Описание Картины Репина Портрет Тургенева

Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева»

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. 75. В. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. Картина Репина Приплыли – наверное, слышали это выражение. РЕПИН Илья – Портрет И. С. Тургенева. Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В целом глядя на данный портрет, мы можем себе представить, как выглядел Тургенев, чем занимался по жизни и насколько сильно был увлечен своей работой. Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». Известный исследователь И. С. Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Список и описание портретов написанных Репиным. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.

Портрет Тургенева, 
выполненный Ильей 
Репиным: история

Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание

Ведь какой взгляд. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

«Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Репин дважды подавал прошения об отставке. Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). Возможно, оно появится позже. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.

Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. МертвыйФ. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева».

описание картины 
 (портрет И С Тургенева 
картина художника

описание картины (портрет И С Тургенева картина художника И Е Репина) описать глаза нос губы

108. А. Суворин. Его глаза полны тоски, грусти и усталости. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло. И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин. Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь. 60.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. 101. «Пахарь» (II, стр. Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. 1930. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Увы, портрет вышел сух и скучен». Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Это было сказано по поводу моих же грехов. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Мне везловславе» 20.

Описание картины 
репина тургенев

Описание картины репина тургенев

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Академический сторож Ефимов, 1871. было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго.

Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. 195). Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны.

Исполнена не с натуры, в Ясной Поляне, а в мастерской в Петербурге, по рисункам и наброскам, сделанным на месте. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. 62.

Описание картины 
Ильи Репина «Портрет 
Пирогова»

Описание картины Ильи Репина «Портрет Пирогова»

Портрет принадлежал проф. В. 40).

Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». А это бывает. Картина Ильи Ефимовича Репина Бурлаки на Волге является настоящим.

  1. Портрет Тургенева в исполнении Репина
  2. Описание Картины Репина Портрет Тургенева
  3. Портрет писателя Ивана Тургенева
  4. Слайды и текст этой презентации
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. М. Бунакову. Сейчас в Толстовском музее в Москве.

Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.

  • Воспоминания современников Репина

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Картина супер, но можно пож.

Портрет Тургенева 
в исполнении Репина

Жизнь и творчество, описание картин художника Ильи Репина. 1874 193 / 516. Описание этой работы пока отсутствует.

Лучший репинский женский портрет. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. 206), 1907. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Зильберштейн ошибся. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. 180), 1913. Л. Н. Толстого». Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

Задача живописца не так проста. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г.

56. А. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта. Рубинштейн избалованный всесветной славой и капризный, позировал из рук вон плохо: засыпал, беспрерывно двигался, ни минуты не сидел спокойно. 215), 1907. Портрет написан от себя, по фотографическимматериалам. Был на XV Передвижной 1887 г. Портрет был задуман уже в 1882 г., когда Репин сделал почти тождественныйэскизакварелью, бывшийвсобр. Куссевицкого, ныневТретьяковскойгалерее. Хотя портрет был очень заметен и имел успех в самых разнообразных кругах, он никоим образом неможетбытьотнесенкчислуудачныхрепинскихсозданий. Лучшеевнем — голова, удачноосвещеннаяивылепленная, ноодной головы мало для удачи такого огромного холста, вкотором доминируют темные краски сутаны и фона. Кроме того, естьнечто фальшивое и дешевое даже в голове и ее экспрессии, сильноснижающееценностьи этоголучшегокуска портрета-картины. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.

«Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Справана фоне цветы. 147. Автопортрет в куртке (II, стр. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

47). Кроме того, Третьяков не мог позировать часто и никогда не позировал несколько дней кряду, что Репин считал особенно важным для успешности работы, а приезжал через длительные промежутки времени иногда через неделю, а иногда и через месяц и более, особенно после переезда Репина в Петербург. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом.

Робость его на самом деле только кажущаяся.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. в Цветковской галерее.

Бородинобычностоял, опершисьоколонну. Главный куратор музея Маскарель идентифицировал картину Поля Сезанна. Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи.

195. «С черным вороном», 1901. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. 217), 1901. 28.

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. 46.

Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд».

И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. В Россию Репин. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

На художнике куртка, без воротника. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. «И. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина.

Руки очень нравились самому Тургеневу. И, говорят, ею он выразил народное вольнолюбие. Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции.

Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева». 115. М. О. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.

88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. 132. В. Был приобретен в 1913 г. О. Д. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В. Г. Перов.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Кожа на руках уже постарела, появилась седина в волосах, а борода и вовсе белая. 87. В.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Галерея Репин, Илья Ефимович Портрет писателя И. С. Тургенева. Он написан широко, смело, без досадных корректур, всегда производимых за счет свежести восприятия. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Тургенев Русский художник Илья Ефимович Репин Портрет. Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Америка—Франция—Россия.

900 Картин самых известных русских. Следите за обновлениями в. Перов В. Г. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам».

Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Для живописной характеристики Толстого недостает еще, припоминая и прежние его портреты, написанные и Крамским и Ге, того радостного оживления лица, которое бывает у него очень нередко и которое сообщает этому человеку выразительность абсолютно особенную, притягивающую к нему все симпатии тех, которые его видели. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно». Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры.

Тут же можно было в концертах с интересной программойвсегдавидетьвысокиефигуры длиннобородыхВ. В. иД. В. Стасовых, Кюи иногдаРимского-Корсакова, режеБалакирева. 37), 1884. Таким образом И. Е. Художник Илья Репин Портрет (1879).

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Д. Спасович, юрист (II, стр.

И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. «Сютаев» уже был куплен 13. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза. 37.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. 77. П.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. «Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник.

Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни. То, что художнику удалось одолеть путем настойчивой и упорной работы долго не дававшийся портрет, с одной стороны, говорит о том, что и великим мастерам не все дается с легкостью, а с другой — это именно обстоятельство может служить утешением и бодрящим стимулом для любого художника, теряющего веру в успешность своих усилий над данной работой.

Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Русский художник Илья Ефимович Репин писал свою знаменитую картину очень долго. Портрет писан в Красном селе на той же шевцовской даче и носит этюдный характер. Написан быстро.

Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. По одной из версий прообразом кафе для картины Репина могло.

91. Г. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге.

Третьяков, получивший в свою коллекцию портрет Тургенева, не скрывал неудовольствия. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Когда Третьяков показал ему ряд своихприобретенийпоследнихдвухлет, в большей части уже хорошо известных Толстому по передвижным выставкам, он спросил, почему среди них нет Сютаева. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. Неслучайно портрет является наиболее сложным жанром. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств.

И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Мерси дАржанто (II, стр.

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. 90), 1893. История тургеневских портретов на этом не закончилась.

Рисунок уверенный, лепка твердая. Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». М. П. Мусоргский, композитор (II, стр.

Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Писан в 1894 г. в Неаполе.

98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. 59), 1890. ГТГ Описание картины И. Е. Репина «Портрет А. Г. Рубинштейна». Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов.

На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. 55), 1888. – восклицал Репин. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица.

Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. 36.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (картина Репина.

«Это самое большое торжество образованного человечества. 1877, Илья Ефимович Репин – Портрет мальчика, Онлайн. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. 127. Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. Портрет И. С. Тургенева. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

«Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Было от чего прийти в отчаяние. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Репиным. 17), 1881. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.

Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. 9), 1882. Метко и зло характеризован. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

Он до жуткости похож и до жуткости живой. Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Но этотслабый во всех отношенияхпортрет — случайное иодинокое явление в живописи Репина конца 70-х годов. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка.

1874. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. Дальнейший шаг на пути овладения формой. Портрет писателя И. С. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами.

113. А. Но история начинается в Париже в 1874 году. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). 32. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. Н. и С. А. Толстые (II, стр. Он так же хорош по форме, как и по живописи. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В. Чижов, 1877.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Но вот портрет окончен.

Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Тургенева или на других вещах, которые (маленькие картины и. Иван Сергеевич Тургенев. Н. Н. Ге, художник. Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского». Третьяков выполнил просьбу Репина.

– Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. 255. В. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд.

Максимовскому. Третьяков»109. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона».

Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.

12. Общение с прежними друзьями было только заочным. Известный исследователь И. С. 39. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин.

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. 17. От другихрепинскихпортретовонначительно отличается своей фактурой: деликатной, тонко слойной живописью.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Не перестаю удивляться мастерству Ильи Репина (24 июля (5 августа) 1844. Неслучайно портрет является наиболее сложным жанром. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

87), 1891. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

84. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. Здесь даже и не соблюдено сходство.

Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Они высоко ценили талант друг друга. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Рассказ И. С. Тургенева Бежин луг и картина В. Е. Маковского Ночное.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача. 47. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. «Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех».

«Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. А какое чутье Руси.

Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. Благодаря этой фронтальности головы характерный орлиный нос Тенишевой приобрел не свойственную ему форму, что значительно уменьшает сходство, почему Репин оставил его незаконченным. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. 7). Поколенный. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Гр.

Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей».

Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. 21. «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом.

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Репин, Илья Ефимович: (05. 08. 1844, Чугуев, Харьковская губерния 29. 09. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Портрет писателя И. С. Тургенева. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Галерея картин и рисунков художника. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами. 207). Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе.

Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. 145), 1913. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

22. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь.

71. «Отдых». Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр.

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Илья Ефимович Репин картины с описанием. Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Тургенева. 261. Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет.

В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Очень слабо нарисованы руки. Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта.

Очень хороши сразу верно взятый оливково-зеленый тон драпировки на фоне и темно-красный тон платья. 140. В. В. А. Шевцова, с1872г. женаРепина, 1869. Первый, дошедшийдонас портретхудожника, являющийсякрупнымхудожественным произведением. Тостремление уйти от банальной трактовки портретной композиции, которое видно уже в портрете Хлобощина, здесь более бросается в глаза: девушка взята жизненно, естественнопосажена на кушетку, несколько неуклюже неуклюжестью подростка, но именно потому без всякого позерства. Грабаря пришло экспертное заключение, подтверждавшее подлинность произведения.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Янв 10 2016. 20. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Девочка рыбачка, картину Садко и знаменитый портрет Тургенева. Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. 1874 (541x700, 53Kb). И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. Есть картина Льва.

Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. С. Груздеву, принесшему его в 1919 г. в дар Казанскому музею. По словам В. С. Груздева, портрет был им куплен в давние годы, тотчас после окончания им университета, вместе с целой обстановкой и достался ему почти даром, в придачу к мебели. Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. 228—229.

А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. Ф. Писемский, писатель, 1880. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр.

Портрет этот показывает, что Репин, даже в эпоху явно обозначившегося ущерба его творческих сил, мог еще создавать временами вещи исключительного художественного очарования. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства. Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. 53), 1888.

Этюд красив по живописииизященпо фактуре. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. По живописи они довольно слабы и черноваты. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». «Мужичок из робких», 1877.

Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Она ушла из жизни в 1931 году55. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Картина Ильи Репина «Портрет Тургенева» (1874 г. ) не зря считают одним из лучших изображений писателя. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

М. Фофанов, поэт (II, стр. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Портрет был.

Репин боялся, что портрет не получится. Илья Ефимович Репин – Молодой мужчина в военной форме. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто.

И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. 1873, Илья Ефимович Репин – На Академической даче. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14.

Н. Герард, юрист (II, стр. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. Так как он писался в различной обстановке, на различных фонах и при не вполне тождественном освещении, то это бесконечно усложняло и без того трудную задачу. Чуковскому.

Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Картина Репина Бурлаки на Волге – собирательный образ народа. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Сам Репин назвал картину «В операционном зале». Написан в два сеанса на небольшой дощечке.

100. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Это — единственный портрет «стриженого Репина». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». И по живописи этотпортретстоитзначительновышепредыдущих: в нем впервые видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы, — серой кофты, красной юбки и зеленой кушетки. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр.

16. Читающая девушка, 1870. И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. 73. Е. Здесь все в меру, все исполнено мудрости: как он потерял бы, например, если бы в левой руке его, покоящейся на колене, не было этой бесподобно, в один взмах написанной книги, своим светлым пятном уравновешивающейпятнокистиправойруки. Сам Толстой был доволен портретом, о чем писал Н. Н. Ге Софья Андреевна, напротив, считала его не вполне удавшимся. иоконченв1883г.

107. Я. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. 61). Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. и я убийственно страдал.

Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. 183-184. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.

Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Большой эффектный портрет на холсте, углем. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна.

Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. Портрет Аксакова был выставлен Репиным на Первой периодической выставке картин Общества любителей художеств в Москве в январе 1881 года и вызвал восторженную оценку критики. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. Задача. 1879 – Репин.

О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. На столе книги и серая шляпка. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя.

Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Трактован в живописной манереиявляется одним из лучших репинских портретов на рубеже 70-х и 80-х годов. 114. К.

Хорошо написана голова и рука. 95). Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Илья Репин.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Перов. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

«Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. На самом деле у Репина нет такой картины. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142.

Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. 1898, Илья Ефимович Репин.

Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец.

Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. И. Введенский, критик 1888. Он отличается от остальных мастеров кисти тем, что использует новаторские психологические приемы – Репин передает человеческую мысль и человеческий ум. мне сочинение описание картины.

В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим. В. А. Серов (II, стр. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. Репин не согласен: он считает портрет удачным.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. 14. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16.

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева.

Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. 110. Е. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». И. Е. Забелин, археолог. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.

ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888. 225. Л.

Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Картина с. Описание картины «Портрет И. С. Тургенева». Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. Репин очень точно изобразил, характер И. С.

Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота.