Моне Завтрак

Меж тем идея «Завтрака на траве» не нова, за основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса», которую тот, в свою очередь, делал по рисунку Рафаэля. «завтрак на траве», самая ранняя картина Клода Моне в московских собраниях, была далеко не первой покупкой Сергея Щукина. Отнюдь не случайно в комнате Моне в особняке коллекционера картина «Завтрак на траве» висела отдельно от всех других произведений Моне. Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике.

«завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe)— картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. «завтрак на траве» (Le djeuner sur lherbe) – картина великого французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926). Клод Моне, «Завтрак на траве».

Мане, Моне и Сезанн или история одного завтрака

Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. Зрители и критики не приняли полотно Мане.

После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Моне следует своим собственным законам, не выстраивая композицию картины, подобно театральной мизансцене. Моне оставил владельцу отеля в залог свой Завтрак на траве.

1878 год был особенно трудным. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6997108109. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. 1872 г. ГМИИ им. Как воздух вибрирует от жары. Так в его голове родилась идея создать свой Завтрак на траве.

  1. Завтрак на траве (картина Моне)
  2. Эдуард Мане и Клод Моне с "Завтраком на траве"
  3. Картина "Завтрак на траве", Клод Моне, 1866
  4. Описание картины «Завтрак на траве»
  5. 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане Завтрак на траве

В следующем месяце Путин принял у себя в Кремле главу компании «Louis Vuitton» Бернара Арно, поблагодарив его «за выставку, которую вы организовали в Париже»113114115116. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. ), г. Москва. Господа изображены в пиджаках и брюках, дамы же в кринолинах. Между ними на траве разложена скатерть с разнообразными яствами. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину.

Работа шла тяжело. Находясь в тяжёлом материальном положении, в 1878 году художник в качестве залога просроченной задолженности оставил неоконченный «Завтрак на траве» арендодателю дома, который он снимал вместе с семьёй в Аржантёе. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди.

  1. Завтрак на траве картина Клода Моне
  2. «Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане
  3. Клод Моне – Завтрак: декоративное панно
  4. Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
  5. Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
  6. Завтрак на траве – 1866 Клод Моне
  7. «Завтрак натраве» Мане: история создания картины

Первоначально картина имела внушительные размеры — 4, 66 м, что неудивительно: в отличие от Эдуара Мане, написавшего в 1862 г. полотно с одноименным названием с четырьмя фигурами, Клод Моне собирался представить 12 персонажей в полный рост, расположившихся на пикнике в Фонтенбло. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Я не вижу никакого восхода, одно только впечатление – писал он в этой заметке. И как мы сейчас знаем импрессионисты не только приняли эту кличку, (nickname) но и сделали её официальным названием (title) своей группы. Один из них – другхудожника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон – сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти. Целью этого мероприятия – защита творчества. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность.

В мае 1865 года Моне писал Базилю: «Я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»4043. Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Фигура обнаженной дамы выглядит слишком яркой. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом74. Между тем тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания.

и передал ее в дар Лувру. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)342935. Её сочли небрежной и незаконченной. 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США Моне не рассчитал своих сил.

Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет.

Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления.

  1. Как устроена картина Клода Моне
  2. Клод Моне, Завтрак на траве – обзор картины
  3. Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных
  4. Кулинарная книга Моне: рецепты из Живерни
  5. История одного шедевра: «Завтрак на траве» Мане

Женские фигуры – невеста Камилла Донсье – у скатерти. Но на выставку попасть очень хотелось. Женщина вызывающе смотрит прямо на зрителя. До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини.

А. С. Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. После Завтрака на траве и Женщин в саду Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

  • Ещё одна попытка попасть на Парижский салон
  • История спасения Завтрака на траве
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Картина «Завтрак на траве» Клод Моне
  • Резиновые лебеди из шин или нищета в головах
  • Картина » Завтрак на траве»: 1 комментарий

Родственники Моне назвали такое поведение неэтичным, тогда как он сам из-за своих новаторских полотен был изгнан из академических салонов и стал жить практически в полной нищете1234. Часть картины покрылась плесенью. Денег на уплату не было. Завтрак на траве. Однако к тому времени художника уже не было в живых. Картины Клода Моне. вы можете запросить все в системе с коробкой.

В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого.

Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Большеформатное полотно (465640 см), пострадавшее от сырости, в 1884 году было разрезано художником на три части, две из которых (левая и центральная) сохранились и теперь находятся в музее Орсе. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале8081. Слева: Сирень на солнце. Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур.

  1. Лесбиняка на фоне парочки асексуалов
  2. Самые известные ремейки«Завтрака на траве»
  3. Человек, который прячется задеревом
  4. Клод Моне «Завтрак на траве» 1865
  5. Коллекция Клод Моне Завтрак на траве
  6. Примечания для Завтрак на траве (картина Моне)

Без экспериментов. Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). Для мужских фигур вместе с Базилем позировал Альберт Ламброн, друг Моне, а большинство женских фигур, возможно, были списаны им с нескольких женщин или даже с одной— своей возлюбленной Камиллы, которая, однако, не ездила в Шайи1122436. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Мрачными кажутся дамы в темных одеждах.

Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце XIX века. Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве».

  • Ссылки на Завтрак на траве (картина Моне)
  • Завтрак на траве (картина Моне) Информацию О

Восход солнца». Клод Моне. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе. Обнаженных фигур на нем не было.

Завтрак на траве 
 (картина Моне)

После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8384. Такому же вниманию удостоились утренние яства и их разнообразие. Клод Моне.

Как свет становится главным действующим лицом. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Картина вызвала скандал в обществе.

Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. В 1884 году Моне выкупил картину и разрезал её на три части. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно. Свет в природе соединяет буквально всё.

Одна из них была утеряна. Главными героями полотна стали друзья Моне. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.

И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину Камилла. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается.

Моне отрезал испорченные куски. Для того, чтобы хоть что-то показать на Салоне 1866 года, Моне в короткие сроки написал «Женщину в зелёном», которая была положительно оценена критикой. 1867 г. 205255 см.

1866-1867 гг. Это определение, данное в насмешку, укрепилось. Реакция была ожидаемой. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в кадр. Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями.

Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности, – отмечает искусствовед Мария Ревякина. Восход солнца». В 1878 году перебрался в Ветёй. В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»72, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины73.

С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. Выше: что вы искали. Работа «Завтрак» – картина раннего творчества Оскара Клода Моне.

Справа. Да и людей он стал писать все меньше и меньше. В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям. Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими.

После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»5051 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)52, для которой моделью снова послужила Камилла53. Даже лица написаны схематично. В интерьере много коричневых и шоколадных цветов.

Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут95. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16.

Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования. Мороз в Живерни. Детство и юность Моне прошли в Гавре. Тот картину не оценил и забросил на чердак.

До выставки оставалось всего 3 дня. Камилла (Дама в зеленом платье). Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Слишком большое полотно.

Не смотря на относительно молодой возраст, в котором написал холст импрессионист Моне, его «Завтрак» получился весьма добротным, реальным и по-семейному теплым. В целом полотно практически фотографично, за исключением некоторых погрешностей в изображении ребенка, вокруг которого и вертится утренняя трапеза. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше, чем «Завтрак» Мане и в два раза шире, чем «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЗавтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах.

Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской60. В картине чувствуется гигантская работа. Музей дОрсе, Париж. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью102.

Сюжет взят, думается изжизни. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Они уже не главные герои его картин.

Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Несмотря на амбиции Моне, его полотно «Женщины в саду» было отвергнуто жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»62. Переливы атласного платья в искусственном освещении. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Известная ещё, как Дама в зеленом платье. Есть свидетельства, что Викторина Мёран была нетрадиционной ориентации.

Официально выставляться в нем мог любой художник, но не каждого художника пропускали: балом правил академизм и традиции. 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия Публике Камилла понравилась.

Вот и весь завтрак. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2622: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино37. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи. Издевательство, да и только. Реалистичное изображение. Художники не ждали от посетителей ничего хорошего. И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света.

Картина также была большой (2 на 2, 5 м), но все же уже не такой огромной, как Завтрак на траве. Это – толпа. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. В своём фельетоне Леруа прицепился к Клоду Моне, который одну из своих картин назвал «Впечатление. Тем не менее, в следующем году картина «Женщины в саду», написанная по мотивам «Завтрака», не была одобрена к показу жюри выставки для «спасения искусства» от этого «отвратительного» импрессионизма. «Женщина в зелёном» была допущена к выставке и вместе с «Дорогой на Шайи» экспонировалась на Салоне, где была положительно оценена критикой5455.

К тому же он хотел писать по-другому. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине. Между тем картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, но также и именем417. Ещё одна попытка попасть на Парижский салон Дама в зеленом платье не принесла той славы, на которую расчитывал Моне.

3. И порезал картину на три части. Завтрак на траве (этюд). В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Она выполнена в классической манере.

Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными среди остальных своих работ19: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)23, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)24, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)25. Картина Чашка чая. В 1884 году он вернулся за картиной. PS.

Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный меньший вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна22564445. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной46: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»77. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом. На следующий год он задумал ещё одну крупную картину Женщины в саду. В момент нужды Моне заложил картину, чтобы заплатить за квартиру. 4 на 6 метров.

Считается, что замысел картины родился в 1865 году, когда Моне работал в Шайи, на окраине леса Фонтенбло. Невыраженность объема на картинах Мане – результат его увлечения японским искусством. Впоследствии они стали друзьями18. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно. Осенью 1865 г. художник переносил сделанные с натуры эскизы на полотно в мастерской. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871 – 1878).

Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне. Они знали, как ценители относятся к их экспериментам искусстве, да и к ним самим. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление.

Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре22.

Критика обрушилась со всех сторон. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее дОрсе. франков. «Недоучки» – это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега.

Критик присутствовал на выставке, бегал по залу и переписывал название картин в блокнот. Его друзья специально приезжали в Шату, чтобы позировать Ренуару, а их встречи часто проходили именно так, как показано на картине. Зато было много солнечного света, бликов, теней. Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Клод Моне.

История спасения Завтрака на траве Публика картину Завтрак на траве так и не увидела. После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов22. Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине.

Пора их остановить и спасти искусство.

Восход солнца». Женщины в саду. Как и подобает истинному импрессионисту. И тогда он решил полностью работать на пленэре. Позднее, когда музей был расформирован в 1948 году, она была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, где ныне и хранится.

Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники. Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. Публика возмущалась, тыкала в картины тростями, картина «Бульвар Капуцинок» даже пострадала на глазах автора, Клода Моне. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра).

В начале 60-х гг. Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне. Клод Моне. Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали.

В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4. Какибрат самого художника Густав. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне.

Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»69, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба71. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы. В 1865-- Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5644.

Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло. Зимой 1865—1866 годов Базиль вместе с Курбе посетил мастерскую Моне: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2648549. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)61, на которых Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. Музей ДОрсе, Париж Картину в Парижском салоне не приняли.

Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю38. После выставки в прессе появился ядовитый фельетон (topical satire) критика Луи Леруа, озаглавленный «Выставка художников-впечатленцев». Он решил её не показывать публике. Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины.

Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропоморфными чертами и не проецировали свои чувства на неодушевлённые объекты природы. Примечательно, что само возникновение термина «импрессионизм» связывают с его художественным полотном «Впечатление. Эскиз надлежало превратить в законченную картину. Дебютировал в Салоне в 1865 году. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма.

По сути, эта картина – групповой портрет близких Ренуару людей, где каждый персонаж узнаваем. Однако к открытию Салона 1866 г. закончить картину он не успел. Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок). Коллекция Щукина — ещё до его эмиграции в Германию в августе 1918 года — была национализирована в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 11 мая 1918 года «О национализации Художественной Галлереи Щукина» за подписью Ленина103 и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства.

Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте. Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2627. Он имеет сложный рисунок, прописанный с ювелирным терпением. На самом деле Моне сделал это намеренно.

Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Картина была задумана по истине огромной. В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Однако и в этом случае картина наверняка превратилась бы в мишень для большинства критиков, хотя и стала бы «манифестом пленэризма»: объединяя в себе все амбиции Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций59.

Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Впоследствии художник разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсе в Париже). Его картина оказалась более сдержанной. К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях.

Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»56575. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев. Однако она уже была в плачевном состоянии. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.

Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музей Мармоттан-Моне)39404142. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зелёная листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами29 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)30. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7576. Организацию выставки взял на себя Клод Моне. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане».

1885 г. Частная коллекция. Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Как и брат самого художника Густав. Слишком много этюдов. А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве».

Разве что членов своей семьи.