Куинджи Луна Над Днепром

Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину.

Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Что это такое. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш.

– «Хорошо, я её оставляю за собой». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов.

Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Персональная выставка из одной картины (причём, картины сравнительно небольшого размера) – событие необычное для того времени. Но самым замечательным стало паломничество на остров художников, которых привлёк отец Дамаскин, создавая им все условия.

  • «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
  • 11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
  • История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
  • «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
  • Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880

В августе того же года Константин Константинович побывал на Афоне, а в самом начале 1882 года, будучи в Египте, тяжело заболел воспалением лёгких и лечился сначала на Сицилии, а потом у сестры Ольги Константиновны в Афинах47. Эдакий молодец-прелесть. Существует предание, будто бы отец Веры, Елевферий Кетчерджи, поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя.

Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». «Лунная ночь на Днепре» находилась на стене одна. Слухов про его таинственные методы и секреты красок было много еще при жизни живописца. Но Романов просил оставить картину за ним. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.

Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Тургенев рассчитывал на здравомыслие князя и мечтал выставить «Лунную ночь» в галерее Зедельмейера, где для неё были бы созданы надлежащие условия хранения. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.

И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.

Греков – на другую сторону Азова. «Да зачем вам. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. – пожал плечами Куинджи. Оставляю за собой».

Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Эффект был ошеломительный.

  • Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
  • «Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
  • Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
  • Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Но её не было. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Очередь длинной вереницей стояла на лестнице, ведущей в зал Общества поощрения художеств на Большой Морской, а далее продолжалась на улице.

«Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ».

  • Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
  • ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
  • «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
  • Лунная ночь на Днепре – мистическая сила и судьба картины Архипа Куинджи
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Коллекция Государственного Русского музея

Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.

А разве не так нас учит Господь. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением.

  1. Восхищение и безоговорочное признание
  2. Под властью Вечного и Божественного
  3. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
  4. История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
  5. Первая экспозиция и всеобщее признание

По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Я не могу здесь рассказывать весь опыт, только замечу, что подобный эффект как бы самосвечения с особой красочной яркостью дает поляризованный свет. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. В истории русской культуры широко известны менделеевские «среды», на которых собиралась творческая интеллигенция столицы, цвет русской культуры. На этих уроках ученый знакомил живописцев с физическими свойствами красок. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный.

А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Но А. И. Куинджи умел побеждать. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Среди подражателей, порожденных эффектом Лунной ночи на Днепре, это прежде всего Л. Ф. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием.

  • Необъяснимый эффект присутствия
  • Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
  • Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
  • Описание Картины Куинджи Лунная ночь
  • Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре

Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. Но далее началось сплошное расстройство. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.

«Лунная ночь на 
Днепре»: мистическая 
сила и трагическая

Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Ярким светом луны оттенены глубины синевы.

Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Мысль, как озарение: А если. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Что касается Менделеева, то известно, что с шахматами он познакомился еще в детские годы. Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Интересны воспоминания жены Куинджи: Куинджи проснулся ночью.

Скромный по размеру пейзаж. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.

И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Через год был возвращён обратно. В 1880г художник устроил необыкновенную выставку в зале Общества поощрения художников.

У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Луна. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Одет он был совсем по-домашнему, в поношенный серый пиджак из которого будто вырос.

В течение следующего года фрегат побывал в Алжире, Италии и Греции, а также останавливался на Мальте, в Триесте и Александрии45. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». В дальнейшем, переехав в Петербург, частенько наведывался в знаменитое кафе «Доминик», посетители которого, помимо всего прочего имели возможность сыграть партию в шахматы. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.

Днепр. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Пораженный найденным эффектом, он знал, что надо показывать «Лунную ночь на Днепре» в темном зале, одну. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».

Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Событие стало настоящей сенсацией. Он совсем не ожидал, что тот согласится.

А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Вы, вероятно, уже слышали.

На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Картина или действительность. ». Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5.

Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Набивалось до 200 человек. О том, что произошло, говорили разное. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.

Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника.

Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».

Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. И. Н. Крамской восклицал: Какую бурю восторгов поднял Куинджи.

Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Интересны воспоминания жены Куинджи: «Куинджи проснулся ночью. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Но А. И. Куинджи умел побеждать. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам.

Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Эти рассуждения и легли в основу упомянутой статьи «Перед картиною Куинджи», в которой великий химик отметил, в частности, существующую связь искусства с наукой. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки.

Впечатление пространственности усилено сопоставлением холодного серебристо-зелёного цвета и более тёплых тёмно-бурых тонов. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника.

Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.

И с этими задачами он справился блестяще. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Эта картина обрела поистине легендарную славу.

А повернулся направо – даже море видно А в другую сторону Смольный, а за ним леса, даль эдакая, всё тонет в дымке, всё залито солнцем. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Люди входили в помещение, погруженное в полумрак и взгляд их ловил луч электрического света, падающий на водную гладь, — великую реку в призрачном сиянье Луны.

А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. И. С. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах.

У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Впечатление от мерцающего лунного света было настолько невероятным, что некоторые зрители заглядывали за картину, не подсвечивается ли холст лампой, а другие заявляли, что в краски подмешан фосфор. Загадка «светящихся» картин была не в особом составе красок. О судьбе жены Куинджи известно не так много. Заговорили о возрождении романтизма.

На дочери Лемоха был женат старший сын Менделеева от первого брака Владимир, морской офицер, который в прошлом веке составил проект «азовской запруды», то есть перекрытия плотиной Керченского пролива, что, по мнению автора проекта изменило бы к лучшему судьбу Азовского моря вообще и Мариуполя в частности. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, жена приносила ему наверх. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.

Болезнь сердца сопровождалась удушьем. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Атмосферу зависти уловил П. П. Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи -дело нехитрое, а сами сделать его не могут». Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». А секрет был в мастерском умении Куинджи играть на контрастах и постоянных экспериментах с цветопередачей.

А. И. Первые две попытки оказались неудачными.

Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. «Да зачем вам. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. В дальнейшем краски с таким эффектом яркости (правда не настолько эффектно, как у Куинджи) встречались достаточно часто, даже в цветах женской одежды.

Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. 10. дальше просто не помню. Просто дьявольщина какая-то»15. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. В то, что ему это удастся, Елевферий не верил, но все попытки уговорить дочь найти себя другого избранника были тщетны. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».

Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.

В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. С Куинджи поехали 12 человек. Лунную ночь на Днепре показывать в темной комнате. Гоголь.

Никто не мог понять, что происходит. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Помимо прочего, этот ученый занимался, коротко говоря, научной разработкой технологии живописи.

Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.

2. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Куинджи присоединился к передвижникам вскоре после основания Товарищества и не как бедный родственник.

К этой картине он шел давно. Начиналось всё нехорошо. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920.

Нет, понимаю. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. И было лишь началом.

Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Это усиливало эффект лунного сияния.

Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Русской педагог не знал.

2. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Так вот, Куинджи не просто показал лучший результат, его дар выходил за пределы, доступные человеческому зрению. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины.

Дмитрий Иванович любил живопись, был ее тонким знатоком и ценителем. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.

Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Эти люди не выносили масок. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков.

Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. И ждала. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Так продолжалось восемь лет.

Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Свой поступок он объяснил так: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.

Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.

После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами.

Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку.

П. М. Третьяков писал И. Крамскому из Москвы, что по этому поводу горюют даже те немногие, кто раньше не очень тепло относился к произведениям художника. Краска потрескалась и поблекла. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33.

На этом заканчивается его юность. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Кроме как бы самосвечения картины поражали эффектом объемности изображения.

Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. – Ведь все равно не купите: она дорогая».

Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.

Тургенев писал, что французов оно потрясло. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Оставляю за собой». Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.

Хозяевам нравилось. Куинджи умел побеждать.

Весной заканчивал свое необычное творение. – «Тысяч пять». – «А все-таки. » – «Да тысяч пять», – назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму.

Архип вернулся в родной Мариуполь, работал ретушером у местного фотографа, потом уехал в Таганрог, продолжал работать ретушером. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.

Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Академия помогала в этом немногим избранным. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Куинджи работал над новой картиной. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

4. Архип Куинджи – «Лунная ночь на Днепре», 1880Летом и осенью 1880 года А. И. На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской. Он так увлекся живописью, что стал покупать картины и собрал значительную коллекцию. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз.

Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. В этот момент, на пороге и наступила смерть. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Менделеев ввел Куинджи (как и многих передвижников) в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским.

В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.

Что это такое. И неожиданно услышал в ответ: «Хорошо. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10.

Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. К этой картине он шел давно. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.

Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Картина или действительность. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Это стала первая в России выставка одной картины. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».

Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». В этом тестировании ему не было равных – по словам Репина «он побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44.

Этакий молодец — прелесть»42. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Оставляю за собой».

В стенах «Доминика» началась блестящая карьера Михаила Ивановича Чигорина – основоположника русской шахматной школы. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Обошлось это в сто тысяч рублей. Свой поступок объяснял так: «. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».

Куинджи» посвящена тому потрясающему впечатлению, которое произвел на Менделеева пейзаж «Лунная ночь на Днепре». Ещё до окончания работы мастерскую посетили такие известные люди, как писатель Иван Тургенев, поэт Яков Полонский, химик Дмитрий Менделеев, художники Иван Крамской и Павел Чистяков27. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.

Не впадая в восторженное славословие (столь для него не характерное), ученый, в который уже раз, опережая время, выходит на глубокие обобщения и задается вопросом: в чем причина того, что картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушным при созерцании самой лунной ночи. Что это такое. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.

Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни.

Менделеев, Я. П. «Лунная ночь на Днепре» была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Всё я сидел, смотрел и думал.

Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. На картине изображена летняя ночь. Статья «Перед картиной А. И. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом. При изображении равнины, раскинувшейся на дальнем берегу, по мере удаления от реки чёрный цвет становится всё глубже и глубже, почти сливаясь у самого горизонта с тоном ночного неба.

По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Все как в жизни, но красивее, возвышеннее. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.

Оказалось, что природа одарила Куинджи уникальными глазами. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Лагорио, написавшего Лунную ночь на Неве в 1882 году, затем Клодт, Ю. Ю. Клевер. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.

Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22.

По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. И Куинджи и Менделеев регулярно посещали «вторники» Лемоха, на которых собирались передвижники, профессора Академии художеств и люди из мира ученых. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. И художник упорно искал в науке средства добиться долговечной комбинации красок. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину.

Улица (Большая Морская) была запружена народом, люди готовы были отстоять несколько часов в очереди, чтобы насладиться этим незаурядным творением. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Однажды он продемонстрировал «ученикам» прибор для количественного измерения чувствительности глаза к тонким нюансам цветовых оттенков и предложил им «испытать себя». Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее.

От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце.

По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию».

Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Город погружён в сладкую дремоту. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. А вскоре картина была выставлена в Петербурге в зале Общества поощрения художников. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село».

Но решение было принято. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. «Лунную ночь на Днепре» показывать в темной комнате. ». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Мы, впрочем, забыли главное – сказать, что в 17 лет Куинджи влюбился, первый и последний раз в своей жизни.

Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Но успех оказался много выше предполагаемого отклика, выставка стала громкой сенсацией. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. 105 144 см. Ведь всё равно не купите: она дорогая».

Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5.

Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Куинджи захотел его сопровождать. Однако вскоре после неслыханного успеха, сопутствовавшего картине, художник перестал экспонировать свои работы на выставках. В своих воспоминаниях «Менделеев в жизни», отрывок из которых мы поместили в этом сборнике. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ).

Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Картина или действительность.

8. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. И с этими задачами он справился блестяще. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115.

Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Это есть выражение моих личных мыслей». Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Куинджи работал над этой картиной.

Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре».

Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Полонский, И. Н. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.

По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Вместо фамилий у них были прозвища. Его успели удержать. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое».

Народ ступал в сумеречный зал и замирал, потрясённый холодным сиянием лунного блеска. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва.

Открыл входную дверь. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16.

Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44.

Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 144). Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.

Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. За это время гостями его мастерской стали многие великие люди того времени – И. С. Тургенев, Д. И. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов.

В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке.

Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. «Я знал уже, что с этой крыши будет далеко видно, – рассказывал впоследствии Архип Иванович.

В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144).

Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. 15129). Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. По вечерам начиналось веселье. Трудился над ней осень и зиму.

Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032.

Но офицер ответил: «Хорошо. Куинджи умел побеждать. Крамской, П. П. Чистяков. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи.

Армян отправили на Дон. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Мысль, как озарение: «А если. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров.

Картина обрела поистине легендарную славу.