Менины Веласкес

«менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»).

Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса.

Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах". «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году.

Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах».

В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Но здесь возникают новые вопросы.

Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Среди произведений Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа и Анны, а сведений о нем не имеется и в старинных дворцовых описях. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира).

  1. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  2. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  4. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»

«Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Фигура карлицы. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов.

  • Менины (картина, Веласкес, 1656)
  • Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • «Менины» Веласкеса: картина о картине

Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Но смотрит и художник. Здесь этот оксюморон вполне уместен. Так это их изображает Веласкес.

  1. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  2. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  5. «Мы не зрители, мы участники действия»
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Это Веласкес. Это было принципиально важно для Веласкеса, так как правила ордена Сантьяго не допускали членства в нём ремесленников и торговцев3. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.

Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Картина «Менины» явным образом построена. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре».

  • Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
  • Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  • Загадка самой известной картины Кустодиева
  • Правда и вымысел о Пабло Пикассо

Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. С. 330).

Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Так, может быть, зеркальное отражение королевской четы на заднем плане картины – это всего лишь рефлексия самого художника, вспышка его сознания как память о своих высоких покровителях и вместе с тем сентиментальное движение души по поводу родителей маленькой девочки, буквально излучающей свет в самом центре этой непростой композиции. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

  • Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена
  • 6 мифов о любви, которые отравляют отношения
  • Мы влюбляемся в тех, кто призван помогать нам расти духовно
  • 10 основных правил, которые сделают вас счастливее – секреты мастера дзен
  • Вот как в 2019 году могут разбиться сердца у разных знаков Зодиака

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Оба произведения выполнены в разных манерах. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»).

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Но даже королевская чета не абсолютна. Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с тёмной атмосферой ателье, затягивают взгляд зрителя в глубину картины11, а зеркало с отражением королевской пары возвращает его обратно, к главному месту действия. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.

Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Именно тихо.

Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Однако это положение требует оговорок и поправок. Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель.

В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. В «Венере с зеркалом» (ок. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством. Афина и Арахна.

Разворачивая пространство игры и возможностей совершенно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1659 году, спустя три года после написания картины. Вся картина построена на парных противопоставлениях.

В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.

Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Инфанта, напротив, ярко освещена. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.

Инфанта являемся функцией короля. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении.

И творчество побеждает. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца.

Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. И главное, что его занимало, это не воспроизведение отдельных, четко отграниченных мотивов: ковра инструментов, фрейлин, ткачих, а их слияние в один многозначительный живописный образ. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено.

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Объект – если не изображении, то всеобщего внимания – вынесен за пределы картины и тем не менее представлен в ней различным знаками. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты.

Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за наследство, к власти в стране пришли Бурбоны. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.

Ясно, что Веласкес обращается к понимающему зрителю, способному извлечь смысл из всей совокупности точек зрения из соединения позиций, то есть из композиции как таковой. Нац. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

То есть король вступил в инцестуозные отношения. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. А с другой – сам бросает вызов богам. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Я никому не прислуживаюсь.

Эта техника известна также как «эффект Дросте». Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу.

Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.

Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Разумеется, нет. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом.

Солнечный свет заливает весь второй план картины. К нему мастер обращался и ранее. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Скорее всего это портрет королевской четы.

Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Это не значит, конечно, что преобладающая роль инфанты полностью уничтожается, но это делает ее преобладание наполовину фиктивным. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует.

А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, вареную физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи — одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семейки. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36.

Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Совершенно по-новому понимает свою задачу Веласкес. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.

Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Однако это положение требует оговорок и поправок.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Она вызвала на состязание Афину.

Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). В конных портретах Филиппа и Анны фоном служил пейзаж, однако развесистые деревья на фоне этих портретов выглядят всего лишь как условные кулисы, декорации. Но это спокойствие весьма обманчиво. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют».

Загадка заключается в другом. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения.

– девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы.

Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. С. 39). Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. А почему в мастерской находится инфанта.

Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных.

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

На это указывает отражение в зеркале. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Лица обеих групп реальны.

Вы дали себе труд родиться, только и всего. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.

Хосе Ортега-и-Гассет делит пространство на три части: ближний и дальний планы, освещённые естественным светом и затемнённый между ними средний24. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.

Ему 57 лет. Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Но, может быть, это «Менины». Ей всего пять лет.

Каждая обладает своей правомерностью. Помимо инфанты и двух менин, мы можем видеть придворных, наблюдающих за церемонией и двух карликов – любимцев инфанты. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Оба поворачивают культуру лицом к реальности.

Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.

Короля и королевы не видно. Солнечный свет блестит на золотых волосах карлицы, но поворот головы не фокусирует внимание зрителя на её лице. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. В настоящее время из-за большого размера, важности и ценности картина не допускается к участию в выставках45.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.

Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Высказывалось предположение, что эскиз может принадлежать кисти самого Веласкеса и был выполнен им для получения одобрения короля перед началом работы53. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков).

В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Верхняя свободна, более воздушна и легка. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании.

Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Не стал исключением и Диего Веласкес. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом.

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего. Но что он рисует. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом.

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. С точки зрения каждой меняется значение целого. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.

Нижняя половина картины занята фигурами. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы.

Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

И творчество побеждает. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.

Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Но не это главное в полотне. Итак, время действия – 1656 год. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай.

Это привело к инцесту внутри семьи. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Картина оказывается местом скрещения двух сфер.

Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя.

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.

Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик.

На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». И вот вырвалась наружу. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. За пределами холста или внутри него. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое.

Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.

Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.

У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения.

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Зеркало – место встречи, столкновения, острого диалога, состязания, как это блестяще показала Мельшиор-Бонне. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я».

Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. У его прилежного ученика Веласкеса изображение радикально выходит из рамы, как если бы само море поднималось выше уровня моря и не солнце заходило за горизонт, а горизонт за солнце. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл.

Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Все зависит от точки зрения. 1 – инфанта Маргарита. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены.

Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все.

Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, совершенно независимого и нелицеприятного суждения. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Уже давно было замечено сходство Веласкеса с современными голландцами: Франсом Хальсом, Рембрандтом и Питером де Хоохом. Всё правильно.

Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука.

Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. Лондон. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.

С. 34). В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Это ребёнок, лишённый детства. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

Быть может, то, что вижу, — сон. светотенью, красками. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность.

Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.

И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения.

Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам.