Оноре Домье Картины

Вы можете приобрести репродукции картин художника Домье Оноре маслом в интернет-магазине Твой Постер.

«На концерте», Оноре Домье — описание картины

Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Эти портреты необычайно злили тех, кто был изображен, тем более что, кроме явного сходства, они сопровождались насмешливо измененными, но весьма прозрачными именами сенаторов, депутатов, министров, - да и действительно, абсолютно идиотский облик какого-нибудь толстого Подена или пронырливая и легкомысленная внешность ДАргу не могли возбудить у моделей этих портретов ничего, кроме лютой ненависти к художнику.

Отчасти этот результат объясняется тем, что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих картин. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков.

Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. по своей форме еще робки и старомодны, перегружены ненужными подробностями, элементарны по композиции, наполнены вялыми, невыразительными фигурами. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам.

Оноре Домье: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Оноре Домье: самые популярные картины (топ 12)

Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).

В 1830 и 1832 годах прогрессивный издатель Филипон основал сатирические листки «Карикатюр» и «Шаривари», куда привлек лучших писателей, среди них Бальзака и рисовальщиков — Домье, Травьеса, Гранвиля и других, которые вели яростную борьбу с правительством уже тогда Домье отличался от товарищей глубиной замыслов и зрелым мастерством исполнения. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины.

Оноре Домье – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Оноре Домье – картины с названиями и описанием по алфавиту

Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно.

приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.

Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).

В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

1863, Париж, Музей Орсэ). От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром.

При кажущейся простоте композиция строго продумана. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.

Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Реакционная, враждебная реализму линия в искусстве до победы буржуазной революции была связана с идеологией старого, феодально-крепостнического строя.

В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг.

Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Домье пришлось на двенадцать с половиной лет – до февраля 1848 г. – совсем отказаться от того языка политической сатиры, который был им создан и доведен до высокого художественного совершенства, - словно ему самому завязали рот, как осужденному революционеру на его литографии 1835 г. Но быстро овладеть новым кругом тем и художественных задач было не легко и не просто. Домье понадобилось сделать очень большой шаг к столь высокому подъему и ему помогли в этом его прямые великие предшественники – Давид, Энгр, Жерико и Делакруа. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье.

Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Это были годы напряженной борьбы французского народа с реакцией. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг.

Эти интереснейшие и большей частью отличающиеся очень высоким качеством листы полны жизни, в них несметное множество острых и тонких наблюдений и с поистине бальзаковской силой очерченных человеческих характеров. Во Франции нарастала революционная ситуация.

Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость.

Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). При этом сам уклад социального быта, социальные условия жизни народа служат тем непосредственным жизненным материалом, на котором и создаются типические обобщенные образы.

Художник Оноре Домье 
картины и карикатуры

Художник Оноре Домье картины и карикатуры

Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.

Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия., где судья любезно обращается к подсудимому, у которого завязан рот и которого со всех сторон держат дюжие судебные чиновники, в то время как в глубине зала один из судей деловито засучивает рукава, чтобы отрубить голову другому подсудимому, уже уложенному на плаху наконец – А все-таки она движется. Но достаточно было Плота Медузы и Хиосской резни, чтобы верно найти главную дорогу большого искусства Франции идущую от Давида-якобинца.

Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Была ли Республика Домье его первой живописной работой.

Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг.

  1. Биография и творчество Оноре Домье
  2. Картины Оноре Домье: от графики к живописи
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье
  5. О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. литография «Законодательное чрево» Оноре Домье
  8. литография «Опустите занавес, фарс разыгран»

Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. Блестящий рисовальщик, мастер линии, умеющий скупым штрихом, пятном, силуэтом создавать выразительные образы, легко воспринимающиеся и запоминающиеся, Домье сделал политическую карикатуру подлинным искусством. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием.

к однообразной и поверхностной развлекательности. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером.

  1. литография «Законодательное чрево»

Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Во второй период характерной чертой прогрессивной художественной культуры становится решительная эстетическая и социальная критика уродливости, лицемерности и социальной несправедливости, свойственных буржуазно-капиталистическому обществу в целом. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида.

Биография и творчество 
Оноре Домье

Литографии 1852-1855 гг. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).

Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. В тени распласталась женщина. Предательство этого болота не было для него неожиданностью.

Свою волнующую силу она сохранила навсегда. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.

Давно уже стало невозможным представлять себе не только этот переломный момент французской истории, но и вообще все то бурное освобождение человеческого духа, какое дало столь притягательную силу девятнадцатому веку, не вспоминая как один из самых сильных примеров этой мятежной силы девятнадцатого века те шедевры политической графики, которые были созданы Домье на гребне революционного подъема 1833-1835 гг. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Домье не довольствуется первыми достижениями. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Оноре Викторен Домье – великий французский мастеров-реалистов, его считали одним из своих учителей художники следующих поколений: от импрессионистов до авангардистов начала ХХ века.

Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. 1848, Прага, Национальная галерея). Впрочем, особенного ухода от современных событий тут не было: с речи Камилла Демулена перед народом во дворе Пале-Ройяля накануне взятия Бастилии началась Великая французская революция 1789 года.

В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно.

Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. В 1833-1835 гг.

Этот лист был сделан после того, как войсками Луи-Филиппа с помощью Национальной гвардии было подавлено восстание, поднятое 12 мая 1839 года тайным Обществом времен года под руководством Огюста Бланки, - то самое восстание, за участие в подавлении которого получил офицерский орден Почетного легиона бальзаковский Пьер Грассу. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.

На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. В этом он, пожалуй, похож па своего соотечественника и друга Оноре Бальзака. Вот таким образом в 1830 г. Филипон, художник-карикатурист, редактор и издатель вновь основанного журнала Карикатюр, не случайно привлек Домье к сотрудничеству в своем журнале. Современники (О. За Внешней важностью и импозантностью величественно выглядящих судилищ, вершащих правосудие, Домье раскрывает сплошную ложь и обман, чудовищное и бесцеремонное хищничество и корыстолюбие, пренебрежение всеми человеческими ценностями. Прямое подтверждение моей догадки можно увидеть в одной из литографий этой серии Домье, где изображен Телемак перед судьями – точь-в-точь такими же, как древнегреческие персонажи Делароша.

Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Литографии 1844-1847 гг. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Всю жизнь художник терпел лишения.

Калитина приводит в своей книге такой эпизод: «Однажды произошел такой случай, свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг.

А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Таков цикл «Прачки» (1850—1860).

Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Рамки и возможности литографии были явно тесны для таких намерений, да и Шаривари не был подходящей платформой для героических исканий. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений.

Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари.

Листы Домье трагично выразительны. Домье может выдержать такие сравнения.

Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, но верный Росинант уже превратился почти в скелет, вызывая в воображении образ смерти. Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. Первые литографии, сделанные после разгрома революционной печати, т. е. конца 1835-1837 гг., снова почти что не представляют никакого – ни художественного, ни идейного – интереса, свидетельствуя о крайней депрессии, в которой находился художник и конечно не только по причине своих собственных личных неудач. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико.

Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. Второй непосредственной мишенью Домье были безбрежно банальные постановки античных трагедий в тогдашнем французском театре. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения.

Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч.

Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Это была первая трещина в неподвижно застывшем и не способном к развитию мрачном физиологическом и натуралистическом маскараде, в какой превратились литографии Домье 1839-1843 гг. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Искусство Домье оказало большое влияние на позднейшую европейскую живопись, от Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога до фовистов, немецких экспрессионистов, П. Пикассо и Х. Сутина.

Он более не опасен. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Надо принадлежать своему времени – написал Оноре Домье на книге, подаренной другу.

Она была поспешно конфискована полицией, но успела собрать несметные толпы зрителей перед уличными витринами, где была выставлена и сделала Оноре Домье не только всем известным, но подлинно знаменитым художником, умеющим волновать огромные массы людей.

Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.

Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.

Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.

Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ).

Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). В 1816 году семья Домье перебралась в Париж, где вскоре мальчика отдали в обучение к Ленуару для постижения искусства живописи и литографии. К этим годам он пришел сложившимся и убежденным мастером и весь его творческий опыт сразу же был мобилизован и призван Революцией, пользуясь словами Маяковского.

Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Столь диаметрально противоположная оценка одних и тех же этапов развития искусства Домье – дело слишком серьезное, чтобы ограничиться простой констатацией возможности всяких субъективных способов определения и анализа деятельности художника. В 1860–1864 он вовсе перестал заниматься литографией, но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому занятию. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе).

Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».

В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).

Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, которые рисовал Домье., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года).

Что нам до частных событий столь далекой эпохи, самый смысл которых нужно длинно комментировать выписками из архивов и исторических исследований. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства.

Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Впрочем, даже самые отдаленные намеки на критику общественного порядка и общественных нравов на корню пресекались недреманым оком цензуры. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).

Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Особенно интересна его литография из новой серии Наброски дня, напечатанная в августе 1848 г. и изображающая четверых рабочих, беседующих у парапета набережной, с прекрасным парижским пейзажем позади и абсолютно случайной подписью, не связанной своим содержанием с этой серьезной, задумчивой компанией. Домье остался до конца своих дней всецело городским художником, не только по своим сюжетам, но по новому и глубокому ощущению всех – не существовавших ранее – закономерностей структуры, местного колорита и ритма современного города, всех гуманистических и антигуманистических элементов городской жизни девятнадцатого века. Адемар очень трогательно рассказывает, как забавлялся король Луи-Филипп, глядя на карикатуры Домье, в которых его королевское величество было изображено в виде торговца табаком, стражника, поводыря медведя, кормилицы, - король якобы даже расставлял эти картинки на креслах во дворце Нейи к неудовольствию королевы и мадам Аделаиды. Зато бесспорно именно в 1848 г. и скорее всего до лета этого года, Домье выполнил прекрасную большую акварель, ныне находящуюся в Музее изобразительных искусств им.

В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье.

Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).

Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись. В литографии Домье впервые в таком изобилии, широким потоком проник пейзаж – не только городской, но и деревенский, неразрывно связанный с человеческой жизнью, нередко очень резко с ней контрастирующий. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.

О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь.

Оноре Викторьен Домье, сын стекольщика, родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Общее впечатление от литографий этого времени – 1844-1847 гг. - таково, как будто Домье после долгого сидения взаперти и рисования по воображению вышел теперь на улицы, в парки и пригороды Парижа и впервые увидел, как много не только глупого и смешного, но и забавного и трогательного и грустного и подлинно трагического есть на свете. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие.

Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. На одной литографии представлена Конституция, укорачивающая платье Свободы, на другой Тьер изображен в виде суфлера, руководящего поступками и словами политических деятелей., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III.

Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию.

Не знаю. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Вы свободны. Но это определило его политическую позицию окончательно и необратимо, а главное – он мог познакомиться с сидевшими там вместе с ним настоящими революционерами – с Бланки, Барбесом, Кавеньяком.

Литографии 1844-1847 гг.

Он оказался отброшенным далеко вспять – к своим малозначительным и бессодержательным, делавшимся исключительно для заработка литографиям дореволюционных лет. Но попытки отнести какие-либо живописные произведения Домье к более ранним годам, чем 1848, пока не дали достойных доверия результатов. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.

Н. Н. На первый взгляд кажется, что четыре человеческие фигуры спокойно и мирно спят, но затем приходит осознание, что лежащие на полу люди мертвы и убили их солдаты королевской армии. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.

«К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н.