Купец Кустодиев

Окончательно дополняют образ счёты, высокие столбики монет и пухлые стопки бумажных ассигнаций на столе. Кроме этого полотна, Кустодиев обращался к теме купечества и в другой своей картине – «Купчиха за чашкой чаю». Работал в плакате и в книжной графике. Учился в Высшем. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам. Но нужно помнить, что купец по моде не одевается, это даже считается неблагопристойным. Я. Билибин, 1901). Такова уж суть ведения бизнеса – получение больших доходов при маленьких расходах. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.

Учился в Высшем. Кустодиев шел «не в ногу» с «мирискусниками» и символистами, но «в ногу» со временем и это доказывает его «родство» (в плане творческих исканий) с Горьким, который тоже ввел (в русскую литературу) купечество как главного «героя времени», проследив его эволюцию, его классовое становление и развитие. Вероятно, так «имиджмейкеры» Николая хотели придать дополнительной «исконности» императору. Он зачарован ее национально-русским колоритом.

  1. Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»
  2. Кустодиев, картина "Купец в шубе", 1920
  3. Описание картины «Купец (Старик с деньгами)»
  4. Энциклопедия купеческой жизни в картинках (Кустодиева)

Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Лучше бы соглашался на предложения шайки. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. И. Шаляпин», 1922, там же). Красиво – лепота.

Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. А какая ярмарка без аттракционов. подробнее). Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Они таковы, какими их сформировала среда.

Кустодиев внимательно изучает их вкусы и обычаи. Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др.

  • Художник: Кустодиев Борис МихайловичКупец и купчиха
  • Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото
  • Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
  • Литературно-исторические заметки юного техника

Работал в плакате и в книжной графике. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. – Так как это обнаженная натура. Большую часть времени мальчик будет посвящать своему новому увлечению – скульптуре, вырезая из мягкого камня фигурки забавных животных. Все его предали, все от него отступились. Почему уговаривает.

К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Власов, основавший Астраханский кружок любителей живописи и рисования, был прекрасным педагогом и многому научил юношу. Горький очень хорошо понимал и ценил творчество Кустодиева и покупал его картины для Нижегородского музея. Эти тогдашние бизнесмены сами покупают и продают, держат небольшие магазинчики и лавки.

Вот насколько мы уголок можем видеть.

Однако если он всё-таки принимался за такую работу, то в итоге получался красивый, ярко выраженный образ, как, например, картина «Купец, считающий деньги». Кого же мы видим, глядя на портрет. Кустодиев не стал увлекаться модным в те времена символизмом, он пошел «другим путем» и его искания чем-то сродни творчеству Максима Горького, представившего молодой советской литературе купца как одного из основных «героев своего времени». После неё и революции купеческое сословие исчезло, подвергнувшись репрессиям. Спасибо. Работал в плакате и в книжной графике. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента».

  1. История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
  2. Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)
  3. Борис Михайлович Кустодиев "Купец в шубе", 1920
  4. Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  5. Борис Кустодиев: каким был «самый русский художник»
  6. Борис Кустодиев: Купец, считающий деньги

После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Учился в Высшем. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Чай обычно пьют с молоком, вареньем, фруктами, сластями и пирогами. Это от отсутствия зрения., хотя они и могут вызывать улыбку, трудно назвать «положительными» или «отрицательными».

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). ирония – не средство разоблачения. Учился в Высшем. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.

Видение этого страшного мира, может быть, наиболее отчетливо и без прикрас возникает перед художником в его картине «Старик с деньгами», написанной уже после революции, в 1918 году. Скептицизм ему абсолютно не свойствен. И тогда связанная с ворами блондинка крадет у него ключ от магазина.

Работал в плакате и в книжной графике. Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые, – его фраза. Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно.

Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. сказочное, то его оценка жизненных явлений реалистична. Учился в Высшем. Тем не менее именно в этот период Кустодиев создаст самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием и вихрем эмоций. Ему нужна была обнаженная натура.

детски доверчив к миру. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он ничем не напоминает человека, утратившего положительные идеалы.

  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Отправить запрос на изготовление копии

как бы восстанавливает объективные морально-этические пропорции действительности. Учился в Высшем. По традиции русский чай заваривается перекипевшей водой из огнедышащего самовара, а потом еще чайник укрывается матерчатой куклой, чтобы «жар выжал из чаинок всю нутряную черноту и вязкую горечь». Еще во второй половине XVIII века в торговлю начали уходить не только государственные, но и помещичьи крестьяне, отдавая барину значительную часть дохода. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.

Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Спасибо еще раз, что напомнили о Кустодиеве. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купец»

Работал в плакате и в книжной графике. 5. Работал в плакате и в книжной графике. Тема ярмарки встречается на многих полотнах мастера, но эта, пожалуй, самая многолюдная и оживленная.

Художник – без рук. Смысл их в том, что человек в этом мире никому не нужен и жить ему решительно незачем. Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. Но это не главное. Процесс купеческой эксплуатации, когда в погоне за прибылью русский негоциант «не пожалеет брата родного» в самом прямом и буквальном смысле (как об этом повествует Мельников-Печерский в романе «В лесах», рассказывая о судьбе двух братьев-купцов), выжимание «прибавочной стоимости» не изображает Кустодиев. Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

За развлечениями и покупками нужно идти на ярмарку. Учился в Высшем. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.

Во времена Кустодиева купцы носили и современную европейскую одежду и сохранившиеся в своем неизменном виде купеческие костюмы, сложившиеся еще в 30—40-х годах XIX века, когда были написаны «купеческие жанры» Федотова и начал зарождаться как жанр купеческий живописный портрет, хорошо известный Кустодиеву. Мы никогда не узнаем почему: то ли его больше привлекали иные жанры, то ли по какой-либо другой причине, но факт остаётся фактом – портреты художник писал редко. Кустодиев не был ярко выраженным портретистом. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». В произведениях художника, как в утопическом «Городе Игната», гармонически сосуществуют различные социальные слои, а купцы мирно вросли в народную среду, в жизнь провинции как своеобразный ее экономический регулятор.

Однако «строительным материалом» поэтической мечты художника была самая прозаическая российская действительность. Почти половину холста занимает пестрая человеческая толпа: нарядно одетые крестьянки, бородатые мужики, старики, дети изумленно застывшие возле ярких игрушек. как насмешку, пусть даже тонкую, над изображаемыми явлениями, значило бы упрощать дело.

Теперь после ограбления все улики показывают на него. Возможно, художник предлагал живой фон и заказчикам портрета самодержца, но те по какой-то причине остановились на «пустом», безлюдном Кремле. Достаточно взглянуть на тупую, бесчеловечную рожу этого великана и все становится ясно. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Картина Кустодиева «Купец, считающий деньги» написана довольно таки реалистично, относительно других его работ.

Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Масленица – значит катанье с горок, стремительный полет на тройке, кукольные спектакли в ярмарочных балаганах и изобилие на столе. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. смотрит уже другими глазами. А художник со своей стороны оформил обложки произведений Горького о купцах в частности «Фома Гордеев».

Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др.

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Он мученик денег, прикованный к ним незримой силой. Такие купидонистые, сочные. То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена).

Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Справа вверху намоленная икона подсвечиваемая ломпадой. В творчество Кустодиева вошли другие купцы старого, докапиталистического типа.

Она – неизбежная расплата за его добрую доверчивость. Истолковывать иронию Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). – логическое следствие его художнического мышления. Парень выходит из тюрьмы и видит, что возвращаться некуда. Учился в Высшем. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Позади государя Кремль, а не «родной» Санкт-Петербург.

все это родная стихия. Это – своеобразный реалистический противовес романтической фантазии художника. И все же жизнь в Петербурге его тяготит.

Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Купец любит себя показать и на других посмотреть. Учился в Высшем.

подробнее), россиянами, воевавшими на Восточном фронте Второй мировой войны (известной в России как «Великая Отечественная война»), а также посмертно реабилитированными жертвами репрессий в СССР (см. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Она также работала даже в годы нэпа и позже – в 1922-1930 годах, это потом уже наступило время, когда «в СССР изменились структура и методы торговли». Последняя есть скрытая Родина, земля обетованная русского народа.

Аккуратно сложенные в столбики пересчитанные монеты говорят о кропотливости этой работы. Декаденты считали его искусство "безнадежно ортографическим", "Солидные" критики из больший печати десятых годов называли работы Кустодиева "Лубочными". Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга.

Авторским правом могут охраняться произведения, созданные французами, погибшими за Францию во Второймировойвойне (см. подробнее), россиянами, воевавшими на ВосточномфронтеВтороймировойвойны (известной в России как «Великая Отечественная война»), а также посмертно реабилитированными жертвами репрессий в СССР (см. подробнее). Прямое обличение — не его сфера, там где он это делает, как, например, в «Купчихе, пьющей чай» (1923) или «Красавице» (1921), его произведения теряют присущее им обаяние. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды". Как художник Кустодиев «осваивает» купеческий эстетический идеал — эту перегруженность богатств, находя им некий художественный эквивалент для него шелка, бархат, меха имеют свои чисто живописные ценности и вместе с тем он воспринимает эти богатства в их образной значимости. Сознавая лежащую в основе купеческого довольства власть денег, Кустодиев не демонстрирует, однако, купеческую страсть к наживе, хотя и не забывает о ней, о чем говорит уже известное нам его полотно «Купец, считающий деньги» (1918). Это – критерий правдивости его сказок.

В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. И все в таком роде». Видимо, Кустодиев, как и Горький, сознавал это «родство», так как, когда Горький в 1919 году пришел к художнику, они встретились как единомышленники. На лицо надо не жалеть белил и румян. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). Горькому близко и понятно было искусство Кустодиева, он приобретал его произведения для музея в Нижнем Новгороде, а художник неоднократно обращался к творчеству писателя, оформив в 1920-х годах несколько книг (обложки) Горького именно таких, где героями были купцы — «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых». Кустодиев оценивал купечество с позиций художника-реалиста, его интерес к этому образу был рожден его общественным сознанием.

Однако на тех же «мужичков» во время крестного хода Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Более того, в характеристике старика нет и тени иронии. Учился в Высшем. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован.

Не скрывая в своем искусстве социального неравенства в созданном им образе России, Кустодиев не подчеркивает его. Наш художник раскрывал характеры незаурядных купчишек старого покроя. Работал в плакате и в книжной графике.

Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. От отсутствия чувства Родины. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ».

Фильм «Огни городских окраин» (в английском прокате – «Lights in the Dusk») – об охраннике в ювелирном магазине. После работы необходимо обязательно отдохнуть и выпить чаю. Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля.

Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Создатели былин обстоятельно, со вкусом и знанием дела останавливаются на всех деталях и подробностях одежды, а дородность тоже входит в народные представления об идеальном герое — «дородный красный молодец». Однако в рожденных крестьянской средой эстетических идеалах купечества нарушены чувство меры, благородная простота и гармония, присущие народному художественному вкусу. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует.

Сахар в чай добавлять не нужно. Русский художник Борис Кустодиев несомненно обладал им. С шеи свисает цепочка к которой подцеплена дополнительная видимо для часов. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Работал в плакате и в книжной графике.

«Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. И недаром М. Нестеров при своем посещении Кустодиева в марте 1923 года говорил художнику, что раньше его раздражало кустодиевское стремление, как он думал, «смеяться над ними (купцами), выставлять на посмешище»1.

Они не интересовали художника. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Кстати, здесь официантов зовут половыми. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Большое спасибо за статью. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей.

Учился в Высшем. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »).

Работал в плакате и в книжной графике. Сам Кустодиев признавался, что эти заказы отвлекают его от неустанного поиска языка и стиля. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима.

В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Ему предлагают денег, он не соглашается.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Он жить не сможет». Особенно хочу сказать о великой картине Большевик. Однако московский «интерьер» выглядит слишком искусственно, как макет. Здесь вы всегда найдете передвижные театры, дрессированных медведей, качели и карусели.

Он способен творить зло их властью, но сам не властен перед их могуществом. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг.

Наиболее эмоциональными в облике богатея являются суровое лицо и рука, лежащая на деньгах. Я. Билибин, 1901). На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией. Когда этот тупой гигант шагает по крышам домов города, давя всех и всё, делается страшно. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства.

Купцы и купчихи Кустодиева носят дорогие меха, купеческие жены демонстрируют роскошные шали, пуховые платки, шелковые платья, драгоценности, как бы осуществляя в действительности народные представления о «хорошей жизни» — богаты, нарядны вспомним, что герои русских былин обычно богато одеты там часто фигурируют «злато-серебро», «скатный жемчуг», «бархат». В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Мне Кустодиев очень нравится и даже вопросов нет, что он был огромный талант. В этом их паразитическая сущность.

Если бы речь шла только о свойстве человеческой памяти «забывать», 99 договоров не заключались бы вовсе или делались бы «в простой электронной форме». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Но интересовала Кустодиева только живопись.

Таким образом и здесь художник не изменяет исторической правде, недаром Нестеров назвал его «историческим живописцем». Капитализм Кустодиев-художник не приемлет в первую очередь за его космополитизм, убивающий национальное своеобразие и национальную суверенность. Как известно, Кустодиев очень любил обогощать портреты «живым» фоном. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Работал в плакате и в книжной графике.

Работал в плакате и в книжной графике. Чувство правды жизни подсказывает художнику меру заострения того или иного образа. Кустодиев точно передал в ней цветовую гамму и показал купца несколько задумчивым и отвлеченным, левой рукой держащего необходимый атрибут любого бизнесмена счеты (современный аналог Калькулятор), правая рука положена хозяином прямо на уже не раз пересчитанные купюры и монеты царской России различного достоинства разложенные на деревянном столе.

каждому воздает «по заслугам». Кажется, что кожа на мясах такая теплая. В этом смысле Кустодиев отличен от А. Островского, с которым он так близок как бытописатель— и типажом и изображаемой средой и даже «географией» своих произведений. Герои Островского при всей их яркой и жизненной убедительности сразу определяются писателем как положительные и отрицательные, кустодиевские герои менее выражены как личности индивидуальности, это скорее типы, но отношение к ним художника более сложно. Интересно.

Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Увидеть ее – высший дар. Они имеют исконно русские и словно пуповиной повязаны с простой провинциальной жизнью. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность.

Реальное для честного художника не совмещалось с идеальным. В картинах Кустодиева невидимая для глазного нерва обратная перспектива – не мы праздно, критично лицезреем «нехитрые» сюжеты Бориса Михайловича, а, напротив, Кустодиевская Русь, скрытая Родина, взирает на нас, как на «объективную реальность» – суматошных, горделивых обладателей «собственного мнения». Учился в Высшем. Истинного зрения. не пошел по пути сатирического обличения. Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках.

Эти известные личности заметили свое «родство» и в 1919 году произошла их первая встреча. В этих словах чувствуется недоверие и осторожность живописца к государю.

Этот скряга свой капитал никому не отдаст. Есть такой финский кинорежиссер – Аки Каурисмяки (Aki Kaurismaki). Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. В Кот-дИвуаре общий срок охраны авторских прав — 99 лет, а в Гондурасе — 75 лет, но в этих странах применяется правило более короткого срока. Обычно говорят, что чай «кушают», потому от чая потеют, как от обильной пищи.

На Урале с 1647 года собиралась ярмарка в слободе Ир-бит. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. А тут какой-то русский бренд – как после баньки тела.

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Это была дейсвительно хорошая мина при плохой игре. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. Но, как мудрый художник, он не может не видеть и не понимать ее истинного смысла.

И нужно отдать должное социальной «обязательности» Кустодиева, который в начале XX века в эпоху интенсивного развития мирового капитализма ввел в искусство русского купца, представителя национальной буржуазии. Художник дал свой ответ на главный вопрос русской общественной мысли начала века — о развитии капитализма в России исторических путях Родины. Фильмы у него трагичные и страшные. Так оно и было.

У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Работал в плакате и в книжной графике. Прижимистость торговцев была притчей в языцех во все времена. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

Рубенс, Тициан тоже мясных писали, а подсветки такой у них не было. Кустодиева интересуют главным образом эстетические вкусы и обычаи жизни купцов. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. «За кулисами» кустодиевских произведений живут его подлинные герои – обычаи, нравы, традиции.