Описание Картины Таня Кукрыниксы

Описание картины «Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)»

Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. Собственно, решение обратиться к лесковской притче могло быть определено и этим. «Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок.

В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и других. Многие критики и коллеги считали его первым столичным рисовальщиком, признавали в его работах «. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. То, что они сотворили, — на уровне тульского умения. «С увлечением отдается художник. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»). ", 1941).

Описание картины 
Аркадия Пластова 
«Таня»

Описание картины Аркадия Пластова «Таня»

Это он – Геринг». Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов. ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте». Сообщи им толику земного характера, пожалуй, картина была бы иной. Дрожащий свет фонарей. Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами.

Пустыри, Пожарища, Обугленные черные головешки. Чисто плоскостная, почти орнаментальная манера рисунка выразительна сама по себе, но едва ли силуэты зверей, абстрагированные до расплывчатых пятен, способны вызвать симпатию и сопереживание юных зрителей. Немало смутного и наносного сопровождало эту зарю рождения новой красоты.

характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Конечно, подобные прозаические разоблачения не могли отвратить детей от любимого искусства, да авторы и не ставили перед собой такой задачи. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Художники яростно спорили и неустанно искали пути для отражения наступившей нови. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». При малейшей возможности мы работали. Иные воспевают красоту пейзажа и тем отрицают уродство. Они обречены. И вот прошел по улице, не однажды хоженной, проник в глубину двора, поднялся на восьмой этаж и вдруг увидел знаменитую троицу, как на обложке известной книги, недавно вышедшей в издательстве «Советский художник». Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Короче, царь послал Левшу в Англию, чтобы он показал там подкованную блоху. Мотивы, побудившие Кукрыниксов взяться за «Левшу», смею думать, связаны с их собственной судьбой.

В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол». Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Была в этой интонации некая ласковая простота, как я понял потом, определившая сам климат братства, тот удивительный климат, который единственно может объяснить секрет жизненной и творческой необоримости Кукрыниксов, — ничто не способно сберечь силы так, как человеческое участие. Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа».

Одни хулили все русское, другие — все западное. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «. В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг.

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Впрочем, должен оговориться, что характеристика эта условна, так как все три художника одинаково сильны и в искусстве пейзажа и в искусстве портрета.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Вхутемасовцы. но тут одним словом не отделаешься.

Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны. Конец бесславный, позорный и жалкий.

В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими. «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего».

О том, как создавалась 
картина Конец Кукрыниксов

О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов

И посреди всего этого адова хаоса – София. Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг. Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг. Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства».

Снега, снега. Площадь. Часто композиция разворота строится фронтально и создается впечатление, что лошади скачут прямо навстречу зрителю. потирает руки и притопывает ногами». В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Разумеется, такая точка зрения имела место, но подчас не она брала верх.

  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)
  • Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»
  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) — Кукрыниксы
  • Образ Зои Космодемьянской в годы войны
  • О творчестве художников Кукрыниксы

Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Весьма выразительны и рисунки изображающие деревенских ребят, готовящих праздничные транспаранты их путешествие на телеге, поезде, автомобиле. «Все трое. Живопись пастозна, материальна, красива.

Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. Этот диалог полон смысла: как полагал Левша, генералы, будь они без перчаток, должны были бы обнаружить, что англичане, в отличие от русских, своих ружей кирпичом не чистят, сберегая нарезь, что, по всему, должно помочь бою, его меткости. Не осени русскую землю Октябрьская заря, у каждого из художников могла быть судьба Левши. Царь расточает похвалы, в то время как Матвей Платов замкнулся в хмуром молчании. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков.

По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского. Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933-34 «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959-60). В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. с детскими издательствами.

  1. Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история
  2. Интегрированный урок МХК и литературы «Война глазами художника» в 8 классе
  3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
  4. Картина Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) – Кукрыниксы
  5. Карикатуры художниковКукрыниксов

Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930). Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало.

Скрип снега под босыми ногами Зои. - Машина шла на запад. Следовательно, когда мы говорим, что «Левша» для Кукрыниксов близок по духу, мы имеем возможность опереться и на факт биографии. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Однако, в начале 1930-х гг. Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон.

  1. ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  2. Художественный метод Кукрыниксов
  3. Значительные работы Кукрыниксов
  4. Выставки и наследие Кукрыниксов
  5. Творческий путь Михаила Куприянова

Фигуры людей здесь действительно старательно стилизованы под неумелые детские каракули, однако удивительная гармоничность цветового и композиционного построения книги с головой выдает тонкий вкус и профессионализм ее создателей.

Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг. Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг. Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931). Из сугроба торчал остаток виселицы.

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). можно найти отдельные примеры буквального, почти натуралистического прочтения литературных образов, дотошного воспроизведения всех деталей интерьера, тщательного реалистического портретирования персонажей. Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Древняя мудрость гласит: в улыбке — самообладание. Иначе говоря, процесс этот был органическим. сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». Они умели находить грани бытия, в которых наиболее зримо предстает уродство зла.

  • Творческая биография Николая Соколова

Первые живописные произведения Кукрыниксов (Похороны комиссара, Господа интервенты, Въезд белых и др. ) появились в 1932. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры.

Русская печь. А как тут. Сыны народа, вышедшие из самых его недр, художники могли сказать: «А ведь это и про вас».

Таня (Подвиг Зои 
Космодемьянской)

Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. И не только потому, что юность всегда кажется золотой сказкой.

Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Под колесами была земля, побывавшая в плену. В рисунках Усто-Мумина (А. Отстукивают секунды нервные пальцы эсэсовского убийцы. Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929).

Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Уже в оформительской практике начала 1930-х гг. Буревые зори двадцатых годов. Здесь предпочтительнее ошибаться. Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах). Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года.

Отступая, фашисты спилили ее. В его работах для детей нередко ощущается налет грубоватой журнальной публицистики, но в них есть и несомненные достоинства: плакатная броскость, убедительный лаконизм композиционных построений. Но не это было главным. Тогда надо было выиграть войну — все для победы.

Но. Среди опустошения и смерти, глушащей все живое, мы как бы слышим слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» – такова историческая правда, звучащая в этом полотне, так найдены масштабные соотношения, композиционный строй этого огромного холста, такова сила веры в победу, заложенная в это произведение. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве.

Карикатура—искусство чистого представления. Да и англичане, по всему, понимали, с кем имели дело, — подкованная блоха была тут же. Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица». Воет лютый пожар.

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Вскоре царь Александр умер, а на престол, как тогда говорили, взошел царь Николай. Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. Правда, не каждому дано быть бойцом.

Видя, скольких сил это стоит Маршаку, кто-то из нас не выдерживал: «Самуил Яковлевич, ну сделайте, в конце концов, стихотворение поменьше. » Маршак ершился: «Кто вам сказал, что маленькие часы сделать легче, чем большие. » Но вот что интересно: мы, разумеется, знали, что имеем дело с единственным в своем роде знатоком мировой поэзии, ведь как после войны развернулся дар Маршака-переводчика: Шекспир, Бернс, Блейк. Вот таким образом если спросить, какова главная мысль великой лесковской притчи, то от печального финала повести никуда не уйти: это притча о судьбе таланта в старой России, о судьбе всего того, что было на редкость способно и одаренно, но губилось жестоко, вступая в неравную борьбу с деспотией бесправия и тьмы. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов. Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу. Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей.

В состав ОСТа входили и такие авторитетные мастера, как Д. Штеренберг и Н. Купреянов и целый ряд известных художников младшего поколения—А. Нескончаемыми казались извилистые завьюженные тропы. В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Новгород.

Мы постучали в одну из изб. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. — рядом со сводкой о боях на границе москвичи увидели плакат Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » Плакат, быть может и немудрен по композиция, но был в нем отблеск тревоги и ярости народной.

Лицо серое изможденное. Яркость. Думаю, что все высказанное не голословно и в связи с тем, что сотворили Кукрыниксы в «Левше»: рисунки эти великолепны и но самому требовательному счету отвечают высокому замыслу художников. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты». Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде.

Ходит ходуном, горит земля над головами злодеев. Отрицать и утверждать. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки. Уже много лет мы являемся свидетелями необычайного явления в искусстве.

Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Безнадежность и страх животный, тупой охватил этих недавних вершителей судеб. В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Может быть, потому, что черное и белое. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны – империалистов, преемников немецких фашистов (В боннском ателье Американка, Очередные бесноватые, Однобокая экономика и др. ). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В.

Смелость начинаний. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия».

Хотя на других полотнах краски более яркие. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931). Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись.

Именно этот слой людей в его творчестве занимал главенствующее положение. И никакие фразы, никакая ложь не оправдают чудовищных злодеяний фашизма. Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков. Смята, сдернута скатерть.

Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран.

Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова. Неужто тебе здесь ничто не удивительно. » — возмущается царь. помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника».

Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий. И вот таким образом вхутемасовцы получили заряд, которого каждому хватило почти на всю жизнь. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона.

Автор статьи: Дмитрий Фомин. Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами. Узкая тропинка привела нас в маленький дом. Девушка выглядит насуплено и немного напыщенно. Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города. Только тогда художник. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии.

В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения. Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931).

Однако ни «пролеткульты», ни иные свергатели Рафаэля и Пушкина не одержали конечной победы. В издательской практике начала 1930-х гг.

Воспрянет краса собора.

В. Сталин и В. М. Молотов», «И. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации.

Десятки вариантов, сделанных по памяти, не заменят одного, сделанного с натуры». Все идет прахом. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией.

В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953-57). Один из ближайших учеников В. Фаворского, Гончаров в какой-то степени использует здесь сложную систему построения книжного ансамбля, разработанную его наставником, но делает это ненавязчиво, со скидкой на возраст читателя. В самом деле, чтобы три человека создали единый художнический характер, они должны были бы создать единый стиль, типичный для того нового существа, которое они вызвали к жизни.

Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. И еще — образ Гитлера на этом плакате, образ, созданный самим гневом этого первого дня. Первая значительная картина Кукрыниксов Утро (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика.

«Книжка о зиме — и черная. Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом.

произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949-52) — все чёрная акварель. », 1941). Здесь свершилась казнь. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы.

Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937).

Так мы понимаем «Левшу» и место лесковской притчи в творчестве Кукрыниксов. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. С тех пор я твердо усвоил эти две заповеди и никогда не позволяю себе даже в деталях идти вразрез с автором, опровергать его своими рисунками. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др.

Ее мрачный колорит богат.

Отец Порфирия Никитича искусный токарь на патронном заводе. Явление это счастливо: пятьдесят лет — пятьдесят. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. И когда задумаешься и представишь себе этих трех высокоодаренных живописцев, рисовальщиков, которые при всем умении создавать буквально все — от пленэрного пейзажа, реалистического портрета, сложнейшей станковой картины до превосходной книжной иллюстрации к творениям мировой и отечественной классики — прежде всего находили в себе энергию и время отдавать свой дар борьбе со злом и неправдой в карикатурах, плакатах, «Окнах ТАСС», то становится ясно, какую высочайшую этическую задачу ставили перед собою мастера.

Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. явственно видны и принципиально новые черты, причем не всегда они напрямую связаны с грубым внешним давлением, в ряде случаев смена стилистических ориентиров объясняется причинами внутреннего, эстетического порядка. др. ). В картине изображен хаос, кошмарный по чудовищности акт разрушения.

Англичане раскрыли перед Александром свои дива и пленили сердце русского монарха. «Его искусство, очаровательное и тонкое, пластичное и глубокое, его живой талант, очень чуткий к образам реального мира, был бы очень хорош и нужен сейчас, — писал в 1963 г. Ю. Пименов, — Так как он действительно и искренне любил реальность жизни и очень чувствовал ее естественную, не придуманную и не засахаренную красоту. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины.

Работая черной тушью и цветной акварелью, оформитель избегает пестроты, добивается яркого и праздничного, но при этом сдержанного звучания красок. Пусть одобрение мира дает вам еще больше уверенности и силы», - писал художникам в год начала создания «Бегства фашистов из Новгорода» Рокуэлл Кент. Истинно, о Геббельсе, как его увидели Кукрыниксы, можно было бы сказать словами крыловской мартышки: «Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа». изживает себя.

«Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. Наивное жизнеподобие передвижнического толка оказалось единственной художественной системой, доступной их пониманию. Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС». На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

Были ошибки, глупости, промахи. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки.

чем сбиться с ритма». за оформление детских книг. Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. В 1942 Кукрыниксы написали картину Таня (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945-46 – картину Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Уже в Москве написали полную картину «Таня». Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда.

брошена телефонная трубка. В своей бессмертной притче Лесков воссоздал повороты такой борьбы. Таковы Гойя, Домье, Хогарт, Федотов, Перов. Впрочем, большая золотая медаль Академии художеств СССР, а вслед за этим и знак лауреатов Государственной премии, которыми отмечена «Левша» Кукрыниксов, достойно венчают эту работу художников. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др.

Звонкие голоса юного Советского государства. Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934). Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма. Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми.

Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства». Ничто не пришло извне, все было в людях. Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим. Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927). Упал стул.

А вот заднему плану картины уделено минимальное внимание. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. И многие другие. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Мне навстречу вышел Михаил Куприянов, высокий, приятно подобранный, чем-то похожий на мхатовского ветерана.

Молотов», «И. В. Разумеется, трудоустройство состоялось. Но развить, воспитать. Может, вот таким образом их пейзажи нередко многолюдны, а их портреты слиты с картиной природы.

Для украинского искусства книги 1920-х гг. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты.

получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Около каждого – заметенная вьюгой каска. Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге». Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе».

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В ходе беседы с Горьким там, на Малой Никитской. Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934). Низко стелются зловещие клубы дыма.

«Как это возможно — отчего в тебе такое бесчувствие. На пороге стояла пожилая женщина. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца. Здесь изверги измывались над Зоей.

Маршак был верен себе: все, что делал он, он делал в полную силу. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием.

Куприянов, Крылов и Соколов прошли по всем кровавым тропам, по которым ходила Зоя, общались с местными жителями, слушали жуткие истории о том, как её пытали, рисовали эскизы к картине. В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины. «А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров.

Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942-47, Третьяковская галерея). Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. чувство юмора необходимо. Организованная в музее небольшая группа ребят.

За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931). Карикатуристы—художники абсолютно особого склада., и кресты, березовые кресты. Ими выполнены рисунки пастелью — «И. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре.

Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Например, для того, чтобы понять зашифрованный смысл книг Б. Татаринова и Е. Дорфман «Где кот. В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). В 1920-х гг. Первые дни 1944 года. По крайней мере, воспоминание о Туле отразилось и в рисунках к «Левше».

Именно храбрым воителем за правду мы видим тут Дон Кихота. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. В том ряду великолепных работ, которые подарили нам художники в послевоенные годы, свое место занимает и работа, отмеченная большой золотой медалью Академии художеств СССР, — я имею в виду иллюстрации Кукрыниксов к притче Лескова «Левша».

Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу.

Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова. Немало пустозвонов и смутьянов сокрушали «старое», опрокидывали каноны, не предлагая, по существу, ничего взамен. И восстанет из пепла Новгород. Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения. Вскоре состоялся их совместный дебют в качестве иллюстраторов, за год с небольшим соавторы оформили около десятка книг. Равнина. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег. Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков.

Тупик. Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп.

Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926). Скрипнула дверь. В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Вмиг перед глазами предстала глухая декабрьская ночь. без поправок, без ретуши. Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком.

Мечутся, трусливо пригибаясь, фашистские тати по чужой земле. Этим картинам, так же как и серии Старые хозяева (1936-37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Именно сложное. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза.

В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы.

С 20-х гг. Для всех трех художников в одинаковой степени, но, быть может, чуть-чуть в большей мере для Порфирия Крылова: у него тут свои резоны, которые игнорировать нельзя, — он туляк, представитель одной из добрых тульских династий, которые, как утверждает молва, хваленую английскую блоху поставили на русские подковы. «Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали», — отвечает Платов имея в виду победу русского оружия в войне 1812 года. Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). На второй день войны — на второй.

еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. Но дело, очевидно, не только в этом.

К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Главным на полотне Аркадия Пластова является лицо, прописаны все его черты. В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу.

На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ. Художники 1920-1930-х гг.

Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Да, это про них. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием.

В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Появление белого и зеленого цвета не делают картину более живой, а скорее, подчеркивают суровое начало полотна. Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства.

Свежесть.

Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933).

С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь». конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства.

Он при последнем издыхании. Врагу не сгубить славу России. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением.

Нет. Явление редкое и сложное по своей психологии. Святыня Руси, собор, семь столетий назад осенивший стяги Александра Невского на ратный подвиг и встретивший могучим звоном колоколов великую победу. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико. «. Кстати, для этой поры в творчестве Кукрыниксов, быть может, больше, чем для какой-либо иной, характерна именно эта черта. Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства.

В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг. В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа. Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей.

Петрищево. В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов. Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «. Рисунки Ротова можно было рассматривать без конца— в них жило и дышало все—персонажи, предметы, пейзажи.

не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов. Порыв народа первой Страны Советов в стремлении к миру, стройке. Для начала я дал бы эту медаль Кукрыниксам. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств.

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ». Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров.

Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен. Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии. Видное место в детских изданиях 1930-х гг. Без него жизнь теряет половину своего обаяния». «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Пейзаж дается узкой полоской слева от наборной полосы, а не вписавшаяся в него громоздкая фигура носорога топчется рядом, прямо на белом поле страницы.

Форма рождается из памяти. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы (Превращение фрицев, Долг платежом красен, Потеряла я колечко, Весенняя посевная и др. ). Кухонька. Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни. Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей».

При этом каждый художник творит и самостоятельно. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Вот таким образом зрители могут созерцать действительность такой, какой она была на самом деле. Нельзя научить человека быть остроумным, веселым.

Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др.

Так или иначе, а англичане заметили размолвку между царем и донцом генералом и обратились к средству, где, казалось, генерал должен был поднять руки и сказать: «Сдаюсь». Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко. », «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». А главное – бескомпромиссность и честность всех начинаний.

Художник изобразил молодую девушку, одетую в теплые одежды. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики. Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин. Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей.

Суд истории близок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ). — изумился Жаров, — что можете. ».

Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг. Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930). Явная или скрытая, сатира должна была присутствовать в произведении, в котором подводились итоги последним дням Гитлера и гитлеризма.

Активное, волевое, конструктивное искусство. И вновь вспомнился Горький, его вещее слово. Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается. Этот пример лишний раз доказывает, насколько важно в искусстве детской книги чувство меры, как тонка та грань, которая отделяет условность от невнятности, обобщенность от безличности.

Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное. Молодого художника поддерживал великий пролетарский писатель. Рисковое, порою безудержное желание творить. Я представляю, что значит лесковская притча для рабочей Тулы.

Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. Алексей Максимович, вспомнив Гойю и Домье, поднял вопрос, для Кукрыниксов насущный: искусство деформации искусство некоего преувеличения, дающее художнику-сатирику единственную в своем роде возможность осмеять врага, морально его уничтожить. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж.

Не была ли «Левша» для Порфирия Никитича той самой книгой, живописные куски которой прочли родные будущему художнику под невысокими матицами родного очага. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты.

он «. Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма). И в то же время в изданиях 1930-х гг.

Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Безвольно повисла рука спящего пьяного офицера. Итак, книжная графика.

Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. И все-таки главным тут была идея, которая легла в основу великой притчи о Левше и незримо соотнеслась с самой жизнью художников. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения – насмешливые и язвительные. художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды.

И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты. С 20-х гг. «Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется.

Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников. Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера.

Ощеренные крыши изб. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. Место действия – подземная приемная Гитлера – определилось в сущности сразу, как и главное действующее лицо. Таким способом он подчеркивает, что на улице холодно, наступила настоящая зима. В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади.

были объявлены вне закона и преданы анафеме. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия. Генералу-донцу чудится, что в неуемных своих восторгах царь дал лишку. Месяц, нескончаемый долгий месяц висел оледеневший труп героини. Сталин и В. М.

В руках бандитов – чадящие факелы. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2).

Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. Никто (кроме него самого) никогда не видел, как он создает свои картины, хотя иногда попытки проникнуть в тайну его творчества предпринимались и досужие фоторепортеры пытались изобразить этот колдовской процесс. И вот финал, в нем главная мысль: английского друга Левши, едва он прибыл в русскую столицу, отвезли на посольский двор и отходили, а Левша попал в руки петербургских городовых и они, увидев в нем простолюдина, повезли долгими петербургскими верстами из одной «простонародной больницы» в другую, пока он не испустил дух на холодном больничном полу. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского.

Но вот вопрос: существует ли расстояние между каждым из трех и Кукрыниксами. Тула там хороша — бедная, но добрая, очень русская, — рисовал ее, наверное, Крылов. Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». Даже дружески участливое «Миша» и «Коля» присутствовало. К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова. В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих Враги мира, 1951 и мн.

Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета). Ревет яростное пламя, пожирая древние стены. Главным было – дерзание. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам.

Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. Жутко, страшно было повторять этот путь. В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929). Это было суровое, порою голодное время. Пустые, зияющие глазницы окон. Когда началась война, Кукрыниксы уже многое сделали, чтобы претворить в жизнь эту горьковскую мысль о революционной сатире, можно сказать, что сатирики Кукрыниксы осуществили перевооружение своих войск по совету Горького.

Я слышу этот Древний благовест, слышу клики народа, голос Невского. Генерал на первом плане парализован страхом. Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Широко известен цикл рисунков и акварелей, созданный им во время посещения рыбных промыслов Каспийского моря. — «А как они были: в перчатке или без перчатки. » — «Ваши генералы парадные, они всегда в перчатках ходят значит и здесь так были».

С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький.

Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм.