Корин Русь Уходящая Картина

Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Грандиозность картины «Русь уходящая» в размахе художественного замысла, а трагизм в том, что ему не суждено было полностью реализоваться – труд Корина остался незавершенным.

«Русь уходящая» или Апокалипсис от Корина

Само название «Реквием» свидетельствует о музыкальном восприятии художником своего творения. Конечно, действо подобного рода не могло не привлекать представителей интеллигенции. И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им же самим отдельных образов стало противоречить общему замыслу. Холмогорова, а потом еще и другие. После окончания Великой Отечественной войны Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи, во Владимирском соборе Киева реставрировал фрески илично восстанавливал росписьВ.

Жена— Прасковья Тихоновна, урождённая Петрова (1900—1992). Тогда – «козырь»: «У меня сам Трифон стоял. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как последний парад осужденных историей на небытие. Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд «Отец и сын». Незадолго до смерти Горького этюды «Руси» были куплены уКорина «Всекохудожником»— Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства.

Корин Павел Дмитриевич 
«Русь уходящая»

Корин Павел Дмитриевич «Русь уходящая»

Япревратился опять вреставратора ипреподавателя рисования. Как-то на страницах газеты в рубрике Задело упоминалось, что все площадки заполонили актуальными выставками. Время-то голодное. Портрет Успенского (младшего) был написан в1931 году. Для картины вмастерской приготовили громадный холст (размером 551 на 941 сантиметр, больше ивановского полотна «Явление Христа народу»). Но огромная разница была в творческом темпераменте этих двух художников.

У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. М., 1964, т. Х III). Сделав рисунок с «Пьеты» Тинторетто в Венецианском Палаццо дожей, Корин записывает: «У меня центр картины. Никакой речи онравственном тупике Церкви для него не было ибыть не могло.

Обращение героя в зал с монологом – довольно искусственный театральный приём. Будто бы сама Русь уходящая никогда и не должна была быть начата.

Казалось, что такая Россия, действительно, пришла в движение, вот она, в лице тысячи тысяч прихожан, течёт по улицам Москвы, вот она – в рясах духовенства, в белых тайных символах на чёрных одеяниях схимников. Скорее «Слепой»— образ потерянности простых русских людей, отрекавшихся от ориентиров, на которые веками указывала Церковь. Особенно интересно, что свой «Реквием» он соотносил с «Реквиемом» Берлиоза. Видимо именно тогда к нему и пришла идея картины Русь уходящая. Они — извечный образец, пришедший к нам из прошлого и программирующий настоящее и будущее.

Павел Корин: «Русь 
уходящая», мозаики 
метро и фрески для

Павел Корин: «Русь уходящая», мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны

Мастерски выписанные фанатики и тёмные личности явно превращаются в героев, христиан-мучеников, гонимых, но не сдающихся поборников религии». Вот как надо писать вещи: властно, трагично, возвышенно и торжественно». Навсегда. Но, пожалуй, самое сильное влияние на Корина имел его учитель Нестеров.

Соколова – и объединить их во всемирно известном художнике, художнике мощной политической сатиры «Кукрыниксы». По ком звонил колокол. Но Павел Дмитриевич мыслил свою эпопею «Уходящая Русь. Слова эти не оставляли Корина все время, пока он писал этюды к «Реквиему». С полотна на нас спокойно смотрит человек, ставший для многих символом мощи русской армии. 24 июня 1945 года маршал Жуков принимал парад Победы на Красной площади в Москве.

Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Герои сомкнулись стеной, словно защищая алтарь от кого-то. Однако простота эта — не упрощение, а отточенный до формулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Они пели какой-то старинный стих.

Замысел «Реквиема» (получившего по совету покровительствовавшего художнику М. Горького дополнительное название «Уходящая Русь», позднее искусствоведами «проинверсированное» в «Русь уходящую», что неверно) с течением времени изменялся, трансформировался. Павел Корин не был диссидентом: ему доводилось делать плакаты «Окна РОСТА», оформлять сцену Большого театра к первой годовщине Октября, рисовать портрет Ягоды. Коринский талант гораздо жёстче, суровее, мужественнее. Слепота.

Помни «День гнева». Создать свою «Святую Русь», подобно учителю М. В. Похороны патриарха собрали их на последнее шествие, на последний акт трагедии. У Степана был отец скульптор-самоучка, необычайной стати человек. А еще он считался самым выдающимся оратором своего времени (а ведь это и время Кони и Плевако, да и вообще «говорить красно» умела почти вся тогдашняя интеллигенция). Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Возможно итак.

Дальше – больше. В 1967 году Корин умер. Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон «наследия прошлого», апологию религиозности и за многое другое. В каком-то роде Реквием кажется ответом на ту публикацию. Его лицо излучает доброту и немой укор всякому насилию.

" – но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Вот так бы написать картину». Место абстрактного лозунга «Пролетарии всех стран» занял архетипический призыв «Родина-Мать зовет. » и не менее корневые образы, взывающие к исторической памяти, — «священная война» с абсолютным злом («фашисткой силой черною, проклятою ордой»), «война народная», вскипающая, как волна, «ярость благородная» и повторяющийся призыв «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой».

Эти принципы воплотились в его портретах, а также в триптихе «Александр Невский». Вскоре Корин становится его любимым учеником и единомышленником. И куда направлены эти пристальные, напряжённые, обжигающие взгляды.

Описание картины 
«Русь уходящая»

Описание картины «Русь уходящая»

Приходили и другие художники. Жизнь в искусстве, творческий потенциал личности – одна из главных тем, волновавших П. Д. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. «Ваши герои имеют осанку», – говорили художнику высокопоставленные гости его мастерской. Но возникли проблемы практические: позирование. Русские верующие люди всё более убеждались в богоборческой сути советской власти.

«Ушла» ли «Уходящая Русь». С каким исходным материалом для анализа могут работать учащиеся. должен быть такого же пафоса и напряжения». монаха или нищего стал обобщенным образом той России, которая ушла.

В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. Купреянова, П. Н. Корина – полотну «Реквием». Героический образ воина-полководца святого князя Александра Невского, созданный П. Д.

Леонидова посетив остров Валаам, пишет портрет М. В. У него, как иу остальных героев картины, есть внутренняя осанка. Толстого, ученого Н. Ф. Весь свой народ Божий— монахов, нищих исхимниц Корин решил разместить вУспенском соборе Московского Кремля, где, по его собственным словам, «они на фоне величественной архитектуры выстроились вбоевом иторжественном порядке». Митрополит дал согласие позировать. Еще в 1936 году от одного из них, А. Ангарова, поступило письмо на имя И. В. О том же говорил и Степан Чураков, реставратор, ученик Корина, запечатленный мастером на двойном портрете к «Реквиему» «Отец и сын» : «. подрамник был сделан особый, по расчетам Евгения Васильевича Кудрявцева, заведующего реставрационной мастерской Третьяковской галереи» 6.

Под него было отведено место разрушенного храма Христа Спасителя. Двенадцать дней хоронили патриарха. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Корин притащил его вмастерскую иписал три дня.

«Русь уходящая»: 
Церковь выходит 
на последний парад

«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад

Общая идея, которая объединяет их все – гибель многовековой духовной традиции Руси. А тот делает для Павла Дмитриевича поистине царский подарок – заказывает для его будущей картины огромный холст, который превосходил по своим размерам знаменитую картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. Корин Павел Дмитриевич (1892-1967), советский художник. Родился в1892 году вселе Палех. Эта вещь, может быть, лучшая в портретной серии к «Уходящей Руси».

Протянутые вперед руки ищущие спасения. Можно было начинать травлю. Идея написать на одном неимоверном холсте картину-реквием родилась именно тогда. В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок (Корин – блестящий знаток техники живописи). Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. Итак, митрополит Трифон Нестерову не отказал, согласился на 4 сеанса по 2 часа. – Работаю яростно, на Страстную надеюсь закончить».

Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Неосторожное слово не обошлось, видимо, без последствий. Корина, не случайно им создано так много портретов именно людей искусства. Щусевым был послан в Псково-Печерский монастырь для копирования двух плащаниц XVI века».

Музей – на Спортивной, Малая Пироговская, 16, флигель 2. Великая тема «Святой Руси», ставшая центральной в творчестве учителя Корина – Михаила Нестерова, продолжена здесь учеником в трагедийных тонах. Горький предложил название «Русь уходящая» — название куда как более радикальное (в духе большевистской идеологии «Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим»). Казалось, что она уходит навсегда. Этот почерк должен быть». И это при настоящей травле в печати, объявившей художника носителем реакционных взглядов, не принявшим революции. Одних, власть предержащих, успокаивало слово «уходящая», они видели в картине противопоставление уходящего и вечного.

У Корина таким главным полотном стала воображаемая картина – задуманный «Реквием» или «Русь уходящая», так и не был никогда написан, несмотря на то что Павел Дмитриевич несколько десятилетий работал над композицией картины, написал цикл портретов, сделал этюды интерьеров Успенского собора Московского кремля. Но и в этот час бесславия митрополит Трифон не отступит от своей веры. А до революции владыка был известен тем, что служил Литургии для слуг и рабочих. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии.

Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Корин хотел ограничиться пассивной идеей «стояния» (предстать, противостоять, выстоять) по типу «постоим за веру, за святую Русь», но не учел, что в этой формуле русской ментальности есть и другой, деятельный аспект — «отстоим веру, Русь». Хотя, может быть, напрасно. Первоначальный замысел Корина был связан с названием «Реквием». Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным.

Она — живое овеществленное время. Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их просто в штыки. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР.

Он в восторге: «У вас настоящее искусство, кондовое». Писал я этот портрет довольно долго, на протяжении двух лет.

«Я превратился опять в реставратора и преподавателя рисования. До Успенского собора (а в окончательном варианте должен был быть изображен конец последней разрешенной тогда властями церковной службы на Пасху 1918 года в Успенском соборе Московского Кремля) – художник «водил» своих персонажей по Иосафатовой долине под Иерусалимом (остались наброски, эскизы). Герои соединены не столь реальным, сколь духовным пространством: в Корине сказался иконописец, которого он, по его собственным словам, «выдавливал из себя двадцать пять лет». Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как «последний парад осужденных историей на небытие».

Такой же видел свою судьбу и Павел – с детства он готовил себя к семейному делу. На портрете— человек со смиренным, печальным лицом двумя руками держит перед собой крест. «В 1956 году я задумал написать портрет моих друзей, прекрасных художников – М. В. Много труда положил я на этот портрет, много, много труда», – из воспоминаний Корина. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Из них потом родились образы картины. Неукротимая мощь и сила былинных героев влилась в жилы реального исторического героя, святого патрона-воителя Руси — Александр Невский, канонизированный русской православной церковью изображен не 22-летнем юношей, а зрелым мужем. Вот он.

Описание картины 
Павла Корина «Русь 
уходящая»

Описание картины Павла Корина «Русь уходящая»

requis — покой, отдых, успокоение). Нет идеология тут ни при чём. Прощание спатриархом было открытое. Освободили условно, «за преклонностью лет». Корин был кровно связан сэтим миром.

Портрет был трудный: мне надо было передать внутреннюю духовную осанку каждого из них и объединить в одной мощной, предельно выразительной и острой осанке художника «Кукрыниксы», при этом избежать намека на шарж, в портрете он недопустим. Среди всей этой «христовой братии» Корин искал образ, нужный для картины. Назвать картину «Русь уходящая» порекомендовал Павлу Корину Максим Горький после посещения мастерской художника на Арбате в 1931 году. Корин говорил о трагедии, о крушении вековой традиции. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции.

Этими руками он будет держаться за жизнь, какой бы горькой она ни была. Так искусствовед М. А. Тут двух или, тем более, нескольких мнений быть не может. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932).

Все двенадцать дней художник неотступно был в монастыре. Жилинский, входивший в круг близких друзей и соратников В. А. Но в 1936 году, со смертью Горького, всё меняется. Двенадцать дней над Донским, над Москвой звенели колокола.

В. Нестерова. Он выплачивает эту сумму в течение двадцати лет «Продажа этюдов стала терзанием и ужасом моей жизни», – писал художник. В них самих уже все было сказано, композиционная расстановка не прибавляла ничего» 9. Постепенно слава этюдов росла. Хранительница народной памяти — сказительница испытующе смотрит на нас из глубины веков.

Реквием – памяти 
русского художника 
Павла Дмитриевича

Реквием – памяти русского художника Павла Дмитриевича Корина

Это Церковь, "уходящая" в вечность. «Христовы невесты», «Святая Русь», «На Руси («Душа народа»)» — названия полотен Нестерова говорят сами за себя. Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд Отец и сын. Нестерова позже, в 1940-е годы, он создает портреты скульптора С. Т. В 1935 году последовал еще один этюд — портрет протодьякона М. К. Пришлось думать не о создании картины, а о сохранении подготовительных материалов к ней.

Глобальное противостояние сил, выстоять в смертельной схватке с врагом, отстоять свою страну, не уступить ни пяди родной земли («Велика Россия, да отступать некуда, позади Москва. », «За Волгой для нас земли нет. ») — форма «стояния» плечом к плечу за землю Русскую естественным образом, как бы сама собой воплотилась в композиции триптиха. Их руки сомкнуты, они на «замке» для врагов, а в основе этого замка — грозное оружие («Кто с мечом пришел, тот от меча и погибнет»). Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Это Церковь, выходящая на бой. Крылова, Н. А. В 1931 году по приглашению А. М. Когда выходили из ограды монастыря, были сумерки. Мордочка его из-под шапки выглядывала острая, волчья.

  • Непрозвучавший реквием Павла Корина
  • Сердца на копьях: «Уходящая Русь» Павла Корина
  • В Новой Третьяковке показывают работы художника Павла Корина
  • Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
  • Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили)
  • Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков

Павел Дмитриевич Корин – известный русский художник и иконописец, автор героического триптиха «Александр Невский», выразительных портретов своих современников: полководца Георгия Жукова, скульптора С. Т. Горький присылает дрова, время от времени вносит плату. Повторений история не допускает. Идея картины возникла у Корина в 1925 г. в связи с похоронами патриарха Тихона, который, будучи первым патриархом после 200-летнего перерыва (напомним, что Петр I упразднил патриаршество и низвел церковь до уровня государственного департамента), занял крайне негативную позицию по отношению к новой власти. Через год другая запись: «9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале консерватории «Реквием» Берлиоза. Для такого полотна требовалась и новая просторная мастерская. Народа великое множество.

Постепенно складывался внутренний строй картины. Но беды не сломили, не ожесточили отца Алексия. Вопреки всему и даже своему собственному названию, она поведала не о прошлом, а о вечности.

Исторический сюжет утратил свою конкретность и обрёл предельную силу обобщения. Холмогорова, а потом еще и другие. Они представлены почти в полный рост. Мрачно, безнадежно». Его творчество развивалось, несмотря на вероломный для России Февральский переворот 1917 года и политику Советского государства.

Павел Корин родом из Палеха из старинного рода потомственных иконописцев. «Внем символически выражен тот нравственный тупик, вкотором оказалась Церковь. Правда и фриз «Марш в будущее» для Дворца Советов тоже остался в эскизах. Нестеров решал подобную задачу в масштабной картине «На Руси» и, конечно же, ему не терпелось увидеть творение ученика.

  • Портреты современников и «сила человека»
  • Портрет художников Кукрыниксов, 1957–1958
  • «Александр Невский» – заказ во время войны
  • Великие события на стенах московского метро
  • Одна из лучших в СССР коллекция икон
  • Фрески по заказу Елизаветы Федоровны

Обращаясь к проблеме духовных истоков искусства 1960-х годов, А. И. Сейчас можно только предполагать, с чем мог быть связан отказ мастера, однако из его ответа ясно, что после войны художник уже не решался начать свою картину, хотя продолжал размышлять над ней и, в частности, подписал последний эскиз «Реквиема» 1959 годом (1935-1959). Большинство потенциальных моделей об этом слыхом не слыхивали, никуда идти не соглашались. Они как бы выходят из алтаря навстречу зрителям.

Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет. Нестерову, Корину не удалось. На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры.

  1. Дом Павла Корина – «малый музей» Третьяковки
  2. Записки переводчика с Андреем Десницким
  3. «Трагедия моих персонажей была моей бедой»
  4. Павел Дмитриевич Корин, советский художник
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Прислушивался к разговорам, смотрел, делал в записной книжке зарисовки. Первым зрителем и судьёй этюдов к «Реквиему» стал, конечно, Михаил Васильевич Нестеров, чьё мнение было для Корина самым веским.

Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. почти неразрешимой. Любовь к этому месту останется у Павла Дмитриевича на всю жизнь и когда в 1926 году Марфо-Мариинскую обитель закроют, он вместе со своим братом Александром спасет от уничтожения ее иконостас и росписи. Они не могли принять новой морали «красных антихристов». В их образах, созданных для «Реквиема», была запечатлена та историческая драма, свидетелем которой Корин стал в 1920-1940-х годах. Однако Корин, по словам Жилинского, отказался. Их головы подпирают небо их ноги крепко стоят на земной тверди, питающей их своей силой.

Однако эти варианты не удовлетворили мастера и впоследствии он от них отказывается. Он стоит на пороге смерти, бессильно сжимая посох, утративший символ власти. В 1901 – 1905 годах Нестеров написал картину «Святая Русь» (хранится в ГРМ) – о встрече богомольцев с Господом Иисусом Христом.

С остальными труднее. Светлые небеса «белого света», зачарованные омуты вод, лес стеной, травы чиста поля — триптих вместил в себя русский космос. Внешне фигура юноши напоминает фигуру отца. Сталина с представителями художественной интеллигенции. Вот один из многочисленных эскизов. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили.

Непрозвучавший реквием 
Павла Корина

Человек физически искалеченный, он не сдается. Под эскизом «Реквиема» мы видим даты: 1935–1959. Середина 60-х годов – время, на которое приходился пик популярности старого мастера, связанный с выходом к публике цикла его «Руси». В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. Тогда ему подсказывают идею специального подъёмного устройства, как у кинооператоров. И, может быть, был он так близок художнику, что самого себя Корин ощущал в творчестве «басом». Работа над «Русью уходящей» не прошла бесследно для Корина.

Итак, перед глазами Корина был реальный конфликт. Особенно же преклонялся Корин перед талантом Шаляпина. Так или иначе, в печати началась травля Корина. Варвару в экстазе.

Ермоловой, например. Коринская «Уходящая Русь» оказалась великим полотном.

Героини картины «Воспоминания. На похоронах были сотни тысяч людей. Вначале 1950-х Павел Корин много работал вмонументальной живописи, создав ряд витражей имозаик для Москвы, вчастности, витражи на станции «Новослободская» имозаичные плафоны для станции московского метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Казалось, вместе спатриархом безвозвратно уходила прежняя старая эпоха. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное.

Но не пойти было невозможно, а с экскурсоводом сговорились неожиданно легко и быстро. Реквием», по-разному рассказали об этом. Учился в МУЖВЗ (1912-16) у К. А. Коровина и С. В. Малютина испытал влияние М. В. Нестерова. Игумнова итальянского художника Ренато Гуттузо и других.

Да и государство, поворчав немного на Павла Дмитриевича, примирилось с ним и даже наградило Ленинской премией – не за «Уходящую Русь», правда, а за портреты деятелей культуры. Среди персонажей коринского «Реквиема» советские искусствоведы особо выделяли образ слепого. Коненкова, художников-карикатуристов М. В.

Он отбрасывает всякий намёк на непринуждённость и естественность. Первые из портретов «Реквиема» – «Старик Гервасий Иванович» (1925), «Архиепископ Владимир» (1926), «Митрополит Трифон» (1929) – были, несомненно, написаны с натуры. На фоне холста Павел Дмитриевич иногда расставлял свои этюды, прикидывая композицию «Руси Уходящей». Художник ищет типажи по московским храмам, а люди не хотят идти в мастерскую.

Вглядимся в последний эскиз «Реквиема». Смотрел в тебя так пристально, что иной раз не по себе становилось. Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Нестерова. Сам автор питал непонятное пристрастие к иностранному слову «Реквием» и поздний эскиз картины озаглавил именно так. Нет – прямо на нас. Третья фигура — молодая большеглазая красавица, стройная и высокая — олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве П. Корина.

Оплакивая их, себя оплакивал. Корин объяснял её, уподобляя Нестерова тенору, а себя басу. Когда появились еще первые этюды к Реквиему, многие встретили их просто в штыки. На связь последнего с циклом «Руси уходящей» указывали такие корифеи отечественного искусствоведения, как Б. Р.

Выставка «Реквием. Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: "Благослови кадило, Владыка. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. В 1935 году последовал еще один этюд – портрет протодьякона М. К.

Показ продлится до 30 марта 2014 года. А дальше – тишина. Несомненно, происходящее на картине было также «особым событием». Корина, позволили глубже понять и оценить замысел мастера. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение. В 1931 году мастерскую Корина посетил Максим Горький, наслышанный о талантливых работах художника. XX века неимоверное давление со стороны большевистской власти, существовавший как бы «под запретом» и в последующие советские десятилетия.

В стороне — слепой и с ним мальчишка лет тринадцати. Реквием в этюдах постепенно вырастал до символического реквиема уходящему старому миру. Крылова, Н. А.

Для него живопись была самосожжением и он себя не жалел». Куприянова, П. Н. Неужели на западную стену храма. Горького, поддержавшего работу над «Реквиемом», Корин едет в Италию11. Через три года, в 1919 году Павел Дмитриевич сделал девушке предложение, но только через семь лет, в 1926 году, получил согласие и они были обвенчаны в церкви на Арбате.

О том, что за уходом – возвращение, за смертью – Воскресение. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Кауфман (см. Через несколько лет П. Корин написал этюд Трое. Находим объяснение: «Начало крестного хода перед торжественным выходом из храма».

Наступило время блоковских красноармейцев сих исторической миссией: «Пальнем-ка пулей всвятую Русь»— время массового мученичества за веру. Странным образом сам пустой холст и все масляные эскизы (которые абсолютно не кажутся незавершёнными или какими-то побочными художественными продуктами, напротив, выглядят как самостоятельные произведения) вместе с залом превращаются в самостоятельный арт-объект. Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром трубы и медные басы. Портретный цикл и белый холст были единым целым.

Волевая собранность, высокое духовное напряжение образов характерны для портретного творчества Корина (портреты: М. С. Сарьяна, Р. Н. Симонова – оба 1956, Кукрыниксов, 1958, Р. Гуттузо, 1961, – все в ГТГ, Ленинская премия, 1963). На этюде «Сельский священник отец Алексий» мы видим человека, пережившего крушение всех своих надежд: предательство паствы, которая еще вчера стояла в церкви на молитве, а сегодня пошла громить храмы и сшибать кресты с могил родителей самоубийство сына, не выдержавшего травли за родство с отцом-священником. Если вначале преобладали мрачные тона, накал и сумрак трагедийности (Корин записал впоследствии: «Их трагедия была моей бедой сердце мое обливалось кровью»), то после Отечественной войны, в которой Церковь вновь показала себя неотъемлемой частью народа, общества и начала возрождаться, в картине (в ее эскизе 1959 г. ) художник усилил пасхальное начало, введя яркую цветовую гамму.

Тогда же Корин побывал в древнем Новгороде. Реквием — это траурная погребальная месса. Эскиз (1935-37) показывает, что "Русь уходящая" могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г. исполненным мощи и символического значения. Помню слова: «Сердца на копья поднимем». Между нами и героями нет воображаемой стены – при этом место действия становится условным.

Язык музыки был для него вполне сопоставим с языком живописи. Трагические и драматические образы верующих людей православной России сегодня можно увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). У меня другой склад художника». Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру.

В1952 году стал лауреатом Сталинской премии второй степени за мозаичные панно для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, ав 1963 году— лауреатом Ленинской премии. Теперь можно с уверенностью утверждать, что именно работа над «Реквиемом» стала той творческой лабораторией художника, где он создавал пластические и содержательные методы и приемы, во многом определившие художественные новации в искусстве молодых художников-шестидесятников. Во время войны появляются новые темы, образы В 1952 году Корин записывает: «Елоховский патриарший собор Под пение размечтался о картине, о своих былых замыслах Да, я мог бы написать картину возвышенную-торжественную». Но 8 июня 1936 года умер Максим Горький.

Со временем появлялись другие заботы, возникали срочные заказы. Он далеко не всеяден и его внимание привлекает лишь созвучное собственному творчеству: «Увертюра к «1812 год» Чайковского Как трагично, как торжественно. Уже одно только это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отображению трагически уходящей Святой Руси. Нестеров в письме 23 марта 1911 года. Что помешало Корину написать этот холст. Какое величие.

Я, как художник, знаю, что такое пустой холст. И когда молодые настойчиво напоминают мэтру об «Уходящей Руси», у него это вызывает только досаду. 8 апреля 1912 года состоялось его освящение. Его неоднократно арестовывали, последний раз в1922 году приговорили кдесяти годам тюрьмы. Запись 1935 года: «Реквием» Берлиоза.

Художник записал в своей клеенчатой книжке: «Удары колокола. Где же, например, Корин. Хотели Корина. Сарьяна и Кукрыниксов. Корину в эскизах удалось запечатлеть человеческий возраст, от юности до глубокой старости, будто бы уже пребывающей за гранью мирского бытия.

Дальнейшая эксплуатация найденной образности в серии мозаик для станции «Комсомольская-кольцевая» столь же высоких художественных результатов не дала. Племянника отца Сергия, протоиерея Сергея Михайловича Успенского (младшего) расстреляли на полигоне вБутове в1937 году. Однако художник ещё не сдаётся и продолжает размышлять над композицией. Корина «Реквием» православные люди в черной скорби и страшном горе стоят в Успенском соборе Московского Кремля и молятся – за святую Русь, за Православную Церковь. На торжестве присутствовали Елизавета Федоровна, власти Москвы, архитектор А. В.

Степанова при Донском монастыре, где охотно брали палехцев. Роспись «Путь ко Христу» располагалась в трапезной храма обители, на ее восточной стене, прямо по центру и, конечно, была хорошо знакома Корину, работавшему здесь вместе с Нестеровым в те годы, как и многим москвичам, приходившим в обитель. Вот таким образом картина, галерея образов Корина имеет итоговый характер: это «Реквием» и громадной русской духовной культуре, олицетворением которой у Корина стали изображенные преимущественно духовные лица. Прошу Вашего указания по этому вопросу». Горький и тут приходит на помощь художнику – вскоре семья Корина переезжает из тесной квартиры на Старом Арбате в большой удобный дом на Малой Пироговской улице.

Безнадежность, Бездорожье. Через несколько лет П. Корин написал этюд «Трое». Можно проститься с ней печально, можно рукой махнуть – уходит, мол, туда ей и дорога. Корина. Художник Нестеров с помощником Кориным совместно расписали главный купол собора фреской «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» (эскиз в ГТГ) и далее один Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей.

Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. При всем том зрителю ясно, что перед ним абсолютно разные, во многом даже контрастные фигуры. Игумнова к 1950-м годам относятся портреты художников М. С. Реквием» исключительно в тональности высокой патетики и никогда ничего подобного не предполагал, высказав в свое время недовольство Владимиру Солоухину, который ввел такое предположение в журнальный вариант своих «Писем из Русского музея» (конец 1966 г. ), после чего писатель исключил указанный пассаж из вышедшей впоследствии книги. Мальчишка держал чашку, куда ему клали пятаки. Очевидно, что передача характерности облика каждого и общности их как участников «последнего парада церкви», трактуемого Кориным как событие Страшного суда, была для художника основной целью работы. Считается, что горьковская поправка помогла и художнику и картине выжить.

19 сентября 1935 года Корин писал М. В. Жаль, что в нынешней экспозиции не оказалась представлена работа Корина того же времени, написанная в одном ключе с «Реквиемом» – «Спас «Ярое Око» (на выставке 1963 года Павел Дмитриевич вывесил ее наряду с портретами этого цикла). Лики архангелов и серафимов в растительном орнаменте украсили храм. Корин был даже вынужден давать частные уроки – всё шло за долги.

К нему было сделано 29 больших по формату портретов (хранятся в ГТГ). Нестерову о работе над эскизом: «Я здесь целый месяц на бумаге устраиваю смотры и вожу во главе с Михаилом Кузьмичом своих хромых, слепых и убогих стариков по кремлевским соборам и по площадям, наконец привел их внутрь Успенского собора, где они на фоне величественной архитектуры выстроились в боевом торжественном порядке» 13. Во первых, надо обратить внимание на нетождественность обоих названий. Чтобы поместилась «Уходящая Русь», мастерская нужна большая – соответственно и плата внушительная.

Корин обратился к Нестерову, тот в свою очередь свел его с митрополитом Трифоном (Туркестановым). Грязный, спарализованными ногами, спутанные волосы кишели вшами. И писал необыкновенных, сильных духом. При этом, как свидетельствует современник Нестерова И. Грабарь, «остается большим вопросом, сделался ли сам художник духовидцем да и нужна ли была неизбежно эта вера» и далее: «сам изображающий ее (св.

Павел Дмитриевич Корин, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, автор широко известных послевоенных произведений, таких как триптих «Александр Невский», «Портрет маршала Г. К. Определяя его, профессор Александр Ильич Морозов писал в своей последней книге «Соцреализм и реализм» : «Павел Корин и Виктор Попков принадлежали к тому роду художников, чьи помыслы разрывались между адекватным познанием сущего, его отрицанием и страстной жаждой материализации образов совершенства. » 2. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи всвоих работах— «обдирая кожу, вылезал яиз иконописца». Беспомощный слепой во мраке протягивает руки впустоту.

На коринском этюде-картине икона Спаса «Ярое Око» (на фото) с серебряными лампадами и отсветом рубиновых огоньков, явно находящаяся в церковном интерьере, воспринимается по настроению в единстве с образами «Реквиема». «Реквием» в этюдах постепенно вырастал до символического «реквиема» уходящему старому миру. У персонажей Руси уходящей этих качеств нет. Около ограды стояли ряды нищих. Ведь сколько лет он стоял.

Несомненное влияние личности Корина испытали и такие современные художники, как Дмитрий Дмитриевич Жилинский и Павел Федорович Никонов, с именами которых связаны наиболее известные стилистические направления «нового» искусства и так называемого «сурового стиля» 1960-х годов. с жестом Саваофа и Христа микеланджеловских росписей Сикстинской капеллы). Позже художник написал варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской» и части триптиха «Александр Невский» – «Старинный сказ» и «Северная баллада». В1942 году Корин получает заказ исоздает триптих «Александр Невский», воспевающий мощь инепоколебимость русских воинов. Коненкова, пианиста К. Н.

В 1908 – 1912 годах по проекту архитектора А. В. Русского искусства – ведь средства изысканы Кориным именно русские: иконописная условность времени, место действия – древний кремлёвский собор, герои – русские православные люди (патриархи, священники, монахи, миряне, нищий слепой, могучий работный человек, мечтательный юноша). В Москве он вёл абсолютно нищенскую жизнь. Монументальные фигуры буквально стоят стеной, своим телом заслоняют Родину. Мальчишка концы каждого стиха подвывал диким альтом. Этюд «Слепой» написан в1931 году.

Сам конкретный материал оказывал сопротивление. А когда к словам прибавляется пакет пшена или бутылочка масла. Поиски души народа на этой стезе уже Нестерова привели к творческой неудаче, о чем свидетельствовала вся отечественная критика по поводу картины «Святая Русь». ну год или два проходит, потом все-таки на него набрасываешься. Художник согласился.

Причем «бессмысленность и беспощадность» обеих сторон соответствовала бы типичному разрешению конфликта на русской почве. Последний этюд датирован 37-м годом. Корин написал 29 отдельных портретов. Александр Невский В 1942 году Павел Корин создает центральную часть своего знаменитого триптиха «Александр Невский» (хранится в ГТГ). «Спас Ярое Око» — образ исконно русский, невероятной исторической глубины, соединяющий в себе символику христианства («Спас нерукотворный») и язычества (ярость — ярое — Ярило, бог весеннего яростного солнца, сжигающего мрак и зиму и сопутствующую ей нечисть). На творческий замысел «Реквиема», безусловно, повлияла живопись М. В.

Какая сила, какая широта и какая серьезность Гений. Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. На свалку, в огонь.

Художник получает возможность несколько лет жить и работать спокойно. «Этот собор предназначался для особых событий и торжеств», – объяснял свой выбор Корин. Казалось итальянские впечатления, встречи с великим искусством Возрождения должны были заслонить волновавшие его образы «Уходящей Руси». Что-то примиряло с «Уходящей Русью» и власть и православных. Действительно, это один из самых сильных образов задуманной картины. Вте годы он держал дома мешок свещами на случай ареста. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора.

Работал в области монументального искусства (мозаичные плафоны станции московского метрополитена Комсомольская- кольцевая, 1951, Государственная премия СССР, 1952 и др. ). Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха – праздник Воскресения и вечной жизни). Начнем с темы тем Корина — с реквиема по Руси уходящей.

Жизненный путь П. Д. Гигантский чистый холст, натянутый на подрамник и поныне стоит в доме-музее. Кориным, по силе воздействия на зрителя не имеет себе равных. Останавливающий жест могучего воина «Северной баллады» подобен жесту могущественного бога, способного мановением руки смести врага с лица земли (ср. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. Она была привезена девочкой в Москву из чувашской деревни Елань-Чишма Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Ермекеевский район Башкортостана)9, в Марфо-Мариинскую обитель для обучения ремеслу сестры милосердия.

Из сферы литературной приводят, как пример, «Реквием» Ахматовой, в отличие от коринского все же написанный – понятно, в литературе это было сделать несравнимо проще, – однако увидевший свет, как известно, лишь в конце века. В 1929 году Михаил Нестеров знакомит Павла Дмитриевича со своим духовником – архиепископом (ошибочно названный Кориным митрополитом) Трифоном (Туркестановым), который был исключительно образованным человеком и пользовался огромным авторитетом среди творческой интеллигенции. Не будем удивляться ни неосведомленности современного жителя России, далеко не всегда узнающего даже интерьер основного храма своего Отечества – Успенского собора Московского Кремля, где разворачивается действие, ни тому обстоятельству, что сам художник, лишь вернув композиции ее первоначальное название Реквием (вместо горьковского Русь уходящая), никаких поясняющих строк к своему произведению не оставил. Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары «Отец и сын», некоторые женские типы — плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого.

