Медный Всадник Картина Бенуа

Книжная графика : Медный всадник

Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее.

Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Добужинский).

Евгении Красного Креста. Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские». С. Пушкин. 4), то она кажется эмоционально бледнее. Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды.

книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком». «Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине». Тот же мотив повторяется несколько раз. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. Родился 21 апреля 1870 года в Санкт-Петербург, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса.

Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия. Евгении. Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И. Петербург смело можно отнести к героям произведения. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. (1904.

В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1.

Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности». Преобладают темные тона. В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие.

В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Такой техникой была ксилография.

Всадник, скачущий за Евгением, не ожившая скульптура, а запечатлённый монумент Фальконе. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.

Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Изображая скачущий памятник в виде силуэта, Бенуа подчёркивает его фантасмагорический, призрачный характер. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. В показе Елизаветы и ее двора нельзя не заметить иронии художника и даже некоторого гротеска.

Описание и анализ 
иллюстраций к медному 
всаднику в изданиях

Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов

«Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами.

Старший брат преподавал Александру Бенуа акварельную живопись, когда он, разочаровавшись в Академии художеств и поступив на юридический факультет, решил заниматься изобразительным искусством по собственной программе. Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя. Впечатление безысходности нагнетают тяжелые мрачные тучи и бледное пятно луны, которая является здесь единственным источником света.

Акад. Эта серия так и не была напечатана. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций.

В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний». Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. РЕДКОСТЬАнтикварна--я книга Медный всадник: Петербургс--кая повесть А. С. Пушкина.

Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. Это нереальность, фантастичность Петербурга, которая лежит в самом существе города, без осознания которой трудно оценить глубину трагедии героя. Сочинения» (т. Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами.

Когда модель была закончена и утверждена, встал вопрос об отливке. Экземпляры нумерованы издание отпечатано на бумаге верже. В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах).

Голике и А. И. Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. Звуковой образ создаётся с помощью ритма и звука. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии.

Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. Чёткость и резкость контуров говорит об уверенности и могуществе. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам.

Модульная картина 
«Александр Бенуа 
«Медный всадник»

Модульная картина «Александр Бенуа «Медный всадник»

Завязка конфликта в конце первой части поэмы решается Бенуа именно с помощью графической заставки, что подчеркивает фантастический характер противостояния. Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. 35x27 см. Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании.

Бенуа много работал с книгой. Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего. Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. Слишком похоже на прежний»13.

Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И. ил., 1 л. фронт, (ил. ). Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17.

В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием.

Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10.

Впечатление нагнетают тяжелые мрачные тучи, но и они, в сравнении с новой версией, недостаточно убедительны. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Иллюзию скачки создает «грохочущая» аллитерация «гр» (грома грохотанье) и «к», «с», «ск», «з», воспроизводящие цоканье копыт по мостовой (тяжело-звонкое скаканье, на звонко-скачущем коне, с тяжёлым топотом скакал) и певучие «л» и «н», связанные с мотивом лунного света (и озарёнлуною бледной). Бенуа14.

Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. Наблюдая уничтоженного безумием Евгения в последней сцене на фоне памятника, мы видим тот же памятник, неколебимо возвышающийся среди волн наводнения. В тексте поэмы перед нами встаёт образ уверенного в себе, могущественного всадника.

Эскиз иллюстрации 
к поэме Медный всадник

Эскиз иллюстрации к поэме Медный всадник

Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. Бенуа рисует всадника практически в центре картины. Однако, возможно, что это ощущение можно отнести не к недостаткам, а к достоинствам, которые отвечают основным идеям поэмы. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. 1). Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты). Но и это не помогло ему выполнить заказ. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.

Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. 73, с. : цв. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет.

Пушкина. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони. В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др.

Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. Кроме того, Александр Бенуа был выдающимся сценографом и художником по костюмам, режиссером, либреттистом.

Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. В противопоставление последней картине сумасшествия следующая иллюстрация имеет бытовой, реалистичный характер.

Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Печаталась она в Государственной типографии им.

Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер.

История одного шедевра: 
«Медный всадник» 
Фальконе

История одного шедевра: «Медный всадник» Фальконе

Приложение I, рис. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. Приложение I, рис. Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой.

Он принадлежал к обрусевшему французскому роду. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч.

Иллюстрации Александра 
Бенуа к поэме Медный 
всадник

Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник

Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. У Пушкина время действия обозначено достаточно скупо: озарен луною бледной, во всю ночь. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. Т. е.

Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства.

На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. Действие откровенно театрализовано, обращено на публику. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. Вообще художник не сидел на месте (разве что только когда писал картины): он оформлял постановки Большого драматического театра в Петрограде и позже – «Русских сезонов» Дягилева в Париже, участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, собрал вокруг себя творческое объединение «Мир искусства», выпускавшее журнал с тем же названием Кажется, пора сказать «стоп», чтобы не утонуть в цепочках однородных членов предложения.

Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики.

Иллюстрации приобрёл С. П. С 1899 года жил в Петербурге. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке.

Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы».

А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». История об ожившем памятнике могла взята Пушкиным из рассказа о том, как в 1812 году император Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются.

Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др.

Особенно если речь идет о деятелях культуры такого уровня, как А. С. Художник пишет: «.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св.

Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях».

Другие картины художника 
– Александр Бенуа

Другие картины художника – Александр Бенуа

Изд. Особенностью иллюстраций является сосуществование разных графических стилей — цветные литографии перемежаются графическими заставками, акцентирующими финальные эпизоды каждой из частей. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей.

Приложение I, рис. В 1903 году, Александр Бенуа писал: «Задумал я эти иллюстрации в виде сопровождающих каждую страницу текста композиций. Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. Спб. : Комитет популяризации художественных изданий, 1923.

Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Она находится ближе к зрителю. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения.

  1. Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Рисунок акварелью собирателя открыток
  4. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  5. Общееколичествопросмотровстраницы
  6. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  7. Гром-камень для Медного Всадника

В последние годы работал над мемуарами. Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати». В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание.

Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. председателя Кружка В. А. Насколько более философско-трагичным содержанием наполняется поэма иллюстрации в перспективе грядущих событий. А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы.

Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Художник использует описание ночи для того, чтобы подчеркнуть мрачное настроение эпизода. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св.

Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году. Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. Гораздо выше личность созидателя-законодателя». Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19.

Описание основной 
иллюстрации к Медному 
Всаднику

Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой.

«Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Вот таким образом возникновение конфликта переносится на следующую страницу в виде графической заставки, сообщая мифический характер грядущим событиям. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Фигура всадника находится очень далеко от зрителя и от героя, вот таким образом не кажется столь огромной, хотя видно, что она возвышается над окрестными домами.

Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др.

А работы 1905 года повторил почти без изменений. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». А Л. Бакст примерно в то же время вдохновенно писал художнику, что эти иллюстрации – самое значительное в его творчестве: «бешеная влюбленность в Петра творение, здесь, действительно, реки державное течение и скука, холод и гранит.

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». С. Пушкин. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию.

Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип.

Он хозяин этого города. В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт.

Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон. Все люди смертны.

Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина. «Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. входил в состав художественного объединения «Маковец». И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе.

До чего ты довел мою Россию. Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. Французский литейщик Бенуа Эрсман и трое подмастерьев приехали в Петербург не то что со своими инструментами, но даже со своими песком и глиной – мало ли, вдруг в дикой России не найдется правильного сырья. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая.

А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Щёголев. Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски.

Цикл из 36 рисунков к этому изданию стал одной из лучших его книжных работ. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. В рисунках Бенуа образы петербургской повести Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает Медного всадника КПХИ исторически значительным изданием. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»). Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение.

Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Вечно только одно искусство. Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры.

Вызвали. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса». Мы решили сопоставить пушкинский текст и одну из иллюстраций Бенуа, обозначившую основной мотив поэмы – погоню «Всадника» за главным героем. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.

Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Для Бенуа было характерно признание собственного значения иллюстрации, ответственности художественного толкования.

В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля».

Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. В начале ХХ века художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

1). Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны.

Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией». живописи, скульптуры и архитектуры». Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. живописи, скульптуры и архитектуры. Фигуры героев представлены как силуэты. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции.

Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства». Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры».

Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6.

Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Акад. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. Верещагина А. Н. В 1920-е гг. Особенно излюбленной стала тема царских шествий.

Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Россия стояла накануне великих перемен.

И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Волны как будто мирно стелются у его ног. Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных.

В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. Бенуа. Например, отец художника был известным архитектором – он создал проекты костела в Петербурге, здания вокзала в Петергофе, перестроил «большой» и «шахматный» гроты. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое.

Почти сразу он отбыл в Рим, где начал, постоянно прерываясь на другие занятия, работу над иллюстрациями. Но существовали и другие мнения. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ». Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие.

Анисимова. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. Тираж 1000 экз. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания.

Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. В данной иллюстрации Бенуа использует контрасты, создавая ощущение напряжённости. Бенуа принципиально отказался переделывать что бы то ни было и ему пришлось вернуть полученный вперед гонорар.

Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. Мирискусники говорили об эстетическом начале в искусстве и главное, по их мнению, в искусстве – это красота, выраженная через личность каждого отдельного художника. Пушкин и А. Н. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Благодаря общеязыковому изобразительному эпитету (луною бледной) уточняется, что ночь была темной, какой, собственно, она и должна быть после наводнения.

Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции.