Марс Веласкес

Картина Диего Веласкеса Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Диего Веласкеса Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

У Марии Барболы тёмное голубовато-зелёное платье, обшитое серебряными галунами, у обеих менин платья светло-серебристые, а юбки тёмно-серые (у Исавель – голубоватого, у Агостины- зеленоватого тона), расшитые серебрито-сервми лентами. После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.

Песаде образует исходную позицию для фигуры»леваде», часто изображаемой на барочных конных портретах, когда лошадь ещё ниже опускается на задние ноги, чтобы как можно дольше пребывать в этом положении, А также является подготовительной позицией для ещё более сложной фигуры-«курбета». Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. Один из живописцев, современников Веласкеса, рассказывает, «что художник разных наций сошлись во мнении, что рядом с ним все прочие картины кажутся живописью и лишь он один самой истиной». Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.

И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629).

  1. Рассмотрите картину Диего Веласкеса «Марс»
  2. Известные картины Диего Веласкеса
  3. Диего Веласкес «Марс» (около 1640)
  4. Поиск слов по маске и определению
  5. Сочинение-описание картины Диего Родригеса де Сильвы Веласкеса «Марс, Бог войны»

На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.

Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. При этом автопортретное изображение Веласкеса (он ведь мог исполнить только при помощи зеркала) и инфанты с окружающей её свитой, которою он мог писать прямо с натуры, трактованы единым «подчерком», так что в живописно пластической манере нет никакого разнобоя. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

  • Диего Веласкес — картины и биография
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Диего Родригес де Сильва и Веласкес
  • Описание картины Диего Родригеса де Сильвы Веласкеса «Марс, Бог войны»
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. 1620, Национальная галерея, Лондон). Своей особой философией дышит и природа произведения. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Заслуживает упоминания, прежде всего, Франсиско Коллантес (1599-1656), наряду с Мазо ставший собственно ландшафтным живописцем мадридской школы, при очень твердом рисунке, не выходивший за пределы внешнего, хотя и наполненного светом, серо-желтого общего тона, типичного для его картин в Прадо. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.

Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Из его известных учеников Антонио Переда (1599-1669) представлен в музее Прадо одним, довольно условно написанным, Ieponmom (1643), а Хуан Кареньо де Миранта (1614-1685) в своих простых, ясных портретах монархов в музее Прадо и в портрете Карла II в Берлине, очевидно, примыкал не только к Веласкесу, но и к Ван Дейку.

А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». В целом, картина очень эмоциональная, емкая и живая. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.

  • Указывать местоположение в твитах

В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии. Христофора» Felixa Castello (1602—1654) и, наконец, три картины Карлуччи: «Битва при Флерюсе», «Освобождение Констанцы» и «Взятие Рейнфельда». Лежащий на коленях огромный Фолиант не оставляет ни какого сомнения насчёт роста карлика. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.

Рассмотрите картину 
Диего Веласкеса 
«Марс»

Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Филипп IV неоднократно и настоятельно требует возвращения придворного художника домой.

Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.

У него также заметно известное влияние Ван Дейка наряду с Мурильо. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. На замечательном подгрудном портрете Парехи изображен в пол-оборота. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».

Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Лишь мимоходом можно упомянуть о Франсиско Рицци (1608-1685), отец которого принадлежал к переселившимся итальянским художникам. Сам Веласкес на вопрос, почему он отказывается от «идеальных» тем, ответил: «Я предпочитаю быть первым в этих грубых этюдах, нежели вторым в тех тонкостях», — и одна эта фраза показывает проницательный ум художника, его понимание своего настоящего назначения и границ своих способностей. Лишь в чисто исторической теме — «Сдача Бреды» — Веласкес пошел несколько дальше и даже как бы приблизился к «идеалистическим тонкостям», к символу2. Герой, покорно несущий свое поражение в сознании, что он исполнил свой долг и герой-триумфатор, творящий больше, нежели того требуют суровые обычаи военного времени — протягивающий руку бывшему врагу тотчас после того, как смолк грохот орудий, — это представлено у Веласкеса с единственной для времени ясностью, с достойным испанца «вкусом к благородству». Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце».

В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Одна из них Мария Сармиенто, преклонив колено, подаёт ей на серебрянном подносе маленький кувшинчик из красной ароматической глины- «букаро», наполненный водой. Художник буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа.

Эта группа персонажей, выстроенная с большим мастерством, делает более наглядным смысловое содержание произведения. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.

У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).

В «Поклонении волхвов»В фигурах персонажей мастер стремится подчеркнуть портретное сходство, так что можно предположить, что в качестве моделей он использовал людей из своего окружения В картине «Христос в доме Марфы и Марии» хранящейся в Лондоне, будничный и религиозные сюжеты неотделимы друг от друга. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Этого совершенно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи.

Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645).

«Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау.

Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Поза Марса расслабленная, на лице усталость, загорелый торс контрастирует с белыми ногами. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица.

В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы. Образ бога войны явно снижен. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Но в «Менинах» Веласкес не просто сопоставил эти две концепции портрета, он не скрывает, которой из них он сам отдаёт предпочтение.

1 В творении Веласкеса мы насчитываем сейчас всего пять мифологических картин: «Los Borrachos» (висела в дни Филиппа в галерее «del Cierco» мадридского дворпа) 1628 г,, «Аполлон посещает кузницу Вулкана» (писана во время первого пребывания мастера в Италии в 1634 г. картина была приобретена протонотариусом Аррагона —Д. Одна из этих картин, Пряхи или ткачихи ковров, есть в то же время старейшая картина из рабочей или фабричной жизни (Юсти) в мире. Немногим отличаются по существу от религиозных картин и мифологические картины мастера, к которым можно приравнять и его большую картину в Эскориале: «Братья Иосифа приносят его одежду отцу» (1630 г. )1. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Самая замечательная картина из этой серии картин – "Марс" (1639-1642, Прадо, рис. 78).

Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.

На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, возлюбленным его законной жены Афродиты (Венеры). Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни.

В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке дон.

В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. – харчевня или трактир). Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. С особенным искусством написано в легких тонах ее прекрасное тело. Его спутник с дружеским участием положил ему руку на плечо. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».

Паоло Веронезе. Марс и Венера с Купидоном и лошадью, 1570-е гг. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. В дни Филиппа IV картина «Сдача Бреды», вероятно, украшала замок Буен-Ретиро из которого происходят и ряд других картин Прадо с темами из современной военной истории: «Аллегория на завоевание Сан-Сальвадора» Хуана Баутисты Майно, «Сдача крепости Юлих маркизу Спиноле» и «Взятие Бризаха герцогом Феррия» скромного, трезвого реалиста Jose Leonardo (1616—1656 вопрос о том, «предвещает» ли композиция первой из этих картин, написанных между 1634 и 1635 гг., «Las Lanzas» или же она является подражанием Веласкесу, нельзя решить за отсутствием точных сведений о времени написания «Сдачи Бреды»), «Высадка англичан в Кадисе в 1626 г» Еутенио Кахеса, «Победа над голландцами на Порторико в 1625 г» и «Завоевание вновь острова св.

В руках Марс держит копье, которое олицетворяет собой силу и мощь в управлении. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии7. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.

Это дало повод исследователям предполагать, что Веласкес писал не только себя, но все остальные фигуры «Менин» не прямо позирукюшими с натуры, а отраженными в большом зеркале. Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. На переднем плане – несколько работниц. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. К Феликсу Кастелло мы не будем больше возвращаться.

Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник.

Каковы ваши личные впечатления об этом произведении. Об этом красноречиво говорит большой холст на его мольберте, натянутый на подрамаку столь большого размера, который вовсе не требуется для парадного портрета двух человек, но который вполне оправдан для многофигурной картины «Менины». Мы видим, как сохнут на переднем плане стопка чистых тарелок, перевернутая железная чашка, глиняный кувшин и деревянная толокушка.

Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Назовем полные достоинства зрелые портреты королевы Марианны в Лувре, в Вене (No 617, как инфанта Мария Терезия) и в Прадо (No 107а) инфанты Маргариты в Вене (No 615), в Лувре, в Прадо (No 1084), в Штеделевском институте во Франкфурте и в галерее Вебера в Гамбурге (как Мария Терезия). Вся эта гамма на их одеждах подготовляет главный живописный аккорд, который вносит фигурка Маргариты и в её платье, кремово- бело- серебряной «Гвардаинфанте»- самой светлой по тону во всей картине. Рассмотрите картину Диего Веласкеса «Марс». Картина изображает физически сильного, мускулистого, крепкого мужчину, доспехи которого лежат у подножия его кровати.

Здесь у него родятся две дочери, младшая из которых вскоре умрёт. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. До 1623 работал в Севилье.

Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Он смастерил волшебную, невидимую глазу сеть и приладил ее к ложу. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Однако его трактовка мифологического сюжета не имеет ничего общего с картинами фламандского мастера, который в своих чувственно-опьяняющих вакханалиях прославлял античных богов.

Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. В тоже время его поза добавляет некую долю ироничности, манерности, что уже говорит о близости с человеческой натурой. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.

