Картины Павел Челищев
Коллекция картин Челищева выставлена в Лондоне
В настоящее время экспонируется в зале 22 Третьяковки на Крымском Валу. Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. Младенец с теннисной ракеткой Петр Великий, внизу Игорь Стравинский (Челищев оформлял его оперу «Орфей». «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства— MOMA)— «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее)— «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»).
До середины 1990-х она была спрятанаот зрителей и не разу не экспонировалась. Познакомился с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Оформил постановки для Берлинской оперы. Пожелтевшая газета Большого театра за 1962 год сообщает, что балетмейстер передал в дар Третьяковке картину Челищева «Феномена».
Репродукции картин Челищев Павел
Фигура молодого индийца Эдалжи Диншо напоминает отдыхающего фавна с огромными светящимися глазами, в то время как горы на заднем плане «припали» к земле наподобие затаившегося леопарда. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
1940-е годы в творчестве Челищева — время «метафизических голов» (отечественные источники именуют их «ангелическими портретами»), одной из самых известных его серий. Федор Сергеевич выписывал журнал Мир искусства. Эти образы запечатлевает фотограф, стоящий спиной к зрителю на розовой «прослойке» мистического «пирога» мироздания. С Эдит Челищев познакомился в 1928 г. Она стала его близким другом на долгие годы. Спектакль не был принят современниками. Исполнитель ведущей роли в этом спектакле Сергей Лифарь вспоминал, что изначально Дягилев поручил постановку балета одному из своих протеже, но тот никак не укладывался в сроки и Дягилеву пришлось взять дело в свои руки и лично руководить постановкой в условиях жесточайшего цейтнота и общей неразберихи (к тому же «Ода» была первым произведением крупной формы двадцатипятилетнего автора, что порядка и уверенности постановщикам, думается, тоже не добавляло).
Цена картин Челищева, уходы на аукционах
Он начал создавать сложные геометрические фигуры. Художник перешел к абстракции. У входа в пирамиду сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. Фото этой работы представлено ниже. На картине множество историческихперсонажей. Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве».
Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш»— прятки), завершеной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в суровый 1942-й г. Фигурка, рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьи и детей. Словом, девочка выглядит как посредник меж миром живых и миром теней. Будущий художник, судя по всему, рос впечатлительным, увлекающимся ребенком. Потом анатомические очертания исчезли и возник сияющий чертеж души человека, сотканный из звездного света» (К. Кедров). Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице литературы Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой), в 1947 (письма переданы в РГАЛИ Ф. 3132 внучатым племянником Константином Кедровым).
- Картина русского сюрреалиста Павла Челищева стала сенсацией торгов
- Российский художник Павел Челищев: биография, творчество
- ЧЕЛИЩЕВ Павел Федорович 21 сентября 1898 — 31 июля 1957
- ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ (Компиляция из разных источников)
- Выставка Павла Челищева в галерее Наши художники –
Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. В период с 1918 по 1920 год Челищев обучался в иконописной мастерской, брал уроки живописи у Адольфа Мильмана и Александры Экстер, посещал Академию художеств. Именно в таком ключе были созданы сюрреалистические картины Челищева с вымышленной архитектурой и ирреальными анатомическими формами: «Дом сумасшедшего», «Фата-Моргана», «Хрустальный грот», «Детство Орсона» и др. В настоящее время Челищев расценивается как основатель мистического реализма5, а его картина «Феномен» свидетельствует о том, что автора можно считать основателем сюрреализма, создавшего это направление в живописи за 9 лет до Сальвадора Дали8.
Сначала тело человека стало для него прозрачным, как рентгеновский снимок. С Эдит Ситуэлл Челищев познакомился в 1928 году и на долгое время она стала одним из его ближайших друзей, а также его покровительницей в мире искусства (потеснив с этой позиции Гертруду Стайн): Ситуэлл организовывала выставки, оказывала Челищеву финансовую и моральную поддержку. ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ был человеком сложной и счастливой судьбы. Однако между красочными «метаморфическими ландшафтами» и знаменитыми «метафизическими головами» в творчестве Челищева был и краткий монохромный период. От «голов» он постепенно приходит к абстракции, сложным геометрическим фигурам, написанным практически светописью, — все для того, чтобы показать, как лучи света преломляются в ограниченном пространстве.
- «Концерт» Павла Челищева продадут на
- Каш-Каш прятки или Ищущий да обрящет Павла Челищев
- Павел Челищев в галерее Наши художники
- Происхождение и детство Челищева
- Рождение собственного стиля Челищева
- Выставка Павла Челищева в галерее Наши художники
Она организовывала выставки, морально и материально поддерживала Павла Федоровича. Далее, одни источники сообщают о переезде в 1920 году в Одессу (где он вроде бы работал как художник театра, причем что-то в его оформлении даже дошло до публики), другие— о переезде в том же году в Новороссийск и эмиграции оттуда вместе с армией Деникина в Константинополь. В 1942 году выставку Челищева устраивает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА). Челищев хотел показать преломление лучей света в ограниченном пространстве.
Художник в своих работах-обманках экспериментирует с изображениями животных, людей, деревьев, листьев, травы, а также других форм природы. Младенец с теннисной ракеткой — Петр Великий, внизу — Игорь Стравинский, балет которого «Орфей» Челищев оформлял в 1947 году. Стравинский упоминал Павла Челищева в своих воспоминаниях. Ад — это полотно «Феномена», населенное большим количество персонажей (около 80), с которыми художник сталкивался в жизни. Стравинский упоминал Павла Челищева в своих воспоминаниях.
Дерево – дорога – материнская утроба – рука – нога. Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Постер с репродукцией его мистического полотна «Прятки», хранящегося в Музее современного искусства (MоMA) в Нью-Йорке, до сих пор остается одним из самых продаваемых в музейном магазине, что говорит о его широкой популярности. В 1928 году по замыслу художника был поставлен балет «Ода». «Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров.
- Павел Челищев на русской неделе 39
- Перед полетом над гнездом кукушки
- СтраницыПубличная личностьПисательПавел ЧелищевПубликации
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
Из Берлина переехал в Париж, где стал театральным художником труппы Сергея Дягилева. Если «сущность»— стало быть, портретное сходство не обязательно (его, кстати и нет: «метафизическая голова»— это голова вообще иногда лишь форма, напоминающая голову или, скорее, болванку для шляпы) можно было бы предположить, что «сущность» означает «психологический портрет», но и этому жанру «головы» чужды. К этому времени в слиянии и переработке реалистических и кубических тенденций рождается собственный художественный стиль Челищева вообще, середина двадцатых годов прошла в его творчестве под знаком неогуманизма (неоромантизма). Так или иначе, полотно «Концерт» 1933 года (эстимейт 250 – 350 тыс. ), пугающая работа «Курица и человек» (с черной курицей над обнаженным телом, эстимейт 60 – 80 тыс. ) и около десятка рисунков наверняка не останутся незамеченными. Это вселенское тело бессмертного человека, слитое со всем живым. Младенец с теннисной ракеткой— Петр Великий8, внизу— Игорь Стравинский, балет которого «Орфей» Челищев оформлял в 1947 году.
Танцовщик и его персонаж слиты в одно целое. В 2010 году Sothebys провел в Нью-Йорке аукцион работ Челищева из коллекции Рут и Чарльза Форд, принесший ошеломительные результаты: «Портрет Рут Форд» был куплен почти впятеро дороже первоначальной оценки и стал самой дорогой работой художника, проданной на открытом рынке. И мне уже не надо объяснять, кто такой Стравинский. Его картины все более утончаются, освобождаясь от материи. У входа в пирамиду сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды.
После 1917-го вся семья еще жила в родовом имении. Сад яблоневый был цел до самой войны, потом его заново посадили. Челищева признали, он стал довольно популярным художником, с 1925 года участвовал в ежегодных салонах художников— в частности, в Осеннем салоне, а в 1926-м экспонировался на первой выставке группы неогуманистов в галерее «Друэ». К сожалению, постановка этого спектакля не состоялась.
«Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства – MOMA) – «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) – «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»). Владейте. Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей сестрой Варварой Зарудной, преподававшей литературу дочери Сталина Светлане Аллилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко. Примером интереса Челищева к необычному можно назвать полотно Феномены (1936-1938), хранящееся в Третьяковской галерее.
В 1928 году он оформил для труппы Сергея Дягилева балет «Ода» по оде Ломоносова на музыку Николая Набокова. Пишут, что под «сущностью» Челищев понимал энергию человека, — т. е., получается, то, что отличает живое от мертвого в представлениях людей нерелигиозных. В Париже Челищев продолжил и театральную деятельность. Ленин принял ходоков и приказал: «Выселить в 24 часа. » Подвода едва вместила многочисленное семейство: прадеда с женой и Павлика с сестрами – Натальей, Варварой, Марией, Софьей, Александрой.
