Клод Моне Описание Картины Завтрак На Траве

Картина Клода Моне Завтрак на траве: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина "Завтрак на траве", Клод Моне, 1866

На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательством чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными4. Между тем картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, но также и именем417. Примечательно, что само возникновение термина «импрессионизм» связывают с его художественным полотном «Впечатление. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зелёная листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами29 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)30.

Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Фигура обнаженной дамы выглядит слишком яркой. Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени вековых деревьев. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления.

В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»72, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины73. Однако к тому времени художника уже не было в живых. Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. В 1878 году перебрался в Ветёй. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9.

Завтрак на траве 
 (картина Моне)

Завтрак на траве (картина Моне)

В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Пушкина в Москве. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)342935. Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Как и брат самого художника Густав.

Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зеленая листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами29 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)30. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Это определение, данное в насмешку, укрепилось. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»56575. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропоморфными чертами и не проецировали свои чувства на неодушевлённые объекты природы.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»69, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба71. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6997108109. Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали. Официально выставляться в нем мог любой художник, но не каждого художника пропускали: балом правил академизм и традиции. Они знали, как ценители относятся к их экспериментам искусстве, да и к ним самим. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный уменьшенный вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна22564445.

Завтрак на траве 
картина Клода Моне

Завтрак на траве картина Клода Моне

Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год. Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16.

Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». В следующем месяце Путин принял у себя в Кремле главу компании «Louis Vuitton» Бернара Арно, поблагодарив его «за выставку, которую вы организовали в Париже»111112113114.

Невыраженность объема на картинах Мане – результат его увлечения японским искусством. Незадолго до открытия Парижского Салона, Моне прекратил работу над почти законченным полотном, так и не показав его ни жюри, ни публике5856. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше чем «Завтрак» Мане и в два раза шире чем «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЗавтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15. Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). Какибрат самого художника Густав.

Эдуард Мане и Клод 
Моне с "Завтраком 
на траве"

Эдуард Мане и Клод Моне с "Завтраком на траве"

Незадолго до открытия Парижского салона, Моне прекратил работу над почти законченным полотном, так и не показав его ни жюри, ни публике5856. В момент нужды Моне заложил картину, чтобы заплатить за квартиру. Восход солнца». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем417. Один из них – другхудожника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон – сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти. Есть свидетельства, что Викторина Мёран была нетрадиционной ориентации.

Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут95.

Дебютировал в Салоне в 1865 году. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце XIX века. К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях. «Женщина в зелёном» была допущена к выставке и вместе с «Дорогой на Шайи» экспонировалась на Салоне, где была положительно оценена критикой5455.

Реалистичное изображение световых эффектов основывалось на глубоком понимании Моне законов оптики, а также на его опыте собственных наблюдений. Господа изображены в пиджаках и брюках, дамы же в кринолинах. Осенью 1865 г. художник переносил сделанные с натуры эскизы на полотно в мастерской. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Издевательство, да и только. Восход солнца».

Описание картины 
«Завтрак на траве»

Описание картины «Завтрак на траве»

Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Зимой 1865—1866 годов Базиль вместе с Курбе посетил мастерскую Моне: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2648549. 3.

Находясь в тяжёлом материальном положении, в 1878 году художник в качестве залога просроченной задолженности оставил неоконченный «Завтрак на траве» арендодателю дома, который он снимал вместе с семьёй в Аржантёе. Впоследствии они стали друзьями18.

Даже лица написаны схематично. Фигура Базиля же послужила основой сразу для нескольких мужчин, по крайней мере, четырёх26. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)342935. Импрессионизм (фр. При этом художник сознательно отбросил все чёрные и серые тона из своей палитры и таким образом полностью отверг академический подход к пейзажной живописи.

После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов22. Однако к открытию Салона 1866 г. закончить картину он не успел. Зрители и критики не приняли полотно Мане. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»56575. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции.

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Эдуарда

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане Завтрак на траве

В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5644. Моне и Курбе хотели передать состояние леса тогда, когда они в нём были и его писали, достигая в живописи практически фотографической точности31. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)61, на которых Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4.

В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. Тем не менее, в следующем году картина «Женщины в саду», написанная по мотивам «Завтрака», не была одобрена к показу жюри выставки для «спасения искусства» от этого «отвратительного» импрессионизма.

Средняя часть находилась в коллекции Мирана Экнаяна2087, пока не была принята государством в качестве уплаты налога на наследство и в 1987 году приписана музею Орсе, воссоединившись с левой стороной8486. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5644. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление.

«Завтрак натраве» 
Мане: история создания 
картины

«Завтрак натраве» Мане: история создания картины

Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»69, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба71. Вот и весь завтрак. И тогда он решил полностью работать на пленэре. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2622: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино37. И тогда, чтобы утихомирить возмущенных художников, Наполеон III объявил об открытии альтернативной выставки – Салона Отверженных.

Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. Художники не ждали от посетителей ничего хорошего. Тем не менее, в следующем году, картина «Женщины в саду», написанная по мотивам «Завтрака», не была одобрена к показу жюри выставки для «спасения искусства» от этого «отвратительного» импрессионизма. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8384.

Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Полотно задумывается огромным — 6х4, 6 м. Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье). Критик присутствовал на выставке, бегал по залу и переписывал название картин в блокнот. И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого.

Что скрывает за 
собой картина Эдуарда 
Мане «Завтрак на

Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале8081.

Я не вижу никакого восхода, одно только впечатление – писал он в этой заметке. И как мы сейчас знаем импрессионисты не только приняли эту кличку, (nickname) но и сделали её официальным названием (title) своей группы. Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре.

Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане». Однако и в этом случае картина наверняка превратилась бы в мишень для большинства критиков, хотя и стала бы «манифестом пленэризма»: объединяя в себе все амбиции Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций59. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы.

Завтрак на траве 
– 1866 Клод Моне

Завтрак на траве – 1866 Клод Моне

Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал.

Примечательно, что само возникновение термина «импрессионизм» связывают с его художественным полотном «Впечатление. Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими. После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов22. Клод Моне, основатель и последовательный сторонник движения импрессионистов, написал «Завтрак на траве» для заявки на Парижский Салон 1866 года, а также в качестве вызова Эдуарду Мане с его одноимённой картиной довольно фривольного содержания. В начале 60-х гг.

Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропоморфными чертами и не проецировали свои чувства на неодушевленные объекты природы. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. Последняя работа особо примечательна тем, что на ней запечатлён дуб Бодмера, названный так в честь швейцарского художника Карла Бодмера, который на Салоне 1852 года выставил работу с изображением данного дерева, после чего оно стало любимцем художников и фотографов, в частности Гюстава Ле Гре28. В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям.

Однако смысловая наполненность и пластическая завершенность работы, тщательно проработанные детали и авторская подпись свидетельствуют о том, что в московскую коллекцию попало уменьшенное авторское повторение погибшего полотна исполненное, вероятно, в 1866 году. «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину. В результате, Моне разрезал её на три части. Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный меньший вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна22564445. Организацию выставки взял на себя Клод Моне. В картине чувствуется гигантская работа. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной46: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»77.

Это – толпа. Восход солнца». В настоящее время критики оценивают картину как шедевр Моне и его дебют в импрессионизме, ознаменовавшийся настоящей революцией в истории искусства6970. Между тем тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9.

Какова история создания 
картины Эдуарда 
Мане «Завтрак на

Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии.

Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7576. Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. Сохранились только левая и средняя часть. Мастера интересует не столько изображение бытовых деталей, сколько игра рефлексов солнечного света на платьях дам и расстеленной на траве скатерти. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался.

Название картины приобретает неких пикантный смысл, тем более, что ничего съедобного действительно не изображено. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. В следующем месяце Путин принял у себя в Кремле главу компании «Louis Vuitton» Бернара Арно, поблагодарив его «за выставку, которую вы организовали в Париже»113114115116.

Картины Мане Завтрак 
на траве и Олимпия 
– звезды Салона

Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных

Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе. «Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале8081.

В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. В 1884 году Моне выкупил картину и разрезал её на три части. Свет в природе соединяет буквально всё.

Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре22. Он часто обрабатывал картины паром, после чего размягченную пастель растушевывал кистью или пальцем, добавляя маски маслом или акварелью. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя.

Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. Для того, чтобы хоть что-то показать на Салоне 1866 года, Моне в короткие сроки написал «Женщину в зелёном», которая была положительно оценена критикой. «Недоучки» – это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега.

Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2622: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино37. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины.

Выше: что вы искали. Публика возмущалась, тыкала в картины тростями, картина «Бульвар Капуцинок» даже пострадала на глазах автора, Клода Моне. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской60.

История одного шедевра: «Завтрак на траве» Мане

И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «Я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»4043. Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2627. Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут95.

После выставки в прессе появился ядовитый фельетон (topical satire) критика Луи Леруа, озаглавленный «Выставка художников-впечатленцев». Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом74. Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871 – 1878). После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»5051 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)52, для которой моделью снова послужила Камилла53.

В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. В настоящее время картина под номером Ж-3307 находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков6. Впоследствии они стали друзьями18. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью102. Его картина оказалась более сдержанной.

В следующем году Путин наградил Арно медалью Пушкина «за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами, плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей»115116117. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Критика обрушилась со всех сторон. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет. Моне один из главных приверженцев импрессионизма.

Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом.

Клод Моне, Завтрак 
на траве – обзор 
картины

Клод Моне, Завтрак на траве – обзор картины

Эскиз надлежало превратить в законченную картину. Большеформатное полотно (465640 см), пострадавшее от сырости, в 1884 году было разрезано художником на три части, две из которых (левая и центральная) сохранились и теперь находятся в музее Орсе. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Несмотря на амбиции Моне, его полотно «Женщины в саду» было отвергнуто жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»62. Картина Чашка чая. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок).

Главными героями полотна стали друзья Моне. Картина оставляет впечатление удивительной легкости, а вместе с тем художник работал над ней на протяжении несколько месяцев. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Завтрак на траве 
 (этюд) — Клод Моне

Завтрак на траве (этюд) — Клод Моне

Картина построена по принципам светотени. Находясь в тяжёлом материальном положении, в 1878 году художник в качестве залога просроченной задолженности оставил неоконченный «Завтрак на траве» арендодателю дома, который он снимал вместе с семьёй в Аржантёе.

Картина вызвала скандал в обществе. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом74. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной46: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»77. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. На момент написания картины они уже в разрыве – Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф.

Несмотря на амбиции Моне, его полотно «Женщины в саду» было отвергнуто жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»62. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует.

Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне. В 1884 году Моне выкупил картину и разрезал её на три части. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания.

В мае 1865 года Моне писал Базилю: «Я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»4043. Сюжет взят, думается из жизни. Некоторое время спустя Моне вступил в переписку с Фламеном по поводу возвращения картины, для чего в марте 1884 года попросил у своего арт-дилера Дюран-Рюэля денег в долг8082. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

«Завтрак на траве»: 
о чем скандальная 
картина Эдуарда

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане

Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше, чем «Завтрак» Мане и в два раза шире, чем «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЗавтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15. В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»72, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины73. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю38. Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16. Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж.

Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музей Мармоттан-Моне)39404142. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью102. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музее Мармоттан-Моне)39404142.

Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Женщина вызывающе смотрит прямо на зрителя. Целью этого мероприятия – защита творчества.

Являясь сторонником только этой техники, Моне на всю жизнь увлёкся перцепционным отображением действительности, особенно по части изображения вариаций цветовых эффектов света и тени в конкретный час и сезон. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6997106107.

Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными среди остальных своих работ19: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)23, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)24, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)25. Сюжет взят, думается изжизни. Исследование, проведенное в сентябре 1865 года (в настоящее время в Пушкинском музее в Москве) дает представление о полноценной картине, которая состояла из не менее 12 частей в натуральную величину. В это же время, картина, к сожалению, была повреждена. Более того, название и изображение абсолютно не подходят друг другу, отчего смысл картины приобретает весьма двусмысленный оттенок. Для того, чтобы хоть что-то показать на Салоне 1866 года, Моне в короткие сроки написал «Женщину в зелёном», которая была положительно оценена критикой.

Клод моне завтрак 
на траве описание 
картины

Клод моне завтрак на траве описание картины

Однако и в этом случае картина наверняка превратилась бы в мишень для большинства критиков, хотя и стала бы «манифестом пленэризма»: объединяя в себе все амбиции Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций59. Коллекция Щукина — ещё до его эмиграции в Германию в августе 1918 года — была национализирована в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 11 мая 1918 года «О национализации Художественной Галлереи Щукина» за подписью Ленина103 и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7576.

Между ними на траве разложена скатерть с разнообразными яствами. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8384. Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю38. и передал ее в дар Лувру.

Впоследствии художник разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсе в Париже). Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской60. Женские фигуры – невеста Камилла Донсье – у скатерти.

Детство и юность Моне прошли в Гавре. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)61, на которой Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. Реакция была ожидаемой.