Крамской Христос

Таким же человечным нам предстаёт и Христос Крамского. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), оконченная в 1872 году.

Картина Ивана Крамского Христос в пустыне: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского52. Христос в пустыне – картина Крамского, описание работы над которой здесь приведено, была создана под рядом впечатлений испытанных автором на протяжении многих лет.

То есть, по сути, вопрос заключается в следующем: на полотне Крамского изображен неодолимый, мужественный, готовый на подвиг, сильный Христос или Христос, мучимый искушаемый, решающийся. «христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. «христос в пустыне» называют «этапным произведением Крамского и значительным явлением всей русской живописи».

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Понимание «внутреннего» человека стало ключевым моментом и в оценке Гончаровым картины Крамского «Христос в пустыне». Мастерское использование живописных приёмов Крамским делает картину «Христос в пустыне» не только очень выразительной внешне, но и наполненной глубоким духовным смыслом, который каждый зритель воспринимает по-своему.

Крамской пробыл на даче под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года (по старому стилю), продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин. Крамской начал писать картину «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года.

В конце декабря 1872 года «Христос в пустыне» Ивана Крамского был представлен на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге. Почти 30 лет творил Иван Крамской и подарил нам множество прекрасных картин, среди которых особое место занимает его великий и не до конца разгаданный шедевр «Христос в пустыне». И именно Христос в пустыне, картина Крамского, развивает этот сюжет.

Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года.

В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Что ж после этого. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Неужели это та самая книга. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Картина была принята очень неоднозначно. – Это я взял заказ писать образ Христа.

  • Христос в пустыне (картина Крамского)
  • История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского
  • Описание картины «Христос в пустыне»
  • Христос в пустыне, 1872, Крамской
  • Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Его близкий друг и ученик Илья Репин, в конце зимы 1863 – 64 года побывавший в квартире Крамского на Васильевском острове, видел в мастерской художника вылепленную из глины голову Христа и набросок с нее на холсте.

Ну что ж после этого. По Гончарову изобразить божественную сущность Христа невозможно, каким бы талантом ни обладал художник. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32.

  1. Крамской ристос в пустыне статья
  2. ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской
  3. Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»
  4. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
  5. Картина Крамского Христос в пустыне

Чего только стоил возглавленный им знаменитый «Бунт четырнадцати», когда 14 лучших выпускников Академии отказались писать выпускные картины на предложенную Советом Академии тему «Пир в Валгалле», взятую из германо-скандинавского мифа. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней. Что сделать, чтобы быть понятным. Публичные и передвижные выставки, гравюрные копии лучших произведений содействовали популяризации их идей.

Наступает утро нового дня. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Особенно помогло ему лицо одного молодого помещика-охотника, черты которого Крамской использует для «своего» Христа. И он всё думает, всё думает.

  • Описание картины: «Христос в пустыне»
  • Христос в пустыне — Иван Крамской
  • Христос у Ивана Крамского — обычный человек
  • Влияние «Христа» Крамского на живопись
  • Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. Но не только евангельская история искушения описывает картина Крамского. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской. Едва ли. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. дают нам лица и события религиозного содержания, лишенные их священного характера» (VIII, 62).

Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. И к чему тогдапустыня. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20.

Суровый ландшафт: серая холодная безжизненная каменистая пустыня, острые как бритвы камни. Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия — будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем — в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой»55. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой.

  • Кратко о жизни и смерти талантливого человека
  • Посмертная выставка замечательного художника
  • Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)
  • Ощущения художника при написании полотна

Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Но как рассказать.

Сколько раз плакал я перед этой фигурой. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал.

  • Суть и итог многолетних раздумий и исканий
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»
  • Как художник Крамской артель создал
  • Христос, каким увидел его Иван Крамской
  • Иван Крамской: в поисках «своего» Христа
  • Словари и энциклопедии на Академике

И это сказано не только в отношении Крамского, но любого художника. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Это какой-то нигилист. Именно тогда он сделал первый набросок композиции.

Но никто не говорит ничего важного. Начал философствовать. Он отчаянно спорил с ним о вере.

  1. Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)
  2. Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)
  3. Иван Николаевич Крамской Христос в пустыне (1872)
  4. Андрей Петрович Рябушкин «Исцеление двух слепых» 1888 г
  5. Бруни Федор Антонович Медный змий (1841)
  6. Христос у Ивана Крамского борется с искушением как обычный человек
  7. Художник писал своего Христа слезами и кровью

Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету.

Только думаю, что и стоны и страдания останутся со мной и нет им исхода И вы и я, вероятно, не одиноки есть много душ и сердец, находящихся в мятеже Ужасное время, страшное время. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Чем, каким способом я могу быть понят. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». В зале было немыслимое количество народу.

Крамскому же хочется найти «своего» Христа, показать Его таким, каким не изображал еще ни один художник. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Разве можно это написать. В результате не оставалось места для изображения каменистой пустыни. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания».

Иисус сказал ему в ответ: Сказано: не искушай Господа Бога твоего. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. И к чему тогда пустыня.

  • «Своего» Христа Крамской искал постоянно

Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.

Это не просто территория одиночества, не только место, лишенное какой-либо жизни. Первый вариант картины, оказавшийся неудачным, датируется 1867 годом. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить».

По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней.

Именно тогда готовились к "хождению в народ" молодые революционеры-разночинцы. Но никто не говорит ничего важного». Разве можно это написать. И статья «"Христос в пустыне". Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Но сначала Господь Бог предлагает сделать этот выбор Своему Сыну.

Посетители мучили художника бесконечными вопросами: «А почему он думает, что Христос выглядел именно так. » – «Какой день он изобразил на картине. » – «Кто на картине: Бог или человек. ». И к чему тогда пустыня. Англия. лицу Христа в. минуту смертного подвига. » (VIII, 65). После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то.

Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». – По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем.

Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Таким увидел на картине Христа этот писатель. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9.

Он отказывается. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.

А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Ж-5724)495051. В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов».

Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему.

Страшно станет. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Ноникто неговорит ничего важного.

Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Как это Вам кажется.

Что ж после этого. Разве можно это написать. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Промахом первого варианта картины, который не удовлетворил И. Крамского, был вертикальный формат холста.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. разъедающих начал (отрицание, скептицизм, безверие.

Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил.

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Гончаров убежден, что в Христе Крамского действительно заключено священное содержание. Рассвет. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка.

Гончаров подчеркивает, что истинное место этой картины не «в углу» и «в темноте». Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Впоследствии, уже после написания картины, Иван Крамской признается друзьям, что видел «своего» Христа столь отчетливо и ясно, что ему оставалось лишь копировать свое видение. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место. Чем, каким способом я могу быть понят.

Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. «Приехал Третьяков, покупает у меня картину, торгуется и есть с чего. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» — или, по-другому, точного «контекста».

Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Продолжая обсуждение образа Христа, Гончаров писал: «Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. Что предстоит Спасителю. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Я не знаю.

Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. Его картина висела последней. Художник мысленно перебирает творения великих мастеров: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря» Николая Ге, «Динарий кесаря» Тициана, «Поклонение пастухов» Рубенса, «Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандта, «Преображение» Рафаэля Александр Иванов, перед которым Крамской поистине преклонялся, уже сделал свой выбор, показав момент Крещения и Богоявления.

Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Художника Ивана Крамского обычно считают портретистом. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. Второй вариант картины был написан за год.

И художник тотчас написал сидящего на камнях человека на холсте горизонтальном и большего размера. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного.

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Непонятно, как такую картину позволили выставить. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.

«Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. 1848 год.

Так, о группе персонажей на картине Н. Ге «Тайная вечеря» Гончаров пишет, что невозможно «прочесть эти лица, вдуматься в душу каждого и перенести на полотно — выше сил всякого таланта. » (VIII, 65). Очень интересна композиция полотна, она играет далеко не последнюю роль в понимании смысла картины. Любовь к рисованию у мальчика проявилась с самого раннего детства и в пятнадцать лет он оказывается в подмастерьях иконописца, у которого прослужит около года. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк.

Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Но как рассказать. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.

Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Нет. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64.

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Только спустя время около нее стали толпиться зрители, говорить, спорить. В каком-то смысле критики были правы. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Новые искушения. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна. Нет. Да и Христос на первом варианте картины кажется лишь чуть усталым и просто задумчивым.

Суд Пилата. Что ж после этого.

Поправде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Думается, что определение «внутренний человек» нужно понимать как признание Гончарова в том, что за бесстрастной внешностью стареющего, вечно ворчащего писателя Крамской увидел и признал настоящего человека, достойного внимания интереса, сочувствия. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. В 1867 году Иван Крамской пишет первый вариант картины. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7.

А все-таки не отходит». Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Вечные, общечеловеческие проблемы, противостояние добра и зла были центральными темами в творчестве художника и писателя.

Почему. Всегда выступавший против официального духа художественной Академии, который, по его мнению, убивал талант настоящего художника, Иван Крамской сплотил вокруг себя молодых выпускников и создал сначала свободную «Петербургскую артель художников», а позже – знаменитое «Товарищество передвижных художественных выставок».

Однако невыгодное положение картины в экспозиции не мешает Гончарову признать, что она является «капитальным произведением кисти г. Крамского» (VIII, 62). В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году – первый вариант картины, который его не удовлетворил. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Он вынужден был пойти по стопам отца и несколько лет служил канцеляристом-переписчиком в городской думе. Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова.

Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Одни картину однозначно приняли, другие так же однозначно нет. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21.

Полотно 180 на 210 сантиметров. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Не таким видит «своего» Христа Крамской. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. В пользу этой версии говорит и то, что телосложение охотника и тип его головы — с удлинённым овалом лица и открытым лбом — весьма похожи на образ Христа изображённый на картине.

«Прихожанин» рассказывает своим читателям о величайшем шедевре, созданном кистью великого русского художника Ивана Николаевич Крамского, – картине «Христос в пустыне». По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме». Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. 4, 1 – 14). Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11.

Чтоже доэффекта, который «Христос впустыне» произвел напочтенную публику, тообэтом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей наогромное число разноречивых мнений. Чем, каким способом я могу быть понят.

Каких только великих людей своего времени он не писал. Для Христа изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю.

Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Разве можно это написать. Он отчаянно спорил с ним о вере. Рождение Христа в Вифлееме.

То были первые подступы художника к своему творению. Так и получилось. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. И какой портрет.

Крамской продолжил писать картину летом 1872 года под Лугой, где он поселился вместе с художниками Иваном Шишкиным и Константином Савицким. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. «Странное дело, я видел эту думающую тоскующую плачущую фигуру, видел как живую», – писал он приятелю Чиркину.

Разве можно это написать. Звание профессора Крамскому не было присуждено. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов.

И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что у него все члены уже как будто окоченели от продолжительного и неподвижного сидения.

Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Несколько лет занимает у него подготовительный период. — Е. П. ) художники. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.

Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Его картина висела последней. – Примеч. Путь на Голгофу. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.

Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Тема искушения Христа, описанного в трех первых Евангелиях, увлекла Крамского еще в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», – это уже из письма Крамского своему близкому другу художнику Федору Васильеву. Он отказывается. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32.

Предательство Иуды. Ж-5724)495051. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.

Итак интерпретация Гончаровым образа Христа, созданного Крамским, существенно отличается от основных направлений полемики, которая развернулась среди зрителей и толкователей картины после ее представления публике. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Тайную вечерю. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной.

Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. О чем думает его Христос.

Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим.

Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Это особое произведение, к восприятию которого и зритель должен отнестись особо и далее весь разговор о картине «Христос в пустыне» ведется в сакральном ключе. Однако в отечественном изобразительном искусстве к этой евангельской истории прибегали крайне редко, в основном изображая ее в небольших клеймах икон. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Крамской получил несколько предложений продать картину. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.

Где сегодня находится эта работа, никто не знает. Дело в том, что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, вместе с тем уничтожил религиозное искусство в Европе. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Вот как писал об этом выборе сам Крамской: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье, пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу».

По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев.

Нет места в человеческом сердце, которое бы не болело, нет чувства, которое бы не было самым дерзким образом осмеяно. За Его спиной – медленно розовеющее небо. Еще перед самым открытием выставки художнику поступил ряд предложений продать картину «Христос в пустыне». Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца.

Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Так как, судя по его письмам друзьям, он изначально хотел показать глубокое раздумье, мучительный выбор, душевную, внутреннюю работу человека измучившую его.

Этот тезис существен для понимания гончаровско-го отношения к вере вообще: его вера была прежде всего «внутренней», свободной от мучительных переживаний и сомнений и как будто растворенной в каждом дне его жизни, но от этого не становилась слабее. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека. Только какого дня. Чтобы найти образ пустыни, Иван Крамской едет в Крым – в Бахчисарай и Чуфут-Кале.

Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Его местонахождение в настоящее время неизвестно.

Шла вторая выставка передвижников. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Ну что ж после этого. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Распятие. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. И, окончив все искушения, диавол отошел от Него до времени.

Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского.

Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Второй существенный тезис статьи Гончарова касается проблемы изображения Христа. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Но теперь. Иван Крамской был по характеру художником-бунтарем.

– Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38.

А все-таки не отходит». 2—4 классыИнтерпретация результатов теста: краткое описание ценностных ориентацией в карьере. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.

Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Начал философствовать.

4:13). Кто это был. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Тогда же Крамской много рассказывает Репину о Христе и Его искушении в пустыни. Все это было следствием того, что Гончаров ощущал себя непонятым и как человек со своими слабостями и достоинствами и как писатель, последний роман которого был критически встречен публикой, что даже заставило Гончарова «объясняться» с читателем в статье «Намерения идеи и задачи романа "Обрыв"» (1872).

Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. В картине нет места ясным и радостным тонам, как но места наивной светлой вере. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». – писал Крамской своему другу Федору Васильеву. Там он делал зарисовки каменных горных склонов.

Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. И тут же превозносили. А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил. Два пути вело ко спасению человечества: тернистый путь на Голгофу, путь мучительного нравственного перерождения людей, путь страданий самого Христа и его последователей.

Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. ва не только в силу сложной и долгой истории создания портрета. 4:2). По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его.

Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, он, однако, выделяет ту мысль, что почти ни в одном из них не затронуто то место Евангелия, где говорится о смысле искушения. По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин. А сам художник говорил о своем творении так: «Моя первая вещь, над которой я работал серьезно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она итог многолетних исканий».

Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Писатель подчеркивает, что до сих пор, за всю историю христианства «никто не даст себе труда договориться до ясного понятия об образе Иисуса Христа» (VIII, 64).

При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Однако вариант не удовлетворил художника. Это какой-то нигилист. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. Но никто не говорит ничего важного.

Я был абсолютно поражен этим живым воспроизведением душевной жизни Христа и казалось, в жизнь свою я ничего интереснее не слыхал. Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме.

Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Эта картина о том, чего стоит человеку жить по совести при совершенной невозможности для него поступать иначе. И вот я однажды. Итак, художник сразу же отказался от такого варианта картины и приступил к новым мучительным поискам.

И сказал Ему диавол: Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Об этом Крамской не раз рассказывал своим друзьям. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Аведь «Христос впустыне»— это моя первая вещь, над которой яработал серьёзно, писал слезами икровью она глубоко выстрадана мною она— итог многолетних исканий». Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

И он всё думает, всё думает. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Увидеть «внутреннего» Христа возможно, только веруя, следовательно, зритель, как и художник, должен изначально нести веру в себе. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек.

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.

Крамской писал, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Да и образ пустыни весьма символичен на картине. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».

автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10.

П. М. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. Ж-998)29.

Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Впрочем, критика им была и не страшна.

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». В пользу этой версии говорит и то, что телосложение охотника и тип его головы — с удлинённым овалом лица и открытым лбом — весьма похожи на образ Христа изображённый художником на картине 1872 года23. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

Скверная штука жизнь. ». Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). Писатель Лев Толстой, увидев картину, произнес: «Это лучший Христос, Которого я знаю». Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Этот момент описан у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Неужели это та самая книга.

Начав писать основную версию в ноябре 1871 года, художник завершает ее практически за год. Христа не кончил»32. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. А все-таки не отходит». Эстетика картины находится в границах эпохи. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет».

Зрители того времени узнают в образе Христа и своего современника, человека их трудной эпохи, со всеми его проблемами, человека, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Ж-998)29. И вдруг странное признание: «Какая тоска и муки охватывают мою бедную мать, она никак не может переварить, как это можно не почитать Бога, не ходить в церковь, не слушаться священников, не поститься даже в Великий пост. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь.

Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Итак, момент из жизни Спасителя выбран и художник приступает к работе. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. В нем уже видны зачатки того шедевра, который мог бы получиться в конечном итоге, но картина по разным причинам осталась незавершенной. «Картина моя, – вспоминал Крамской, – расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.

Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. На полотне «Христос в пустыне» показан момент выбора между добром и злом, выбора, который предстоит сделать каждому человеку. Но никто не говорит ничего важного. — я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», — писал Крамской. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Или они уже позади и Ему предстоит вернуться к людям, чтобы нести им слово Божие. «Никто не отнимает ее (жизнь.

Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на Родину, совершает поездку в Крым, в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф.

Шла вторая выставка передвижников. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении». 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным. и пр., вдруг увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье.

В зале было немыслимое количество народу. Страшно станет. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля.

Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. И вдруг странное признание: «Какая тоска и муки охватывают мою бедную мать, она никак не может переварить, как это можно не почитать Бога, не ходить в церковь, не слушаться священников, не поститься даже в Великий пост. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. Христа совсем не вижу. Но первым вариантом Крамской недоволен.

И тут же превозносили. В любом случае, еще учась в Академии, художник загорается идеей написать Христа.

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Увидев однажды «своего» Христа, Крамской работает над картиной, словно охваченный безумием. Приглушенные пастельные тона, полное отсутствие какой-либо динамики. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.

В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Но как рассказать. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Для Гончарова высшее божественное заключено в идеальном человеческом. Прерафаэлиты предпочли второе. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33.

Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Композиция полотна очень проста. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. По всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге», которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке (хранится в Национальном художественном музее Белоруссии).

Скверная штука жизнь. ». Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. В его лице, особенно во взгляде, полном напряженной мысли, читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Но теперь.

Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Картина Христос в пустыне появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Откуда же такая творческая противоречивость. Ему под силу только создание внешне абсолютного человеческого образа, но такого, в котором заключен «внутренний» Бог.

Я могу сказать, что писал его слезами и кровью». – Это я взял заказ писать образ Христа. Его осуждали, критиковали. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль.