Картины Рубенса Фото

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Вот таким образом некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.

Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.

Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.

Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определенный женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жен. После смерти Рубенса Елена хотела уничтожить эту работу и другие, на которых она тоже была обнажена, но через духовника её уговорили не делать этого. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.

Также Рубенс создал множество портретов. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.

Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.

Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).

Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества.

Петер Пауль Рубенс 
и его картины (16)

Петер Пауль Рубенс и его картины (16)

После июльских событий 1631 года Мария Медичи бежала из пределов Французского королевства и укрылась в Хагенау. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. В 1590 году обучение пришлось прервать: сестра Питера и Филиппа— Бландина— вышла замуж, её приданое поглотило остатки средств, завещанных Яном Рубенсом. Неужели она была настолько скромна.

Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса – бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Из античности почерпнуты два постоянных сюжета живописи Рубенса— вакханалии и триумф после боя, которые символизировали для него две взаимодополняющие стороны бытия, природную и возвышенно-человеческую129.

Питер Пауль Рубенс 
– биография и картины

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Королева желала обустроить галерею славы, наподобие созданной когда-то Вазари во флорентийском Палаццо Веккьо. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений.

Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката.

Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Картина была подписана обоими художниками104.

Кто такие рубенсовские 
женщины: описание, 
картины и интересные

Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты

Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Им тесно в пределах двухмерного пространства.

Зарисовками животных он занимался в зверинце герцога Гонзага, а копируя в Риме античные саркофаги, не пропускал сюжет об охоте на калидонского зверя. Но Идас камнем сразил Полидевка. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.

Женщины в картинах 
знаменитых зарубежных 
художников (более

Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников (более 100 картин)

Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).

Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров.

Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.

Галерея картин Питера 
Пауля Рубенса

Галерея картин Питера Пауля Рубенса

За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света.

Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться.

Рубенс заботился о своих авторских правах. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.

Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии изображением обнаженной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

Отпевание состоялось 2 июня. Повреждения касаются не поверхности живописи— это не плесень или пятно, которое можно снять, — но самих холстов они были покрыты листами жести, завёрнуты в двойную провощённую ткань и уложены в деревянные сундуки и, несмотря на это, холсты испорчены и разрушены двадцатипятидневным непрерывным ливнем— неслыханная в Испании вещь. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.

Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.

Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.

Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Отец отдал его на воспитание монахам-августинцам и, очевидно, строил на его счёт большие планы. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.

Галерея картинПитера 
Пауля Рубенса

Галерея картинПитера Пауля Рубенса

И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».

Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.

  • 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
  • Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  • Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
  • 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
  • Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  • Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс

Все это тайна велика есть. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. Общая стоимость всего движимого и недвижимого имущества и художественных коллекций была оценена в 400 000 флоринов, что примерно соответствовало 2 500 000 бельгийских золотых франков 1900 года223.

Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.

  • Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
  • Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
  • Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  • Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
  • Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы

Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.

Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.

  1. Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
  2. Женщины Рубенса: обнаженная натура в творчестве художника
  3. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Питер Рубенс: последние новости
  6. Женский портал о красоте и стройности
  7. Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса

Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. Все это я вычитала в аннотации к картине.

Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  • «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
  • Шедевры, выставленные в Эрмитаже
  • Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
  • ИнфоМания Информационно-развлекательный новостной сайт

Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти.

Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.

Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.

  • Общееколичествопросмотровстраницы

Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.

10 шедевров Питера 
Пауля Рубенса

Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.

За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.

Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.

В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Для сравнения: семья Филиппа— жена, двое детей и двое слуг— издерживали в год примерно 400 флоринов78. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Эту функцию у Рубенса исполняют доспехи, активное действие на заднем плане, представление портретируемого как бы на возвышенном пьедестале51.

Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164.

Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Вдова, оставшись со старшей дочерью и сыновьями Филиппом и Питером, приняла решение вернуться в Антверпен, опустошённый войной10. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.

Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.

Задача была грандиозна: следовало сорвать готовящуюся сделку Ришельё с Англией уговорить главу французских гугенотов Субиза вернуться во Францию, чтобы раздувать смуту далее найти возможность примирить курфюрста Пфальца с австрийским императором, поскольку это стало главной причиной желания Лондона к переговорам наконец, приложить все усилия к заключению перемирия между Испанией и Соединёнными Провинциями. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями.

Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.

В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.

Вторая серия осталась неосуществленной.

Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. С наслаждением писал местные пейзажи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.

Соперничество кончилось трагедией. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.

Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.

Карлу Борромео). Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе. Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии152. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.

Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом166.

Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.

После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.

В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью».

На заднем плане в окне виден пейзаж. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, так как она не обладала никакими недостатками своего пола она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили её живую и оплакивают мёртвую.

Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками12. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.

Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. создал свою мастерскую. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».

Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. 13 мая 1625 года помост, на котором было место Рубенса, обвалился, но художник ухватился за балку и не пострадал.

Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.

Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.

После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина.

Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. И слава Богу. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».

Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.

В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру. Художник дважды был женат. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. В его отсутствие старейшиной в студии оставался Л. Файдербе — скульптор, работавший исключительно по рисункам хозяина.

«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи.

Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.

Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица122. Луки214. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.

Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.

Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Возможно, это труды Сенеки.

Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником – их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса.

Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.

Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».

Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Душевное состояние его было таково, что он пожелал на некоторое время уединиться в монастыре и перед обществом предстал только в январе следующего, 1609 года66.

После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. В них начисто отсутствует мистика.

Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный в нескольких милях к югу от Антверпена. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение.

Слишком скудно. Королевским приказом для Рубенса были открыты все художественные коллекции, а гидом назначили придворного живописца Диего де Веласкеса. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.

В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем49. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Игнатия (ныне посвящённой св. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.

Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Переговоры с художником начались в 1621 году, в ноябре согласие дал королевский интендант Ришельё и 23 декабря Николя де Пейреск писал Рубенсу о его приглашении в Париж154. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.

Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи. Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.

С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В частности, были убраны бойницы. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.

Его зрительная память не уступала памяти на тексты. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. В Италии, копируя образцы своих предшественников, он вёл записные книжки, в которых осмысливал законы анатомии и геометрии, вырабатывал основы собственной эстетики.

В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.

Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».

Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.

Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Большую часть полотна занимают простые смертные, буквально разбросанные в разные стороны силой снизошедшего к ним Христа. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.

Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.

Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».

Губерта, Диану на охоте и подобное. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.

М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».

В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.

В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу.

Работая в Испании, Рубенс понимал, что не задержится в этой стране надолго, вот таким образом спешил. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Лекуре, «доходило до угодничества».

11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Поверенный в делах мантуанского герцогства Иберти предложил Рубенсу нанять испанского живописца и привести холсты в порядок, но 26-летний художник, не имевший реальных дипломатических полномочий, это предложение отверг46.

Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).

В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.

Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.

За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Для работы над эскизами и графикой предназначалась особая комната, в ней же принимались натурщики. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».

Один из его учителей, Отто ван Веен, большой знаток античной истории, находился под влиянием искусства итальянского Возрождения и его увлечение в полной мере передалось ученику. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом.

Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

В это время появились известия о франко-испанском договоре о совместном вторжении на Британские острова и восстановлении на них католической веры, который был подписан Оливаресом ещё 20 марта 1627 года. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.

В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.

Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине.

Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.

Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Создатель жанра романтического пейзажа Джошуа Рейнольдс профессионально изучал творчество Рубенса во время своего путешествия по Нидерландам.

Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми.

Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».

Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. В июле 1718 года церковь сгорела и от живописи художника не осталось и следа, за исключением немногих предварительных эскизов и набросков. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Фламандский художник был удивительной личностью, сочетающей в себе качества, необходимые для успеха и создания гениальных достижений — сильным умом, мощной энергией, красивой наружностью, гармоничной душой и светлой головой, необходимой для творчества и предпринимательства.

Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.

По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.

В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.

Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Речь шла о «Воздвижении креста». Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Больше всего его работы напоминают пробу пера: чередование белого с зелёным, похожее на приёмы Веронезе или Джулио Романо, тициановская охра, тёмный колорит Карраччи»54. Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии.

Брак был заключён с большой поспешностью. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. «В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.

Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. В июле 1627 года Рубенс выехал в Голландию для встречи с Жербье, обставив её как увеселительную поездку. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.

За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.

Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Ян Рубенс продолжал исполнять обязанности юриста, не оставлял он и симпатий к кальвинизму, что выражалось, в частности, в том, что он не ходил к мессе.

Рубенс получил также изукрашенную драгоценностями шпагу, бриллиантовую ленту для шляпы и бриллиантовое кольцо с пальца монарха. Детальное изучение и самостоятельное копирование шедевров ренессанса и античности выработали его индивидуальную манеру и стиль творчества, помогли закрепить полученные знания.

Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. В Древней Греции этих богинь звали харитами.

В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210. Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.

Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Квартира располагалась на виа Санта-Кроче близ Площади Испании, братья даже наняли себе двух слуг53. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность.

Кроме того, он получал 3173 флорина государственной ренты из доходов от Брюссельского канала. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.

Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена.

Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.

К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.

Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.

В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции.

Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.

Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.

Но что-то дрогнуло во мне. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.

Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.

Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.

Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.

За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Поверенный не хотел, чтобы Рубенс лично представил дары королю и не допустил его к аудиенции, о чём художник без эмоций сообщал герцогу Мантуи48.

Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Эта же комната служила и личным кабинетом.

Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.

20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.

Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.

Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ.

Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс.

Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.

28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).

В картине 1611 года Четыре философа Рубенс, помимо себя изобразил скончавшегося в этом году любимого брата Филипа, ученого философа Юста Липсия и его ученика Яна Воверия. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.

Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало.