Кустодиев Масленичное Гуляние

Анализ картины «Масленичное гуляние (Масленица)»

И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Первый план его он подарил ребятне, катящейся с горы. Превозмогая муки, он создал несколько работ, посвященных жизни провинциальных русских городков. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.

Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших или клался на слуховое окошко для «душ родительских». И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Однако при изучении биографии художника вскрываются совсем другие факты. В 1919 году Б. М.

  1. Картина Кустодиева Масленица: описание
  2. Художник Борис Кустодиев и его «Масленицы»
  3. Описание картины Кустодиева Масленица
  4. Описание картины Кустодиева "Масленица", 1916
  5. Масленица в картинах известных художников
  6. Сочинение по картине Кустодиева Масленица для 5-7 класса
  7. Картина "Масленица", Борис Михайлович Кустодиев

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. «Блин добро не один» «Без блина не Маслена, без пирогов не именины». Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя.

На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь – звали «гостей со всех волостей». Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Несмотря на то, что на улице явный мороз (все герои одеты в теплые шубы), цветовая гамма картины согревает своего зрителя: разнообразие теплых коричневых, красных и желтых оттенков на переднем плане картины дополняет общее настроение произведения. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия.

Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Описание картины Кустодиева «Масленица» можно закончить поклоном в честь талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников. 1), написанную художником в 1916 году. Изменялась внешность и наступала как бы новая жизнь – веселая, радостная. Об этом можно судить по тому множеству всевозможных лавок, которые развернулись вокруг.

Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Савинского, И. Е. Кустодиев пишет очередное полотно под названием «Масленица (Масленичное катание)». На этой картине художник стремился передать общее веселое и жизнерадостное настроение, которое вызвано исконно русским и долгожданным праздником – масленицей. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей.

Начинались уличные гулянья. В санях сидит дородная купчиха, рядом — тщедушный купец.

  • Масленица в картинах русских художников
  • Описание картины Кустодиева «Масленица»
  • Кустодиев «Масленица» сочинение
  • Пишем сочинение по картине Масленица Кустодиева Бориса Михайловича
  • Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание
  • Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит
  • Сочинение по картине Кустодиева «Масленица»

В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины. прил.

Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных — да куда там. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Кустодиев, Масленица (1919): описание картины
  3. Записки переводчика с Андреем Десницким
  4. Краткое описание картин Масленица Бориса Кустодиева
  5. Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)
  6. Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

Есть тут и булочная и фрукты и бакалеи, торгующие сыром и икрой, а кроме того, театр. В селах по берегам Онежского озера «блин испеченный на Масленицу первым, убирали за икону, чтобы дожить до следующей Масленицы». Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Изображение церкви легкое и светлое, как и сама вера автора.

Для хозяев — правило: «Что есть в печи, все на стол мечи». Масленица – картина художника Кустодиева – завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей.

Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны.

Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Это образ России, каким его видел великий художник. Очень распространены были в то время блины с припеком. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история.

Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. В санях – веселая молодежь. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Начало Узкой Масленицы.

На «тещины вечерки» существовала традиция, неуважение к которой одной из сторон могло послужить поводом к вражде между зятем и тещей: для зятевых блинов теща обязана была прислать с вечера сковороду, половник и прочую утварь, а тесть -коровье масло и гречневую крупу. Настало время тещу уважить и зятья приглашали их к себе в гости. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота (равноденствия), но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

  • Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903
  • Что еще можно почитать по теме Масленица
  • Описание настроения картины Масленица
  • План написания сочинения на тему Масленица по картине Кустодиева
  • Сочинение по картине Кустодиева Масленица

Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине — моя подпись, ведь это так характерно для России». Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Все накрыто вышитыми полотенцами.

На революцию 1905 года Борис Кустодиев отреагировал серией аллегорических рисунков, отражающих остроту исторического момента. Для них Масленица только началась: все еще впереди. 1916 год – очень трудный год. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу».

  1. Сочинение по картине Масленица Кустодиева
  2. Интересные сочинения по картинам

Картина— плод воображения художника. Воплощение Поста – худощавый человек в балахоне. Парни приглашали девушек прокатиться на санках, а детвора съезжала на лубяных и рогожных «катушках».

В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии»2. Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает» — вопрошал ещё Н. В. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки.

Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи – не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году – в послереволюционный период). Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву, которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица» и множество зарисовок и этюдов этого праздника. В русском же быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Где этот праздник, в каком городе России – неизвестно.

И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Главное действие в четверг – штурм и дальнейший захват снежного городка. Учился у П. А. Это образ России, каким его видел великий художник.

Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются – здесь и зажиточные купцы и мелкие торговцы-бакалейщики и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице – разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

Картина Кустодиева 
Масленица: описание

Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Расставлены блюда с пирогами. «Благодарим за хлеб, за соль, за щи – спляшем, за кашу – песенку споем, а за кислое молоко выскочим высоко». Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Для них масленица только началась, весь день — катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов — представление в театре, а вечером — к столу с блинами и красной икрой.

Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Столы застелены чистыми скатертями. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая добро на празднование.

Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства.

Кустодиев стал одним из крупнейших русских художников первой четверти ХХ века, открыв для мира Русь праздничную и добрую. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина.

Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями.

Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Крупные образы заиндевевших, покрытых плотной снежной шапкой деревьев рождают поэтическое ощущение «чудного града», образ которого сливается в единое общее состояние веселья, беззаботного смеха, песен игр и сильного задора масленичных катаний. Они готовы мчаться во всю силу, но ямщик сдерживает их.

Закрывали лица смешными масками, надевали костюмы. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. «Масленица» — картина художника Кустодиева — завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. «Зима.

были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства». Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. Их ждут. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях.

И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем – Масленица. Вспыхивают радугой красок тени на розовом от сияющего солнца снегу. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане.

Ведь вокруг гуляет много людей — кажется, весь городок вышел на улицу. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Масленица – явление сложное и неоднозначное.

На переднем плане – красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Первая репродукция картины Кустодиева «Масленица» была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях.

В итоге в 1920 году Борис Кустодиев стал работать над третьим полотном с тем же названием. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Гоголь имея в виду безудержность, дикую силу, мощь Руси. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Эта картина походит на народный лубок по своей яркости, детальности и простоте. И снова в центре несутся сани с тройкой лошадей. Гости нарядные едут по родне от селения к селению и в каждое — со своими песнями. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.

Но именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица», К. Маковский «Праздничные гуляния», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени и кулисы и даже своеобразный «хор». Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. Масленица все же – истинно христианский праздник.

Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Борис Кустодиев был долго и безнадежно болен. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей. Да это и не важно.

Для изображения гуляний и торговых рядов художник выбрал яркие краски: зеленые и красные узоры на санях, на фасадах зданий. Дрова, солому, обмолоченные снопы, старые смоляные бочки, корзины для костра собирали всем миром. Кульминационным символом всего этого действа является церковь. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине — моя подпись, ведь это так характерно для России». К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы.

Представляется, что они направляются в Шапито, разбитое тут же. Репина (1896-1903). (Сам художник уже не мог ее посетить— болезнь обострилась и вскоре ему предстояла операция).

Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Картина Кустодиева «Масленица» дышит атмосферой праздника. Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают Кустодиева как проявление творческой энергии народа.

Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Репина, который через 10 лет станет его учителем в Академии художеств и студент Кустодиев будет помогать ему в работе над картиной «Заседание Государственного совета». Само название праздника говорит о том, что в это время ели очень много масленой пищи и в первую очередь «блинов масленых».

Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Словно сама провинциальная, сонная, купеческая Россия, бездумно улыбаясь, смотрела на зрителя с полотен Бориса Михайловича. А вскоре в его родной Астрахани он увидел на выставке Товарищества передвижников полотна И. Е.

В низине – суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. В ней поражает соединение панорамного пространства и ювелирно выписанных деталей.

Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины.

В 9 лет Борис Кустодиев, слушая оперу «Иван Сусанин» испытал такое потрясение, что бесповоротно решил стать художником. Над самыми жизнерадостными картинами после 1915 года Кустодиев работал, уже будучи прикованным к инвалидной коляске в 38 лет, мучимый болями. Да это и не важно. На переднем плане дети катаются на санках. 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы».

Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками.

Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Болезнь прогрессировала.

Кроме того, картина носит религиозный характер. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Потому и не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.

Он был тяжело болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. Но везде обряд имел глубокий смысл: провожая Масленицу, люди изгоняли злое и враждебное человеку и природе – зиму и смерть, а сожжение мусора, ненужного хлама вместе с чучелом – знак освобождения себя от всего старого, дряхлого, обветшавшего, в ожидании нового, молодого, светлого, лучшего.

Он был болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. Он снова почувствовал некий прилив бодрости. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Но в этот раз – это быт русского народа его история. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем – "Масленица".

На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Масленичные деревенские сани с нарядной расписной дугой, запряженные резвыми конями, вылетают из-за косогора, а за ними еще и еще мчатся повозки. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.

1916 год – очень трудный год. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Пейзаж городской, весёлый, масленичный занесён снегом и инеем. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего.

Избыток красок, звуков, различных бакалейных увеселений. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. В 1916 году наступил полный паралич ног. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. В качестве припека (а не начинки. ) использовались рубленые яйца, грибы, ливер, рыба. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Сурикова «Взятие снежного городка».

В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Масленицу называли честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.

Это полотно было встречено зрителями неоднозначно. В санях сидит крупная купчиха, а рядом с ней расположился совсем худой купец. Веселье охватывает всех. Неучастие в масленичном веселье осуждалось и могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде».

Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Картина напоминает нам, что жизнь – это праздник. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования.

И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала — сожжения чучела Зимы. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день – четверг. Проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Россия огромна и потому видоизменений обряда существовало множество. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы.

Давайте пристальнее всмотримся в картину "Масленица", написанную художником в 1916 году. Исключение составляли только больные и немощные. Такой и является его картина Масленица, написанная в 1919 году. Начинали печь блины.

Где этот праздник, в каком городе России – неизвестно. Картина Кустодиева «Масленица», написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец. 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы»3.

Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Своего рода, рождается эффект избыточности. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там.

В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Помимо гречневых, пекли пшенные, овсяные, манные, рисовые, картофельные блины. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.

Еще со школьной скамьи всем известна картина В. И. Давайте пристальнее всмотримся в картину Масленичное гуляние (см. Целая группа почтенных жителей в тяжелых тулупах стоит на косогоре, любуясь праздничным весельем, а дальше по улочке меж домов видна пестрая толпа, запрудившая ее. На Масленицу пешему лучше не показываться, улицы городов и деревень отданы конным. Потом снова катание.

Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. «Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит.

Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину.

Видимо такая противоположная пара — муж и жена. Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Выездные сани украшали коврами, раскладывали на них подушки в ярких наволочках. Для работы характерна атмосфера обилия снега, обилия народа.

Занимался также скульптурой. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Показанная здесь Масленица очень характерна для творчества Кустодиева. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.

Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. В этот день происходили смотрины невест. Вступают гости, начинается пир горой. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала. Масленичное гулянье» немой наказ тем, кто грустит или печалится. Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры.

И коренник и пристяжные готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди. Энергия движения и радость бытия словно торопятся расколдовать холодное царство зимы.