Нестеров Пустынник Описание

Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894).

Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу. Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.

Это один из тех, которые становятся впоследствии архимандритами и архиереями. Чем-чем не поили. Неторопливое движение странника направлено к зрителю, создавая ощущение встречи в пути.

Помогите написать 
сочинение по картине 
нестеров пустынник

Помогите написать сочинение по картине нестеров пустынник

Ему нет надобности нести с собой много. Художник был расстроен, т. к. Горожане его почитали. Это «я – не художник» повторялось даже тогда, когда то, что он художник, говоря грубо, выпирало из его полотен, как из портрета архиерея или из второго портрета А. Н. Кончилось тем, что накануне открытия выставки он свою картину снял вовсе на другой год выставил ее, но желаемого успеха не имел». Сколько в нем одухотворенности.

Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Этот эпизод, случившийся в то время, когда Нестеров уже задумал «Пустынника», мог бы послужить сюжетом для картины, которая вряд ли уступила бы в яркости и остроте перовскому «Сельскому крестному ходу на Пасхе». Вглядитесь в лицо старца на картине.

  1. Сочинение по картине Нестерова Пустынник
  2. Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
  3. Описание картины Нестерова «Пустынник»
  4. Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»

Человеческие фигуры появились позже. Старец слегка наклонил голову. Он – его часть, его продолжение. Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку.

Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка.

Задача была не из легких. Впереди – высокий юноша, сухой книжник, будущий холодный догматик. Лицо горит.

Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. Из стариков лучше всех принял его Ярошенко, хуже других – Мясоедов. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.

Его все в городе любили, ставили в пример. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Состоянием полной гармонии наполнено полотно. И на то была серьезная причина: он сам написал и выставил пустынножителя Монах, еще нестарый, «томится» где-то в лесу при закате летнего дня.

Они никогда незапрещали сыну заниматься творчеством: рисовать Нестеров начал еще вовремя обучения вгимназии. Он ценит каждый момент этой жизни. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.

  • Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • Картина Пустынник Михаила Нестерова
  • Михаил Нестеров — Пустынник, 1888
  • Михаил Нестеров: художник, который писал «Душу народа»
  • Михаил Васильевич Нестеров – выдающийся русский художник
  • Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
  • Описание настроения картины Пустынник

Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.

Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Задумав полотно о царевиче Дмитрии, Нестеров посетил угличский музей, где увидел множество икон с изображением Дмитрия.

Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. Пришлось переписывать все заново.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)
  • «Любовь ипотеря сделали меня художником»
  • «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
  • Отправить запрос на изготовление копии

Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). без "Христовой невесты" не было бы того художника имя которому Нестеров". Художник относится к ним как к живым существам. «Пустынник» выглядел, поставленный на место, оригинальным.

Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. В варианте Третьяковской галереи фигура пустынника поднята, по сравнению с прежней, показана целиком, увеличено пространство, занятое землей. Одежда его проста. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Он не знает честолюбия. С того дня десятки раз я стирал написанное и у меня не только не выходила «живопись», но я не мог напасть на прежнее выражение.

Весной 1902г. И лицо светится каким-то детским счастьем. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. В полной мере это относится к его Пустыннику.

По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы.

Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. И правда, в «Пустыннике» ни краски, ни фактура не интересовали меня: я тогда был увлечен иным, но Суриков сумел убедить меня, что «если я захочу», то и живопись у меня будет. Третьяков посоветовал Нестерову послать «Пустынника» на Передвижную выставку – и не ошибся: там он был принят единогласно.

  • О жизни и творчестве выдающихся художников

Нет мирской суеты и заботы. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия».

Сочинение по картине 
Нестерова Пустынник

Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. В 1905—1906гг. внизу с левой стороны картины. Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». На картине Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).

Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва)Художник, график, монументалист. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Трагически закончилась светлая пора жизни художника, умерла после рождения дочери любимая его супруга Мария Ивановна. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой.

Оба монаха – мечтатели, писал Нестеров о своей уже законченной картине. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.

Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. И пусть увидят и поймут его люди века XXI. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу.

В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. По свидетельству Михаила Васильевича Нестерова, на Передвижную выставку «Пустынник» был принят единогласно и очень многим понравился». Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Старец слегка наклонил голову.

Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. Самой его умиротворенной картиной, буквально заражающей смотрящего на нее тишиной и покоем, можно определенно точно назвать его «Пустынника».

Сколько в нем одухотворенности. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. Ему нет надобности нести с собой много.

Автор «Пустынника» указывал с восторгом, что в «Борисе Годунове» Пушкин с равным художественным совершенством и жизненною правдою изобразил бродягу Варлаама и летописца Пимена. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. В конце концов мастер добился желаемого результата. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков.

Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду.

Уже когда-то писала. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста».

Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. Скольким людям приходилось слышать от него уверения: «Я – не художник. » – и никто никогда не слыхал от него: «Я – не художник». Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Родился в Уфе.

В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 – по Волге и Каме. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Удивительно выражение его лица, в котором соединились мудрая, едва заметная улыбка и погруженность в глубокое раздумье.

Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Однако в самой картине нет движения и динамики. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати.

В одной руке старик держит посох, в другой четки. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно.

Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Старец слегка наклонил голову. И лицо светится каким-то детским счастьем. Он – его часть, его продолжение. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа.

В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Я был тут же и видел, как минута за минутой приближалась смерть.

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины. Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика. Успех «Пустынника» радовал Нестерова прежде всего потому, что самыми чуткими людьми в искусстве была почувствована та сердечная, углубленная правда о родине, о русском человеке и его стране, к которой Перов призывал своих учеников и в то же время это была правда художника о самом себе. Сколько в нем одухотворенности.

Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. Портрет был уничтожен, но рука не поднялась на лицо дорогого человека. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов.

Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. На Передвижной выставке картина встретилась с весьма благосклонным приёмом и решила об избрании Нестерова в члены Товарищества передвижников. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Вечереет.

Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. " – он поражает этой несколько мрачноватой сдержанностью в манере письма, необыкновенной глубиной и философичностью идущей даже не столько от разума, сколько от самой души его, души сильной, светлой и мудрой. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью. Член-учредитель Союза русских художников (1903). Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея.

Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой.

Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Однако, он идет и улыбается тому, что видит.

К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». В природе – утверждает художник – ничто не безлико.

Наступило другое – страшное, непонятное. М. В. Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита.

Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого.

«Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. «Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу.

Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. На картине Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. Все предельно просто и это сближает природу и человека.

Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Молодежь особенно горячо его приняла. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Эта картина стала первой из цикла, посвященного Сергию Радонежскому.

По свидетельству Михаила Васильевича Нестерова, на Передвижную выставку «Пустынник» был принят единогласно и очень многим понравился». Булгакова и П. А. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». В лучах заходящего солнца горят кресты храма.

Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.

Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Родители были людьми глубоко верующими.

Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Нестеров долго не мог найти модель для отрока. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Нестерова Пустинник. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому.

Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Но старцу все нипочем.

Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Даже борода у старца цвета увядшей травы.

Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. «пустынника» Нестеров рисовал с лаврского старца Гордея. Скольким людям приходилось слышать от него уверения: «Я – не художник. » – и никто никогда не слыхал от него: «Я – не художник».

По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком.

Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Молодежь особенно горячо его приняла. Даже борода у старца цвета увядшей травы.

С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Нет мирской суеты и заботы.

Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши – такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его скорби по утерянной подруге, повела за собою на его картины целую вереницу девушек и женщин исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда отмеченных «возвышенной стыдливостью страданья»». В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва).

Третьякова» указывала на то, что еще до открытия выставки картина была приобретена знаменитым собирателем национальной галереи, а помещение в каталоге, во всю страницу, репродукции с первой и единственной картины экспонента-дебютанта означало, что художественные достоинства ее были высоки в глазах требовательного жюри Товарищества передвижников (из 186 картин, бывших на XVII выставке, лишь 45 удостоились воспроизведения в каталоге). Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота.

Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы.

Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Одежда его проста. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу.

Вглядитесь в лицо старца на картине. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна.

Краски на нем и без того неяркие, почернели белый флердоранж потускнел. Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой. Здесь же церковь, часовенка. Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде.

Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Нестеров пытался изжить горе, воскрешая любимые черты на бумаге и холсте. Красота – она под ногами, как бы говорит мастер.

В этой картине, которая дала начало целой веренице изображений девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, Нестеров создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. Вдоль берега Волги в поисках правды и утраченной веры бредут люди, впереди которых – крестьянский мальчик, с надеждой вглядывающийся вперед. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.

Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. Но лицо не утратило своей тихой прелести и светлой лукавости. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Согласно легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада, отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который предсказал ему великую будущность и великую ответственность за судьбы своей земли. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой.

Он писал и рисовал портреты жены и ему казалось, что она продолжает быть с ним. Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). В портретах С. Н.

Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. И вслед за стужей обязательно придет тепло. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему.

И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Затем художник побывал в Греции и Италии.

Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Но уже при Екатерине II Иван Андреевич Нестеров, дед художника, сумел освободиться из этой неволи, став «вольноотпущенным дворовым человеком господ Демидовых». Сначала художник колебался, принять ли это предложение.

На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий.

«Судьба», «суженая» – излюбленное слово их обоих в письмах. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Мясоедов посмотрел на моего «счастливого» старца и начал что-то в своей картине переписывать.

Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Все они написаны в традициях русского передвижничества. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Глаза старца-пустынника светятся какой-то неземной добротой, как у Иисуса Христа на иконах. Дорогой искусства он хотел вступить в прекрасную область познания человека и природы в их внутреннем бытии: как в человеке, так и в природе Нестеров всегда искал их «лица».

Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. За девушками следует старуха с девочкой.