Картины Репина С Названиями И Описанием Фото

Персоны и личности (интересное о известных)

О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. я работал завороженный. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Работал весь день, не замечая времени. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Америка—Франция—Россия. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Каждый персонаж переживает что-то своё.

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В эту минуту в комнату вошел Христос. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

Репин умер в Финляндии, куда переехал после того, как большевики пришли к власти. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Этюд получился превосходный. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Казалось, она спит. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Тем не менее, на родине его картины знали и любили.

Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Общение с прежними друзьями было только заочным. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.

Репин Илья Ефимович, 
– жанровая живопись, 
мифологические картины,

Репин Илья Ефимович, – жанровая живопись, мифологические картины, портретная и историческая живопись в стиле реализм

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Пятый факт. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. И вот уже перед нами не царь, а отец. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Он идет прямо к матери. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

Много учился на написании портретов близких и друзей. Имя Репина стало широко известным. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Берег Волги. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Все заняты. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Известные люди на 
портретах кисти 
Репина и на фотографиях

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. О чем эта история. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Жил в Италии и Франции (1873–1876). Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Не доносчик ли. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Силу человеческого духа увидели в картине современники.

О картине появилось много статей в периодической печати. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

Творчество художника 
в фотографиях

Творчество художника в фотографиях

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Стасов присылает ему все, что он просит. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Коммунистические лидеры ставили его в одну линию с Толстым, Мусоргским и Римским-Корсаковым. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали».

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин забыл о конкурсе, об Академии. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Комната небогатой интеллигентной семьи.

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Репин встречал их по средам. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Мне минутами становилось страшно».

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Л. Н. Толстого». Репин считал сам эту картину красивой. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Первый факт.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Так ли это – судить зрителям. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.

Публике картина понравилась. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. За свою долгую жизнь Илья Ефимович написал множество картин и мы сегодня вспоминаем самые известные из них. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Путешествие по России: 
Самарская область

Путешествие по России: Самарская область

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. За окном летний день. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Хотя он и критиковал политику Николая Второго, коммунисты ему нравились не больше.

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.

«Отказ от исповеди 
перед казнью» (1879-1885)

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Вдохновлённый атмосферой, созданной музыкой, он непременно решил запечатлеть свои эмоции на холсте.

В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Илья Репин олицетворял собой русскую культуру и искусство.

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин никуда не делся.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Убийство свершилось. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вегетарианцем стал и сам Репин. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

«Крестный ход в 
Курской губернии» 
 (1880-1883)

«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Репин дважды подавал прошения об отставке. М. Бунакову. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). художественный музей им. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Она была закончена только в 1891 году.

«Запорожцы пишут 
письмо турецкому 
султану» (1880-1891)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Третьяков»109. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.

«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

«Торжественное заседание 
Государственного 
Совета 7 мая 1901

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств