Менины Веласкеса

Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах". «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах.

Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»).

Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи.

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году.

В «Венере с зеркалом» (ок. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Это Веласкес. Она вызвала на состязание Афину.

Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

  1. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  6. Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Разумеется, нет. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Итак, время действия – 1656 год.

  • История одной картины: «Менины» Веласкеса
  • Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  • Менины (картина, Веласкес, 1656)
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • Менины (картина Веласкеса, 1656)

Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

  • Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Но что он рисует.

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • «Менины» Веласкеса: картина о картине
  • Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе

Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за наследство, к власти в стране пришли Бурбоны. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно.

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.

Всё правильно. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн, приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

Так это их изображает Веласкес. Но мы не можем удовлетвориться таким истолкованием, поскольку на картине инфанту окружают не некие придворные вообще, а именно действительные исторические лица изображенные с портретным сходством и известные буквально по именам. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». За пределами холста или внутри него.

Это привело к инцесту внутри семьи. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Но смотрит и художник.

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс).

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Уже через 10 лет инфанта Маргарита Тереза станет императрицей, супругой Леопольда 1 императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии.

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Ей всего пять лет. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом.

  • Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  • Загадка самой известной картины Кустодиева
  • Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  • Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Хосе Ортега-и-Гассет делит пространство на три части: ближний и дальний планы, освещённые естественным светом и затемнённый между ними средний24. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

А почему в мастерской находится инфанта. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Художник занимает весьма скромное положение в группе действующих лиц, что соответствует его служебной социальной роли: наряду с окружающими инфанту придворными и шутами, он выступает как слуга среди слуг: любопытно отметить, что Веласкес помимо функций придворного живописца выполнял обязанности начальника помещений дворца, занимая пост гофмаршала, весьма почетный, но весьма обременительный. Но здесь возникают новые вопросы.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго.

Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Загадка заключается в другом. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы.

Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. Здесь этот оксюморон вполне уместен.

Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников.

Если так, то Веласкес может видеть лишь спину девочки, хотя она явно позирует и приняла благородную осанку, а фрейлины почтительно склонились перед ней. Ему принадлежит замысел всей постановки и ему же принадлежит реализация замысла, что подчеркивает изнанка огромного холста, на котором рождается невидимая картина. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства).

Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки». Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Верхняя свободна, более воздушна и легка. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Это ребёнок, лишённый детства. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.

Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю.

Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Между августом и декабрём 1957 года Пабло Пикассо написал 58 интерпретаций картины, в настоящее время экспонирующихся в зале Менин музея Пикассо в Барселоне. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре».

Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. И творчество побеждает. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

Левая щека инфанты была почти полностью переписана в связи со значительной утратой красочного слоя43. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Он занят работой – пишет портрет королевской четы изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. То есть король вступил в инцестуозные отношения. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».

Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Помимо инфанты и двух менин, мы можем видеть придворных, наблюдающих за церемонией и двух карликов – любимцев инфанты. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Скорее всего это портрет королевской четы. На это указывает отражение в зеркале. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36.

Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Именно тихо. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.

Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Ему 57 лет. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Но это спокойствие весьма обманчиво. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.

Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Но не это главное в полотне. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя.

В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Инфанта, напротив, ярко освещена. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. И вот вырвалась наружу.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Таким образом, нам становится понятным всё, что изображено на этой картине: королевская чета позирует для парадного портрета, а их маленькая дочь прибежала сюда, сопровождаемая менинами, карликами, придворными, чтобы посмотреть на работу художника. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Быть может, то, что вижу, — сон. Здесь в полной мере проявляется остроумие и глубина замысла Веласкеса ибо обращение к королям оказывается обращением именно к отражению и все становится на свои места. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность.

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси. Не стал исключением и Диего Веласкес. А теперь дополню из источника общеизвестного – о влиянии этого грандиозного произведения на многое воспоследовавшее. В 1692 году неаполитанский художник Лука Джордано стал одним из немногих, удостоившихся чести осмотреть коллекцию живописи Филиппа IV в его личных покоях и был крайне впечатлён «Менинами», назвав их «теологией живописи» и вдохновившись на написание оммажа Веласкесу. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя – в левой части полотна. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Но, может быть, это «Менины». В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

На гравюре «Менины Пикассо», собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих – и Веласкеса и Пикассj. А с другой – сам бросает вызов богам. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало.

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико», содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников. В 2004 году Ив Суссман сняла короткометражный фильм «89 секунд в Алькасаре», воссоздающий примерно полторы минуты, предшествующие и непосредственно следующие за мгновением, когда королевская семья с придворными собралась в точную конфигурацию, соответствующую картине Веласкеса. Прошедшая в 2008 году в музее Пикассо выставка «Забывая Веласкеса: Менины» представляла произведения искусства, так или иначе связанные с картиной Веласкеса, включая среди прочих работы таких художников, как Франциско Гойя, Хуан Карреньо де Миранда, Сальвадор Дали, Пикассо, Ричард Гамильтон, Масо, Франц фон Штук, Ив Суссман, Джоэл Питер-Уиткин, Майкл Крейг-Мартин, Вик Мюнис, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Авигдор Ариха и Фермин Агуайо. В 2009 году музей Прадо запустил в Bнтернете проект, позволяющий изучать «Менины» в ультравысоком разрешении. В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более 30 петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин».