Коровин Портрет Шаляпина

Хорошо знакомый с импрессионистским Парижем, Константин Коровин написал в этом стиле в 1911 году крупный портрет артиста Шаляпина. Портрет Шаляпина, работы Коровина сначала дает впечатление мгновенно схваченного момента, но это не совсем так, ощущение праздничности, которое несет портрет, подчеркнуто многими деталями, очевидно специально задуманными художником. Все коровинские портреты Шаляпина — это портреты артиста в жизни. На выставке Коровина мы тоже видим Шаляпина, но в этих портретах нет стремления постичь модель изнутри, нет желания анализировать, нет глубины характеристики.

Коровин оставил замечательные Воспоминания о Федоре Шаляпине и несколько портретов своего великого друга. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов. Известен ряд портретов Шаляпина, написанных Коровиным.

Портрет Шаляпина был создан вслед за совместной работой художника и певца над оперой «Демон», поставленной в Москве в 1904 г. Коровин работал вместе с Шаляпиным и над гримом Демона. Дать сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина («В светлом костюме» 1911г. ) и Бориса Кустодиева (1922г. ) основная задача работы. Коровин вместе с Шаляпиным приезжали летом 1905 года в имение Отрадное дважды: здесь в усадебном доме в июне художником был написан портреты Гурли Логиновны, в июле – портрет его друга. Дать сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина («В светлом костюме» 1911г. ) и Бориса Кустодиева (1922г. ) основная задача работы.

Позже, оценивая выставленный собственный портрет, Шаляпин вспоминает как старался удерживать эту обаятельную, артистичную улыбку, позируя Коровину в процессе работы. Исполненные Коровиным портреты Шаляпина — подлинные живописные поэмы о прекрасном человеке, которого он любил и которым восхищался. Замечательный портрет, который очень понравился Шаляпину тем не менее был продан Коровиным коллекционеру М. Терещенко, к великому огорчению первого и большой радости последнего.

На другом портрете Коровина Шаляпин также изображён в свободной позе сидящим в кресле, закинув ногу на ногу.

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Еще до закрытия выставки, в декабре, Россия вместе с Англией, Францией, Германией и Австрией предполагала отказаться от участия в работе жюри и от наград для своих отделов «из-за несоответствующих обещаниям условий экспертизы и мизерности премий» 16. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Как и ее муж, Гурли Логиновна была поклонницей талантов К. А. Оформлял спектакли для мамонтовской Частной оперы, работал для Императорских театров (с 1900). Прянишникова, А. К.

Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Подвижная, стройная фигура Шаляпина, сидящего в кресле у окна и освещенного вечерними огнями Москвы, свободная поза, движение рук, волевой поворот головы и полное воодушевления и мысли лицо говорят о неиссякаемой молодости души артиста. В 1922 г. он отправился в длительные гастроли за границу.

В этом театре развился талант Шаляпина, здесь он создал галерею выразительных образов оперной классики: Иван Грозный в «Псковитянке» и варяжский гость в «Садко»Н. Так или иначе, Шаляпин не вернулся в Россию, хотя до конца своих дней мечтал об этом. Художник увлечён поиском напряженного выражения жизни человеческого духа, характерные в это время для мастеров его круга. В доме отца частыми гостями были художники, музыканты, певцы.

Реферат: Сравнительный 
анализ портретов 
ФИ Шаляпина Работы

Реферат: Сравнительный анализ портретов ФИ Шаляпина Работы БМ Кустодиева и КА Коровина

Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Поленова (1875–1883), в Академии художеств (1882). Он создал много работ, среди которых и изученная нами картина Портрет Шаляпина, по которой мы и напишем сочинение.

Фигура Шаляпина дана крупным планом и занимает основную часть полотна. В конце 1911 года умер В. Серов. Впоследствии работал в Императорской русской опере в Москве (Большой театр). Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.

  1. Описание картины Константина Коровина «Портрет Шаляпина»
  2. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
  3. Описание картины «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина»
  4. Портреты друзей Константина Коровина
  5. Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина

Чем нарушил этикет. Таким же образом он «завладел» и Ф. И. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Однако обстановка в стране, по-видимому, начинала тяготить певца. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковке из которых можно выделить отличный по мнению критиков рисунок головы Шаляпина5. Выслушивая соображения Коровина, он вновь и вновь повторял те места из своей роли, которые не удовлетворяли его.

Художника захватывают те же поиски напряженного выражения жизни человеческого духа, характерные в это время для мастеров его круга. Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый.

  • Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Сочинение-описание картины Коровина «Портрет Шаляпина»
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Саму картину художник написал во Франции, куда поехал лечиться. Перед Октябрьской революций она играла в Камерном театре. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.

Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.

Описание картины 
Константина Коровина 
«Портрет Шаляпина»

Горький, оказавшие впоследствии влияние на ее дальнейшую судьбу. В детстве пел в церковном хоре, однако затем мальчика отдали в ученики к сапожнику. Здесь ее первой ролью была Софья в «Горе от ума».

Коровин всегда и везде писал с натуры. Как бы то ни было, его работы ценятся и находятся во многих частных коллекциях. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне.

Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Шаляпин в непринужденной позе сидит на низком стуле боком к зрителю. В 1889 г. юноша вступил в труппу В. Б. Серебрякова. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Герье, (специализировалась по русской и зарубежной литературе) и одновременно школу МХТ (1902 – 1905).

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде что контракт не будет подписан. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Качалов и его жена Н. Н. Андреева и А. М.

Эта тема нередко становилась предметом злословия в обществе, в печати и за кулисами сцены. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Но происходили странные вещи.

Это время отмечено творческими успехами Н. И. И не только потому, что, что в центре внимания художника находится конкретная человеческая личность, переданная с большим сходством, но, прежде всего потому, что художник дает своеобразно острую и яркую характеристику своей модели идущую от определенных черт шаляпинского гения. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». женская головка колоритна и набросана с настоящим вкусом» 14. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. 17 Таким образом, выставочная судьба портрета нуждается в дальнейших исследованиях.

Мамонтов: «. События революции 1905 г. вызвали у Шаляпина живой отклик. С 1910 – главный декоратор Московских императорских театров. С 1917 активно участвовал в общественной жизни – входил в Особое совещание по делам искусств и другие органы управления художественной жизнью. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Ермоловой (в комедии норвежского писателя Б. Бьернсона «Когда цветет молодое вино»). Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины.

Шаляпин загорелся. Мамонтова. Владимир Аркадьевич получил прекрасное по тому времени воспитание. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Только серебро седины в мягких волосах напоминает о пройденном долгом и трудном пути. В этом портрете Шаляпина раскрыто жизнелюбие артиста, умевшего столь же полно и самозабвенно отдаваться всем радостям жизни, как и творчеству. Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.

На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. В одну из таких встреч Коровин и написал картину Портрет Шаляпина. Я, действительно, был огорчён, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Давал гастрольные выступления В Мариинском театре в Петербурге, что было значительным событием в культурной жизни северной столицы России. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Костя-то сер. Еще с детства она мечтала стать актрисой. Мамонтова, где Константин Алексеевич был декоратором.

Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. На полотне Шаляпин изображён в богатой барской шубе и шапке на фоне зимнего пейзажа и народного празднования масленицы. Но если в ранних портретах остановленное мгновение передается художником как стоп кадр и вот таким образом носит едва не натуралистический характер, то в 1900-е годы Коровин умеет выхватить из потока жизни мгновение счастливой духовной наполненности, когда раскрываются дремлющие жизненные и творческие силы человека. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.

Однако обстановка в стране, по-видимому, начинала тяготить певца. Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Брюллов.

Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Шаляпин был признанным артистом с мировым именем. В искусстве — соратниками. Шаляпин позировал для портрета на открытой террасе, освещенной солнечными лучами, проникающими сквозь густую зеленую листву. По рисункам Коровина Досифей представлялся то гневным изувером, то пламенным фанатиком, то добрым пастырем.

Выступая в Русской Частной опере, Шаляпин приобрел громкую известность.

Едва ли художник стремился «омолодить» Шаляпина — вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая уж редкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своём творчестве. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. В 1922 г. он отправился в длительные гастроли за границу.

Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Преподавал в Московском училище, возглавляя жанрово-портретный класс (1901–1918).

Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. «Федор, ты стань здесь», «Федя, приподними руку», «Федя, не забудь поворот», «Федор, сделай несколько шагов», — заботливо командовал Коровин и Шаляпин послушно повиновался словам художника». В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.

Например, весной следующего года он познакомился с К. А. Перова, В. Д. Даже слепил собственный бюст. Не мог ли портрет побывать на Всемирной выставке в Риме. что-то я уж и не понравился, а вдруг взаймы попрошу. Саврасова, В. Г. Народная песня «Дубинушка» в его исполнении многими воспринималась как призыв к решительным действиям.

Константин Алексеевич никогда не упоминал о ней в своих рассказах-воспоминаниях, деликатно скрывая их отношения от любопытствующих и от будущих биографов. 12 февраля 1900 года Теляковский в «Дневниках» отметил: «Одно появление Коровина, его беседы об искусстве и театрах для меня имели громадное значение – эта польза трудно измеряется на аршины, она открывает известный взгляд на современное искусство, его цели и стремления, словом, дает то, что может дать только талантливая натура» 2.

Константин Алексеевич Коровин блестящий художник – станковист и декоратор. Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Рубинштейна, а с его братом Н. Г. Народная песня «Дубинушка» в его исполнении многими воспринималась как призыв к решительным действиям.

По поводу второго портрета Н. И. Член Абрамцевского кружка (с 1885), обществ Мир искусства (с 1899), Союз русских художников (с 1903). Декорации Коровина будили воображение артиста, давали необходимую «эмоциональную настройку», создавали нужную исполнителю среду. До последних дней его жизни портрет висел в кабинете над большим камином из резного дерева в парижской квартире певца в доме 22 на авеню дЭйло143439.

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Дарование Шаляпина соединило в себе неповторимый голос и яркий артистизм.

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) родился в Казани в семье крестьянина из древнего вятского рода. Какой была Надежда Комаровская. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. Это был незабываемый вечер содружества, совместной работы двух больших художников». Весь его облик, ышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дня. И можно предположить, что жизнь его с разрывом душевных сил между семьей, где рос сын Алексей (1897 – 1950), любимой женщиной и максимальной отдачей жизненной энергии творчеству была подобна свече, «зажженной с двух концов», как говорил когда-то К. П.

Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. А были и те, кто называл его работы мазней. Я ужасно рад, я чувствую гения. » 1. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Пронеслись слухи о его сочувствии эмигрантам.

В пользу рабочих певец передавал сборы от своих выступлений. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.

Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны— масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова.

Он жил открыто, на широкую ногу. Она, не признавая никаких модных тенденций, одевалась в платья по собственным моделям, была умна, начитана, знала историю, как художница-любительница занималась живописью, любила музыку и театр, особенно драматический, глубоко вникала во все тонкости как постановочного, так и художественного дела. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. На лице артиста счастливая улыбка. Головина, дружила с ними. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом.

Коровин был превосходным театральным декоратором, театр принес ему славу и доход, но он оставался верен станковой живописи. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Певец сидит, положив правую ногу на левую. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам.

Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Обо всем этом и поведал Коровин в письмах Красину: «Милый друг мой Федя Шаляпин5, когда встретил, кричит: Костя. Явление певца такой величины оказало значительное влияние на мировое оперное искусство. Ее педагогами были режиссеры В. И.

Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. С 1923 – за границей, в 1924 поселился в Париже. Автор пейзажей, портретов, натюрмортов и жанровых картин. Пронеслись слухи о его сочувствии эмигрантам. А Россия оказалась единственной из европейских держав, чьи художники остались без всяких премий.

И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Влияние Коровина сказалось и при работе над сценическим рисунком роли. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Актриса приняла революционные преобразования в стране. Точнее, дебют этот не состоялся.

Приняв предложение М. Ф. Комаровской. Коровиным и после долгих уговоров «переманил» художника из Русской частной оперы С. И.

Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило. Позднее, в 1916 году, Е. Б. Да и сам Федор Иванович, как известно, прекрасно владел карандашом, кистью и пером.

Остаток жизни Коровин провел во Франции. Наконец, не согласившись с условиями конкурса, вышли, объявив себя «hors concours», Франция, Англия, Америка и Германия. Весной 1909 года актриса перешла в Малый театр (1909 – 1916). Владимир Аркадьевич хорошо знал композитора и пианиста А. Г. Константин Коровин. Шаляпин ясно понимал, что он и Коровин делают общее дело.

Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Так или иначе, Шаляпин не вернулся в Россию, хотя до конца своих дней мечтал об этом. Лицо изображено практически в профиль, лишь слегка повернуто в сторону зрителя. Главная ценность картины – ее живописность. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял».

Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Художники из разных стран с понятным нетерпением ожидали результатов работы жюри.

Привезли свои произведения и художники имена которых упомянула актриса. Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом.

Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило. Шаляпиным. Коровин Константин Алексеевич (1861, Москва – 1939, Париж)Художник, художник театра. Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Близкие к художнику люди прекрасно знали, что Коровин – натура нервная и впечатлительная. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для Большого театра и Частной оперы С. И.

С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Многие художники писали Шаляпина. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф. И. Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен.

А потом глядит. В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным. И даже ученик Коровина – Б. В. Но не бойся, не попрошу. В своих «Дневниках» 26 сентября 1899 года он записал: «Шаляпина ждет большая будущность. Певец оглядывает горы с высоты своего роста и прогуливается по улице в этот праздничный день в полной уверенности в том, что люди будут покорены его талантом, а сам он покорит этот город3224533394628504749.

У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра.

Коровина и А. Я. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. На руках у Марины обезьянка. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим.

Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. «В исполнении г-жи Комаровской роль получила всю прелесть, всю красоту и поэтичность, которых так долго Софья была лишена на сцене, – писал 26 апреля 1911 года известный критик С. Яблонский в газете «Русское слово». Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.

Он женился на ней в 1890 году, когда она была овдовевшей баронессой Фелейзен (урожденной Миллер) и имела троих детей. Вахтангов говорил ей: «Ваши данные – внешность, голос, пластика движений – все для большой сцены. » 12. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины.

В 1929 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. Он наслаждается бодрящей свежестью погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Постоянное общение помогало им в работе, побуждало к новым художественным поискам. Многие считали, что интерес к реформам в театре у Теляковского был сформирован женой и он находился под ее влиянием. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1.

Таков в его изображении Федор Шаляпин. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Владимир Аркадьевич Теляковский (1860 – 1924) был сыном теоретика фортификации генерала-лейтенанта Аркадия Захаровича Теляковского – ученого с европейской известностью, участника нескольких военных кампаний.

В Москву в течение 1920 года ей удалось съездить только один раз – повидать больного отца. Ему было 46 лет, когда он встретил актрису Надежду Ивановну Комаровскую (урожденную Секевич, 1885 – 1967). Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.

Коровин показал пейзажи «Весна», «На пристани» и портрет «Женская голова» 15. С 1922 жил за границей. На первом плане, на заснеженном пригорке величественно возвышается, высится, стоит в эффектной, нарочно театральной позе статная исполинская фигура солидного, богатырского сложения мужчины— седовласого Шаляпина в бобровой шапке, роскошной, богатой и дорогой шубе, не только подбитой, но и сшитой из бобрового меха, да вместе с воротником. Но в театре приняли условия русского баса.

Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Коровин не пользовался таким признанием, работы его покупались мало. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Шаляпиным.

«Я никогда не видал более веселого и жизнерадостного человека, – писал Константин Алексеевич о своем друге. Лядова. М. В. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается.

Вдохновенно, с потрясающей силой пел он в этот вечер Досифея. Шаляпин немало позировал в разные годы – В. Серову, Б. Кустодиеву, Б. Григорьеву, И. Бродскому и другим художникам. И он сумел в своих Эскизах к «Демону» передать лермонтовское ощущение «вечной красоты» этого горного края: высоко в темно-синее небо уходят зубчатые хребты, мерцая ледяными вершинами крутые обрывы и глубокие ущелья окутаны лиловато-сизой мглой как бы вросшие в громаду гор высятся темные стены и башни монастыря и над ними сверкают огромные всевидящие звезды.

В его творческом наследии известно более двадцати из сохранившихся автопортретов: это и шаржи на самого себя и зарисовки, созданные в поисках сценического образа и даже бюст, который он вылепил однажды (в 1912 году), открыв в себе дарование скульптора. Таким он и изобразил почти пятидесятилетнего артиста. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59.

Нет сомнения, согласившись на абсолютно новый вид деятельности в 1898 году, Теляковский, прежде всего, заручился поддержкой своей жены Гурли Логиновны (1852 – 1922). На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. А. Римского-Корсакова, мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского, Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Мефистофель в «Фаусте» Гуно и др. Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко. Оформил свыше 100 постановок для театров Москвы и Петербурга.

Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Константин Алексеевич был недоволен портретом: «В лице нет сияния», – говорил он на своем своеобразном языке художника» 18. Она много и с успехом играла, в том числе в 1910 году с самой М. Н. Рубинштейном, директором Московской консерватории, в 1880-е годы играл и в четыре руки и на двух роялях.

Замечательной чертой дружбы Шаляпина и Коровина была чуткость и деликатность. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Коровин знал и любил Кавказ. Левая рука чуть согнуть в локте, ладонь упирается в бедро. Анна Яковлевна уже не делает пирожки с вязигой. Певец родился в ветреном и морозном феврале хилым и болезненным, ничто не предвещало, что впоследствии из этой крохи вырастет богатырь. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.

Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. За ними извозчик придерживает лошадь, видимо, по требованию седока и тоже удивленно воззрился на невиданного барина.

Долгое время Коровина считали художником неглубоким, поверхностным и удивлялись его замечательно удававшимся портретам. Кавалер ордена Почетного легиона. Родился в Москве. В пользу рабочих певец передавал сборы от своих выступлений. От России участвовали все творческие объединения, кроме двух: «Бубновый валет» и «Петербургское общество». «Вместе они намечали внешний облик Досифея. друг мой, Костя.

Коровин ценился далеко не всегда. «Портрет Ф. И. Шаляпина». Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне.

Асафьев, много раз видевший Шаляпина в спектаклях, оформленных Коровиным, отмечал: «Очень характерно, что такие яркие артистические индивидуальности, как И. Ершов и Ф. Шаляпин, в условиях коровинских сценических живописных пространств и коровинской красочной иллюзорности не казались «выскакивающими» из декоративного оформления или же скованными декоративным узором». Владимир Аркадьевич был счастлив в браке. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Владимир Аркадьевич любил театр, но не был знатоком абсолютно нового для него дела.

Портрет Шаляпина Коровин писал во Франции, в Виши, куда художник приехал для поправки здоровья. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Правой рукой Шаляпин небрежно облокотился о столик. В 1918–1919 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. Его не остановила разница в возрасте: Гурли Логиновна была старше на несколько лет. Шаляпин – певец не Большого и не Мариинского театра, а певец мировой.

К нему туда приехал его друг музыкант и они ежедневно встречались. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Коровин и Шаляпин в жизни были друзьями.

Литовцева, М. Ф. Немирович-Данченко и К. С. Шампанского.

Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Станиславский, друзьями – В. И.

Таков в его изображении Федор Шаляпин. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Именно творческая натура Шаляпина, несмотря на весь красочный и декоративный накал полотна, дала Кустодиеву неисчерпаемые возможности для художественных исканий при решении такой сложной живописной задачи, как образ человека в пленэре, который он не пытался опростить, а наоборот по обыкновению своему усложнял, чтобы полнее выразить творческий замысел53623775047.