Картины Ушакова Симона

Описание картины Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская»

Дата указана и от Адама и от Рождества Христова. Но был канон исходящий из понимания иконы как носителя некоей духовности. стлб.

Излюбленной темой становится Спас Нерукотворный (например иконы «Христос Эммануил», 1668, «Спас Нерукотворный», 1678). Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. В житии Иллариона, между прочим, сообщается о следующем случае. Это скорей греческое искусство, византийское.

Вследствии этой челобитной, 1 апреля 1664 г., околничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово приказал иконописцу Симону Ушакову для ево иконнаго мастерства и для того, что он у его государских дел бывает безпрестанно, учинить ево великого государева жалованья поденного корму по гривне на день для того, как он был в Серебряной полате и в то время всякие верховые дела делывал и из Оружейные полаты и ему давано по гривне ж на день, а и преж сего как он бывал у ево государских дел и ему по гривне ж на день давано (Там же). Кремлевские стены и башни написаны очень точно. Икону эту следовало бы считать картиной триумфа русской государственности. В трактате также звучит слово в защиту почитания икон, содержатся рассуждения о соотношении образа и первообраза и осуждается хуление святых икон. список сохранившихся произведений, 53). К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. Годом рождения мастера традиционно принято считать либо 1625 (после сентября), либо 1626 (до сентября), основываясь на надписи на иконе, некогда находившейся в церкви Троицы в Никитниках и позднее пропавшей, которую упоминает Тромонин (Тромонин 1845:88): Лета 7166 году написал государев иконник Симон Федоров сын Ушаков 32 лета возраста своего.

Федору Елизарьеву – преподобныя Феодосии. Художник изобразил гигантскую фигуру ангела, тело которого сплошь состоит из облака, вместо ног столбы пламени, а лицо представляет собой ярко-красное солнце с расходящимися во все стороны лучами.

  1. Симон Ушаков: государев иконописец
  2. Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
  3. Симон Ушаков: биография и лучшие работы иконописца (фото)
  4. Симон Федорович Ушаков иконописец
  5. Третьяковская галерея открыла выставку Симона Ушакова, царского изографа
  6. Ушаков Симон» Картины художника
  7. «Имея талант иконописательства, врученный моему ничтожеству» О русском иконописце века Симоне Ушакове
  8. ШАКОВ СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОВИЧ (1626-1686)

Китай-город. Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св. Палаты были выстроены в усадьбе, принадлежавшей в 1652 году богатому купцу Ивану Чулкову. Особенно интересно сказание жития Иллариона о ночном видении последнего, касающемся вопроса о выборе храмовой иконы для новой монастырской церкви. Вне своих служебных обязанностей в 1657-1659 гг.

Ушаков очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как в 22 года был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр. А несколько выставленных на одной стене «Спасов Нерукотворных» (любимый сюжет Ушакова) можно рассматривать как образец возможных вольностей в строгих рамках канона.

В 1829 году в доме разместилось одно из училищ Московского университета. Стлб. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием». На эти работы 6 июля Симон Ушаков получил краски бакану веницейского по весу фунт (Оп. 182 г. 240).

Такими каменными жилыми домами в то время активно застраивалась восточная нагорная часть Китай-города. Симон Ушаков написал несколько икон по заказу купцов Никитниковых для церкви Грузинской Богоматери (Троицы в Никитниках), в приходе которой он проживал: Спас Великий Архиерей, Спас Нерукотворный, а также написанная совместно с Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым икона Благовещение, с клеймами Акафиста (см. Общее число медальонов – 20, по 10 с каждой стороны.

  1. Симон Ушаков – крупнейший русский художник века
  2. Значение творчества Симона Ушакова
  3. Произведение – историческая эпопея
  4. Ушаков Симон Фёдорович, русский художник

Выставка «Симон Ушаков – царский изограф» способна произвести впечатление и на зрителей в иконописи не искушенных. список подписных произведений, 16-17 список приписываемых произведений, 3). Спас Нерукотворный. 1670 г. Ушаков Симон. Происходит из московского Новодевичьего монастыря. Ушаков Симон (Пимен) Феодорович (1626-1686) – знаменитый русский иконописец и график. Ушаков Симон Фёдорович (Пимен) (1626-1686), русский художник. Л. 1305).

Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Ярославские фрески артели Гурия Никитина и Силы Савина или Дмитрия Григорьева (Плеханова) -- самый яркий тому пример. Мастерство, трудолюбие, удивительная работоспособность обратили на себя внимание начальства и в 1664 году его переводят в Оружейную палату, где определяют на хорошо оплачиваемую должность «жалованный изограф». Ипатьевский переулок находится между улицами Ильинка и Варварка.

А для указания того писма в Угрешской монастырь не на большое время (послать) Симона Ушакова (Стлб. Так как первый портрет Симона Ушакова, вернее его кисти или парсуна (произошло слово от латинского термина persona – личность) – тоже новое слово в искусстве. 181 г. 453). Федору Евтифееву (и это зачеркнуто): Великомученика Федора, Божия дара. Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных бытовых предметов. И именно благодаря тому, что постройки когда-то принадлежали столь выдающемуся деятелю искусства, они уцелели во время революционных событий и в советскую эпоху, скорую на разнообразные «расчеты с прошлым».

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Писал Симон Ушаков, государев иконописец»
  • Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
  • ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
  • Мастерские создателя русской живописи
  • Последние статьи в блоге о Москве

Свои взгляды на иконопись У. изложил в "Слове к люботщательному иконнаго писания" (1666 изд. С 1648 находился в качестве художника на царской службе. В 1657 г. с иконописцами Оружейной палаты Степаном Резанцем и Федором Козловым Ушаков расписывал одну из комнат государя Алексея Михайловича во дворце, которую, по-видимому, предполагалось расписать еще до морового поветрия 1655 г. Царь указал у себя великаго государя вверху – комнату написать вновь стенным письмом, а у того стенного письма великаго государя указом указал быть иконником стряпчей с ключом Федор Алексеевич Полтев Приказу Серебряныя палаты знаменщику и иконописцу Симону Ушакову, да Оружейныя палаты жалованным иконописцам Степану Резанцу, Федору Козлову, а поденный корм велено им иконописцам давать, против прежняго государева указу, по 2 алтына человеку на день, как они бывали, наперед сего, у его государевых иконописных дел и у знамен, до морового поветрия (Успенский 1910). Никите Павловцу – святыя великомученицы Екатерины. 11 августа за 7 алт.

Тайная вечеря – это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью ближайшими учениками (апостолами), во время которой Он установил таинство евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира. Когда-то, в 1325 году, митрополит Петр предсказал Ивану Даниловичу, что нужно перенести кафедру, столицу из Владимира в Москву: «Сам прославишься и дети твои прославлены будут». Которым, возможно, захочется прочесть более понятные экспликации к иконам и тексты, объясняющие, в чем же заключается «живоподобность» икон Ушакова.

Симон Ушаков: государев 
иконописец

Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Это Кремль, каким он был триста лет назад.

УШАКОВ Симон (Пимен) Федорович (1626—86), рус.

Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника. На окладе была серебряная золоченая дощечка с надписью: При державе благочестивых великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев 7192 (1683/1684) году по обещанию сию икону Спасову писал своею рукою бренною Пимен Федоров сын по прозванию Симон Ушаков и оклад златом и сребром и венец с камением жемчугом построил вкладом Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь в настоящую церковь памяти ради себе и жены Февронии и сына Петра, Евфимии и усопших роду: Филарета схимника, Марины схимницы, Саватия схимника, Сергия схимника, Василия схимника, Афанасия гостя, Феодоры и младенцев своих, тако бо благое преблагому Богу принесу приплодование мне врученного таланта, восприиму воздаяние, надеждою простираяся моею, вся вы зрящих их же ради положи труды сии и иждивение. 184 г. 439 ср. Центральной темой творчества Ушакова стал «Спас Нерукотворный». Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию.

В центре, среди его ветвей и цветов, – медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. В историю искусства он так и вошел под названием «Васильевский чин». список сохранившихся графических произведений). У Иисуса есть ресницы, глаза блестят, как будто от слезинки.

2 февраля 1675 г. по царскому указу Ушакову были выданы досталные деньги (Cтлб. Симон Ушаков. В середине XIX века (до 1873 г. ) он был искажен неискусными реставраторами На иконе были золоченый оклад и гривна, украшенные драгоценными камнями. На стене под деревом стоят царь Алексей Михайлович, царица с сыновьями. Стлб. В том же году 2 августа царь пожаловал Симона Ушакова – велел ему дать своего государя жалованья за ево иконное художество с Казеннаго двора платье однорядку, сукно лундыш с пуговицы, ферези камчатые з завяски, кафтан камчатой, под ферези штаны суконные, шапку с соболем, сапоги сафьянные, зуфь на охабень, да из Новые чети денег двадцать рублев для того, – писал он Симон в тафтяную церковь иконное воображение (Стлб.

И, несмотря на это, церковь приняла икону. Ушакову прибавили 5 руб. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы.

Ему дано за работу в трапезе 12 руб., за починку в кружалах образов – 4 руб., за вымен киота резного, деревянного, позолоченного (Извеков 1916:20, 43). Их родство состоит в том, что все они – святые Русской земли. В этом трактате Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образы «всех умных тварей и вещей с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым». 1668 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Владимирская икона изображена здесь как главная святыня всей Руси. Художник имел большое число учеников, образовавших "ушаковскую" школу иконописи.

Произведения У. высоко ценились его покровителем царем Алексеем Михайловичем. К сожалению, до сих пор ни одного из этих портретов обнаружить не удалось. в "Вестнике общества древнерус. 173 г. 387).

На выставке кроме икон самого Симона Ушакова экспонируются наиболее известные работы его прямых учеников (среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и, возможно, Феодот Ухтомский). Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668). 176 г. 2).

«Троица» достойна отдельного описания. 181 г. 72).

182 г. 284). Работая над другими образами, он чаще всего поручал «доличное» (фон, одежды и прочее) своим ученикам, а сам писал только лики. Есть изменения и в языке изображения. Владимир часто подвергался набегам и, конечно, многие от этого страдали. А Симон Ушаков его, выходит, нарушил. Так что Алексей Михайлович, действительно, мог оказаться реформатором поневоле.

183 г. 48). Ивану Леонтьеву – святыя Анны. Имя Симона Ушакова привлекало внимание многих поколений исследователей. Именно в связи с сугубой увлеченностью Ушакова техникой и приемами личного письма им было создано более двенадцати образов «Спаса Нерукотворного». Новые оценки иконопись мастера Оружейной палаты получила лишь в последнее время.

Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был Симон Ушаков (1626—1686). 175 г. 603). Ушаков с товарищами решили, что надобно все збивать долой и левкасить и писать будет вновь (Там же). В экспозиции собраны все лучшие работы Симона Ушакова.

Симона Ушакова она интересовала всегда. 176 г. 1496). (Стлб. Барановским, чтобы спасти памятник архитектуры.

XVII век. Он жил в каменных палатах в Ипатьевском переулке, напротив церкви Живоначальной Троицы.

175 г. 417). К 1667 г. относится еще несколько сведений о Симоне Ушакове. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука.

Художник осознает, что стоит не только пред Божиими очами, но и перед судом общества. Любая работа была ему по плечу. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни.

(Салтыков А. А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова // ТОДРЛ. Однако, это в светской живописи, а в церковной всё по-другому. Стлб. Становилась устойчивее экономика, расширялись зарубежные контакты.

Соответственно, все правила и каноны брались у византийцев. Вып. Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения -- «как в жизни бывает».

Симон Ушаков жил в Китай-городе недалеко от церкви Святой Троицы в Никитниках. список сохранившихся произведений, 3-4, 6). Ильина Т. В. (Забелин 1894. Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру.

Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. Оп. Но понимание, насколько царский изограф был связан со своим временем, насколько его новаторства, основанные на традиции, оказались невостребованными при царстве сына Алексея Михайловича, с традициями резко порвавшего, дает возможность увидеть в Ушакове не только превосходного мастера, но и русского реформатора, не востребованного будущим. Иконы Ушакова остаются истинными православными образами. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»: несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем иконы, созданные им, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, характерных для «горнего мира». Ушаков был разносторонней личностью, он руководил огромной мастерской, при этом и сам много работал.

Расписывали много, но иначе, чем раньше. Новые веяния сделали зодчество иконопись и другие виды творчества более декоративными, краски стали ярче, образы – пластичнее. Вследствие этого указа, боярином и оружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово был приглашен Симон Ушаков с товарищами и допрашиван у Успенского собора над южными дверми Спасов образ Нерукотвореннаго и около того образа ветхие места починить заново мочно-ль (Там же). Часть ранних икон, относящихся к 1650-м — началу 1660-х годов, выполнена в традиционной манере, однако среди них есть и первые образцы «живоподобного» стиля, созданные для московской церкви Троицы в Никитниках.

Здесь 170 г. указан, вероятно, по ошибке лица, писавшего роспись. «Нарышкинское бароккко» — последний её всплеск. Вып.

Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. 4. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие», которое ошибочно трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере. По мнению А. А. Салтыкова оно написано в 1656-1657 гг. (Леонид 1881 Николаева 1977).

Общая композиция произведения восходит к сербским изображениям родословной правителей Неманичей, которая, в свою очередь, опирается на иконографию родословной Христа, называемую «Древо Иессеево». Стоят на своем месте они и теперь – островок древней старины среди обезличенных бетонных «коробок». При возобновлении в 1680 г. церкви Спаса Нерукотворного, что у царевен на сенях в Кремлевском дворце, были написаны деисусы, праздники (25 икон), столбцы и тябла золоченые красные тогда же было выменено в Оружейной палате 3 местные иконы: Спас, Богоматерь и Федор Стратилат. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева. По указу от 1674 г. Оружейные полаты иконописцу Ушакову на цку образную липовую пять алтын. Годом рождения мастера традиционно принято считать либо 1625 (после сентября), либо 1626 (до сентября), основываясь на надписи на иконе, некогда находившейся в церкви Троицы в Никитниках и позднее пропавшей, которую упоминает Тромонин (Тромонин 1845:88): Лета 7166 году написал государев иконник Симон Федоров сын Ушаков 32 лета возраста своего.

В обычае людей XVII века было иметь два имени, одно потаенное, посвященное Богу, другое – «зовомое», которое знали все. Для этого храма в 1657-68 годах мастер написал несколько замечательных икон. Государственная Третьяковская галерея (Москва). 1308 169 г. ). муч.

К 1680-1681 гг. На него была повальная мода, все «прогрессивные» архиереи и протоиреи хотели иметь у себя иконы и росписи в этом модном стиле. Улучшение качества и приемов иконного письма, стремление к «живоподобной» передаче ликов и фигур святых в глазах мастеров этого времени не были новшеством, а воспринимались как возвращение к идеалу, освященному преданием и канонами Церкви. Доличное, то есть изображение фона и одежд, он часто поручал писать своим ученикам. Прилежно молю: теплейшую молитву к Богу сотворите, о еже оставитися согрешением моим. 32. Симон Ушаков возглавил мастеров палаты и все живописные работы.

Ещё как умели. Именно этот образ позволял применить и отработать новые живописные приемы, приблизиться к натуральности изображения. Представлено желтое хлебное поле, на котором жнецы в ярких рубахах сильными, размашистыми движениями жнут и вяжут в снопы рожь. В 1667-1675 гг.

Симон Ушаков ввел их в храмину к молящимся старцам, но там не было никакого огня, ни света а когда стражи от них вышли, огонь опять начал от той храмины восходить до небес. Диалог неба и земли. Ушакову, несомненно, были знакомы некоторые основы перспективы. Но, вглядевшись, понимаешь, насколько икона противоречива.

Книга дополнена статьей В. Г. Причём сделал это явно с соизволения Никона и царя. (Филимонов 1873:10). Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Насаждение древа государства Российского»). Написать Духа Святаго во образе голубя в семи лучах семь даров. Знаменитый русский иконописец.

Это было граничит с возведением огромного административного корпуса ЦК КПСС — тех самых «цековских палат». Симон Ушаков – адресат Послания некоего изуграфа. Заказчиками Ушакова были царь, царица, патриарх и самые знатные бояре. Так, 12 августа Ушаков принимает материалы к новому знамени етманскому (Оп. Таких смело задуманных образов немало во фресках галереи храма.

Неизвестно, где и у кого Симон учился искусству иконописания. В центральном, самом большом медальоне, представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. В житии Иллариона, между прочим, сообщается о следующем случае.

170 г. 436. парсуны, миниатюры, художественно выполненные карты и планы. Права на текстовые, аудио, видео и фотоматериалы, размещенные на ресурсе Places. Moscow, охраняются в соответствии с законами РФ и международными законами (закон об авторском праве, закон о смежных правах и др. ). По твоему государеву указу, переведен я, холоп твой из Серебряные полаты в Оружейную полату и с окладом, а в Серебряной полате корму мне было по осми денег на день да в Оружейной полате по два алтына на день итого корму мне, холопу твоему, по гривне на день против городовых иконописцев и кормовых, да пожалованы дворцовым кормом для святых икон и для рождения благовернаго царевича и великого князя Федора Алексеевича. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Иконныя дски розданы тогож числа иконописцу Симону Ушакову с товарищи.

Написан для Троице-Сергиевой лаврыЕго ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности. Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, вот таким образом его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути. Ушаков одобрил ее, но заметил, что он может сделать такую же или лучше. 1361 171 г. ). Как известно по документам, он стремился открыть собственную иконописную школу, для которой планировал написать «Азбуку художеств», своего рода книгу образцов, анатомический атлас. Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского»От древа, произросшего в центре Московского государства идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов.

к денежному окладу, 20 четв. Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Трактат об искусстве // Древнерусскре искусство. Центральные площади» пишут об этом, не делая никаких оговорок о городской легенде. К тому же году или к концу 1682 г. относится несохранившаяся икона с изображением Зосимы и Савватия на фоне Соловецкого монастыря, которая находилась в собрании А. М. Постникова и имела надпись: 7191 (1683) писал Симон Ушаков в Соловецкую обитель (Угреша 1897), а также написанная им по обету большая икона Сошествия Св.

172 г. 1388). Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). не позднее 1660-х гг., на которые пришлось становление и утверждение живоподобного письма в придворной иконописной мастерской. В 1664 году Ушаков был переведен в Оружейную палату, которая в середине XVII века считалась основным художественным центром.

Есть предположение, что в 1673 году купеческие палаты были переданы ведущему иконописцу того времени, «царскому изографу» Симону Федоровичу Ушакову, который устроил в них иконописную мастерскую. Духа для Троицкого собора для Троице-Сергиева монастыря (см. Как в дверь небесную вместитися хощешь. На ветвях дерева Симон Ушаков расположил медальоны, в которых находились портреты людей – царей (Федор Иванович, Михаил Федорович, царевич Дмитрий) и святых с молельными свитками в руках, сделавших все для укрепления Московского государства и его столицы Москвы – политического и духовного центра.

183 г. 278 ср. Егоргию Терентьеву – святыя Татианы. В области православной иконографии Ушаков не был новатором, за исключением иконы «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или, как её ещё называют, «Насаждение древа государства Российского».

Ушаковым была написана икона Владимирской богоматери, носящая название «Насаждение древа государства Российского» (1668).

И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году». М. -Л., 1974:271-288), по мнению Е. С. Овчинниковой – в 1660-1666 гг. 175 г. 591 ср. Среди них царские врата (евангелисты для царских дверей были написаны Ушаковым и его товарищами на семи зеленой меди кругах), северную и южную двери, праздники икону Спас, образ Архиерея, образ местный Предста Царица, образ Спасов, образ Пресвятые Богородицы (Одигитрии) образ Иоанна Предтечи иконы Логина Сотника и Федора Стратилата, преп.

2:115). Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Свои взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность изображаемого предмета просветитель отобразил в своей книге «Слово к люботщательному иконного писания», увидевшей свет в 1666 году, написанную, возможно, в ссылке. При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней. Имя Симона Ушакова в истории древнерусского искусства стоит в одном ряду с именами Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Осмысление авторской ответственности является чертой нового менталитета человека XVII века. По царскому указу от 9 мая 1667 г. в Николо-Угрешском монастыре производились стенописные и поновительские работы, которыми руководил Симон Ушаков: в Никольском Угрешском монастыре у соборной церкви стенное письмо починить, а иное в папертях писать вновь нынешнего лета, не испустя времени, а краски и левкасс и иконописцев к тому стенному писму взять из Оружейного приказа, а сколко надобно каких красок и левкасу и левкасных гвоздей и чернил и иконописцов и тому против сметной росписи иконописца Симона Ушакова роспись. Сложные чувства вызывает у меня творчество Симона Ушакова. стлб.

В 1996 году вышла книга воспоминаний о знаменитом реставраторе. Древнерусское искусство — понятие своеобразное. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Сохранились сведения о ряде портретов, написанных Ушаковым.

Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта. Что такое живоподобие. Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. Он был также талантливым писателем – создал трактат об искусстве живописи «Слово к люботщательному (любителю) иконного писания», в котором говорит о том, что Главный Художник – это сам Творец, создавший и благоукрасивший мир: «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. ». Попытка оправдания простого, «земного» человека особенно отчётливо выражена в изображении Страшного суда, занимающего западную стену храма.

170 г. 449. Просьба Симона Ушакова была уважена и он получил бывшее владение Ксении Юдиной на Посольской улице (ныне Никольский переулок). Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он Писал образа для двора, церквей и частных лиц. Исключением можно считать одну из самых известных икон Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» (1668, Государственная Третьяковская галерея, она же носит название «Насаждение древа государства Российского»), блестящий иконографический замысел которой можно приписать гению художника. С 1849 года церковь была отдана для представительства Антиохийской патриархии. Перед картинами невозможно молиться, невольно начинаешь их разглядывать и оценивать, приходится закрывать глаза и молиться не с ПОМОЩЬЮ иконы, а ВОПРЕКИ ее «слишком художественному» РАССЕИВАЮЩЕМУ воздействию. зарубежная), фильмы, альбомы.

Но это — нечто исключительное. Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Стлб. Главное место занимает изображение жатвы.

Кстати говоря, Симон – это только прозвище Ушакова. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на парсуны царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).

Да на икону Живоносного Источника золота двести листов красного. И по государеву цареву и великаго князя Феодора Алексеевича (повторение титула) окольничему и оружейному Ивану Максимовичу Языкову с товарищи учинить о том по указу великаго государя (Филимонов 1873:63). Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был Симон Ушаков (1626--1686). 32.

20 июня 1673 г. Симон Ушаков с другими жалованными иконописцами (Федор Зубов, Федор Козлов, Андрей Ильин, Сергей Рожков, Георгий Терентьев, Иван Филатьев, Иван Леонтьев и др. ) вновь просил об освобождении от противопожарных караулов (Забелин 1894. Гавриле Кондратьеву – преподобныя Марии. 176 г. 1397 ср. В 1968 году во двор усадьбы из соседнего Никольского переулка было передвинуто одно из зданий Боровского подворья, построенное в середине XVII века. Даже если там есть подпись, мои сомнения не рассеются.

Этот образ на кипарисовой доске размером 11 на 3 вер. Ему также принадлежат многочисл.

Этот соблазн «похожести» многих увлек не в ту сторону. размещении прямой гиперссылки на ресурс Places. Moscow). В нем появляются реалистичные черты, он тщательно и объемно выписан. Фрески этой церкви также являются выдающимся памятником монументальной живописи Ярославля. Ученики недоуменно и испуганно смотрят друг на друга. К портретным работам можно отнести и его самую знаменитую икону, которую считают самым великим произведением XVII века, художественной и политической программой эпохи – «Древо государства Московского» известную еще и под названием «Восхваление Богоматери Владимирской» или просто ««Богоматерь Владимирская», существуют и другие названия. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами».

Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Известны также его гравюры на меди – "Отечество", "Семь смертных грехов" гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".

Надписи на фоне в фигурных картушах, сделаны золотом по красному фону и между картушами белилами (повторены нв окладе): При державе великого царя и великого князя Федора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца лета 7185 писан сей образ в церков святыя живоначальныя троицы в обител преподобнаго Сергия чудотворца, а писал государев иконописец и дворянин московской грешный Пимен, по прозванию Симон Ушаков, по своих сродниках Филарете схимонахе, Саватии схимонахе, Сергии схимнике и младенцев поминовения ради. Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков.

Романюк в книге «Из истории московских переулков» так объясняет его название: «В Ипатьевском переулке находилась церковь Вознесения с приделом святого мученика Ипатия, по имени которого она была более всего известна. Елена, должен быть. Размер фрагмента 15 вер. Все права защищены 2015-var mdate new Date () document. write (mdate. getFullYear () сетевое издание Places. Moscow необычные достопримечательности и самые интересные места в Москве и Московской области.

Царь государь, смилуйся (Оп. И. М. Снегирев упоминал о вставленном в стену ц. Двенадцати Апостолов образе Спаса с Патриарших ворот, выполненным Ушаковым в 1658 г., который был написан на кирпичах, не распавшихся при сломке этих ворот (Снегирев 1842 – 1845). При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 г. ), ставшая его главной святыней. Для него идеалом стало не каноническое изображение, а зеркальное отражение (см. Снос церкви начался в конце 1940-х годов, но окончательно ее остатки исчезли в 1965 году».

предисловие). В некоторых случаях уточнить датировки и авторство. Часто культуру этого периода называют «переходной» от средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко.

Тут необходимо сделать оговорку. Л. 77 и 78). Симон Ушаков.

И вот таким образом образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск. искусства", М., 1874). Данные о художнике можно почерпнуть из подписей на других иконах – одна из них хранится в Грузинской церкви в Китай-городе. Лучше других сохранились иконы Благовещения (церковь Грузинской Божьей Матери в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св.

Симон Ушаков был одним из любимых мастеров царя. Конечно, Симон Ушаков пользовался при дворе особыми привилегиями. Ивану Максимову (опять зачеркнуто). 16 мая того же года Симону Ушакову выдано было 20 алт. ниже челобитную Ушакова от 1675 г. ), а Ушакову временно предоставлен другой соседний двор, принадлежавший купцу Федоту Остафьеву (взят в казну за недоимки). Все святые держат свитки, обращенные в центр, к Богоматери. И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году».

Взял сам Симон (Там же). Выше всех «существующих на земле художеств» Ушаков считает живопись, которая «потому все прочие виды превосходит, что деликатнее и живее изображает представляемый предмет, яснее передавая все его качества». Иллюстрация к книге «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого.

список сохранившихся произведений, 8-10). В годы перестройки (после 1000-летия крещения Руси) положение начало стремительно меняться, появилась литература (в т. ч. (Стлб. Реставрационные исследования позволили уточнить датировку еще одной иконы из церкви Троицы в Никитниках — знаменитого «Древа государства Московского» (ГТГ), которое, как оказалось, было создано не в 1668-м, а в 1663 году. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров.

В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Хотя одна из подписанных им самим икон (как отмечалось выше, он первым стал обозначать свои работы) противоречит этому – иконописец называет там себя «московским дворянином». Возможно, это изображение заказчика иконы.

187 г. 375) (Успенский 1910). В ходе реставрации палаты Симона Ушакова, занятые в то время госучреждениями, не расселялись и работы проводились только на фасадах, вот таким образом возможности переносить окна не было. Ее мастера подновляли и расписывали дворцовые палаты и церкви, писали иконы и миниатюры. Его живописный метод опирался не на западноевропейский опыт, а на изучение традиции. Смета материалам и работе, а также наблюдение за исполнением поручены были Ушакову.

Сергею Рожкову – святыя великомученицы Ирины. (Офчинникова Е. С. Другой исследователь творчества Ушакова – Борис Шеватов – пишет о том, что Симон был даже потомственным дворянином и именно вот таким образом имел возможность овладеть мастерством, а затем получить государственную должность с жалованием. 170 г. 540).

17 марта двор был возвращен Леонтию Остафьеву, как это следует из документа: Лета 7182-го марта в 24 де (нь), по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу боярину и оружейничему Богдану Матвеевичю Хитрово да столнику Ивану Степановичу Телепневу да дьяку Ивану Вахромееву. Они отличаются смелостью в передаче пространства, построенного несколькими планами. И. Э. Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт. Стлб. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, рядом с которым художник жил и прихожанином которого являлся. За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор из которого произрастает древо.

2:116 Успенский 1910 (Успенский неправильно приводит год как 1674 – Ред. ). Они и между собой не похожи, а к Ушакову вообще ни с какого боку. Его (искусство) и так кренило к западу, а после Ушакова понесло на всех парусах. относится совместная работа Симона Ушакова и Афанасия Трухменского по иллюстрированию гравюрами на меди изданий Верхней придворной типографии (см.

А и в Оружейной полате иконописцу Апостолу греку корм идет на день по гривне-ж, а я, холоп твой, ожидал впредь еще твоей великого государя милости для святых икон, как и прочим чинам, как послужать, а иных чинов оклады выше и число их многое. Представители школы Ушакова, по его собственному выражению, старались «писать яко живо», то есть приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев (Аввакум вообще сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует). И царь с царицей написаны как в жизни.

В русской живописи третьей четверти XVII в. Ушаков выступил как художник-реформатор: используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объёмности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности (Троица, 1671, ГРМ Благовещение, 1673, ГТГ), Проблему жизненного правдоподобия произведений иконописи Ушаков рассмотрел в трактате Слово к люботщательному иконного писания (около 1666 см. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу. Митрополит и князь. 958. С точки зрения, например, Рублёва, ушаковские иконы — вовсе не иконы. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин.

1681Среди сохранившихся произведений – иконы, гравюры и иллюстрации к книгам, а также «Слово к люботщательному иконного писания». Мне встречались иллюстрированные византийские рукописи. Казакевич о том, как Барановский спас палаты Симона Ушакова от сноса: «Палаты «мешали» строительству новых «палат» – цековских зданий. Однако уже в трудах ученых XIX — начала XX веков наметились две противоположные оценки его творчества: одни считали его выдающимся художником, создателем нового стиля, реформатором, боровшимся с низким качеством ремесленного производства икон, другие — чуть ли не главным виновником гибели «священных традиций», проводником европейских влияний, в конечном счете уничтоживших эстетическое и духовное своеобразие русской иконописи.

32. Его нельзя было произносить всуе. 13 ноября 1631 г., ум. Ушаков (Симон или Пимен) Федорович (1626-1686) предположительно происходил из посадских людей.

12 1/2 вер. Справа – патриархи Иов и Филарет. знаменил он под шитье по камке образ преподобного Савы Чудотворца Сторожевскаго, с чудесы (Успенский, 1910). На ней была медная дощечка с надписью: 7180 (1671/72) года писал сей образ на Москве государев иконописец Пимин Федоров по прозванию Симон Ушаков в великий Нижний Новгород по обещанию в соборную церковь Боголепнаго Преображения Господня при первоначальнике великом господине преосвященнейшем Филарете, митрополите Нижегородском и Алаторском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол (Макарий 1857:20-21 Добровольский 1912).

Абсолютно современный рисунок, созданный словно вчера. 8 июня опять за 3 знаменил на амфор по бумаге образцы да Рождества Пречистыя Богородицы действо по бумаге и цветил краски. Среди них Богоматерь Киккская – первая русская икона такой иконографии. Так это принципиальная разница — икона в древнерусском стиле и в стиле Ушакова. До последнего времени икона Спаса из церкви Троицы в Никитниках находилась под частичной записью XVIII–XIX веков, однако к выставке она была раскрыта, причем в процессе раскрытия удалось обнаружить фрагменты оригинальной авторской надписи с датой: 1661 год (а не 1658-й, который читался в надписи XIX века).

Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. » — вопрошает он.

Ушаков уподобляет живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы. 181 г. 542). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эту копию Ушаков сделал с Киккской (или Кипрской) иконы Богоматери, восходящей к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимой на всем греческом Востоке в XVI-XVII вв. По рисункам Ушакова было выполнено множество гравюр. Как и патриарх Никон, он основывал свои нововведения на изучении греческих образцов. По твоему, великаго государя, указу, починивал в великой соборной церкви стенное письмо и над мастерами присматривал, да починивал образ Богородицын Петра митрополита писмо, да починивал образ же Богородицын у сосцу Ея Превечнаго Младенца, да знаменил – писал стенным письмом на Троицком Богоявленском монастыре и обонными сторонами церковь Федора Стратилата и над мастерами присматривал, а мастерам было корму по десять алтын на день, а з дворцов корм даван же, да им же и в приказ денег дано, а мне, холопу твоему, по два алтына на день, а в приказ ничего не дано.

Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. В августе 1676 г. для того же храма Симон Ушаков составлял смету на починку стенописи и письмо нового иконостаса (всего 45 икон) по указу царя Федора Алексеевича. Об этом же чуть ранее говорил и Иосиф Владимиров: если икона написано хорошо, тех мастеров «святительскою благословенною печатью и лета назнаменати», а если «плохо», «безчинно», тех мастеров предают анафеме.

Иконы Ушакова приблизились к портрету. Слева – Сергий и Никон Радонежские и другие столпы православия. 32. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы. Вып.

В сочинении, названном «Слово к люботщательному (то есть к любителю. 32. В Москве тоже новые храмы стали расписывать и украшать иконами в стиле «а ля Ушаков».

е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. В 1667 году он обратился к царю с челобитной, в которой сообщал: «По твоему великого государя указу, даютца мне – холопу твоему – твои государевы иконные дела и ученики а дворишко у меня, холопа твоего, малое и в грязи в Китае городе и хоромишак построить для иконново писма и для учеников негде». И. Э. За промен икон дано Симону Ушакову 12 руб., за написание икон – 50 руб. — С. Л. ) иконного писания», мастер говорит о превосходстве изобразительного искусства над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы: «Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей».

Царь государь, смилуйся (Стлб. «Насаждение древа государства Российского» — уникальная икона, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви и имевшая государственную и политическую актуальность. Московский Кремль. 171 г. 189, 541 и 542 Стлб.

матриалы, опубликованные И. Е. Забелиным). 34. 184 г. 448).

Феодор Стратилат. Среди фресок на апокалипсические темы есть одна изображающая «Ангела Силы»: «Лицо его как солнце и ноги его как столпы огненные», -- говорится о нём в Апокалипсисе. Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для гравёров и сам занимался офортом (Семь смертных грехов, 1665). Богродица, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет. » Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес. 11 июля 1656 г. Ушаков вместе с иконописцами Федором Козловым, Иваном Матвеевым и Иваном Владимировым (Большим) вновь вызывался к царю, находившемуся тогда в Полоцке. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси.

1272 г. 1389), когда он бывал у государева дела. Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. Со ссылкой на: Буслаев 1861). за кипарисную доску (5 1/2 вер.

Полотно подписано, как и остальные работы Симона Ушакова. Это все хорошо, высокохудожественно, но не молитвенно. Спб, 1869:87 (пагинация 2). Ушаковым была написана икона Владимирской богоматери, носящая название «Насаждение древа государства Российского» (1668).

Во дворе располагалась его иконописная мастерская, в которой занимались его ученики. 32.

А после выхода в свет книги Вл. При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например светло-голубой, как в иконах «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». к хлебному и по 2 деньги к 6 деньгам на день кормового содержания. 171 г. 263). В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г. из церкви Троицы в Никитниках).

Однако юридически двор не был закреплен за Ушаковым, поскольку остался невыкупленным (очевидно, Ушаков рассчитывал на то, что двор будет выкуплен для него государством, поскольку в новых строениях предполагалось обучать иконному делу учеников, официально закрепленных за ним в Оружейной палате). См. стлб. Их родство состоит в том, что все они — святые Русской земли.

Послание не имеет точной даты. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. Царь Алексей Михайлович, его любимый боярин Богдан Хитрово, назначенный начальником Оружейной палаты и даже патриарх Никон любили и поощряли новое реалистическое искусство – «живописное письмо». Вопрос о досмотре иконописцев и гравюра в России второй половины XVII века. Он также свидетельствовал икону Спаса Вседержителя, которую принес в Оружейную палату иконописец Василий Попов, взятый из Воскресенского монастыря в доучивание к Федору Козлову. Оп.

Самая идеологически значимая работа на выставке – «Древо государства Московского», где в высях Царь Небесный, внизу царь Алексей Михайлович с супругой, посредине Богородица, а вокруг нее московские святые. В центре иконы находится Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Барановского сохранили для нас памятник архитектуры XVII века. Троица Ветхозаветная.

Л. 43, 44, 47, 48, 50, 51, 59, 60, 62, 63, 64, 66, 67, 74, 75 ср. был государевым иконописцем. Стлб.

Возможно, взамен «царскому изографу» достались бывшие каменные палаты купца Ивана Чулкова в Ипатьевском переулке. Уникальность иконы «Насаждение древа государства Российского» состоит в том, что она отображает единую историю Руси и Русской Православной Церкви. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. 172 г. 1389).

185 г. 2. 34. За Кремлевской стеной, возле Успенского собора, посажено высокое дерево. За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор из которого произрастает древо. До сих пор исследователи не знают точного числа созданных художником подобных икон.

На окладе внизу имелась серебряная пластинка с надписью: Лета 7167 (1659) июня писал образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков. Л. 1, 2, 25, 27, 30, 31, 34, 35, 38, 39 ср. Блестящими образцами зрелой «живоподобной» манеры мастера являются две местные иконы из иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке — «Христос Вседержитель» (ГИМ) и «Богоматерь Киккская» (ГТГ), созданные в 1668 году, а также небольшой образ Спаса Нерукотворного 1673 года (ГТГ), находившийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, — он тоже был расчищен к выставке от слоя потемневшей олифы. Таким образом, новая концепция «живоподобия» рождалась из стремления не нарушить традицию, а следовать ей возможно более точно.

Самые чтимые монастыри и соборы (из сохранившихся) украшены живописью 18 – начала 20 веков. Главное место отведено композиции на тему «Премудрость созда себе храм». Смирнова считает, что «произведения Симона Ушакова и его учеников не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре и оставались в пределах художественных традиций православного Средневековья». Стенописные работы под руководством Ушакова выполнялись с августа по ноябрь (Стлб. Москва находилась в более отдаленном и более выгодном месте.

В книге он воспевает «принцип зеркала», говорящий о стремлении к точности изображения. При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например, светло-голубой: иконы «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». Им было создано более 12 образов «Спаса Нерукотворного». Царь государь, смилуйся. иконописец и график. А знаменил покровцы и воздух и Спасов образ на патриаршеский сан, под шитье. Останавливались у Ушакова и те из братии Флорищевой пустыни, которых Илларион посылал в Москву по разным делам.

Даже Ушаков, воспитанный на древней иконописи, не устоял перед этим соблазном. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. 11 июля 1656 г. Ушаков вместе с иконописцами Федором Козловым, Иваном Матвеевым и Иваном Владимировым (Большим) вновь вызывался к царю, находившемуся тогда в Полоцке. Царь государь, смилуйся, пожалуй (Стлб. 1671 г. Государственный Русский музей«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем.

Но в том-то и дело, что он такой задачи не ставил. Старинные палаты стали похожи на здания типичной застройки того времени. Для князей Черкасских в ц. Воскресения в их нижегородской вотчине с. Павлове им после 1662 г. были написаны иконы Богоматерь Казанская, Сошествие во ад, Спас Вседержитель, Богоматерь Смоленская, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Николай Чудотворец, а также шесть икон на Царские двери (Макарий 1857:302-306). Виноградная лоза покрывает всю икону и прорастает сквозь Успенский собор. Судя по тому, что сохранилось два черновика грамот об отправке его в монастырь, тождественных по тексту, но разных по адресатам, первоначально Ушакова хотели отправить в Покровский монастырь что за Яузою во убогих домах (эта грамота не имеет подписи дьяка и не датирована), а затем в Николо-Угрешский (грамота датирована 23 июля и имеет подпись дьяка).

Воззри на святыя иконы и виждь угодившия богу, како добрые изуграфы подобие их описуют: лице и руце и нозе и вся чувства тончава и измождена от поста и труда и всякия находящия им скорби. 32. Митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп и Фотий. Кроме этой росписи, Сергеем Рожковым была составлена роспись краскам. Излюбленной темой его становится Спас Нерукотворный. Симон Ушаков пишет древо – виноградную лозу, которая является символом жизни.

182 г. 240). Руководство над иконописцами в этих работах было возложено на Симона Ушакова, которым и подписаны росписи расходов по реставрации (Там же). Это не означает, что монахи в Византии не умели толком рисовать.

Его чрезвычайно интересует написание ликов именно вот таким образом в его наследии более десяти икон «Спаса Нерукотворного». В ней есть рассказ архитектора И. И. Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. Царь государь, смилуйся – пожалуй (Оп. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна. М., 1994:20.

С 24 июля 1673 г. Ушаков участвовал в поновлении стенописи в Успенском соборе. Главным Художником Ушаков называет Творца, создавшего и благоукрасившего мир.

Л. 76), 21 и 25 августа – краски для росписи столовой доски для царицы (Там же. В советское время палаты Симона Ушакова находились в аварийном состоянии. Возможно, строителем дома был следующий владелец двора Дмитрий Казаков. и работал в Москве. В тридцать лет ему поручили поновлять росписи в кремлевском дворце.

А двор у меня, холопа твоего, твой государев с каменным строением. В отличие от иконописцев предшествующих столетий, Симон Ушаков и его современники подписывали работы, указывая имена всех мастеров, трудившихся над иконой. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать возможно более похожими. О нем спорят, он может нравиться или нет, но образ стал известен нарушением канонов написания. Андрею Ильину – преподобныя Марфы.

Золота на нее двести листов красного, серебра 100 листов. Мая 22 ему же 3 алтына. Симон Ушаков. На практике настоятель решает все, тут своя рука владыка.

Сейчас он хранится в Оружейной палате. Солоухина "Черные доски" по деревням прокатились "экспедиции" спекулянтов иконами. Предатель указан: Иуда в красных одеждах наклонился, протягивая руку к столу. Симон Ушаков написал несколько икон по заказу купцов Никитниковых для церкви Грузинской Богоматери (Троицы в Никитниках), в приходе которой он проживал: Спас Великий Архиерей, Спас Нерукотворный, а также написанная совместно с Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым икона Благовещение, с клеймами Акафиста. Смотреть, например, на «Богоматерь Киккскую», написанную в 1668 г., большое удовольствие.

Это следует из подписей на некоторых иконах Ушакова: «Писал сий настоящий образ государев иконописец и дворянин московский грешный Пимин зовомый Симан Федоров сын Ушаков». Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника. Ушаков, судя по всему, был незаменим при дворе.

Тогда же вместе с другими жалованными иконописцами свидетельствовал ученика Ивана Масюкова (см. ). Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем». На стенах фрески расположены в семь рядов.

Похвала Владимирской иконе Богоматери («Насаждение древа государства Российского). (Филимонов 1873:31 – 32). Вскоре известность лучшего на Москве иконописца. Фресковая живопись XVII века с большой оговоркой может быть названа монументальной. Симон Ушаков. Л. 266об) (Успенский 1910). Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им, очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания». Особенно занимательно рассказана история сотворения мира и первых людей.

Это сказалось и в пристрастии художника к изображению красивого человека, окруженного столь же красивым пейзажем и богатой архитектурой и в том, что в этих фресках с необычной для древнерусского искусства смелостью дано изображение нагого тела («Блудница на Звере», «Жена Пентефрия», «Купающийся Нееман», «Непорочная Сусанна», «Вирсавия» и др. ). В феврале 1661 г. Ушаков вместе с оружейного дела мастерами Григорием Вяткиным и Василием Титовым был командирован из Оружейного приказа в Казенный к боярину Илие Даниловичу Милославскому для заводу монетнаго дела (возможно, Ушаков изготовлял рисунки для монет).

Однако вскоре она превратилась в огромную художественную мастерскую. К сожалению, оба замысла остались нереализованными, однако вступление к предполагавшейся «Азбуке» все-таки было создано, являя нам великолепный трактат об искусстве живописи. chikvala Валентина, Cпасибо за информацию. Не буду с Вами спорить, но согласитесь, насколько Иоанн условен. Плоскостное изображение, условный объём, фон (везде и нигде). Я копировала этот "портрет", когда училась в Палехе. А Ушаков пытался передать объём путём множественного наложения от самого тёмного к последней выпуклой светлой точке на лике. Яичная темпера, которой с тех пор пишут иконы позволяет настолько плавно передавать переход от тёмного к светлому, что, порой и не скажешь сколько слоёв цвета положил мастер. Все иконописные Московско-Владимирско-Суздальские школы изначально выработали и иконографию и приёмы иконописания. Конечно отличия были, но до Ушакова каноны очень сильно сдерживали. Лично я считаю Его новатором на то время.

Москвовед С. К. В. 28.

В Оружейной палате впервые писались портреты (парсуны, еще имевшие много черт иконописи) царя, патриарха и бояр. К сожалению, только через решетку ворот, соединяющих дом и флигель, можно увидеть небольшую часть бокового фасада. Икону эту следовало бы считать картиной триумфа русской государственности. В начале весны 1664 г. Ушаков просил о прибавке жалования, отметив, что несмотря на переход в Оружейную он продолжает работать знаменщиком для серебряников: Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великая и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьем челом холоп твой иконописец Симанко Ушаков. Стлб.

Излюбленной темой его становится Спас Нерукотворный. Кремль.

Когда атеистический угар прошел, экспедиции музеев начали собирать уцелевшие иконы. список сохранившихся произведений, 12), Спас на престоле, Богоматерь Кипрская (Киккская) (см. Алфавиту мы обязаны, например, болгарам. Да сего же числа икону писать Спасов образ на престоле и с преклонными святыми, полтора аршина.

Для россиян христианство — вера иностранная, заимствованная. Сохранились фотографии, на которых палаты Симона Ушакова выглядят просто ужасно. 172 г. 21).

На Пасху 1667 г. Симон Ушаков поднес государю икону Спаса Эммануила, за что был пожалован сукном добрым и тремя рублями на приклад. Вместе с тем он не оставался чужд и иконографическим поискам, самым ярким примером которых стала уникальная программа иконы «Древо государства Московского» — своеобразной аллегории богоустроенного православного царства, прославленного многочисленными святыми и находящегося под непосредственным покровительством Христа и Богоматери. Царь государь, смилуйся – пожалуй (Оп.

Деревянные храмы большей частью сгорели, а в каменных остались голые стены и земляной пол. 176 г. 1479). В более позднем документе об этом пребывании Ушакова на работе у патриарха говорится: Знаменщику иконописцу Симону Ушакову, как он Симон, наперед сего, был у патриарших иконописных домовых дел, давано ему, Симону, поденнаго денежнаго корму по гривне на день, да его же кормили и поили за столом, да сверх того, корму давано от патриарха подачи добрыя (Успенский 1910). Именно тогда был утрачен богатый декор XVII века. Павлу Микитину – святую Софию.

Московский Кремль символизирует устроенный Господом вертоград. Русская православная икона – одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Икона является своего рода окном в духовный мир. И не напрасно. Портрет -- парсуна (от искаженного слова «персона» латинское «регsona», личность) -- родился еще на рубеже XVI-- XVII вв.

Собственно, большинство его работ подписано. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках — храма в Китай-городе, рядом с которым художник жил и прихожанином которого, по всей видимости, являлся. 2. И нарушать его было нельзя.

Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. 32. Илларион отличался своим благочестием и обратил на себя осебенное внимание царя Феодора Алексеевича, который пожелал видеть его в первый раз, вероятно, в январе 1677 г., когда последний был в Москве некиих монастырских потреб ради. Л. 234об, 257, 297об). 179 г. 219) (Успенский 1910 Филимонов 1873:41 – 42). Этот сюжет волновал многих художников: от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Бесполезно искать в Петербурге иконостас или росписи в иконописном стиле.

Ожидал я, холоп, твоей государской милости, по выписке указу в Оружейной полате, как за тот двор по цене в твою государеву казну у меня денги примут погодно окроме моего строенья а ныне, государь ис того двора меня выслали вон и отдали тот двор гостю Киприяну Климшину болши его двора, что у него взят, а меня, холопа твоего, разорили, многое з двора свозить не дали и строенье мое берут что опалное малою ценою, а не против моей росписи и отвели на время мне малой двор Федота Остафьева и мне, холопу твоему, с ыконным заводом и с учениками и с домочатцы стало невмесно и иконное дело помешалось, а построитца так непрочно и место ниско. Л. 258об, 266об, 288, 289). Настоящее его имя – Пимен. Так что в церквях глухих деревень давно уже ничего нет. Начинаются они со слова «радуйся».

Это характерно как для московских церквей (церковь Троицы в Никитниках, расписанная еще в 50-е годы), так и для ростовских и особенно для ярославских, оставивших замечательные памятники стенописи XVII века. Правда, была ещё великая русская литература XIX века. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева – преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Пафнутий Боровский), а также московские юродивые – Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Декоративизм -- одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия. картины религиозного содержания, которые россияне в простоте душевной считали шедеврами, поскольку святые и прочие персонажи были «как живые». 180 г. 1576).

958. В данном случае — у Византии. А в росписи, какову подал иконописец Симон Ушаков, написано: Симону Ушакову (это зачеркнуто): Алексей, помощник изобразуется сице: человек несет крест, ангел созади пособствует. Его работоспособность и энергия поразительны.

Другое сообщение о тех же работах: Симон Ушаков с другими писал золотом и серебром вновь деисусы и праздники, северные и южные двери иконостаса, всего 27 икон (Извеков 1912/2). Грабарь в первом издании «Истории русского искусства» крайне отрицательно высказался о деятельности всех царских иконописцев, с которыми «кончилась русская иконопись, но русская живопись, о которой иным из них как будто грезилось, с ними не началась». В их числе самая ранняя икона Спаса Нерукотворного (ГТГ) — это любимая тема, к которой художник обращался много раз на протяжении всей своей жизни.

Стлб. 178 г. 634).

При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней. В то время, когда в Византии расцветал «палеологовский ренессанс» (14 – п. п.

До весны 1674 г. Ушаков все еще занимал двор Федота Остафьева. И такой человек явился в лице знаменитого царского «изографа» Симона Ушакова, после Рублева, пожалуй, единственного общеизвестного мастера во всей истории древнерусского искусства». Свиток Алексея Михайловича, обращенный к Спасу, гласит: «Спаси Господи люди своя и благослови достояние свое». 183 г. 291). Благочестивыми работниками хозяина виноградника, то есть Христа, являются митрополит Петр (1308–1326) и Иван Калита (1325–1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. Или всхлип.

Федору Козлову – преподобныя мученицы Евдокии. Об этом свидетельствуют не только изображение Кремля в иконе («Насаждение древа»), но и подробно и тщательно разработанные архитектурные фоны некоторых гравюр исполненных на меди по его рисункам гравёром Афанасием Трухменским («Давид», «Варлаам и Иоасаф»). Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах – Спаса и Богородицы. Кроме того, в нем говорится о превосходстве иконописания (изобразительного искусства) над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы.

858. Иконописцы работали по заказу Царя вот в этом и ответ на Ваш вопрос, все творчество, вероятно, контролировалось, после Андрея Рублева, кто воплотил в своих произведениях понимание духовной красоты человека и его нравственной силы, вероятно, власть поняла, что удержать единство нации можно только через, пропаганду Христианских ценностей с помощью иконографии, на то время эффективный способ начала эпохи Возрождения в России/ После многократных Ваших постов это невозможо не заметить, правда о их трехмерности не упомянул, а это и есть их отличие, но в каком Чине они были, в какой церкви и есть ли таковые в церквях того времени. Среди них – повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др.

Так знаменитый иконостас Андрея Рублева и Даниила Черного, написанный для Успенского собора во Владимире (высота деисисных икон 3, 15 метра), был распилен и перенесен в некое село Васильево, где и был обнаружен археологической экспедицией. Примером ранних работ Ушакова может служить икона «Благовещение с акафистом» 1659 года, написанная им вместе с двумя другими иконописцами — Яковом Казанцем и Гавриилом Кондратьевым. Великолепием архитектурных фонов и миниатюрной тонкостью письма икона во многом напоминает работы строгановских мастеров начала XVII века, подробно иллюстрируя сложное песнопение. С первых лет самостоятельного творчества определился интерес Ушакова к изображению человеческого лица. Около венца надпись: «Буди мне верен до смерти и дам ти венец живота».

Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта исполненных им самим. Иметь два имени было в те времена традицией – одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось богу. Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Душа человека нуждается в красоте.

8. 32.

В. 1. Сочинение Ушакова по замыслу автора должно было стать введением к «Азбуке художеств», своего рода книге образцов, анатомическом атласе для изографов, которая по неизвестным причинам осталась ненаписанной. Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им, очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания».

Человеку свойственно ценить прекрасное. Иконописцы стали специалистами «широкого профиля», напишут все, что угодно и портрет и религиозную картину и мифологический сюжет и обнаженную натуру, могли написать и иконы (алтарь), но средствами светской живописи, не стесняясь каноном. Фронтиспис книги «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого.

Симон Ушаков – адресат Послания некоего изуграфа. Послание не имеет точной даты. В этой связи художником была разработана новая методика письма – мелкие, едва различимые мазки, делающие цветовой переход незаметным, они назывались «плави» и были многослойными.

Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием». Только интуиция, профессионализм и невероятная любовь к Москве реставратора П. Д.

