Мадонна Да Винчи

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. «мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта из собрания которых картина была приобретена. В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах» или «Мадонна в гроте». «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой.

«мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. «мадонна с гвоздикой» – картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. «мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой.

«мадонна Литта» — шедевр Леонардо да Винчи и его школы. О Мадоннах Леонардо да Винчи писали такие искусствоведы, как: М. А. Гуковский в своей монографии, Д. В.

Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Как всё тут ясно и просто. Леонардо сближает живопись с наукой. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным.

Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Живописное исполнение «Мадонны с кошкой» не сохранилось. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Это, видимо, граничит с тем, что творческий метод Кранаха, основанный на вариации и развитии изобразительной формулы (Шаде 1987: 14), не поддается осмыслению, если рассматривать какое-либо его произведение в отрыве от других.

Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги.

Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. «Готика», неорганичная для Италии, в Германии имела глубокие национальные корни. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке.

Мона Лиза – 1503-1506Леонардо 
да Винчи

Мона Лиза – 1503-1506Леонардо да Винчи

Трактовка образа мадонны (крупные, спокойные формы, яркие, но гармоничные цвета) близка мастерам итальянского Возрождения (Никулин 1971: ил. Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины. Если к середине века в мужском портрете происходят изменения: отдается предпочтение трехчетвертному развороту, распространяется вид геральдического портрета с атрибутом, то в женском парадном портрете профильная схема удерживается дольше (Гращенков 1971: 46-60). Леонардо да Винчи формирует другой идеал человеческого лица. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Все фигуры вписаны в пирамиду. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини.

Эти сомнения появились у зарубежных исследователей еще до поступления «Мадонны» в Эрмитаж. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Что касается женских образов интерес к ним Леонардо носит более широкий характер». 1-10 Б. В. фон Кёне. Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. 12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle.

Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Алый цвет, помимо царственности, может обозначать Жертву Христа и Его Воскресение. Сам тип детской фигуры переходит из картины в картину. Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу.

Мадонна с Младенцем 
 (Мадонна Бенуа), 
да Винчи, 1478

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

В центре, как в некой раковине из складок материнских одежд, находится младенец. Здесь воплощена поразительная идея человечности. В «Мадонне Литта» пространственное разграничение на внешнее и внутреннее тоже существует, но границей служит не прихотливо извивающаяся линия, а глухая плоскость стены из-за которой наружный мир кажется недосягаемо далеким и безразличным.

Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. Проблемы освещения в нем совсем не стоит. Нанесение дальнейших красочных слоев дает картине, строящейся как бы в глубину изнутри, ее окончательное цветовое решение» (Гуковский 1959: 56-57).

Тайна шедевра Леонардо 
да Винчи «Мадонна 
Литта»

Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Сохранность произведения достаточно хорошая, если не считать химического разложения ультрамарина в живописи плаща Мадонны (Гуковский 1959: 66).

О кранаховской «Мадонне с Младенцем под яблоней» не существует ни одной отечественной монографии. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.

Клеваев также находит эту серию картин достойной внимания. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия).

Эта всеобщность используется художником как индивидуальность. Это символ распятия. Это небольшая картина скромного камерного плана. При чем этот идеал распространяется и на мужчин и на женщин.

Описание картины 
«Мадонна с младенцем» 
Леонардо да Винчи

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Ноги босы. Среди современных отечественных исследований, в которых уделяется внимание «Мадонне под яблоней», следует назвать работы Н. Н. Ясно. Он рассматривает след, который оставила эта картина в истории, приводя доказательства её особой значимости. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ.

Р. 14, plat. Гуковский, Вааген в книге 1861 года приписывает авторство произведения Лоренцо де Креди, так как «пухловатость и вялость пальцев Мадонны» и сероватые тени напоминают ему живописную манеру этого художника (Гуковский 1959: 19). Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. Многие искусствоведы, атрибутировавшие картину, даже не видели ее в подлиннике (Гуковский 1959: 21). В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».

Если его убрать, то создалось бы ощущение незавершенности образа. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»).

Леонардо да Винчи 
«Мадонна с младенцем» 
 («Мадонна Литта»)

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

«О художник-анатомист, берегись, чтобы слишком большое знание костей, связок и мускулов не было бы для тебя причиной стать деревянным живописцем», – пишет Леонардо в одном из своих манускриптов, отчасти обращаясь к самому себе. С. 122). Это делает фигуру особенно рельефной.

Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Это был удивительно разносторонний гений. Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне, поскольку для нее он является центром Вселенной. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, – все, что ученый исследовал с упрямою суровостью, пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, – художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане.

Музей имени Андрея 
Рублева и его обитатели

Музей имени Андрея Рублева и его обитатели

Основания для переатрибуции картины ими также выдвигаются разные. Зеленый цвет традиционно связывается с надеждой, нетленностью, созерцательной жизнью (см. Правой кисти придан «кранаховский» жест. Флоренский 1990).

Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья.

В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая. Это не реальность, а зрелище. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.

М., 2003. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства». Леонардо избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы используя высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. Ему так хочется дотянуться до цветка. С. 336-348).

Согласно договору картина должна была быть написана в сжатые сроки – монахи рассчитывали получить готовую работу через семь месяцев, к празднику 8 декабря. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. Исследование Катины в ультрафиолетовых лучах выявило поздние доделки. Например: «Светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке». То есть в одеянии Мадонны можно усматривать символическое выражение евангельского времени, начиная от Благовещения (воплощения Христа) до Пасхи (Его Воскресения).

Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В очерке-путеводителе по Эрмитажу (1980) Ч. А. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, художник.

Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.

Картина Леонардо 
Да Винчи Мадонна 
Литта

Картина Леонардо Да Винчи Мадонна Литта

Н. Ф. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Кранах достигает экспрессии искажая и утрируя натурную форму, Леонардо – «исправляя» и идеализируя ее. Как пишет М. А. Изображение Леонардо гораздо менее живописно, но более скульптурно. Нагнетение мотива однообразных хребтов, которые видны сразу в двух окнах, придает пейзажу монотонную бесстрастность вечной неподвижности.

Из коллекции генерала Корсакова». В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Создателем «Мадонны» признается Леонардо да Винчи, хотя допускается возможность его соавторства с Амброджио де Предисом (Лазарев 1952: 48).

Анализ произведения 
Леонардо да Винчи 
Мадонна Литта

Анализ произведения Леонардо да Винчи Мадонна Литта

Авторы труда «История итальянской живописи» Кроу и Кавальказелле (1864-71), как указывает М. А. Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Отметим эмоциональную позу Марии, выражения нежности и удовольствия от созерцания ее младенца, сосущего грудь матери, обратив одновременно взгляд в сторону зрителя.

Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. Но изменения все же происходят причем изменения того же порядка, что и в Италии (удаление от внутреннего во внешнее). Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.

Статья по МХК (10 
класс) по теме: 
Образ Мадонны в

Статья по МХК (10 класс) по теме: Образ Мадонны в картинах Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Или: «Эта рельефность – самое главное в живописи и ее душа» (цит. СПб., 1999. Клеман не останавливается на художественных особенностях «Мадонны» подробно он лишь отмечает, что в ней заметно влияние Ван Эйка. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Эта картина как объект отдельного исследования не привлекала и зарубежных искусствоведов. Немилова 1973 г. содержит творческую биографию художника и описание его произведений.

Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. – Леонардо да Винчи. При сходной композиции у картин разный колорит.

Мадонна Бенуа – 
1475-1478 Леонардо 
да Винчи

Мадонна Бенуа – 1475-1478 Леонардо да Винчи

По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мирового уровня. В картине Кранаха младенец представлен на алом фоне в позе, напоминающую позу распятия. Пейзаж в западноевропейской живописи XV-XVI вв» В изображении природы на полотне Кранаха, по мнению автора, сказалось влияние нидерландского искусства (Никулин 1959: 10-11). В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке.

Только в Германии «творец» идет не путем разрушения, а путем нарушения привычного. Она была переведена на холст в XIX в. А. Сидоровым. Все это усиливает эффект двойной защищенности ребенка, его главенствующее положение. илл. ). И. Е. В чем же состоит новое мировоззрение эпохи Возрождения. Своеобразная «классичность» итальянского искусства и «готичность» искусства германского присущи им органически в силу исторических и географических причин.

Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Он пишет: «Сколько картин сохранило образ божественной красоты, тогда как время или смерть, за короткий срок разрушило его природный образец и более достойным оказалось произведение художника, чем природы, его наставницы. » (Зубов 1962: 64). Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью. Подобные идеи, видимо, были близки и Кранаху, который иногда горделиво придавал свому прозвищу «Кранах» латинизированный облик – «Хронус», то есть «Время», символизируя этим не только быстроту своей работы (Шаде 1987: 33), но и свою власть над временем. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. М. Я.

1490 г. ). Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Впервые он появляется в 1510 г. в «Бреславской Мадонне», встречается в «Поклонении волхвов» 1514 г. (Гота), в произведении 1518 г. («Мадонна», Глогау). Для Леонардо да Винчи достижение этой круглящейся выпуклости формы составляло, в какой-то степени, самоцель. То, что в германском искусстве Возрождения греческие богини предстают в варваризованном виде, связано не только с тем, что Север знакомился с Античностью по филологическим источникам (Немилов 1973: 5), но и с тем, что Германии была чужда Античность, понятая в итальянском духе.

Доклад: Мадонны 
Леонардо да Винчи

Доклад: Мадонны Леонардо да Винчи

Гуковского о картине (1959) дает не только историю ее создания с детальным анализом всех предварительных набросков, но освещает во всей полноте результаты лабораторных исследований живописи. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам».

В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой.

Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. Были они и в моем доме. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы.

«Мадонны» Кранаха всегда изображаются согласно канону их позы, цвета одежд регламентированы. Оп. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги.

Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Рафаэль часто использует эту форму. Профиль вместо лица – это как бы личина, прикрывающая отсутствие личного. Сама граница имеет зигзагообразные очертания. На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества.

Создатель начинает отождествляться со Своим созданием, что дает возможность обожествления природы и человека (Брагина 1977: 138). Устойчивостью отличается иконография младенческой ступни (сильно округленные концы пальцев, широкая предплюсна, приподнятый большой палец). В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина.

Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Рисуя Мадонну в профиль, художник будто бы «отождествляет её со светской красавицей – своей современницей». К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия.

Л. 142-143). Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Составитель альбома Н. Н. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы.

Мезенцева выявляет стилевые особенности произведения («своеобразная готичность сочетается с элементами маньеризма») и те черты, которые были характерны для германского искусства XVI в. в целом (фантастичность) (Мезенцева 1980: 26-27). В 2 тт. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него. М., 1997. «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. Мадонне придан вид несколько болезненной девушки играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях.

Мадонна в гроте 
Леонардо да Винчи

Мадонна в гроте Леонардо да Винчи

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Однако здесь сильно подчеркнуты суставы и рисунок пальцев более угловатый, чем у Кранаха. Картина выполнена составом красок, близким к традиционной темпере (Гуковский 1967: 62), чем и объясняется ее сероватый колорит, который смущал искусствоведов настолько, что они даже отказывались видеть здесь руку Леонардо. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».

Гуковский, признают «Мадонну Литта» работой художника Миланской школы Бернардино Дзенале (Гуковский 1959: 21). Как указывает М. Я.

Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.

По-детски сосредоточенно он пытается ухватить лепестки цветов, которые подносит ему мать и внимательно рассматривает их. Однако, психологическое отношение к пейзажу у Кранаха и Леонардо да Винчи разное. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. по: Лебедянский: 43). по: Сизеран 1911: 23).

Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». Однако по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из известных берлинских искусствоведов: Профессор Моллер Вальде. Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности». Первоначальное название-«Мадонна с младенцем». Головы Мадонн покрывает прозрачная ткань, тип одежд у них почти одинаковый.

Кормящая Мадонна. М., 1952. по: Губер 1952: 25). И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. V, 1865 г. Д. 3. И в природе царит весна.

Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. За длинным столом фигуры учеников, вероятно, потерялись бы, разобщились. Знаменитый художник, лишь уделил внимание написанию ангела и складок одежды, всегда отличающих его неповторимый стиль. Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. В работе М. А.

Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. Вероятно, темный фон был также добавлен реставратором для усиления эффекта (Гуковский 1959: 59). Некоторые исследователи его жизни испытывали подчас смущение. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков.

Мадонна Литта (Мадонна 
с младенцем) — Леонардо 
да Винчи

Мадонна Литта (Мадонна с младенцем) — Леонардо да Винчи

Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Баткин, рассматривая особенности философских взглядов Возрождения, замечает, что Ренессанс со своим гипертрофированным чувством индивидуальности не выработал понятия личности (Баткин 1990: 18).

Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Немилов раскрывает символическое значение картины «Мадонна под яблоней» (Немилов 1973: 24). М. Дворжак пишет, что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь из итальянских художников на рубеже XV и XVI столетий рисовал так много, как Рафаэль.

Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера. Он неоднократно писал об этом. В 1863 г. в Казани издается перевод работы Шарля Клемана о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Микеланджело, где «Мадонне Литта» посвящено несколько строк (Клеман 1863: 99-100). При этом Леонардо придерживается и некоторых христианских традиционных норм, укрупняя фигуру младенца Христа и используя принятую для изображений Богоматери цветовую символику. Два почти одинаковых окна и гладкий фон придают композиции аскетическое звучание.

Мария с нежностью смотрит на здоровых малышей – Иисуса и Иоанна, которые играют у ее колен. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Мотив склоненной головы мог быть использован в «Мадонне Литта» и под влиянием иконографической схемы «Мадонны Умиления».

Мальчик нежно приник к ней. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Гращенков В. Н. Хейк (Heyck 1908: 74, 76), К. Глезер (Glaser 1923: 225), М. Фридлендер и Я. Розенберг (Friedlnder, Rosenberg 1932: 65).

Мадонна с цветком 
 (Мадонна Бенуа)

Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Бог становится «совечным» миру и сливается с законом естественной необходимости (Горфункель 1980: 10). Но, чтобы создать это впечатление, художнику надлежало обдумать каждую деталь.

То же самое относится и к изображению Мадонн. Описывая научную позицию каждого из них, Гуковский приходит к выводу, что их сомнения в принадлежности «Мадонны Литта» кисти Леонардо неосновательны.

Картина Мадонна 
с младенцем: описание 
и фото

Картина Мадонна с младенцем: описание и фото

Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. 29). Эти пути, несмотря на свою противоположность, приводят к одному и тому же результату: полученная художественная реальность глубоко ирреальна. Ф. 1. Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». Cambridge, 1935. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого.

Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Ветхозаветные символы древа познания и Древа Жизни (в картине – яблоня) позволяют истолковать изображение как образ Священной истории. Кроме того, авторы не единодушны в выборе предполагаемых создателей произведения. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Мысль живописца опережает развитие системы его художественного мышления.

Леонардо да Винчи 
— Мадонна с цветком 
 (Мадонна Бенуа)

Леонардо да Винчи — Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2. Мадонна с кошкой 2. Гуковского «Леонардо да Винчи.

Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Фигурка щегла на картине подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство- духовное кормление.

Отсутствие личного для христианина – это, прежде всего, отсутствие образа и подобия Божия. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». «Это беспрецедентное событие. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров.

«Мадонна Бенуа» 
 (или «Мадонна с 
цветком»), 1478-1480

«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480

Противоречия между природой (творением Бога) и искусством (творением человека) для возрождения не существует. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини).

Оп. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок. Деве как Царице Небесной, голубой – цвет богомыслия (Флоренский 1990), золото – знак чистоты девства (Аверинцев 1973: 49).

«Мадонна с веретеном» 
 (около 1501)

«Мадонна с веретеном» (около 1501)

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Цветовое решение «Мадонны» Кранаха отличается декоративностью. 14). Работа получила название «Мадонна с младенцем».

Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. В правой руке он держит частицу хлеба – указание на евхаристическое значение Страданий Спасителя (Никулин 1987: 50). Кто бы не воспроизводил «кранаховский тип» – сам ли художник или его ученики – ярко индивидуальное начинает здесь выступать в роли всеобщего.

Сюжет картины Леонардо 
да Винчи «Мадонна 
Литта»

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

При этом он не является бесстрастным. Он не старается разрушить эти приемы, подобно итальянцам. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини.

Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. В своей статье В. Липатов описывает эрмитажную «Мадонну», подробно останавливаясь на пейзаже. Мир и тишина царят в картине. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве.

Символическим атрибутом является также щегленок в руке младенца. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». Если композиционное построение «Мадонны Литта» определяется четкими диагональными направлениями и симметрией, то композиция «Мадонны» Кранаха подчеркнуто асимметрична и подчинена ритмике закручивающегося меандра и зигзагообразной линии. Paris.

В этом образе нет никаких неправильностей, отклонений от некого абстрактного канона красоты, взятого Леонардо за основу в нем больше всеобщего, чем частного. С. 28-29). Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Лаврентия. Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св.

Символика полотна 
Леонардо да Винчи 
«Мадонна Литта»

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. 19). О том, как следует изображать женщин, он пишет: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Все в нем настолько индивидуально, что некоторые исследователи даже предполагали здесь портретное сходство с конкретными женщинами (Немилов 1973: 20).

В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Человек делается соавтором Бога в устройстве мира. Согласно Гуковскому, живописная техника Леонардо да Винчи может быть описана следующим образом: поверх «тончайшего слоя светлого грунта» наносятся слои «основных прозрачных красок, образующих нежнейшую светотеневую моделировку – знаменитое леонардовское «сфумато». Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка.

по: Сизеран 1911: 23). Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. «Испепеляющая жажда познания» художника отчасти испепеляет жизнь в его произведениях. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди.

Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. С освоением методов рентгенографии и макрофотографии для изучения произведений изобразительного искусства, проблему атрибуции «Мадонны Литта» можно считать разрешенной. Так называемая «ультрамариновая болезнь» превращает синий цвет в сероватый, вот таким образом современный зритель лишен возможности видеть драпировку в ее первоначальном виде. Появляется четко выверенная симметрия. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление».

Рядом расположены 
достопримечательности

Рядом расположены достопримечательности

Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Среди отечественных исследований послереволюционного периода, в которых рассматривается «Мадонна Литта» необходимо назвать книгу В. Н. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй. Эта птичка с кроваво-красным пятном на головке обозначает вольные страдания Христа. Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). Т. II.

Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата.

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лл. В левой руке ребёнок держитщегла. Как они ошиблись. Это было создание великого художника и великого ученого вместе.

Л. М. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Он пишет: «Ни один объект изображения не демонстрирует так наглядно власть традиции и обычая, как руки кранаховских персонажей» (Шаде 1987: 65). Ф. 1.

Словари и энциклопедии на Академике

И, к счастью, не мне одной.

Чувство полного вакуума и какой-то разреженной пустоты пространства усиливает эффект искусственного совершенства образа Мадонны и ее сына. Сделка состоялась. Картины Леонардо да Винчи. Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». 1999). Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн.

Вверху с овалом. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Ярко-малиновый цвет и сине-зеленый, охристый и голубоватый могли бы создать пестроту. Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов.

на тему Мадонны 
Леонардо да Винчи

на тему Мадонны Леонардо да Винчи

В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Чаще всего это был горный пейзаж с речкой, который напоминал художнику о его родном Винчи. Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах».

Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки.

У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Первым внимание привлекает Дева Мария, преклонившая колени на фоне отвесных каменных сводов. Однако это не значит, что в картине «Мадонна Литта» на алтарь оригинальности возлагается часть традиционной системы христианской символики.

В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. И главное, не подделка ли это.

О картине оставили свои суждения Дж. Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. И всё же и Клеваев затрагивает образ Мадонны: «Несколько слов о том, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же время какой-то идеально грациозной позы Марии, нисходящей с облаков навстречу зрителю. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка.

«Мадонна с младенцем 
на троне со святыми»

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»

Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н. sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Оно оказвается продолжением фигуры. Лучше всех расположена Мария.

Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. Одну из его Мадонн вы видите выше.

Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Творческая биография» «Мадонне Литта» посвящено две страницы (Гуковский 1967: 62-63). Либман рассматривает картину в контексте всего творчества Кранаха, подчеркивая в ней те особенности его метода, которые претерпели изменения в ходе его художественной деятельности (Либман 1991 (2): 146).

Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Это связано, по-видимому, с тем, что в работе над картиной принимал участие ученик Леонардо Амброджо де Предис. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.

«Святая Анна с Мадонной 
и младенцем Христом»

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». Личное смешивалось со всеобщим (Баткин 1990: 19), что отразилось и в изобразительном искусстве. Видимо, все же нет. Опять типа шутите.

У Леонардо да Винчи идея вечности также выражена, но она возникает не в «перечислении» символических атрибутов, а через весь строй композиции, которая своей симметрией, равновесием, неподвижностью олицетворяет остановку во времени, которой не суждено быть нарушенной никогда. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Одну из них стоит рассказать.

  1. Всепоглощающее стремление к истине
  2. Список использованной литературы
  3. Как заключенные сбежали изСобибора
  4. Изображение и способы его толкования
  5. Символы мужского и женского начала

Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Конечно, «титаны» Возрождения ищут свой идеал совсем не в каноне, но находят его именно там, поскольку не знают пока никаких других положительных ориентиров для живописи. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни.

Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца.

Лицо мадонны повернуто в профиль. Через символы Священной истории художник передает идею вечности. Венчает поиски «кранаховский тип» имеющий своим источником изображения Мадонны в готической скульптуре (Мезенцева 1980: 27). Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини.

Всепоглощающее стремление 
к истине

Эти рисунки делятся на три группы: 1. Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». V, 1865 г. Д. 7. И в пещере – глубокая тень, как под водой.

По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц — подобие грота среди причудливых скал, напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, почва, усеянная разнообразными цветами. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята.

В. Н. Есть версия, что лондонский вариант принадлежит, в основном, кисти Амброджо де Предиса, а Леонардо написал только часть картины. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле».

Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Если говорить о его живописной мастерской, то похожая иконография руки встречается у Лукаса Кранаха Младшего («Милосердие» (1540), Веймар) здесь линии вьются более прихотливо, концы пальцев загибаются вверх сильнее, чем в изображениях Лукаса Старшего.

Леонардо хотел работать медленно и использовать яркие краски, дающие возможность тональных переходов. Там картина находится и по сей день известная всему миру под названием Мадонна Бенуа. Например, Леонардо да Винчи, судя по существующим наброскам, долго и мучительно ищет композицию для Мадонны, кормящей Младенца и в результате приходит к иконографической схеме «Мадонны Умиления» (Гуковский 1959: 45).

И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. Или: «Эта рельефность – самое главное в живописи и ее душа» (цит. С 1516 г. художника вдохновляет облик девочки-подростка, в 1518 г. на смену этому идеалу приходит странный большеголовый образ и непропорционально узкими плечами и круглым лицом (Glaser 1923: 106-108). Лик слегка затемнен. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Рисунки второй группы предшествовали созданию «Мадонны Бенуа», третья группа относится к «Мадонне Литта». Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию.

Композиция картины лишена той вызывающей симметрии, которой характеризуется «Мадонна Литта». Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Однако в них нет и тени умилительной наивности образов мастера Бертрама, проникнутых простотой и кротостью или очарования задумчивых «Мадонн» Шонгауэра, чьи истонченные черты и как бы утомленные лица дышат молитвенным спокойствием.

Пор его словам, это первая такого масштаба выставка, которая концентрируется именно на живописи, на становлении стиля да Винчи, а не изучает его как философа, ученого, графика или скульптора.

Vol. Внутреннее пространство картины Кранаха имеет несколько сфер. во Флоренции. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции.

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека.

Живописная техника Леонардо да Винчи может быть описана, согласно Ж. Рюделю, следующим образом: поверх «тончайшего слоя светлого грунта» наносятся слои «основных прозрачных красок, образующих нежнейшую светотеневую моделировку – знаменитое леонардовское «сфумато». Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов.

Насколько я помню, он считается национальным достоянием. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Особую прелесть придают лицу Марии опущенные, полузакрытые глаза, обращенные на божественного сына. Через это кормление он принимает и человеческую душу. «Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо.

Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5. Одно дополняет другое: природа – это «первозданное и неотесанное творение» – «доделывается» людьми (Баткин 1990: 89). Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. В этом же (1959) году выходит в свет статья В. Гращенкова, посвященная «Мадонне Литта».

Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах».

Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Сама Мадонна также помещена в замкнутую «нишу» – полог ветвей. Вельфлин в своей книге обращает внимание на живописность немецкого изобразительного искусства вообще и на установку на «пластичность» (скульптурность) в искусстве Италии (Вельфлин 1934: 68-69). С. 383-385). У Кранаха изображение природа воспринимается неотделимым от человека.

Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. то время, как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, Рафаэль постоянно изучал натуру, причём вначале он делал наброски поз используя манекены, затем рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние». Р. 1.

Он неоднократно писал об этом. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти.

Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале XVI века потеряли. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Ученые спорят об этом произведении уже не один десяток лет, поскольку оно существует в двух различных версиях и до сих пор точно неясно, принадлежат ли они обе кисти гениального художника. В книге «Детали картин Эрмитажа.

по: Губер 1952: 25). Рафаэль в результате долгих поисков создаёт «бесподобную по стройности архитектонику композиции. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны.

Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан.

Он знал, что природа сделала его творцом, первооткрывателем, призванным послужить мощным рычагом тому процессу, который мы ныне называем прогрессом. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Он имел обыкновение по восходе солнца подниматься на мостки (Вечеря помещалась довольно высоко над полом), чтобы там до наступления темноты, не выпуская кисти из рук и, забыв о еде и питье, писать беспрерывно. Пейзаж Леонардо тоже имеет три плана. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Художник выбрал тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками.

Лоренцо Медичи умер 8 апреля 1492 г. В том же году в Риме был избран новый папа, Александр VI Борджа. II. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. Все покрывает легкий флер сфумато.

Вельфлин, сравнивая немецкое и итальянское искусство, отмечает самодовлеющий и замкнутый характер образов итальянских художников, где важную роль играет четкий контур и разомкнутость во вне образов немецкой живописи, для которой органична размытость контура (Вельфлин 1934: 104, 115, 152, 156). «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. Лазарева «Леонардо да Винчи» (1952). В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения.

Никулина «Детали картин Эрмитажа. Например, в наброске Британского музея ( 98) Мадонна изображена в профиль и развернута вправо в сильном наклоне, «к груди ее приник младенец, не выпускающий из рук кошку» (Гуковский 1959: 30-34). Леонардо да Винчи даже усматривает превосходство искусства над природой. Морелли (1881), П. Мюллер-Вальде (1889), Ф. Харк (1896) и многие другие зарубежные теоретики искусства, включая современных исследователей, таких как Лионелло Вентури. СПб., 1866. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена.

Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Он выбирает обычно сложное расположение фигур, что станет признаком особого стиля. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта.

Позже и сам Боде подтвердил этот вывод. Мастер Леонардо да Винчи. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A. Никулин кратко характеризует особенности композиции и пространствостроения картины, ее выразительные средства (Никулин 1971: 12). Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.

Мадонна изображена таки образом, что вся ее фигура четко вырисовывается на темном фоне стены. Книга М. А. 1820 г. Предполагают, что ок.

Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Неудивительно, что дело закончилось склокой. На эту тему существует несколько мнений.

Стол, например, слишком мал: рассевшись по своим местам, за ним бы не поместились бы все участники трапезы. Мадонна с цветком 3. Любовь к Черному квадрату появилась со временем. Тем не менее, цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, но еще и знак, символ, предзнаменование грядущих Страстей.

В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Поскольку в отечественных изданиях начала XX века «Мадонна под яблоней» не освещалась, необходимо сказать несколько слов о наиболее ранних зарубежных (немецких) искусствоведческих публикациях. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Мадонна с цветком или Мадонна Бенуа, была написана Леонардо да Винчи около 1478г. Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой». Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Слава ее ничем не подчеркнута.

Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Не нужно затушевывать этих фактов, хотя сложность и шаткость политического устройства тогдашней Италии как-то объясняют такую неустойчивость Леонардо.

Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.

Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. Фон картины —стена с двумя арочнымиокнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной.

Молодой Леонардо да Винчи отходит от принятых стандартов.

Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Такое цветовое решение (красный и синий) традиционно для флорентийской школы XV в. При этом цвета «Мадонны Литта» имеют символическое значение. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка.

С. 2-3). Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью.

И в «Мадонне под яблоней» сквозь композиционную сетку «Маэсты» (Мадонны с предстоящими) на нас смотрит лицо куртуазной красавицы, окруженное атрибутикой ветхозаветной Евы. Но если борьба итальянского художника со средневековым мыслителем в самом себе носит почти ожесточенный характер, то немецкий мастер, по удачному выражению Генриха Вельфлина, «никогда не торопился освобождаться от «готики»» (Вельфлин 1934: 101), то есть – от средневековых изобразительных идеалов. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Он датирует «Мадонну» концом 20-х годов (Glaser 1923: 225) так же, как и Флехсиг (Никулин 1987: 50). На женщине красная сорочка с широкой горловиной.

Данилова, выделяя всего две средневековые иконографические формулы («Явление» – композиция с предстоящими и «Диалог» – тема передачи Божественной благодати), показывает, как их используют Боттичелли, Джорджоне, Мантенья, Перуджино (Данилова 1984: 35-39). Например: «Светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке». В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику.

Глубина и благородство содержания имеющего непреходящее значение, сочетаются в картине с четкой логикой построения и виртуозностью исполнения. Все труды не способны утомить. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты.

Либман в одной из своих статей (Либман 1991 (2): 143-148), о кранаховской «Мадонне» писали Е. Флехсиг (Flechsig 1900: 278), Эд. Но художники XVв. Итак, если «Мадонна под яблоней» и была выполнена не самим Кранахом Старшим, то без сомнения – по его рисунку. 7. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск.

Автор предлагает не эстетическую или искусствоведческую оценку картины он осмысляет ее этически и психологически. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира».

Мальчик нежно приник к ней. Хейк останавливается на произведении подробнее. Принято считать, что второй экземпляр шедевра, выставляемый сейчас в Лондонской Национальной галерее, принадлежит именно кисти старшего из них. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник искусствовед и организатор объединения Мир искусства Александр. Действительно, руки Богоматери или святых жен (для других персонажей возникает несколько другой канон) отличаются нежной мягкостью линий, неловким положением пальцев, когда мизинец и большой палец слегка оттопырены, а три средних пальца сведены вместе. Мадонна Литта – это абсолютно другая история. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде.

Композиция картины уравновешенна и лаконична. Кранах не был первым художником использовавшим этот канон. Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни.

Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». «Мадонны» Кранаха по своему настроению ничем не отличаются от его чувственных образов Саломии и Юдифи в варварски роскошных нарядах. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах».

К роскошному приданому прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Он изображал женщин с лицами то серьёзными, то улыбающимися в позах, выражающих нежность со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. Не менее интересна история второй картины — Мадонны с цветком.

Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Введение в живопись приемов готической миниатюры, по мнению исследователя, определяет манеру Кранаха (Липатов 1983: 50).

«Дева Мария» (1508-1510) Якоба Эльснера (Будапешт, Музей изобразительных искусств) молитвенно сложила руки. Пурпур принадлежит Св. Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Сходство подходов художников состоит в том, что каждый из них вырабатывает определенные каноны для изображения пейзажа и потом пользуется ими, как «передвижными декорациями» (Шаде 1987: 14). Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо.

Движение фигур были более активными. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов.

Здесь каждое слово применимо к Леонардо да Винчи. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы.

Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Возможно, что такое представление о пейзаже было традиционным для живописи того времени. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Картина вызывает много вопросов. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).

Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см). Вып.

Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Книга А. Н.

Леонардо изобразил Богоматерь, Св. С. 56). Отсюда возникло название картины. Западноевропейская живопись XV-XVI вв» репродукции фрагментов «Мадонны Литта» позволяют взглянуть на произведение по-новому, увидеть то, что не бросается в глаза при рассматривании леонардовской «Мадонны» в музее. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет.

Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца.

Анализируя приемы исполнения пейзажа, автор высказывает предположение, что «Мадонна под яблоней» была написана художниками мастерской Лукаса Кранаха (Heyck 1908: 76). Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Склоненная голова Мадонны – излюбленный мотив школы Вероккио. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос.

«Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Пейзаж в западноевропейской живописи XV-XVI вв» и «Детали картин Эрмитажа. Л. -М., 1959. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо.

Несмотря на яркость красок, письмо «Мадонны под яблоней» производит впечатление мягкости. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Он не просто изучает, он как бы препарирует натуру. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии.

Как пишет В. Н. Бывало, однако, что два, три и четыре дня он не притрагивался к кисти. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен. Одеяние Ангела в изображениях «Благовещения» часто бывает зеленого цвета, что символизирует надежду на спасение, которая открывается через Благовещение Деве Марии. Сравнивая фотоснимки «Мадонны» в рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучах с аналогичными снимками несомненных произведений Леонардо, Гуковский убедительно подтверждает авторство последнего для эрмитажной картины (Гуковский 1959: 56-57).

Символическое значение цветов у Кранаха сохраняется.