Названия Мозаичных Картин Ломоносова

Как называлась и каковы размеры мозаичной картины созданной Ломоносовым и посвещённой Петру 1

Она имеет десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти. Источник говорит, что "Я. Эти поводы – столетие со дня рождения (1811) и открытие памятника Ломоносову работы Мартоса в Архангельске (в 1829 г. ). В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята». Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. Рубенса) 2.

Будучи сам химиком и историком науки, Меншуткин дал профессиональную оценку вклада М. В. Ломоносова в развитие идей о сохранении массы вещества. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда. Смальта по сути – это просто цветное стекло, только непрозрачное.

В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята». Вот таким образом он продолжает совершенствовать технологию. В 1768г. Набор в мозаиках М. В. Ломоносова производился ускоренным способом им изобретенным.

  1. Мозаическое творчество Ломоносова
  2. Профессии: Искусство, театр, общество
  3. Создание производства цветного стекла Ломоносовым
  4. Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»
  5. Презентация, доклад Мозаики Ломоносова
  6. Создание производства цветного стекла в России Ломоносовым
  7. Презентация на тему: Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова

Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец. Пятая мозаика – «Св. Летом 1756г.

Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. Место было выбрано удачно. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. «Анализируя развитие цветоведения, – отмечает исследователь К. С. Ляликов, – мы должны признать, что именно с опубликованием ломоносовского «Слова» начало складываться цветоведение в современном понимании этой науки». О них стали забывать. В середине 40 годов XVIII века, еще до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Петров значительно увеличил список названных раньше него мозаичных картин.

Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация. Постройка в 1748г. На Руси смальта появилась в XI веке – с началом строительства первых христианских храмов. И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет.

  1. Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
  2. Возрождая знания Византии на новом уровне
  3. Первые трудности и первые успехи
  4. Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова

Полюбоваться ее великолепием можно и сегодня, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон). Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». А остальное – это комплексный подход исследователя к проблемам оптики.

В октябре 1752г. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин.

Наводит порою на ложный след историка искусства». 16 Страницы, посвященные Ломоносову, Петров начинает с ошибки: «Один экземпляр такой мозаики (ватиканской, точно копирующей живопись, – Б. М. ), увиденный Ломоносовым М. В. в доме покровителя его вице-канцлера М. Л. Воронцова, – портрет императрицы Елизаветы Петровны настолько подстрекнул его любознательность, что он изобрел свою смальту». 17 Из биографии Ломоносова, написанной Веревкиным известно, что первой мозаикой, привлекшей зоркое внимание Ломоносова, была мозаичная картина «Плачущий апостол Петр». Именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий, а самые ранние мозаики датируются началом V века н. э. Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. ein abscheulich schn und groes Gemhlde).

Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Он писал: «Итак, сколько испытание физических причин, разные цветы производящих, столько ж или еще больше, примеры римской мозаики побудило меня предпринять снискание мозаического художества». Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737 г. уже освоил все три части этого руководства и, во-вторых, не передал в своем рисунке всех деталей оригинала, главным образом не воспроизвел фона и перспективы лежащей фигуры. Там же находился, по указанию П. Н. Петрова, мозаичный образ «Саваофа».

  1. Все книги автора Леонид Антипин
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  4. Мастер класс по мозаике в Сестрорецке

ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Смальта позволяет прекрасно имитировать масляную живопись. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Но, как говорится, что дозволено Юпитеру. Он вновь и вновь обращается к правительству с «Предложением» организовать производство смальт для мозаик художественных и бытовых вещей из цветного стекла, уверяя, что качество изобретенных им мозаичных составов ничем не уступает римским, а ценой они даже дешевле.

Лишь на основании этих дел Петров мог говорить о мозаичном портрете М. И. Воронцова (1766), о работе над мозаикой изображающей самого Ломоносова, об иконе Богоматери. Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. Прежде всего отметим, что к 1917 г. у Н. Е. Макаренко есть следующая, ранее известная лишь по документу, мозаика этого круга – портрет Михаила Илларионовича Воронцова.

Уже в мае г. М. Первая картина почти абсолютно закончена. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Далее Я. Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец».

Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мезинец». домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли». Имеется в виду «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее».

Мозаическое творчество 
Ломоносова

Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии). Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова. Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики. Академик И. Г. Георги в «Описании столичного города Санкт-Петербурга» (ч. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. Предпринял наконец, по сенатскому указу, сочинение большой мозаичной картины».

Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор. В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаиле Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. О них мы скажем ниже.

В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. В начале 1758г. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Практически было не так и особенно плохо дела обстояло с основными документами, – именно с отчетными ведомостями о состоянии" фабрик. Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским.

В декабре 1764г. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752).

Екатерина». Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича. Они, помимо своего основного занятия – набора мозаик, обучали и других этому ремеслу. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта.

Петра, где покоятся его останки. Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися в Византии, да и смальту привозили оттуда же. Оба материала (и смальту и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей. Среди них – текст описания «Полтавской баталии», составленный самим Ломоносовым. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в России, но и снабдить его новым, совершенным материалом. В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах».

и др. 4сентября этого же года он подносит его Елизавете Петровне. В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук.

Их число (шесть) и некоторые указания на характер изображенного мы имели в документах, опубликованных Макаренко дважды была набрана «мозаика с оригинала Рембрандта», принадлежащего Строганову. Сравнительно небольшая по размерам мозаика (2 фута на 19 дюймов или 80, 76 на 47, 23см) оказалась чрезвычайно трудоемкой в изготовлении.

Однако никаких «милостей» ни от императрицы, ни от ее приближенных Ломоносов не получил. Главным образом – это бисер. Д. И. Канцелярия от строения поднесла ее Сенату.

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Естественнонаучные и художественные дарования Ломоносова слились воедино. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно.

В начале 1758г. М. В. ниже, стр. Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви. Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).

Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов – красного, желтого и голубого. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. Написанная «запутанным стилем» ломоносовского недоброжелателя – В. Тредиаковского – и напечатанная в «Трудолюбивой пчеле» в 1759 г. статья «О мозаике» не упоминала ни об одной работе современных автору русских мозаичистов, несмотря на то, что к этому времени мозаик было выполнено больше двадцати и заканчивался отличный большой портрет Елизаветы Петровны для Московского университета. Этот важный для нас документ был переведен на русский язык с пропусками.

63). Она высоко оценила деятельность М. В. Ломоносова и его мастеров в искусстве мозаики. Запаса созданной на ней смальты хватило на год работы. В 1745 году канцлер Воронцов привез из Рима мозаичные произведения.

вПетербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков. Произнесено Ломоносовым в Академии Наук 1 июля 1756 г. Корреспонденция в «Ученых флорентийских ведомостях» является выдержкой (estratto) из недошедшей до нас статьи Ломоносова, переведенной на итальянский язык. Но результат оказался грандиозным.

В изданной Академией Наук в 1784 г. «Жизни покойного» М. В. Ломоносова» (автор М. И. Веревкин)11 о мозаиках сказано так: «Ломоносов, увидев в первый раз в жизни своей мозаичную картину изображающую плачущего апостола Петра, подаренную в Риме папою Климентом12 Ламбертином канцлеру графу Воронцову, восхотел такую же сделать и в России. Таким образом, можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что художественное наследие М. В. Ломоносова в области изобразительного искусства имеет большое значение для истории как русского искусства, так и русской промышленности.

Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737г. Потом непрестанно занимался сим художеством. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Мы уже не раз упоминали об этой группе мозаик, выполненных «под смотрением» Ивана Вельского.

10. Без всякого основания П. Н. Петров назвал «множество» мелких мозаичных образов «Спасителя» и «Богоматери», будто бы вышедших из ломоносовской мастерской. Ломоносов просит Сенат разрешить ему «к пользе и славе Российской империи» завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекал и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят иза моря великое количество, ценою на многие тысячи. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Он говорит о ссоре вдовы Ломоносова с мозаичистами, о передаче мастерской в ведение Конторы строения, об инспекторе мозаичного художества Иване Вельском, под «смотрением» которого были исполнены последние работы мастерской – мозаики «Св.

Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Скорее можно было думать, что все они пропали. В июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Один экземпляр ее был подарен Екатериной владельцу оригинала. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Но, к сожалению, стала единственной законченной работой.

На выставке 1770 г. в Академии художеств были две работы, учеников Ломоносова: «Св. Прекрасные мозаики украшали Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве. В декабре 1761г. Ответа на этот вопрос дать он не мог. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св.

Он оказался также в доме Воронцовых-Дашковых. Стремясь к этому, господин Ломоносов путем опытов вычислил дозы ингредиентов изобрел инструменты для резки и металлические формы (для отливки), точильные камни, а также приспособления, которыми можно смальту делить на мелкие призмы и, применяя наждак, фацетировать их Великодушная государыня, в знак своего одобрения и удовольствия, доставленного этой работой, осыпала уважаемого автора наградами, а именно дала ему исключительную привилегию и имение в Ингрии, где выстроена фабрика именно такого рода цветных стекол, работающая успешно при этом обучены стеклянному мастерству местные жители. Макаренко знал эту вещь лишь по документу. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора. Екатерину» и «Голову старика». 35 Местонахождение и сюжеты трех других остались ему неизвестными. В связи с этим М. В. Ломоносов писал: «Всех составленных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи». В те же годы была определена и встала на свое место в растущем списке «ломоносовских мозаик» вещь исключительно интересная – «Апостол Петр по римскому примеру».

Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Во второй половине XVIII века, когда Ломоносов сочинял, русский литературный язык только начинал формироваться и он стал одним из его творцов. Отношение Пекарского к мозаикам Ломоносова можно объяснить тем, что Пекарский их не видел. Теперь эта вещь в Русском музее. Екатерина» и «Св.

Сенат не принял мозаики. Вторая часть книги целиком посвящена рудным месторождениям и их поискам. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — голубой.

Воронцов. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Особое значение приобретает это «Дело» как единственный источник сведений о том, что же было с мозаичной мастерской в годы 1769 – 1786. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии. Был нанят хороший городской художникЛ.

Франциск из Паулы», с оригинала Пьяпетты, обнаруженная в 1924 г. в Гатчине. Так, в 1763 г. в Петербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков. Рубенса). Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики. В октябре 1757г.

В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи». Сюжет шестой – «Мария Магдалина». «За то терплю, – писал он в конце своей жизни, – что стараюсь защитить дело Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». 2 И русская мозаика XVIII в. под его руководством отнюдь не была подражанием древним образцам Византии еще меньше хотел Ломоносов повторять современные ему ватиканские мозаики, рабски копирующие станковые оригиналы болонской и римской школ. II, 1794 г., стр. Он разрабатывал теорию цветов исходя из своего понимания физической природы света. «Св. Вот таким образом Ломоносов не мог иметь готовых рецептов.

Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Датируется дело 1769 – 1786 гг. 55 В нем не раз «инспектор мозаичного художества» И. Вельский говорит о работоспособности мастерской и ссылается на последние шесть мозаик 1766 – 1769 гг. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России.

Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Мозаичные миниатюры не были характерны для ломоносовской мастерской. При помощи окисей меди и других металлов М. В. Ломоносов получил стекло: «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «красное берилловое», «очень похожее на превосходную бирюзу», «хрустальное синеватое», «сине-зеленое» ит. д. В сентябре 1752г. В это время М. В. Александр Невский (1757 – 1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758 – 1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758 – 1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765 – 1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св.

Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». В 1750г. Приводим перевод его с итальянского текста, находящегося в бумагах Я. Штелина. 9 «Граф Воронцов, возвратившись из первых путешествий, совершенных в 1745 и 1746 годах по различным частям Европы, привез с собою мозаичные картины, приобретенные за высокую цену или полученные в подарок от папы Бенедикта XIV в Риме, где это искусство процветает. Но из этой попытки ничего не вышло. 13 Упомянутые выше – перевод статьи из «Ученых флорентийских ведомостей» и «Биография Ломоносова», написанная Веревкиным, – надолго становятся главными источниками для авторов небольших журнальных заметок, от времени до времени вспоминающих о художественных работах Ломоносова.

Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Работы по получению русского фарфора стали успешно вестись с 1744 г. прежде всего благодаря трудам Виноградова и Ломоносова. «Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер.

Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. В декабре 1948 г. она обнаружена в частном собрании в Ленинграде. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами». И тогда он решил сам наладить это производство. См.

В. Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в числе других работ он «делал химические опыты до крашения стекол надлежащие». П. Н. Петров сообщил, что две последние работы ломоносовских учеников (1769) «Апостол Павел» и «Св. Эта мозаика изображает Петра Великого победителем Карла XII в славной Полтавской битве. 31) автор такой заметки, подписавшийся буквами И. И., указал на противоречие в этих статьях по вопросу о том, какая же мозаика была набрана Ломоносовым первой – «Мадонна» с Соли мены или портрет Петра Первого с Дангауера (Таннауера). Несмотря на некоторые пропуски в отчетах- «рапортах», Н. И. Сидорову удалось дать достаточно полную и ясную картину работы Усть-Рудицкой фабрики в кратком очерке. Ломоносова.

В пятой части речь идет также и о плавильных печах и процессах, в них происходящих. Окись железа дала Ломоносову в стекле желтые тона, золото – рубиновое стекло». Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Пётр (с картины П. -П. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России.

В апреле 1764г. Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики. Он видел здесь не личную выгоду, а «пользу всенародную». Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора. В 1992 году в Архангельске был создан Межрегиональный Ломоносовский фонд, одной из основных задач которого является просветительская деятельность. Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии идиллии и героические поэмы.

В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Заключительная, пятая, часть «Первых оснований металлургии» посвящена основным процессам извлечения железа и цветных металлов из руд. Она оказалась как бы висящей в воздухе. Началом ломоносововедения можно считать появившиеся сразу же после смерти Л. оценки современников.

Никакого интереса к мозаичному делу Ломоносова эта публикация не вызвала. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.

Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. В «Вестнике Европы» (1806, ч. XXVIII, 13, стр. В архивных документах, напечатанных у Макаренко в «Приложениях», упоминаются еще несколько мозаик, среди них портрет самого Ломоносова, выполнявшийся его учениками после смерти учителя и уже «приходивший к окончанию». Здесь производилась столовая и парфюмерная посуда, всякие скульптурные изображения для украшения дворцов и садов, литые стеклянные столы, плиты, стекло для мозаичных работ, стеклярус, бисер, бусы, галантерейные изделия: запонки, пуговицы, камни к серьгам и т. д. Все эти изделия были очень высокого качества. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин.

Он надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монументальные картины, которые бы прославляли величие России, боевые подвиги и исторические свершения русского народа. В статье М. П. Соловьева «Мозаика на западе и в России» (Вестник изящных искусств, 1885, стр. Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Екатерина» были на выставке в Академии художеств в 1770 г. Судьба «Полтавской баталии», действительно, в подробностях рисуется документами Архива Академии художеств – в нынешнем Центральном историческом архиве в Ленинграде. Ломоносов получил во владение «погорелое место» вАдмиралтейской части Петербурга, на правом берегу Мойки, где построил каменный двухэтажный дом и отдельно от него – мозаичную мастерскую. Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда.

Один из них Ломоносов поднес Сенату. Мозаика находилась до революции в частной коллекции в Ленинграде. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. В 1864 г., в связи с окончанием постройки нового здания Мозаичного отделения Академии художеств, П. Н. Петров, много работавший в архиве Академии, напечатал «Краткое обозрение мозаичного дела преимущественно в России».

Пётр (с картины П. -П. Так, в 1763г. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. 538, 844) называет две ломоносовские мозаики, находившиеся тогда в Академии художеств: «Мозаичной живописи есть портрет императрицы Елизаветы Петровны Ломоносовым и глава апостола Петра с наипревосходнейшим искусством писанная». Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения.

Подзаголовок: «О мозаическом художестве». Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора. В 1758г.

Этого было достаточно, чтобы с первого взгляда господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии в знаменитой Петербургской Академии, принял решение и взялся за трудное дело добиться того же с помощью одного только своего глубокого знания химии оно ему так помогло, что после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой, он приготовил все необходимые цвета для такой мозаики, которая, будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей им ни в чем. Она вернулась в Канцелярию и след ее в дальнейшем был затерян. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви.

Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что усиливало глубину и звучание цвета. Так, в 1751г. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. была создана комиссия из членов Академии художеств. Тревога была не напрасной.

Она оказалась как бы висящей в воздухе. Правда, в 1829 г. вспомнили, что на задворках Академии художеств, в деревянном сарае, стоит заброшенная «Полтавская баталия» и сделали попытку, приведя ее в порядокТ выставить для обозрения. Эти документы опубликовал позднее Н. Е. Макаренко (1917). Мозаичный портрет Ломоносова до сих пор не найден.

скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена раму. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св.

В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». Екатерина» и «Апостол Павел» (обе в 1769 г. ). В отзыве комиссии отмечалось: « со удивлением признавать должно, что первые опыты мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как и в самом Риме и в других землях едва в несколько сот лет происходить могло».

Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил М. И. Воронцов.

В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Технологии производства смальты – непрозрачного цветного стекла известные итальянским мастерам, держались ими в секрете. Приношу благодарность Ф. Я. Прийме (Государственная Публичная библиотека), указавшему мне на письмо Альгаротти. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон).

Это «Голова старика» с оригинала, выполненного в манере Рембрандта, но отнюдь не с оригинала самого Рембрандта. Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». Следует отметить опубликование в 1867 г. в «Чтениях Общества истории и древностей российских» 21 группы важнейших документов, касающихся мозаичных работ для Петропавловского собора. Он открывает способ получать смальты любого цвета, любых оттенков.

сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Через М. И. Воронцова и И. И. Шувалова он пытался заинтересовать императрицу развитием мозаичного дела в масштабе государства, а также добиться более благоприятных условий для своей научной работы, чтобы «удобнее было производить в действие мои в науках предприятия ибо хотя голова моя и много зачинает, да руки одне и хотя во многих случаях можно бы употребить чужие, да приказать не имею власти». В апреле 1764г. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь – «выложить мозаичными картинами». Ломоносов разрабатывал теорию цветов исходя из своего понимания физической природы света.

В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Это искажало картину ее деятельности. Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира.

Только в 1946г. Господину Ломоносову поручено выполнение этого заказа. Из них Н. Е. Макаренко опубликовал «Апостола Павла», «Св. Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России – искусства составления из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины. По-видимому, к концу своих занятий по рисованию он должен был значительно усовершенствоваться в рисовальном искусстве, но, к сожалению, об этом можно лишь догадываться.

Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Так называл Ломоносов эту работу своих учеников (оконч. Пётр (с картины П. -П. Пётр (с картины П. -П.

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой.

И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». В 1768г. Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы. Тревога была ненапрасной. Но итальянские мозаичисты хранили в тайне приготовление смальт. Он не цитировал документов ни полностью, ни даже крупными абзацами, но он указал на то, что особенно должно было заинтересовать искусствоведа, – на мозаики, выполнявшиеся на фабрике их можно было выделить из перечня изделий, относящихся к художественному ремеслу.

Павел» и «Св. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр»– работа неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Это подтверждается надписью и датой (1745) на обороте мозаики). 18 Но все же на основании архивных данных, на которые П. Н. Петров не ссылается, автор впервые наметил главные моменты истории ломоносовской мастерской. «Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он. Все выполненные при жизни Ломоносова в его мастерской мозаики отличаются от живописных оригиналов сознательным переводом на язык более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на рассмотрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно.

копию итальянского текста корреспонденции в архиве Я. Штелина (Архив АН СССР), а также письмо, 1764 г., Франческо Алъгаротти М. И. Воронцову, напечатанное вместо предисловия в V томе ливорнского издания сочинений Альгаротти. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Сюда он переводит мастеров из Усть-Рудицы, где продолжают приготавливать смальту. Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств). Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли. Рубенса).

Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Шувалов и М. И. В своем небольшом по объему «Слове» М. В. Ломоносов сумел высказать много интересных идей, связанных с природой света. Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М. В. Я. Штелин (Якоб Штелин – академик, один из составителей каталога нумизматического кабинета Петербургской академии наук.

В 1757г. Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление.

Однако правители России были глухи к призывам ученого. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение. «Каталог») видно, что только две из них могут быть отнесены к роду «мелких».

Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Воронцов. Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.

Тревога была не напрасной. Рубенса). Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики.

Из перечня всех работ мастерской (см. Ломоносов неукротим в стремлении воплотить в жизнь результаты своей научной деятельности. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежат до химической теории». 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук.

В декабре 1761г. Ведь мозаичное искусство древнее и, вместе с тем, вечно молодое. из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Он создал для своих мозаичных работ собственные смальты красочнее итальянских.

В декабре 1764г. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова.

Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих».