Михаил Врубель Картина Сирень

Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем. Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности. Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Кирилле», «Св. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.

Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Ее образ как бы возникает из королевства природы.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Образ довольно не чёткий, очень простой, её фигура скрыта художником за распущенными длинными густыми волосами тёмного цвета.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».

Художник Михаил 
Врубель, картина 
Сирень

Художник Михаил Врубель, картина Сирень

Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Безусловно, в них живет природные жизнь, которая наполнено воздухом и энергией. Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

Прошение было удовлетворено157. Савву похоронили на Байковой горе. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Лицо девушки как бы полустерто. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе.

описание картины 
Врубеля Сирень

описание картины Врубеля Сирень

Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Сама концепция и есть сказка. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Их завораживал сам цвет и мистическое, завораживающее многообразие оттенков фиолетового. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В его даровании раскрылись универсальные возможности. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

Михаил Врубель, 
«Сирень» : описание 
картины

Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины

Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Нет, не стоит писать. Представители рода Врубелей (от польск. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

В этой работе исследователи склонны видеть воплощение сложных философских воззрений художника, его эстетическую программу. Сирень – любимый цветок художников модерна. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Пышные и густые гроздья на кусте сирени, цветущие в полную силу, сочетают в себе переливы лиловых огней и белоснежных оттенков. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Работа не привела к улучшению. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.

Обстоятельства написания 
картины

Обстоятельства написания картины

Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64.

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный.

В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.

Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.

Художник Михаил 
Врубель, картина 
Сирень, 1900

Художник Михаил Врубель, картина Сирень, 1900

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.

Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Картина – один из вариантов темы Сирень. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.

В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.

Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Михаил Врубель, 
«Сирень»: описание 
картины

Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины

И, как в природе из соединения атомов рождается определённое существо или растение, так и для Врубеля нет случайностей, а есть строгий закон – краски положены на холст в том единственном порядке и ритме, который только и возможен для создания нужного образа. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году. По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69.

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Кушает хорошо— и в своё время. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Сирень»

Описание картины Михаила Врубеля «Сирень»

Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.

В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.

В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально.

Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Михаил Врубель, 
Сирень: описание 
картины

Михаил Врубель, Сирень: описание картины

В данном случае у него это хорошо получилось с соцветием сирени. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

С. И. Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно— площадью 205м. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

  • Подпишитесь на новостную рассылку музея

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

Подпишитесь на новостную 
рассылку музея

Это души цветов и растений. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Увидел и поразился им. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. По большому счету, «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Приблизительное, нечеткое изображение будоражит воображение зрителя. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

Через несколько дней он полностью ослеп155.

В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.

Художник не прописывает соцветия до конца, отчего кажется, что они покрыты стайками порхающих мотыльков, а их форма находится в постоянной трансформации. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.

Свою героиню Врубель называл Наташей (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Эта сирень и сама становится как живая. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.

Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.

Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Все полотно так и вдыхает всю мощь прекрасной сирени. Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему.

Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

Чувствуется, что у сирени очень пышные и густые гроздья, которые цветут в полную силу. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Изображённая сирень очень живая, она как бы «дышит», то возникая из общей массы зелени, то сгущаясь в элементах соцветия. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Врубель может искусно передать весь смысл происходящего через обычную кисточку. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Сон как будто бы стал продолжительнее.

Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Заросли цветов имеют красивые и прозаичные контуры, а трава создана из мелких деталей. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Врубель хотел тем самым сказать, как человек зависит от окружающей его природы.

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. На выставке картину похвалил государь Николай Александрович, отличавшийся консервативным вкусом. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие.

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Кажется, что если вдохнуть, то почувствуешь приятое благоухание.

Если приглядеться, то можно увидеть плавные переливы различных оттенков. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».

Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. У него есть определенный дар к подаче природных эффектов.

Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма. Это души цветов и растений.