Натюрморты Пабло Пикассо

Картина Пабло Пикассо Натюрморт с тюльпанами продана за 41, 5 млн долларов на аукционе импрессионистов и современного искусства Sothebys в Нью-Йорке. Картина Пабло Пикассо Натюрморт: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Но хочется заострить свое внимание на картине Пабло Пикассо «Натюрморт» 1945 года.

Назовите натюрморты Пабло Пикассо

Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными». Таким изобразительным прологом-эпиграфом инспирированным методом синтетического кубизма иобозначенным Пикассо как«Музыка» (отсылающая калхимическому символу «искусство музыки»), обусловливались истилистика будущего действия ифактически заложенная внем программа. Интересны импровизации художника на темы старых мастеров и картин, ставших классикой мирового изобразительного искусства: «Алжирские женщины» (по Делакруа, 1954–1955), «Менины» (по Веласкесу, 1957), «Завтрак на траве» (по Мане, 1959–1961), «Похищение сабинянок» (по Давиду, 1961–1962), «Турецкая баня» (по Энгру, 1968). 1925–1926 годы были ознаменованы для Пикассо встречей с сюрреалистами.

Формы этих персонажей кажутся вырубленными мощными взмахами прямых линий, с моделировкой «насечкой». Мастер говорил: «В то время я работал совсем без всякой модели.

  • Натюрморт Пикассо и другие работы
  • Описание картины «Натюрморт с сыром»
  • Картина Натюрморт Пабло Пикассо
  • Пабло Пикассо, картина Натюрморт с компотом и бокалом
  • Презентация по МХК на тему «Натюрморты Пабло Пикассо» (11 класс)
  • Наиболее известные работы Пабло Пикассо, написанные им в ранний период (до 1900)

Изображать максимально реалистично на холсте форму, цвет и свет мы уже умеем. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Кубизм.

Лапидарная геометрия каменных архитектурных кулис, (еще ярче ивыразительней читаемая благодаря крупному формату полотна)– классицистическая схема трех планов вголубой перспективе, фресковая сдержанность палитры исовершенно внятная структурность объемов, втом числе ител обнаженных юношей, музицирующего намногоствольной флейте идругого, внимающего мелодии, обнаруживает сложный сплав архаических, классических, классицистических идаже кубистических интенций. Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых. Такое «диалогичное» обращение ксредиземноморской традиции было вовсе неспонтанным, призывы кее возрождению «впротивовес северной исходили изкружка французских литераторов, ккоторым был близок Пикассо». Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве.

  • Работы «голубого» периода (1901-1904)
  • Работы «розового» периода (1904 — 1906)
  • Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)
  • Работы «аналитического» кубизма (1909-1912)
  • Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)
  • Работы периода неоклассицизма (1918 — 1925)

Причем вкаждом из15 эскизов этот глаз рисуется по-разному. Перспектива исчезает, картины Пикассо зачастую сводятся к ребусам.

Идола, который, повыражению Георгия Чулкова, «рухнул начеловека ираздавил его своей каменной бессмысленной тяжестью». Увлечение дивизионизмом ощущается в картине «Купальщицы в Эс Льяне» (1923, частная коллекция). Появляется «кубистическая тайнопись» : зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков.

В Испании мастер написал также целый ряд полотен исторической и мифологической тематики («Атомная Леда», 1949, Музей Дали, Фигерас «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958–1959, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). В «Авиньонских девушках» Пикассо смело использует резкие деформации и жесткие изломы. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Действие Пикассо рассчитал поминутам. Герника». Композиция «Харчевня (Окорок)» (1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург)— натюрморт исполненный в виде ресторанной вывески.

А полнозвучие земных красок заменил строгой гаммой черного, серого и белого. Он подходил к холсту или листу бумаги и немедленно начинал на нем импровизировать. В ранних произведениях художника отразился интерес к различным направлениям в искусстве. Норман Мейлер, создавший литературную биографию молодого Пикассо, приводит свидетельство Фернанды Оливье, подруги ранних парижских лет художника, отом, что«Пикассо нелюбил театр емутам было скучно». Дробит, рассекает на блоки, плоскости и грани.

  1. Работы периода сюрреализма (1925 — 1936)
  2. Работы военного времени (1937-1945)
  3. Работы послевоенного периода (1945 — 1960)
  4. Работы позднего периода (конец 60-х — 1973)
  5. Жорж Брак и Пабло Пикассо: кубистическая песнь льда и пламени

На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано». К концу 1908 года настроение «скорби последних дней» сменяется ясной созерцательностью. Панно вытянуто в длину и построено как триптих. Пикассо вслед за Бодлером хочет «воспеть славных псов которых всякий гонит от себя, как заразу, кроме бедняка, цыгана и уличного акробата, которому они сотоварищи и поэта, который смотрит на них взглядом собрата». Он был не только живописцем.

Такаяже эволюция впредпочтениях прослеживается ив отношении другой сферы деятельности: иллюстрацию каквид искусства он нежаловал, считая, что«заказ» ограничивает креативные потенции художника. В 1922 году художник оставил Россию и уехал за границу. (Через несколько лет в«Сюите Воллара», в«Метаморфозах» такая линия станет главным выразительным средством. ) Женская фигура вмастерской доэтого произведения уПикассо обычно служила моделью, здесьже она– врабочей одежде цвета той спецовки, которую обычно носил сам мастер. «Выступлениям перед полупустым залом Дягилев предпочел экскурсии поокрестностям. Однако же, ничего не продавал.

  1. Вино в африканский/сезанновский период
  2. Самые известные работы африканского периода
  3. Вино в аналитический период кубизма
  4. Самые известные работы аналитического периода
  5. Самые известные работы синтетического периода

Всамом конце «розового периода» Пикассо обращается кпростым благородным пропорциям ипосле угловатых, деформированных фигур вего творчестве отмечается тенденция кнекоторой идеализации форм человеческого тела, чтопозволило номинировать эту стадию как«классическую» или«неоклассическую», атакже «розовым классицизмом». На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, создавало монстров, неких разорванных на части существ, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих агрессивно-эротические образы. Гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия и Аристофану свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия).

Обобщенная пластика, абстрактное пространство, колоризм внекрасочного разнообразия, подчеркивающий структуру формы, здесь исключают элементы натурализма ипозволяют наработать приемы, которые определяются какмодернистские. Перед черепом расположен неожиданно экстравагантный предмет, то ли ведерко, то ли горшок. В подобные «витражные» произведения, названные так из-за сильного и гибкого темного контура, делящего пространство картины на крупные планы, мастер включает элементы натюрморта, создающие и концентрирующие настроение полотен. Наподготовительном рисунке этого времени (около 1906года, чернила, бумага, частная коллекция) эфебу приданы автопортретные черты лица, выражение которого схоже спочти акварельной прозрачности, предположительно инспирированным типажами фаюмских портретов автопортретом тогоже года, носделанным маслом.

  • Картина Пабло Пикассо Натюрморт с тюльпанами продана
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Описание картины Пабло Пикассо «Натюрморт»

Испанский художник Сальвадор Дали родился в городке Фигерасе (Каталония) в семье нотариуса. Вживописных композициях «Двамальчика» (1906) стоящий персонаж ассоциируется исследователями сдвумя мраморными луврскими торсами куросов середины VIв. работ. В 1920 году Шагал переехал из Витебска в Москву. Цветовая гамма в основном серая, зеленая, охристая. Родился в Малаге 25 октября 1881 года. Нои всреде новаторов, впоследствии получившей наименование «Парижская школа» (сначала какнеофит, апотом каклидер, когда его собственное творчество стало одним изважнейших ее составляющих, аон сам– центральной фигурой европейского модернизма), Пикассо продолжает постоянно пересматривать потенциал классического языка используя его суниверсальным разнообразием.

Натюрморты становятся объемными почти скульптурно. Создавая «Гернику», Пикассо писал множество отдельных мотивов и сюжетов этой композиции в виде небольших рисунков и картин. Именно так Пикассо не рисовал больше никого. Символы давно прошедшего времени предстают на полотне «Постоянство памяти (Мягкие часы)» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Их челюсти злобно оскалены, а острые конечности угрожающе вскинуты вверх. Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу. Художник по-своему трактует привычные художественные мотивы, основываясь на фрейдистских идеях и собственном понимании бессознательного («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория мебели-пищи)», 1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида «Археологическая реминисценция Анжелюса Милле», 1934–1935, частное собрание). На первом плане находится лимон, нож и вилка — на скомканной салфетке.

Бутылка вина. В натюрморты. Иабсолютно определен (ровной линией горизонта) «гений места» вдругом рисунке– «Лежащая женщина иПан играющий насвирели» (1923). В«голубой период», принесший молодому художнику первую популярность, воспоминания омифической Элладе проникают вего творчество ввиде беглых набросков (как, например, четыре рисунка1902–1903года сизображением амазонки, хранящиеся вбарселонском музее Пикассо) иликак шутка.

Натюрморт Пикассо 
и другие работы

Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Вотличие отмасштабного полотна «Триженщины уисточника», накотором персонажи изображены внатуральную величину, веще одной картине этого времени натуже тему– «Триженщины уфонтана» используется маленький формат. Реалист видит форму только с одной точки, кубист видит ее сразу отовсюду. Третьяже серия исполненная позаказу Амбруаза Воллара для«Неведомого шедевра» Оноре деБальзака, – служит своего рода отражением мысли Сабартеса: вофортах поддержаны излюбленные мотивы Пикассо– «художник имодель», «мастерская художника», сприсутствием, вомногих листах, античной статуи, (которую подчас возможно интерпретировать какреальную мужскую фигуру) илискульптурной головы. Здесь он объявил о своей приверженности к католической религии и создал несколько проникнутых мистическим чувством композиций на религиозные сюжеты — стилизации в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950, частное собрание «Христос Хуана де ля Круса», 1951, Художественная галерея и музей, Глазго «Тайная вечеря», 1955, Национальная галерея, Вашингтон).

Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Кубистические формы натюрморта напоминают мандолину, лютню или гитару. дон. э. Художник находился в Берлине, когда началась Первая мировая война.

Он наклеивает кусок клеенки имитирующий сиденье стула, на холст. Один из замечательных образцов натюрмортов — «Букет цветов в сером кувшине и бокал с ложкой» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Нет, просто вино переместилось из сферы живой натуры – в сферу «мертвой». Живописная «Студия сгипсовой головой» (1925) кажется перегруженной деталями. В музыкальных натюрмортах Пикассо заметно влияние Поля Сезанна.

Далее в течение шести лет они вместе разрабатывали эстетику кубизма, главной целью которого являлась материализация пространства, а лучше всего эту позицию мог объяснить жанр натюрморта. Так, «Домик в саду» трехмерен и осязаем.

Пикассо словно расширяет параметры этого спора. Сальвадор доставал насекомых из древесины и заменял их плодовыми червями. С самого детства, как и все испанцы, Пикассо ходил смотреть тавромахию (бой быков). Набор вещей молодого человека, представителя парижской богемы начала века. Это было более чем влияние, это было посвящение в таинство. Вовремя Первой мировой войны намонпарнасской улице Шельшер, вдоме 5-бис, гдетогда жил Пикассо, молодой ивосторженный поэт Жан Кокто сзакрытыми глазами поднимался полестнице, «избегая тем самым зрелища больших гипсовых отливок парфенонова фриза, являвших собой здешнее постоянное художественное оформление». Голубь, который стал символом движения за мир (изображен на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Семенов (секретарь Дягилева. – Н. Г. ) организовал поездку вПомпеи, вовремя которой Кокто непрерывно фотографировал сохранившиеся мозаики, аПикассо, рискуя жизнью, забирался наруины, чтобы вблизи рассмотреть античные фрески».

Ав контексте психологии пола того времени женщина охотно сравнивалась сдеревом ибо«бесхитростная древняя метафора подразумевала, что, подобно растению, ейположено оставаться наиболее надежным биологическим началом». Однако, казалосьбы искомая гармония взрывается широкими иррегулярными цветовыми планами. Портвейн. Здесьже– идостаточно массивные слепки руки иноги. Малага. Одна изглав во«всеобщей истории искусства Пикассо», написанной современниками мастера ипродолжающейся создаваться посей день спустя полвека после его ухода, носит название «Пробуждение античного источника (1918–1923)».

Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино. В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Яркий, выразительный образ корриды в будущем не раз появлялся в его произведениях, как и в произведениях других всемирно известных испанцев – Гойи, Хемингуэя. Гений Пикассо обнаружил себя рано: в возрасте 10 лет он написал свои первые картины, а в 15 блестяще сдал приемный экзамен в барселонскую Школу Изящных Искусств (за день нарисовав обнаженного натурщика это было задание, на которое отводился месяц). Обычная, ничем не примечательная жизнь провинциальных городков и деревушек трансформируется в необыкновенное, чудесное зрелище, где предметы и человеческие фигуры как будто парят в пространстве («Крестьянская жизнь», 1925, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало «Петух», 1929, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). То, что я искал, было совсем другое».

После окончания ранних, «цветных», периодов творчества и вплоть до 50-х годов, то есть на протяжении почти полувека, Пикассо уже почти не пишет людей с вином – ни жанровых сцен, ни портретов. Кажется, что на пространстве стола происходит встреча двух пар — глиняной (приземистый горшочек под крышкой и простая глиняная крынка) и стеклянной (изящный графинчик и треугольный поррон). Успешный торговец произведениями искусства XIXвека Розенберг, темнеменее имел всвоей коллекции натюрморты Шардена, которые демонстрировал всобственной галерее, находящейся пососедству сдомом, гдевто время жил Пикассо икоторые, безусловно, покоряли испанца своим совершенным мастерством исочетанием среди изображаемого предметов какдревности, таки«сегодняшней» повседневности. Смикшированные общей утонченной элегантностью решения, онинетотчасже прочитываются. Картина «Столик в кафе (Бутылка Перно)» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) была исполнена весной 1912 года.

Кроме эротизированных трактовок, отразивших втом числе «навязчивую концепцию femme fatale», нередко встречалась иморализаторская символика. Натюрморты этого времени легки и образуют несложную композицию («Горшок, рюмка, книги», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах, но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном – обесцвечивающей химическойжидкостью. Как в «Пьянице», так и в «Арлекине» Пикассо понял смысл спиртного, во-первых, как способ сублимации и замены отвратительной реальности призрачной внутренней духовностью, во-вторых, как идентичность алкоголя и «проклятых» артистов (например, Аполлинер, близкий Пикассо по духу, назвал один из сборников своих стихов «Алкоголи»), в-третьих, напитка прозрения и глубочайшей меланхолии.

Пабло перенимает эту идею и использует ее при создании Натюрморта с плетеным стулом (1912 год). Ниже — самые характерные картины этого периода, в том числе и натюрморты с вином. Новый художник не отображает реальность, он анализирует ее, разбирает ее на части. 31см) карандашный рисунок сфризовой композицией изпятнадцати фигур купальщиц.

Ихотя парадоксальным образом внабросках этого года нет ниодного, свидетельствующего овиденном, опосредованные впечатления отразятся всюжетах иформах спустя совсем немного времени втак называемом «помпейском» периоде. Гитара. Вершиной аналитического кубизма считается «Портрет Амбруаза Воллара» (1909–1910, ГМИИ, Москва). «Синяя Комната» Пикассо отражает влияние этих художников и показывает эволюцию творчества Пикассо в «голубой период», который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение нескольких лет.

В подобном ключе исполнена и еще одна, более ранняя картина — «Кубистическая фигура» (ок. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).

Вфинальной части в«доме Бахуса» пировали (представляя сцену какпародию накостюмированные балы вдоме деБомона) Меркурий, Плутон, Прозерпина, нои философ иПульчинелла (Полишинель), незаявленные влибретто, нопоявившиеся впрограммке. Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. Однако стоит согласиться ис логикой В. А. Крючковой, которая усматривает вхудожественном процессе Пикассо, аналитически «разрушающего» впечатления отвизуальной картины, воспринятой глазом изапечатленной-впечатленной-впечатанной всознании– сохранность «первозданного образа, егонеустранимости изразрушенной картины». Это произведение «Голубого периода» передает испытываемое человеком острое одиночество во враждебном мире, где на искреннюю любовь способны только матери, дети и животные.

Персонажи этих полотен изображены за столиком в кафе. Один изтаких рисунков индийской тушью набумаге «Туалет Венеры» (1923, частная коллекция) был положен воснову живописной «Флейты Пана»: Пикассо лишь убрал изкомпозиции фигуры Венеры иАмура, оставив два персонажа. Скорее всего, эти натюрморты тоже не писались с натуры.

Образ скрипки в этой работе формируется уже самой овальной границей картины. Нои метафизические фантазии деКирико оказываются родственными этому произведению. Адля Шарля Дюллена впарижском театре Ателье он делает эскизы декораций дляпостановки «Антигоны» Софокла впереработке Жана Кокто.

Сначала он жил в Берлине, а в 1923 году переехал в Париж. Тоже самое можно сказать иоб оконной раме. Ав предыстории этих рисунков следует упомянуть, чтов1922году вПариже был издан труд Саломона Рейнаха «Репертуар греческой иримской живописи» стонкими графическими прорисовками античных композиций. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.

Пикассо, который досконально знал принципы изобразительных систем использовал в «Гернике» и элементы линейной перспективы и принятые в кубизме наложения прозрачных плоскостей и расчлененность объемов, которую любили сюрреалисты. В 1907 году Пикассо создает большое панно «Авиньонские девицы», персонажи которого, девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон, предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. Как цвета, так и очертания предметов действуют независимо друг от друга играя таким образом с воображением зрителя. Несмотря на то что композиции подобных «черных икон» составляют не мистические или аллегорические предметы, а самые обыденные, привычные в хозяйстве, они, несомненно, созданы в результате потребности самовыражения. Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток.

Лишь одеяние Аполлона напоминало тунику, нобелокурые парики артистов, короткое платье идлинные перчатки Венеры вовсе некопировали греко-римские «реалии». Так возникает атмосфера уютной, наполненной светом комнаты. Таковы «Две обнаженные» (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Сидящая обнаженная» (1906, Национальная галерея, Прага), которым свойственна тяжеловесная иберийская или негритянская пластика. После Октябрьской революции художник был вовлечен в бурную жизнь изменившейся страны. И, главное, – наделенных естественной уверенностью ипростотой. В центре его треугольник, вершиной которого является светильник.

Всегда и во всем он должен был быть единственным. Образы, созданные Сальвадором Дали, поражают своей абсурдностью. Художника привлекает женская нагота, простая, как само понятие «женщина». Мандолина. Русский кубист Алексей Грищенко писал об этой картине: «С удивительным мастерством разрешена новая концепция картины, где формы предмета, глубоко переработанные художником, построены в ясную, стилистически завершенную и живо волнующую композицию где живописью введены и конструктивно спаяны аналитически добытые элементы в одно неразъединимое, синтетическое целое где перспектива дана реально глубинными сечениями предмета, где каждый кусочек холста вышел из-под руки настоящего живописца».

Что же касается «Пьяницы», то здесь сюжет приобретает особенно универсальный, поистине обобщающий и символический аспект, который концентрирует в себе зеленый абсент в рюмке, — зеленая горечь и скорбь. Тринадцатисекундная интродукция включала появление фанерной Ночи, окруженной кружочками звезд, выход актеров– Аполлона иВенеры, которым Ночь уже «уготовила сцену нежности», любовную сцену вокружении персонажей знаков зодиака. Абсолютно другим художник предстает после написания «Авиньонских девушек» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

ВМузее Пикассо вБарселоне хранится штудия «левой руки» исполненная какучебное задание в1894году вЛа-Корунье. Полотно теряет свойство обособленности, его границы (границы искусства) размываются. В композиции присутствуют всего три предмета и три плоскости. Все в этих композициях символично. Как для Жоржа Брака, так и для Пикассо учителем натюрморта являлся Поль Сезанн.

Сохраняя туже, чтоив натюрморте, схему боковых кулис, открывающих бесконечную глубину пространства, живописную материю «Флейты Пана» художник полностью лишает декоративного наполнения. Однако невозможно непривести аналогию между «Девочкой сголубем» Пикассо иантичными статуэтками, рельефами, росписями мальчиков идевочек сголубями, посвященными Афродите-Венере, стольже бережно итрогательно-нежно прижимающих птицу кгруди. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей.

За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. Интересны композиции «Три музыканта» (1921, Музей современного искусства, Филадельфия) и «Танец» (1925, Галерея Тейт, Лондон), где накладываются одна на другую цветные плоскости. Пятнадцать карандашных кроков– эскизов декорации кпостановке поСофоклу (сценическая интерпретация Пьера Бланшара) сохранили нам идею планировки сцены. В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся.

Изображение становится более целостным, гармоничным, цветным и декоративным. Сальвадор Дали, каки его кумир Пикассо, навсю жизнь сохранит верность «теням далеких предков» изантичного прошлого. Формы скрипки, ритмически дробясь, постепенно расходятся к краям картины. Утренняя газета. Поверному замечанию Яна Гибсона, «некоторые элементы натюрморта Пикассо, всвою очередь напоминавшего натюрморты Шардена Атрибуты искусства, прямо перешли наполотно Дали» (речь идет ополотне двадцатидвухлетнего художника «Композиция изтрех фигур (Неокубистическая штудия)» 1926года). 15-гоже июня 1924года врамках программы «Парижские вечера» вТеатре деля Сигаль состоялась премьера балета Эрика Сати «Меркурий» сдекорациями икостюмами Пикассо впостановке Леонида Мясина.

Меркурий демонстрирует новый танец, втягивая вдействие присутствующих, егомагические жесты «изобретают» буквы (персонифицированные, разумеется), которые подключаются кобщему веселью. В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). изхрама Аполлона вАнакторионе. За всю жизнь он создал порядка 20 тыс. Глядя на это панно, вспоминаются слова Поля Элюара: «Отчаяние раздувает огонь надежды». В простой и объективной манере исполнен натюрморт «Горшок, рюмка и книга» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В это время Пикассо увлекается натюрмортами и наделяет их глубоким философским значением. Вчастном собрании хранятся десять кроков Пикассо «вантичном стиле».

Ихотя было отмечено, чтобарселонские академические штудии Пабло Руиса демонстрируют нетолько «техническую одаренность» юноши, нои некоторое пренебрежение «кидеализированным классическим канонам, устанавливающим пропорции человеческого тела», всеже скажем, чтосреди множества других сохранившихся рисунков, более похожих набеглые, подчас карикатурные зарисовки именно эти штудии демонстрируют очевидное владение формой ипространством, тоесть– художественным мастерством. Разница очевидна винтерпретации пластики персонажей. Мир балета не мог не оказать влияния на дальнейшее творчество художника.

Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников. Новые веяния психического автоматизма и «конвульсивной красоты» в полной мере проявились в таких его произведениях, как «Мастерская модистки» (1926, Национальный музей современного искусства, Париж), «Большой натюрморт на круглом столе» (1931, Музей Пикассо, Париж). Художник окаймляет эту овальную картину толстой веревкой из пеньки, которая служит рамкой.

Художник никогда не имел заранее намеченного плана. Итогом творческих исканий живописца стала его «Композиция с черепом» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год.

В духе фовизма исполнено полотно «Ярмарка в день Святого Креста Господня» (1921, Музей Дали, Фигерас). Кажется, чтотрадиционная живопись отступает поднатиском варварского художественного темперамента иновых способов изобразительности однако авангардное мышление, темнеменее, неразрушает просматриваемую вполотне интенцию пиетета поотношению кстаринному мастерству. Воображение помогало художнику создавать необыкновенные композиции, в которых счастливые пары взмывают в воздух («День рождения», 1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Над городом», 1917, Третьяковская галерея, Москва «Прогулка», 1917, Русский музей, Санкт-Петербург). Пишет Пикассо и свои излюбленные натюрморты с гипсовыми античными слепками, которые кажутся героями классических драм в модернизированных постановках («Натюрморт с античной головой», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж «Мастерская с гипсовой головой», 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Стоит обратить внимание наживописную манеру полотен 1906года сизображением «куросов», почти монохромных, вкоторых превалирует терракотовая цветовая составляющая какв фигурах, такив фонах. Это — каминная полка, где расположена сама компотница и визитная карточка художника. В результате общения двух авангардно настроенных молодых художников ищущих новых форм в искусстве, рождается новый стиль.

Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). Она– художник ипервая вряду изображенных художниц вего последующем творчестве. Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями. Я не знаю более страшной картины, чем эта натюрморт Пикассо». Смерть тореро» (1933, Музей Пикассо, Париж).

Начало оживления жизни. В ранний, парижский или «голубой», (1901–1904) период творчества он исполнял работы под несомненным влиянием импрессионистов — А. Тулуз-Лотрека, П. Сезанна, П. Боннара, Э. Дега. (Бокал – любимый предмет. Вэтотже год создаются рисунки пером итушью, как, например, получивший наименование «Двеобнаженные иПан играющий насвирели», гдерядом сиграющей насвирели лежащей мужской фигурой расположились длинноногие богини. Пикассо использует колорит, основанный на теплых, почти солнечных оттенках. Позднее, в 1928 году, Дали писал: «Пора свести счеты со стерилизованной геометрией, холодной геометрией сухих инкрустаций и плоских объемов в духе Джорджо Моранди, со всеми его натюрмортами из которых выкачан воздух во славу постоянства памяти».

В этом произведении сочетается аскетизм Сурбарана и условность византийской иконописи. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам. Один из силуэтов — эбеновый — кларнет, а кофейный, с прожилками дерева — скрипка. Более того, подобное соединение «вечных ценностей» савангардной художественной лексикой, пожалуй, должно было послужить основательной мотивацией ксозданию серии.

Так, осенью 1901 года Пикассо исполнил два знаменитых полотна — «Арлекин и его подружка» и «Любительница абсента». Контакты с сюрреализмом. Таким образом, каждый компонент коллажей Пикассо становится метафорой и иносказанием.

Художник в это время усиленно анализирует форму, раскладывая её на отдельные составляющие элементы, показывает их одновременно с разных точек зрения, предлагая зрителю проделать самостоятельную «сборку» целостного образа. В этой удивительно красивой картине уже заметно стремление к новому — сюрреализму. Как бог. «Флейта Пана» стала определенным итогом (иливариантом. ) поисков нового живописно-структурного языка этого периода, наиболее органично объединившего лаконичную значимость фрески искульптуры.

Сама гипсовая голова господствует впространстве, множится из-за падающих теней ицветных плоскостей «подсветки», придающих чертам лица самые разные выражения. В это время самыми крупными его работами являются «Мастерская в Калифорнии» (1956, Музей Пикассо, Париж), «Весна» (1956, Национальный музей современного искусства, Париж), «Бухта в Канне» (1958, Музей Пикассо, Париж), «Утренняя серенада» (1965, Малый дворец, Женева), «Кавалер с трубкой» (1970, Музей Пикассо, Париж). В 1955 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Скульптуры Парфенона Пикассо хорошо знал помногочисленным иллюстрациям иблагодаря визиту в1919году вБританский музей. Женский персонаж Пикассо в«Дриаде» представляет собой поистине антитезу салонным приличиям исодержательным и, всвоей грубой первобытной утрированности, – формальным.

Пачка табака. Впрочем, сам Жарри вошел в историю французской литературы как вечно эпатирующий публику гамэн и стиль его мышления совпадал с настроением картины Пикассо. Вероятно, это полотно много значило для самого художника, который по прошествии пятидесяти лет писал: «Хлеб по природе своей гетерогенен, ему ведь приходится терпеть и литургическое надувательство со стороны корзины и конвульсивный анархизм драпировки». В1917году Сергей Дягилев пригласил его создать декорации икостюмы дляпостановки балета «Парад». Своей кульминации новый художественный метод достигает на полотне «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), где резкие деформации знаменуют собой переход к кубизму. Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная.

Подобная зримая метафора была в свое время разъяснена как поэтический образ Гарсиа Лоркой: он «основан на взаимообмене обличьем, назначением и функциями различных предметов природы и ее идей». Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. О сути своих предметных композиций сам Пикассо высказался так: «Бутылка на столе так же значительна, как религиозная картина», вероятно имея в виду драматизм окружающего пространства («Зеленая миска и черная бутылка», «Бидон и миски», обе — в 1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Ее лицо на каждом полотне оставалось одинаково красивым, умиротворенным и доброжелательным, а тело превращалось в стройное и грациозное растение. Одной из первых работ данного цикла стала «Скрипка» (1912, ГМИИ, Москва). Кажется, будто об этой картине Аполлинер писал в одной из своих поэм: «Маленький дух без признаков плоти — каждый подумал». И– знаменитую певучую «энгровскую линию».

Фрагменты человеческих тел соединены с неживыми предметами. По замыслу автора, зритель сам должен проделать определенную аналитическую работу по воссозданию образа музыкального инструмента. Среди самых красивых ранних натюрмортов художника – небольшая овальная картина «Музыкальные инструменты». Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям.

Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. Палитра художника становится более светлой, а линии — плавными и легкими. Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям. Особенно выразительной представляется работа «Семья бродячих акробатов» (1905, Национальная галерея, Вашингтон), которая буквально пронизана ощущением одиночества и отрешенности несколько странных персонажей, облаченных в артистические костюмы среди безлюдных пустынных дюн. Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ». Любовь и женитьба в 1915 году на Белле Розенфельд, ставшей главной моделью художника, способствовали появлению картин с фигурами влюбленных («Зеленые любовники», после 1914, частное собрание, Москва). Также, как, очевидно, «Испанка сострова Майорка», отрешенная отгруппы остальных персонажей наполотне «Семья комедиантов» изнью-йоркского Музея современного искусства, была вдохновлена античными изображениями женских фигур скувшинами, такив открывающем цикл очередного классицистического периода полотне «Триженщины уисточника» (1921) сего статуарными, ав складках одежд даже– архитектурными формами, ещераз проявляется потребность приобщиться кпрекрасной утопии (ноне всегда идиллии) античных образов, внесуетной обыденности, животно-непринужденных ивеличественно человечных даже вбытовых сюжетах.

После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. Наиболее интересной представляется композиция «Кларнет и скрипка» с ее черным планом, отступающим за коричневый, связанный с ним небольшим кремовым квадратиком. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ. Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот. «Герника» – это Апокалипсис XX века, в страшных сумерках которого высвечивается растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, мать с убитым ребенком и женщина, которая держит в руке светильник. Образование живописца Дали получил в Мадридской академии художеств. В 1900 году Пикассо в первый раз попал в Париж. Но другое название картины — «Кубистический автопортрет» — говорит о том, что художник действительно представил автопортрет, расслаивающийся на холсте на множество профилей.

К тринадцати годам он уже освоил академическую программу. Грацииже превращались втри родственные Ночи конструкции, похожие накуколки насекомых сподвижными палочками-шеями ималенькими, круглыми головками. Можете забрать на память». Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет.

В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Эти произведения действительно воспринимались как некие религиозные откровения. Пабло Пикассо – не просто один из самых известных художников XX столетия.

Из них мальчик и черпал свои первые знания. Способность художника клукавому «перевертыванию» содержания, квнутреннему перевоплощению делают логическим, казалосьбы, случайный приход Пикассо втеатр. «Портрет Амбруаза Воллара» (владельца галереи, коллекционера) выполнен в формах аналитического кубизма.

Кроме постановок «Андромахи», «Икара», «Послеполуденного отдыха фавна», отметим «Эдипа-Царя» 1947года. Это первый коллаж в истории современной живописи. Ужас перед нависающей бедой придал картинам Пикассо тревожную тональность, но по-настоящему его сразил налет на Гернику, шеститысячный городок, разбомбленный в считанные часы и горевший потом еще три дня. Ивоссоздает ситуацию какв прикладном творчестве, такив художественных Салонах конца XIX– начала ХХ века, накоторых «бродили» «целые команды» нимф, втом числе ипопулярнейших дриад. К чему добиваться этих различий однообразными мазками масляной живописи и пытаться «передать» видимое через множество мучительных и риторических условностей: перспективу и т. п.

В 1948 году Дали вернулся на родину, в Испанию. Есть предположение, чтоименно эти эскизики предназначались для«Антигоны». Этовременное пристрастие красноречиво подтверждается иобстоятельствами, связанными скражей испано-римских статуэток изЛувра иприсвоением таковых впоисках «путеводной нити кэтому искусству, одновременно варварскому иантичному». Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо).

Южная идиллия дополнялась теплым морским воздухом, криками чаек, любимыми утренними ворчаниями Пикассо и поцелуями Франсуазы. Внатюрморте «Бюст ипалитра» Пикассо изображает похожий древнеримский мужской бюст сбрутальными чертами лица, чтоив композиции «Скульпторша». Как часто это бывало раньше, все изменила женщина. Егохудожественная манера, методы иприемы менялись вневидимой логики ичасто существовали одновременно. Вероятно, этот предмет, по-французски называющийся jarr, то есть «глиняный горшок», является посвящением литератору с созвучной фамилией — Альфреду Жарри. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску.

Таковы «Сидящая купальщица» (1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Фигуры на берегу моря» (1931, Музей Пикассо, Париж). Силуэты артистов словно колеблются, что вызывает у зрителя ассоциации с дрожащим пламенем свечи или вьющимся побегом растения («Актер», 1904, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Девочка на шаре», 1905, ГМИИ, Москва «Семья акробатов с обезьяной», 1905, Художественный музей, Гётеборг). Подготовка кпостановке «Парада» проходила вРиме. Напротяжении двадцатых годов втворчестве Пикассо нераз появляются купальщицы, написанные маслом, темперой, нарисованные карандашом илитушью.

В этот период даже портретные работы Пикассо напоминают натюрморты, а фигуры становятся неким подобием механических монстров, словно созданных из отполированных, гладко выточенных деталей: «Сидящая купальщица» (1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Фигуры на берегу моря» (1931, Музей Пикассо, Париж). Композиция составлена из бутылки абсента «Перно» и рюмки, поверх которой положен кусочек сахара, стоящих на овальном деревянном столике. Приэтом, несмотря наусловность техники, вкомпозиции больше жанровости, нежели вживописной «Флейте Пана». Смещаются оси, наплывают друг надруга силуэты. Даже контрастное сочетание белоснежного лица бюста, легкой (посравнению с«Бюстом ипалитрой») брутальности его черт степлотой карнации идевичьим обликом скульптора создает определенную уравновешенность.

Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Живопись «Скульпторши» также строится навнутренних парадоксах.

Женщины в этот период изображаются как устрашающие механизмы, составленные из гладко выточенных деталей. Картина осталась незаконченной, благодаря чему сохранилась ее призрачность, а материальность как бы не реализована до конца. Какоказалось, вскоре театр сделался длянего своим поприщем, асценография– областью, вкоторой Пикассо судовольствием экспериментировал. В начале июня панно, выставленное в Париже, получило мировую славу.

И собирает заново. Справедливо отметив, чтоПикассо редко давал названия своим произведениям, А. Г. Костеневич всеже подробно исследует «генезис исмысл» этой картины Пикассо. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Вся группа вещей показана развернутой в манере Сурбарана.

Явление обозначено. Всерии эскизов небыло композиций, схожих стой, чтоон делал какучебную работу вначале своего творческого пути, но, темнеменее, более известное вистории искусства подобие именно той старой (аточнее сказать– образец длянее) возникает впрямой ассоциации усовременного автора: «Скульптура Человек сягненком (1943) будет лучше всего символизировать это христианское воплощение образа Мосхофора». И, конечноже, тому способствует «событие», зафиксированное врисунке. Череп кажется большим золотым слитком и придает завершенность метафорам, звучит как реквием.

Таковы картины «Две обнаженные» (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Сидящая обнаженная» (1906, Национальная галерея, Прага), «Гертруда Стайн» (1906, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Этот духовно близкий Пикассо человек неожиданно и безвременно умер. И действительно картины этого периода темные и мрачные, так в «Натюрморте» преобладают сиреневые и синие краски и только золотистый череп выделяется из общего плана картины. Одинаково показан поворот голов человека и животного, ритмы композиции синхронны. Центральная тема трагедии обозначается вобразах захватывающе ясных икрасноречивых. В это же время Дали создает произведения, где формы наслаиваются друг на друга и образы получают неоднозначное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт, Лондон «Возникновение лица и фруктовой вазы на пляже», 1938, Уэдсворт, Атенеум «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Брак говорил: «В начале всего — контакт с Сезанном. Леонардо да Винчи, Рембрандт, Караваджо.

Рассерженная публика была возмущена оформлением. Герника и отличающийся мрачностью. Он свободно меняет пропорции и ракурсы, в результате чего большие фигуры оказываются расчлененными на отдельные фрагменты («Женщины, бегущие по пляжу», 1922 «Флейта Пана», 1923, обе — Музей Пикассо, Париж). Среди воспоминаний самого раннего периода, кроме уже упомянутых, ещеодно видится ключевым вформировании способности Пикассо одновременно спочтением, нои вольно, по-свойски относиться кклассическим образцам: «Пикассо вспоминал, чтооднажды отец приобрел гипсовый бюст греческой богини, классическую красоту которой он решил использовать длясоздания образа святой Мадонны Печали.

Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. Таковы «Композиция с виноградной гроздью и грушей» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Человек с трубкой» (1914, Музей Пикассо, Париж). По Делакруа (1955) Менины. Его живописные портреты начала 1920-х годов изящны и напоминают о графичности Энгра. В это время мастер создал такие выдающиеся полотна, как «Арлекин и его подружка» (1901, ГМИИ, Москва) и «Пьяница (Любительница абсента)» (1901, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Искусству следует искать новые пути в будущее. Что же касается предметных деформаций, то о них замечательно написал С. Аксенов: «Пикассо смотрит в упор на свои предметы так близко, как смотрят на лицо любовницы».

Как часто повторяет Пикассо, художник работает «не с натуры, а подобно натуре». Дягилев предложил ему обновить задник кбалету «Послеполуденный отдых фавна» (1922). С 1926 года она хранится в Чикаго. Тема быков возникла в творчестве Пикассо во время двух поездок в Испанию: образ Минотавра возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году («Минотавромахия»).

Пабло Пикассо также занимался керамикой, скульптурой, графикой и дизайном. Иневозможно вывести формулу немедленной его рефлексии нанепосредственные впечатления. Ина ней сияла луна (ее круг был чуть больше белого «пятака»– головы богини Ночи), чернели три «галочки» птичьих силуэтов иостролиста. Типичным образцом подобных композиций можно назвать полотна «Ольга Хохлова» (1917, Музей Пикассо, Париж), «Сидящий Арлекин» (1923, Национальный музей современного искусства, Париж).

«Герника» – пророческая картина, но в ней есть не только предчувствие страшных катастроф, но и светоч веры. Ему пришлось срочно выехать из Германии и возвратиться в Россию. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Пикассо считал – «кто грустен, тот искренен». Ягоды выглядели такими реальными, что хотелось протянуть руку и взять их. Плоскости обнаруживают переменные ракурсы (избегая, впрочем, демонстрации ребер, какэто бывало раньше, апотому рождая впечатление странной развертки стереоэффекта).

Вещи вних чуть сдвигаются, колеблются, меняют абрисы. Впрочем, Гертруда Стайн подвпечатлением отлаконизма художественного языка оформления «Меркурия», орнаментальной гибкости проволочных конструкций играфики занавеса вспомнила окаллиграфии, которой вто время Пикассо увлекался чрезвычайно. Картина «Бойня» – последнее трагическое произведение Пикассо. Осенью 1944 года он вступает в коммунистическую партию. На полотнах Дали зритель видит чудовищные фантасмагории, устрашающие фигуры («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Подобные приемы уже говорят о переходе художника к кубизму. Не оставлял художник и манеры кубизма. Он занимался организационной и педагогической работой.

Из всеобъемлющей концепции выбивается лишь череп золотистого оттенка. Ваза с фруктами. По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Здесь же был выполнен его «Живой натюрморт» (1956, Фонд Морзе, Кливленд), где предметы (стакан с вином, бутылка, нож, вазы, фрукты) по воле воображения автора парят над столом так же, как летящая над водой ласточка. Замечателен натюрморт Пикассо «Букет цветов в сером кувшине и рюмка с ложкой», где пышный букет напоминает о полотнах Руссо Таможенника: такая же вызывающая экзотичность и таинственность.

Война, в заключение которой был создан Натюрморт, очень потрясла живописца и ей был посвящен определенный отрезок жизни, названный в художественной сфере Война. Разгневанный Цербер преследовал его. И совсем иным предстает Дали в композиции «Натюрморт в лунном свете» (1928, Центр искусств королевы Софии, Мадрид). Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Но уже тогда его рисунки, а также методы их создания шокировали зрителей. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». В «розовых» работах Пикассо чаще изображает не просто одного или двух людей, а целые семьи, людей, связанных не только кровными, но и духовными узами. Кубизм. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства).

Площадку первого акта Пикассо оставил абсолютно пустой. В 1900 году художник посетил Париж — столицу искусства — и жил попеременно то в Париже, то в Барселоне до 1904 года, после чего принял решение переселиться в Париж окончательно. tienne deBeaumont), были исполнены встиле «живых картин» ипредставляли собой своего рода набор пластических поз (собственно таковым ибыл подзаголовок– «Poses plastiques en trois tableaux»), создавая впечатление перелистывания кадров моментальной фотосъемки. У него было огромное количество последователей. В щелях старой двери жили древоточцы. В пространстве картины можно отметить лишь один элемент чуда — это причудливое преломление края горшка в стеклянной поверхности рюмки. Каретников, вышедшая в 1967 году.

В это время он полностью определился со своими художественными пристрастиями. «Нет, — ответил художник, — это сделали вы. Пикассо увлекается в это время примитивизмом африканской скульптуры и подпадает под влияние живописной системы Сезанна.

Конечно, Пикассо это всячески отрицал. Родился Пабло Пикассо в Малаге (Испания), 25 октября 1881 года. Напиток символизирует непонятость, отверженность Арлекина как художника-творца. В самом центре Пикассо разместил роскошный розовый окорок. Серия рисунков «Триграции», появившаяся из-под пера Пикассо в1923году, стала своего рода подготовительным этапом к«Меркурию». «Подробности» оконного обрамления здесь уступили места пилонам.

На стекле — синяя надпись «Ресторан». Зритель видит мрачный пустынный пейзаж с развешанными мягкими циферблатами, как будто лишенными своей материальной сущности. Ранняя форма кубизма (1908–1912) называется аналитической. Ив этой «Студии» ив других работах натотже мотив комбинации предметов слегка трансформируются, ногипсовая голова царит вбольшинстве постановок.

Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). Художник использует кубистические приемы до 1923 года («Женщины, бегущие по берегу»). Это «Коррида» (1934, частное собрание), «Коррида. Кажется, что мастер просто зачарован подобной нежизненностью восковых растений.

В 1906 году лирически прозрачный «розовый» период художника ушел в прошлое и на его полотнах появились монументальные обнаженные фигуры. Казалосьбы, этим исполненным затаенной силой телам впроизведениях его «монументального классицизма» несвойственно наслаждение порывистым движением, энергией взрыва, всвоей весомости они способны лишь нарепрезентативную статику. Вспециализированном тексте вполне можно былобы пренебречь упоминанием о«школе» учебной, оначальных обязательных идобровольных упражнениях, еслибы во«взрослом» творчестве Пикассо невозникали явные реминисценции тех учебных гипсовых фрагментов икопий признанных шедевров, словно подтверждая странное свойство мастера всвоем новаторстве удерживать впамяти все впечатления, которыми одарил его Господь. Яков Тугенхольд так сказал об одном из натюрмортов Пикассо: «Бутылка на столе так же значительна, как религиозная картина». Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. Он является одним из основоположников направления в живописи – кубизма.

Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых и прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. После произведений «голубого периода», картины «розового периода» представляют мир циркачей и бродяг («Семья акробатов с обезьяной», «Девочка на шаре», «Семейство комедиантов»). Еще мгновение и он превратится в драгоценный камень. Внутри этого гигантского глаза ипротекает действие. Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году. Трубка.

Речь идет нетолько обоформлении, занавесе, костюмах, нои охарактере исполнения, который, былобъявлен уже вподзаголовке. Своеобразной репетицией такого строя композиции можно трактовать «Окно» (1919), объединившее внатюрморте приемы синтетического икриволинейного кубизмов изящество ритмики вперепевах узоров решеток итени сясностью средиземноморского классицизма визображении морского горизонта воконной перспективе. Эти образы сами по себе являются протестом против безжалостной агрессии. Лишь всередине черного бархатного задника высилась сначала плоская схематическая конструкция, совмещающая всебе ложе ибиоморфную фигуру Ночи, азатем вертикальная «колонка» извосьми неровных широких цветных плашек, создававшая впечатление зыбкого видения лунной дорожки наводе.

Образы «Герники» напоминают вневременные фантомы, галлюцинации. Бокал. Нопраздник прерывается «похищением Прозерпины» Плутоном иХаосом, уносящими ее наколеснице (эта последняя, каки фигура девы илошадка выглядели какарабески ибыли сделаны изгнутых ротанговых прутьев) взагробныймир. А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). Ноеще в1918-м наотдыхе вБиаррице он создает небольшой (23. И вот уже там его – предостаточно.

Руки героини и, возможно, чересчур длинные хрупкие пальцы не нарушают гармонии облика. Натюрморты воссоздают конкретную и реалистичную вещественность той эпохи. Однако Пикассо издесь ломает рамки восприятия, показывая в«Бегущих» столь заразительный порыв могучих гигантесс (композиция, включившая персонажей внапряженно сдвинутое погоризонтали открытое пространство морского пляжа, выстроена так, чтокажется иммала земля), чтоскромная поформату гуашь оказалась способной «отразиться» назанавесе кдягилевскому балету «Letrain bleu» (1924).

— Скрипка. Образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет тему картины «Герника», самого знаменитого его произведения, которое он пишет вскоре после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков. Вместо солнца Пикассо изобразил электрическую лампочку. Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Спустя два года появился абсолютно непохожий на прежние натюрморт «Корзинка с хлебом» (1926, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида, США).

Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Отринув ее обязательность вкачестве основы творческого опыта, вдальнейшем он стремился расширить свои формальные возможности лексемами изсловарей иных времен икультур. Речь идет обиллюстрациях к«Метаморфозам» Овидия (1930–1931) ик «Лисистрате» Аристофана (1934). Примером таких композиций служит натюрморт, хранящийся в Эрмитаже, — «Компотница, фрукты и рюмка» (1909).

Логика новаторов проста. Это сгусток боли и страданий. «Натюрморт» написан в конце войны, которая так поразила художника, что ей он посвятил целый период своей жизни, так и называемый в искусстве – «Война.

Формы перетекают одна в другую и из темноты рождаются ускользающие образы-символы. Непосредственноели ежедневное впечатление отэтих классических фрагментов иливоспоминания обучебных штудиях (посвидетельству самого художника, онникогда ничего «неотпускал» изсвоей памяти) трансформировались вего творчестве вустойчивые мотивы сфрагментами античных гипсов. Вероятно, это, по мнению художника, просто фантомы, когда они не наполнены.

Варианты их поз заставляют вспомнить «Больших купальщиц» Сезанна, ноболее– «Турецкую баню» Энгра. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Это полотно восходит к творчеству Карло Карра и Джорджо Моранди. По Мане (1960). Одному только ему посвящены десятки живописных работ, хватит на отдельную обширную подборку. ) Предлагаем сейчас проследить эволюцию «винного» натюрморта «с участием» бутылок и бокалов в живописи Пикассо периода кубизма, 1907-1917.

Античной основой вдохновения подобных композиций можно предположить скульптуры Парфенона. Приступы ревности довели Дору Маар до психиатрической больницы, но художник, не приметив в этом и толики своей вины, вскоре предложил новой любовнице переехать жить к нему. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. В 1950–1960-е годы мастер продолжал активно работать.

Так и произошло. Оно словно является откликом на стихотворение Бодлера: «Я воспеваю грязного пса пса-комедианта».

По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Франсуаз Жилло на протяжении десяти лет была женой Пикассо и потом написала книгу «Жизнь с Пикассо». Зачем повторяться. Пришедший к власти Франко отменил ее.

Творчество Пикассо было ему вподдержку. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен.

Игральные карты. Книга. В этом году словно произошло перерождение Пикассо. Балет длился восемь минут исостоял, фактически изтринадцати эпизодов. Скульптурная голова накартине, какбы обозначая границы реальности, неотбрасывает тени, вотличие отостальных предметов встудии ифигуры самой молодой женщины, нов упомянутом натюрморте «Бюст ипалитра», гордо представляющем атрибуты искусства, несмотря натуже явную плоскостность изображения, тень появляется. Накартине, которую он назовет «Видение Майорки», Пабло изобразил Себастьена созерцающим скалы, принимающие формы профилей античных мудрецов илител обнаженных женщин, сладострастно раскинувшихся наберегу».

Он возвышается на столешнице мощного неуклюжего комода с выдвижным ящиком и кажется завораживающе живым: во все стороны цветы раскинули свои «уши» и «глаза», а их лиственные аккорды громко звучат в аскетической и строгой атмосфере испанского фона. Ав парижском Музее Пикассо– егоэскизы кзаказанной стенописи дляпавильона Испании наВсемирной выставке 1937года, созданные еще добомбардировки Герники, тема которых– мастерская художника ина одном изэскизов мы вновь узнаем сжимающую, вданном случае «серпастый» и«молоткастый» инструмент, руку, превращенную всимвол сопротивления («нопасаран» интербригадовцев). Тримифологических эпизода, сочиненных покровителем антрепризы графом Этьеном деБомоном (.

Это на самом деле поразительно. Герои этих жизнерадостных полотен — циркачи и бродячие актеры, музыканты и влюбленные («Зеленый скрипач», 1923–1924, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк «Акробаты», 1926, частное собрание «Новобрачные у Эйфелевой башни», 1928, частное собрание «Акробатка», Национальный музей современного искусства, Париж «Влюбленные в сирени», 1930, частное собрание, Нью-Йорк). Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. В 1906 году лирический «Розовый период» сменяется монументальностью и обобщенностью мощных форм.

Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Традиционное европейское поклонение женской красоте, «вечной женственности» иопасение таковой модифицировалось Пикассо, превратив объект впугающе примитивного идола, ставшего индикатором эпохи. Он очень рано проявил способности к рисованию. Пожалуй, более всего челлиниевской ифьорентиниевской античностью веет отизысканных графических листов самого начала 1920-х («Трикупальщицы наморском берегу», «Трилежащие напляже обнаженные», «Купальщицы» идр. ).

На том же самом черном фоне, но уже без драпировки, на краю гладкого стола словно монумент застыла плетеная из тонких прутьев корзинка с хлебом, кажущимся еще более совершенным, чем прежде. С1905года античные реминисценции подспудно, новсе чаще проникают втворчество Пикассо. Вероятно, молодой художник прекрасно знал и метафизическое искусство Джорджо Де Кирико. Собственно варьируются исами композиции. Освещение становится «пластичным», день сменяет ночь, тени создают параллельную реальность, множат образы-обманки. Словно вголландском натюрморте XVIIвека, где«мертвая натура», «тихая жизнь» содержит послание vanitas иповседневность этого натюрморта Пикассо оказывается чреватой предшествующей ибудущей драмой, аккумулирует вариации смыслов.

В 1945 году Дали вновь возвратился к прежней теме, написав еще одну «Корзинку с хлебом» (Музей Дали, Фигерас). В. А. Крючкова отмечает: «Егоантичные сюжеты проистекают неиз хранилищ воображаемого музея, неиз ностальгических путешествий впрошлое, аиз наблюдений напляжах Лазурного берега иНормандии (добавлю отсебя илетнего Динара вБретани 1922года. – Н. Г. ). Вту минуту я абсолютно явственно видел ее, онавыходила совсем какАфина изголовы Зевса. Вероятно, вподобных упреках была своя справедливость.

Отметим, – вкоторый раз мы возвращаемся кпривычной терминологии. Старый коньяк. Из первых работ Пикассо сохранились портреты отца, на которых он похож на Дон Кихота. Пикассо, как и прежде, предпочитал работать сериями: «Жаклин в профиль» (1959), «Художник и модель» (1963–1965), «Художник» (1964), «Мушкетер с трубкой» (1968).

Хорошо известно, чтоколлеги, уяснив хищный дар Пикассо кхудожественной абсорбции, сбольшим неудовольствием относились кего посещениям собственных ателье, опасаясь быть «разворованными». Статические позы танцовщиков были инспирированы этрусскими барельефами иросписями. Например, каждое из 58 полотен «Менин» (все — Музей Пикассо, Барселона) представляет собой моментальный снимок, остановившийся на миг в непрерывно меняющемся сознании кадр, а также каждый раз новое прочтение художником великого Веласкеса.

Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Себастьяна уДали». Ипонял, чтонакартине ей неместо онадолжна стать статуей. К тому же появилась фотография. За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась.

Подобное обстоятельство, естественно, не могло оставить живописца равнодушным. Пьеро изображенный вфас, воткинутой руке держал смычок какволшебную палочку, адругой прижимал к«шее» скрипку. Если вы помните эпизод с авангардным портретом главного злодея из детского фильма «Принц Флоризель», то это отсылка именно к этому периоду творчества Пикассо. Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Впрочем, абсолютно очевидно главное: Пикассо никак неиллюстрирует здесь сюжет «изXVIIвека», аскорее используя Бальзака, дает свою интерпретацию мифа оПигмалионе, охудожнике, пытающемся проникнуть взагадку таинства творения. Впредыстории вопроса– античность какобразец (прежде всего, – ввиде набора гипсовых слепков) исследуемая юным Пикассо врамках традиционной художественной школы.

Даты деяния определены. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. Такпрописаны-прорисованы даже изящные черты лица девушки. Теме корриды был близок образ чудовищного Минотавра, в котором Пикассо видел воплощение подсознательных инстинктов человека и стихийных разрушительных природных сил (офорт «Минотавромахия», 1935, Музей Пикассо, Париж рисунки и гуаши с изображением Минотавра (1935–1936).

Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати. Искусствоведы склонны рассматривать сюжет картины в качестве вариации на тему vanitas («суета сует»), распространенную в работах старых мастеров. «Портрет Абруаза Воллара» недаром всегда называли шедевром психологического реализма. Замечательно полотно «Мальчик с собакой» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако, несмотря навсе старания, произведение, вспоминал Пикассо, получилось уродливым». Выразительность графики подчеркивалась широкими пластами цветных заливок.

Мягкие, расслабленные формы идеальных эллинистических пропорций фигур женщин, каки их лики сподчеркнуто «греческими» профилями, придают изображению настроение, далекое отнесколько напряженной сосредоточенности живописного полотна. Иесли возникла возможность связать эту руку сфигурами «Рабочего иколхозницы», нелишним будет вспомнить, чтокомпозиция Б. М. Иофана, воплощенная В. И. Мухиной, была вдохновлена раннеклассическими «Тираноубийцами». Классические мотивы претерпевают под кистью художника экспрессивные деформации. Такова «Компотница с виноградной гроздью и грушей» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Дали писал: «Когда я покажу вазочку кружащейся в пространстве вместе с веером и фруктами, цветной капустой, птицей, бокалом, бутылкой из которой изливается содержимое и ножом напротив окна, а за окном будет простираться бескрайняя морская гладь, покрытая зыбью, когда я выставлю руку, сжимающую в пальцах рог носорога, — все это будет означать, что я решился и начал постигать пространство-время путем созерцания левитации, которая разрушает энтропию».

После освобождения. Летом 1912 года Пикассо создает серию изображений музыкальных инструментов. В произведениях периода синтетического кубизма (1912–1915) мастер начинает широко дополнять живописные элементы графическими изображениями — разнообразными буквенными надписями, цифрами, нотами или рисунками игральных карт. 1927, Музей Дали, Фигерас).

Пикассо написал ее в возрасте 22-х лет, после того, как его друг застрелился из-за несчастной любви. Отец Сальвадора имел большую библиотеку, где было множество книг по искусству. В 1907 году Пикассо 26 и он работает с Жоржем Браком. Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture). В композиции «Компотница с гроздью винограда и разрезанная груша» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург) использован вертикально наклеенный кусок бумаги, который представляет фарфоровую компотницу снизу приклеена выкройка из серой бумаги.

Так и в Натюрморте главенствуют преимущественно синие и сиреневые тона. Почти всю свою жизнь прожив во Франции, Пабло Пикассо всегда оставался испанцем. Партитура.

В самом деле современники считали подобные произведения некими «черными иконами», которые, хотя и составлялись из обычных хозяйственных предметов, но существовали исключительно для потребности художника в самовыражении. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. Но«оживший кубизм» насцене, даеще всочетании сзанавесом, накоторый Пикассо вывел всех своих излюбленных персонажей розового периода– арлекина, гитариста, жонглера, маленькую акробатку, аеще белого крылатого коня Пегаса сподвязанными крыльями, вызвал недовольство исобратьев-художников, посчитавших такого рода участие втеатральной постановке изменой строгим принципам кубизма, работой напотребу пресыщенной буржуазной публики. Прослеживая лишь нанекоторых примерах линию учебных «воспоминаний» ихотражений изглубин памяти впоследующем многосложном профессиональном творчестве, всеже обязательно следует сказать о«Гернике».