Картины Про Ленина

В конце 1920 — начале 1930-х годов картину «Ленин у прямого провода» создает Игорь Грабарь, Александр Моравов пишет полотно «Ленин в вагоне финляндской железной дороги», «поэтическим, взволнованным полотном» удивляет критиков той поры Аркадий Рылов — «Ленин в Разливе» (1934 года).

Владимир Ильич Ленин на картинах художников

Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева. Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму.

«Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году. Революция давала возможность художникам-авангардистам переписать всю прошлую и будущую историю таким образом, чтобы занять в ней главное место. Таким образом, непосредственное событие, действие Лисицкий сводит к тексту и лозунгу. В знаменитом плакате «Красным клином бей белых» Эль Лисицкий использует супрематический язык Малевича в политических целях. Снаружи их должны были опоясывать две гигантские спирали из металла.

Несмотря на программное отрицание изобразительной формы как изжившей себя, во второй половине 20-х годов художник обращается к фигуративности. Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя. В каждом из объемов художник предполагал разместить помещения для «трех властей» — законодательной, общественной и информационной. А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб. И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии.

Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр). Полные решимости мужские и женские фигуры выписаны мощно и очень объемно. Идея башни возникла у Татлина еще в 1918 году.

Ленины в Разливе: 
при параде и не 
очень

Ленины в Разливе: при параде и не очень

На картине «Большевик» изображен исполинский мужик в валенках, тулупе и шапке за спиной его, заполняя собой все небо, развевается красное знамя революции. Эту технику художник обозначал словом «кино». Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами.

Самые талантливые художники, скульпторы и графики собрались вместе, чтобы создавать новое искусство, которое укрепляло бы веру народа в советскую власть и социалистические идеи в целом. Свой минималистичный декоративный стиль он реализовал в первую очередь в натюрмортах.

В первую очередь хочется отметить, что с Октябрьской революцией связано появление крупнейшего объединения людей творческих профессий – Ассоциации Художников Революционной России. Основной акцент Штеренберг делает на форме стола, который в известном смысле становится отражением культуры кафе с ее открытостью и выставленностью на показ. Конструктивизм с большим энтузиазмом, чем остальные течения авангарда, взял на себя ответственность за риторику и эстетику власти. Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы.

На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ». Она должна была стать символом новых отношений искусства с государством. Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого. Давид Штеренберг, хоть и был комиссаром, но не был радикалом в искусстве. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать.

10 самых значимых 
картин революции

10 самых значимых картин революции

Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много. Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал». Образ Ленина широко тиражируется в плакатах. Чистые геометрические формы служат описанием ожесточенного вооруженного конфликта.

Одной из наиболее заметных черт этого периода его творчества стала обезличенность людей. Ленин». Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой».

Впрочем, ей было суждено остаться неосуществленной. Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям. Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И. В то же время это не просто картина, а обобщающая формула, которая отражает Вселенную. Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь.

«Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ. Гигантским шагом он проходит по городу, а далеко внизу копошится многочисленный народ.

На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи этого единственного в своём роде жанра в искусстве — Ленинианы — стремились как можно точнее донести до потомков «необолганный», выражаясь языком Маяковского, образ вождя. Социалистическое искусство исключает понятие уникальности, оно не более чем фабрика по производству вещей и весьма определенных идей, которые должны быть усвоены массами. Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. Таким образом, Малевич создает новую «постсупрематическую икону».

Все элементы плаката жестко переплетены друг с другом и взаимозависимы. Ее ничем не остановить, от нее не спрятаться и она в итоге раздавит и уничтожит все на своем пути. Однако после переворота художник обратился к революционной тематике.

Культ Ленина, его образы в картинах художников

Тиражировалась уже не фотография, не доклад, но набор разрешенных деталей художественного образа — если хотите, штамп. «Формула петроградского пролетариата» была написана во время гражданской войны. Еще одним выдающимся произведением, на котором через переживания одного человека показан дух революции, является картина Кузьмы Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна», написанная сразу после переломного момента в истории страны. Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова.

Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина». Цель творчества Редько — обожествление и сакрализация революции. Он стремился преодолеть материальность краски и проводил аналогии между живописью и радио, электричеством, кинематографом и даже северным сиянием. В качестве символа берется профиль вождя. От фигур как будто исходит свечение, что делает картину похожей на неоновую вывеску.

  • Владимир Ильич Ленин в живописи
  • Ленин Владимир Ильич в живописи
  • Разный Ленин: хрестоматийные портреты и неизвестные образы
  • Октябрьская революция в творчестве русских художников
  • Фото Ленина с большим разрешением (фотопортрет Владимира Ленина)
  • Портрет Ленина почти сто лет скрывал изображение Николая
  • Секретные фотографии Ленина (18 фото)

Люди в картинах Филонова измельчены в мясорубке истории. (то есть периодом до «Черного квадрата»), вот таким образом отказ от беспредметности не выглядит здесь как предательство собственных идеалов. Однако возможно, что даже против воли автора его «мы» наполнено глубоким ужасом. Непременным атрибутом внешности вождя становится пиджак, появляется вошедшая в анекдоты кепка, застывает в знакомом жесте приподнятая правая рука. Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова». Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков. Вместо лиц и голов их тела увенчаны красными, черными и белыми овалами.

Малевич воспринял революцию мировоззренчески новыми людьми и пропагандистами супрематической веры должны были стать члены арт-группировки УНОВИС («Утвердители нового искусства»), носившие на рукаве повязку в виде черного квадрата. К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно. Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным. Картина поделена на два яруса.

  • Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе, 1910, другие портреты
  • История в фотографиях — города и страны, события и люди
  • Второй мужчина Надежды Крупской

«Голова крестьянина» напоминает сакральные изображения, например икону «Спас Ярое Око». К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине».

Уже через год художнику удалось получить заказ на возведение этой утопической постройки. Сюжеты для картин он черпал в повседневности, однако форму для них берет из прошлых эпох. Опыт участия в великих и вместе с тем чудовищных исторических событиях (Первой мировой войне и революции) оказал огромное влияние на творчество художника. Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад. Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года.

Владимир Ильич Ленин 
в живописи

Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова. Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя». Мужик — это, конечно, сама революция, вырвавшаяся на улицы. Он создает работы крестьянского цикла, но датирует их 1908–1912 годами.

Он по-новому обыгрывает знакомые всем схемы, подменяя Рай социалистическим миром, а Христа и святых — Лениным с его приспешниками. Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил. Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. Благодаря такому упрощению, образ Ленина превращается в сюжет массового производства. Яркие, декоративные, очень аппликативные и принципиально «поверхностные» натюрморты воспринимались в советской России как истинно революционные, переворачивающие старый быт.

Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. Главная идея монумента состояла в динамике, что соответствовало духу времени. Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы. Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана.

Громогласные и патетичные лозунги нового жизнеустроения захватывали художника куда меньше. В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна». Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура.

Это очень точно подмечено. Мир Филонова — мир коллективного тела, мир выдвинутого эпохой понятия «мы», где частное и личное упраздняется. Сам художник считал себя выразителем идей пролетариата, а коллективное тело, которое всегда присутствует в его картинах, называл «мировым расцветом». Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам.