Крушение Медузы

В июле 1816 года фрегат королевского флота «Медуза» терпит крушение у западного побережья Африки. «медузу» обнаружили на 52-й день после крушения. Французский фрегат «Медуза» потерпел крушение в районе Синегала, сев на мель в ста семидесяти километрах от берега Африки. И когда «Аргус», посланный на место крушения «Медузы», встретил случайно на своем пути многострадальный плот, на нем оставалось полтора десятка умирающих людей. Крушение «Медузы» не могло не оказать влияния на судьбы всех участников экспедиции, особенно главных действующих лиц этой трагедии.

Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

И все это по вине вздорного капитана, старого монархиста, который был восстановлен в правах в 1815 году после падения Наполеона, хотя не плавал уже более двадцати лет. Между тем Шомарэ еще перед отплытием получил инструкцию от виконта дю Бушажа, министра по делам морского флота и колоний, предупреждавшую о том, что Сенегала надо достичь до наступления сезона дождей и штормов. Теодор Жерико, руководствуясь рассказами Савиньи и Корреара, на основе многочисленных эскизов создал полотно «Плот Медузы», которое висит в Луврском музее. После Реставрации Бурбонов он был переделан в en flte и направлен для транспортировки французских чиновников во французскую колонию Сен-Луи (Сенегал). Семнадцать человек решило остаться на фрегате, 147 человек перешло на плот.

Художник родился в Руане в 1791 году. Абсолютно неожиданно с брига заметили плот, с которого им подавали отчаянные знаки. С берега налетал суховей с обжигающим песком, забивавшимся в рот и даже лёгкие. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Тем не менее он посоветовал дать разрешение негоциантам из Сен-Луи послать к «Медузе» частные корабли с тем, чтобы треть спасенного досталась им.

Это преисполнило его сознанием собственной значимости – настолько, что он обратился в парламент с предложением о более строгом наказании офицеров, повинных в крушении «Медузы». Экспедиция окончилась провалом, а Шмальц был отозван со своего поста. Во время шторма десятки людей погибло в борьбе за наиболее безопасное место в центре либо было смыто волной за борт. После Реставрации Бурбонов он был переделан в en flte и направлен для транспортировки французских чиновников во французскую колонию Сен-Луи (Сенегал).

  1. Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
  2. Крушение французского фрегата Медуза
  3. 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  4. Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  5. Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  6. «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819

Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса. Командование «Медузой» было поручено некоему Дюруа де Шомарэ. 26 августа, с третьей попытки, Рейно наконец достиг цели: это было через пятьдесят два дня после эвакуации с «Медузы». В итоге был построен плот длиной 20 и шириной 7 метров. Путешественники также наняли у туземцев ослов у Пикара денег хватило только на двух и один из офицеров уступил своего осла Шарлотте.

В тот же день на руках у Кудена скончался юнга Леон. Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». В благодарность женщина отдала ему горсть жевательного табака — единственное своё сокровище. Паника охватила команду, пассажиров и солдат. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане».

  1. «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. (группа о неизвестном, но интересном)ОбсужденияПросмотр темы44
  4. В печени 375-летней мумии обнаружили паразитов
  5. В Нижнем Тагиле нашли редкий артефакт эпохи мезолита
  6. В центре Риги нашли и срочно закопали секретный туннель КГБ
  7. Человеческие жертвоприношения в древнейшем армянском поселении – Мецаморе

Из почти 150 человек в живых осталось десять. В относительной безопасности была только центральная часть плота. Он решил добраться до берега на шлюпках.

Не смогли они и предотвратить захват винной бочки. Первого июля пересекли тропик Рака и по этому случаю на «Медузе» устроили весёлый и шутовской праздник. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Позже подошли мавры-мужчины, согласившиеся стать проводниками. Когда он вышел на свободу, ему «посоветовали» поселиться в своем поместье в департаменте Верхняя Вьенна.

Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Но буксирные концы вскоре полопались — хотя кое-кто утверждает, что что они попросту были обрублены командами шлюпок и что первым обрезал канат губернатор Шмальц. На тринадцатый день оставшиеся в живых люди обнаруживают на горизонте «Аргус», который не замечает плот и скрывается из виду. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия.

  1. В Великом Новгороде нашли берестяную грамоту о денежном сборе
  2. В Британии нашли следы древнего каннибализма
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
  5. «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
  6. «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
  7. «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
  8. «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова

Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Гигант угрожает ему топором. Офицеры, предупрежденные об этом перебежчиком, теснят мятежников.

Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Случайный человек занимает его место. Корреар и Савиньи отмечают, что, конечно же, офицеры оказались самыми стойкими. Наиболее известным произведением является полотно Плот «Медузы» французского художника Теодора Жерико. 17 июня 1816 года флотилия покинула Рошфор и направилась к Сен-Луи. Потери же с противоположной стороны были незначительны, в основном повреждена была одежда.

  1. «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
  2. «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
  3. Фудзита: художник-самурай Монпарнаса
  4. Пьер Ларош: человек, который придумал Зигги Стардаста
  5. «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание

Но, как бы там ни было, на плоту, хоть и по другой причине, наблюдается тот же феномен, что и на «Медузе». Четыреста человек с трудом разместились в шести шлюпках и на бревнах наспех сколоченного плота. Всех охватила паника.

Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Поначалу настроение было довольно бодрое: все ждали помощи, обещанной дЭспье. Первый из них многократно переиздавал свои воспоминания, которые пользовались неизменным успехом у читателей. Компас разбился. Командование «Медузой» было поручено некоему Дюруа де Шомарэ.

  • Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
  • Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
  • Теодор Жерико картина Плот Медузы

К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Утром 17-го числа капитан Дюпон заметил на горизонте корабль. Его посадили на бочку и он возвышался над своим странным экипажем. Есть на картине и ещё один друг Жерико.

Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Последние устроили в Сен-Луи грандиозную распродажу набранного на «Медузе» добра. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Он просто купил себе должность. А на плоту положение стало ужасным.

Описание картины 
«Крушение плота 
«Медузы»»

Тем временем Шомарей направляет барк «Аргус» к севшей на мель «Медузе», чтобы спасти её груз, среди которого были бочки с 92 тысячами франков золотом и серебром. Этот момент в докладе Корреара 151 Савиньи звучит несколько патетично. Попытки снять корабль с мели не увенчались успехом.

А вдруг это мавры. Это был бриг «Аргус». В этот день Шомарэ снова ошибся в своих расчетах и корабль проскочил мыс Барбас.

Однако иллюзия продлилась недолго. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.

У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Фрегат сел на мель. Он не выходил в море лет тридцать. Случилось это в 1816 году. В докладе Корреара 151 Савиньи содержится приведенная ниже версия событий.

Остаток жизни бывший капитан прожил затворником в своем замке Лашно (департамент Верхняя Вьенна). 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Для размещения людей убрали больше половины пушек и устроили на их месте жилые отсеки со стенами и потолками из парусины. 17 июня флотилия отправилась в путь. Один из них предложил нацарапать на доске краткую историю их злоключений. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Картина была закончена в июле 1819 года. Офицеры поделились формой с женщинами, только Шарлотта предпочла остаться в платье.

Высадив 63 человека, среди которых была одна женщина (маркитантка Элизабет Делю, жена капрала) и снабдив их ружьями для защиты, мичман повернул обратно — искать остальных. Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Во всяком случае, в своем докладе министру Военно-морского флота Савиньи признал тот факт, что по его совету «кровавые куски человечьего мяса стали сушить, дабы улучшить их вкус». Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, вот таким образом было решено создать плот.

Так, три года тюрьмы он считал слишком мягким приговором для Шомарея. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета.

Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. В докладе Корреара – Савиньи содержится приведенная ниже версия событий. Вернемся к судьбе Корреара. «Медуза» шла впереди «Эха». Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1.

При высадке с корабля невероятная. Он передал донесение своему министру Дюбушажу. По их расчётам, до берега оставалось 12 лье, то есть где-то 48-50 км. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.

Эту его особенность Савиньи тоже отметил. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.

В разгар работ сильный ветер накренил фрегат, корпус треснул и дал течь. Главное 151 моральное падение этих людей. Или удивительная сила духа. «Медузу» удается найти только через 54 дня.

Ближе к вечеру на берегу снова показались люди, они махали руками и не походили на мавров. Была рассказана история кораблекрушения «Медузы» и жуткая история плота. 2 июля «Медуза» налетела на мель в 50 километрах от берега. Несколько человек сошли с ума.

Наступило утро и пришло время подсчитать количество убитых. Двенадцать из них решили построить плот, благо недостатка в дереве у них не было. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).

Бедный двенадцатилетний мальчик сошел с ума от всего пережитого. 9 сентября 1818 года он получил патент книгоиздателя и открыл книжную лавку под названием «Кораблекрушение Медузы». Ни солдаты, ни матросы уже не сомневались, что пришел их последний час. Он происходил из не очень знатного дворянского рода и был убежденным роялистом. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом.

Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Общественное мнение требовало смертного приговора. Морская вода разъедала еще не зажившую его рану. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.

Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Это преисполнило его сознанием собственной значимости 151 настолько, что он обратился в парламент с предложением о более строгом наказании офицеров, повинных в крушении «Медузы». Колония и правительство Франции попытались замолчать трагедию, однако 16 сентября 1816 года в оппозиционной газете «Journal des dbats» появляется отчет выжившего хирурга «Медузы» Анри Савиньи о произошедшем на плоту. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Тем временем начал усиливаться ветер, а корабль начал давать трещину.

Они решили облегчить себе предсмертные минуты, напившись до потери сознания. Пассажиры и команда попытались эвакуироваться на лодках и самодельном плоту, однако затем плот со всеми находящимися на нём людьми был брошен командой на произвол судьбы.

Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Во всяком случае, в своем докладе министру Военно-морского флота Савиньи признал тот факт, что по его совету «кровавые куски человечьего мяса стали сушить, дабы улучшить их вкус». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Но это ещё не всё. Некоторые же, схватив ножи и топоры, собирались пустить плот ко дну.

Или беспримерное мужество. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3.

В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Цветного убивают. Вскоре отстал и «Аргус». Лейтенант Рейно упорно пытался достигнуть остова «Медузы». Во-первых, формируется понятие свободы, о которой можно долго рассуждать и принципиальное нарушение всех правил, в том числе и на уровне эстетики. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.

И тогда ими овладела апатия. Тогда-то обезумевшие от голода люди и набросились на трупы своих товарищей по несчастью.

Некоторые же, схватив ножи и топоры, собирались пустить плот ко дну. Матросы спрыгнули в воду, взяли детей на руки, а женщин на закорки. На рассвете следующего дня корвет «Эхо», еще находившийся в поле зрения, послал несколько световых сигналов (на которые Ришфор не счёл нужным ответить) и сменил курс.

Так, три года тюрьмы он считал слишком мягким приговором для Шомарея. Картина была закончена в июле 1819 года. На плоту оказалось 15 человек, оставшихся, по их словам, от 147, высаженных на плот во время крушения «Медузы». Их путешествие длилось не более четырех дней. Палуба была усеяна остатками провизии. Это был и не Куден. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.

Запасшись в Санта-Крусе провизией, корабли продолжили путь. Люди на плоту погружаются в отчаяние. В своем отчете о кораблекрушении Ран приводит очень интересные свидетельства Тома, рулевого «Медузы», которому он доверял. Так, воды у меня оставалось всего на шесть дней».

Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Осадка плота составляла 50 сантиметров в центре и 60 151 70 на оконечностях. Именно этому кораблю и было поручено возглавить сенегальскую дивизию и доставить в Сенегал нового губернатора. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов.

Пункт назначения — Сен-Луи, Сенегал. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». – как можно было разбазаривать государственное имущество.

По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Оппозиция обвинила в случившемся правительство.

О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». История одной морской трагедии, прочитанной зановоКогда в двух лье от «Медузы» шлюпки оставили плот, было одиннадцать часов. Все молились об этом, но никто не верил, что мольбы их исполнятся».

В своем повествовании Савиньи говорит: «Мы проявили слабость, когда не воспрепятствовали тому, чтобы они тайком пили вино». Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами.

После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. В1817г. они опубликовали записки об этих трагических событиях. Ночью поднялась буря и к утру следующего дня на плоту не досчитались двадцати человек. Вскоре стало ясным, что приближающийся бриг не что иное, как «Аргус». Затем они уступили место жалобам. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Наступило утро и пришло время подсчитать количество убитых.

Кое-кто пил свою порцию вина через перышко. В результате, во второй день несколько десятков человек было убито во время попыток занять безопасное место в середине конструкции или смыто за борт волнами. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. У них была мука и сало в изобилии. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2.

С наступлением утра разум их стал приходить в норму и тогда они увидели, что натворили. На счастье, одним из них оказался бывший служащий Пикара Ахмет. Это был «Аргус». Когда шлюпки начали исчезать из вида, на плоту раздались крики отчаяния и ярости. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.

Капитан привлёк учёного Ришфора из числа пассажиров для выполнения задач навигации, хотя тот, несмотря на учёное звание, не имел навыков навигации. Посуду с мочой прятали друг от друга. Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков.

Тем самым было создано общественное мнение, помешавшее возложить ответственность на капитана, повинного в смерти 159 человек (из 15 человек, снятых с плота, шестеро скончались после спасения, а из семнадцати, оставшихся на «Медузе», спасли только троих). Назревал бунт. Так мы провели первую ночь на плоту. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника.

В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Эта женщина имя которой осталось неизвестным, была уже в летах. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. В лодке Лапейрера на 42 человека оставалось шесть сухарей и четыре литра воды.

Шестьдесят пять погибших – таков итог этой кровавой ночи: из них со стороны «знатной» части экипажа – всего лишь два человека, да и те не офицеры. Беспечный капитан де Шомаре, которому не терпелось побыстрее добраться до места, вырвался на «Медузе» вперёд, оставив остальные корабли позади, хотя по плану они должны были держаться вместе. Колония и правительство Франции попытались замолчать трагедию, однако 16 сентября 1816 года в оппозиционной газете «Journal des dbats» появляется отчет выжившего хирурга «Медузы» Анри Савиньи о произошедшем на плоту. Его закалывают. Наполеон пытался казаться Бонапартом тех времён, когда революционные французские войска несли другим народам свободу, равенство и братство.

13 июля они наконец-то достигли Сен-Луи. Небезынтересно проследить и судьбу красноречивых «летописцев» Корреара и Савиньи. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры.

Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Итак, он кулаками прокладывает себе путь, приближается офицер. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Другой умер от истощения, быть может, он был убит своими товарищами. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.

Главное – моральное падение этих людей. Впрочем, в качестве уступки Пикара направили на другую большую лодку, под командованием офицера Лапейрера, но та, взяв на борт 42 человека вместо 50-ти, уже отчалила. За это время большая часть людей погибла. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.

«Эхо» же, не отклоняясь, к утру обогнало «Медузу». Пытаясь облегчить плот, несколько бочек скинули, не позаботившись проверить, чт в них. На тринадцатый день оставшиеся в живых люди обнаруживают на горизонте «Аргус», который не замечает плот и скрывается из виду.

Речь вот о чем. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.

На «Медузе» имелось шесть шлюпок, а также наскоро сколоченный плот (208 метров). Как отмечал инженер, «опьянение не замедлило произвести путаницу в мозгах и без того расстроенных опасностью и отсутствием пищи».

Они утверждают, что многие из них стали жертвами «лихорадки мозга», сопровождавшейся у одних галлюцинациями, у других 151 тягой к самоубийству, а в общем, крайней психической возбужденностью и полной потерей памяти. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы».

Вечером навстречу путникам вышел поисковый отряд под командованием англичанина Карне, который губернатор Сенегала (британец) отправил на розыски потерпевших, выслушав рассказ Шмальца. Очень близкий друг. Жерико был всецело поглощён работой. Кроме того, он требовал отставки министра по делам морского флота и колоний.

На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых2. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Первым пассажирам «Медузы», достигшим берега, теперь предстояло пройти 400 км — без еды, без пресной воды, без подходящей одежды и обуви, с риском наткнуться на враждебно настроенных туземцев. Несколько вёсел сломались, но лодку подхватила огромная волна и вынесла на берег. Все это безумный художник сохранял до полного разложения.

Они натянули в виде навеса парус, легли под ним и стали ждать смерти. К трём часам дня под водой стал виден песок. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих.

2-й этап: солдат азиатского происхождения подает сигнал к восстанию. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом.

Так прошло несколько мучительных часов. Корреар и Савиньи не упоминают об этом затишье. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее.

Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. 147 людей оказались обречены на смерть.

В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Другие кричали, что все потеряно и бросались в море. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Из-за его ошибки, вместо того, чтобы обойти отмель, фрегат пошёл прямо на неё. Началось формирование экспедиции в Сенегал. Правда, у часов разбилось стекло и в них попала вода, однако Дюпон на всю жизнь остался ей за это благодарен.

Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. На плоту же положение сразу же обернулось катастрофой.

На плоту осталось 15 человек, некоторые лежат, не подавая признаков жизни, но на горизонте показался спасительный парус брига «Аргус» человек в центре, показывающий на него рукой, — Александр Корреар. Или удивительная сила духа. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Однако в Дублине, где Буллок ослабил рекламный напор, картина не вызвала такого энтузиазма у публики, а местная пресса не удостоила выставку своим вниманием. Ему было сорок восемь лет.

Сброшенные на него бочки должны были играть роль ограждения. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Жил он еще долго — затворником в своем замке Лашно — и умер в 1841 году. Романтизм был полностью ориентирован на современность.

Плот скитался в море в течении 12 дней. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Чтобы не обжигать босые ноги о раскалённый песок, в путь выступили ночью. Вскоре я понял: то, что я принял сначала за корабль, было плотом под небольшим парусом.

В своем отчете о кораблекрушении Ран приводит очень интересные свидетельства Тома, рулевого «Медузы», которому он доверял. Плохая погода помешала ему отойти от обломков судна. Первым из спасенных в Париж попал Савиньи, хирург-практикант Морского ведомства. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. В этот день каждый пассажир лодки Лапейрера получил только стакан воды и осьмушку сухаря. 2 июля «Медуза» налетела на мель в 50 километрах от берега.

Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». В середине дня облегчённая шлюпка Эспио встретилась с лодкой Лапейрера, в которой открылась течь. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.

Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Это Эспио, нагнавший ялик, привёл его к берегу, где к ним присоединились и моряки из «сенегальской лодки», высадившиеся там утром.

На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. И они начали есть друг друга. На плот перешли 30 матросов, большая часть солдат и пассажиры попроще (всего 148 человек). Грести больше не было сил, а парус бессильно обвис.

17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Медуза (фр. Mduse)— сорокапушечный французский фрегат типа «Паллант», спущенный на воду в 1810 году. В первую же ночь было убито 20 человек. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Но днём погода утихла.

Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Своей революционностью. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Двенадцатого июня 1816 года на остров Иль-дЭкс в устье Шаранты, откуда «Медуза» должна была отправиться в плавание, прибыли первые пассажиры, в том числе нотариус Шарль Мари Сезар Пикар со всем своим семейством из восьми человек: дочерями от первого брака Шарлоттой (18 лет) и Каролиной (15 лет), тремя детьми-полукровками в возрасте от шести до девяти лет, прижитыми им от разных цветных женщин, своей второй женой Мари Антуанеттой Флери их сыном Альфонсом и племянницей Антуанеттой. Он хватает топор и пытается разрубить трос. Расплата за гибель «Медузы» настигла де Шомарея в 1841 году. Лучшие места достались чиновникам и офицерам. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Их не остановили ни крики, ни мольбы о помощи, они истребили около сорока человек».

Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Тогда же на погрузку явились две роты экспедиционного корпуса. На каждом борту находилось изрядное количество человек – в основном офицеров и чиновников с семьями. Плот остался без буксира, без руля и без ветрил. Шлюпка Эспио достигла берега к северу от мыса Мирик (Тимирис). А «Эхо» продолжало следовать правильным курсом и Бетанкур постоянно измерял глубину, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824).

Но он продолжал свой путь, так и не заметив плота. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Капитан де Шомарей. Новая книга об этой драме, написанная им в соавторстве с Анри Савиньи, хорошо продавалась.

В техническом плане произведение выполнено превосходно. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Они ловили рыбу, чтобы улучшить свой рацион.

Другие кричали, что все потеряно и бросались в море. Так прошло несколько мучительных часов. «Крики людей смешивались с шумом водяных потоков, море постоянно поднимало переднюю часть плота, нас каждый момент могло смыть за борт. 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели.

Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Постоянный встречный ветер заставил шхуну вернуться в Сен-Луи. В живых осталось лишь 15 человек. Сам Корреар, не помнивший зла, написал ему как бы надгробное слово: «Он умер искупленный с лихвой двадцатью пятью годами сурового покаяния». В тот же день на руках у Кудена скончался юнга Леон. Тогда вместо ослабевшего Кудена выступает на первый план Савиньи, рвущийся к власти, его поддерживает наделенный богатым воображением Корреар.

Лучше не нарываться на неприятности. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.

Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений.

Он получил достаточно мягкий приговор: разжалование и три года тюрьмы (общественность настаивала на смертной казни). Открылись новые течи, которые пришлось затыкать обрывками собственной одежды. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Чуть позже еще один, потерявший рассудок, попытался уплыть на ящике для кур, который утонул в мгновение ока. Роптали, конечно, не завистливый Савиньи и не язвительный Корреар. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».

Неопытность капитана быстро дала себя знать. Он знал флотские традиции, еще не разуверился в своих командирах и товарищах. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. За это он поплатился должностью инженера в Кайенне. На корабле вспыхнул бунт против капитана.

17 июня 1816 года флотилия покинула Рошфор и направилась к Сен-Луи. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Командира (курсанта 1-го класса Кудена) привязали к бочке в центре плота: во время усмирения бунта он был ранен в ногу и не мог ходить.

В рассказе «братьев по перу» до последних строк искусно сохраняется напряженность. Позднее Савиньи вместе другим выжившим путешественником Александром Корреардом пишут книгу «Naufrage de la frgate la Mduse» («Гибель фрегата Медуза») изданную в 1817 году. Один же, фрегат «Медуза», не только отклонился от курса, но и, благодаря непрофессионализму капитана, 5 июля потерпел крушение, став олицетворением самой страшной трагедии, когда-либо разыгрывавшейся в море. На плоту же положение сразу же обернулось катастрофой. Было ли тому причиной более тонкое, чем у солдат, воспитание. Этот момент в докладе Корреара – Савиньи звучит несколько патетично. Всю роковую ночь с 1 на 2 июля Шомарэ ни разу не поинтересовался, как идет корабль, лишь к утру он был слегка удивлен исчезновением «Эха», но даже не попытался выяснить причины этого исчезновения.

Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. «Прошлая ночь была страшна, эта еще страшнее. А золотые часы, серебряный прибор и галун с кивера ему принесла маркитантка, умудрившаяся это всё сберечь. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21.

Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. В общей сложности погибли 160 человек. С наступлением утра разум их стал приходить в норму и тогда они увидели, что натворили. Начинается бунт. Пять человек из них умирает до прибытия корабля в Сен-Луи. Понемногу трупоедами стали все.

На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Но наивно было бы полагать, что смерть мальчика пробудила благородные чувства в остальных. Все, кто был на лодках, спаслись. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи.

Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. - Поймите же наконец. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. – горячился он.

Теперь же подойти к берегу было не так-то просто из-за высоких волн. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае.

Плот был оставлен на произвол судьбы. Его передают из рук в руки, но легкий инструмент «весом с экю» выскальзывает из рук и исчезает между плохо пригнанными друг к другу досками палубы. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. И она действительно была для того времени революционна. Картина была закончена в июле 1819 года. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Это был бриг «Аргус».

Бедный двенадцатилетний мальчик сошел с ума от всего пережитого. В начале июля император, снабженный французским и американским паспортами, выехал в Рошфор, намереваясь отплыть в США на одном из военных фрегатов — «Сааль» или «Медуза». Это означает, что он попробовал это мясо, прежде чем решил, что его вкус надо улучшить. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».

Находясь на рейде в Сен-Луи во время разгрузки возвращенного груза, Рейно написал письмо Шмальцу, где просил простить его за то, что деньги не удалось спасти: «Я сам нырял, чтобы достать эти бочки. » Он предложил прекратить поиски, как слишком опасные и дорогие ибо он сам убедился в невозможности достать бочки с золотом. Несмотря на многочисленные предостережения членов экипажа о том, что корабль, по-видимому, находится в районе отмели Арген (на это указывал и окружающий пейзаж и изменение цвета моря там, где его глубина была меньше), Шомарэ продолжал вести фрегат к берегу и было такое ощущение, что на борту все впали в какую-то апатию и покорно ожидали неизбежного. По свидетельству офицеров судна, ситуация не казалась безнадежной: благодаря попутному ветру «Медузу» еще можно было снять с мели. Прошел час и корабль исчез из вида.

Офицеры были не в состоянии вразумить их. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Он разрушил все представления о живописи и вызвал большие волнения среди любителей, ценителей живописи и самого художественного сообщества. Добравшиеся до Сен-Луи даже представить себе не могли, что на плоту кто-то ещё жив. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых.

В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Один из матросов согласился испытать его. Из провизии 151 только 5 бочонков вина и мешок бисквитов, размокших от морской воды.

Здесь кроется первое противоречие. 17 июля де Шомаре отправил «Аргус» к «Медузе», чтобы забрать три бочки с золотыми и серебряными монетами на 92 тысячи франков. Командующий утрачивает свой авторитет. Один из бунтовщиков угрожает офицеру. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. В половине восьмого вечера поднялась буря, парус сорвало.

Переправить людей должна была флотилия, состоящая из флагманского корабля «Медуза» под командованием Дюроя де Шомарея, корвета «Эхо», брига «Аргус» и флейта «Луара». Элизабет Делю опустилась на песок и сказала, что больше не может идти. Он заметил незадачливых попутчиков, но к берегу подойти не смог из-за камней.

В чем сущность романтического мировосприятия. О том, как случилось, что капитаном быстроходного флагманского фрегата «Медуза» оказался граф Юге Дюруа дю Шомарэ – историки даже не спорят. Требовалась немедленная эвакуация команды и экипажа. Или их положение избранных на липкой от крови посудине. На плоту начались драки за доступ к воде.

4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Можно себе представить, что на плоту в бурю было ещё страшнее. Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара.

Можно сесть в спасательные шлюпки, добраться до суши, а потом пешком дойти до Сен-Луи. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей». Сюжет картины основан на реальной трагедии.

- Капитан даже не знал, где мы находимся. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Акулы отказывались «клевать» на загнутые штыки, вырывая их из рук незадачливых рыбаков. Мятежники обнажают сабли и вытаскивают ножи. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Один из них с абордажным топором в руках придвинулся к краю плота и стал рубить крепления.

Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Да и видно ли его. А все капитан Шомаре. Но тут неуправляемую шлюпку Эспио понесло на «сенегальскую лодку».

Но в то же время правительство предложило ему место сборщика налогов в Беллаке. Совместными усилиями плот сдёрнули с банки, он поплыл. И только ещё через пять дней в город наконец-то пришли «ветераны пустыни» — поредевший отряд, первым ступивший на землю. 4884). Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Полночи солдаты перебегали с одного края плота на другой, чтобы его не перевернуло. Их показания были несущественными.

Речь вот о чем. Его должны были вести на буксире лодки. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. «Медуза» двигалась в том же направлении, но ближе к берегу.

«Медуза» была одним из немногих кораблей, способных выполнить функции флагманского фрегата. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Люди пытались ловить рыбу, но безуспешно. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Также были предложения построить плот и выгрузить на него груз корабля, чтобы облегчить его и снять с мели. Затем поднялся шторм.

В своем повествовании Савиньи говорит: «Мы проявили слабость, когда не воспрепятствовали тому, чтобы они тайком пили вино». Кто-то чуть не отрубил ногу Дюпону, пока тот спал. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Плот сразу ушёл под воду: 147 человек (по другим данным — 152) стояли по пояс в воде. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Такой близкий уже берег теперь был далеко: лодку унесло обратно в море.

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Потери же с противоположной стороны были незначительны, в основном повреждена была одежда. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34.

Бурбонам нужно было использовать каждый шанс поднять свою популярность: при них Франция, втоптанная в грязь «корсиканским чудовищем», воспрянет и вернёт себе статус великой державы. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Ужас обуял измученных людей. Его разжаловали и приговорили к трем годам тюрьмы. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись).

«Медуза» осталась одна. (Через два года он напишет об этом диссертацию и представит ее на Медицинском факультете Парижского университета. ) Одни люди впадали в ступор, другими овладевало бешенство многие бросались в море — чтобы покончить с собой или «отправляясь за помощью». Корреар и Савиньи не упоминают об этом затишье. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Вместе с ним поместились жена и дочь, захватив с собой три чемодана личных вещей (в нарушение приказа, отданного самим же губернатором), командир сенегальского батальона (высаженного на плот), Ришфор, несколько друзей и самые надёжные моряки — всего 35 человек, хотя лодка могла взять на борт 50.

На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Продуктов у них не было. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Жерико ориентировался здесь на картины Караваджо и росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. В этом отряде никто не погиб.

А один из пассажиров мог спокойно выпить десять-двенадцать стаканов соленой морской воды. По словам первого биографа Жерико, Луи Батисье, люди искусства, привыкшие к возвышенным и отвлечённым сюжетам, не оценили полотно.

На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. (Рапорт Рейно Шмальцу, 4 сентябри 1816 года. )Эти трое оказались единственными уцелевшими из семнадцати человек, добровольно оставшихся на обломках. Принимал участие в Наполеоновских войнах. Сам плот почти упирается в раму картины.

Переправить людей должна была флотилия, состоящая из флагманского корабля «Медуза» под командованием Дюрой де Шомарей, корвета «Эхо», брига «Аргус» и флейта «Луара». На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Когда из санитарных соображений они должны были выкупаться в море, многие из них отказались из ложной стыдливости, но все равно на телах остальных все сразу увидели, какими наградами отметило правосудие их «подвиги», послужившие основанием для принятия их на службу в портах Тулона, Бреста или Рошфора». Однако где бы он ни появлялся, ему приходилось выслушивать оскорбления.

На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. Шестьдесят пять погибших 151 таков итог этой кровавой ночи: из них со стороны «знатной» части экипажа 151 всего лишь два человека, да и те не офицеры. А художник Ипполит Леконт изобразил сцену бунта на плоту. Однако в ДублинеK 7, где Буллок ослабил рекламный напор, картина не вызвала такого энтузиазма у публики, а местная пресса не удостоила выставку своим вниманием30.

Однако это были не мавры, а пассажиры шлюпки Эспио, первыми ступившие на вожделенный берег и обессилевшие от зноя и отсутствия воды. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Справедливости ради надо отметить, что Куден очень страдал от своей раны.

Отказ от приукрашивания идеализации изображенного — натурализм, кровь, гниющие трупы, кости с ошметками мяса это все шокировало. Но четыре из пяти все же успешно добрались до пункта назначения. Из-за его ошибки, вместо того, чтобы обойти отмель, фрегат пошёл прямо на неё. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой не оказалось. Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей.

В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Под его весом утлое суденышко перевернулось. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Картина изображающая кораблекрушение, которое произошло совсем недавно и имело большой резонанс, была явно провокационной, обличающей несостоятельность государственной власти. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.

Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Позднее Савиньи вместе с другим выжившим путешественником Александром Корреардом пишут книгу «Naufrage de la frgate la Mduse» («Гибель фрегата Медуза») изданную в 1817 году. На следующий день выдержки из него опубликовала «Журналь де Деба». Но они сделали его так плохо, что он опрокинулся, едва отойдя от обломков корабля. (В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). 17июня 1816г. Корреар и Савиньи отмечают, что, конечно же, офицеры оказались самыми стойкими.

«Медуза» была одним из немногих кораблей, способных выполнить функции флагманского фрегата. Это означает, что он попробовал это мясо, прежде чем решил, что его вкус надо улучшить. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Ветер утих.

Он также пытался, но тщетно, вернуть 90 тысяч франков, хранившихся в бочках. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Кто-то заметил, что по берегу идут какие-то люди. Ветер утих. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины.

Тем временем Шомарей направляет барк «Аргус» к севшей на мель «Медузе», чтобы спасти её груз, среди которого были бочки с 92 тысячами франков золотом и серебром. В самую первую ночь погибли двадцать человек. После трогательного посвящения малышу Леону они переходят к сути дела: «Нас оставалось более двадцати семи человек. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли.

И вот что он увидел: «Представьте судно, практически лежащее на левом борту, трюм которого почти весь находится под водой во время прилива и Вы получите достаточно точное представление о положении «Медузы». Народ, еще вчера кричавший «Да здравствует король. », теперь приветствовал своего императора, с которым вкусил и сладость побед и горечь поражений. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Сразу после питья им снова хотелось мочиться.

Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Шмальц, увидев, что после потери «Медузы» лейтенант остался не у дел, доверил ему деликатную миссию по возвращению груза и золота, независимо от согласия Шомарея. Их не остановили ни крики, ни мольбы о помощи, они истребили около сорока человек».

Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Замер глубины показал 18 саженей, потом шесть (менее десяти метров) — и бац. Принимал участие в Наполеоновских войнах. Вскоре художник познакомился с английским предпринимателем Уильямом Буллоком, арендатором нескольких выставочных залов в Лондоне известных под названием Романской галереи.

Или беспримерное мужество. Трагедия Корреара в том, что история крушения «Медузы» потеряла свою актуальность, а следовательно и интерес у читателей. «Медузу» удается найти только через 54 дня. Само создание этой картины является исторически важным. Позже они были допрошены следователем и приняли участие в процессе Шомарея.

А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров.

Приходилось отбиваться саблей от нападений акул. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Неудивительно, что при таком покровительстве молодой де Шомарэ начал службу на флоте.

Муж пригрозил убить её она просила его об этом, как о благодеянии. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Французская пресса откликнулась на трагедию «Медузы» лишь скупыми заметками в хронике происшествий: страна и так переживает не лучшие времена, к чему привлекать внимание к таким ужасам. Он приказывает начать установку рангоута и паруса и попробовать взять курс к берегу. Утром выяснилось, что осталась только одна бочка с вином.

Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Провизия быстро иссякала. который по морским обычаям должен был последним покинуть корабль, одним из первых спрыгнул в шлюпку. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.

Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Он был одним из первых художников, практиковавших разработку изобразительного мотива в пластике4. Кроме того, он требовал отставки министра по делам морского флота и колоний. Он происходил из не очень знатного дворянского рода и был убежденным роялистом. Небезынтересно проследить и судьбу красноречивых «летописцев» Корреара и Савиньи. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.

2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. У них не было воды, но было вино и крепкие напитки их было даже слишком много. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Но ветер относит плот от корабля спасения. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).

Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. Они утверждают, что многие из них стали жертвами «лихорадки мозга», сопровождавшейся у одних галлюцинациями, у других – тягой к самоубийству, а в общем, крайней психической возбужденностью и полной потерей памяти. Лодки удалялись от него, а люди на плоту могли только ругаться и грозить им кулаками. В настоящее время полотно находится в Лувре. Отчалив, большая лодка Шмальца бросила конец на плот, лодка Лапейрера зацепилась швартовым за неё, а «сенегальская лодка» — за лодку Лапейрера.

Из 147 людей, находившихся на плоту, в итоге выжило только 15. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Им предстояло плыть на фрегате «Медуза», который сопровождали флейт «Луара», бриг «Аргус» и корвет «Эхо». Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы».

Мы находились между жизнью и смертью, оплакивая свою горькую судьбу, сопротивлялись безумству волн. В итоге был построен плот длиной 20 и шириной 7 метров. Начинается общая схватка. Тем временем начал усиливаться ветер, а корабль начал давать трещину.

Все двенадцать его пассажиров утонули. Всю ночь боролись со смертью, крепко удерживаясь за тросы. На картине 4х5 метра — тринадцатый день дрейфа.

Эспио пожал плечами и поплыл дальше. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинен слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю16. То ли их забыли передать, то ли они упали в море во время погрузки. «Медуза» (фр. Mduse)— сорокапушечный французский фрегат типа «Паллант», спущенный на воду в 1810 году. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью.

Следом за ним в воде оказался лейтенант Лозак. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. Но его упрощенный взгляд на вещи и излишняя самоуверенность сыграли с ним злую шутку. Два раза шхуна чуть было не села на мель, после чего он предпочел вернуться в Сенегал. «Медуза» шла впереди «Эха».

Но другого выхода не оставалось. Провизия быстро иссякала. В последний момент с борта «Медузы» бросили на плот бом-брамсель и крюйс-бом-брамсель, а также мешок с двадцатью пятью фунтами сухарей, мгновенно превратившимися в солёную жижу. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа.

Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Неудивительно, что при таком покровительстве молодой де Шомарэ начал службу на флоте. Тем временем губернатора Шмальца прямо в кресле спустили в большую лодку на 14 вёсел. Попытки снять корабль с мели не увенчались успехом. Снова раздаются крики ярости. Чтобы избежать столкновения, Лапейрер обрубил канат. Было ли тому причиной более тонкое, чем у солдат, воспитание.

Пикары отказались. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Или их положение избранных на липкой от крови посудине. «Аргус» снова отправили к остову «Медузы» и бриг добрался к месту крушения через 52 дня после того, как оно произошло. Подать им знак.

Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. По счастью, один опытный моряк запасся паклей и дёгтем. Обвязав себя верёвкой, Корреар отдал её конец одному из стоявших с ним рядом людей, а сам прыгнул в воду и вытащил обоих.