Но все равно проблема: «модели» не привыкли к позированию, они быстро «гаснут» – исчезает та одухотворенность, которую и пытается передать Корин. Шутя, предостерегал: «Если вы не напишете этой картины, я вам с того света буду грозить». Горький покровительствовал Корину и это давало художнику возможность спокойно работать. Семейная пара «Северной былины», богатыри-дружинники «Старинного сказа», князь-воитель — константы русского исторического социума. Качалова и Л. М.

Хитроумный механизм начали делать, но закончить не успели. Придете – увидите. Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года. Нестерова.

Но мы не видим ни у кого в руках хоругвей и икон. Может быть потому, что она стала чем-то большим, чем картина. Каждый тогда, начиная от архиереев икончая нищими старушонками июродивыми, задавал себе вопрос: каково будет теперь положение Церкви. Известно, что существует такой иконографический лик Христа с гневно-укоризненным взглядом на людей, на их прегрешения: это Христос, принесший «не мир, но меч».

Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». У него было и высокое происхождение и блестящее образование, карьерные перспективы. Из подробностей этого визита известна одна: Корин в разговоре назвал Герасимова «царём халтуры». Корин вписывается всоветское искусство, получает признание. Ещё в 1936 году Корин был вынужден продать свои этюды «Всекохудожнику» – всероссийскому кооперативному союзу, рассчитывая, что до окончания большой картины они останутся у него.

Трифон был духовником и самого Нестерова и многих из тогдашней творческой интеллигенции. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Образы, подобные ликам святых Новгорода, украсят усыпальницу в Марфо-Мариинской обители. В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. Никого нет у кассы, никто не толпится у рамки металлодетектора и не ждёт своей очереди в гардеробе. Гамалеи, актеров В. И.

По инициативе влиятельного писателя для Корина строится мастерская. Искусство знал профессионально и с творческими людьми разговаривал о культуре на равных. Изменения происходили и по существу задуманной картины. Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Ей хотелось научиться рисовать и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна обратилась к Павлу Корину, выполнявшему в 1916 году её заказ по росписи усыпальницы подземного храма на территории обители, взять ученицу.

Вскоре после смерти Горького к Корину нагрянула комиссия из Комитета по делам искусств. Огромный белый холст и поставленные рядом с ним портреты, часть из которых выполнена мастером «в полторы натуры», производили на избранных посетителей и гостей дома на Пироговке неизгладимое впечатление. Здесь под впечатлением от впервые увиденных композиций «Страшного суда» Микеланджело и Синьорелли художник делает множество карандашных набросков для картины, а свою идею «исхода» он пишет на фоне итальянских пейзажей. Исполнялись Утес – фантазия для оркестра и концерт 2 для фортепиано с оркестром. Корин остался без покровительства. В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство.

Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха. Корин делает портреты сильных и талантливых людей: писателя А. Н. По его замыслу, это должно было быть эпическое полотно – 40 квадратных метров, почти столько же, сколько и «Явление Христа народу» Александра Иванова. И. впечатление было такое, что на вас "шел Бирнамский лес" в виде фигур: черных, серых, с мощными суровыми взглядами. Вот таким образом среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Кэтому времени Корин работает над эскизами «Уходящей Руси».

И тут же предлагает: «Назовите свою будущую картину «Русь уходящая». Мне 45 лет». В процессе подготовки выставочного проекта в ГТГ предполагалось разместить в экспозиции краткие биографии всех изображенных на портретах «Реквиема» (в дальнейшем они были опубликованы только в альбоме14). Так как картина рассказала и о другом. К 1936 году большинство этюдов ккартине было готово.

Ни смирения, ни надежды нет в его лице. Он долго стоит у эскизов, всматриваясь в лица монахов, архиреев, нищих, юродивых, слепых. Скончался в1967 году. Митрополит был стар и никого не принимал. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В будущем, при лучшем исходе, если и сложится нечто подобное – то уже другое.

Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь. На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Персонажи его подготовительных работ («Две монахини», «Мать Фамарь», «Нищий», «Трое», Отец и сын» и др. ) обнаружили отнюдь не утонченную неземную духовность, а безмерную неукротимость нрава и естества.

Он медленно передвигался, выставив вперед чуткие руки. Увидите – встанете». Слепота потеря пути, бездорожье, только бессильно вытянутые руки. Через месяц Павел Дмитриевич отправился в путешествие вместе с Горьким. Очевидно, все больше убеждался, что тема уже раскрыта, хотя сам себе, может и не признавался в этом, но интуитивно, как художник, понимал, что холст не нужен» 5. Корин решил написать парный портрет отца и сына.

(Заметим, что серовская «Девочка с персиками» – воплощение естественности – семьдесят сеансов, а портрет Ермоловой – около трехсот. ) Корин успевает написать с натуры лишь лицо, фигуру пишет с манекена, отсюда и некоторая непропорциональность. «История русского искусства». Позднее Корин работает еще над одним эскизом, ныне утраченным (его описание сохранилось в воспоминаниях у Степана Чуракова12): художник переносит действие в Россию, где его герои шествуют на фоне заснеженных гор. Название происходит от первых слов текста «Вечный покой даруй им, Господи» (от лат.

А «Уходящая Русь» – понимай как хочешь. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Художник задумал свою картину как «Реквием» — отходную могучему общественному явлению именуемому православием». Соколова (Кукрыниксов), пианиста К. Н.

