди и племянницы, видим фамильные признаки Габсбургской династии. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Чего нельзя сказать о Маргарите.

На это указывает отражение в зеркале. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

В общем испанская знать, мягко говоря, не жаловала новую королеву и эту судьбу почти дословно повторит ее дочь Маргарита. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Портрет инфанты

Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты»

Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства).

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Ей было 15 лет. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. В живых осталась только дочь – Мария Антония. А почему в мастерской находится инфанта. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Трехлетняя невеста: 
Веласкес и другие 
 (инфанта Маргарита-Тереза)

Трехлетняя невеста: Веласкес и другие (инфанта Маргарита-Тереза)

Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему». Но смотрит и художник. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).

В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Она умерла в 22 года от простуды. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.

Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время).

История одной картины: 
«Менины» Веласкеса

История одной картины: «Менины» Веласкеса

Но, может быть, это «Менины». Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.

На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты. На переднем плане карлица и маленький шут, пинающий собаку (что находится в глухой обороне и делает вид, будто не обращает на это внимания) – неизменная свита королевской четы.

Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Если Веласкес задумал написать групповой портрет инфанты с приближенными, то зачем, спрашивается, он так расширил пространство изображения.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Портрет инфанты

Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты, дочери короля Филиппа »

За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II. 209x173Мадрид. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Их позы и жесты живые, естественные. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи.

Ясно, что Веласкес обращается к понимающему зрителю, способному извлечь смысл из всей совокупности точек зрения из соединения позиций, то есть из композиции как таковой. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Диего Веласкес, находясь на придворной службе у испанского короля, часто на своих полотнах изображал членов королевской семьи, что было очень популярно, тем самым подчеркивая могущество и благородство правящей династии. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Это Веласкес.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.

По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса— самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных»3. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. И творчество побеждает. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

Известные картины 
Диего Веласкеса

Известные картины Диего Веласкеса

Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя.

Первого наследника Маргарита, родив уже в 1667 году, вслед похоронила. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным. А с другой – сам бросает вызов богам. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Будущую королеву воспитывали по всем правилам дворцового этикета и дали превосходное образование. Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62, 5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция). Многие искусствоведы считают, что на этом портрете прелесть юной инфанты достигла апогея.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

Солнечный свет блестит на золотых волосах карлицы, но поворот головы не фокусирует внимание зрителя на её лице. Вдобавок ко всему у нее был зоб— изменение щитовидной железы. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства»2.

Портрет инфанты 
Маргариты-Терезы 
в 3 года

Портрет инфанты Маргариты-Терезы в 3 года

Одна из них Маргарита – дочь Филиппа Четвёртого (1606-1665) и Марии Анны Австрийской (1635-1696). Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Картина любимейшего испанского живописца семнадцатого века – Диего Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты, дочери короля Филиппа IV» написана в 1655 году и относится уже к зрелому периоду его творчества. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. На пути к зрителю, к истинному пониманию возникает призрачное отражение в зеркале – короли как высшая социальная инстанция, отнюдь не являющаяся высшей в собственно духовном смысле. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении29. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.

И как бы там ни было, благодаря семейному брачному договору мы, спустя века, можем любоваться портретами инфанты, которые писались ежегодно и отправлялись ее жениху, родному брату её матери, будущему императору Леопольду I. Своеобразные «фотоотчёты» свидетельствовали о том как подрастает невеста. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.

Исследователи определили, что он использовал в основном киноварь и органические лаки (для красных красок), жёлтый свинцовый цвет, окисленные глины (для охры), ляпис-лазурь, смальту и лазурит (для голубых), зеленую землю, чёрный уголь, чёрную сажу и, наконец, белый свинец иногда смешанный с кальцитом. Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705). Только в 1923 году картину обнаружили в одном из хранилищ Хофбурга. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. Почти ежегодные беременности полностью подорвали здоровье молодой женщины. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.

Кто изображен на картине Менины

И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Хотя многочисленные очевидцы уверяли, что это был счастливый брак.

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. При этом она еще и обязана позировать. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Солнечный свет заливает весь второй план картины. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

Портреты инфанты 
разных художников

Портреты инфанты разных художников

Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично. Инфанта, напротив, ярко освещена. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Филиппу – 42.

Любопытное о картине 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

За пределами холста или внутри него. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44.

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Но что изображает изображенный художник, двойник Веласкеса, на гигантском холсте, лишь изнанка которого видна зрителю. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость. Она вызвала на состязание Афину.

  • Диего Веласкес (1599 – 1660) – Прелестная Инфанта
  • Четырнадцать портретов самой известной девочки в Испании
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса

Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Она вышла за него замуж к пасхе 1666 года в возрасте четырнадцати лет.

Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся.

Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы.

  • Инфанта Маргарита в голубом платье – Заметки искусствоеда
  • Инфанта Мария Анна, королева Венгерская
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины

В 24 года стал придворным живописцем короля Испании. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни.

Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  3. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  6. Мы все слышали эти слова: «Терпи, ты же христианка»
  7. Праздник для (не)механического человека
  8. Лучшие подарки – не в подарочной обертке

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42.

Разумеется, нет. Однако художник избегает в нем всякой внешней эффектности и вычурности. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

  • «Поиск себя — это нормально»: ответ 36-летней незамужней
  • «Я не обиженный, я счастливый»: история отца-одиночки
  • 3 самых вредных продукта, от которых стоит отказаться
  • Аллергия и бесплодие глазами психолога
  • Опасные родинки: 3 правила для предупреждения меланомы
  • Врут, ноют им все должны: психиатр о невыносимых людях

В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.

В «Венере с зеркалом» (ок. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.

  • Субботнее путешествие: Северное Тушино от подлодки до Винни-Пуха
  • Лето в Альпах: отпуск, который невозможно испортить
  • В Эстонии: море, сосны и пирог с ревенем
  • На Мадейре: луковый суп, волны с перехлестом и никаких смартфонов
  • Отпуск в Италии: как сэкономить в поездке
  • Тоскана: место, где хочется стать лучше
  • Светлана Перотти: «Разрешаю себе быть разной мамой»