Марк Шагал Полет Над Городом

История одного шедевра: «Над городом» Шагала

Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Ползал и подбирал. Конечно, первое, что приходит вголову при взгляде наполотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев ивозносит ихнад повседневностью (представленной ввиде городского пейзажа скозой имужиком соспущенными штанами). Нополет— это итечение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Нет, теперь уж он с ней никогда не расстанется — даже на месяц, даже на неделю, даже на день. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Образы и объекты на холсте не детализированы.

Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление.

/Сказка, ласка /Резеды». Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Нонетут-то было. И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью.

Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.

Печально, однако, разглядеть среди этих красок оттенки антрепризы. К ней летят в спектакле стихи вечным лейтмотивом: «Вечер, сад. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное – где-то там. «Полеты с ангелом.

Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Её звали Белла Розенфельд. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок).

Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал вкниге «Моя жизнь». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Надо ему кого-то подыскать». На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.

Марк Шагал один из тех, кто опроверг этот урок, опровергло его и время. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни. Гид, будто вышедшая из «греческого зала» М. Жванецкого, сыплет «измами» и эпитетами о художнике, от человека оставляя лишь: «Родился Жил Любил Творил Страдал И умер». Марк Шагал «Над городом» (1918) Холст, масло. Правый верхний угол декорации кажется обгоревшим, обожженным.

Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Витебск навсегда останется для Шагала местом действия. Сагалов в пьесе не стал препарировать это триединство души Шагала. Это иметафора жизни, происходящих событий. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.

«Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Шагал здесь не в полетах, в летах.

Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. Свободой впрок не надышаться. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Жена была его музой.

История одного шедевра: 
Над городом Шагала

История одного шедевра: Над городом Шагала

Автор отталкивается не от сухой фактуры (впрочем, ей не противоречит), но от ключевых для художника образов и символов. Известен и Шагал – иллюстратор. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью.

«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой.

И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. Ощущение Витебска стало главным в декорациях Марии Рыбасовой. Может показаться, что «Полеты с ангелом. Уже в середине 20-го века авторитет Шагала художника и графика получил мировое признание. /Месяц, ты.

Описание картины 
«Над городом» Марка 
Шагала

Описание картины «Над городом» Марка Шагала

Он давно уже творец, о какой бы роли не шла речь. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. В строфах пьесы (написана она белым стихом) «видны» приметы и призраки картин Шагала и фрагменты малоизвестных его стихов. В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. За какие-то несколько дней проявилась истинная сущность Валентины — властной, корыстолюбивой, ревнивой.

Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Художник-Шагал отображал жизнь красками, художник-Юрский отображает (а не изображает. ) жизнь Шагала «красками» Театра.

Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна. Она молчит, я тоже. «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством). Белла — главная женщина жизненного пути творца.

Там его окружали, восновном, поэты-символисты. Человеческого пепла миллионов сожженных и обожженных сердец. «Теперь ни синагог, ни тех, / Кто в них молился. У него был один брат и пять сестёр14. Это и не нужно, в вечер спектакля на сцене театра им. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.

Это мои глаза, моя душа. Художественно оформить спектакль о Художнике – это весьма и весьма. И я понял: это моя жена. Живой в памяти Шагала, он стерся бы из нее, стал бы фантазией, бредом посети он его вновь. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Вечный покой для не обретшего его в жизни художника. Город в спектакле – один из безмолвных его персонажей.

Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Она молчит, ятоже. Главная тема творчества Шагала – «время человека».

Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Артист (а вернее режиссер), как и его герой, кажется, не смог расправить крылья в этом спектакле. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Факты биографии составили коллаж пьесы, а сквозь него проступил и портрет. В библиографии Зиновия Сагалова, автора пьесы, много произведений о героях с «говорящими фамилиями». «Над городом» значит под облаками, между небом и землей, в пограничном «ничейном» пространстве.

Описание картины 
Марка Шагала «Над 
городом»

Описание картины Марка Шагала «Над городом»

Это как бы одно существо. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. Познакомились они в1909 году. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии.

— я тоже. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. Казалосьбы, еще одну— полотно «Над городом»— нам представляет Марк Шагал, художник стонкой душевной организацией, преданностью первой жене инежным взглядом намир. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Семь – число, которое не может быть случайным. Ияпонял: это моя жена.

Над городом, Марк 
Захарович Шагал

Над городом, Марк Захарович Шагал

Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Он и Шагал от мала до велика и старый фотограф Шмерц, под началом которого художник учился дорисовывать и ретушировать фотопортреты и парижский поэт Сандрар и суетливый сват – бадхен и набожный дядя Исроэл и даже Луначарский, назвавший Шагала «Гофманом околовитебских трущоб». Но каждый раз на мгновенье.

Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Набледном лице сияют глаза. «Сней должен быть я— вдруг озаряет меня. Так, художник создал очень выразительные иллюстрации для книги «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и для книги «Басни» Жана де Лафонтена. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт.

Описание картины 
«Надгородом», МаркШагал

Описание картины «Надгородом», МаркШагал

На сцене – творческий поиск в режиме реального времени. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Ермоловой только «живые» картины, освободившиеся от рам, говорящие больше, чем таблички с их названиями. Город то помнил, то забывал, — у разных властей были свои любимые художники. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.

Ничего суицидального и мистического. Что именно — вы можете увидеть на моей картине «Над городом»», — писал Марк Шагал в своих мемуарах. В спектакле разыграна импровизированная экскурсия по Лувру. В пьесе не берутся отвечать за Шагала, но ответ очевиден: город умер раньше, чем его сын. Что скрывается заромантическим образом, рассказывает Снежана Петрова. «Над городом» Марка Шагала (1918)СюжетМарк иБелла летят над Витебском. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер».

Только свет и тень. Здесь стараниями Людмилы Дребневой выведена и громогласная пылающая Революция, сокращенно Люция, а короче Лушка, прозвавшая «мазню» Шагала карикатурами и «Сожженная картина» исполняющая песню на манер немецкого кабаре 30-х годов о том, как ее, признанную дегенеративной и опасной для арийской нации, осквернили и предали огню. Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет». В беседе с Соломоном Михоэлсом Константин Станиславский как-то заметил: «Птице для полета прежде всего необходимо свободное дыхание, птица набирает воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать». А она сама хранила спокойствие.

"Над городом" Марк 
Шагал (история одного 
шедевра)

"Над городом" Марк Шагал (история одного шедевра)

Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «Горящие свечи» — так называлась книга воспоминаний Беллы – музы и ангела Шагала (эту роль, как и роль Ангела исполняет Анна Гарнова). Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Наше в том числе: те, кто на виду, мельчают и мельчат.

Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка. /Лежат в лесу за городом, в овраге, / И руки простирают к небесам», — говорит Шагалу в спектакле его мать (блистательное исполнение Натальи Теняковой). Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Онизображает нелюдей, аихдуши, непредметы, аихсуть.

95 лет назад Марк 
Шагал завершил картину 
Над городом

95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом

«И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы. Пьесу, которой можно навесить ярлык «эмигрантская» (не потому, что автор ее эмигрант, а потому, что эмиграция и странствия Шагала в ней – главная тема) – отличная основа для гастрольного спектакля. В сегодняшних энциклопедиях пишут: «русский и французский художник еврейского происхождения» или так – «русский, затем французский художник». Потом Шагал вдруг пригрозил подать в суд на авторов еврейской энциклопедии, если они упомянут там его имя. Взависимости оттрактовки полета, образ города также приобретает разные грани.

«Прогулка» написана, когда молодые сочетались законным браком, семью пополнила дочь Ида. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Прогремел художник уже после возвращения на родину.

«Полеты с ангелом. На свободе. —ятоже. Хотя исполнитель по отношению к Юрскому слово неверное. А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.

Марк Шагал, летящие 
над городом

Марк Шагал, летящие над городом

«Полеты» Шагал на своих полотнах сравнял людей с ангелами, подарив им способность летать. Если и была чаша, то, которую лучше «мимо пронести». В пьесе всего два действующих лица – Художник и Ангел.

Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. На бледном лице сияют глаза. Это ивоспоминания, мечты, вкоторые погружены Макс иБелла. Многоликость формальна – ни притворства, но и не перевоплощения. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32.

Схемы вышивки «марк шагал полет над городом»

В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким. Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.

Официальные, как правило. Как грача или журавля осенью. Но он вернется», — объясняла она. Шагал» не столько на тему Шагала, сколько по темам его творчества. Финансово обеспеченная девушка полюбила обычного парня, выступила музой.

  1. 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
  2. Народныя навны ВцебскаНародные новости Витебска
  3. Другие картины Марка Захаровича Шагала
  4. Топ-10 самых ходовых и непопулярных товаров в беларуском секс-шопе
  5. Ирина Стрельникова СовсемДругойГород

Не сойдутся, не составят дома, полной чаши. Но запомни: денег у меня больше нет. Отдельных зрителей подобный прием завораживает.

10 шикарных картин 
Марка Шагала изучив 
которые, вы станете

Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Решено. У Шагала всегда был город, но не было дома. Можешь не рассчитывать».

Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. Умерший город обязан своей бессмертной славе Шагалу.

А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. «Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. «Люди уменьшаются в размерах / По мере удаления от нас», — это урок о перспективе, а не о роли личности в истории. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях. Странствия как поиск свободного дыхания — таким рисует пьеса путь Шагала. Для него это был практически солнечный удар, еслибы определение придумывал Бунин.

Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Впрочем, Сергей Юрский – актер многоликий и в спектакле «не одну играет роль». Высылать ничего не буду. Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. На сцене и художник и худо все вокруг.

На сцене, впрочем, всем «места хватит», но искренне обидно, что притчевость и магия, ощущение сокровенности и задушевности, к которому располагает линия Юрского-актера, меркнет под звуки живого оркестра одинаково скучно играющего что клезмер, что мелодии на манер французских, заземляется многократно опробованными гастролерами «номерами». Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. Палитру держит в руках режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский.

На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. У Шагала есть «Автопортрет с семью пальцами». Над Беллой в спектакле время не властно: вечно молодая она то и дело спешит в объятья Марка. Разрушенные и выпотрошенные дома, переименованные улицы, где из знакомых лиц только тени. Образы иобъекты нахолсте недетализированы. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28.

Большие, выпуклые, чёрные. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. На сцене –единственный холст на подрамнике, который так и не будет развернут к залу. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз.

Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. Художник необычайно счастлив история взаимной любви представлена картиной. Для начала перестал рисовать раввинов. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом.

Олюбви немало песен сложено, даикартин написано предостаточно. И всё же сюжеты его картин не изменились. Большие, выпуклые, чёрные. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Большие, выпуклые, чёрные. После смерти возлюбленной, встречая иных женщин, художник неизменно рисовал для неё.

На бледном лице сияют глаза. Здесь не до полетов: одни стоят на руках, другие валяются, третьи наваливаются. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» вМоскве, где онпоказал 25 произведений из«Витебской серии».

— В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. «Полеты с ангелом. Она смотрит— о, её глаза. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. Над сценой — те самые «плетни и крыши», пляшущие избы, накренившиеся дома.

В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. И художник подчинился. Это иларец воспоминаний одетстве, юности ивзрослых годах (ведь Витебск— родной Шагалу город, куда оннеоднократно возвращался).

Пламени в спектакле довольно. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. На сцене – безликая толпа, а по Шагалу – «Толпа всегда погром/ Толпа всегда расправа». А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». Кмоменту завершения «Над городом» они уже были супругами иродителями.

Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. 141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики. Роль супруги мастера невозможно переоценить.

Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. К излюбленному Шагалом фиолетовому примешивается в стихах лиловый Пастернака: « что в грозу лиловы глаза и газоны/ И пахнет сырой резедой горизонт».

Это всё, что я могу наскрести. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Это инекий фон, накотором ярче выступают тезисы отом, что самые главные вещи— невещи.

Родила ему дочь. Большие, выпуклые, чёрные. Сорок лет Белла была рядом с Шагалом.

Так во всяком случае считали его друзья. Сам знаешь. В спектакле ее узнаешь еще до того, как звучит ее имя: фиолетовое платье с белым воротничком, сирень — этот портрет запечатленный многократно («Над городом», «Любовники в сирени», «Венчание» и др. ), раз увиденный – не забудется. Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава. Прогремел художник уже после возвращения народину. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».

Ее не закрасить, не стереть, не вытравить, — восстает как феникс из пепла. И я понял: это моя жена. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными.

Все почти как на одноименной картине («Революция»), — хаотично и устрашающе. «Избито» значит проверено. Не голод, не тяготы разрухи и уж, конечно, не страх перед новой властью, с которой Шагал пребывал тогда в полной гармонии, а какой-то неведомый инстинкт снова звал его в дорогу В 1922 году художник вместе со своей семьёй уехал в Каунас, оттуда — в Берлин, потом — в Париж. Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме.

Это мои глаза, моя душа». Шагал даже издавал декреты. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.

Графин, бокал вина, узорчатая скатерть подчёркивают праздничное настроение. Картины Шагала противоречат правилам перспективы. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516.

Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Это игород как таковой, сего суетой иповседневными заботами. Выражение лиц выдаёт счастье, полную безмятежность, радость преодоления земной гравитации.

Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Не Шагал на сцене, но Актер, ведущий диалог «как художник с художником». А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. – я тоже. Свадебные свечи превратятся в спектакле в поминальные. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»27.

Но этот рассказ не был бы возможен без его прекрасной (bella) Беллы. Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). Но есть в спектакле и иное пламя – пламя свечей. Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Седьмая свеча, как и седьмой день творения, будет означать покой. Настиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые онпровел вПариже доПервой мировой войны.

Она молчит, я тоже. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала.

В гамме спектакля куда больше красок. Она смотрит— о, еёглаза. Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала.

«С любимыми не расставайтесь», но разлуками движим спектакль. Город внизу маленький, нереальный. «Ты помнишь ль меня, мой город», — писал Шагал. Его взгляд устремлен мечтательно в небо, тогда как другая половина его души воплощена в Белле и шлет привет земле. Город не оставит его даже тогда, когда Шагал оставит город.