В 1925 году Челищев впервые попадает в ее салон. Челищев в Париже стал известен и как театральный художник. С русским художником-эмигрантом Павлом Челищевым Джеймс познакомился в 1934 году. В 1942 на персональной выставке Нью-Йорке у картины зрители простаивали часами. Смысл своего творчества художник раскрыл в письме 1947 года из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой), преподававшей литературу дочери Сталина Светлане Аллилуевой (письма художника переданы в РГАЛИ Ф. 3132 его внучатым племянником Константином Кедровым).
Кроме того, Ситуэлл стала новой покровительницей Челищева в мире искусства. Его письма 50-х годов наполнены ужасом перед материализмом, который захлестнул всю западноевропейскую цивилизацию. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства. Не знаете, какая мука вас ждет», – сказал им сердобольный крестьянин. И ушёл под, воздвигая над».
Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. В кроне, уходящей в синеву неба – множество листьев-младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». В моем архиве – альбом с последней выставки Павлика. Это была первая часть задуманного триптиха: «Чистилище — Ад — Рай». Портретов в серых тонах довольно много и аскетизм монохромности оборачивается эдакой гордостью — не всякий сможет столько выжать из скудного цветового арсенала. Ярким примером таких картин могут служить «Фата-моргана», «Портрет Эдалжи Диншо», «Без названия (Мышь)».
Челищев в конце 1940 годов практически отказался от общества. Другая часть триптиха— ад— носит название «Феномена», создавалась с 1936 по 1938 год и ныне находится в зале 20 Государственной Третьяковской галереи8. Однако портреты Челищева 1920-х годов все еще были выполнены в реалистическом ключе.
А фундамент сохранился, тот самый. Мне 20 лет, я уже знаю, что такое сюрреализм. В 1927 году в Париже Челищев оформил балет «Ода» Н. Набокова для Русского балета С. Дягилева, (балетмейстер Л. Мясин), применив ряд оригинальных технических приемов в постановке света и использовав кинопроекцию.
Рядом висела «Герника» Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала «Гернику» по популярности. Часть триптиха изображающего чистилище («Ищущий обрящет» или «Каш-каш»), хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В том же году художник вошел в Добровольческую армию, где служил картографом. Точнее он служил картографом в армии Деникина. Один из примеров таких картин – Апофеоз 1954 года. В составе деникинской армии работает картографом и чертит укрепления крымского перешейка.
Знакомство с Чарлзом Генри Фордом состоялось в начале 1930-х, а в 1934 году они вместе покинули Париж и поселились в Нью-Йорке (позже они вместе переехали в Италию и их отношения завершились только со смертью художника в 1957 году). В кроне, уходящей в синеву неба – множество листьев-младенческихголов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Ключевая картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным коллекционером и находится в Москве. «Чистилище» («Ищущий обрящет») – «Ад» («Феномена») – «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»).
Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Здесь главенствует пирамидальная композиция. Утроба символизирует ствол Древа Жизни, дорогу, по которой шагает андрогин: его ступни олицетворяют корни, а кисти рук— крону. Он приглашал для него частных учителей, которые давали ему уроки живописи.
Рядом висела «Герника» Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала «Гернику» по популярности. В этом городе Челищев начал писать портреты на заказ, натюрморты и пейзажи. Он появляется даже в сюжетах, которые вроде бы обещают лишь сладкую сентиментальность.
Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. Постепенно в особняке Джеймса (он принадлежал семье с 1891 года) собралась фантастическая эклектичная коллекция, состав которой вполне отражает каталог торгов, назначенных Christies на 15 декабря. Он, танцовщик в костюме принца из «Лебединого озера», сложен Челищевым по всем канонам ренессансных портретов — самопогруженное лицо и сомкнутые руки оттенены могучей «архитектурой» костюма. Начинающий художник отправляется покорять Берлин, Лондон и Париж. И ушёл под, воздвигая над». Было бы преувеличением сказать, что Париж встретил художника с распростертыми объятиями.
Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но её мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки), завершённой художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в суровый 1942 год. В каком-то смысле да, хотя у них там была целая группа. Им всем было примерно лет по двадцать шесть. Этот стиль впоследствии будет назван новым лучизмом. От коммунизма Челищев эмигрировал в Европу, от фашизма – в Америку. В 1920-е – 30-е писал портреты и фигуры: Гертруда Стайн (1930), Эдит Ситуэл (1931), «Семья композитора Маркевича» (1931), «Жонглер» (1931), «Голубой клоун» (1931), «Клоунесса» (1932). Феномены – огромная (примерно 1, 5м x 2, 5м), тщательно прописанная картина, на которой изображены около 80 персонажей и которая представляет собой своеобразный забавный список современников художника.
Павел Федорович продолжил в Киеве художественное образование. Им всем было примерно лет по двадцать шесть. Чистилище. Рука-крона устремлена к небу, ноги-корни уходят в землю. Часть триптиха изображающего чистилище («Ищущий обрящет» или «Каш-каш»), хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Композиция этой части имеет пирамидальную форму8. Совсем чуть-чуть. Зимой 2007 года в галерее «Наши художники» на Рублевке состоялась первая выставка Павла Челищева в России, на которой выставлялся ряд картин из наследства Константина Кедрова, полученного в начале 1970-х годов. Познакомился с В. Боберманом, Ф. Гозиасоном, Г. Пожедаевым и Л. Заком. В США вместе с единомышленниками организовал сюрреалистическую группировку «Неоромантизм». В те годы эта писательница обладала огромным авторитетам в артистических кругах Парижа.
Что это значит. Подтверждение находит лишь последний факт: в 1920 году Челищев прибыл в Константинополь. Здесь он, наконец, стал серьезно заниматься живописью (до этого художник работал практически исключительно в графике – книжной, театральной и т. д. ). В 1934-49 жил в Нью-Йорке, принял американское гражданство.
Другие пастели были переданы К. Кедровым в Русский vузей в 1986 году. Известно также, что в 1907 году Детская художественная школа в Москве имела честь обучать Павла Челищева. выводили их на арт-рынок.
В кроне, уходящей в синеву неба— множество листьев— младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Умер в Италии с американским паспортом. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, снова работает с Борисом Романовым, теперь балетмейстером Метрополитен-опера. Психологические портреты и наброски, выполненные в реалистическом, даже близком к академизму ключе, соседствуют в его мастерской с «метаморфическими ландшафтами» — так называемыми картинами-обманками в сюрреалистическом духе. Этот портрет является приземленной, сексуальной антитезой картины Пикассо «Мальчик с трубкой» (1904), вдохновившей Челищева на создание портретов Форда и других фигур в окружении цветов, однако здесь гирлянда из роз является не фоном, а находится на груди натурщика. В знак почтения к этому портрету Сэмюэль Стюард, американский писатель, бывший академик, тату-художник и фотограф, сделал себе татуировку в виде гирлянды из роз на своей груди. Кстати, полотно совсем недавно попало к одной собирательнице в России.
Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. До середины 1990-х годов картина находилась в запасниках музея и не выставлялась. Я много раз прослушал пластинку с музыкой к балету «Орфей», а вскоре вышли мемуары Стравинского, где Павлику посвящена глава – единственное упоминание о художнике за все годы советской власти. Сам он ангелов видел – в человеке. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай.
Гертруда Стайн писала о Челищеве: «Этот молодой русский был довольно интересен. Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов.
Но Челищеву помог случай: его натюрморт «Корзинка клубники» очень понравился и был приобретен Гертрудой Стайн, которая в те годы обладала непререкаемым авторитетом в парижских артистических кругах. Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мироваяизвестность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» – прятки), завершеной художником под впечатлением вести о рожденииединственного продолжателя рода своего внучатого племянникаКонстантина Кедрова в суровый 1942-ой г. Фигурка, рождающегосямладенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьии детей. Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своейсестрой Варварой Зарудной, преподовавшей литературу дочери СталинаСветлане Алилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко. Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами.
Очень ценил Челищева Энди Уорхол, но это уже позже. К слову, со временем в его портретах появился и третий «постоянный персонаж»— сестра Чарльза, актриса Рут Форд. Федор Сергеевич поддерживал художественный талант и интерес к искусству своего сына. «Феномена» – Ад – выполнена как пирамида с входом, возле которогосидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды.
Между ней и Челищевым завязалась дружба. Вспоминает Стравинский, как Челищев нарисовал ангела с крыльями, растущими из груди. В 1926 Павел Челищев участвовал в первой выставке группы неогуманистов в галерее Друэ. Идея превалирования внутреннего содержания над внешней формой трансформируется со временем в так называемые «неоновые» или «анатомические» головы, показывающие внутреннее устройство человека буквально. В Америке Челищевым был задуман триптих: ад — чистилище — рай. На картине множество исторических персонажей.
На картине множество исторических персонажей. Признание и славу ему принесла работа над декорациями к берлинской постановке оперы Римского-Корсакова "Боярская свадьба" (1922). Только со смертью Павла Челищева (в 1957 г. ) завершились их отношения. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы.
До середины 1990-х годов картина находилась в запасниках музея и не выставлялась. Для Челищева это время карьерного взлёта. Композиция этой части имеет пирамидальную форму. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и впостановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева ПавелЧелищев. Художник узнаёт здесь свою мистическую перспективу.
На вопрос о том, почему работы Челищева не попали на аукционы русского искусства (они прошли в Лондоне двумя неделями ранее), Сара Мэнсфилд объяснила, что «оторвать их от коллекции просто невозможно». В каком-то смысле да, хотя у них там была целая группа. Павлу Челищеву (1898-1957), сыну русского помещика, разоренного революцией 1917 года, признание и славу принесла работа над декорациями к берлинской постановке оперы Римского-Корсакова Боярская свадьба (1922). В 1921 переехал в Берлин, где занялся сценографией: сотрудничал с театром-кабаре «Синяя птица» и балетной труппой «Русский романтический театр».
Рядом висела Герника Пикассо иво всех опросах "Каш-каш" опережала Гернику по популярности. Натюрморт Челищева Корзинка клубники оценила сама Гертруда Стайн, которая и приобрела его. Среди них— знаменитый автопортрет художника маслом и чрезвычайно редкие пастельные портреты его сестер Софи и Марии, выполненные юным Челищевым в 1914 году в Дубровке. В начале 1930-х годов состоялось знакомство с Ч. Г. Фордом. Наилучшим образом такую информацию соберет и проанализирует эксперт. Отец-математик, как мог, поддерживал и развивал интерес к искусству и художественный талант сына: приглашал частных учителей и даже выписывал для него журнал «Мир искусства».
Крона уходит в синеву неба, а множество её листьев — младенческих голов — напоминает ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». В конце 1940-х Челищев почти отказался от общества. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной. Чтобы никак не прославиться одиозно и перепачкаться предрассудками.
Пикассо уже рисовал три головы в одной. До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась. Легкокрылые нежные бабочки отбрасывают мрачную грозную тень. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной.
Мы свернули налево и поехали сквозь прекрасный строевой сосновый лес. Еще одна исключительная работа — «Ожерелье из роз» 1931 года (эстимейт 60, 000-80, 000). До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась.
Салону Гертруды Стайн Челищев был обязан не только и не столько признанием и обретением популярности, сколько тем, что именно там он встретил двух человек, каждый из которых сыграл свою, очень важную роль в его судьбе и стал частью его жизни, — английскую поэтессу Эдит Ситуэлл и известного американского поэта и писателя (а также кинематографиста и фотографа) Чарлза Генри Форда. Рядом висела «Герника» Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала «Гернику» по популярности. Его «Девочка с бабочкой» (1934), в красном платьице, с черным песиком на руках, похожа на ребенка, вернувшегося из страшной сказки. В настоящее время Челищев расценивается как основатель мистического реализма, а его картина «Феномен» свидетельствует о том, что автора можно считать основателем сюрреализма, создавшего это направление в живописи за 9 лет до Сальвадора Дали.
Он плодотворно работал в 1920-х годах в Париже, позже переехал в США. Перед войной эмигрировал в США со своим партнёром Чарльзом Генри Фордом (братом актрисы Рут Форд). А вон женщина моет машину – это правнучка садовницы вашего прадеда. Через некоторое время они переехали в Италию. Смысл своего творчества художник раскрыл в письме 1947 года из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой), преподававшей литературу дочери Сталина Светлане Аллилуевой (письма художника переданы в РГАЛИ Ф. 3132 его внучатым племянником Константином Кедровым4).
Его все больше увлекает идея изображения не внешности человека, но его сущности. Из Берлина переехал в Париж, где стал театральным художником труппы Сергея Дягилева5. Середина 20-х годов в его творчестве прошла под знаком неоромантизма (неогуманизма). Развивая эту мысль, в дальнейшем Челищев отказывается от изображения «путей», а начинает писать саму энергию (опираясь, вероятно, на современные ему научные представления)— в виде сложной структуры из светящихся кругов, овалов и спиралей, которые пронизывают и наполняют контуры голов.
«Я молюсь на деревья. » – сказал он сестре Марии. Челищев стал свободно работать в живописи, не загоняя себя в рамки того или иного стиля. Художник узнаёт здесь свою мистическую перспективу. Так умирает художник, так рождаются ангелы. В компании Князева осенью 1921 г. Челищев обосновался в Берлине.
В это время его живопись окончательно утрачивает фигуративность (похоже, отказ от общения с людьми распространился и на человеческие фигуры на мольберте). В 1923 году вместе с труппой Романова Челищев уехал из Берлина в Париж и там наконец всерьез занялся живописью (ранее он работал почти исключительно в графике— театральной, книжной и т. д. ). Кроме того, как театральный художник он сотрудничал с Русским романтическим театром (работал над его декорациями), театром Кениггрэтцерштрассе, кабаре Синяя птица. Зимой 2007 года в галерее «Наши художники» на Рублевке состоялась первая выставка Павла Челищева в России, на которой выставлялся ряд картин из наследства Константина Кедрова, полученного в начале 1970-х годов.
Крона уходит в синеву неба, а множество её листьев— младенческих голов— напоминает ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Яблони почти одичали, но видите, целы. Открытие художника высоко оценили Эдит Ситуэлл и Гертруда Стайн, считавшая Челищева столь же гениальным, как Пабло Пикассо8.
Познакомился с Гертрудой Стайн7 и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Это была первая часть задуманного триптиха: «Чистилище— Ад— Рай»8. Рай», а в «Феномене», томившейся в те годы в запасниках Третьяковки изобразил ад. Свидетельством этой дружбы (точнее, партнерства, которое позволило Форду после смерти Челищева стать полноправным владельцем огромного количества его работ, написанных в период совместной жизни и подаренных ему художником) служат многочисленные портреты и зарисовки, на которых запечатлены и Чарльз и Эдит Ситуэлл. Чтобы оценить конкретную картину Челищева, нужно первым делом выяснить ее значимость. «Ожерелье из роз — портрет Чарльза Левинсона известного как «Ле Венсон» — «привлекательного бывшего солдата с превосходным ожерельем из вытатуированных цветов».
Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Этот шедевр минимализма появился под впечатлением созерцания написанной в вызывающе розовых тонах картины Челищева Корзинка с клубникой. Фото одной из работ этого периода – Дети-листья (1939 год) – представлена выше.
Он создал множество портретов своих знакомых и друзей. В 1934 году друзья покинули Париж и отправились в Нью-Йорк.
Перед войной эмигрировал в США со своим партнёром Чарльзом Генри Фордом (братом актрисы Рут Форд). Челищев следует сначала в Константинополь, затем в Европу.
Только ничего не рушьте. «Барышни, что же вы смеетесь. С приходом революции, все имущество родителей конфисковали новые власти. Коварная же Гертруда усаживала напротив челищевской картины Пикассо.
Итак, «метафизическая голова» на начальном этапе разработки темы— абрис человеческой головы, в который вписаны глаза, кровеносные сосуды, нервы иногда кости черепа. В 1928 году Павел Федорович оформил балет Ода для труппы С. Дягилева.
В Киеве художник писал лирические пейзажи, а также создавал полотна в кубистском стиле. Причем Ад находится в Москве, под названием Феномен он демонстрируется в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, вторая часть Чистилище, она же Игра в прятки, экспонируется в музее Современного искусства Нью-Йорка. Тревожащая двойственность — излюбленный мотив Челищева. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически.
Тогда я не мог и мечтать, чтобы эта картина оказалась в Советском Союзе. Дети искали тамновые фигурки младенцев среди листвы. В настоящее время экспонируется взале 22 Третьяковки на Крымском Валу. Челищев в своей жизни часто сталкивался с непониманием. В 1942 на персональной выставке Нью-Йорке у картины зрители простаивали часами.
Постепенно фигуры исчезают, оставляя за собой сияющие абстрактные структуры, «внутренние ландшафты», неожиданно отзывающиеся в эстетике оп-арта. Слева "Автопортрет", 1925г. «Его картины все более утончались, освобождаясь от материи. Осуществил росписи интерьеров кабаре, оформлял балеты трупп В. Зимина и Б. Князева. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной.
И, наконец, совсем исконное, посконное — откровенный гомоэротизм. Он больше не «стремится покорить вселенную», так как «прежде всего надо понять самого себя». Пикассо уже рисовал три головы в одной. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров. Все увидят и войдут. ». Его картина «Каш-каш» (прятки) ныне висит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Принято считать, что они— результат попытки изобразить сущность человека. Там дальше два пруда, один для скота, а другой с чистой водой питьевой. В живописи он начинает работать свободно, не ограничивая себя рамками конкретного стиля. По поводу этого Челищев говорил: «Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти. ».
Вот что пишет Гертруда Стайн в своей знаменитой «Автобиографии Эллис Би Токлас» о Челищеве и неоромантиках: «Этот молодой русский был довольно интересен. Специально, чтобы провоцировать приступы ярости. «Феномена»— Ад— выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды.
В 1919 вступил в Белую гвардию, служил картографом, в 1920 эвакуировался из Новороссийска в Константинополь. Существует даже легенда, что подростковые работы Павла показали как-то художнику Константину Коровину, попросив его стать учителем подрастающего таланта, на что Коровин ответил: «Мне нечему его учить, он уже художник». Челищев вспоминал, что он «открыл дверь, но никто в нее не вошел. ».
В США вместе с единомышленниками организовал сюрреалистическую группировку «Неоромантизм»5. «Феномена» – Ад – выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. Среди немногих, кто понимал и ценил мистический сюрреализм моего двоюродного деда, были Гертруда Стайн, поэтесса Эдит Ситуэлл искусствовед Паркер Тайлер, написавший монографию «Божественная комедия Павла Челищева». Плотская чувственность покидает его холсты, сменяясь поисками «внутренней перспективы проекции высшего». Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу юному художнику, когда он волею революции оказался за границей. В настоящее время она экспонируется в зале 22 Третьяковки на Крымском Валу. Третье полотно в задуманном формате так и не было исполнено.
На полотне изображен Эдалжи Диншо (1916-1970). Живописная слава его началась с картины "Корзинка с клубникой", которую приобрела Гертруда Стайн. Они показывают буквально внутреннее устройство человека. Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но её мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш»— прятки), завершённой художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в суровый 1942 год. В 2010 году Sothebys провел в Нью-Йорке аукцион работ Челищева из коллекции Рут и Чарльза Форд, принесший ошеломительные результаты: «Портрет Рут Форд» был куплен почти впятеро дороже первоначальной оценки и стал самой дорогой работой художника, проданной на открытом рынке.
Главную партию исполнял Сергей Лифарь. Дело Федора Сергеевича не пропало. Картина написана в год моего рождения, в 1942-м.
Мощь и тяжелая сосредоточенность героя словно подсвечены пламенем глухих страстей. Дальше возникает голубая часть, где прогуливаются маленькие дети рядом с «головой профессора Доуэля». Искусство Челищева в Нью-Йорке расцвело в полную силу. В итоге спектакль вышел слишком новаторским даже для искушенной парижской публики. Особенно когда есть хорошее настроение и правильные мечты.
Был ли он один такой. Пикассо уже рисовал три головы в одной. Он пишет много портретов друзей и знакомых. Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Поговорите с ней». Репродукция «Феномены» здесь черно-белая, но в большем формате.
Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров. Был ли он один такой. Другие пастели были переданы К. Кедровым в Русский музей в 1986 году.
«Каш-каш» – воспоминания о безмятежном детстве художника в имении отца, моего прадеда Федора Челищева.
Спектакль ставился по оде Ломоносова. Этот его стиль позже назовут «новым лучизмом». Другая часть триптиха — ад — носит название «Феномена», создавалась с 1936 по 1938 год и ныне находится в зале 20 Государственной Третьяковской галереи.
Я много размышляю над его картиной «Каш-каш». Эта картина стала самой дорогой работой Челищева, проданной на рынке. Но именно об этом мечтал ее автор. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер. Из нее я узнал, что Павлик всю жизнь писал триптих «Ад.
Возможно из-за этого его живопись окончательно потеряла фигуративность. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. За обликом реального Лифаря проступают черты Принца из таинственного предания.