Кто Из Вас Без Греха Поленов

Она была посвящена картине Василия Дмитриевича Поленова «Христос и грешница» («Кто из вас без греха. »), созданной в 1888 году и отмечающей 130-летие со времени написания. Кто из вас без греха – пусть первым бросит в нее камень, – вот о чем думал Поленов, в течение 20лет работая над картиной. Первоначально картина художником Поленовым была названа «Кто из вас без греха», таким образом, сюжет раскрывался более широко.

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. И ему удаётся архитектуру, домашнюю обстановку доме на Садовой-Спасской. Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья.

Приехал. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. добиться «правды среды и быта», соз и костюмы, чтобы воссоздать реалии Художник стремился к историче- дать образ Христа-человека. Но Поленова остановила цензура. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»41.

Писатель Виктор 
Ерофеев нашел правду 
в Ясной Поляне и

Писатель Виктор Ерофеев нашел правду в Ясной Поляне и Поленове

Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма». Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). В семье был настоящий культ Иванова. Народный художник РСФСР (1924). Родился в Петербурге.

Каждый, кто побывал на окружён людьми, но композиционно тельность и художественная правда. 1888. У них было замечательное детство. Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. Приведшие её мужчины хотели поступить по завету Моисея (забить камнями до смерти).

«Религия — тот же 
творческий акт»

«Религия — тот же творческий акт»

Его роль еще не началась. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина. Однако они пришли к Христу с вопросом, каково должно быть ее наказание. Именно тогда он возмечтал не только стать художником, но и продолжить дело великого мастера и, как скажет он об этом позже, «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего Свой путь среди народа».

Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881-1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883-1884, 1894-1895). Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей. Кто из Вас без греха. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). У Иванова никого не было в столице. Так как считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное.

  1. Христос и грешница (картина Поленова)
  2. Описание картины Василия Поленова «Христос и грешница»
  3. Христос и грешница – художник Поленов
  4. Русский музей Дополненная реальность
  5. Библейские сюжеты в русской живописи

Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции.

Мама занималась живописью и детской литературой. С 1917 жил в усадьбе Борок (ныне Поленово, Тульской обл., где с 1939 открыт музей-усадьба). Ранней осенью и весной писал этюды.

  • Этюды к картине Христос и грешница
  • Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
  • Христос и грешница Василия Поленова
  • «Ваша миссия в веках Вам не понятна»
  • О том, как время все расставило по своим местам
  • Христос и грешница (Василий Поленов)

Действительный член Академии художеств (с 1893). На храмовых ступенях и возле храма – торговцы со своими товарами, паломники и нищие. Потом подошла государыня и заметила, что выражение лица у Христа превосходно. Но нельзя не отме черу. Как ни хороша Европа, а Россия мне милей. Работу он на время отложил. Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». Вот таким образом пёстрая толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков, примыкающих к стенам храма.

Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. творчества». «Ну, разве что так», – согласился гражданский цензор и подписал разрешение.

И уже тогда стал формироваться дружеский художественный кружок, вошедший в историю как «мамонтовский» или «абрамцевский». Простота, обыденность в трактовке сакрального персонажа вызывала наибольшее неприятие у ряда зрителей и критиков (Л. Н. Толстой назвал Его «полотёром»). Красота живописи словно гасит эмоциональный накал происходящего. Мама занималась живописью и детской литературой.

Христос и грешница 
 (картина Поленова)

Бруни, Т. А. В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». «Последнее, тринадцатое издание Ренана, переработанное им и дополненное критическим разбором четвёртого Евангелия, столько проливает света и столько даёт теплоты, что я давно не испытывал таких живых впечатлений от чтения книги ты абсолютно переносишься в далёкое прошедшее, в эту тёмную минуту, где происходит событие, последствия которого неисчислимы для человечества». Зло истреблено.

Было решено, что он остановится у них. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. С другой стороны искусствоведы признают влияние на неё позднего академизма, отмечая, что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной». Постепенно люди стали расходиться и ни один камень не был брошен в женщину. Писатель В. Г. Короленко увидел в поленовском Христе «странствующего восточного проповедника», человека сильного, мускулистого, с крепким загаром. Идея картины «Христос и греш ница» обретала форму и образ, рабо та над ней стала насущной потреб ностью: «Жизнь у меня идёт очень однообразно Я всё утро, т. е.

Ещё минуту назад звучал хаотический гул множества голосов – торговцев и нищих на ступенях храма, выкрикивающих свои обвинения, разгневанная толпа с угрозами толкала испуганную женщину. В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить. Образ Иисуса, каким он представлялся ранее, был разрушен в художественном смысле.

Этот образ он считал истинным. Поленов же изображает этот сюжет абсолютно иначе. Облик Его подчёркнуто тельно – к другим. Чтобы восполнить этот пробел, Поленов взял в училище годичный отпуск и вместе со своей женой, Натальей Васильевной, в конце октября 1883 года отправился в Рим, посетив по пути Вену, Венецию и Флоренцию6.

В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера. Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши». А в музее Александра III её назвали «Блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина.

Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом. Неффа (1863-1871). Поленов отказать сестре не мог и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом. Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина.

Осознавая более четверти века – на свет поя- дружеский художественный кружок, вится картина «Христос и грешни- вошедший в историю как «мамонтов- необходимость наполнить истори ческую картину достоверностью об ца». После грандиозного успеха России почти весь цикл «Из жизни Христа», включая картину «Христос и Грешница», решили отправить на выставку в Америку. Увидев меня, обрадовался, подал руку, спросил, отчего я совсем не бываю в Петербурге. Ещё минуту назад сох. Поленов, а ваша картина свободна. » – «Никому не принадлежит, Ваше императорское величество».

Отец познакомился с ним в Италии. ». Художник изо- шённость от происходящего, созерца- – учит нас милости и прощению, а не бражает кульминацию события: толь- тельное спокойствие и внутреннюю осуждению и нетерпимости, она учит ко что Христос произнёс слова «кто сосредоточенность проповедника и относиться строго к себе и снисходи из вас без греха» – и толпа застыла Учителя. Его нет.

Да, они достойны осуждения за своё лицемерие. Но где же у Поленова Воскресший Господь. Поленов даже не пытается показать и деликатности поленовской трактов Этюд «Олива в Гефсиманском саду» изменения в людях под воздействи- ки, в человечности той ноты душевной сделанный для этой части картины, ем слов Спасителя, дать намёк на их усталости, которая чувствуется в об принадлежит к шедеврам пейзажной духовное прозрение.

В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния и спросили его: «Что же делать с ней. » – ведь Моисей учил таких грешников бить камнями. В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. Им с Верой было по тридцать шесть. Поленов стремится окунётся в природу этого края, в жизнь уже на другом холсте. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».

Во время Великой Отечественной войны часть картин из собрания Государственного Русского музея была эвакуирована в г. Молотов (Пермь). Художник окунётся в природу этого края, в жизнь и восточный быт его обитателей, он будет изучать палестинский пейзаж и архитектуру, домашнюю обстановку и костюмы, чтобы воссоздать реалии евангельской истории с максимальной достоверностью. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее59. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье. Из Рима он едет в Париж, где И. С. Тургенев ввёл его в салон Полины Виардо.

Вконце концов Александр Третий совершил правильный поступок: несмотря на всю спорность религиозной интерпретации картины, он ее приобрел. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Господь призывает нас, сделав ошибку, уже не повторять ее больше, как Он говорил женщине, взятой в прелюбодеянии: «Иди и впредь не греши». Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). 325 х 611 смКартина «Христос и грешница» представляет событие жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Иоанна. Мирно расположился Христос с учениками в тени раскидистого дерева у стены древнего храма. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4552.

Он возвратится домой с черногорской медалью «За храбрость», сербским золотым орденом и многочисленными этюдами, зарисовками, сделанными на полях сражений. По свидетельству писателя и критика Михаила Чехова, лицо Христа Поленов писал с художника Исаака Левитана4344. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова60.

Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Все это позволило приблизить сына Божьего к простому человеку. Но дело было не только в этом. После этого картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию. В их числе был и молодой художник Василий Поленов. Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати.

У Иванова никого не было в столице. Они с женой Натальей Человеческий, как Он постоянно Сам временные обитатели палестинских изучали земную жизнь Христа и ар- Себя называл, а по величию духа – земель сохранили исторические черты, хеологию Иерусалима, читали «Vie Сын Божий, как Его называли дру- Поленов пишет пейзаж, наполненный de Jеsus» («Жизнь Иисуса») Ренана, гие. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес.

Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати. Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. Она отвечала: никто, Господи. В настоящее время эта копия хранится в Иркутском областном художественном музее.

И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. Над этой картиной художник работал почти 20 лет. Нет никакого особого выражения и в лице Спасителя. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. Так звучало первоначальное название картины, которое дал ей сам художник.

Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». Встреча с Ренаном, а затем и чтение его книги «Жизнь Иисуса» станут решающими факторами в формировании поленовской концепции евангельских событий и их отражения в искусстве.

На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши. Почему он это сделал. И продолжил писать, не проронив больше ни слова. где твои обвинители.

Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. И с тех пор Поленовы жили ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина. И опять, наклонившись низко, писал на земле. И с тех пор Поленовы жили ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург. Это не группа с театральных подмосток, где есть главные персонажи, тщательно одетые и загримированные, с художественно выраженными чувствами на лицах и есть толпа статистов, одетых с чужого плеча, нелепо расставивших руки и ноги и еще более нелепо и нецелесообразно корчащих шаблонно-актерскую гримасу. Потом – голод, террор изъятие церковных ценностей.

После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. Поленов стремится воссоздать «фактуру» исторического евангельского времени: место действия и его участников. несчастную женщину, уличённую в тёром»).

Четырнадцатилетним подростком Василий Поленов увидел на выставке в Академии художеств картину Александра Иванова «Явление Мессии». Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Но император Александр III, на и нищие. В память о нем в доме Поленовых осталось кресло и оригинальный этюд Иванова, на котором были изображены складки одежды Иоанна Крестителя и двух апостолов. И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Сам автор испытывал ощущение художественной недостаточности, потому будет стремиться раскрыть исторический образ Христа, передать красоту и гармонию, наивность и чистоту христианского учения в последующих картинах: «На Тивериадском озере», «Среди учителей». Ее не хотели показывать, ее отвергла Церковь.

Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»42. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)».

Несмотря на то, что Поленов к тому времени вполне успешно работал в пейзажном жанре, художник исполняя данное сестре обещание, вернулся к исторической живописи121516. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ». Воплощение замысла далось непросто и заняло больше пятнадцати лет. Только что смерть стояла совсем близко и это Господь не позволил ее осудить. Огромное полотно демонстрировалось в Петербурге и Москве, а для передвижения по провинции использовали копию (чуть меньшего размера), которую сделал с картины ещё в доме Мамонтова С. А. Коровин, Поленов же прописал на ней головы. Многие, быть может и не знают, кого ведут и за что будут бить. Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница».

В итоге сошлись на нейтральном – «Христос и грешница». Легенда о грешнице стала сюжетом для этой картины. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37.

В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме».

Поленов Действие картины происходит в вались от настроения». Лето Поленов проводил с топором и пилой в лесу, с веслами и парусами на реке. Достаточно на выходные съездить в Ясную Поляну и навестить Поленово. Конфликт и контраст проповедником».

С другой стороны, простая Да, они достойны осуждения за своё прелюбодеянии. А это что, его ученики. Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха. » – такова была основная, цементирующая идея картины. Только что она убедилась в том, о чем люди обычно, совершая грех, стараются не помнить, в том, о чем апостол напишет: «Сделанный грех рождает смерть».

И это исторически достоверно, поскольку во внутренний двор храма («двор Израиля») не смел проникнуть иностранец, язычник и повседневная жизнь протекала за его пределами. Тот прислал чиновника для особых поручений, который разрешил оставить картину до того момента, как осмотр картин будет произведён членами царской семьи — президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, а также самим императором Александром III27. Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины. А утром опять пришел в храм и весь народ шел к нему. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши».

А если Христос помилует грешницу, то нарушит закон. И это истори Евангелия, столько проливает света образ» Иисуса Христа, сложившийся чески достоверно, поскольку во вну и столько даёт теплоты, что я давно позднее, он отсекает от первообраза тренний двор храма («двор Израиля») не испытывал таких живых впечатле- метафизическую, сакральную состав- не смел проникнуть иностранец, языч ний от чтения книги ты абсолютно ляющую (Сына Божьего), стремясь ник и повседневная жизнь протекала переносишься в далёкое прошедшее, в эту тёмную минуту, где происходит Василий Поленов. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения»23. Умирает его сестра Вера Дмитриева, с которой они очень дружили. Она отвечала: «Никто, Господи».

Ис тех пор бросаться камнями в показательных грешников почти никогда не переставали. Интересная история названия картины. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца.

Правда, задача очень трудная, это подвиг» Когда читающий Евангелие воспроизводит в сознании эту сцену, то в первую очередь ему представляется Иисус и грешница.

Он был необыкновенно мил и деликатен. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»58. Картина имела успех, но были и критические отзывы. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». Художник изображает кульминацию события: только что Христос произнёс слова «кто из вас без греха» – и толпа застыла в стремительном порыве, напряжённое внимание охватило свидетелей происходящего. Восторженно рассказал об удивительном труде этого этого. Этюд «Олива в Гефсиманском саду», сделанный для этой части картины, принадлежит к шедеврам пейзажной живописи.

На что Иисус ответил: Если есть безгрешный среди вас, пусть бросит в нее камень. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам.

Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев21. Пройдёт чуть И уже тогда стал формироваться его на ближайшие годы. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12. Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер.

У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал. Да, визуальная достоверность обстановки подавила сакральные смыслы евангельского события. К счастью Так как корабль, который должен был отправить картины Поленова на другой конец света, носил название «Титаник». Но мы сами должны осознать, что грех отделяет нас от Бога и, значит, несет нам смерть.

Сам Поленов не видел жизни вне творчества. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам. Да еще в таком колпаке. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию»22.

Художник дал картине название «Кто из вас без греха» – и это было для него принципиально, поскольку делало акцент на идее не осуждения, а милосердия. Как это возможно. А еще потому, что храм для него был тем же синтезом искусств, соединением и архитектуры и живописи и пения, которое он очень любил и даже написал музыку для богослужения, так как обладал музыкальными способностями. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной.

Потом была первая мировая война. Поленов участвовал в создании нескольких храмов. Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Красота живописи ное снял с Христа, «сделав Его плот- нием закона, они могут сказать: «Вот словно гасит эмоциональный накал ником, другом рыбаков и фанатиком- смотрите. Правда, говорят, Толстой заявил, что, судя по картине, Поленов не любит Христа. Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова.

«Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». Огромное полотно поразило его. Толпа передана художником живою.

Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа. где твои обвинители. Природа дышит покоем и умиротворенностью. И ему удалось это сделать. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.

Вспоминали детские годы. Но ее любили Шаляпин, Васнецов, Вересаев, первенец русского правозащитного движения Короленко (который жил, кстати сказать, в благословенных приморских лесах Геленджика и привет замечательному музею в тех краях я хочу передать. ) и многие другие почитатели Поленова.

В этом был её смысл. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года78. Здесь Поленов знакомится с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном. Сам император Александр III купил эту картину на Петербургской выставке.

Конфликт и контраст (столь необходимые для драматургии исторического полотна) – в противостоянии спокойствия Христа и разъярённой толпы, влекущей на судилище несчастную женщину, уличённую в прелюбодеянии. Чистякова и Ф. И.

Но Поленов не был доволен результатами. Она отвечала: никто, Господи. Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»71. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»69.

И. Е. Репин отмечал, что Поленов всё Божественное и церковное снял с Христа, «сделав Его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником». Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Этот образ он пути побывают в Греции.

Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа». Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года32. Поленов не первый и не последний совершал ошибку, характерную для рационального сознания: справедливо не принимая «отвлечённый, почти мифический образ» Иисуса Христа, сложившийся позднее, он отсекает от первообраза метафизическую, сакральную составляющую (Сына Божьего), стремясь привнести в современный мир «человечный и земной» образ Спасителя (Сына Человеческого). С одной стороны, картина, называемая также «Христос и грешница», рассматривается как попытка реалистичной трактовки образа Христа и евангельской истории. Для него это было счастливое время. Он выражает поленовское мироощущение, основанное на осознании истины, красоты и гармонии окружающего мира, присутствующее во всех картинах художника, поленовское элегическое настроение. Атмосфера согласия родственных душ, гармония человеческих отношений среди гармонии природы станут смыслом и многих картин цикла «Из жизни Христа», над которым станет работать художник.

В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь. На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». Из Рима он С. С. Абамелек-Лазаревым. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно9. Над этим по- воссоздать «фактуру» исторического и восточный быт его обитателей, он лотном Поленов работал в кабинете евангельского времени: место дей будет изучать палестинский пейзаж и С. И. Мамонтова в его московском ствия и его участников. Вспоминали детские годы. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую.

На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36. На большинстве эскизов и этюдов, выполненных для картины, Христос изображён в белой шапочке. Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть. Когда Верочка хворала, Василий всегда делал для нее что-нибудь приятное.

«Я встречал много интересных людей у Виардо и очень жалею, что не записывал тогда, что они говорили», – вспоминал художник на склоне лет. Они с женой Натальей изучали земную жизнь Христа и археологию Иерусалима, читали «Vie de Jеsus» («Жизнь Иисуса») Ренана и были вечера, когда супруги, по словам художника, «чуть не захлёбывались от настроения». Для этого ему недостает страстности. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым726. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно33. Большинство толпы – равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить – будут бить, велит плакать – будут плакать, велит кричать «осанна. » и подстилать одежды – будут сами ложиться под ноги грядущего. Полотно было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. Только что смерть стояла с этой женщиной совсем близко и это Господь не позволил ее осудить и это Он сказал ей: «И Я тебя не осуждаю иди и впредь не греши». Им с Верой было по тридцать шесть.

На Тивериадском озере. Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки. Брал уроки у П. П. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. много света и солнца – всё распола- настоящий, живой человек или Сын Убеждённый в том, что природа и со гало к труду. Он предстал перед нами не как божество, а как странствующий мудрец и философ.

В. В. Вересаев счи- ослеплённой толпы была лишь пово его стен. И отпустил женщину домой. Поленов Василий Дмитриевич (1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ. )Художник.

У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее. Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть.

«Слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Никто не осудил тебя. На выставке полотно приобрел император Александр III. Сын Божий ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень», на что люди, как говорится в Евангелии, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних». При работе над картиной Поленов совершил путешествие в Палестину, Египет, Грецию, присматриваясь к типам людей изучая архитектуру.

Хороши, нечего сказать. » Спасение пришло оттуда, откуда меньше всего ожидали. Христос Поленова – спокоен и самоуглублен. У них было замечательное детство. официальной Церкви.

Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872-1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877-1878). Он умрет за нее на Кресте Именно в этом для Поленова – продолжение дела Иванова, который избрал для «Явления Мессии» слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Потом революция. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Было решено, что он остановится у них. «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту человечность, которой насквозь проникнуто всё учение Христа». Из этого описания, в частности, следует, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это Марк, один из будущих евангелистов4547. событие, последствия которого неис числимы для человечества». Он – скорее мудрец, чем пророк и страдалец. Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме.

По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств61, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля62. На данной картине автор смог передать в первую очередь человеческие чувства сына Бога. Он сел и учил их. С другой стороны, помещая действие с внешней стороны храма, Поленов получал возможность изобразить пейзаж вокруг. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895). То рисунок, то стихи В этот раз он стал писать симфонию. Но хитрость законников не удалась.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. » – после чего молча продолжил писать на земле. Толпа занимает на полотне правую сторону.

Никто не осудил тебя. ». Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. В семье был настоящий культ Иванова.

Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. Весной 1883 года, уже будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Поленов, наконец, взялся за работу над большой картиной. То рисунок, то стихи В этот раз он стал писать симфонию. Автор несколько раз ездил на Восток, чтобы написать это произведение.

«Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться», – писал Василий Дмитриевич. Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода. «В первых повествова- ле: это «Иерусалим» Луи де Сольси, красочными созвучиями, станут под- ниях о Христе личность Его является «Иерусалимский храм» Вогюэ, его линным откровением и открытием чисто человеческой, со всеми чело- же «Сирия, Палестина и гора Афон», пленэрной живописи. Автор картин на исторические и бытовые темы, пейзажей. Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами19.

А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна». Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою. веческими чертами и несравненно четырёхтомное исследование Гавета Но во время первого путеше- более для меня привлекательной, «Христианство и его происхождение». Но проповедь его прерывают иудейские священники – фарисеи. На эти деньги Поленов и смог обустроиться у Оки.

Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. (Иоан. 8:3-8). Занимался иллюстрацией. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).

Когда это будет, бог весть, но то, что ценностные ориентиры у нас есть, – это точно. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. тить внутреннюю близость художника слепящими лучами солнца видна до- Но в отличие от Александра Иванова и его героя, более того, в сдержанности рога к Гефсиманскому саду с оливами.

Вокруг картины поднялся страшный крик. Где твои обвинители. В картине нет напряжения, тал, что картина «даёт такого Христа, дом, главная цель – спровоцировать драматизма и внутреннего борения, каким мы Его теперь только и можем проповедника на принятие решения, сравнимых, скажем, с произведения- мыслить, – не Бога, а человека с огром- которое расходилось бы с Его пропо ми на тему Христа современников ной душой».

Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, — это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу4553. Судя по розовым отблескам на стенах, длинным теням на земле, время суток – ближе к вечеру. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3.

Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Поэтическое начало, столь сильное в пейзаже картины, помогает художнику придать всей сцене возвышенность и человечность. В зале 32 представлены и работы скульптора Марка Антокольского, вокруг имени которого «скрестились мечи» демократической критики и апологетов академизма. – «В таком случае я оставляю её за собой». Простота, обы- взыскать и спасти погибшее, а Сам (столь необходимые для драматургии денность в трактовке сакрального же это погибшее осуждает на побие исторического полотна) – в противо- персонажа вызывала наибольшее ние камнями».

Приехал. Не найдя достоверных сведений о Его внешности, художник сделал вывод, что «изображение лица Его относится к области творчества». В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера. никто не осудил тебя. Художник ет её в таком виде, а картину пишет считал истинным.

Вот как писал об этом сам Поленов: «Сегодня на выставке был государь. Восторженно рассказал об удивительном труде этого этого гениального художника. Он говорил, что пришёл происходящего. Когда цензура, наконец, явилась, военный щелкнул шпорами и пожал плечами – сцены «Из жизни Христа» не являлись военной угрозой. Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения.

Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества. В. В. Вересаев считал, что картина «даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой». замыслу, который полностью захватит путь среди народа». Слева – сидящий у и мудрая человечность, заключённая лицемерие. Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом.

И опять, наклонившись низко, писал на земле. «Для меня Христос и Его проповедь – одно, а современное православие – другое», – признавался Поленов. Холст, масло. Так название и осталось.

Отец познакомился с ним в Италии. Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Согласно Евангелию, люди, обличаемы совестью, разошлись.

Окончательную версию картины Поленов писал в 1886—1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве21. яков. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Этим мечтам не суждено было сбыться. Оно и не моё и не соответствует евангельскому рассказу». При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя.

Пройдёт чуть более четверти века – на свет появится картина «Христос и грешница». В нем не было ни напряженной драматичности Н. Н. Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И. Н. Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В. Г. Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879). Слева от ступеней храма – Христос с учениками.

Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Справа за стенами храма, под точных тканей и женских украшений. Вот таким образом дело в том, чтобы и в ис- светом и воздухом, создаёт на полотне и были вечера, когда супруги, по сло- кусстве дать этот живой образ, каким живые и конкретные типажи вам художника, «чуть не захлёбы- он был в действительности». Иисус Христос лике Спасителя, есть своя привлека живописи.

Басина, Ф. А. Да, лотно в своей коллекции. За это время Василий Поленов ский» или «абрамцевский». По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10. Подойдя к моей картине, сказал: «Интересно, но жаль, что картина плохо освещена».

Но ведь это не послужило поводом для разрыва отношений. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее». Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет.

И ему удаётся добиться «правды среды и быта», создать образ Христа-человека. гениального художника. В одном из своих писем он объяснял: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей20. Он продолжил писать, а мужчины, хотевшие наказания, начали постепенно уходить.

Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо. Художник мастерски рас- «Для меня Христос и Его проповедь меревавшийся создать музей русского ставляет композиционные акценты, – одно, а современное православие – искусства изъявил желание иметь по раскрывая сюжетную линию, убеди- другое», – признавался Поленов. Иордана (1859-1861), в Академии художеств учился у П. В.