Купчиха За Чаем

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927). Картина «Купчиха за чаем» была написана Борисом Кустодиевым в 1918 году.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В голодный 1918 год, (а именно в этот год была написана Купчиха за чаем), в холод и разруху больной художник Борис Михайлович Кустодиев мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии, спокойной размеренной жизни. «купчиха за чаем» – совсем не гимн уюту купеческого быта или миру уездного захолустья. Сегодня – «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, ведь 26 мая – день его памяти.

Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева.

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества, программной работой художника. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.

Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества.

Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». И такие молодцы проглядели революцию. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится.

После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Но тем живее работало воображение. Она молода, красива, хорошо одета. И такие молодцы проглядели революцию. На их фоне за тяжёлыми воротами соседнего синего дома— тоже чаепитие на балконе: за самоваром сидит купеческая семья— старик с женой, которые не спеша пьют чай, встав от послеобеденного сна.

Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности.

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета. Картина была написана в проблемный для России год. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Устроителем выставки выступил Фёдор Нотгафт, состоявший в 1919—1921 годах секретарём художественного отдела Дома искусств. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар.

Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

Купчиха за чаем – замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой и, кажется, неизбывной жизни с ее мерным укладом. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.

Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Чем же была для Кустодиева данная работа. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей). Чаепитие на Руси наполнилось своей философией.

И это показательно. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Но тем живее работало воображение. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику. Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Картина Кустодиева Купчиха за чаем

Вот таким образом не стоит удивляться тому, что на эту тему создавали полотна такие мастера живописи, как Коровин, Куликов и Маковский. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Наталья, сестра Мордюковой, впоследствии рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной Мосфильма— Ты знаешь Наташка, сделали такой грим Сейчас нас будут фотографировать на пробу. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз.

При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Из-за нужды семье Кустодиева пришлось продавать личные вещи, сам художник из-за отсутствия заказов занялся оформлением улиц Петрограда к годовщине революции, а на жену его легло ведение всего хозяйства, включая колку дров1213. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.

И пользовалась спросом публики.

Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика». Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза.

Купчиха за чаем 
— Борис Кустодиев

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. 1918 – это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву.

Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена.

Нестерову, выходцу из купеческой семьи, это полотно особенно понравилось и при виде его у него невольно вырвалось: «Ведь это монументы. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить.

В этом он находил свое спасение. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину.

В том числе и за эту роль Мордюкова получила в 1973 году. Вместе с тем время и место действия сюжета картины с исторической точностью определить нельзя, но по костюмам героев можно судить, что это, возможно, 1840-е или 1850-е годы, как в Москве, так и в Калуге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове или Ярославле, то есть в любом российском древнем городе, в котором жили купцы. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов.

В этом он находил свое спасение. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Конечно, основной темой выставки стала революционная.

Широкая во всех смыслах этого слова купчиха предаётся упоению чаепития, за довольно гедонистической атмосферой которого скрыта реальная жизнь этой чувственной и полной загадочности женщины, довольно эротичной и соблазнительной, но вместе с тем и наделённой улыбкой Моны Лизы3336. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

Купчиха за чаем, 
или Отчаянная купчиха 
–

Купчиха за чаем или Отчаянная купчиха –

Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным.

А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Розово-свежее от послеобеденного сна лицо и открытые, отличающиеся мраморной белизной округлые плечи этой красивой и пышущей здоровьем женщины подчёркнуто выделяются на фоне её чепца и складок такого же тёмно-фиолетового с чёрными разводами бархатного платья113013931.