Оп. Стлб. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. На нижнем поле, по сторонам центрального медальона, полустертая надпись белилами (по шесть строк с каждой стороны) среди трудно разбираемых слов хорошо прочитыватся: Симон Ушаков. Пятикупольная церковь, например.

Изображение фона и одежд он часто поручал писать своим ученикам. Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни бывает». Род. По указу царя Алексея Михайловича было велено у соборные церкви Успения Пресвятыя Богородицы над южными дверми стенное писмо – образ Спаса Нерукотвореннаго и около того образа, где доведетца, – ветхие места починить из Оружейныя палаты (Стлб. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град.

Культуру этого периода иногда называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. Действительно, она была довольно пёстрой: создавались великолепные постройки, фрески, но одновременно шли споры о стиле и качестве православных икон.

В этом трактате Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образы «всех умных тварей и вещей. Обратился к этой теме и Ушаков. Стлб. Когда те же иконописцы написали две местные иконы в церковь Измайлова и просили себе кормовых денег с 28 сентября по 4 октября, Симон Ушаков сказал: образ Богородицы и образ Никиты четырем человекам в семь дней написать можно, а меньше семи дней нельзя (Филимонов 1873:31).

список сохранившихся произведений, 52). Плугин, что человек в росписях этого столетия редко предстаёт созерцателем, философом, люди в живописи этого времени очень деятельны, они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом все сцены достаточно «многолюдны» и «шумны». Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа. Сергия, да два деисуса и розных святых (Там же. Кроме того, в 1660-х — начале 1670-х годов мастер стал использовать в интерьерах и пейзажах элементы линейной перспективы, что хорошо заметно на иконе «Святая Троица» 1671 года (ГРМ), созданной по заказу греческого купца Николая Николеты. Алексей митрополит, Ангел-Хранитель, мученица Агафья на кипарисной доске и св.

К постановке проблемы // Филевские чтения. Уже в возрасте 22-х лет был принят в царские «жалованные» (т. Знаменитый "Звенигородский чин" Андрея Рублева (см. Положим, Никон был известным реформатором имевшим огромное влияние на царя. Так что кичиться нечем.

Копирование текстов без прямой ссылки запрещено. Иконостасы 15 – 16 веков распиливали и отправляли в бедные храмы. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Брюсовой "Симон Ушаков и его время". Здесь работали иностранные мастера, сюда привозилось огромное количество гравюр, созданных по мотивам произведений европейских мастеров. Возможно им недостает одухотворенности икон XIV-XV веков, но это искупается стремлением художника к изображению правдоподобного человеческого лица. 132 г. 1685) (Успенский 1910:352).

«Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей». 34. Иконописец был определен в 3-ю статью (Филимонов 1873:31 – 32). Гравюра Афанасия Трухменского (1681)Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное произведение – это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Нужно бо есть царство небесное и нужницы восхищают е, а не толстобрюхие.

32. Духа (там же) икона-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Произведения Ушакова свидетельствуют о том, что он был талантливым художником, прекрасно владел средствами техники того времени. Он был талантливым педагогом и умелым организатором.

Иосиф Владимиров. список подписных произведений, 18). На ней была медная дощечка с надписью: 7180 (1671/72) года писал сей образ на Москве государев иконописец Пимин Федоров по прозванию Симон Ушаков в великий Нижний Новгород по обещанию в соборную церковь Боголепнаго Преображения Господня при первоначальнике великом господине преосвященнейшем Филарете, митрополите Нижегородском и Алаторском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол. Достаточно вспомнить его роль при росписи Архангельского собора в 1666 году. Степану Резанцу – Иоанна Предтечи.

181 г. 633). Точная дата рождения не известна, как и происхождение. Свет в его иконах идет изнутри образа, а не извне. 34.

Их родство в том, что все они – святые Русской земли. 958. В июле и августе 1660 г. Ушаков руководил работами, которые в документах Оружейной палаты обозначены так: чистили и починивали вольныя стены над алтарями соборной (Успенской) церкви или: починивали в Успенском соборе стенное письмо (с восточной стороны и над северными входными дверьми, что от патриаршего двора). Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. 181 г. 314). Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам.

1433 174 г. ) (Успенский 1910). 1668 г. Государственная Третьяковская гаОдной из самых известных икон Симона Ушакова является «Насаждение древа государства Российского» (другое название – «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», 1668 г., Государственная Третьяковская галерея). Стлб. (Стлб.

Так, Э. С. (Успенский 1917). Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам. Она гласит: «Лета 7166 году писал государев иконник Симон Федоров, сын Ушакова, 32 лет возраста своего». Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. Симон Ушаков освободил русскую иконопись от застоя, дал ей возможность развиваться на чисто национальной основе.

172 г. 13). Выполнена она в зрелом возрасте – в 1671 году. Он рисовал надгробный портрет Скопина-Шуйского, ряд других парсун московской знати. Весной 1661 г. Ушаковым было написаны иконы святых покровителей членов царской семьи: св. За этой работой наблюдал и в ней участвовал Симон Ушаков.

Рисунок Симона Ушакова. Все это символизирует процесс венчания на царство земного владыки небесным царем. 32.

У. писал иконы и фрески для кремлевских соборов, Оружейной и Грановитой палат. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам» и в новом так называемом «фряжском» стиле изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. И в XVII же веке русское искусство и закончилось. Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. В России был свой путь, талантливых художников «приписывали» к оружейной палате, обеспечивали всем необходимым, платили мало, это извечное русское отношение к людям творческих профессий.

И увидели тот огонь, до небес восходящий, сторожа, стоящие у Спасских ворот города Кремля, очень смутились и пристально стали смотреть в ту сторону, полагая, что это пожар. Грабарь так характеризует время Симона Ушакова: «Кончилась русская «иконопись», но русская «живопись», о которой иным из них как будто грезилось, не с ними началась Надо было явиться иконописцу, наделенному достаточным дарованием и особым новаторским темпераментом, чтобы новым исканиям была обеспечена победа. Архангел Михаил, попирающий дьявола.

Общая композиция произведения, как это отмечалось многими исследователями, восходит к сербским изображениям «Родословной Неманичей», которая в свою очередь опирается на иконографию «Древа Иессеева». также: Леонид 1881 Успенский 1910:364 – 365 Николаева 1977).

В центре, среди его ветвей и цветов, — медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. Из обширного художественного наследия Ушакова до нас дошло около полусотни подписных икон (бльшая часть которых представлена на выставке), что достаточно много даже по меркам XVII столетия, не говоря уже о более ранних временах.

Иконы Ушакова не превращаются в религиозную картину, но остаются истинными православными образами. Апреля 27 дано ему 29 алтын за 29 дней. В одной из справок Оружейной палаты о работах Ушакова читаем: В прошлом 168 (1660) году, по указу великого государя и по наряду из Оружейной палаты, починивали соборную церковь Пречистыя Богородицы Успенского собора стенным письмом и в время у починочного дела стенного письма в начале был и над мастерами в досмотре знаменщик и иконник Симон Ушаков. После 21 сентября Ушаков в Оружейной палате был в качестве эксперта по поводу работ, произведенных костромскими кормовыми иконописцами – Сергеем Васильевым (Рожковым), Петром Аверкиевым, Дмитрием Емельяновым и Флором Леонтьевым на образец, кто каковым мастерством, в течение десяти дней, – это были следущие иконы, писанные на шестилистовых досках: Спасов образ с молящими святыми с преподобным Сергием Радонежским, Варлаамом Футыньским, 2-я – Пресвятыя Богородицы с Петром апостолом, со архангелом Михаилом, 3-я – Иоанна Предотечи с Павлом апостолом и Гавриилом архангелом, 4-я – ангела хранителя.

Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». В облаках ангелы принимают из рук Спаса атрибуты власти для Алексея Михайловича. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.