По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Уверено, как заправский наездник, держится в шестилетний инфант. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).

Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса.

К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В «Бреде» Майер усматривает влияние на Веласкеса Рубенса в том, что схема композиции средней группы напоминает две картины великого фламандца: мюнхенскую «Встречу Исава с Иаковом» и венскую «Встречу кардинала инфанта с королем Матиасом».

Эту картину можно назвать полотном вне времени, так как изображённый на ней философский сюжет – диалог победителя и побеждённого, мог быть присущ любому времени и народу. Херонимо де Вильянуэва), «Меркурий и Аргус» (висела в «Salon de los Espejos» ее дружка «Аполлон и Марсий» утеряна так же, как картины «Венера и Адонис» и «Психея и Купидон»), «Марс» (украшала зал Torre de la Parada» Четыре упомянутые картины ныне в Прадо) и лондонская «Венера», прославленная на весь свет как высокой ценой, за которую она досталась Национальной галерее, так и спорами ученых критиков, приписывавших ее то Масо, то Веласкесу и особенно еще тем, что она была избрана суфражисткой для совершения демонстративного вандализма. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Гораздо больше нидерландских элементов как в пейзаже «Бреды», так и в общем ее тоне, получившем, впрочем, благодаря вкусу Веласкеса, характер чегото более строгого, благородного, мощного и правдивого.

1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина «Сдача Бреды» (1634–1635, Мадрид, Прадо). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений.

Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию.

Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Автопортрет художника за работой, в том виде, как он предстает перед нами на картине, становится особым живописным жанром начиная с XV столетия.

Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям.

Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.

Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. До 1623 работал в Севилье.

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. У Марса натруженные усталые руки, на ногах большие икры, на животе глубокие складки.

Веласкесу несказанно повезло. («Триумф Вакха»). В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.

Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Многосторонне образованный педагог не только помог юноше как можно полнее раскрыть свои художественные способности, но и войти в высшие круги общества, а в дальнейшем устроил ему протекцию. В марте 1617 года, после завершения обучения, Веласкес получает свидетельство подписанное Пачеко и Хуаном де Уседа, в котором подтверждалось, что он выдержал экзамен и может «самостоятельно работать как художник- художник по собственным мотивам». И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой.

Одно имя Ареса (МАРСА) вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.

В центре картины комендант гарнизона, незаконный брат штатгальтера Морица — Юстин Нассауский (1559—1631), устремляется к своему победителю, маркизу Амброзио Спиноле (1569—1630), который приветствует доблестного врага любезным жестом. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника.

Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. У итальянцев в большинстве случаев мифологические картины (а также картины с сюжетами из Ветхого Завета, трактованные в том же повествовательном духе) выгодно отличаются от их церковных картин. В 1617 получил звание мастера. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.

На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»9. В 1634 году ему пожалована более почётная должность-«хранителя королевского гардероба», означающая ступень для получения высших чинов в придворной иерархии. Бог вина и веселья Вакх изображен как друг и помощник бедняков. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека.

Однако его трактовка мифологического сюжета не имеет ничего общего с картинами фламандского мастера, который в своих чувственно-опьяняющих вакханалиях прославлял античных богов. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. В самом начале своего правления Фердинанд и Изабелла установили испанскую инквизицию.

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школыКараваджо, господствуют полные естественного достоинствазапоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Король имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника». Но здоровье Веласкеса было подорвано.

Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.

Со временем своего приезда в Мадрид Веласкес неоднакрктно портретировал графа-герцога. На Оливаресе темный камзол и черный плащ с вышитом крестом рыцарского ордена Алькантары. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).

Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. В «Менинах» Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив ее приподнято-монументально. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. В 1656 Веласкес создает знаменитые «Менины» («Фрейлины») (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. С 1622 года он возглавил правительство. Оно проявляется во многих его работах. Их провенанс наиболее прозрачен, равно как и история нескольких шедевров, входящих в собрание Музея истории искусств в Вене, хранящего наследие австрийских родственников испанских королей, которые получали их в качестве подарков. Затененное шлемом лицо с усталыми глазами и лихие усы придают фигуре бога войны и возлюбленного Венеры характер почти комический.

Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. «Завтрак» одна из самых ранних самостоятельных работ художника.

Сбежались боги. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.

Веласкес скончался в возрасте 61 года. Падение ненавистного народу министра в 1643 году означало полный крах проводимой политики. Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни.

Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. э. На ней изображена группа из трёх человек за столом в трактире. Раскаты его хохота были слышны на земле и смертные могли принять их за гром. Одно имя Ареса (МАРСА) вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение.

Длинные жандармские усы выглядят воинственно, но одновременно смешно. Более всего итальянские мифологии (в частности, Фети) напоминает наименее удачная из этих картин — «Меркурий и Аргус», остальные же все являют самые яркие примеры неукоснительного применения натурализма к «исторической» живописи. Марс – словно олицетворение природной красоты и естественности. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.

«Миф об Арахне» является одной из последних работ позднего периода творчества Веласкеса. Веласкес Диего, великий испанский художник. Родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.

Диего Веласкес «Марс» (около 1640) Холст, масло. Между обоими художниками установились дружеские отношение. Несколько лет назад, в качестве награды за картину «Изгнание морисков» он назначается «хранителей королевских дверей». С неё было сразу же сделано несколько копий. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Он смастерил волшебную, невидимую глазу сеть и приладил ее к ложу.

Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.

В охотничьих портретах Веласкес достигает светового единства первого и второго планов, хотя до конца они еще не объединены: «Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме» (1634, Мадрид, Прадо). В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. До 1623 Веласкес работал в Севилье.

Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Безумие войны соединилось с безумием любви и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок.

Это тот слой пространства, в котором находятся и зрители «Менин». Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Короче говоря, в нем нет ничего божественного идеального или героического. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии.

«Венера» не более как этюд не особенно красивой натурщицы. 2 Картина «Сдача Бреды», более известная под названием «Las Lanzas» («Пики») изображает произошедшую в июне 1625 г. передачу самой сильной крепости Нидерландов, капитулировавшей с почетными условиями после целого года осады испанцами. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности. Картина «Марс», как и изображения греческих философов Мениппа и Эзопа, были написаны Веласкесом специально для Торре де ла Парада.

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.

Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон).

Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Вот таким образом картина «Менины» включает в себя коренной вопрос об отношении искусства к жизни и, как законное целое, представляет зрителю не только результат художественного творчества, но вместе с тем показывает и самый творческий процесс. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Самостоятельным главой мадридской школы, от которого сохранилось очень мало картин, был Педро де лас Куевас (1568-1653), учитель (по Бермудесу и Хосе) Леонардо. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.

Тот без раздумий принял это предложение. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Вот финал войны, почти позволяющий примириться с ее ужасами.

В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге находятся три полотна художника, у одного из которых спорная атрибуция. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.

Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.

Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Веласкес Диего, великий испанский художник. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон).

Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. и о наличии вакансии на это место. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Они высказывали сомнения по поводу его таланта.

На картине изображены металлические доспехи соответствующие доспехам воинов времен автора. Христос, пришедший в дом сестер Марфы и Марии, учит их, а они, оставив домашние дела, слушают Его речь. Веласкес не обладает даром отвлечения, он не способен творить символы, он никак не может отделиться от действительности, гениально понимая в то же время всю ее красоту. На это первый указ К Юсти, написав о «Менинах»: «Это картина создания картины».

«Сдача Бреды», согласно справедливому замечанию Тормо, едва ли написана после 10 ноября 1637 г., когда Бреда снова была отвоевана голландскими войсками. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Менипп на картине саркастично усмехается. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.

На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Впоследствии оно только увеличивалось. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой.

Эта важная подробность подчеркивает, что в «Менинах» Веласкес изобразил себя пишущим именно данную картину-«Менины». Сомнения в подлинности этой картины мы считаем неосновательными. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.

Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. «Боюсь, что управлять будут им. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим.

Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти). bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В 1657 была создана картина «Пряхи или Миф об Арахне» (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.

Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. А затем идут шуты и карлики музея Прадо: маленький косоглазый Бобо де Кориа, бессмысленно скорчившийся на полу важный Перниа Барбаройя в живописном турецком костюме, крошечный дон Антонио Инглес (или Веласкильо), в надменной позе прислонившийся к сидящей рядом с ним огромной собаке. За время вторичного пребывания Веласкеса в Риме (1650) им были написаны только два превосходные портрета: выразительная полуфигура его раба и ученика мулата Хуана де Парейя, в Лонгфорд-Касл и всему миру известный поколенный портрет папы Иннокентия X, прислонившегося в спинке своего кресла, в галерее Дориа. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635). Наконец, в глубине комнаты, на фоне освещенного проёма двери виден ещё один придворный, который издали наблюдает всю сцену, это дон Хосе Ньето де Веласкес (вероятно, родственник художника)- «апосентадор» или гофмаршал королевы.

То обстоятельство, что королевская чета находится вне холста имеет еще одно значение: картина раздвигала свои границы. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).

В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Художник буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников.

Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).