Это богослужение. Ждали мы недолго: появился экскурсовод в сопровождении нескольких человек. Потом пришло решение выбрать местом действия главный кремлёвский собор – Успенский. Нестеров радовался возросшему мастерству ученика.

Никонов в своем интервью также размышляет о том, почему картина осталась ненаписанной: «Для меня это всегда было загадкой. Замысел картины «Русь уходящая» возник у Павла Корина в 25-м году после смерти патриарха Тихона. Произведениям Корина присущи строгость и точность рисунка, монументальная цельность формы, напряжённость и насыщенность цвета (этюды к картине Русь уходящая – Схимница, 1930, Отец и сын, 1931 триптих Александр Невский, 1942-43, – все в ГТГ). "» 4. Но он постоянно думает о ней, соотнося свои замыслы с опытом великих мастеров.

Надо такую силу и такую широту в живописи». Виппер и Р. С. Первый этюд написан в 1929 году – портрет митрополита Трифона, властительного иерарха. Отошла целая эпоха. Выставочных залов – множество. Так, еще при жизни П. Д. На картине П. Д. Именно Михаил и стал на долгие годы другом и наставником Павла Корина.

И так он и работает: за 20-30 минут надо запечатлеть главное. В центре – три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Тем более ненатурален подобный приём в живописи. Мне 45 лет». Одновременно они с братом подрядились работать в артель «богомазов» К. П.

В40-е годы художник работает над эскизами мозаичного фриза «Марш вбудущее» для Дворца Советов— неосуществленного проекта самого высокого здания вмире, вкотором должно было разместиться советское правительство. Он посетит Ярославль, Ростов Великий, Владимир. Вдовы» (1966-1968) – первого шедевра зрелого Попкова – непроизвольно перекликались с коринскими персонажами. Корин объяснял: «Я не могу писать простых людей.

Народ стоял с зажженными свечами. Работы для художников-иконописцев в годы гонения на Русскую Православную Церковь не было. Они представлены почти в полный рост. На следующий день после звонка мы уже стояли у двери музея. По вопросу неосуществления коринской композиции на отдельном большом холсте также высказывались различные предположения и догадки.

Патр. Корин месяцами гостит у него на дачах. Это парный портрет скульптора-самоучки СМ. Но Корина это не смущает. Корин тоже ездил в Донской, передал посылку с продовольствием и тёплыми вещами, сшитыми бывшими монахинями Марфо-Мариинской обители и в благодарность получил фотографию патриарха и ответ на клочке бумаги: «Получил и благодарю.

На самоубийцу Корин похож не был. Был вечер перед сумерками, тихий, ясный. Глубинные замыслы всей его жизни не получили полноценной реализации — его главная картина «Реквием или Русь уходящая» так и осталась чистым белым холстом. Один из высоких посетителей мастерской Корина заметил: «Ваши герои имеют осанку ту, которая была свойственна людям эпохи Возрождения, ваши имитрополит имонахи инищие ислепые— все проходят под фанфары». В 1911 году им для Марфо-Мариинской обители была создана роспись «Путь ко Христу» : «Пятнадцатиаршинный пейзаж и по нему бредут люди добрые – умилительно и не менее внушительно для ума и сердца, – так писал М. В.

Тени. »— писал окоринских героях С. Разгонов в1982 году. М. Васнецова иМ. Руководил реставрационной мастерской ГМИИ (1932-59), реставрировал картины Дрезденской картинной галереи. Место его захоронения неизвестно. Корин, автор «Реквиема», создает теперь работы, которые для многих поколений стали эмблемами советского искусства, — панно «Мир во всем мире» (1951 год) на станции метро «Новослободская», на котором изображена счастливая мать сребенком на руках, мозаику «Красноармейцы сКрасным Знаменем» на «Комсомольской». Народная ярость отлилась в древний образ «Спаса Ярое Око» на стяге Александра Невского.

В 1925 году скончался патриарх Тихон, это произошло весной. После некоторых раздумий Корин соглашается. Жуков статен, величав и красив. Тихон».

Писал жадно. В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне – его «Реквием». Павел Корин так и не приступил к непосредственному написанию картины. Думаю, что большая картина была уже не нужна: каждый портрет.

Одновременно с работой над «Реквиемом» Кориным пишутся и портреты его современников: скорбя по «Руси уходящей», художник не терял живой связи с настоящим, со своим временем, устремленным вперед. Реквием – это скорбь, это дань, приносимая благодарной памятью. Нет, все стоят спиной к алтарю. А. М. Внутренним взором он видит свой крестный путь впереди.

И внутри всех есть какое-то количество посетителей. Он сам был одним из них. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию.

Уже – «мог бы». В настоящее время «Реквием», попадая в сферу актуальных событий современного искусства, вызывает острые дискуссии, не оставляя равнодушных в профессиональной среде и в самой широкой зрительской аудитории. В доме-мастерской перед этим «большим» холстом Корин выстраивал свои портреты, устанавливая их низко на мольбертах. Но в Москве начала ХХ века его называли еще и «кухаркиным архиереем», так как он служил литургии для слуг, т. е. начинавшиеся в 3-4 утра, чтобы челядь успевала вернуться к моменту пробуждения хозяев. Но с ухудшением здоровья приходится отказаться от всех грандиозных планов.

Деньги за картины пришлось выплачивать втечение двадцати лет. После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. Ксчастью, ареста не последовало, за художником даже сохранили прекрасный дом— мастерскую на Пироговской.

Только после этого появляются карандашные эскизы, близкие темперному эскизу (1935-1959), ставшему последним. Чураков помогал натягивать и грунтовать холст. П. Д. Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Корин – страстный любитель музыки и свои посещения консерватории он всегда отмечает в дневнике наряду с самыми важными событиями в жизни: «Сегодня слушал симфонический концерт из произведений Вагнера». Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника.

Это действует. На картине нищий калека, словно корявый, мшистый пень, раскинул непомерно большие руки.