Окрестности Сорренто Картина Щедрина

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре

Там он написал свои самые известные работы. Щедрин любил писать пейзажи в условиях рассеянного света. В видах этого города он черпал вдохновение для написания утренних, дневных и вечерних пейзажей. Остроухова, который, в свою очередь, купил картину у сына петербургского коллекционера Н. Д. Быкова11.

Главное внимание тут обращено на передний план с массивным древним мостом. Конкретность наблюдений проступает за традиционной классической схемой в деталях картины. Гораздо более важным событием в жизни Сильвестра Щедрина стала стажировка в Италии. Еще во время его первого пребывания в Неаполе (1819–1821) появились первые признаки болезни печени, которая, по-видимому, стала причиной преждевременной смерти художника.

Первые уроки ландшафтного искусства Сильвестру преподал родной дядя, Семен Федорович Щедрин – первый профессор и руководитель класса пейзажной живописи. Одной из последних работ пейзажиста, в которой он еще строго следует классицистическим канонам, является картина с символическим названием «Старый Рим» (1824), также приобретенная П. М. За пять лет напряженной работы мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри. Людовика. Варианты-повторения «Вида Сорренто» находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, в Алупкинском дворце-музее.

Одним из главных достижений живописца стал творческий метод, основанный на работе с натуры. Он обожал Сорренто (город в тогдашнем Королевстве Обеих Сицилий) и целая серия его работ посвящена маленьким гаваням этого города. Пластичная «осязаемость» каменных стен террасы, погруженной в глубокую тень, контрастирует с залитым солнечным светом и кажущимся почти нереальным водным и воздушным простором. Линейная перспектива сохраняется только для ближнего плана – уходящей в глубину по диагонали террасы. Первые восемь месяцев своего пенсионерства он провел в Риме, затем переехал в Неаполь. Эта страна полностью изменила его как художника.

Обширная коллекция произведений Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), одного из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века, хранится сегодня в Третьяковской галерее. Обосновавшись в Риме, Щедрин начинает писать пейзажи. Сорренто (итал. В первой половине XIX в. новое развитие получает жанр пейзажа. В окрестностях Петровского острова он много работал на натуре. Принципы классицизма, сформулированные в трактате «Поэтическое искусство» французского поэта и критика Никола Буало (1636–1711), заключались в том, что искусство обязано исправлять нравы, виды искусства должны быть четко разграничены и ни в коем случае сюжеты произведений не могут быть почерпнуты из обыденной жизни.

Неаполь оказал гораздо более сильное творческое воздействие на художника, чем Рим. Контраст теплых и холодных тонов придает особую выразительность темным силуэтам зданий на набережной и замка на горизонте.

Мои любимые картины 
Третьяковской галереи

Мои любимые картины Третьяковской галереи

Из-за чего первый и второй план сливаются в единое пространство. И третий план, голубоватый, по традиции изображал дали. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) родился в городе Санкт-Петербурге. Эта картина по праву считается одной из жемчужин коллекции. Художник уходит от классического понимания пейзажа и двигается в сторону романтизма.

Некоторые жители удят рыбу стоя по колено в воде или сидя в лодке. Здесь уже нет ни кулис, ни предметных вех, отмечающих глубину. Ласково плещутся волны у прибрежных камней.

Описание картины 
Сильвестра Щедрина 
«В Сорренто»

Описание картины Сильвестра Щедрина «В Сорренто»

Летом 1825 года Щедрин переехал из Рима в Неаполь. Третьяковым. Он писал родным: «Это лучшее время моей жизни, что я нахожусь в чужих краях, между хорошими художниками всех наций, между товарищами и приезжающими русскими» 1. Основой нового метода становится не «сочинение» пейзажа, а непосредственное и точное наблюдение натуры.

В картине «Грот Матроманио на острове Капри» (1827, ГТГ) художник мастерски передал контраст насыщенных теплых тонов внутренности грота с размытым высветленным колоритом дальнего плана. Он умер в Сорренто и был похоронен в местной иезуитской церкви св. Третьяковым в 1868 году у петербургского коллекционера Д. Е. Возможно вот таким образом ландшафт Щедрина сохраняет свойства академического «сочинения». Если считать, что Щедрин стал профессиональным художником в 1812 году, после официального окончания Академии художеств, то на его творческую деятельность в Петербурге (до отъезда за границу) приходится шесть лет.

Первым русским мастером пейзажа, тяготеющего к реалистической передаче природного мотива был Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830). Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течёт повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная. По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз. Ривьера ди Кьяйа – самая длинная и самая многолюдная из них. И добавлял: «Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может» 16. В картине едины все три плана. До 1871 года Рим был столицей Церковного государства, монархом которого был папа римский.

  1. Картины Щедрина к периоду пребывания в Неаполе
  2. Картины — Щедрин, Сильвестр Феодосиевич
  3. Картина В Сорренто Сильвестра Щедрина
  4. Глава 3 Сильвестр Феодосиевич Щедрин
  5. Щедрин Сильвестр ФеодосиевичКартины и биография

В Италии он работал с живописцами «школы Позиллипо». К сожалению, нам известны лишь две законченные картины, созданные в это время: «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге», 181S (внизу) и «Вид на Петровский остров в Петербурге, 1817 (справа). Не стал исключением и Павел Михайлович Третьяков.

Для Сильвестра Щедрина таким местом был Сорренто. Удивительный по красоте пейзаж изображен, например, на его картине «Царицыно» (1800).

  • Реферат на тему Сильвестр Щедрин
  • Сильвестр Щедрин 1791 -1830 Мастер
  • Сильвестр Феодосиевич Щедрин ( )
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Вид Сорренто близ Неаполя (с домом Торквато Тассо)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. Среди них особое место занимает «Автопортрет» исполненный 26-летним художником в 1817 году, незадолго до отъезда в Италию и находившийся в семье Щедриных. Для отчетной работы было выбрано написать Колизей. На набережной Ривьера ди Кьяйя». Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в Италии 27 октября 1830 г. Зрелые пейзажи художника характеризуются яркой цветовой палитрой и теплыми тонами, а в более поздних работах («Лунная ночь в Неаполе» и «Ночь в Неаполе») можно заметить растущую тенденцию к романтической эмоциональности и более сложным световым эффектам. Картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина экспонируются в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

Они беседуют их позы свободны. Картины пейзажиста находились в собрании Эрмитажа и Академии художеств. Остроухов, Н. Д. Картина «Неаполь.

Солдатенков. Прямо на полу дремлет старик. Еще в 1977 г., в результате проведенного исследования, специалисты Государственного Русского музея обнаружили на картине плохо различимые подпись Щедрина и дату «1816». Но это не всегда было так. Замкнутое пространство придает прибрежному морскому пейзажу своеобразные уютность и камерность. На подобных персонажах останавливал внимание и Гоголь в своих описаниях итальянского быта: аббат «с треугольною шляпой, черными чулками, башмаками» и «нечистый рыжий капуцин, вдруг вспыхнувший на солнце светловерблюжьим цветом» и итальянские простолюдины, характерные обитатели «гаваней» и «террас», «этот живой, неторопящийся народ, живописно и покойно расхаживающий по улицам».

  1. КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА СИЛЬВЕСТРА ФЕОДОСИЕВИЧА ЩЕДРИНА
  2. Рядом расположены достопримечательности
  3. Общееколичествопросмотровстраницы

Летом 1825 г. Щедрин переехал в Неаполь. Данный мотив художник сам называл Вид Сорренто с Тассовым домом. В настоящее время имеется пять вариантов этого сюжета: по одному – в ГРМ, в Алупкинском дворце-музее, в Приморской картинной галерее (Владивосток), два – в ГТГ.

Картины Щедрина 
к периоду пребывания 
в Неаполе

По важности среди всех живописных жанров пейзаж занимал лишь предпоследнее место. Ближе – обрывистый мыс Граделле, который часто появляется в картинах Щедрина. (Во многих литературных источниках указывается, что молодой художник был награжден большой золотой медалью за картину «Вид с Петровского острова в Петербурге».

Поэтичность этой картины нельзя отрицать. Сильвестр Щедрин умер в возрасте 39 лет в Сорренто и был похоронен в иезуитской церкви Св. Он еще ученик, но уже вполне самобытен.

Президент ИАХ А. Н. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе. Замок Святого Ангела». Обращение Щедрина к изображению водной стихии было не случайным. Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его» 14. Фигуры людей разбросанные вдоль линии берега, повторяя ее, так же и линяя скал.

Особенно хорош неаполитанский риелнок — с его арочным построением, которое отзовется в щедринских «гротах». – Ну, слава богу. Но вскоре что-то изменилось. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма.

Летом 1825 года художник переезжает из Рима в Неаполь, хотя срок его «пансионерской поездки» уже закончился и он должен был вернуться в Россию. Рим было принято писать как город-музей, полный классических древностей. Мир его картин не знает драм и конфликтов, он полон гармонии, солнца и света. Белые стены его каменных домов ярко сияют в лучах заходящего солнца. Здесь все соразмерно человеку, согласно с ритмом его жизни. Но была и обратная сторона медали.

Следует отметить, что данную работу часто путают с картиной имеющей похожее название «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге», созданную в 1815 г. ). Из-за военных действий в Европе Щедрин отправился в Рим только в 1818 г. В это время в Риме жил и работал Орест Адамович Кипренский, а с 1822 г. и Карл Павлович Брюллов. С середины 1820-х годов, Сильвестр Феодосиевич Щедрин впервые в русской живописи начал писать картины маслом непосредственно на пленэре. Именно по этим канонам Сильвестр Щедрин пишет свои первые итальянские пейзажи.

Легкая игра света подобна рассеянной улыбке замечтавшегося человека. Иванова. Эту страну художник воспринимал как счастливый край земли, полный красоты, покоя и тепла. Терраса расположена высоко над морем, через залив виден отдаленный берег с Везувием.

Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения. Жил он не роскошествуя — впрочем, особым стремлением к жизненным благам художник никогда не отличался, весело относясь к собственной «безбытности». Щедрин многого ожидал от Вечного города. В настоящее время известно восемь вариантов исполненных Щедриным в 1823 – 1825 годах.

После объединения Италии в 1871 году Рим и Неаполь оказались в одном государстве. В ГТГ хранится один из самых ранних из известных ныне пейзажей Щедрина исполненный в 1815 году, – «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в С. -Петербурге». В собрании ГТГ находятся несколько пейзажей с видами Малой гавани в Сорренто. Но эти работы Щедрина все еще являются традиционными пейзажами.

Произведения были отправлены брату живописца А. Ф. Ведь классический пейзаж строился по трем перспективным планам. Его тянуло к морю, на неаполитанские набережные, в пёструю толпу. Вторая половина 1820-х годов – время блестящего расцвета творчества живописца. Обитатели террасы – итальянские простолюдины, охотно позировавшие художнику за небольшую плату, – наслаждаются покоем и негой, разлитыми в окружающей природе.

И все же главную роль в развитии индивидуальности пейзажиста сыграл не Рим, а Неаполь, куда Щедрин впервые приехал летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь «тамошние виды». Тончайшие переходы цвета воды от серебристого у берега до жемчужно-голубого у горизонта, от светло коричневого у скал до холодной голубизны вдали, от серо-лилового в тени и к чуть желтоватому в солнечных бликах на воде. Дальний план передан исключительно живописными средствами. Насколько можно судить по его письмам, это не было граничит с политикой. Щедрину казалось, что здесь, в столь благоприятном климате, болезнь оставит его. Одной из таких работ является картина «Веранда, обвитая виноградом».

Что же касается Неаполя, он был с XIII века столицей Неаполитанского королевства. Художник, пораженный кипучим темпераментом неаполитанцев, увлеченно описывал их жизнь. Вот таким образом, когда Сильвестр Щедрин переезжал из Рима в Неаполь (а на протяжении своей жизни в Италии он делал это неоднократно), он фактически переселялся из одного государства в другое.

Произведения Щедрина уже при его жизни стали предметом пристального внимания коллекционеров и любителей изящных искусств. Они устраивались по своему желанию, при этом дремали или разговаривали, продолжая во время позирования жить привычной им жизнью, полной близости к природе, которая, по словам автора, «ни с чем сравниться не может». Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию. Исполненная в начале 1820-х годов, она поступила в Третьяковскую галерею в 1929-м из собрания И. С.

Вероятно, благодаря этому вид Ривьеры ди Кьяйя во многом сродни жанровой картине. С великолепным мастерством С. Ф. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг. ), произвела на современников огромное впечатление. Уже в тени оказалась часть неба, скалы и камни.

Чтобы исполнить заказ, Щедрин поселяется в Неаполе у К. Н. Батюшкова. «. Щедрин выбрал вид на набережную Тибра недалеко от дома, где жил. (Обычно художники на пленэре делали эскизы, а над картиной работали уже в мастерской). Однако это не так.

Щедрину, передавшему часть из них в собрание Академии7. В архиве ГТГ хранится несколько писем к П. М. Пишу все с натуры, отчего много требуется времени» 2, – сообщал он матери в Петербург.

Еще в XVII веке художники редко подписывали свои картины (исключение – Симон Ушаков), не писали автопортреты и вообще их положение в обществе оставляло желать лучшего. «Вид озера Неми» чужд тем нарочитым эффектам, которые составляют самое существо академического ландшафта. У Щедрина цвет переосмысливается, он становится сложным, тонким, продуманным и насыщенным. Только классические сюжеты и возвышенные чувства считались достойным объектом искусства. А во-вторых, у него уже были обязательства перед заказчиками в Италии. Прах Сильвестра Щедрина впоследствии был перенесен на городское кладбище Сорренто. Он возвращался сюда еще несколько раз.

Заходит невидимое солнце. Щедрин создает романтический образ Италии как «рая земного», страны роскошной природы и цветущей жизни. Оленин, обращаясь к вице-канцлеру К. В. Быков, К. Т.

В 1818 году он уезжает в Италию и остается там навсегда. Полотно «Вид Сорренто близ Неаполя» (или «Малая гавань Сорренто близ Неаполя») является ярким примером изменений, происходивших с жанром пейзажа в первой половине XIX века. Путешествуя по побережью, Щедрин чаще всего любил бывать в Сорренто. Неаполитанское королевство. Могила Сильвестра Щедрина» (1924).

Академия «трех знатнейших художеств»: живописи, архитектуры и скульптуры – была основана еще Елизаветой Петровной в 1757 году, а в 1763 году преобразована Екатериной II в Императорскую Академию художеств. На родину художник уже не вернулся. Нессельроде, просил принять все меры, чтобы наследие художника вернулось на родину.

На набережной Ривьера ди Къяйя» и «Вид Неаполя». Колизей (Амфитеатр Флавиев) в Риме, по словам Щедрина, был им написан с чердака монастыря Святого Бонавентуры, расположенного на Палатинском холме. Цветков, И. С.

Новая живописная манера начала складываться у Сильвестра Щедрина в 1826 году. Люди изображенные на картине, – это те самые бедняки, которых Щедрин попросил прийти попозировать «на натуре». Третьяковым. Скорее всего, картин бьио больше, но часть из них не сохранилась. В картине усиливается острота колористических сочетаний.

Он вырос в среде художников, отец был скульптором, дядя – пейзажистом. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (родился 13 февраля 1791 года в Санкт-Петербурге, умер 8 ноября 1830 года в Сорренто, Италия)– русский художник-пейзажист. В «Вечном городе» он пишет серию пейзажей под общим названием «Новый Рим.

Значение Академии для развития русского изобразительного искусства огромно. Композиция «Сорренто близ Неаполя» строится на контрасте высокого скалистого берега, с одной стороны и глади воды и простора неба – с другой. В 1811 году он закончил Академию с Большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Вид с Петровского острова». С раннего детства будущий художник был «погружен» в мир искусства. В 1544 в Сорренто родился знаменитый итальянский поэт XVI в. Торквато Тассо. По его мнению, продажа картин в Неаполе могла бы стать «большою потерею для России». Одним из любимых мест художника в Италии был маленький городок Амальфи.

Художник мастерски строит пространство. В своих пейзажах Щедрин потрадиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году. Первый и средний планы пейзажа заполнены сценками из жизни горожан.

Всякий раз он изменял воздух и тон картины». Один из них – «Лунная ночь в Неаполе» (1828) – находится в собрании ГТГ. Щедрин своими картинами завоевал популярность не только на родине – итальянцы не остались равнодушными к его таланту, присвоив ему звание почетного члена Неаполитанской Академии художеств. Сильвестр Щедрин, как и другие выдающиеся представители пейзажного жанра (Семен Федорович Щедрин, Федор Михайлович Матвеев, Федор Яковлевич Алексеев, Михаил Иванович Лебедев) неизменно тяготел к типично русскому лирико-поэтическому истолкованию пейзажного образа. Кто знает, как далеко пошел бы этот одаренный художник, если бы судьба дала больше времени. Перед нами — среда обитания молодого художника. И только потом замечаем забившуюся в тень от тяжелой полуденной жары жизнь.

Большую часть наследия Щедрина составляют пейзажи Италии. Бернардаки. Дальше видны спокойные светлые воды озера в глубине, закрывая горизонт, синеет высокая, поросшая лесом гора. Свет и цвет играют основную роль в изображениях знаменитых «террас», наиболее полно воплощающих творческое кредо Щедрина, стремившегося связать воедино естественность натуры и возвышенность художественного идеала. Исчезает тёплый, "музейный" тон, больше чувствуются непосредственные впечатления натуры, свободные (или почти свободные) от влияния живописи старых мастеров. Часто задают вопрос: почему Сильвестр Щедрин так и не вернулся на родину. Замок Святого Ангела известный также под именем «Мавзолей Адриана», был построен в середине II века по приказу римского императора Адриана в качестве мавзолея для него и членов его семьи.

Рубежным в творчестве Щедрина признан «Вид на замок Святого Ангела», получивший впоследствии второе название – «Новый Рим». Картина «Новый Рим. В Риме Щедриным был написан вид Колизея, помещенный по повелению императора Александра I в галерее русских художников в Эрмитаже («Колизей в Риме», Государственный Русский музей).

Название и композиция пейзажа вполне соответствуют его «историческому» содержанию (на среднем и дальнем планах изображены Колизей и сооружения Римского форума). Именно в Неаполе созданы знаменитые полотна «Набережная в Неаполе», «Набережная Санта Лючия в Неаполе», «Неаполь. В первые годы пребывания в Италии Щедрин довольно много рисовал.

Небо написанное голубыми и серебристыми тонами с белыми, воздушными, чуть набегающими на него облаками. Это час послеобеденного отдыха, когда на юге все замирает. Из писем следует, что расстаться с семейной реликвией, значительно уступив в цене, Е. И. Тогда же Рим посетил великий князь Михаил Павлович.

В Третьяковской галерее находятся три из них15. Пространство вида обрамлено растительными «кулисами», на фоне одной из которых можно заметить фигурку живописца с папкой рисунков в руках. Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец.

В отличии от картины классициста Матвеева «Вид Рима. Прянишников, И. Е. «От маленьких твоих картин все в восхищении» 5, – писал в Италию брат художника Аполлон. В 1800 году Щедрина-младшего приняли в Академию художеств, где он учился у М. М.

На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ), возможно, является одним из тех видов, которые были исполнены по заказу великого князя Михаила Павловича. Во время пребывания в Риме Сильвестра Щедрина на папском престоле были Пий VII (правил с 1800 по 1823) и Лев XII (правил с 1823 по 1829). В 1811 году Щедрин был удостоен большой золотой медали за исполненную живописную «программу». Щедрин умер, не достигнув возраста и сорока лет.

Они расслаблены и спокойны, пребывая в своем уединенном мире, заключенном между скалами и морем. Следуя традициям, молодой художник создает панораму, состоящую из трех планов, совмещая сочиненный природный ландшафт и реально существующий архитектурный вид. Во-первых, причиной послужили проблемы со здоровьем. Художник очень наблюдателен и умеет выбирать натуру.

В действительности дом, где родился Торквато Тассо (1544 – 1595), еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. Щедрин, пожалуй, первым из русских художников предпочел изобразить не парадный «фасад» города, а одну из его окраин.

Как бы то ни было, представленные работы необыкновенно характерны для раннего Щедрина — как по академической манере исполнения, так и по своему «сюжету», топографической привязке. Полюбившиеся пейзажные мотивы Щедрин повторял изменяя, по его выражению, «воздух и тон» картины. Людовика, что дало повод современникам говорить о его тайном переходе в католичество, хотя никаких документов на этот счет не сохранилось. Из «террас» или «перголат», как называл их сам мастер, наиболее известна «Веранда, обвитая виноградом» 1828 года, купленная П. М. По словам Щедрина, она была «похожа на театр, в котором множество лиц действуют, а еще большее число смотрят» 10.

С. Ф. Здесь он работал каждое лето начиная с 1825 года. Третьяковым, под названием «Водопад в Тиволи». Здесь Щедрин написал несколько своих знаменитых холстов.

Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. Щедрин на картине «Малая гавань в Сорренто» изобразил море с рыбачьими лодками, плывущими по его спокойной поверхности и отвесные скалы, застроенные домами. Сорренто – особенное место для Сильвестра Щедрина.

Одной из первых его ярких работ, созданной в 1815 году (художнику всего лишь 24 года), также является пейзаж – это «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге». Он был уже юношей, когда Россию потрясли события, полностью изменившие жизнь страны. С. Ф. Сильвестр Щедрин не просто великолепный художник. Еще один автопортрет пейзажиста присутствует на картине «Водопады в Тиволи». Вдали, за тёмной скалой виден Амальфи.

Но самой главной причиной, видимо, было то, что он просто не мог разлучиться с Италией. Среди живописных пейзажистов выделялся Семен Федорович Щедрин, дядя Сильвестра Феодосиевича, прекрасно писавший итальянские пейзажи, например «Пинии» (1771, Русский музей), «Руины» (1772, Русский музей), «Водопад в Тиволи» (1773, Русский музей). Сильвестр Щедрин был выпускником именно этого класса Академии художеств. Щедрин часто говорил, что для пейзажного живописца нет ничего лучше этой страны. Работа над картиной была закончена в 1819 году. В коллекции музея хранятся несколько видов острова Капри, в том числе картина «Большая гавань на острове Капри» (1827 – 1828), приобретенная П. М.

Художник писал разные набережные Неаполя: знаменитую Санта Лючию, Мерджеллину. В ней, как и в других изображениях подобного рода, Щедрин сочетает «интерьерное» пространство самой террасы на первом плане и бескрайние морские дали в глубине. Там были написаны картины «Неаполь. Можно сказать, что изображения террас и гротов стали в творчестве Щедрина своеобразным символом края вечного полдня, в котором реальность кажется прекрасной грезой. Пейзаж «Малая гавань в Сорренто» полон воздуха и весь пронизан светом.

Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима. У каждого человека есть место, которое захватывает и околдовывает. Впоследствии прах Щедрина перенесли в усыпальницу на городском кладбище Сорренто. Перед Колизеем видна арка Константина, левее неё – остатки античного фонтана Мета Судане (Meta Sudans), вдали – купол церкви Святого Петра в цепях. Сквозь арочные пролеты открывается перспектива, выстраиваемая с помощью белого здания.

Это видение ознаменовало окончание эпидемии чумы в Риме. Очевидно, художник каждый раз писал вид с натуры в различное время дня. В изображенной уютной бухте, которую полукольцом огибают дома-скалы.

«Сорренто – земля прелестнейшая», – писал он Гальбергу. Прекрасным мастером архитектурного пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев (около 1755–1824). Одна из картин (самого большого размера) украшает экспозицию музея.